внеурочная деятельность "Юный патриот"
календарно-тематическое планирование (1 класс) на тему

Чушокова Мариет Рамазановна

внеурочная деятельность "Юный патриот" пояснительнаязаписка, тематическое планирование. 1 класс УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voenno.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Программа курса «Юный патриот»

Пояснительная записка

 Настоящая программа «Юный патриот»разработана в условиях реализации ФГОС второго поколения.

    В основу разработки программы положены основные нормативные документы:

1.1.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

1.2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

1.3.Приказ от 6 октября 2009 г.  373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

Главное назначение начальной школы – воспитательное. Оно состоит в целенаправленном формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника. Начальная школа призвана средствами учебного предмета воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам, способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.

Спецкурс «Юный патриот» носит личностно ориентированный характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, с уважением относящегося к культурному достоянию человечества.

Ведущей задачей курса является воспитание патриотических чувств: любви к своему городу (аулу), к своей Родине, её историческому прошлому и традициям; формирование обоснованного поведения в социальной среде и потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в социуме.

На этой основе у ребенка развивается чувство сопричастности к  жизни общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность, патриотизм.

При этом средствами курса целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы и творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Особенностью курса является возможность для реализации межпредметных связей дисциплин начальной школы. Курс «Юный патриот» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры.

В основе методики преподавания курса «Юный патриот» лежит проблемно – поисковый метод, обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются разнообразные формы обучения: Учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги. Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с ветеранами воин, людьми военных профессий, организация посильной практической деятельности. Занятия могут проходить не только в классе, но и на улице, музее.

В качестве дидактического материала могут быть использованы наборы плакатов с символами страны, края, села, школы; портреты участников ВО войны, великих полководцев; наборы открыток городов-героев; репродукции картин и фотоальбомы. Целесообразно использование ИКТ и ресурсов Интернета.

Изучив курс «Юный патриот», учащиеся должны знать:

  • название страны, региона, где живет учащийся, родного города (аула);
  • символику страны, края, села, школы;
  • государственные праздники;
  • имена великих полководцев и названия городов-героев, изученных в курсе.

   должны уметь:

  • описывать изученные события истории Отечества;
  • оценивать поступки других с позиции добра и зла;
  • уважительно относиться к своему дому, семье, истории русского народа;
  • поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

Тематическое планирование

п\п

Тема занятия

Цель

Содержание

Понятия

Раздел I. Я – гражданин (7ч)

1

Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России.

развивать познавательный интерес к своей стране; дать понятия о символах государства, о происхождении и истории российского герба и флага, об их функциональном предназначении, о символическом значении цветов и образов; воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства; формировать чувство гордости за свою Родину.

Россия -  наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн). История появления символов.  

герб, флаг, гимн, символ, значение цветов и образов.

2

Родная республика – частица России. Символы Адыгеи.

вызвать у детей интерес к познанию родного края; познакомить с символами Адыгеи, правами и обязанностями граждан; воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма.

Символика Адыгеи. Город Майкоп. Достопримечательности республики. Люди и их занятия.

гражданин, права и обязанности граждан, патриот.

3

Аул мой родной

познакомить с историей основания родного аула, его достопримечательностями.

Основание аула Тахтамукай. Тахтамукай в наши дни. Достопримечательности аула. Мы про аул стихами говорим.

 односельчанин, достопримечательность.

4

Экскурсия «Наша улица».

познакомить с историей образования улиц родного аула, развивать логическое мышление.

Знакомство с улицами родного аула. История названий улиц. Правила поведения на улице.

 улица, дом.

5

Я - ученик.

познакомить с традициями школы, её символикой, правилами поведения и обязанностями школьников; воспитывать чувство причастности к коллективу школы, её традициям; развивать желание поддерживать традиции школы и приумножать их.

Я – ученик. Традиции школы. Символика школы. Правила поведения и обязанности школьника.

 ученик, традиция.

6

Родной дом и семья.

 формирование понятия «я – сын (дочь)»; учить быть внимательными к близким людям, помогать им, поддерживать в трудную минуту; воспитывать чувство ответственности за честь семьи.

Родной дом и семья. Члены семьи. Родословная. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье.

семья, родословная, труд, отдых.

7

Традиции семьи. Примечай будни, а праздники сами придут.

познакомить с традиционными народными праздниками России, формировать понятия «семейный праздник» и «семейная традиция»; развивать речевые умения.

Народные праздники России .Русские народные песни и игры.Адыгейские народные песни и игры.

семейная традиция, праздник.

Раздел II. Живые страницы прошлого (9ч)

1

Как жили наши предки

познакомить с происхождением народов севера; дать характеристику их личностных качеств, поведения, внешнего вида и быта, традициями на основе народных песен и игр; формировать личностные компетентности – открытость, доброжелательность.

Кто такие жители Кавказа. Быт, нравы и культура народов Кавказа.

предки, друг, заповедь.

2

Богатырская наша сила

познакомить с народными сказаниями о русских богатырях и их воинской доблести; воспитывать чувство ответственности за свою Родину, чести и бескорыстия на примере исторических героев; развивать речевые умения.

Сказания и былины о богатырях. Оружие богатырей. Что такое богатырская сила. Знакомство с творчеством художника В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье».

былины и сказания, богатырь, защитник, честь, долг, бескорыстие.

3

Русские героические сказки. Нартский эпос.

 развивать интерес к историческому прошлому своей страны через приобщение к устному народному творчеству; на примере героев сказок воспитывать патриотические чувства долга, чести и любви к Родине.

Устное народное творчество. Русские адыгейские героические сказки. Кого называют героем. Какими качествами обладает патриот.

 герой, патриот.

4

Русский солдат сам черт ему не брат.

рассказать о непобедимости русского солдата, познакомить с понятием «дисциплина»; воспитывать потребность в самовоспитании.

.

Доблесть русского солдата. Солдаты прошлого и настоящего. Что такое сила воли и духа. Образ русского солдата в устном народном творчестве (сказки, песни, пословицы и поговорки).

оплот Родины, солдат, дисциплина, сила воли

5

Русские полководцы. Дмитрий Донской и Александр Невский.

создать у детей целостный образ Дмитрия Донского и Александра Невского как великих полководцев, почитаемых народом;

Кто такой полководец. Русские полководцы Дмитрий Донской и Александр Невский и их деяния. Почитание героев народом.

 полководец, святой.

6

Русские полководцы. А.В. Суворов.

создать целостный, но противоречивый образ А.В. Суворова

Образ полководца А.В. Суворова. Суворов и русский солдат. Наука побеждать. Суворовские училища.

сила духа, здоровье.

7

Военные забавы юного Петра.

познакомить с ролью царя Петра Алексеевича в основании русской армии и флота; развивать логическое мышление.

Царь Петр I. Потешные бои. Основание русской армии и флота. Россия – морская держава. Нахимовские училища.

армия, флот

8

История   военной  символики  и  формы (мундира)

Познакомить с военной символикой и формой,  историей ее образования.

Обмундирование в России. История мундира.

Мундир, шинель, гимнастерка, галифе

9

Виды воиск в России

Познакомить с родами войск в России.

Виды войск и назначение.

Род войск

Раздел III. Прошлое рядом (9ч)

1

Путешествие по городам – героям.

пополнить знания школьников об отдельных страницах истории и культуры городов – героев; людях, оставивших след в памяти народа; воспитывать чувство гордости за героическое прошлое нашей страны  и благодарности защитникам Отечества; развивать умение работать в группах.

Город – герой Москва. Блокада Ленинграда. Дорога жизни. Сталинградская битва. Дом Павлова. Курская дуга.

Город-герой, защитник.

2

Наш край в годы Великой Отечественной войны.

 расширить знания учащихся об истории родного края в годы Великой Отечественной войны, земляках - Героях Советского Союза.

Край годы Великой Отечественной войны. Земляки – герои.

война, подвиг, награда.

3

История одного памятника.

познакомить с историей основания памятника.

История  памятника.

памятник, память.

4

День защитника Отечества.

познакомить с понятием «государственный праздник», историей праздника День защитника Отечества; формировать осознанную необходимость защищать Отечество, воспитывать уважительное отношение к армии, военной профессии; развивать смекалку и наблюдательность.

Государственный праздник День защитника Отечества. История праздника. Есть профессия Родину защищать.

военный, Отечество.

5

Маршал победы Г.К. Жуков

создать целостный образ Маршала Победы Г.К.Жукова

Образ полководца Г.К.Жукова.

сила духа, здоровье.

6

Дети войны.

расширять знания детей о героических подвигах их сверстников в годы Великой Отечественной войны; воспитывать патриотические чувства; формировать чувства сострадания и милосердия к участникам военных событий; развивать умения работать с различными источниками информации и анализировать их, формулировать свою точку зрения.

Дети в годы Великой Отечественной войны. Дети герои. Дневник Тани Савичевой. Современные войны и судьбы детей. Дети Беслана.

 дети войны

7

Заочное путешествие «Звёздное небо!», посвящённое Всемирному Дню авиации и космонавтики.

дать представление об освоении космического пространства; познакомить с первыми покорителями космоса С.П. Королёвым и Ю.А. Гагариным; воспитывать чувство гордости за достижения русских ученых и испытателей в освоении космического пространства.

Ученые - покорители космоса К.Э. Циолковский и С.П. Королев. Первый космонавт Юрий Гагарин. Современный космос на благо людей.

космос, космонавт, ученый.

8

День Победы.

познакомить с историей праздника, дать представление о величии духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости, воспитывать уважительное отношение к ветеранам войны; развивать эмоциональную отзывчивость учащихся.

День Победы. История праздника. Ветераны войны. Памятники и память.

ветеран, поклонение.

9

Акция «Милосердие»

формировать стремление быть похожими на героев войны и участников боевых действий; развитие интереса к судьбам односельчан.

Помощь престарелым людям, труженикам тыла

Ветеран, тыл

Раздел III. Заключение (3ч)

1

Зарничка.

развивать выносливость, силу, смекалку, сноровку, мышление, стремление к победе; воспитывать чувства товарищества, взаимовыручки и поддержки; реализовывать в практической деятельности полученные знания и умения.

Проведение военно–спортивной игры «Зарничка».

2

«Твои гражданские права и обязанности»

Закрепить права и обязанности гражданина; воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма.

гражданин, права и обязанности граждан, патриот.

3

Что мы узнали и чему научились за год.

подвести итоги работы за весь курс.

Подведение итогов работы, обзор курса. Рефлексия. Отзывы и пожелания.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности для начальной школы «Юный патриот»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность самая благодатная пора для привития чувства патриотизма....

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности Патриоты России 1-3 классы

Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с требованиями ФГОС...

Программа внеурочной деятельности "Патриот"

Программа внеурочной деятельности "Патриот" рассчитана на 18-21 час в условиях летней оздоровительной кампаннии пришкольного лагеря и накправлен на военно-патриотическое воспитание школьников...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Патриот. 2 класс.

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Патриот. 2 класс....

Курс внеурочной деятельности "Патриот" 5 класс

Курс внеурочной деятельности "Патриот" 5 класс...