Рабочая программа по внеурочной деятельности " Юные патриоты"
рабочая программа (4 класс) на тему

Программа определяет содержание, основные цели и задачи развития гражданско-патриотического воспитания в начальной школе и направленв на воспитание патриотизма и формирование гражданственности  у учеников младших классов. Календарно-тематическое планирование составлено на 1 триместр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneuroch.yunye_patrioty.docx34.7 КБ

Предварительный просмотр:

1 .Пояснительная записка

Программа определяет содержание, основные цели и задачи развития гражданско-патриотического воспитания в начальной школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности у учащихся младших классов.

Данная программа представляет собой определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, мотивированности взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем его мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Воспитание первых чувств гражданственности у детей – это воспитание любви и уважения к родному дому, школе, улице, на которой он живёт, к родному городу; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне.

Любовь ребёнка к Родине характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью: красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине.

Большое влияние на воспитание у детей чувств гражданственности может оказать пример патриотизма родителей, близких людей.

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Цели и задачи программы

Цель: воспитание у детей младшего школьного возраста патриотизма, любви к Родине, к родному краю, уважения к историческому прошлому страны.

Достижение данной цели становится возможным через решение следующих задач:

1. Углубление знаний учащихся о Родине, своём родном крае, месте рождения

2. Более содержательное знакомство с историей своей семьи

3. Углубление знаний об истории, традициях, культуре народов России

4. Воспитание гражданского самосознания и причастности к родным истокам.

5. Формирование у учащихся их личной ответственности за будущее страны.

2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  КУРСА

На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются коммуникативные способности ребёнка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.

3.ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа внеурочной деятельности по патриотическому направлению  «Юные патриоты» предназначена для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов,  занимающихся вопросами патриотического воспитания с детьми в возрасте от 6 до 11 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение по  1 часу в неделю ( в 4 классе 12 часов – III триместр) .

  1. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

 Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
 Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
 Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
 Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
 Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ  ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Предметные результаты.

Обучающиеся научатся:

  • узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;
  • различать прошлое, настоящее, будущее;
  • определять родственные связи в семье;

  • соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы;
  • использовать правила поведения в общественных местах и на улице.

       Обучающийся получит возможность научиться:

  • оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в обществе сверстников с позиции этических чувств и доброжелательности;
  • находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России – Москву, свой регион и его главный город.

   У обучающегося будут сформированы личностные универсальные учебные действия:

  • положительное отношение к школе и учебной деятельности;
  • интерес к учебному материалу;
  • представление о причинах успеха в учёбе;
  • знание основных моральных норм поведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
  • представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
  • первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

        Регулятивные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

  • понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
  • принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
  • первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме;
  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить  соответствующие коррективы.

     Обучающийся получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
  • осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.

     Познавательные универсальные учебные действия.

   

 Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации в учебнике и учебных пособиях;
  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
  • проводить сравнение, сериацию  и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

     Обучающийся получит возможность научиться:

  • ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
  • умению смыслового восприятия познавательного текста;
  • проводить аналогии между изучаемым материалом и  собственным опытом.

     Коммуникативные универсальные учебные действия.

     Обучающийся научится:

  • принимать участие в работе парами и группами;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • использовать в общении правила вежливости.

          Учащийся получит возможность научиться:

  • принимать другое мнение и позицию;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • задавать вопросы;
  • строить понятные для партнёра высказывания;
  • адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема

Кол-во
часов

«Символы России»

1

1

1

1

2

1

1

2

1

1

«За службу и храбрость»

(Информационно-познавательная беседа)

«Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живёшь!» (Конкурс стихов и рисунков)

«Ваши права и обязанности, дети!»  (Устный журнал)

«Герои Советского союза – наши земляки»

«Рыцарский турнир»

(Конкурсная программа)

«Дорогая моя столица»  (Заочное путешествие)

«Подвигу народа жить в веках»

(Литературно – музыкальная композиция)

«Поклонимся великим тем годам» (Вахта Памяти)

Эстафета «Юные патриоты»

Итого

12

7.  КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Кол-во ча

сов

Планируемые результаты

Деятельность учащихся

Дата

Личностные

Метапредметные

Предметные

План

Факт.

1.

«Символы России»

1

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

         Уметь объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей поступки людей.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения.

положительное отношение к школе и учебной деятельности;

интерес к учебному материалу;

представление о причинах успеха в учёбе;

знание основных моральных норм поведения.

Регулятивные Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, учитывая свои возможности и условия её реализации.

Вносить необходимые коррективы в действие, учитывая характер сделанных ошибок.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности.

Познавательные Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

Делать предваритель-

ный отбор источников информации.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

Делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные      принимать участие в работе парами и группами;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

договариваться и приходить к общему решению;

использовать в общении правила вежливости.

узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;

различать прошлое, настоящее, будущее;

определять родственные связи в семье;

соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы;

использовать правила поведения в общественных местах и на улице.

оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в обществе сверстников с позиции этических чувств и доброжелательности;

находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России – Москву, свой регион и его главный город.

Готовят презентацию «Символы России»

Участвуют в информационно-познавательной беседе.

2.

«За службу и храбрость»

(Информационно-познавательная беседа)

1

3.

«Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живёшь!» (Конкурс стихов и рисунков)

1

Готовят стихи и рисунки для участия в конкурсе.

Ищут материал для устного журнала.

4.

«Ваши права и обязанности, дети!»  (Устный журнал)

1

   5.

«Герои Советского союза – наши земляки»

2

Готовят фотовыставку, участвуют в конкурсной программе.

    6.

«Рыцарский турнир»

(Конкурсная программа)

1

  7.

«Дорогая моя столица»  (Заочное путешествие)

1

Готовят презентацию о Москве

8.

«Подвигу народа жить в веках»

(Литературно – музыкальная композиция)

2

  9.

10.

«Поклонимся великим тем годам» (Вахта Памяти)

Эстафета «Юные патриоты»

1

1

Готовят материал для поздравления ветеранов

Участвуют в эстафете «Юные патриоты»

Итого: 12 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный патриот» 2-а класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный патриот» 2-а класс...

рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов России" 3 класс

В воспитании россиянина - гражданина и патриота - особенно важная роль принадлежит образовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности молодых россия...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Растим патриотов. 2 класс.

Растим патриотов68 часов в год, 2 часа в неделю Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе...