Программа внеурочной деятельности "Народные игры" для учащихся 1-4 классов
материал по физкультуре (1 класс) на тему
"Играя-оздоравливать,
играя-воспитывать,
играя-развивать,
играя обучать!"
Предлагаемая программа знакомит учащихся с народными играми, игровыми ситуациями, в которых отражаются национальный аспект, истоки самобытности культуры народа.Процесс формирования первычных умений и навыков неразрывно связанс задачей развития умственныхи физических способностей, ведь детские подвижные игры несут огромную, и может быть самую важную роль в физическом воспитании ребенка.
Цель программы:"Организация здоровьесберегающих мероприятий, направленных на укрепление здоровья и ворождения забытых народных игр, а также приобщения детей к народной культуре.
Задачи:
- Приобрести знания о народных играх, о традициях, истории и культуре различных народов, населяющих нашу планету.
- Прививать интерес и любовь к занятиям различным видам спортивной и игровой деятельности.
- Способствовать функциональному развитию организма школьника, развитию его всех физических качеств.
- приучать детей к самостоятельности, давать задания проводить игры у себя во дворах, в школе, применяя правила игры, правила пользования спортивным инвентарем, научить выполняить правила безопасности самому и играющим.
- Воспитывать культуру общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной игровой и соревновательной деятельности.
- Использовать народные подвижные игры в массовых праздниках, возраждать опыт прошлых поколений.
Программа разработана для обучающихся 1-4 классов, осваювающих ФГОС.
Пограмма расчитана на четыре учебных года, 1 час в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti.rar | 79.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Захаровская средняя общеобразовательная школа
Программа внеурочной деятельности
«Народные игры»
(1-4 класс)
Разработчик: Ковалёва В.В.
учитель физкультуры, высшая
квалификационная категория
с. Захарово – 2013г.
«Играя - оздоравливать,
Играя - воспитывать,
Играя - развивать,
Играя - обучать!»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы физкультурно-спортивная.
Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои. А также представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявить смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Народные подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой степени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка.
Народные игры направлены на развитие физических качеств, а также на формирование двигательных умений и навыков детей.
Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Народным играм обучать детей нужно специально, так как естественная передача от поколения поколению народной празднично-игровой культуры в настоящее время во многом прервана. Сохранение национальной самобытности, воспитание чувства уважения и дружбы к другим народам обеспечиваются в значительной мере через освоение игр разных народов на основе своих исконных игр, забав и обрядов.
Она, как и любая другая игра, выполняя различные воспитательные функции, (развивающую, познавательную, развлекающую, диагностическую, корректирующую и др.) может служить также средством приобщения детей и подростков к народной культуре, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект формирования системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей. Социокультурный смысл народной игры состоит в том, что она формирует типовые навыки социального поведения, являясь контрольным мерилом проявления многих важнейших черт личности. Не случайно специалисты разных направлений предметом исследования избрали народную игру. Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, семейные, празднично-игровые и прочие. Это позволяет взрослому ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений. Неслучайно игровой опыт детей дошкольного возраста непременно включает разнообразные народные прибаутки, игровые считалки, народные подвижные, шуточные и другие игры со сверстниками и взрослыми.
На современном этапе ученики имеют слабое представление о народных играх, забавах, развлечениях, составляющих национальную культуру предков.
Для преодоления этого недостатка предлагается программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному направлению «Народные игры».
Особенности программы.
Предлагаемая программа знакомит учащихся с русскими народными играми, игровыми ситуациями, в которых отражаются национальный аспект, истоки самобытности культуры народа. Процесс формирования первичных умений и навыков неразрывно связан с задачей развития умственных и физических способностей, ведь детские подвижные игры несут огромную, и может быть самую важную роль в физическом развитии ребенка.
Данная программа разработана с целью:
организовать здоровьесберегающие мероприятия, направленные на укрепление здоровья и возрождения забытых народных игр, а также приобщить детей к народной культуре.
Задачи:
- Создать условия для успешного проведения кружка «Народные игры» с учащимися 1 -4 класса.
- Приобрести знания о народных играх, о традициях, истории и
культуре различных народов, населяющих нашу планету;
- Формировать потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями, ответственности за свое здоровье;
- Прививать учащимся интерес и любовь к занятиям различным видам спортивной и игровой деятельности;
- Способствовать функциональному развитию организма школьника, развитию его физических качеств (силы, ловкости, выносливости, гибкости, скорости).
- Приучать детей к самостоятельности, давать задание проводить игры у себя во дворах, в школе, применяя правила игры, правила пользования спортивным инвентарем, научить соблюдению техники безопасности самому и играющим.
- Воспитывать культуру общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности.
- Использовать народные подвижные игры на массовых праздниках, возрождать опыт прошлых поколений, когда на праздниках играли от «мала» до «велика», передавая «секреты» игры от поколения к поколению.
В реализации данной программы участвуют дети 1-4 классов в возрасте 6-10 лет.
Программа «Народные игры» рассчитана на четыре учебных года: проведение 1 часа в неделю: 1 класс — 33 часа в год, 2-4 классы -34 часа в год.
Занятия проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 35 минут.
Занятия проводятся в зале и на игровой площадке образовательного учреждения. Курс может вести как учитель физической культуры, так и любой другой учитель начальных классов.
Реализация данной программы нацелена проявить себя в фестивале «Народные игры» в начальной школе, в обучении играм ребят подготовительного класса и старшей группы детского сада, а также в исследовательской деятельности посредством составления проектов.
Программа внеурочной деятельности по физкультурно- спортивному направлению «Народные игры» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Планируемые результаты:
К концу каждого года обучения дети
должны иметь представление:
- об историческом наследии народа и изучаемых народных игр;
- о традициях народных праздников;
- о культуре общения со сверстниками в условиях игровой и соревновательной деятельности;
должны знать:
- историю возникновения народных игр;
- правила проведения игр, эстафет и праздников;
- основные факторы, влияющие на здоровье человека;
- правила поведения во время игры.
должны уметь:
- выполнять упражнения в игровой ситуации (равновесие, силовые упражнения, гибкость,скорость,выносливость);
- проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию;
- владеть мячом, скакалкой, обручем и другим спортивным инвентарём;
- применять игровые навыки в жизненных ситуациях.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает
достижение следующих результатов образования:
➢ личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
➢ метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
➢ предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Русские народные игры» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
➢ Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
➢ Проговаривать последовательность действий на уроке.
➢ Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
➢ Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
➢ Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
➢ Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
➢ Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
➢ Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
➢ Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
➢ Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
➢ Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
➢ Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
➢ Слушать и понимать речь других.
➢ Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
➢ Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
➢ Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Содержание программы
- класс
I.Введение (1час):
История народных подвижных игр. Как выбирают водящего. Считалки старинные. Сговорки. Считалки современные. Как бросают жребий.
II. Русские народные игры (31 часа):
«Салки» (варианты). «Пустое место». «Ручеек». «Коршун». «Два мороза». «Горелки» (вариант 1,2). Игры хороводы «Метелица», «В лесу родилась елочка». «Стоп!». « Веселые эстафеты». «Невод». «Корзинки». «Заря». «Белые медведи». «Удочка». «Мяч к верху». «Русская лапта». Прыгалки на скакалке (девочки). Перетягивание каната (мальчики). «Классы». «Двенадцать палочек». Спартакиада подвижных игр.
2 класс
- Введение (1 час).
- Игры народов России (33часа)
«Стрельба в мишень» (Кары адары) Тувинская народная игра. «Стрелок» (Уксы) Башкирская народная игра. «Табун» (Хурэг адуун) Бурятская народная игра. «Волк и ягнята»(Шоно ба хурьгод) Бурятская народная игра. «Надень папаху» (Папахны гий. Т-агъур лье) Дагестанская народная игра. «Повелитель лунки» ( Гъуэж) Кабардино-Балкарская народная игра. «Под буркой» (Штактуэпль) Кабардино-Балкарская народная игра. «Журавли-журавли» (Къру - къру) Кабартино-Балка рская на родная игра. «Мяч» Карельская народная игра. «Пятнашки на санках» (Регги гапазил) Карельская народная игра. «Ловля оленей» (Корьясос куталом) игра народов Коми. «Биляша» Марийская народная игра. «Раю-раю» Мордовская народная игра. «Перетягивание» Осетинская народная игра. «Продаем горшки» (Чулмак уены) Татарская народная игра. «Угадай и догони» (Читанме, бузме) Татарская народная игра. «Игра с платочком» (Кышетеэн шудон) Удмурдская народная игра. «Утушка» (Бобешк) Чечено-ингушская игра. «Хищник в море» (Сеткан кайак тинесрэ) Чувашская народная игра. «Соколиный бой» (Мохсоцол охсупуута) Якутская народная игра. «Перерягивание на палках». (Мас тардыппыта) Якутская народная игра. «Один лишний» (Биир орду к) Якутская народная игра. «Ручейки и озера». Игры народов Сибири и Дальнего Востока. «Полярная сова и евражки». «Тройной прыжок». «Борьба на палке». «Успей поймать!» Спартакиада народных подвижных игр
3класс
- Введение (1 час)
II. Игры народов ближнего зарубежья (33часа):
Украинские народные игры. Белорусские народные игры. Узбекские народные игры. Казахские народные игры. Грузинские Народные игры. Азербайджанские народные игры. Армянские народные игры. Литовские народные игры. Молдавские народные игры. Латвийские народные игры. Киргизские народные игры. Таджикские народные игры. Туркменские народные игры. Эстонские народные игры. Игры по выбору учащихся.
4 класс
I. Введение (1 час)
II. Игры народов мира (33 часа):
Австрия « Школа мяча». Англия «Варианты салок». Болгария «Народный мяч». Венгрия « Один в круге». Испания «Поймай мяч!» Италия «Птичий рынок». Финляндия «Горящий мяч». Франция: «Игры на ходулях», «Школа прыжков», « Охотничий мяч». Югославия «Камень с плеча», «Выбить кеглю». Вьетнам «Захват флажка». Китай «Поймай за хвост дракона». Турция «Башня из камней». Япония «Японский бадминтон», «Японские салки», «Чужеземцы». Чили « Корзина с фруктами». Спартакиада народных игр.
Учебно-тематический план
Русские народные игры
1класс
№ п-п | Название тем | Количество часов | |
I. II. | Введение: История народных подвижных игр. Как выбирают водящего: - Считалки старинные; - Сговорки; - Считалки современные; - Как бросают жребий. Русские народные игры: 1. Салки (варианты): - простые; - «зайки»; - «обезьянки»; - ноги от земли; - приседалки; - с лентами; - в парах; - пересекалки; - с мячом; - на одной ноге. | 2 2 На каждом занятии, в качестве разминки | |
2. Пустое место | 1 | ||
3. Ручеек | 1 | ||
4.Коршун | 1 | ||
5.Два мороза | 1 | ||
6. Горелки (вариант 1,2) | 1 | ||
7. Игры хороводы «Метелица», «В лесу родилась елочка» | 3 | ||
8. Стоп! | 1 | ||
9. Веселые эстафеты | 1 | ||
10.Невод | 1 | ||
11. Корзинки | 1 | ||
12. 3аря | 1 | ||
13. Белые медведи | 1 | ||
14. Удочка | 1 | ||
15. Мяч к верху | 1 | ||
16. Русская лапта | 5 | ||
17. Прыгалки на скакалке (девочки) | 1 | ||
18. Перетягивание каната (мальчики) | 1 | ||
19. Классы | 1 | ||
20. Двенадцать палочек | 2 | ||
III | Спартакиада подвижных игр | 2 | |
Всего | 33 часа |
Игры народов России
2 класс
№ п-п | Название тем | Количество часов | |
I | Введение «Народы России» (Теория) | В течение всех занятий | |
II | Игры народов России (Теория) | ||
1 | Стрельба в мишень. (Кары адары) Тувинская народная игра. | 1 | |
2 | Стрелок. (Уксы) Башкирская народная игра. | 1 | |
3 | Табун.(Хурэг адуун) Бурятская народная игра. | ||
4 | Волк и ягнята.(Шоно ба хурьгод) Бурятская народная игра. | 1 | |
5 | Надень папаху. (Папахны гий. Т-агъур лье) Дагестанская народная игра. | 1 | |
6 | Повелитель лунки.( Гъуэж) Кабардино-Балкарская народная игра | 1 | |
7 | Под буркой.(Штактуэпль) Кабардино-Балкарская народная игра. ^ | 1 | |
8 | Журавли-журавли. (Къру - къру) Кабартино-Балка рская на родная игра. | 1 | |
9 | Мяч. Карельская народная игра | 1 | |
10 | Пятнашки на санках. (Регги гапазил) Карельская народная игра. | 1 | |
11 | Ловля оленей. (Корьясос куталом) игра народов Коми. | 1 | |
12 | Биляша. Марийская народная игра. | 1 | |
13 | Раю-раю. Мордовская народная игра. | 1 | |
14 | Перетягивание. Осетинская народная игра. | 1 |
15 | Продаем горшки. (Чулмак уены) Татарская народная игра. | 1 | |
16 | Угадай и догони. (Читанме, бузме) Татарская народная игра. | 1 | |
17 | Игра с платочком. (Кышетеэн шудон) Удмурдская народная игра. | 1 | |
18 | Утушка. (Бобешк) Чечено-ингушская игра. | 1 | |
19 | Хищник в море. (Сеткан кайак тинесрэ) Чувашская народная игра. | 2 | |
20 | Соколиный бой. (Мохсоцол охсупуута) Якутская народная игра. ' | 1 | |
21 | Перерягивание на палках. (Мае тардыппыта) Якутская народная игра. | 1 | |
22 | Один лишний. (Биир ордук) Якутская народная игра. | 2 | |
23 | Ручейки и озера. Игры народов Сибири и Дальнего Востока. | 2 | |
24 | Полярная сова и евражки. | 2 | |
25 | Тройной прыжок | 1 | |
26 | Борьба на палке. ' | 1 | |
27 | Успей поймать! | 1 | |
III | Спартакиада народных подвижных игр | 2 | |
Всего: | 34 часа |
Игры народов ближнего Зарубежья
3 класс
№ п-п | Название тем | Количество часов |
I. | Введение «Народы ближнего зарубежья». | 1 |
II. | Игры народов ближнего зарубежья: | 33 |
1.Украинские народные игры: | 2 | |
- Высокий дуб (Високий дуб); | ||
-Печки (Пички); | ||
-Круглый хрещик. | ||
2. Белорусские народные игры: | 2 | |
-Иванка; | ||
-Мельница; | ||
-Просо (Проса); | ||
-Лиски; | ||
-Мороз; | ||
-Жмурки; | ||
-Посадка картофеля. | ||
3. Узбекские народные игры: | 2 | |
-Пастух и козы (Эчкилар ва чупонлар). | ||
4. Казахские народные игры: | 2 | |
-Конное состязание (Байга); | ||
-Платок с узелком (Орамал). | ||
5. Грузинские народные игры: | 2 | |
-Игра в колокол (Заробана); -Снятие шапки (Кудис агеба); -Игра в лягушек (Бакакоба); -Захвати палку (Джохитациоба); -Ударь жгутом (Кочинчара). 6. Азербайджанские народные игры: -Белый и черный мяч (Аг тон вэ гара тон); -Отдай платочек (Дэсмалы вер) 7. Армянские народные игры: -Земля, вода, огонь, воздух; -Банки разрушились. 8. Литовские народные игры: -Волчонок (Вилкэпис); -Король зверей (Жворю каролюс); -Утро зайчика (Кишкио ритас); - Ловля хорька (Шешко ритас). 9. Молдавские народные игры: - Барашек (Мелуц); - Яблоко (Де-а мэрул). 10. Латвийские народные игры: - Путешественник (Целетайс); - Птица без гнезда (Путнс без лигздас); - Сосед подними руку (Кайминь, цель року). 11. Киргизские народные игры: - Ударить по тыкве (Ашкабан чармай); 12. Таджикские народные игры:
13. Туркменские народные игры: -Хромой журавль (Агсак дурна); -Хромая курица (Агсак товук) ; -Прыжки через ров(Яндан бок). 14. Эстонские народные игры:
- Черное и белое (Маарья- агдалеэна). 15. Игры по выбору учащихся | 2 2 3 2 3 1 2 2 2 4 | |
Всего: | 34 часа |
Игры народов мира
4 класс
Название тем | Количество | ||
№ п-п | часов | ||
I | Введение «Народы мира» | 1 | |
II | Игры народов мира: | 30 | |
1 | Австрия «Школа мяча» | ||
2 | Англия «Варианты салок»: | В процессе | |
• Телохранители; | занятий | ||
• Привидение; | |||
• Обезьяньи салки; | |||
• Петух на насесте; | |||
• Салки по кругу; | | |||
• Перекрестные салки; | |||
• Цепные салки; | |||
• Прихлопни комара; | |||
• Бег с переменой направления. | |||
3 | Болгария «Народный мяч» | 2 | |
4 | Венгрия «Один в круге» | 2 | |
5 | Испания «Поймай мяч!» | 1 | |
6 | Италия «Птичий рынок» | 2 | |
7 | Финляндия « Горящий мяч» | | 2 | |
8 | Франция: | ||
• «Игры на ходулях»; | 3 | ||
• «Школа прыжков»; | 2 | ||
• «Охотничий мяч». | 2 | ||
9 | Югославия: • «Камень с плеча»; • «Выбить кеглю». | ||
1 | |||
1 | |||
10 | Вьетнам «Захват флажка» | 1 | |
11 | Китай «Поймай за хвост дракона» | 3 | |
12 | Турция «Башня из камней» | 2 | |
13 | Япония: • «Японский бадминтон» | 2 | |
• «Японские салки» | 2 | ||
• «Чужеземцы» | 2 | ||
Чили. Корзина с фруктами. | 2 | ||
14 | Спартакиада народных игр. | 2 | |
III. | Спартакиада народных игр | 2 | |
Всего: | 34 часа |
Методическое обеспечение
Теоретический материал программы лучше давать темами, сообщение знаний организовывать в форме бесед (групповых или индивидуальных) до, после или в процессе выполнения двигательной деятельности.
При проведении практических занятий использовать словесный, наглядный иллюстративный, проблемный, частично – поисковый, деятельностный методы.
Занятия проводятся интегрировано. При проведении занятий должны быть учтены особенности организма учащихся, его пониженные функциональные возможности, также то, что в группе могут быть ученики с различным диагнозом. Поэтому индивидуальный подход должен быть одним из основных принципов организации занятий.
Техническое оснащение занятий
«Народные игры»
1. Свисток игровой
2. Обручи пластмассовые детские
3. Палки гимнастические деревянные
4. Палки гимнастические пластмассовые
5. Скамейка гимнастическая жесткая 2 м.
6. Скамейка гимнастическая жесткая 4 м.
7. Секундомер однокнопочный
8.Жилетки игровые с номерами
9. Флажки разметочные
10. Мячи волейбольные
11. Теннисные мячи
12. Кегли
13. Скакалки удлиненные
14. Скакалки гимнастические
15. Инвентарь изготовленный, учителем и детьми по сюжетам игр.
Литература, используемая при разработке программы дополнительного образования и организации образовательного процесса:
1. Былеева Л.В. «Русские народные игры» Москва «Советская Россия»
1988 г.
- Ермолаев Ю.А., Ермолаева Ю.Ю., Винникова Е.Е., Счастная 0.3. «Народные подвижные игры» Москва 1990 г.
- Литвинова М..Ф «Русские народные подвижные игры» М. «Просвещение» 1986 г.
- Развивающие игры - БЫСТРЕЕ, ВЫШЕ ,СИЛЬНЕЕ.- Дельта С-Петербург 1998 г.
Рекомендуемая литература для родителей и детей
- Андрош Лукачи «Игры детей мира» М. «Молодая гвардия» 1977 г.
- Яковлев В.Я. «Игры для детей» М. «Ф и с» 1975 г.
- Детские подвижные игры народов С С С Р М. «Просвещение» 1989 г. 1
I
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов "Уроки театра"
Программа может быть использована для внеурочной деятельности (общекультурное направление) в рамках ФГОС...
Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 3 - 4 классов
Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 3 - 4 классов...
Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 -4 классов МОУ «Акатьевская ООШ» на 2011 – 2015 учебный год Объединение «Игры нашей местности»
Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 -4 классов МОУ «Акатьевская ООШ» на 2011 – 2015 учебный год Объединение «Игры нашей местности»...
Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 - 4 классов МОУ «Акатьевская ООШ» на 2011 – 2015 учебный год Литературно – творческое объединение «Родное слово»
Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 - 4 классов МОУ «Акатьевская ООШ» на 2011 – 2015 учебный год Литературно – творческое объединение «Родное слово»...
Программа внеурочной деятельности для учащихся 3-го класса «Занимательная математика»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЦЕЛЬ ФАКУЛЬТАТИВАЗАДАЧИ ФАКУЛЬТАТИВАПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФАКУЛЬТАТИВА.МЕСТО ФАКУЛЬТАТИВА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫПЛАНИРУЕМЫЕ РЕ...
Рабочая программа внеурочных занятий для учащихся 3 «А» класса «Умники и умнички» .
Рабочая программа внеурочных занятий разработана на основе авторской программы Н. Б. Истоминой...
Программа внеурочной деятельности с учащимися 1 - 3 классов
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня ...