Классный час для 1 класса "Путешествие по стране Вежливости"
классный час (1 класс)

Евсеева Любовь Васильевна

Классный час для 1 класса "Путешествие по стране Вежливости"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час для учащихся 1 класса на тему:

«Путешествие по стране Вежливости»

Евсеева Любовь Васильевна, учитель начальных классов

Цели:

  1. обучение первоклассников употреблению различных форм словесной вежливости, способствовать формированию умения правильно употреблять в своей речи вежливые слова;
  2. формировать умения работать в группе, развитие культуры речи учащихся;
  3. привитие младшим школьникам этических норм поведения, воспитание вежливости – одного из лучших качеств человеческого характера.

Оборудование: карточки с названиями групп («Спасибо», «Пожалуйста», «Здравствуйте», «До свидания», «Доброе утро»), карточки с ситуативными задачами, Облака с вежливыми словами, Солнышко, проектор, презентация, песня «Дорогою добра».

Ход мероприятия:

I. Организационный момент (Песня «Дорогою добра»).

Учитель: Здравствуйте! –

                  Поклонившись, мы друг другу сказали,

                  Просто «здравствуйте»,

                  Больше ведь мы ничего не сказали.

                  Отчего же на капельку солнца

                  Прибавилось в мире?

                  Отчего же на капельку радостней

                  Сделалась жизнь?

- Давайте улыбнёмся друг другу, гостям и начнём наше мероприятие.

II. Создание проблемной ситуации.

Учитель: Сегодня у нас необычный классный час (Слайд 1). А начнем мы его сценкой. Посмотрите и ответьте на вопрос героев.

Сценка по стихотворению И.Антонова «Вежлив Витя или нет?»

Учитель: Малыша обидел Витя, 
                Перед школою в строю
                Витя просит:
Ученик: Извините, я ошибку признаю.
Учитель: На урок пришёл учитель,
               Положил на стол журнал,
               Следом Витя:
Ученик: «Извините, я немного опоздал».
Учитель: Тихомиров! Покажите

                 Нам на карте город Псков.

Ученик: Извините, - шепчет Витя, я к уроку не готов.

Учитель:  Спор давно ведётся в классе:
                Вежлив Витя или нет?
                Разберитесь в споре этом
                И скажите нам ответ.
– Ребята, как вы считаете, вежлив Витя или нет?  Почему? (Не только слова у нас должны быть добрыми, вежливыми, но и поступки должны быть разумными, ясными, слово не должно расходиться с делом).
Сегодня мы попробуем разобраться: какой он, вежливый человек?
(Слайд 2).

- Я приглашаю вас  в путешествие по волшебной стране Вежливости, где ждут нас необычные встречи и открытия. Во время путешествия мы будем работать группами: 1 группа – «Спасибо», 2 группа - «Пожалуйста», 3 группа - «Здравствуйте», 4 – «До свидания», 5 группа – «Доброе утро». Вы готовы? Итак,  в путь!

III. Путешествие по стране Вежливости.

1. Первое море, которое мы должны переплыть – «Море вежливости» (Слайд 3). 

А) Давайте поиграем в игру «Продолжи фразу». Я начинаю, вы хором продолжаете (по группам).
- Растает даже ледяная глыба
От слова теплого….(
спасибо)
- Зазеленеет старый пень,
Когда услышит.. (
добрый день)
- Мальчик, вежливый и развитый
Говорит, встречаясь….
(здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (
извините, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят …(
до свидания).

- Как называются эти слова? (волшебные, вежливые).  Почему эти слова называют «волшебными»? Как называют людей, которые используют в своей речи «волшебные слова»? В каких ситуациях мы употребляем эти слова? (Для приветствия, просьбы, прощания, извинения, благодарности).

2.  Ну вот, волшебные слова мы вспомнили. Продолжим наше путешествие и отправимся на «Аллею приветствий». (Слайд 4). 

А как вы думаете – отчего зависит  сила волшебных слов? Сейчас мы посмотрим сценку, а потом попробуем ответить на этот вопрос.

Дети показывают инсценировку стихотворения З.Бядули “Петрусь”

1 уч. Обещал отцу Петрусь:
П. Я за вежливость возьмусь,
  Буду всех благодарить, 
 Первым “здравствуй” говорить
1 уч. Вот мальчишка со стараньем
     Выполняет обещанье.
   Видит – утром у сторожки
  Дремлет сторож на порожке:
  На посту он ночь не спал,
  Только-только задремал.
 А Петрусь как заорет:
П. С добрым утром, дед Федот! –
Д.  Дед ругнул его спросонок:
- Убирайся, постреленок!
1 уч. Вот Петрусь догнал Яринку
     Да как дернет за косынку:
П. Ты куда, Яринка, стой!
    Я здороваюсь с тобой! –
1 уч. Та отпрянула в сторонку – 
П. Как невежлива девчонка!
1 уч. Петя очень удивлен:
    Разве был невежлив он?

Как выдумаете, вежлив ли на самом деле Петрусь? Почему поступки мальчика нельзя назвать вежливыми? Вывод: Чтобы эти чудесные слова имели силу, надо помнить: Вежливый человек приветлив и всегда внимателен к людям. Так отчего же зависит сила волшебных слов? Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть волшебными. Недаром в народе говорят “Самолюб никому не люб”.

3. Пролив «Подумай-ка» (Слайд 5).
Обсуждать поведение других людей легко. А как бы вы сами поступили в этих ситуациях? Сейчас я каждой команде раздаю ситуации. А вы прочитайте их, найдите ошибки, обсудите в группе и скажите, в чем дети были не правы. Групповая работа (решение ситуативных задач) :

Ситуация 1. Одна девочка возмущенно жаловалась маме: “Во дворе мальчик такой невежа:  все время зовет меня Галька”. “А ты как его зовешь?” – спросила мама. «Я его вообще никак не зову», - ответила Галя, - Я ему просто кричу: «Эй, ты!»

Вопрос: Права ли была девочка? О каких волшебных словах она забыла? (Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать “Эй, ты!”)

 Ситуация 2.

По улице шли двое прохожих: одному 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было пять предметов: портфель, 3 книги и большой свёрток. Одна книга упала. «У вас упала книга», – закричал мальчик, догоняя прохожего. «Разве?» – удивился тот. «У вас было пять предметов: портфель, 3 книги и большой свёрток, а теперь четыре предмета», – объяснил мальчик. «Я вижу, ты хорошо усвоил математику, – сказал прохожий, с трудом поднимая книгу. – Но, однако, есть правила, которые ты ещё не усвоил».

Вопрос: О каких правилах говорил прохожий? Что должен был сделать мальчик? (Поднять книгу, помочь прохожему).

Ситуация 3.

Приходит утром Костя в школу. У двери его класса стоит учительница. Костя, увидев её, обрадовался, подбежал к ней и начал рассказывать, какую он вчера кинокартину смотрел.

Вопрос: Какие ошибки допустил Костя? ( С учителем не поздоровался, с ребятами то же. Никого в школе не заметил. Только о кино не забыл).

Ситуация 4

По улице шёл старичок, опираясь на палку. Он был стар и от старости согнулся, поэтому шёл, глядя себе под ноги. Навстречу к нему, подняв голову кверху, шёл мальчик лет 8. Мальчик наткнулся на старика и сильно его толкнул. Старик очень рассердился на мальчика. Но вот мальчик что-то сказал старику, и старик сразу подобрел.

Вопрос: Что же такое сказал ему мальчик? ( «Извините, пожалуйста»).

Ситуация 5

На день рождения имениннику неожиданно принесли в подарок две одинаковые машинки. На что мальчик сказал “Что мне делать с двумя машинками? Ведь у меня такая уже есть!”

Вопрос: Что бы вы сказали на месте мальчика, чтобы не обидеть гостя? (Большое спасибо! У меня теперь две одинаковые машинки, можно играть вдвоем! )

Молодцы, ребята! Вывод: Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.

4. Физкультминутка «Не ошибись, пожалуйста!» (Слайд 6).А сейчас отдохнём. Я буду называть команды, но выполнять их надо только тогда, когда я назову «волшебное слово». Не ошибитесь, пожалуйста!

  • Встаньте, пожалуйста. (Дети встают)
  • Поднимите руки.
  • Будьте добры, похлопайте. (Дети хлопают)
  • Потопайте.
  • Попрыгайте, пожалуйста. (Дети прыгают)
  • Будьте любезны, наклонитесь вправо, влево и ещё раз, пожалуйста. (Дети наклоняются)
  • Тихонько сядьте.
  • Сядьте, пожалуйста. (Дети садятся)

5. А сейчас мы приплыли  на «Остров пословиц» (Слайд 7).
Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, грубость. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста. Каждой команде выдаются рассыпанные пословицы. Вам нужно собрать пословицы и объяснить их смысл. Групповая работа:

     Каков привет…                   (таков и ответ).

    Приветливое слово …         (гнев побеждает).

    Не мудрён привет, …         (а сердце покоряет).

   Стол спасибом …              (красится).

    Вежливость все двери …     (открывает).

Проверка (Слайд 8). Вывод: Да, правильно. Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте – это доброе, вежливое  слово.
6.  Наше путешествие продолжается. Мы плывём по «Поэтическому  морю» (Слайд 9). Чтение стихотворения С.Маршака «Ежели вы вежливы».
 1. Ежели вы вежливы 
И к совести не глухи 
Вы место без протеста 

Уступите старушке. 

2. И ежели вы вежливы, 
То, сидя на уроке, 
Не будете с товарищем 
Трещать, как две сороки .


3. И ежели вы вежливы 
То в разговоре с тетей 
И с дедушкой, и с бабушкой 
Вы их не перебьёте.

 
4. И ежели вы вежливы 
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.


5.  Ежели вы вежливы. 
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду. 


6. И ежели вы вежливы
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы – то есть сами.


7.И ежели вы вежливы
То всех благодарите
И мячика у маленьких 
Без спросу не берите!
- Ура ребята, мы только что переплыли через Поэтическое море.  Какие полезные советы вы узнали? ( ответы детей). 

IV. Итог мероприятия: Подошло к концу наше путешествие. Что вам понравилось больше всего? Что такое вежливость? (Слайд 10).

Правила вежливости:

  • Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было с тобой приятно.
  • Вежливый человек приветлив и всегда внимателен к людям.
  • Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.
  • Вежливый человек уступает место старшим.
  • «Вежливые слова», произнесённые грубо или развязно, перестают быть «вежливыми»

Ребята, сегодня мы с вами вспомнили, что такое вежливость. А знаете ли вы, что 21 ноября отмечался Международный день приветствий, а 11 января – Всемирный день «спасибо» (Слайд 11).

На улице, дома, в общественном месте

Будь вежлив со старшими, помни о  чести.

В театре, трамвае, кино

Веди себя скромно, прилично, умно!

До свидания! (Слайд 12).

Ситуация 1.

Одна девочка возмущенно жаловалась маме: “Во дворе мальчик такой невежа:  все время зовет меня Галька”. “А ты как его зовешь?” – спросила мама. «Я его вообще никак не зову», - ответила Галя, - Я ему просто кричу: «Эй, ты!»

Вопрос: Права ли была девочка? О каких волшебных словах она   забыла?

Ситуация 2.

По улице шли двое прохожих: одному 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было пять предметов: портфель, 3 книги и большой свёрток. Одна книга упала. «У вас упала книга», – закричал мальчик, догоняя прохожего. «Разве?» – удивился тот. «У вас было пять предметов: портфель, 3 книги и большой свёрток, а теперь четыре предмета», – объяснил мальчик. «Я вижу, ты хорошо усвоил математику, – сказал прохожий, с трудом поднимая книгу. – Но, однако, есть правила, которые ты ещё не усвоил».

Вопрос: О каких правилах говорил прохожий? Что должен был сделать мальчик? 

 

Ситуация 3.

Приходит утром Костя в школу. У двери его класса стоит учительница. Костя, увидев её, обрадовался, подбежал к ней и начал рассказывать, какую он вчера кинокартину смотрел.

Вопрос: Какие ошибки допустил Костя? 

Ситуация 4

По улице шёл старичок, опираясь на палку. Он был стар и от старости согнулся, поэтому шёл, глядя себе под ноги. Навстречу к нему, подняв голову кверху, шёл мальчик лет 8. Мальчик наткнулся на старика и сильно его толкнул. Старик очень рассердился на мальчика. Но вот мальчик что-то сказал старику, и старик сразу подобрел.

 

Вопрос: Что же такое сказал ему мальчик? 

Ситуация 5

На день рождения имениннику неожиданно принесли в подарок две одинаковые машинки. На что мальчик сказал: “Что мне делать с двумя машинками? Ведь у меня такая уже есть!”

Вопрос: Что бы вы сказали на месте мальчика, чтобы не обидеть    гостя?

Групповая работа

Соберите пословицы:

(Соедините стрелками начало и конец пословиц)

   

 1. Каков привет,                                         а сердце покоряет.

 2. Приветливое слово …                          таков и ответ.

 3. Не мудрён   привет,                              открывает.

 4. Стол спасибом …                                  гнев побеждает.

        

 5. Вежливость все двери …                      красится.

____________________________________________________          

Групповая работа

Соберите пословицы:

(Соедините стрелками начало и конец пословиц)

   

 1. Каков привет,                                         а сердце покоряет.

 2. Приветливое слово …                          таков и ответ.

 3. Не мудрён   привет,                              открывает.

 4. Стол спасибом …                                  гнев побеждает.

        

 5. Вежливость все двери …                      красится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "В Стране Вежливости и Доброты"

Классный час содержит конспект занятия и презентацию, сопутствующую уроку....

СЦЕНАРНАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА ПО ЭТИЧЕСКОЙ ГРАММАТИКЕ "В СТРАНЕ ВЕЖЛИВЫХ НАУК" НА ТЕМУ "ПОВЕДЕНИЕ В ГОСТЯХ И ЗА СТОЛОМ"

СЦЕНАРНАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА ПО ЭТИЧЕСКОЙ ГРАММАТИКЕ" В СТРАНЕ ВЕЖЛИВЫХ НАУК" НА ТЕМУ "ПОВЕДЕНИЕ В ГОСТЯХ И ЗА СТОЛОМ" 3 класс...

классный час для 1-3 класса "Страна вежливости"

продолжить знакомить детей с правилами и нормами вежливого поведения, формировать привычку у детей коррекционной школы использовать слова вежливости в социуме. Предлагается загадки, игры, конкурсы, му...

классный час "Страна вежливости"

конспект и небольшшая презентация для учащихся 1 класса на тему "Страна Вежливости"...

Классный час «Путешествие в страну Вежливость»

Данный классный час ориентирован на ребят младшего возраста. Целью данного классного часа  является формирования представления о нравственных качествах личности, культуре поведения; формирования ...

Классный час по теме "Путешествие в страну "Вежливости"

Данный материал составлен в игровой форме. Он может быть использован как в внеурочное время, так и для проведения классного часа по теме "Вежливость" для учащихся 2- 4 классов.Материал оснащен слайдам...

Классный час: "Путешествие в страну вежливости".

Классный час  о вежливости для учащихся 2 класса....