Программа добровольческого объединения, занимающегося волонтерской деятельностью, "Юные патриоты"
рабочая программа на тему
Программа добровольческого объединения, занимающегося волонтерской деятельностью, "Юные патриоты". Данная программа может быть использована в работе с учащимися начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dobrovolcheskogo_obedineniya.docx | 52.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа-детский сад» д. Новикбож
МБОУ «НШДС» д. Новикбож
«Ичӧт арлыда челядьӧс видзан-велӧдан школа-сад»
Муниципальнӧй бюджетнӧй общеобразовательнӧй велӧданiн Новикбож грезд
Принята УТВЕРЖДЕНА:
Педагогическим советом Директор
Протокол № _________ Мастыкина А.З.
«___» ________ 20____ г. От « ___» __________ 20____г.
Рабочая учебная программа
добровольческого объединения, занимающегося волонтерской деятельностью
«Юные патриоты»
Очная
(форма организации деятельности)
военно-патриотическое направление
10-11 лет
1 год
(срок реализации)
Новикбож
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа добровольческого объединения, занимающегося волонтерской деятельностью, «Юные патриоты» (далее – Программа) составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Уставом МБОУ «НШДС» д. Новикбож (далее – Школа-сад).
Программа добровольческого объединения «Юные патриоты» является программой патриотической направленности, которая объединяет учащихся, желающих добровольно участвовать в волонтерской деятельности.
Отсутствие условий общественно полезного досуга для значительной части подрастающего поколения создает высокую степень угрозы приобщения учащихся к криминогенной среде, употреблению наркотиков, алкоголя, совершению антиобщественных поступков.
Эта чрезвычайно опасная ситуация выдвигает на повестку дня необходимость поиска новых методов и форм работы в образовательных учреждениях, способных изменить сложившуюся ситуацию. Речь идет, прежде всего, о нахождении таких путей и способов, применение которых может создать реальные условия для формирования позитивного, творческого отношения к действительности, создания общего созидательного дела, воспитывающего и поддерживающего в учащемся жизненную активность, позитивные жизненные навыки.
В этой связи развитие волонтерской деятельности в Школе-саду представляется одним из наиболее эффективных средств формирования у учащихся социального опыта, воспитания гуманности, морально-нравственных ценностей. Таким образом, данная программа является одной из профилактических программ Школы-сада и способствует снижению количества учащихся, состоящих на внутришкольном учете.
Кроме этого глобальные социальные, экономические, политические и культурные изменения, происходящие в современном российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию подрастающего поколения. Как подчеркивается в Концепции модернизации Российского образования, развивающемуся обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема развития социальной активности подрастающего поколения, молодежи.
Ведущие современные педагоги, психологи, философы и социологи считают, что добровольная общественная деятельность сегодня не только сможет помочь решить многие социальные проблемы общества, но и будет способствовать развитию социально-значимых качеств учащихся, формированию у них активной жизненной позиции. Поэтому изучение воспитательных возможностей волонтерского движения приобретает особую актуальность.
Синонимом слова «волонтер» является слово «доброволец». Общее, что их объединяет — добровольность. Разницу в названии в основном определяют применяемые в их работе методики.
Современное развитие волонтёрское движение получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых, при современной экономической ситуации, волонтеры незаменимы. Говорить сегодня о волонтерском движении, как о явлении можно, только учитывая, что все волонтеры руководствуются в своей деятельности одним общим принципом — безвозмездно помогать людям.
Что такое волонтерство сегодня?
Волонтерство (добровольчество) – это единый акт или группа акций социально значимого характера (физическая, экономическая, социальная, культурная поддержка), символ солидарности, созидательная и созерцательная сила, направленная на сохранение и укрепление человеческих ценностей (потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости), на реализацию прав и обязанностей граждан, изучение их личностного роста и осознание полного человеческого потенциала.
Волонтерство - это институт воспитания Семейственности, Честности, Справедливости, Дружбы, Верности, Милосердия, Вдохновения, Ответственности, Созидательности, Терпимости, Трудолюбия, Умеренности, Добра.
Волонтерство — это то место, где в совместных делах ребята могут приобрести позитивный опыт социального взросления и социальной ответственности.
Детство - время активного социального «развертывания» растущего человека и освоения им социокультурных достижений и ценностей, период проб и самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах. Воспитательное значение примера социальной инициативы, глубина ее воздействия на самого инициатора и его ближайшее окружение могут оказывать моральное и духовное влияние, сопоставимое с эффективностью специально организованной воспитательной работы образовательных учреждений, педагогов, семьи.
В настоящее время необходимо скоординировать усилия школы, внешкольных учреждений, общественных объединений, всех тех, кто считает, что в условиях сложного периода нестабильности и социальных конфликтов во многих сферах нашей жизни особенно остро ощущается необходимость восстановления утраченных общечеловеческих ценностей: гуманизма и милосердия, человеколюбия и сострадания, которые должны воспитываться с детства.
Программа добровольческого объединения «Юные патриоты» преследует основную идею — воспитать поколение тех, кто способен помочь и понять, что важны не слова жалости, а отношения на равных и реальная помощь, основанная на уважении к человеку.
Проведя предварительный опрос с учащимися – будущими волонтерами и выбирая основное направление деятельности, пришли к выводу, что детям хотелось бы оказывать посильную помощь ветеранам, пожилым людям родной деревни. Делая свой выбор, они ссылались на то, что пожилые люди действительно нуждаются в их помощи и поддержке, что ветераны защищали нашу Родину в Великую Отечественную войну, и теперь ребята хотят отблагодарить их за это.
Действительно, учащиеся переживают чувства привязанности к своей родной земле, встречаясь с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги. Участие в этой работе вызывает у учащихся чувство восхищения, стремление подражать таким людям. А данная работа способствует патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Патриотическое воспитание школьников выступает как объединяющий и стимулирующий фактор повышения качества образования в целом и является эффективным механизмом образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация и реформированный тип учащегося.
Таким образом, главной стратегической целью развития волонтерского движения «Юные патриоты» в Школе-саду является объединение усилий учащихся и общественности в решении проблем гуманизации среды и оказания всесторонней социально-психологической помощи и поддержки ветеранов, детей войны, пожилых людей д. Новикбож, патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Успех реализации Программы добровольческого объединения «Юные патриоты» зависит от позитивного отношения и поддержки детскому волонтерскому движению со стороны администрации школы, педагогического и родительского коллектива, Совета молодежи, Совета ветеранов, Дома культуры и библиотеки д. Новикбож.
Являясь общественным помощником руководителя территориального органа городского округа «Усинск» и руководителем Совета молодежи д. Новикбож, а также заместителем директора по воспитательной работе Школы-сада и тесно взаимодействуя с общественными объединениями и организациями деревни, считаю, что взаимная работа будет эффективной.
Программа предполагает следующую работу:
- Оказание посильной помощи ветеранам ВОВ, детям войны и пожилым людям;
- Организацию и осуществление мероприятий, направленных на патриотическое воспитание и краеведение;
- Сохранение здоровья учащихся (посредством участия в военно-патриотических играх, соревнованиях, акциях).
В соответствии с вышесказанным программа предполагает виды и формы добровольческой деятельности:
- посещение ветеранов, детей войны, пожилых людей;
- подготовка и проведение музыкально-литературных миниконцертов и праздников для пожилых людей;
- изготовление своими руками подарков, сувениров, открыток для ветеранов и пожилых людей;
- совместная работа с Советом ветеранов д. Новикбож;
- совместная работа с Советом молодежи д. Новикбож (совместные акции и мероприятия);
- участие в военно-патриотических мероприятиях Дома культуры и библиотеки д. Новикбож;
- совместная работа с почетными жителями д. Новикбож (Л.П.Смирновой, поэтессой д. Новикбож; А.В. Сватковской, супругой поэта В.Сватковского д. Новикбож, О.П. Вокуевой, дочерью писателя П.Г. Артеева д. Новикбож);
- совместная работа с Православной Церковью, с Благочинным Усинского Церковного округа Иеромонахом Петром (Красниковым);
- совместная работа с Краеведческим музеем МБОУ «НШДС» д. Новикбож и музеем «Акань» д. Новикбож;
- участие и реализация патриотических и краеведческих проектов;
- организация и участие в мероприятиях, направленных на сохранение здоровья учащихся (посредством участия в военно-патриотических играх, соревнованиях, акциях);
· и многое другое.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕРОПРИЯТИЯ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Направления программы | Основные мероприятия |
1 | Посещение ветеранов, детей войны, пожилых людей д. Новикбож |
|
2 | Информационный блок |
|
3 | Сохранение здоровья | 1. Военно-патриотические мероприятия и игры МБОУ «НШДС» д. Новикбож («Смотр строя и песни», «Зарница», «Лыжня России» и др.). 2. Военно-патриотические мероприятия Дома культуры и библиотеки д. Новикбож («Зарница», «Кросс нации», «Велогонки и кросс, посвященные Дню Победы»). |
4 | Проектный блок | Разработка и реализация патриотических и краеведческих проектов и акций. |
5 | Познавательный блок | 1. Сбор и обобщение информации о ветеранах ВОВ и детях войны д. Новикбож; 2. Рассказы и беседы с детьми войны, с пожилыми людьми д. Новикбож («Беседы по душам» - с детьми войны о военных годах; «Сельское хозяйство» - с пожилыми людьми, сельхозработниками); «Оленеводство» - с бывшими оленеводами); 3. Краеведение («Ме – коми морт» («Я – коми человек»), «Моя деревенька», «Мастера и умельцы д. Новибож», «Дом и быт»…) и др. 4.Мероприятия, посвященные патриотическим дням и акциям. 5. Участие в патриотических и краеведческих конкурсах. |
6 | Координационный блок | 1. Координация работы группы волонтеров руководителем группы. 2. Организация встреч со специалистами школы, деревни Новикбож. 3. Организация акций, анкетирований, экскурсий. |
7 | Досуговый блок | 1. Проведение агитационных программ. 2. Организация КТД (коллективных творческих дел), ролевых игр. 4. Проведение тематических недель («Декада коренных народов»); 5. Организация дней: - Пожилых людей; - Дня Победы; - Дня скорби и памяти; - Дня волонтеров и др. |
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: пропаганда идей добровольческого труда на благо общества и привлечение подрастающего поколения к решению социально значимых проблем; развитие патриотизма, формирование нравственных и коммуникативных качеств личности через организацию общественно-полезной деятельности, способствующей самореализации личности учащегося и направленной на оказание посильной помощи ветеранам, детям войны и пожилым людям.
Задачи:
- формировать активную жизненную позицию учащихся и стремление заниматься волонтерской (добровольческой) работой;
- сформировать сплоченный коллектив волонтеров и возродить идею шефства как средства распространения волонтерского движения (при совместной деятельности волонтеров «Юные патриоты» и волонтеров Совета молодежи д. Новикбож);
- сформировать умение волонтеров принимать и оказывать социальную поддержку и помощь ветеранам ВОВ и пожилым людям;
- установить механизм взаимодействия с социумом в сфере продвижения и развития волонтерского движения (посредством взаимной работы с Советом молодежи, Советом ветеранов, с Краеведческим музеем МБОУ «НШДС» д. Новикбож, с Домом культуры и библиотекой, с Православной Церковью, с Благочинным Усинского Церковного округа Иеромонахом Петром (Красниковым), с музеем «Акань» д. Новикбож.
- утверждать позитивное отношение к здоровому образу жизни (посредством участия в военно-патриотических соревнованиях, играх).
По возрастному уровню программа дополнительного образования детей «Юные патриоты» предназначена для детей младшего школьного возраста, в возрасте от 10 до 11 лет. Объединение комплектуется на основании согласия учащихся и их родителей на добровольной внеконкурсной основе.
Срок реализации Программы добровольческого объединения «Юные патриоты» составляет 1 год обучения, 1 час в неделю, 36 часов в год. По согласию учащихся возможны дополнительные занятия в связи с запросами и планами других общественных объединений и организаций.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
Формы организации добровольческой (волонтёрской) деятельности:
- индивидуальная;
- групповая;
- работа по подгруппам;
- совместная работа с объединениями и организациями д. Новикбож.
Формы организации занятий:
- акции;
- анкетирование (тесты, опросы и т.д.);
- беседы;
- встречи с интересными людьми;
- выставки;
- защита проектов;
- игровые программы;
- конкурсы;
- мастер-классы;
- мероприятия;
-посещения;
- праздники;
- презентации;
- проекты;
- соревнования;
- экскурсии и т.д.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ
В результате реализации программы дополнительного образования детей «Юные патриоты» учащиеся должны овладеть следующими навыками:
- позитивного общения;
- принятия решения;
- формирование позитивного «Образа Я».
В ходе реализации программы ожидается:
- формирование у учащихся высоких нравственных, морально-психологических качеств, составляющих основу их патриотизма и гражданственности, чувства долга и ответственности за судьбу Отечества;
- формирование уважительного отношения к ветеранам, старшему поколению;
- формирование в ходе деятельности более ответственной, здоровой личности;
- формирование сплочённого деятельного коллектива волонтёров;
- развитие и поддержка основных идей волонтёрского движения;
- увеличение количества обучающихся, желающих активно участвовать в волонтёрской деятельности;
- получение необходимого опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов;
- обеспечение взаимодействия с волонтёрами Совета молодежи д. Новикбож с целью обмена опытом и последующего внедрения инновационных форм и методов работы;
- участие в акциях;
- организация и проведение мероприятий, направленных на пропаганду ценностей здорового образа жизни (посредством организации и участия в военно-патриотических соревнованиях, играх и конкурсах);
- создание системы совместной деятельности детей и взрослых, которая позволит достичь социально позитивных и личностно значимых для детей результатов, на основе которых растет их самоуважение к себе;
- формирование у детей личностной ответственности за выполняемую работу.
Овладеть ключевыми компетенциями:
Информационно-технологическими:
- умение при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме;
- умение представлять материал с помощью средств презентации, проектов;
- умение и способность задавать и отвечать на вопросы по изучаемым темам с пониманием и по существу.
Учебно-познавательными:
- умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режима работы, владения основными приёмами обработки материалов;
- умения и навыки мыслительной деятельности: осмыслить и осуществить практическую работу;
- умения и навыки оценки и осмысления результатов своей деятельности: навыки анализа проделанной работы (понравилась ли работа, какие чувства она вызывает и т.п.).
Коммуникативными:
- умение работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения;
- умение обмениваться информацией;
- умение дискутировать и защищать свою точку зрения;
- умение выступать на публике (Школа-сад, посещение ветеранов, концерт, мероприятие);
Социально-личностными:
- способность вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение;
- иметь собственную определенную позицию по отношению к вредным привычкам и быть готовым говорить на эту тему со сверстниками;
Здоровьесберегающими компетенциями:
- умение грамотно сформулировать заповеди здорового образа жизни.
Уметь:
- проводить рефлексию;
- принимать свои чувства и чувства окружающих людей;
- говорить о своих эмоциях и проблемах;
- давать себе позитивную самооценку;
- отстаивать свое мнение;
- ставить перед собой цель и достигать ее.
Мониторинг и анализ результатов.
Мониторинг реализации программы будет осуществляться через:
- анкетирование всех участников программы;
- анализ результатов проведенных мероприятий;
- мониторинг достижений волонтёров.
Критерии эффективности реализации программы
№ п/п | показатели | 2013-2014 учебный год | 1 полугодие 2014-2015 учебный год |
1 | Число постоянных волонтеров в организации | 12 учащихся | 13 учащихся |
2 | Активно работающие волонтеры (% от общего числа зарегистрированных волонтеров) | 83% | 85% |
3 | Разработка и внедрение проектов | 17 | 10 |
4 | Количество проведенных волонтерских акций, мероприятий | 15 | 9 |
5 | Процент волонтеров, покинувших программу через 6 и 12 месяцев | - | - |
6 | Удовлетворение волонтеров от программы | 100 % | 100% |
7 | Число ветеранов, детей войны, посещенных волонтерами | 15 | 9 |
8 | Позитивные отзывы о деятельности волонтеров | - на сайте АМО ГО «Усинск» «Беседы для души» от 22.04.2014г., на информационном городском сайте «УСИНСК.ин» «Беседы для души» от 22.04.2014г., - на сайте ООО «Усинский городской информационный центр» «Беседы для души» от 23.04.2014г., - в муниципальной газете «Усинская новь» №175-176 «Подари радость» от 22.04.2014г. | - отзыв от руководителя Совета ветеранов д. Новикбож Чупровой О.Н.; - отзыв от библиотекаря д. Новикбож Дьячковой Л.Н.; - отзыв от поэтессы д. Новикбож Смирновой Л.П.; - отзыв от руководителя Краеведческого музея МБОУ «НШДС» д. Новикбож Вокуевой О.П. |
9 | Количество публикаций в СМИ о деятельности волонтеров, о программе | - на сайте АМО ГО «Усинск» «Беседы для души» от 22.04.2014г., на информационном городском сайте «УСИНСК.ин» «Беседы для души» от 22.04.2014г., - на сайте ООО «Усинский городской информационный центр» «Беседы для души» от 23.04.2014г., - в муниципальной газете «Усинская новь» №175-176 «Подари радость» от 22.04.2014г. | - На сайте учителя начальных классов Палеховой Л.С.; - в муниципальной газете «Усинская новь» №64-69 «Память» от 05.02.2015г. |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие. Инструктажи. | 1 | 1 | - |
2 | Возникновение и развитие волонтерского движения | 2 | 1 | 1 |
3 | Пропаганда волонтерского движения | 3 | 1 | 2 |
4 | Военно-патриотические соревнования | 9 | 1 | 8 |
5 | Патриотические акции и мероприятия | 14 | 4 | 10 |
6 | Краеведение | 7 | 3 | 4 |
Итого: | 36 | 11 | 25 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание Программы добровольческого объединения «Юные патриоты» предполагает разнообразные формы проведения занятий, на которых учащиеся познакомятся с понятием и значением слова «волонтёрство», с функциями добровольчества в коллективе и в органах детского самоуправления, проверят свои личностные качества в разнообразной деятельности, предлагаемой программой.
Программа построена в соответствии с проблематикой воспитательной работы Школы-сада и реализует одно из основных ее направленностей – патриотическое воспитание.
1. Вводное занятие. Техника безопасности. Санитарно - гигиенические требования.
Вводный инструктаж, Инструкция по охране труда для учащихся. Инструкция по профилактике негативных ситуаций во дворе, на улицах, дома и в общественных местах. Инструкция по пожарной безопасности. Инструкция по охране труда при проведении прогулок, туристических походов, экскурсий. Инструкция по правилам безопасного поведения на дорогах и на транспорте. Инструкция по оказанию первой помощи пострадавшему.
2. Возникновение и развитие волонтёрского движения.
Занятие «Знакомство. Узнаём друг друга». Выборы актива отряда.
Установление контакта между детьми. Игра «Круг знакомства», беседа «Как можно знакомиться». Тесты на лидерские, организаторские способности, выборы председателя, заместителя объединения.
Изучение нормативно — правовых документов.
Изучение основных документов: Положения о добровольческом объединении, занимающемся волонтерской деятельностью (пр. № 58 от 08.04.14г.), кодекса волонтёра.
Занятие «Учимся сотрудничать».
Игра «Чувствуем друг друга», занятие с элементами тренинга «Умеем ли мы общаться» для развития навыков конструктивного взаимодействия и психологической готовности к сотрудничеству.
3. Пропаганда волонтёрского движения.
Оформление стенда «Школьное волонтерское движение».
Информационный уголок «История малой Родины (история моей деревни): прошлое, настоящее и будущее».
Сбор информации для стенда. Совместная работа с Краеведческим музеем МБОУ «НШДС» д. Новикбож.
Выпуск стенгазеты «Ребята нашего двора»
Оформление коллажа о деятельности волонтёрского объединения.
Фотоотчёт «Я и моё общественное объединение «Юные патриоты».
Написание отчёта о добровольческой работе волонтёров школы, документально подтверждающей проведение добровольческих акций.
4. Военно-патриотические соревнования.
Пропаганда ЗОЖ.
Подбор положительных примеров и образцов активной жизнедеятельности; проведение спортивных соревнований «Смотр строя и песни», «Зарничка», «Кросс нации», «Лыжня России». Разработка агитационных флаеров, буклетов, памяток, рекомендаций, презентаций о здоровом образе жизни.
Участие в военно-патриотических соревнованиях Дома культуры д. Новикбож «Зарница», «Велогонки», «Кросс».
5. Патриотические акции и мероприятия
Социальный проект.
Написание проекты. Виды проектов. Практическая работа. Сбор материалов к проекту. Как подготовиться к конкурсу социального проекта общественного объединения.
Проектирование — это прежде всего, технология организации работы по воплощению некой идеи. Занятие «Учимся сотрудничать» развивать навыки конструктивного взаимодействия и психологическую готовность к сотрудничеству. Формирование активной жизненной позиции, развитие инициативы, укрепление и развитие демократических норм жизни.
Проект «Подари радость».
Обучение техническому мастерству волонтёров во время каникул. Написание проекты. Сбор материалов к проекту. Журналистская работа (интервью, информационные встречи, размещение объявлений, рекламы), съёмка, монтаж, публичные выступления, открытые письма, выпуск брошюр, бюллетеней, отчётов, участие в разных мероприятиях, распространение листовок с информацией и раздаточные материалы (флаеры, постеры, сувениры и д.р.). Защита творческого проекта «Подари радость»
Акции «Письмо солдату», «Посылка солдату», «Открытка солдату».
Акция «Ветеран живёт рядом». Посещение ветеранов и детей войны.
Акция «Забота». Помощь ветеранам ВОВ, труженикам тыла, детям войны.
Акция «Вербная веточка». Разукрашенные ленточками и иск. цветами и освещенные в церкви вербные веточки в подарок ветеранам и детям войны д.Новикбож.
Акция «Пасхальная открытка». Сделанные своими руками пасхальные открытки в подарок пожилым людям.
Акции «Георгиевская ленточка», «Спасибо деду за Победу».
Празднование Дня победы. Участие в праздничном Митинге-шествии, возложение цветов у мемориальной плиты д. Новикбож. «След войны в нашем доме» - творческо-поисковая работа. К истории и традициям семей учащихся школы. Организация мини-музея «Дню Победы посвящается…». Участие в патриотических конкурсах.
«Беседы по душам». Занятие «Узелки на память». Постановка актуальных для деятельности вопросов. Некоторые практические советы волонтёрам. Как говорить? Как слушать? Рассказы и беседы с детьми войны, с пожилыми людьми д. Новикбож («Беседы по душам» - с детьми войны о военных годах; «Сельское хозяйство» - с пожилыми людьми, сельхозработниками); «Оленеводство» - с бывшими оленеводами).
Работа с мемориальной плитой д. Новикбож. Акция «Подготовка к митингу-шествию», субботники, акции «Озеленение», «Цветы памяти».
Проведение тематических недель (месячник патриотического воспитания, месячник ко Дню Победы, «Декада коренных народов»).
Организация дней:
- Пожилых людей;
- Дня Победы;
- Дня скорби и памяти;
- Дня волонтеров и др.
6. Краеведение.
«Ме – коми морт» («Я – коми человек»), «Моя деревенька», «Мастера и умельцы д. Новибож», «Дом и быт», «Коми керка» («Коми дом») и др.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа разработана с учётом трёх основных компонентов деятельности современного педагога:
· гуманизация педагогического процесса;
· индивидуализация и дифференцированный подход;
· демократизация,
что предполагает возможность педагога в рамках реализации данной программы достичь поставленной цели и решить педагогические задачи; а также дать возможность каждому учащемуся — члену волонтёрского объединения раскрыть свои организаторские способности, реализоваться в разнообразной деятельности, самоутвердиться как личность и часть коллектива. Главным для педагога является стремление направить ребят на такую деятельность, в ходе которой они смогут ощутить свою самостоятельность, успешность, удовольствие от проделанной работы, удовольствие от общения.
Этапы реализации программы:
По срокам реализации программа — годичная. Программу можно разделить на три этапа:
1 этап — начальный.
Включает в себя формирование добровольческого объединения, диагностику личности каждого участника, расстановку приоритетов деятельности каждого члена добровольческого объединения, распределение социальных ролей внутри объединения.
2 этап — основной.
Погружение в разнообразную деятельность, направленную на достижение поставленной цели и решение педагогических задач с опосредованным использованием методов, форм, средств реализации программы. Подготовка и проведение мероприятий различных форм организации. Осуществление взаимодействия с различными структурами, привлечение учащихся Школы-сада в социально — значимую деятельность патриотической направленности. Анализ и самоанализ проделанной работы.
3 этап — заключительный.
Подведение итогов проделанной работы за год. Анализ и самоанализ личностного роста в ходе реализации данной программы. Планирование дальнейшей деятельности добровольческого объединения.
1. Концентров по различным направлениям деятельности (психолого — педагогическое, социально — бытовое, социокультурное, трудовое, оздоровительное, социально — правовое, профилактическое, лидерское, патриотическое, информационное, экологическое, образовательное).
2. Эмоциональной поддержки (поддержка добровольцев выражается в поощрении, оценивании, координации, направлении, мотивировании, обмене опытом и других необходимых действиях, направленных на сопровождение личностного роста).
3. Анализа и самоанализа (доброволец должен владеть навыками самоанализа собственной деятельности. Руководителям, анализирующим деятельность добровольца, надо исходить из его индивидуальных, личностных особенностей).
4. Стимулирования на позитивную деятельность (в качестве поощрения необходима система дополнительных социально значимых возможностей: познавательная экскурсия, подарочные книги, значки, дипломы и т. п.).
5. Создания проблемных ситуаций.
Основные принципы программы:
- добровольности;
- законности;
- самоуправления;
- непрерывности и систематичности;
- свободы определения внутренней структуры форм и методов работы;
- осознания участниками волонтерского движения личностной и социальной значимости их деятельности;
- ответственного отношения к деятельности.
Условия реализации программы:
Для реализации данной программы используется помещение спортивного зала, классной комнаты, где всегда для совещаний и обсуждений предстоящих дел собираются все волонтеры Школы-сада, где ребята могут встретиться, пообщаться в разнообразной интересной совместной деятельности, провести запланированные мероприятия.
Успеху реализации Программы добровольческого объединения «Юные патриоты» способствует позитивное отношение и поддержка со стороны администрации Школы-сада, педагогического и родительского коллектива, Совета молодежи, Совета ветеранов, Дома культуры и библиотеки д. Новикбож.
Нормативно - правовая база реализации программы
Конституция РФ (ч.4; 5 ст. 13, ч. 2 ст. 19, ст. 30).
Всеобщая декларация прав человека (1948г.).
Конвенция ООН о правах ребёнка.
Всеобщая Декларация Добровольцев (2001г.).
Гражданский кодекс РФ (ст. 117).
Семейный кодекс РФ.
Уголовный кодекс РФ.
Закон РФ «Об образовании».
Закон РФ от 24.07.1998г. №124 — ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ».
Закон РФ от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Закон РФ от 19.05.1995г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
Закон РФ от 28.06.1995г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений».
Устав Школы-сада.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абросимова Е.А., Бурцева Н.Ф., Семионкина И.Л., Толмасова А.К. Как создать общественное объединение. — М: Россия, 1995г.
2. Волонтёр и общество. Волонтёр и власть: научно-практический сборник/ Сост. С.В.Тетерский/ Под редакцией Л.Е. Никитиной.-М: «ACADEMIA», 2000.-160с.
3. Волохов А.В. Социализация ребёнка в детских общественных организациях. — Ярославль, 1999.
4. Куприянова Г.В. Молодёжные и детские общественные объединения России на современном этапе: тенденции и проблемы развития: В сборнике докладов и выступлений «Молодёжные и детские общественные объединения: проблемы преемственности деятельности и исследований. — М.: Логос, 2002
5. Общественное движение в современной России: От социальной проблемы к коллективному действию. Отв. ред. В.В.Костюшев
6. Рабочая книга участника проекта «Малая Родина»: Учебно — практическое пособие.-М.: МОО «Ассоциация юных лидеров», 1996.-76с.
7. Сорочинская Е.Н. Детское движение в современном обществе. — Ростов-на-Дону, 1993.-117с.
8. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах /методическое пособие /М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2002.
9. Ильина И. Волонтерство в России // Интернет-советы — http://www.isovet.ru/
10. Волонтерство. ru.wikipedia.org.
11.Что такое волонтерство. http://www.icye.ru/ chto-takoe-volonterskoe-dvizhenie.
12. Методические рекомендации по развитию добровольческой (волонтерской) деятельности. http://www.molodezh67.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный патриот» 2-а класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный патриот» 2-а класс...
Программа внеурочной деятельности "Юный патриот"
Патриотическое воспитание- одно из самых важных направлений в воспитании детей. Предлагаю программу по воспитанию у детей чувства гордости и любви к себе, своей семье, к своему родному краю и своей Ро...
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Юные патриоты"
Программа определяет содержание, основные цели и задачи развития гражданско-патриотического воспитания в начальной школе и направленв на воспитание патриотизма и формирование гражданственности у...
Рабочая программа по социальному направлению внеурочной деятельности «Юные инспекторы движения»
Рабочая программапо социальному направлению внеурочной деятельности«Юные инспекторы движения»...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный патриот»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Юный патриот»по духовно-нравственному направлению...
Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности "Юный пожарный"
Кружок "Юный пожарный" имеет социально-педагогическую направленность....
Программа военно-патриотического направления внеурочной деятельности "Юный Краевед"
Рабочая программа по курсу «Юный краевед» в 1-4 классах составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образовани...