Рабочая программа по внеурочной деятельности (социального направления) "Моя первая экология".
рабочая программа (2 класс) по теме
Интегрированный курс для младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
============ «Баевская начальная школа» =========
Ичалковского муниципального района Республики Мордовия
«Рассмотрено» ШМО учителей начальных классов и Советом школы по ведению ФГОС НОО ___________ Н.Н. Дягина Протокол №1 от 29.08.2013г | «Согласовано» Координатор по ведению ФГОС НОО ___________ С.Н. Шаляева 30.08.201 3 г. | «Утверждаю» Директор МОБУ «Баевская нач. общеобразовательная школа» _______________ С.Н. Кулакова Приказ № от 02.09.2013г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
(социального направления)
«Моя первая экология»
2 класс
Составитель: учитель начальных классов Шаляева С.Н.
2013 год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Моя первая экология» составлена на основе
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
- Авторской программы «Моя первая экология» В.А.Самковой 2011 г;
- Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.
- Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010 г.;
- инструктивно – методического письма «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС на 2012-2013 учебный год».
Рабочая программа составлена на основе программы курса Самковой В. А.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Общая характеристика курса.
«Моя первая экология» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитание основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счёт межпредметной интеграции: знания естествонаучного характера обогащаются благодаря введению элементов знаний математического и гуманитарно-эстетических циклов.
Объектом изучения курса является природное и социоприродное окружение младшего школьника. Основной акцент в содержании курса сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование.
Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении.
Воспитательная функция заключается в формировании у младшего школьника необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитии. Эмоциональной сферы младшего школьника, его способности к сопереживанию, состраданию.
Ценностные ориентиры содержания занятий
Содержание программы курса «Моя первая экология» направлено на:
развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
формирование представлений о природе как универсальной ценности;
изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе;
развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
Содержание программы
2 класс
«Экология в красках и формах»
Планируемые результаты изучения курса
В результате освоения программы курса «Моя первая экология» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Личностные результаты:
развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
развитие интеллектуальных и творческих способностей, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и др.);
воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости сохранения окружающей среды;
формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметные результаты:
овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.;
развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты:
ценностно-ориентационная сфера – сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
познавательная сфера – наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естествонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения а природе и социоприродной среде;
трудовая сфера – владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за домашними питомцами;
эстетическая сфера – умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
сфера физической культуры – знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояний от факторов окружающей среды.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата по плану | Дата факти чески | Название раздела | Тема занятия |
Первые шаги по тропинке открытий (5ч) | ||||
1 | 05.09. | Введение в экологию | ||
2 | 12.09. | Учимся наблюдать | ||
3 | 19.09. | Десять заповедей друзей леса | ||
4 | 26.09. | Экскурсия в природу | ||
5 | 03.10. | Экскурсия в природу | ||
Геометрия живой природы (5ч) | ||||
6 | 10.10. | Что такое симметрия? | ||
7 | 17.10. | Лучевая симметрия | ||
8 | 24.10. | Различаем деревья по кроне | ||
9 | 31.10. | О кронах, густых и ажурных | ||
10 | Экскурсия в природу | |||
Природа наших ощущений (5ч) | ||||
11 | Тренируем органы чувств | |||
12 | Что такое гармония? | |||
13 | Учимся пользоваться приборами | |||
14 | Микроскоп. | |||
15 | . | Экскурсия в природу | ||
Природа и её обитатели ( 8 ч ) | ||||
16 | Учимся планировать наблюдение | |||
17 | Изучаем условия обитания животных | |||
18 | Изучаем условия обитания растений | |||
19 | Всё связано со всем | |||
20 | Изучаем поведение животных и растений | |||
21 | Чья «столовая»? | |||
22 | Что и кто влияет на живой организм? | |||
23 | Экскурсия в прирду | |||
Лесные ремёсла ( 11 ч) | ||||
24 | Традиционные народные промыслы, связанные с лесом | |||
25 | Лесные мотивы | |||
26 | Антропоморфизм в народном творчестве | |||
27 | Лесная палитра | |||
28 | Лес – кормилец и врачеватель | |||
29 | Лес – кормилец и врачеватель | |||
30 | Экскурсия. По родным местам | |||
31 | Экскурсия. По родным местам | |||
32 | Экскурсия. По родным местам | |||
33 | Экскурсия. По родным местам | |||
34 | Экскурсия. По родным местам |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы
Материалы для учителя:
Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2004
Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2007
Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2008
Изучаем «Окружающий мир» с увлечением: 1-4 классы/ Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: 5 за знания, 2009
Лесная энциклопедия: в 2 т./ Воробьёв Г. И. – М.: Сов.энциклопедия, 1985
Петров В. В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991
Природоведение. Нестандартные уроки и творческие задания 1-4 классы/ Юдина И. Г. – Волгоград: Учитель, 2004
Материалы для учащихся:
Литвиненко С. В. Думаем и фантазируем: комплект рабочих тетрадей для 1-4 классов. – М.: Вентана-Граф
Специфическое сопровождение (оборудование):
Глобус, компас, микроскоп.
Модели форм поверхности Земли.
Модели систем органов организма человека.
Гербарии, муляжи (овощи, фрукты, ягоды, грибы).
Оборудование для опытов и экспериментов (типовой вариант).
Электронно-программное обеспечение:
Видеофильмы и звукозаписи естественно-научного, обществоведческого содержания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/20/picture-39409-1363784812.jpg)
Занятие по внеурочной деятельности социального направления "Моя первая экология"для учащихся 1 класса. "Эти забавные животные"
Введение часов на внеурочную деятельность учащихся (главное достоинство новых стандартов) увеличивает возможности школы в расширении спектра предоставляемых образовательных услуг, создаёт финансово об...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/23/picture-714663-1448300736.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности социальное направление "Моя первая экология" для 3-4 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности социальное направление "Моя первая экология" для 3-4 класса содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
![](/sites/default/files/pictures/2024/08/15/picture-799674-1723728920.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления "Я-кировчанин" для 1 класса
Составлена на основе авторской программы Ю. Галышевой...
Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Занимательная математика» 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Занимательная математика» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности по...
Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Я — пешеход и пассажир» 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Я — пешеход и пассажир» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности под ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Экономика: первые шаги» 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Экономика: первые шаги» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности под ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/07/picture-842170-1483798958.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности (социальное направление) "Культура добрососедства"
Рабочая программа по внеурочной деятельности (4 класс) "Культура добрососедства"....