Программа по внеурочной деятельности. Народные игры.
учебно-методический материал
Программа составлена для проведения кружка по знакомству с играми разных народов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vneur._deya-ti_narodnye_igry.doc | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На внеурочную деятельность по курсу «Подвижные народные игры» отводится 33 часа в год (33 учебные недели по 1 часу в неделю) в 1-4 класcах, предусмотренной учебным планом.
Народная игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Народные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе.
Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.
Игра как средство воспитания.
Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий.
Оздоровительное значение подвижных игр.
Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей и подростков. Большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.
Роль и место данного курса
Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Передовые представители культуры: К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Д.А. Колоцца, Г.А. Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании детей, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка.
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
Алгоритм работы с играми.
- Знакомство с содержанием игры.
- Объяснение содержания игры.
- Объяснение правил игры.
- Разучивание игр.
- Проведение игр.
Цель программы: создание условий для физического развития детей, формирование личности ребёнка средствами подвижных народных игр через включение их в совместную деятельность.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
- активизировать двигательную активность младших школьников во внеурочное время;
- познакомить детей с разнообразием народных подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
- формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
- создавать условия для проявления чувства коллективизма;
- развивать сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;
- воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
- В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности учащиеся I класса должны: иметь представление:
- о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
- о режиме дня и личной гигиене;
- о способах изменения направления и скорости движения;
- о народной игре как средстве подвижной игры;
- об играх разных народов;
- о соблюдении правил игры
уметь:
- выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;
- выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;
- играть в подвижные игры;
- выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
- выполнять строевые упражнения;
- соблюдать правила игры
Ожидаемый результат
- Укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.
- Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр.
- Развитие умений работать в коллективе.
- Формирование у детей уверенности в своих силах.
Формы организации занятия: игра, защита проекта, праздники, викторина
Формы контроля : входная и итоговая диагностика; зачет, самооценка, взаимоконтроль, виды самоконтроля, выполнение нормативов. На каждом занятии контролировать частоту сердечных сокращений
Планируемые результаты обучения
Личностные УУД : -
-снижение заболеваемости;
-формировать физические качества;
-воспитывать культуру общения;
- воспитывать любовь и уважение к окружающим;
- сблизить и сплотить детский коллектив;
- развивать самооценку у младших школьников;
- научить анализу собственных действий и поступков;
- научить планированию действий;
- развивать устную речь учащихся;
- развивать творческие способности;
- привить интерес к чтению дополнительной литературы и публикаций;
Познавательные УУД :
-проверить умение самостоятельно выбирать нужную информацию.
-учиться определять цель деятельности с помощью учителя;
-учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности ;
-учиться отличать верно выполненное задание от неверного
Коммуникативные УУД :
проверить умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций, высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновывать, приводя аргумент.
Метапредметные УУД :
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-самостоятельно оценивать правильность выполнения действий
Тематическое планирование
№ | Разделы | Количество часов | Теоретические | Практические |
1. | Введение. Основы знаний о народной подвижной игре. | 2 | 1 | 1 |
2. | Игры на свежем воздухе. | 3 | - | 3 |
3. | Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть! | 1 | 1 | |
4. | Игры-эстафеты. | 4 | - | 4 |
5. | Подвижные игры разных народов. | 9 | 1 | 8 |
6. | Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств. | 4 | - | 4 |
7. | Подвижные игры, основанные на элементах гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивной игры. | 4 | 1 | 3 |
8. | Зимние забавы | 5 | - | 5 |
9. | Итоговое занятие | 1 | 1 |
Основное содержание обучения
1 раздел (2часа)
- Основы знаний о народной подвижной игре.
- - Что такое народная игра? Познакомить с историей народной подвижной игры.
- - Разбор и проигрывание игр наших родителей. Понятие правил игры.
- Выработка правил.
- - Пятнашки.
- - Фанты.
- - Горелки.
- - Лапта.
- - Блуждающий мяч.
- 2 раздел (3 часа)
- Игры на свежем воздухе.
- - Русские народные игры. «Ловушка».
- - Групповые игры. «Охотник и сторож».
- - Групповые игры. «Карусель», «Совушка».
3 раздел (1 час)
- Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть!
- - Двигательная активность и гиподинамия. Я люблю поиграть. Разучивание и организация совместных народных подвижных игр для мальчиков и девочек.
- Оборудование: скакалки, спортивные обручи, мячи, кегли.
4 раздел (4часа)
- Игры-эстафеты.
- - Эстафеты с мячами. Правила игры. «Бег по кочкам».
- - Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча».
- - Эстафеты с бегом и прыжками.
- - Эстафеты с преодолением препятствий.
5 раздел (4часа)
- Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
- - Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча».
- - Упражнения со скакалками.
- - Бег с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (“змейкой”, “по кругу”, “спиной вперед”), из разных исходных положений и с разным положением рук; высокий старт с последующим стартовым ускорением.
- - Упражнения со скакалками.
6 раздел (5 часов)
- Зимние забавы
- -Зимой на воздухе. «Городки».
- - Зимой на воздухе. Скатывание шаров. «Гонки снежных комов».
- - Строительные игры из снега. «Клуб ледяных инженеров».
- - Эстафета на санках.
- - Лыжные гонки.
7 раздел (9 часов)
- Подвижные игры разных народов.
- -Игры русского народа. «Гуси-лебеди», «Обыкновенные жмурки».
- -Игры мордовского народа. «Котел» «Салки».
- -Игры белорусского народа. « Михасик», «Прела-горела».
- -Игры татарского народа. «Серый волк» «Скок-перескок»
- -Игры народов Востока. «Скачки» , «Собери яблоки».
- -Игры украинского народа. « Высокий дуб» «Колдун».
- -Игры азербайджанского народа «Белый мяч и черный мяч» , «Отдай платочек».
-Игры чувашского народа. «Хищник в море», «Рыбки».
8 раздел (4часа)
- Подвижные игры, основанные на элементах:
- - гимнастики с основами акробатики: «У медведя во бору», «Совушка»;
- - легкой атлетики: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву»;
- - лыжной подготовки: «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота»;
- - спортивной игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки».
- 9 раздел (1 час)
- Итоговое занятие
- -Праздник здоровья и подвижной народной игры.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема раздела | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
I | Введение. Основы знаний о народной подвижной игре. | 2 часа | |||
1 | Основы знаний о народной подвижной игре. Что такое народная игра? | 1 | 1 неделя сентября | ||
2 | Разбор и проигрывание игр наших родителей. Понятие правил игры. | 1 | 2 неделя сентября | ||
II | Игры на свежем воздухе. | 3 часа | |||
3 | Русские народные игры. «Ловушка», «Охотник и сторож». | 1 | 3 неделя сентября | ||
4 | Групповые игры. «Карусель», «Совушка» | 1 | 4 неделя сентября | ||
5 | Русские народные игры | 1 | 1 неделя октября | ||
III | Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть! | 1 час. | |||
6 | Двигательная активность и гиподинамия. Я люблю поиграть | 2 неделя октября | |||
IV | Игры-эстафеты. | 4 часа | |||
7 | Эстафеты с мячами. Правила игры. «Бег по кочкам». | 1 | 3 неделя октября | ||
8 | Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча». | 1 | 4 неделя октября | ||
9 | Эстафеты с бегом и прыжками | 1 | 1 неделя ноября | ||
10 | Эстафеты с преодолением препятствий | 1 | 2 неделя ноября | ||
V | Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств. | 4 часа | |||
11 | Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча». | 1 | 3 неделя ноября | ||
12 | Упражнения со скакалками | 1 | 4 неделя ноября | ||
13 | Бег с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (“змейкой”, “по кругу”, “спиной вперед”), | 1 | 1 неделя декабря | ||
14 | Игры со скакалками. | 1 | 2 неделя декабря | ||
VI | Зимние забавы | 5 часов | |||
15 | Зимой на воздухе. «Городки». | 1 | 3 неделя декабря | ||
16 | Скатывание шаров. «Гонки снежных комов». | 1 | 4 неделя декабря | ||
17 | Строительные игры из снега. «Клуб ледяных инженеров». | 1 | |||
18 | Эстафета на санках. | 1 | |||
19 | Лыжные гонки. | 1 | |||
VII | Подвижные игры разных народов. | 9 час. | |||
20 | Подвижные игры разных народов .Бурятская игра. | 1 | |||
21 | Игры русского народа. «Гуси-лебеди», «Обыкновенные жмурки». | 1 | |||
22 | Игры мордовского народа. «Котел» «Салки». | 1 | |||
23 | Игры белорусского народа. « Михасик», «Прела-горела». | ||||
24 | Игры татарского народа. «Серый волк» «Скок-перескок» | 1 | |||
25 | Игры народов Востока. «Скачки» , «Собери яблоки». | 1 | |||
26 | Игры украинского народа. « Высокий дуб» «Колдун». | 1 | |||
27 | Игры азербайджанского народа «Белый мяч и черный мяч» , «Отдай платочек». | 1 | |||
28 | Игры чувашского народа. «Хищник в море», «Рыбки». | 1 | |||
VIII | Подвижные игры, основанные на элементах гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивной игры. | 4часа | |||
29 | Игры на основе гимнастики и акробатики: «У медведя во бору», «Совушка». | 1 | |||
30 | Игры на основе легкой атлетики: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву». | 1 | |||
31 | «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота». | 1 | |||
32 | «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки». | 1 | |||
Итоговое занятие | 1 час | ||||
33 | Праздник здоровья и подвижной народной игры. | 1 | |||
ИТОГО | 33ч |
Литература
Для учителя:
1.Воронина Г.А. Программа регионального компонента «Основы развития двигательной активности младших школьников. Киров, КИПК и ПРО, 2007 г.
2.Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор, М.: Просвещение, 2011г.
3.Ковалько В. И. «Здоровье - сберегающие технологии», Москва «Вако», 2008 г.
4.Осокина Т. И. «Детские подвижные игры народов», Москва «Просвещение»,2005 г.
5.Фролов В. Г. «Физкультурные занятия на воздухе с детьми», Москва «Просвещение»,2008 г.
6.Шевченко И. В. «Вместе весело играть», Ростов-на-Дону «Феникс», 2006 г.
7.Гриженя В.Е. Организация и методические приемы проведения занятий по подвижным играм в вузе и в школе: Учебно-методическое пособие – М., Советский спорт, 2005. – 40 с.
Для учащихся:
- Гришин В. Г. Игры с мячом и ракеткой.- М., 2005г.
- Вавилова Е. Н. Бегай, прыгай, метай.- М., 2006 г.
- Семенов С. С. Городки.- М., 2005 г.
- Гришина В. С. Румяные щечки.- М., ФиС, 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Народные игры".1 класс.
Данная программа направлена на поддержание народных традиций, на обучение самому весёлому и радостному занятию- народным спортивным играм и, вместе с тем, на совершенствование общефизический умений и ...
Программа внеурочной деятельности "Народные игры" для учащихся 1-4 классов
"Играя-оздоравливать,играя-воспитывать,играя-развивать,играя обучать!"Предлагаемая программа знакомит учащихся с народными играми, игровыми ситуациями, в которых отражаются национальный аспект, истоки...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Народные игры» спортивно-оздоровительного направления
Рабочая программа внеурочной деятельности «Народные игры» спортивно-оздоровительного направления (Базовый уровень) 3 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Народные игры", 34 ч
Для использования при планировании внеурочной деятельности....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Народные игры"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Народные игры" предназначена для учащихся начальной школы....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Народные игры"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Народные игры" предназначена для учащихся начальной школы....
Рабочие программы курсов внеурочной деятельности "Народные игры" 1-4 класс,"Финансовая грамотность"1-4 класс
Программы "Народные игры" и "Финансовая грамотность" разработаны в соответствии с ФГОС НОО для 1-4 классов....