Классный час для 1 класса "Путешествие по стране Вежливости"
классный час (1 класс)
Классный час для 1 класса "Путешествие по стране Вежливости"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Кл. час "Путешествие по стране Вежливости" 1 класс | 1.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Классный час для учащихся 1 класса на тему:
«Путешествие по стране Вежливости»
Евсеева Любовь Васильевна, учитель начальных классов
Цели:
- обучение первоклассников употреблению различных форм словесной вежливости, способствовать формированию умения правильно употреблять в своей речи вежливые слова;
- формировать умения работать в группе, развитие культуры речи учащихся;
- привитие младшим школьникам этических норм поведения, воспитание вежливости – одного из лучших качеств человеческого характера.
Оборудование: карточки с названиями групп («Спасибо», «Пожалуйста», «Здравствуйте», «До свидания», «Доброе утро»), карточки с ситуативными задачами, Облака с вежливыми словами, Солнышко, проектор, презентация, песня «Дорогою добра».
Ход мероприятия:
I. Организационный момент (Песня «Дорогою добра»).
Учитель: Здравствуйте! –
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Просто «здравствуйте»,
Больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца
Прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней
Сделалась жизнь?
- Давайте улыбнёмся друг другу, гостям и начнём наше мероприятие.
II. Создание проблемной ситуации.
Учитель: Сегодня у нас необычный классный час (Слайд 1). А начнем мы его сценкой. Посмотрите и ответьте на вопрос героев.
Сценка по стихотворению И.Антонова «Вежлив Витя или нет?»
Учитель: Малыша обидел Витя,
Перед школою в строю
Витя просит:
Ученик: Извините, я ошибку признаю.
Учитель: На урок пришёл учитель,
Положил на стол журнал,
Следом Витя:
Ученик: «Извините, я немного опоздал».
Учитель: Тихомиров! Покажите
Нам на карте город Псков.
Ученик: Извините, - шепчет Витя, я к уроку не готов.
Учитель: Спор давно ведётся в классе:
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре этом
И скажите нам ответ.
– Ребята, как вы считаете, вежлив Витя или нет? Почему? (Не только слова у нас должны быть добрыми, вежливыми, но и поступки должны быть разумными, ясными, слово не должно расходиться с делом).
Сегодня мы попробуем разобраться: какой он, вежливый человек? (Слайд 2).
- Я приглашаю вас в путешествие по волшебной стране Вежливости, где ждут нас необычные встречи и открытия. Во время путешествия мы будем работать группами: 1 группа – «Спасибо», 2 группа - «Пожалуйста», 3 группа - «Здравствуйте», 4 – «До свидания», 5 группа – «Доброе утро». Вы готовы? Итак, в путь!
III. Путешествие по стране Вежливости.
1. Первое море, которое мы должны переплыть – «Море вежливости» (Слайд 3).
А) Давайте поиграем в игру «Продолжи фразу». Я начинаю, вы хором продолжаете (по группам).
- Растает даже ледяная глыба
От слова теплого….(спасибо)
- Зазеленеет старый пень,
Когда услышит.. (добрый день)
- Мальчик, вежливый и развитый
Говорит, встречаясь…. (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (извините, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят …(до свидания).
- Как называются эти слова? (волшебные, вежливые). Почему эти слова называют «волшебными»? Как называют людей, которые используют в своей речи «волшебные слова»? В каких ситуациях мы употребляем эти слова? (Для приветствия, просьбы, прощания, извинения, благодарности).
2. Ну вот, волшебные слова мы вспомнили. Продолжим наше путешествие и отправимся на «Аллею приветствий». (Слайд 4).
А как вы думаете – отчего зависит сила волшебных слов? Сейчас мы посмотрим сценку, а потом попробуем ответить на этот вопрос.
Дети показывают инсценировку стихотворения З.Бядули “Петрусь”
1 уч. Обещал отцу Петрусь:
П. Я за вежливость возьмусь,
Буду всех благодарить,
Первым “здравствуй” говорить
1 уч. Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье.
Видит – утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке:
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал.
А Петрусь как заорет:
П. С добрым утром, дед Федот! –
Д. Дед ругнул его спросонок:
- Убирайся, постреленок!
1 уч. Вот Петрусь догнал Яринку
Да как дернет за косынку:
П. Ты куда, Яринка, стой!
Я здороваюсь с тобой! –
1 уч. Та отпрянула в сторонку –
П. Как невежлива девчонка!
1 уч. Петя очень удивлен:
Разве был невежлив он?
Как выдумаете, вежлив ли на самом деле Петрусь? Почему поступки мальчика нельзя назвать вежливыми? Вывод: Чтобы эти чудесные слова имели силу, надо помнить: Вежливый человек приветлив и всегда внимателен к людям. Так отчего же зависит сила волшебных слов? Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть волшебными. Недаром в народе говорят “Самолюб никому не люб”.
3. Пролив «Подумай-ка» (Слайд 5).
Обсуждать поведение других людей легко. А как бы вы сами поступили в этих ситуациях? Сейчас я каждой команде раздаю ситуации. А вы прочитайте их, найдите ошибки, обсудите в группе и скажите, в чем дети были не правы. Групповая работа (решение ситуативных задач) :
Ситуация 1. Одна девочка возмущенно жаловалась маме: “Во дворе мальчик такой невежа: все время зовет меня Галька”. “А ты как его зовешь?” – спросила мама. «Я его вообще никак не зову», - ответила Галя, - Я ему просто кричу: «Эй, ты!»
Вопрос: Права ли была девочка? О каких волшебных словах она забыла? (Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать “Эй, ты!”)
Ситуация 2.
По улице шли двое прохожих: одному 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было пять предметов: портфель, 3 книги и большой свёрток. Одна книга упала. «У вас упала книга», – закричал мальчик, догоняя прохожего. «Разве?» – удивился тот. «У вас было пять предметов: портфель, 3 книги и большой свёрток, а теперь четыре предмета», – объяснил мальчик. «Я вижу, ты хорошо усвоил математику, – сказал прохожий, с трудом поднимая книгу. – Но, однако, есть правила, которые ты ещё не усвоил».
Вопрос: О каких правилах говорил прохожий? Что должен был сделать мальчик? (Поднять книгу, помочь прохожему).
Ситуация 3.
Приходит утром Костя в школу. У двери его класса стоит учительница. Костя, увидев её, обрадовался, подбежал к ней и начал рассказывать, какую он вчера кинокартину смотрел.
Вопрос: Какие ошибки допустил Костя? ( С учителем не поздоровался, с ребятами то же. Никого в школе не заметил. Только о кино не забыл).
Ситуация 4
По улице шёл старичок, опираясь на палку. Он был стар и от старости согнулся, поэтому шёл, глядя себе под ноги. Навстречу к нему, подняв голову кверху, шёл мальчик лет 8. Мальчик наткнулся на старика и сильно его толкнул. Старик очень рассердился на мальчика. Но вот мальчик что-то сказал старику, и старик сразу подобрел.
Вопрос: Что же такое сказал ему мальчик? ( «Извините, пожалуйста»).
Ситуация 5
На день рождения имениннику неожиданно принесли в подарок две одинаковые машинки. На что мальчик сказал “Что мне делать с двумя машинками? Ведь у меня такая уже есть!”
Вопрос: Что бы вы сказали на месте мальчика, чтобы не обидеть гостя? (Большое спасибо! У меня теперь две одинаковые машинки, можно играть вдвоем! )
Молодцы, ребята! Вывод: Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.
4. Физкультминутка «Не ошибись, пожалуйста!» (Слайд 6).А сейчас отдохнём. Я буду называть команды, но выполнять их надо только тогда, когда я назову «волшебное слово». Не ошибитесь, пожалуйста!
- Встаньте, пожалуйста. (Дети встают)
- Поднимите руки.
- Будьте добры, похлопайте. (Дети хлопают)
- Потопайте.
- Попрыгайте, пожалуйста. (Дети прыгают)
- Будьте любезны, наклонитесь вправо, влево и ещё раз, пожалуйста. (Дети наклоняются)
- Тихонько сядьте.
- Сядьте, пожалуйста. (Дети садятся)
5. А сейчас мы приплыли на «Остров пословиц» (Слайд 7).
Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, грубость. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста. Каждой команде выдаются рассыпанные пословицы. Вам нужно собрать пословицы и объяснить их смысл. Групповая работа:
Каков привет… (таков и ответ).
Приветливое слово … (гнев побеждает).
Не мудрён привет, … (а сердце покоряет).
Стол спасибом … (красится).
Вежливость все двери … (открывает).
Проверка (Слайд 8). Вывод: Да, правильно. Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте – это доброе, вежливое слово.
6. Наше путешествие продолжается. Мы плывём по «Поэтическому морю» (Слайд 9). Чтение стихотворения С.Маршака «Ежели вы вежливы».
1. Ежели вы вежливы
И к совести не глухи
Вы место без протеста
Уступите старушке.
2. И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки .
3. И ежели вы вежливы
То в разговоре с тетей
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьёте.
4. И ежели вы вежливы
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.
5. Ежели вы вежливы.
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.
6. И ежели вы вежливы
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы – то есть сами.
7.И ежели вы вежливы
То всех благодарите
И мячика у маленьких
Без спросу не берите!
- Ура ребята, мы только что переплыли через Поэтическое море. Какие полезные советы вы узнали? ( ответы детей).
IV. Итог мероприятия: Подошло к концу наше путешествие. Что вам понравилось больше всего? Что такое вежливость? (Слайд 10).
Правила вежливости:
- Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было с тобой приятно.
- Вежливый человек приветлив и всегда внимателен к людям.
- Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.
- Вежливый человек уступает место старшим.
- «Вежливые слова», произнесённые грубо или развязно, перестают быть «вежливыми»
Ребята, сегодня мы с вами вспомнили, что такое вежливость. А знаете ли вы, что 21 ноября отмечался Международный день приветствий, а 11 января – Всемирный день «спасибо» (Слайд 11).
На улице, дома, в общественном месте
Будь вежлив со старшими, помни о чести.
В театре, трамвае, кино
Веди себя скромно, прилично, умно!
До свидания! (Слайд 12).
Ситуация 1.
Одна девочка возмущенно жаловалась маме: “Во дворе мальчик такой невежа: все время зовет меня Галька”. “А ты как его зовешь?” – спросила мама. «Я его вообще никак не зову», - ответила Галя, - Я ему просто кричу: «Эй, ты!»
Вопрос: Права ли была девочка? О каких волшебных словах она забыла?
Ситуация 2.
По улице шли двое прохожих: одному 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было пять предметов: портфель, 3 книги и большой свёрток. Одна книга упала. «У вас упала книга», – закричал мальчик, догоняя прохожего. «Разве?» – удивился тот. «У вас было пять предметов: портфель, 3 книги и большой свёрток, а теперь четыре предмета», – объяснил мальчик. «Я вижу, ты хорошо усвоил математику, – сказал прохожий, с трудом поднимая книгу. – Но, однако, есть правила, которые ты ещё не усвоил».
Вопрос: О каких правилах говорил прохожий? Что должен был сделать мальчик?
Ситуация 3.
Приходит утром Костя в школу. У двери его класса стоит учительница. Костя, увидев её, обрадовался, подбежал к ней и начал рассказывать, какую он вчера кинокартину смотрел.
Вопрос: Какие ошибки допустил Костя?
Ситуация 4
По улице шёл старичок, опираясь на палку. Он был стар и от старости согнулся, поэтому шёл, глядя себе под ноги. Навстречу к нему, подняв голову кверху, шёл мальчик лет 8. Мальчик наткнулся на старика и сильно его толкнул. Старик очень рассердился на мальчика. Но вот мальчик что-то сказал старику, и старик сразу подобрел.
Вопрос: Что же такое сказал ему мальчик?
Ситуация 5
На день рождения имениннику неожиданно принесли в подарок две одинаковые машинки. На что мальчик сказал: “Что мне делать с двумя машинками? Ведь у меня такая уже есть!”
Вопрос: Что бы вы сказали на месте мальчика, чтобы не обидеть гостя?
Групповая работа
Соберите пословицы:
(Соедините стрелками начало и конец пословиц)
1. Каков привет, а сердце покоряет.
2. Приветливое слово … таков и ответ.
3. Не мудрён привет, открывает.
4. Стол спасибом … гнев побеждает.
5. Вежливость все двери … красится.
____________________________________________________
Групповая работа
Соберите пословицы:
(Соедините стрелками начало и конец пословиц)
1. Каков привет, а сердце покоряет.
2. Приветливое слово … таков и ответ.
3. Не мудрён привет, открывает.
4. Стол спасибом … гнев побеждает.
5. Вежливость все двери … красится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "В Стране Вежливости и Доброты"
Классный час содержит конспект занятия и презентацию, сопутствующую уроку....
СЦЕНАРНАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА ПО ЭТИЧЕСКОЙ ГРАММАТИКЕ "В СТРАНЕ ВЕЖЛИВЫХ НАУК" НА ТЕМУ "ПОВЕДЕНИЕ В ГОСТЯХ И ЗА СТОЛОМ"
СЦЕНАРНАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА ПО ЭТИЧЕСКОЙ ГРАММАТИКЕ" В СТРАНЕ ВЕЖЛИВЫХ НАУК" НА ТЕМУ "ПОВЕДЕНИЕ В ГОСТЯХ И ЗА СТОЛОМ" 3 класс...
классный час для 1-3 класса "Страна вежливости"
продолжить знакомить детей с правилами и нормами вежливого поведения, формировать привычку у детей коррекционной школы использовать слова вежливости в социуме. Предлагается загадки, игры, конкурсы, му...
классный час "Страна вежливости"
конспект и небольшшая презентация для учащихся 1 класса на тему "Страна Вежливости"...
Классный час «Путешествие в страну Вежливость»
Данный классный час ориентирован на ребят младшего возраста. Целью данного классного часа является формирования представления о нравственных качествах личности, культуре поведения; формирования ...
Классный час по теме "Путешествие в страну "Вежливости"
Данный материал составлен в игровой форме. Он может быть использован как в внеурочное время, так и для проведения классного часа по теме "Вежливость" для учащихся 2- 4 классов.Материал оснащен слайдам...
Классный час: "Путешествие в страну вежливости".
Классный час о вежливости для учащихся 2 класса....
- Мне нравится (1)