РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ) «В путь по безопасной дороге»
календарно-тематическое планирование (1, 2, 3, 4 класс)
Работа по программе охватывает область знаний, необходимые для безопасного поведения на улице и проезжей части, сознательного отношения к вопросам личной безопасности, умения предугадывать и предотвращать опасные ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_put_po_bezopasnoy_doroge.docx | 43.89 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА №5 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ» ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)
«В путь по безопасной дороге»
Класс – 1-4
Количество часов - 135
Составитель программы:
Седова Елена Николаевна,
учитель начальных классов
Срок реализации: 4 года
Приложение к ООП НОО
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Закона от 29.12.2012 № 273 – ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»,Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Школы № 5 г.о. Самара, сборника программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ под ред. В.Г.Горского. Программа кружка «В путь по безопасной дороге» разработана в целях предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и профилактики дорожно-транспортных происшествий среди обучающихся начальной школы, направлена на решение задач по обучению детей безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте, а также и их воспитанию. Программа направлена на реализацию умения, относящегося к культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности.
Работа по программе охватывает область знаний, необходимые для безопасного поведения на улице и проезжей части, сознательного отношения к вопросам личной безопасности, умения предугадывать и предотвращать опасные ситуации.
Цель данного курса: приобретение знаний и навыков поведения на улице и проезжей части и воспитание культуры пешехода.
Основные задачи курса:
- сообщение знаний о правилах движения на проезжей части;
- обучение пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика;
- привитие умения пользоваться общественным транспортом;
- ознакомление со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки проезжей части;
- воспитание осознания опасности неконтролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения;
- воспитание бережного отношения к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и здоровью всех участников дорожного движения.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей обучающихся начальных классов и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения и т.д.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Обучающиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.
4. Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.
5. Принцип социальной безопасности. Обучающиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия школьника на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.
6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании обучающимися правил безопасного поведения.
Место программы в учебном плане
Программа курса «В путь по безопасной дороге» включает 135 занятий: 1 занятие в неделю, в первом классе - 33 занятия, во 2 – 4 классах - по 34 занятий за учебный год.
Особенности организации учебного процесса
Целью внеклассной деятельности по профилактике дорожно-транспортного травматизма является обеспечение личностно - деятельностного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение обучающихся в творческую деятельность.
Проведение занятий предусматривает теоретическую подачу материала и практическую деятельность в виде занятий в «городке безопасности», экскурсий, игр, подготовки театрализованных представлений по ПДД, подготовка к проведению которых реализуется по принципу сотрудничества детей, родителей и педагога. Управление процессом обучения осуществляется через создание условий, реализацию творческого потенциала детей, самостоятельную практическую деятельность, приобретение навыков и умений.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные
- принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Юные инспектора дорожного движения»;
- способность к самооценке;
- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные
- навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
- умение ставить и формулировать проблемы;
- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
- установление причинно-следственных связей;
Регулятивные
- использование речи для регуляции своего действия;
- адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
- умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные
В процессе обучения обучающиеся научатся:
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Программа призвана способствовать формированию у обучающихся культуры безопасности жизнедеятельности. В результате освоения курса
обучающиеся будут:
Знать | Уметь |
-правила дородного движения | - пользоваться правилами дорожного движения |
-сигналы светофора и жесты регулировщика | - переходить проезжую часть, пользуясь сигналами светофора или регулировщика движения |
- правила пользования общественным транспортом | - правильно пользоваться общественным транспортом: входить в транспорт, выходить, переходить проезжую часть вблизи транспорта |
- знать наиболее значимые дорожные знаки, разметки проезжей части | - переходить проезжую часть, пользуясь дорожной разметкой |
- наиболее безопасные места для движения пешехода и перехода проезжей части в микрорайоне | - выбирать наиболее безопасные места для перехода проезжей части |
- правила передвижения пешехода при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров | - передвигаться по улице при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров |
- о последствиях неконтролируемого поведения на проезжей части и нарушениях правил дорожного движения | - уметь предвидеть результаты неконтролируемого поведения и нарушения правил дорожного движения на проезжей части |
- что несет ответственность перед другими участниками дорожного движения | - осознавать ответственность за свою жизнь и своё здоровье, за жизнь и здоровье всех участников дорожного движения. |
Контроль и оценка планируемых результатов
Текущий контроль по ПДД можно осуществлять как в устной, так и в письменной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся в форме самостоятельной работы. Работа для текущего контроля состоит из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка усвоения определённого навыка. Источник материалов для тестирования: Тошева Л.И. «Основы безопасности дорожного движения», 1-4 классы. – с.150 – 191.
Тематический контроль по ПДД в начальной школе проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются условные вопросы программы (виды дорожной разметки, дорожные знаки и др.).
Оценка творческих проектов должна осуществляться по следующим критериям:
- пояснительная записка: общее оформление, технология изготовления изделия (эскиз изделия и его описание, выбор материалов, оборудования, инструментов, приспособлений и правила техники безопасности работы с ними, краткая последовательность изготовления изделия);
- изделие: оригинальность, качество, практическая значимость;
- защита проекта: четкость, ясность и убедительность изложения, глубина знаний, ответы на вопросы.
Выполненные в процессе изучения курса творческие работы, проекты помещаются в портфолио и учитываются при выведении итоговой отметки.
Учебно-тематический план
1 класс (33 ч)
№ | Тема занятия | Теория | Практика |
Азбука улицы | |||
1 | Мы идём в школу. | 1 | |
2 | Наша улица, деревня, где мы живём. | 1 | |
3 | Экскурсия «Наша улица, город, где мы живём». | 1 | |
4 | Элементы дороги | 1 | |
5 | Движение пешеходов по улицам и дорогам. | 1 | |
6 | Общие правила перехода улиц и дорог. Составление памятки. | 1 | |
7 | Практическое занятие на площадке безопасности «Безопасный путь». | 1 | |
8 | Экскурсия «Общие правила перехода улиц и дорог». | 1 | |
Юные пешеходы | |||
9 | Требования к пешеходам | 1 | |
10 | Тематическое рисование «Я –пешеход» | 1 | |
Регулирование дорожного движения | |||
11 | Сигналы регулировщика. | 1 | |
12 | Сигналы светофора. | 1 | |
13 | Творческая работа. Изготовление макета светофора | 1 | |
14 | Нерегулируемые перекрестки | 1 | |
15 | Творческая работа «Улица полна неожиданностей» | 1 | |
Дорожные знаки | |||
16 | Группы дорожных знаков. | 1 | |
17 | Запрещающие знаки. Решение задач по теме. | 1 | |
18 | Предупреждающие знаки. Решение задач по теме. | 1 | |
19 | Предписывающие знаки. Решение задач по теме. | 1 | |
20 | Знаки сервиса. Решение задач по теме. | 1 | |
21 | Информационно – указательные знаки. Решение задач по теме. | 1 | |
22 | Дорожная разметка. Решение задач по теме. | 1 | |
23 | Проектная работа «Дорожные знаки». | 1 | |
24 | Где можно и где нельзя играть | 1 | |
25 | Поездка за город. | 1 | |
Опасные ситуации на дорогах, улицах, в общественном транспорте | |||
26 | Из истории транспортных средств. | 1 | |
27 | Творческая работа. «Автомобиль из прошлого» | 1 | |
28 | Современный транспорт. | 1 | |
29 | Общественный транспорт. | 1 | |
30 | Транспорт особого назначения | 1 | |
31 | Опасности при посадке и высадке из транспорта | 1 | |
32 | Проектная работа «Транспорт» | 1 | |
33 | Проектная работа «Транспорт» | 1 | |
Итого по программе: | 13ч | 20ч |
Учебно-тематический план
2 класс (34 ч)
№ | Тема занятия | Теория | Практика |
Правила поведения | |||
1 | Вводное занятие. Основные правила поведения учащихся на улице, дороге. | 1 | |
2 | Правила поведения при движении группой. | 1 | |
3 | Практическое занятие «Идем на экскурсию» | 1 | |
Дети-пассажиры | |||
4 | Правила поведения в общественном транспорте. Правила поведения в индивидуальном транспорте. | 1 | |
5 | Правила пассажира. Пешеход-пассажир-пешеход. Решение задач по теме. | 1 | |
Элементы дороги. | |||
6 | Проезжая часть. | 1 | |
7 | Обочина. Тротуар. | 1 | |
8 | Дорожная разметка. | 1 | |
9 | Кювет. | 1 | |
10 | Переходы, их виды. | 1 | |
11 | Перекресток. | 1 | |
12 | Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. | 1 | |
13 | Тематическое рисование «Дорога безопасности» | 1 | |
Движение пешеходов по улицам и дорогам | |||
14 | Правила перехода улиц и дорог. | 1 | |
15 | Регулирование дорожного движения. | 1 | |
16 | Дорожные знаки. | 1 | |
17 | Обязанности пассажиров. | 1 | |
18 | Обязанности пешеходов. Составление памятки. | 1 | |
19 | Ответственность пешеходов за нарушение ПДД | 1 | |
20 | Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах | 1 | |
21 | Проектная работа. Выпуск стенгазеты «Дорожная безопасность. | 1 | |
22-23 | Проектная работа « Дорога в школу» (Твой ежедневный маршрут) | 2 | |
Транспортное средство- велосипед | |||
24 | Из истории велосипеда. Возрастные ограничения. | 1 | |
25-27 | Правила эксплуатации велосипеда. | 3 | |
Дорожные знаки | |||
28 | Первые дорожные знаки | 1 | |
29 | Предупреждающие знаки | 1 | |
30 | Запрещающие знаки | 1 | |
31 | Предписывающие знаки | 1 | |
32 | Дорожные знаки и дорожная разметка | 1 | |
33 | Улица глазами водителей | 1 | |
34 | Игра-соревнование по ПДД «Правила эти пусть знают все дети!» | 1 | |
Итого по программе: | 19ч | 15ч |
Учебно-тематический план
3 класс (34 ч)
№ | Тема занятия | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. Викторина «Знаешь ли ты ПДД ?» | 1 | |
Основы безопасности | |||
2 | Виды транспортных средств. | 1 | |
3 | Тормозной путь транспортных средств. Ремень безопасности. Удерживающее кресло. Подушка безопасности. | 1 | |
4 | Влияние погодных условий на безопасность движения. | 1 | |
5 | Проектная работа « Таблица определения тормозного пути» | 1 | |
6 | Разработка памяток для водителей «Тише едешь, дальше будешь» | 1 | |
Правила дорожного движения | |||
7 | Скорость движения транспортных средств. | 1 | |
8 | Световые обозначения при движении. | 1 | |
9 | Правила движения транспортных средств в жилой зоне. | 1 | |
10 | Места остановки и стоянки транспортных средств | 1 | |
11 | Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств | 1 | |
12 | Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров. | 1 | |
13 | Организация движения, технические средства регулирования движения. | 1 | |
14 | Светофорное регулирование. | 1 | |
Дорожные знаки | |||
15 | Дорожные знаки, их группы. Значение отдельных знаков. | 1 | |
16 | Установка дорожных знаков. Ответственность за повреждение дорожных знаков. | 1 | |
17 | Предупреждающие знаки дорожного движения. | 1 | |
18 | Запрещающие знаки дорожного движения. | 1 | |
19 | Предписывающие знаки дорожного движения. | 1 | |
20 | Информационно-указательные знаки дорожного движения. | 1 | |
21 | Знаки сервиса. | 1 | |
22 | Знаки приоритета. | 1 | |
23 | Знаки дополнительной информации (таблички). | 1 | |
24 | Дорожные указатели | 1 | |
Государственное страхование | |||
25 | Страхование жизни, медицинское страхование | 1 | |
26 | Страхование имущества и транспортных средств. | 1 | |
Мы – пассажиры | |||
27 | Транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров. | 1 | |
28 | Метро. Особенности передвижения. | 1 | |
29 | Практическое занятие «Настольные игры по правилам дорожного движения». | 1 | |
30 | Викторина «Азбука города» | 1 | |
Медицина | |||
31 | Действия при ДТП. | 1 | |
32 | Оказание первой доврачебной помощи | 1 | |
33-34 | Творческий проект | 2 | |
Итого по программе: | 21ч | 13ч |
Учебно-тематический план
4 класс (34 ч)
№ | Тема занятия | Теория | Практика |
Основы медицинских знаний | |||
1 | Аптечка. Перевязочные средства медицинской аптечки | 1 | |
2 | Лекарственные средства | 1 | |
3 | Подручные средства и лекарственные растения | 1 | |
4 | Проектная работа. « Природные целители» | 1 | |
Правила оказания первой медицинской помощи | |||
5 | Правила наложения жгута | 1 | |
6 | Правила наложения повязки: рука, нога, головы, грудной клетки | 1 | |
7 | Правила наложения шины | 1 | |
8 | Правила переноски пострадавших | 1 | |
Скорая помощь | |||
9 | Ожоги. Обморожения. Первая помощь . | 1 | |
10 | Транспортировка пострадавших | 1 | |
11 | Травма головы, грудной клетки, живота | 1 | |
12 | Шок. Обморок. | 1 | |
13 | Переломы | 1 | |
14 | Практическое занятие по оказанию первой помощи | 1 | |
15 | Виды и техника наложения повязок. | 1 | |
16 | Практическое занятие по оказанию первой помощи | 1 | |
17 | Решение задач по медицинской подготовке | 1 | |
18 | Проектная работа «Скорая помощь» | 1 | |
Опознавательные знаки | |||
19 | Опознавательные знаки транспортных средств. Светоотражающие приспособления. | 1 | |
20 | Государственные номерные знаки, опознавательные надписи и обозначения на транспортных средствах. | 1 | |
21 | Регистрационные знаки транспортных средств. | 1 | |
22 | Творческая работа по теме «Опознавательные знаки» | 1 | |
Дорожные знаки. | |||
23 | Дорожные знаки. Значение отдельных знаков. | 1 | |
24 | Установка дорожных знаков. | 1 | |
25 | Предупреждающие знаки дорожного движения. | 1 | |
26 | Запрещающие знаки дорожного движения. | 1 | |
27 | Предписывающие знаки дорожного движения. | 1 | |
28 | Информационно-указательные знаки дорожного движения. | 1 | |
29 | Знаки сервиса. | 1 | |
30 | Знаки приоритета. | 1 | |
31 | Знаки дополнительной информации (таблички). | 1 | |
32 | Дорожные указатели. | 1 | |
33-34 | Творческий проект | 2 | |
Итого по программе: | 11ч | 23ч |
Учебно-методическое обеспечение программы
1.Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование /под ред. В.А.Горского-2-изд., -М.: просвещение, 2011г
3. Григорьев Д.В., П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя-4-изд.-М.: Просвещение, 2014г.
4.Жульнев Н.Я. Правила и безопасность дорожного движения для 1 – 4 класса. – М.: изд. «Ливр», 1997г.
5.Ижевский П.В. Обучение правилам дорожного движения, 1-4 кл., методическое пособие. – М. Просвещение, 2007г.
6.Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006 – 192с. – (Мастерская учителя)
7.Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981.
8.Рыбин А.Л. и др. Обучение правилам дорожного движения. – М., Просвещение, 2008г.
9.Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие для учащихся начальной школы. 2 части. СПб.: ИД «МиМ», 1997г.
10.Сюньков В.Я. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: 1-4 кл.: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997г.
11.Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.1-6 классы. Программа «В жизнь по безопасной дороге» /авт-сост. Т.В.Фролова,-Волгоград: Учитель, 2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности (социального направления) "Моя первая экология".
Интегрированный курс для младших школьников....
Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления "Я-кировчанин" для 1 класса
Составлена на основе авторской программы Ю. Галышевой...
Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Занимательная математика» 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Занимательная математика» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности по...
Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Я — пешеход и пассажир» 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Я — пешеход и пассажир» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности под ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Экономика: первые шаги» 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Экономика: первые шаги» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности под ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности, социальное направление "Азбука безопасности"
Данная программа способствует расширению универсальных учебных действий учащихся в области личной безопасности, формируемых в рамках интегрированного предмета «Окружающий мир» в начальной ...
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по внеурочной деятельности социального направления "Азбука безопасности". 3 класс
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Азбука безопасности"соотвествует программе "Азбука безопасности"Разделы:1. "Будь ярким на дороге. Безопасность...