Рабочие программы курсов внеурочной деятельности "Народные игры" 1-4 класс,"Финансовая грамотность"1-4 класс
рабочая программа
Программы "Народные игры" и "Финансовая грамотность" разработаны в соответствии с ФГОС НОО для 1-4 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РП"Финансовая грамотность"1-4 класс | 33.5 КБ |
РП "Народные игры"1-4 класс | 22.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
1-4 класс
на 2023 -2024 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для обучающихся 1-4 классов составлена с учетом требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО) и учебной программы по финансовой грамотности (Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова. Учебная программа «Финансовая грамотность» 1 -4 класс. - М.: Вита-Пресс)
Цель программы: развитие экономического образа мышления, воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности, уважения к труду и предпринимательской деятельности.
Задачи:
- формирование базовых знаний о личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег, о сбережениях, об общих принципах кредитования и инвестирования, о предпринимательстве, возможных рисках, страховании, рекламе и защите прав потребителей;
- формирование у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и расходов, навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости;
- формирование понимания необходимости долгосрочного финансового планирования, установки на необходимость аккумулировать сбережения, навыков управления сбережениями;
- формирования навыков оценивать свою кредитоспособность, умения долгосрочного инвестирования;
- формирование навыков составления бизнес - плана для обеспечения продуманности действий в будущем;
- обучение основным расчетам экономических показателей: прибыли, издержек.
Место учебного курса внеурочной деятельности в учебном плане школы
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю: 1 класс – 33 часа, 2-4 класс – 34 часа
Формы проведения занятий:
- беседы;
- деловые игры;
- викторины;
- интервью;
- блиц-опросы;
- учебные дискуссии;
- ролевые игры;
- учебные проекты.
Формы промежуточной аттестации: учёт текущих достижений.
Взаимосвязь с программой воспитания
- использование воспитательных возможностей содержания учебного курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» для формирования у обучающихся традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на занятиях явлений, организацию их работы с получаемой на занятии социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроках интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;
- инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения
Содержание курса внеурочной деятельности
1 класс
Введение в экономику
Введение в экономику.
Потребности
Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности. Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи. Товары и услуги
Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно приобрести товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы. Товар и деньги-игра. Рынок- игра. Открытие твоего дела, проект.
Деньги
Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода. Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля.
Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция.
2 класс
Что такое деньги и откуда они взялись
Понятие «товар». Обмен товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег - товаров с высокой ликвидностью. Драгоценные металлы, свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами.
Появление первых монет и о монетах разных государств.
Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок
Монеты, бумажные деньги. Как и когда появились. Способы защиты от подделок бумажных денег.
Какие деньги были раньше в России
Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка».
Первые русские монеты.
Современные деньги России и других стран
Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах, проведение безналичных расчетов. Функции банкоматов.
3 класс
Откуда в семье деньги
В ней рассматриваются следующие понятия: деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад, основным источником дохода современного человека является заработная плата, размер заработной платы зависит от профессии. Дети получают элементарные сведения о том, что собственник может получать арендную плату и проценты, государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. Дети также знакомятся с тем, что при нехватке денег их можно взять взаймы, существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.
На что тратятся деньги
Куда люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы обязательные и необязательные. Сбережения, для чего они нужны, как их создать, где хранить. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг.
Как умно управлять своими деньгами
Здесь даются понятия: бюджет - план доходов и расходов. Люди ведут учет доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.
Как делать сбережения
Учащиеся узнают, что, если доходы превышают расходы, образуются сбережения.
Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.
4 класс
Богатство и бедность
Как создаётся богатство. Источники богатства государства: природные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки, леса). Источники богатства человека: результаты трудовой деятельности, знания, умения, предприимчивость.
Открытия и изобретения. Создание новых технологий. Важность знаний в создании богатства. Ценности материальные и нематериальные.
Богатство и культура. Меценаты — люди, помогающие деньгами науке и искусству. Богатство и милосердие.
Налоги — часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или городу. За счёт налогов строятся и обслуживаются больницы, парки, скверы, библиотеки, школы, интернаты, детские дома.
Труд — основа жизни
Ценность и значимость труда. Труд как потребность человека. Труд как источник материальных благ. Оценка труда. Почему труд по-разному ценится. Заработная плата.
Трудовые награды. Важность учебного труда школьников. Зависимость успехов в будущей профессии от успехов в учёбе. Причины различий в оплате труда: уровень образования, опыт работы, мастерство, условия работы. В процессе труда люди создают, производят различные ценности, предметы, продукты труда. Труд человека позволяет сохранить и увеличить богатства природы. Трудом создаются и нематериальные ценности (книги, произведения литературы и искусства, памятники).
Результатом труда людей является продукт труда. Это полезная и нужная вещь, товар или же услуга (нематериальный продукт труда).
Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения.
Как товары производят
Всё, что необходимо для производства товаров, — ресурсы. Природные ресурсы — материалы, которые даёт природа: земля, вода, растения и животные. Материальные ресурсы — это оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками человека, необходимые для производства товаров. Трудовые ресурсы — это мастера, люди, которые создают товары. Важность труда людей разных профессий.
Производители — люди, которые создают (производят) товары. Продукт труда одного производителя может быть ресурсом для производства другого товара. Фабрика, завод — места, где производят товары.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
- развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные.
- понимать цели своих действий;
- составлять простые планы с помощью учителя
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- оценивать правильность выполнения действий;
- адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей. Познавательные.
- освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
- овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные.
- составлять текст в устной и письменной формах;
- слушать собеседника и вести диалог;
- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные.
- понимать и правильно использовать экономические термины;
- иметь представление о роли денег в семье и обществе;
- уметь характеризовать виды и функции денег;
- знать источники доходов и направлений расходов семьи;
- уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет
- определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения
- проводить элементарные финансовые расчеты.
Тематическое планирование
1 класс
№ п\п | Наименование раздела, темы. | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | Введение в экономику | 1 | |
2 | Потребности | 9 | |
3 | Товары и услуги | 11 | |
4 | Деньги | 12 | |
Итого: |
|
2 класс
№ п\п | Наименование раздела, темы. | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | Что такое деньги и откуда они взялись | 9 | |
2 | Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок | 8 | |
3 | Какие деньги были раньше в России | 6 | |
4 | Современные деньги России и других стран | 11 | |
| Итого: | 34 часа |
3 класс
№ п\п | Наименование раздела, темы. | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | Откуда в семье деньги | 9 | |
2 | На что тратятся деньги | 10 | |
3 | Как умно управлять своими деньгами | 5 | |
4 | Как делать сбережения | 10 | |
| Итого: | 34 часа |
4 класс
№ п\п | Наименование раздела, темы. | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | Богатство и бедность | 14 | |
2 | Труд — основа жизни | 12 | |
3 | Как товары производят | 8 | |
| Итого: | 34 часа |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
учебного курса внеурочной деятельности
«Народные игры»
для обучающихся 1-4 классов
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего образования, федеральной образовательной программы начального общего образования
Цель учебного курса: содействие всестороннему развитию личности на основе овладения обучающимися народными играми, укрепление здоровья через физкультурно-оздоровительную деятельность. Повысить двигательную активность детей младшего школьного возраста, через организацию народных игр.
Задачи:
Познакомить младших школьников с народными играми, отражающими национальный аспект, с историей возникновения игр.
∙ Содействовать укреплению здоровья, разностороннему физическому развитию воспитанников.
∙ Научить детей играть активно и самостоятельно.
∙ Обучить правилам народных игр.
∙ Приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение; проявлять инициативу.
∙ Развивать физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость.
∙ Воспитывать культуру общения со сверстниками и формировать навыки сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности.
Место учебного курса внеурочной деятельности в учебном плане школы
Учебный курс "Народные игры" рассчитан: в 1-4 классе - 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия 40 минут. Группа смешанная, состоит из учеников 1-4 класса.
Программа рассчитана на 1 год. В 1 классе - 33 часа в год. Во 2-4 классах - 34 часа в год.
Формы обучения: беседы, игры, эстафеты, спортивные мероприятия, практические занятия в помещении и на местности.
Формы промежуточной аттестации: учёт текущих достижений.
Формы учета рабочей программы воспитания
- Использование воспитательных возможностей содержания учебного курса внеурочной деятельности «Народные игры» для формирования у обучающихся традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих;
- воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организацию их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроках интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;
Содержание курса внеурочной деятельности «Народные игры»
1-4 класс
Русские народные игры
"Гуси - лебеди", "У медведя во бору", "Филин и пташки", "Краски", "Кот и мышь", , "Игровая", "Почта", "Коршун", Гуси", "Волк", «Птицелов", "Блуждающий мяч", "Шар", "Посигутки", "Выгони мяч", "Малечина - калечина"
Белорусские народные игры
«Гуси летят», "Колечко", "Мельница", "Заяц - месяц", "Мельница"
Украинские народные игры
«Колдун", «Печки».
Мордовские народные игры
"Раю - рай", "Салки", "Круговой"
Башкирские народные игры "Липкие пеньки","Палка - кидалка"
Татарские народные игры
"Угадай и догони", "Кто дальше бросит?", "Мяч по кругу", "Спутанные кони"
Чувашские народные игры
"Хищник в море", "Луна или солнце", "Расходитесь"
Бурятские народные игры " Табун", Иголка, нитка и узелок"
Дагестанские народные игры " Палочка - стукалочка", Надень папаху"
Северо-осетинские народные игры
"Палка", " Перетягивание"
Игры народов Коми "Стой, олень!", "Охота на оленей"
Калмыцкие народные игры " Прятки","Кружится вокруг колышка"
Карельская народная игра " Я есть!"
Еврейская народная игра «Есть у нас козлик"
Игры народов Сибири и Дальнего Востока: «Льдинки, ветер, мороз", «Рыбаки и рыбки».
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате освоения программы курса «Народные игры» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
∙ характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
∙ находить ошибки при проведении игр, отбирать способы их исправления;
∙ общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
∙ обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и игровой деятельности;
∙ организовывать самостоятельную игровую деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места проведения игр;
∙ планировать и распределять нагрузку и отдых в процессе игровой деятельности;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
∙ технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта при использовании их в игровой деятельности.
∙ умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
∙ умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
∙ умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по изучению игр являются следующие умения:
∙ активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
∙ проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
∙ проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
∙ оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Предметными результатами освоения учащимися программы являются следующие умения:
∙ планировать игры в режиме дня, организовывать отдых и досуг;
∙ излагать факты истории возникновения игр, характеризовать их роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
∙ представлять игру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
∙ оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при организации и проведении игр, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
∙ организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
∙ бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения игр;
∙ организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью; характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время игр;
∙ взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
∙ в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
∙ подавать команды, вести подсчет при организации и проведении игр.
Тематическое планирование
1-4 класс
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | Русские народные игры | 14 | https://kao.kg/wp-content/uploads/2019/10/Литвинова-М.Ф.-Русские-народные-подвижные-игры.pdf |
2 | Белорусские народные игры | 3 | |
3. | Украинские народные игры | 2 | |
3 | Игры народов России | 15 | |
Итого | 34ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности, 1 класс, "Финансовая грамотность".
Направление: социально-культурное....
Рабочая программа внеурочной деятельности в 4 классе "Финансовая грамотность"
Цель: способствовать формированию у младших школьников представления о финансовой грамотности и создание предпосылок для успешного решения элементарных вопросов в области управления личными финансами ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Развитие математической грамотности» ФГОС НОО 3 класс
Содержание курсаЛогические и комбинаторные задачиМагический квадрат. Комбинаторные задачи. Логические задачи. Задачи на множества.Арифметические действия и задачиЧисла от 1 до 100. Задачи на части. Чё...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Дерево решений" (финансовая грамотность) 1 класс.
Программа имеет социальное направление, является частью основной образовательной программы основного общего образования школы, входит в состав плана внеурочной деятельности и рассчитана на 1 год. Цел...
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка Азбука финансовой грамотности для 1-4 классов
Рабочая программа кружка «Азбука финансовой грамотности» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования на...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности Функциональная грамотность для обучающихся 1-4 классов
Данная рабочая программа при необходимости может быть реализована частично с применением электронного обучения и дистанционных технологий....