Рабочая программа "Мастерок" 2 класс Шефер Т.Н.
рабочая программа (2 класс)

Шефер Татьяна Николаевна

Рабочая программа "Мастерок" 2 класс Шефер Татьяна Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_masterok_2_kl.docx43.02 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ГУРЬЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

                         

Рабочая программа

по внеурочной деятельности «Мастерок»

для 2 «В» класса

учителя: Шефер Татьяны Николаевны

2019-2020 учебный год


Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа «Мастерок» разработана для обучения учащихся 2 классов в рамках внеурочной деятельности (ФГОС НОО), осуществляемой во второй половине дня и организуемой по художественно-эстетическому направлению развития личности.

Является частью «Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Луговской СОШ, разработанной в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом возможностей  учебно-методического комплекса  «Школа России».

Цель программы – развитие творческих способностей учащихся средствами декоративно - прикладного искусства.

 Задачи:

  • ​ познакомить с различными видами и приёмами рукоделия, научить использовать цифровые инструменты и возможности современной информационно-образовательной среды;
  • ​ развивать образное и логическое мышление, художественный вкус, формировать у детей нравственно-личностные качества, высокую коммуникативную культуру, устойчивый интерес к художественно - творческой деятельности;
  • воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость в работе, стремление доводить начатое дело до конца, умение работать в коллективе.

Общая характеристика занятий

Программа имеет художественно-эстетическую и социально-педагогическую направленность. Для реализации программы используются базовые технологии стандартов второго поколения:

В процессе обучения в кружке «Мастерок» дети могут проявить свою фантазию и творчество в разных направлениях: аппликация из бумаги, яичной скорлупы, ткани, зёрен, оригами, квиллинг, бисероплетение, поделки из природного материала и спичек, декупаж, роспись по стеклу, лоскутное шитьё и др., а также учатся использовать подручные материалы в изготовлении сувениров. Дети знакомятся с различными видами ручной работы, поэтому они в дальнейшем могут сориентироваться в выборе кружков декоративно-прикладного направления. Узнав интересы ребят в начале учебного года, можно скорректировать количество часов, отведённых на ту или иную технику, добавить новую.

На занятиях дети учатся работать с трафаретами и лекалами, вырезать детали, составлять несложные композиции, подбирать ткань по цвету и фактуре в соответствии с замыслом, а также получают первоначальные навыки шитья. Образовательный процесс строится с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, темы подобраны по мере усложнения и углубления материала.

Программа имеет практическую направленность: дети видят результат своей деятельности, который можно использовать в качестве украшения, сувенира или предмета, необходимого в быту.

ИКТ-компетентность. Для того, чтобы сориентировать младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях и сформировать способность их грамотно применять в программу включена работа на компьютере, а именно: поиск информации в Интернете, посещение виртуальных выставок, просмотр коллекций мастеров декоративно-прикладного творчества, цифровое фото своих собственных работ, обработка фотографий с помощью компьютера и выкладывание их в Интернет. Таким образом, на занятиях происходит смена видов деятельности, что способствует снижению утомляемости, а переход с рабочего места за компьютер и обратно – своего рода зарядка. Программа предусматривает соблюдение санитарно-гигиенических норм, индивидуальная работа учащегося на компьютере составляет 10-15 минут.

Межпредметные связи, используемые в программе, помогают учащимся осваивать и анализировать технологические приёмы и способы обработки материалов, развивать образное и пространственное мышление.

Программа предусматривает выполнение как индивидуальных, так и коллективных работ, что способствует развитию самостоятельности, инициативы и ответственности личности. Дополнительное задание на каждом занятии позволяет осуществить индивидуально-личностный подход к обучению учащихся, а также позволяет учителю более гибко планировать учебный материал.

Виды деятельности учителя: рассказ, объяснение нового материала, представление презентации, демонстрация готового изделия, объяснение алгоритма работы по каждой теме.

Деятельность ученика: выполнение индивидуальной или коллективной практической работы (изготовление изделия или фрагмента изделия), индивидуальная работа на компьютере.

 Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение)

Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира)

Технология, основанная на реализации проектной деятельности

Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения

При реализации программы используются различные методы:

​ словесно-наглядный;

​ репродуктивный;

​ работа под руководством педагога;

​ самостоятельная деятельность;

​ словесные: беседы, викторины, экскурсии;

​ наглядные: просмотр сайтов, репродукций, работа с литературой, пособиями, образцами изделий;

​ практические: изготовление наглядных пособий, образцов.

Связь с родителями поддерживается в течение всего учебного года в форме:

​ выступлений на родительских собраниях;

​ индивидуальных бесед;

​ проведений мастер-классов для родителей;

​ посещений родителями выставок, проводимых в классе и школе, фестивалей детского творчества.

Одна из форм стимулирования учащихся к занятиям – организация выставок, конкурсов, куда приглашаются родители кружковцев.

Место и роль программы в образовательном процессе:

Изучение дополнительной образовательной программы «Мастерок» проходит на первой ступени начального общего образования. Программа рассчитана на 34 учебных часа во 2 классе ( 1 час в неделю). Единицей учебного процесса является занятие. В программе предусмотрена проектная деятельность.

1четверть- 8ч;

2четверть- 8ч;

3четверть- 10 ч;

4четверть- 8ч.

Ценностные ориентиры содержания внеурочных занятий «Мастерок»

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жиз- неспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества
 как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Планируемые результаты освоения программы:

К числу планируемых результатов освоения дополнительной образовательной программы «Мастерок» относятся:

• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;

• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения программы опыт специфической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.

Личностные результаты освоения дополнительной образовательной программы «Мастерок» должны отражать:

1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

2) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

4) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

5) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

6) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения дополнительной образовательной программы «Мастерок» должны отражать:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) активное использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

6) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки информации;

7) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты освоения дополнительной образовательной программы «Мастерок» должны отражать:

1) получение первоначальных представлений о бисероплетении, аппликация из бумаги, яичной скорлупы, ткани, зёрен, оригами, квиллинге, декупажу, росписи по стеклу, лоскутному шитью и др.;

2) формирование опыта творческой деятельности;

3) усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;

4) овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;

5) использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;

6) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

Содержание программы

Вводная беседа  (1 час).

Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. Из истории происхождения  ножниц. Беседа.

Работа с природным материалом (4 часа).

Материал: гербарий листьев, цветов, семена растений, ракушки, камни, гуашь, клей.

Рассказ о флористике. Природа  края. Изготовление композиций из засушенных листьев.

Составление композиции ( розы из кленовых листьев, коллективная работа).

Мозаика (с использованием семян, камешек, листьев цветка ириса  ).

Работа с бумагой. Ладошковая аппликация. (6 часов).         

Материал: салфетки, гофрированная бумага, клей, ножницы.

Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами». Экскурс по Японии. Аппликации из ладошек. Животный мир. Новогодняя тема из ладошек. Ёлки к Новому году. Снеговик. Символ 2020 года. Цветик - семицветик. Изготовление поздравительных открыток (по образцу).Мир Смешариков.

    Торцевание (6 часов).

   Материал: салфетки, гофрированная бумага, картон, клей, ножницы. Стержень от ручки (гелевой)

Знакомство с техникой торцевания.  Это мир необычной аппликативной мозаики, создаваемый из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги.Панно «Осенний пейзаж». Картина «Мы за спорт!» «Зимняя сказка». «Зверьё моё!» (котёнок, дельфин) Коллективная работа « Весне навстречу!»

Аппликация (обратная) из пластилина. (5 часов).

Материал: пластилин, крышки от пластиковой посуды, картон.

Радужные бабочки. Серия картин из пластилина: «Лесная школа», «Пластилиновая осень», «Космос», «Лето в разгаре». Зимний лес. Коллективная работа. Сказочные домики для гномиков.

Оригами из кругов (4 часа).

Материал: цветная офисная бумага, белая бумага, картон, клей, ножницы.

Цветы из кругов для открытки. Цветущая  яблоня. Ёлочка из кругов. Светофорные коты.

      Аппликация из зёрен (4ч)

Теория. Виды круп. Особенности работы с зерном. Окраска зерна.

Практическая работа. Аппликация по выбранным эскизам. Окраска.

    Весёлые лоскутки. Поделки и аппликация из ткани. Мягкая игрушка (5ч)

Теория. Виды тканей. Особенности работы с тканью. Швы «назад иголку», отделочные «тамбурный», «козлик». Способы пришивания пуговиц. Аппликация из ткани.

Практическая работа. Зайчик. Волшебные пуговки. Салфетка под кулич. Коврик из косичек. Прихватка «Тётя Фрося».

     ​ Проектная деятельность(2ч)

     ​ Заключительное занятие. Конкурс(1ч)

Подведение итогов. Конкурс. Выставки работ учащихся

класс

Тематическое планирование внеурочной деятельности «Мастерок»

№п/п

Тема

Количество часов

Вводное занятие.

1

Работа с природным материалом.

9

Работа с бумагой. Ладошковая аппликация.

5

Торцевание.

3

Пластилин. 

4

Аппликация из зёрен.

4

Весёлые лоскутки. Поделки и аппликация из ткани.

5

Проектная деятельность.

2

Заключительное занятие. Конкурс.

1

Всего:

34

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Мастерок»

№п/п

Дата проведения

Название темы занятия

Количество часов

Вид занятий

Методическое обеспечение

Вводное занятие.

1

Рассказ, беседа, наглядность, демонстрация

Инструктаж по технике безопасности. Выставка работ

Работа с природным материалом.

Флористика-это искусство создания композиций или букетов из срезанных цветов, листьев, трав,  ягод, плодов, орехов, декоративных трав  в вазах, шарах, корзинах и других сосудах. Натуральные растения можно дополнить искусственными (самодельными) цветами и растениями, использовать для создания композиции камни, ткань, металл, пластик и другие материалы.

9

Рассказ, беседа, наглядность, демонстрация

Цв. бумага, клей ножницы, картон, природный материал

Работа с бумагой. Ладошковая аппликация. Сколько ладошек, столько прекрасно выполненных идей  можно показать.

5

Рассказ, беседа, наглядность, демонстрация

Цв. бумага, клей ножницы, картон

Торцевание.

Этот вид бумажного творчества  

Увлекает, завораживает.

3

Рассказ, беседа, наглядность, демонстрация

Цв. бумага, клей ножницы, картон

Пластилин. 

Аппликация (обратная) из пластилина

4

Рассказ, беседа, наглядность, демонстрация

Цв. бумага, клей ножницы, картон, многослойные салфетки

Аппликация из зёрен.

4

Рассказ, беседа, наглядность, демонстрация

Виды круп, клей, картон

Весёлые лоскутки. Поделки и аппликация из ткани.

5

Рассказ, беседа, наглядность, демонстрация

Лоскутки ткани, клей, ножницы, иголки, нитки

Проектная деятельность.

2

Рассказ, беседа, наглядность, демонстрация

Заключительное занятие. Конкурс.

1

Рассказ, беседа, наглядность, демонстрация

Выставка работ

Всего:

34

Материально-техническое обеспечение

  1. Компьютер
  2. Принтер
  3. Проектор
  4. Интерактивная доска

Список литературы для учащихся, интернет-ресурсы

1.​ Афонькин С.Ю. и Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.:»Аким», 1995.

2.​ Малышева А.Н. Аппликация в детском саду - Ярославль: Академия развития, 2006.

3.​ Перевертень Г.И. Поделки из орехов. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.

4.​ Ингрид Марас. Животные из бисера. Новые идеи для вашего творчества. – М.:Издательство АРТ-РОДНИК, 2007.

5.​ Геронимус Т.М. Технология: Я всё умею делать сам: рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008.

6.​ Петрова И.М. Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких. – СПб.: «Детство-пресс»; 2004.

7.​ http://stranamasterov.ru/

                  8.​  http://allforchildren.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 2"В" класс. Шефер Т.Н.

Рабочая  программа по русскому языку 2 "В" класс. Шефер Татьяна Николаевна...

Рабочая программа по литературному чтению 2 "В" класс. Шефер Т.Н.

Рабочая программа по литературному чтению 2 "В" класс. Шефер Татьяна Николаевна...

Рабочая программа по математике 2 "В" класс Шефер Т.Н.

Рабочая программа по математике 2 "В" класс Шефер Татьяна Николаевна...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Шефер Т.Н.

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Шефер Татьяна Николаевна...

Рабочая программа по технологии 2 класс Шефер Т.Н.

Рабочая программа по технологии 2 класс Шефер Татьяна Николаевна...

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс Шефер Т.Н.

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс Шефер Татьяна Николаевна...

Рабочая программа по музыке 2 класс Шефер Т.Н.

Рабочая программа по музыке 2 класс Шефер Татьяна Николаевна...