Урок-конкурс экскурсоводов «Минута славы на поле чудес в г.Суздале»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Цели и задачи урока:
Образовательные– формировать у учащихся устойчивые представления о древнем плотницком ремесле, то есть постройке церквей, изб и хозяйственных построек без единого гвоздя; об устройстве и декоративном убранстве изб и храмов в Музее деревянного зодчества г. Суздаля; учить находить в словарях и правильно использовать новые термины о мастерстве плотника – строителя; научить учащихся правильно и с большой значимостью показать презентацию постройки, то есть рассказать четко по плану.
Развивающие– уметь индивидуально составлять проекты, презентации данной постройки; постоянно обогащать словарный запас, пользуясь энциклопедиями, словарями, книгами об устном народном творчестве.
Воспитательные – воспитывать у учащихся чувство гордости за величие и мастерство плотников, создавших сказочную красоту на века; стремиться к охране и бережному отношению к историческому и культурному наследию родного края; активно участвовать в развитии и процветании народных ремесел.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
suzdal13.docx | 44.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Владимира
"Средняя общеобразовательная школа №21"
Окружающий мир
(Интегрированный урок)
Тема: «Деревянное зодчество родного края»
Урок-конкурс экскурсоводов «Минута славы на поле чудес в г. Суздале»
(2 класс)
Провела:
Склянина Г.С.
учитель нач. кл.
1 кв. кат.
2011окт.-2012 уч. год
Цели и задачи урока:
Образовательные – формировать у учащихся устойчивые представления о древнем плотницком ремесле, то есть постройке церквей, изб и хозяйственных построек без единого гвоздя; об устройстве и декоративном убранстве изб и храмов в Музее деревянного зодчества г. Суздаля; учить находить в словарях и правильно использовать новые термины о мастерстве плотника – строителя; научить учащихся правильно и с большой значимостью показать презентацию постройки, то есть рассказать четко по плану.
Развивающие – уметь индивидуально составлять проекты, презентации данной постройки; постоянно обогащать словарный запас, пользуясь энциклопедиями, словарями, книгами об устном народном творчестве.
Воспитательные – воспитывать у учащихся чувство гордости за величие и мастерство плотников, создавших сказочную красоту на века; стремиться к охране и бережному отношению к историческому и культурному наследию родного края; активно участвовать в развитии и процветании народных ремесел.
Оборудование:
- Карта Владимирской области.
- Карта-план «Музеи г. Суздаля».
- Кроссворд «Русская изба».
- Маршрутная карта (картинная) «Музей деревянного зодчества и крестьянского быта г. Суздаля».
- Плакат для проведения конкурса с заданиями.
- Костюмы для показа рекламы сказок (маски).
- Инвентарь для показа сказок (дом).
- Выставка рисунков, плакатов и изделий из дерева и других материалов.
1-й экскурсовод (защита проекта)
Я представляю Никольскую церковь, которая была построена в 1766 году в селе Глотово Юрьев - Польского района. В 1960 году она была перевезена в городе Суздаль и установлена как образец деревянных русских храмов в северо-западном углу Кремлевского дворика, вблизи Рождественского собора, на высоком берегу реки Каменки .Она названа в честь святого Николая, который считался покровителем плавающих и путешествующих. Основу здания составляет клеть - прямоугольный сруб. Кроме клети, храм включает в себя алтарь - главная восточная часть церкви(в православной церкви отделенная от общего помещения иконостаса) и трапезную(трапеза-общий стол для приема пищи в монастыре, а также переводится как прием пищи, еда). Моя церковь была первым экспонатом.
Я восхищаюсь творением русских зодчих. Постройка напоминает мне корабль, плывущий по волнам. Мне хотелось бы, чтобы попутный ветер перенес ее на другой берег, на территорию музея деревянного зодчества. Это моя мечта. Не случайно в ней столько поэзии, грусти и надежды на лучшее будущее. Это любимая площадка кинематографистов, снимающих исторические фильмы и классику.
2-й экскурсовод (защита проекта)
Начало музею деревянного зодчества в Суздале положила очень высокая ярусная Преображенская церковь 1756 года построения, перевезенная сюда в 1966 году из села Козлятева Кольчугенского района. Композиционный стержень Преображенской церкви составляет три восьмерика на четверике.
Объемы церкви кверху уменьшаются, создавая плавное зрительное стремление ввысь. Уравновешивают конструкцию «бочки», это три луковичных купола, покрытые осиновым лемехом-деревянной черепицей. Красивая чешуйчатая кровля создает на солнце игру света и тени.
Когда я любуюсь величием и красотой, то представляю высокую статную девушку в красивом русском сарафане, расшитом золотом и жемчугами. На голове у девушки кокошник в виде «башенки», расшитой и украшенной руками мастерицы. А в руках она держит голубей - символа мира, счастья и добра. Мне бы очень хотелось сохранить для всех людей этот уникальный памятник русским плотникам, сумевшим воплотить в дереве сказку.
3-й экскурсовод(защита проекта)
Я представляю Воскресенскую церковь из села Патакино Камешковского района, построенную в 1776 году. Она перевезена на территорию музея в 1966 году. Она представляет тип теплой зимней церкви, и конструкция ее иная горизонтальная. Все части, как бы нанизаны на ось и церковь с шатровой колокольней-мачтой напоминают корабль, плывущий на запад. Они своим местоположением открывают перспективу сельской улице, Томилова переулка, контуры которого воссозданы по проекту архитектора В.М. Анисимова. Изучая материал о данной постройке, в моем воображении появился средневековый замок, хранящий в себе много тайн и загадок, которые знает только творец - мастер деревянного зодчества.
4-й экскурсовод (защита проекта)
Моя изба из села Ильинка Меленковского района-ладная, добротная, с резной доской-карнизом – во всем сохраняет уклад жизни крестьянина – середняка, труженика и умельца. Постройке около 100 лет. Это образец типичной русской избы. Фронтом дома называется челом, на современном языке лбом. Фронтом и сруб соединяются резной лобовой доской, а его края украшаются причелинами. Спуски с крыш носили название «полотенец» или «сережек». Верх наличника окна украшаются кокошником-словно женским головным убором. Сами красные окна, выходящие на улицу, смотрятся на доме, как красивый декоративный пояс. Венчается дом деревянным коньком (или птицей). Дом похож на своего хозяина. Глаз не оторвать от красного парадного крыльца, где по доброй традиции встречают почетных гостей. В пословице говорится: « Сам гуляй, да и свои отворяй!»
Я думаю, когда вырасту, то построю для семьи добротный дом на селе или деревне, чтобы наслаждаться красотой русской старины.
5-й экскурсовод (защита проекта)
Я приглашаю вас в дом зажиточного крестьянина из деревни Лог Вязниковского района(XIXвек – примерно 100 лет).Дом двухэтажный, намного богаче, солиднее, сложен из отборного леса, бревна толстые, фасад(по-русски «чело»-лоб) украшен резными причелинами, наличниками, полотенцами и лобовыми досками. Дом сохраняет эффект присутствия хозяев, то есть крытый двор, жилой верхний этаж и ткацкая светелка внизу. Домашнее ткачество в XIX веке было одной из главных форм рыночного хозяйства.
6-й экскурсовод (защита проекта)
Село Польцо Муромского района представляет хозяйственные постройки, которые придают музею деревянного зодчества эффект сельского уголка. Самые таинственные и поэтичные по своей изобретательности постройки-две ветряные мельницы. Существует пословица: «Крыльями машет, а улететь не может». Чтобы поймать ветер в свои большие крылья, вертится она во все стороны. Если мельница поворачивается вся на столбе, то в старину ее называли «столбушкой», а если же вертится только верхняя ее часть, то прозывали такую –«шатровкой». Амбар (3)- строения для хранения зерна, муки, припасов, а также товаров. Овины – строения для сушки снопов перед молотьбой. Рядом с домами стоит ступальный колодец с огромными колесом внутри. Работает он по типу игрушки «белка в колесе». Человек входит в большое колесо и, переступая со ступеньки на ступеньку, крутит его. Такие колодцы строят там, где вода проходит глубоко под землей. Баньки на огородах завершают колорит деревенской жизни. Хозяйственные постройки в старину выносили за околицу(изгородь вокруг всего селения или только при выезде из него). Так и здесь выполнена композиция- все хозяйственные постройки, кроме колодца-за околицей.
7-й экскурсовод(защита проекта)
Село Мошок Судогодского района представляет постройки, которые придают музею деревянного зодчества эффект сельского уголка. Самые таинственные и поэтичные по своей изобретательности постройки- две ветряные мельницы. Существует пословица: «Крыльями машет, а улететь не может». Чтобы поймать ветер в свои большие крылья, вертится она во все стороны. Если мельница поворачивается вся на столбе, то в старину ее называли «столбушкой», а если же вертится только верхняя ее часть, то прозывали такую –«шатровкой». Как раз данные мельницы и принадлежат к типу мельниц «шатровок». Еще я узнала, что мельницы бывают водяные, паровые и с приспособлениями для помола зерна.
8-й экскурсовод(защита проекта)
Из села Польцо, что из-под Мурома, в музей доставлены три амбара, похожие на «избушки на курьих ножках», так как они укреплены на сваях для защиты зерна от внешних паводков и грызунов. Ведь, амбары-строения для хранения зерна, муки, припасов, а также товаров. Лабаз –помещение для торговли зерном,мукой, а также для хранения зерна, муки. Баньки на огородах завершают колорит деревенской жизни. Баня –специальное помещение, где моются и парятся. Хозяйственные постройки в старину выносили за околицу! У другого хозяина колодец-ворот, крути, верти рычаг, опускай ведро на длинной цепи.
Вывод
Строили деревянные постройки на высоких берегах рек и озер, чтобы дома не затапливало весной в половодье.
Жители деревень и сел были дружны между собой. Любое горе и любая радость всегда была видна всем. Люди помогали друг другу: сообща отстраивали дома после пожаров, сообща строились, вместе праздновали свадьбы, собирали на войну солдат. Помогали ,как могли, нищим и больным.
Вот и мы, все вместе, сообща, должны сохранить деревянные творения мастеров-плотников родного края, исследовать их и передавать как в старину традиции из рода в род. Особенности плотнического мастерства мы видим в каждой дошедшей до нас постройке. Когда поедешь путешествовать по нашему краю, внимательно посмотри из окна автобуса или машины. Попробуй угадать, кто живет за узорными окошками, погляди, как устроены ворота, дом, баня и так далее.
-Что и как мы, современные жители, можем сделать для охраны деревянных построек в нашем крае. Ведь их век недолог, примерно 100 лет.
-Давайте послушаем, как художник-реставратор Анна Суздальская, хочет сохранить деревянные постройки в первозданном виде, и что еще можно построить нам на территории Музея деревянного зодчества и крестьянского быта. Она душой болеет за то, чтобы памятник деревянного зодчества, радовал взрослых и детей. Художник создала проект фонтана «Дружба «, где главный герой – Буратино. Брызги фонтана будут освежать воздух, и создавать воздушность. На этой площадке будут отдыхать семьей и лучшим друзьями, поэтому будет чистота и порядок. Необходимо всем знать правила безопасности, ведь век жизни деревянной постройки недолог. Анна Суздальская предлагает использовать спонсорскую помощь бизнесменов и меценатов на строительство шатровой установки над постройками, которая будет спасать дерево от влияния погодных условий- это снег, дождь и т.д. Сохраним в веках народное достояние страны!
Таблица 1.Тип постройки
№ | Храмы | Избы | Хоз. постройки |
1 | Никольская церковь | Изба | Амбары, бани |
2 | Преображенская церковь | Дом | Шатровые мельницы |
3 | Вознесенская церковь | Изба с мезонином | Ступальный колодец |
Таблица 2.Турнирный список баллов
Районы | Презентац-ия | Кроссворд | Послови-цы | Рекла-ма | Итог | %ставка |
Село Глотово,Ю.-Польский район | 5 | 5 | 5 | 5 | 20 | 100% |
Село Козлятьево,Кольч.р-н | 4 | 5 | 4 | 5 | 18 | 90% |
Село Патакино,Камешк.р-н | 4 | 4 | 4 | 5 | 17 | 85% |
Деревня Лог,Вязник.р-н | 5 | 5 | 4 | 5 | 19 | 95% |
Село Ильинка,Меленковск.р-н | 5 | 5 | 5 | 5 | 20 | 100% |
Село Польцо,Муромский р-н | 4 | 3 | 5 | 5 | 17 | 85% |
Село Кольцово,Селивановск.р-н | 5 | 5 | 5 | 5 | 20 | 100% |
Село Мошок,Судогодск. Р-н | 4 | 4 | 4 | 4 | 16 | 80% |
Таблица 3. Степень усвоения темы урока.
№ | I четверть | IIчетверть | IIIчетверть | IVчетверть |
2 класс |
Усвоение:
Низкое
Среднее
Высокое
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект "Минута славы"
Автор проекта педагог МОУ СОШ № 118 Жукова О.А. ...
Минута Славы в начальных классах.
Сценарий проведения минуты славы для учащихся 1- 4 классов....
Шоу минута Славы
Демонстрация личных достижений детей...
"Минута Славы в 1 классе"
Праздник для ребятишек! Море удовольствия!...
Минута славы
Внеклассное мероприятие "Минута славы", приуроченная акции "Спорт и творчество вместо наркотиков"...
Классный час для учащихся 4 класса: "С поля боя на поле чудес"
Игра «Поле чудес» для учащихся 4-го класса на тему «Великая Отечественная война»....
C поля боя - в поле чудес.
Правилы игры аналогичны одноименной телевизионной игры....