Рабочая программа по внеурочной деятельности, социальное направление "Азбука безопасности"
рабочая программа (3 класс) на тему

Данная программа способствует расширению универсальных учебных действий учащихся в области личной безопасности, формируемых в рамках интегрированного предмета «Окружающий мир» в начальной школе. Более того, данная программа закладывает широкий спектр знаний учащихся о личной и социальной безопасности, необходимый для продолжения изучения основ безопасности жизнедеятельности в рамках школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_bezopasnosti_3_kl.docx72.43 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности «Азбука безопасности» для учащихся 2–4-х классов общеобразовательных организаций разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.

 Данная программа способствует расширению универсальных учебных действий учащихся в области личной безопасности, формируемых в рамках интегрированного предмета «Окружающий мир» в начальной школе. Более того, данная программа закладывает широкий спектр знаний учащихся о личной и социальной безопасности, необходимый для продолжения изучения основ безопасности жизнедеятельности в рамках школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

Формирование норм безопасного поведения, уровень подготовленности каждого человека являются определяющими факторами с точки зрения недопущения развития опасных и чрезвычайных ситуаций и минимизации их негативных последствий.

В современной научно-педагогической литературе вопросы безопасности жизнедеятельности представлены достаточным количеством методических пособий, образовательных программ. Однако большинство программ и пособий имеют узкую направленность и предназначены для расширения кругозора учащихся в конкретном направлении – в области пожарной безопасности, сохранения и укрепления здоровья, безопасности дорожного движения и т. д. Данная программа является комплексной, в ней последовательно рассматриваются вопросы пожарной безопасности, правила поведения в экстремальных условиях, безопасности в быту и на дороге, другие актуальные вопросы, направленные на обеспечение безопасности детей, сохранение и укрепление их здоровья. Реализация программы будет способствовать расширению знаний, умений, навыков учащихся, полученных на уроках русского языка и литературного чтения, физической культуры и окружающего мира, изобразительного искусства и технологии.

В рамках духовно-нравственного воспитания и развития в соответствии с требованиями ФГОС и Концепции организуется внеурочная деятельность.

Внеурочная деятельность направлена на социализацию обучающихся, развитие творческих способностей школьников и воспитание стремления к здоровому образу жизни.

Задачи внеурочной деятельности:

- реализация индивидуальных потребностей  учащихся  школы путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие детей

- обучение школьников способам овладения различными видами внеурочной деятельности;

- формирование навыков позитивного коммуникативного общения

- формирование и развитие детских коллективов, совместно участвующих в различных видах внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность представлена по направлениям развития личности, согласно ФГОС: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Планируемые результаты:

− ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию,

− государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему

− поколению;

− элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

− первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

− опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

− опыт социальной и межкультурной коммуникации;

− начальные представления о правах и обязанностях чело века, гражданина, семьянина, товарища.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

Планируемые результаты:

− начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

− нравственно - этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

− уважительное отношение к традиционным религиям;

− неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

− способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

− уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

− знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Планируемые результаты:

− ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

− ценностное и творческое отношение к учебному труду;

− элементарные представления о различных профессиях;

− первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

− осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

− первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

− потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

− мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни

 Планируемые результаты:

− ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

− элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

− первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

− первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

− знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

Планируемые результаты:

− ценностное отношение к природе;

− первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

− элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

− первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

− личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Планируемые результаты:

− первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

− первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

− элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

− первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

− первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

− первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

− мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.

Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами  за пределами школы, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

− на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

− на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

− на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты.

По каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должны быть предусмотрены и могут быть достигнуты обучающимися следующие воспитательные результаты.

Прогнозируемые результаты освоения рабочей программы

Первый уровень результатов:

формирование культуры безопасности младших школьников как качества личности, представленного в виде совокупности знаний и осознанных действий, направленных на понимание опасных и безопасных факторов в окружающей действительности, готовности к адекватной оценке опасной ситуации и способности выстраивать социальные взаимоотношения по обеспечению безопасных действий на уровне личности и группы.

Под термином «культура безопасности жизнедеятельности» понимается способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.

Второй уровень результатов:

Привитие учащимся основ культуры здорового образа жизни, развитие потребности младших школьников в занятиях физической культурой и спортом, формирование у детей знаний о негативных факторах, наносящих вред здоровью. Формирование компетентностных знаний, умений, навыков учащихся в области безопасности жизнедеятельности, формирование социально значимых навыков в процессе коллективной коммуникативной деятельности, формирование опыта социально значимой деятельности, формирование законопослушного поведения и правовой культуры.

Третий уровень результатов:

Актуализация знаний, умений, навыков с точки зрения реальных способностей каждого ребенка, последовательное формирование представлений учащихся с опорой на уже имеющиеся знания и социальный опыт, индивидуальные навыки здорового образа жизни, а также убеждения о пагубном влиянии вредных привычек на личное здоровье.

Портфель достижений школьника

Ожидается, что в результате освоения данного материала выпускники начальной школы будут

знать:

  • правила перехода дороги, перекрестка;
  • правила безопасного поведения при следовании железнодорожным, водным и авиационным транспортом, обязанности пассажира;
  • особенности жизнеобеспечения дома (квартиры) и основные причины, которые могут привести к возникновению опасной ситуации;
  • характеристики водоемов в местах своего проживания, их состояние в различное время года;
  • способы и средства спасания утопающих, основные спасательные средства;
  • правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема;
  • меры пожарной безопасности при разведении костра;
  • наиболее характерные для региона проживания чрезвычайные ситуации, причины их возникновения и последствия;
  • систему обеспечения безопасности жизнедеятельности населения в местах проживания;
  • опасные погодные явления, наиболее характерные для региона проживания;
  • места с неблагоприятной экологической обстановкой в районе проживания и правила безопасного поведения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой;
  • основные термины и понятия, относящиеся к здоровью и здоровому образу жизни;

помнить:

  • основные правила безопасности при использовании электроприборов и других бытовых приборов, бытового газа, а также препаратов бытовой химии;
  • рекомендации по соблюдению мер безопасности при купании, отдыхе у водоемов;
  • порядок и правила вызова экстренных служб;

обладать навыками:

  • разводить и гасить костер;
  • ориентирования на местности;
  • действовать в неблагоприятных погодных условиях, в том числе в лесу, в поле, у водоема;
  • действовать в условиях возникновения чрезвычайной ситуации в регионе проживания;
  • оказания первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых, кровотечении из носа, попадании инородного тела в глаз, ухо или нос, при отравлении пищевыми продуктами.

 

Содержание курса

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

Из них

3 класс

4 класс

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Дорожная азбука

36

18

18

3

Азбука безопасности

36

18

18

4

Азбука здоровья

36

18

18

5

Основы медицинских знаний

26

13

13

Всего

136

68

68

 

 1 год обучения

Краткое содержание учебных тем

  1. Введение

 Вводное занятие.

Теория. Знакомство с учащимися. Цели и задачи программы внеурочной деятельности. Правила поведения и техника безопасности на занятиях внеурочной деятельности.

 II. Дорожная азбука

 Дорога в школу и домой

Теория. Правила дорожного движения. Безопасность на улицах и дорогах. Правила перехода проезжей части и перекрестков.

Практика. Составление безопасного маршрута «Путь в школу». Игра «Безопасный путь» (компьютерная игра).

Пешеход, водитель, пассажир.

Теория. Понятия «пешеход», «водитель», «пассажир». Правила дорожного движения для различных категорий участников дорожного движения.

Практика. Сочинение «Дорожная сказка».

 Опасности на улицах и дорогах.

Теория. Какими бывают опасности. Причины опасных ситуаций на улицах и дорогах. Опасности на дорогах в зимний и летний период.

Практика. Составление кроссворда «Опасность на дороге». Дидактическая игра «Можно – нельзя».

 Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине

Теория. Правила движения пешеходов. Движение пешеходов в городе и за городом.

Практика. Подвижная игра «Гуськом» (командная игра-соревнование – кто быстрее пройдет между двумя досками, не задев их). Составление памятки «Правила поведения на шоссе за городом». Заполнение таблицы «Характеристика дорог».

Городская дорога

Загородная дорога

Движение двустороннее или одностороннее

Движение двустороннее

Есть тротуары и обочины

Нет тротуаров, есть обочина

Ходить можно по правой стороне тротуара

Ходить гуськом по обочине

 Что означают дорожные знаки

Теория. Регулировка дорожного движения. Дорожные знаки. Сигналы светофора и регулировщика. История появления дорожных знаков и светофора.

Практика. Конкурс рисунков «Нарисуй знак». Ролевая игра «Соблюдай ПДД». Дидактическая игра «Исправим подписи к знакам».

 Его величество, велосипед

Теория. Как правильно подобрать велосипед. Правила управления велосипедом. Положения Правил дорожного движения РФ для велосипедистов. Подача сигналов.

Практика. Игра-соревнование «Учимся правильно кататься на велосипеде».

Железная дорога.

Теория. Правила безопасного поведения в зоне железной дороги. Железнодорожный переезд. Как пересекать железнодорожный переезд. Правила .

Практика. Составление памятки «Если рядом поезд».

III. Азбука безопасности

Основы безопасности

Теория. Понятия «безопасность», «личная безопасность», «социальная безопасность». Система безопасности семьи, общества и государства. Единая дежурно-диспетчерская служба. Телефоны служб спасения и охраны общественного порядка.

Берегись огня

Теория. Пожар в общественном месте. Паника. Правила поведения при пожаре. Лесные, торфяные пожары. Костры и последствия их разжигания. Предупреждение отравления угарным газом при пожаре.

Практика. Изготовление ватно-марлевой повязки. Выполнение норматива по одеванию противогаза. Дидактическая игра «Найди безопасный выход из здания». Учебная эвакуация.

Безопасность на воде

Теория. Водоемы. Особенности состояния водоемов в разное время года. Правила поведения на водоемах. Правила обращения с водой в быту. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила безопасного поведения на берегу водоемов во время отдыха.

Практика. Решение ситуационных задач, составление рассказов по рисунку, отработка навыков пользования спасательным кругом, концом Александрова.

Если разыгралась стихия…

Теория. Понятия «стихия», «стихийные бедствия». Виды стихийных бедствий (землетрясение, цунами, оползень, сель и т.д.). Правила поведения в условиях стихийных бедствий.

Практика. Составление схемы «Последовательность действий при….» (по выбору педагога). Конкурс рисунков «Стихийные бедствия».

          Чрезвычайные ситуации.

Теория. Понятие о чрезвычайных ситуациях. Виды чрезвычайных ситуаций. Происхождений чрезвычайных ситуаций. Система предупреждения и оповещения. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций. Легенды о конце света. Чрезвычайные ситуации в произведениях литературы, живописи, кинематографа, библейских рассказах.

Практика. Составление кроссворда на тему «Чрезвычайные ситуации природного характера». Обсуждение репродукций «Девятый вал» И.К. Айвазовского, «Последний день Помпеи» К.П. Брюллова (какие стихийные бедствия изображены на репродукциях, что автор хотел донести до зрителя через картину и т.п.). Чтение и обсуждение поэмы Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

 Если ты попал в заложники.

Теория. Террористические акты. Заложники и террористы. Правила поведения при терактах. Правила поведения заложников.

Практика. Составление памятки «Если ты попал в заложники».

IV. Азбука здоровья

Зачем нам здоровье

Теория.  Понятия «здоровье», «здоровый образ жизни». Способы сохранения и укрепления здоровья. Факторы, укрепляющие здоровье.

Практика. Сочинение «Я и мое здоровье». Конкурс плакатов «За здоровый образ жизни».

Личная гигиена

Теория. Понятия «гигиена», «личная гигиена». Предметы личной гигиены. Соблюдение личной гигиены. Личная гигиена в дома, в школе, в общественном транспорте, походе.

Практика. Дидактическая игра «Выбери предметы личной гигиены».

Вредные привычки.

Теория. Понятие «вредные привычки». К чему ведут вредные привычки. Виды вредных привычек.

Практика. Конкурс рисунков «Вредные привычки».

 Укрепляй здоровье.

Теория. Сохранение и укрепление здоровья. Утренняя гимнастика/зарядка и распорядок дня. Правильное питание – залог здоровья.

Практика. Составление распорядка дня. Выполнение упражнений утренней гимнастики/зарядки.

Иммунитет

Теория. Что такое иммунитет. Как поддерживать иммунитет. Иммунодефицит. Витамины. Авитаминоз.

Практика. Сочинение «Витамины и мы». Круглый стол «О пользе витаминов». Брейн-ринг «Витамины на службе здоровья».

Инфекционные заболевания.

Теория. Понятие «инфекционные заболевания». Типология инфекционных заболеваний. Механизмы распространения инфекционных заболеваний. Инфекционные заболевания людей и животных. Профилактика инфекционных заболеваний.

Практика. Составление памятки «Профилактика инфекционных заболеваний». Беседа с медицинским работником образовательного учреждения.

V. Основы медицинских знаний

Первая помощь.

Теория. Понятие «первая помощь». Виды и способы оказания первой помощи.

Первая помощь.

Теория. Травмы. Виды травм. Причины травматизма людей. Признаки получения травм. Правила оказание первой помощи при различных травмах. Как избежать травм.

Практика. Отработка практических навыков по оказанию первой помощи при травмах.

 Первая помощь при укусах насекомых и животных, ожогах, порезах.

Теория. Ожоги и порезы. Укусы животных и насекомых. Виды ожогов. Раны, типы ран (открытые и закрытые). Способы оказания первой помощи при открытых и закрытых ранах. Правила оказания первой помощи при укусах животных и насекомых.

Практика. Отработка практических навыков по оказанию первой помощи при укусах животных и насекомых, порезах и ожогах.

Первая помощь при отравлении пищевыми продуктами.

 Теория. Пищевые продукты. Понятие «отравление». Порядок действий при пищевых отравлениях. Оказание первой помощи.

Практика. Спортивная эстафета с элементами оказания первой помощи.

          Правила и способы транспортировки пострадавших.

Теория. Правила и способы транспортировки пострадавших. Подручные средства, применяемые для транспортировки пострадавших.

Практика. Изготовление подручных средств транспортировки пострадавших. Отработка навыков транспортировки пострадавших.

Обмороки.

Теория. Понятие «обморок». Причины обмороков. Потеря сознания. Длительная потеря сознания. Правила оказания первой помощи потерявшему сознание.

Практика. Составление памятки «Первая помощь при потере сознания».

Календарно-тематическое планирование

1 год

 

№ п/п

Наименование разделов, тем занятий

Характеристика основных видов образовательной деятельности

Дата проведения

По плану

По факту

Введение

1

Вводное занятие

Цели и задачи программы внеурочной деятельности. Правила поведения и техника безопасности на занятиях внеурочной деятельности.

Дорожная азбука

2-3

Дорога в школу и домой

Правила дорожного движения. Безопасность на улицах и дорогах.

4

Правила перехода проезжей части и перекрестков.

Повторение и изучение правил перехода проезжей части и перекрестков.

5-6

Безопасность на улицах и дорогах

Правила дорожного движения. Безопасность на улицах и дорогах.

7

Составление безопасного маршрута «Путь в школу».

Практическая работа по составлению безопасного маршрута «Путь в школу».

8-9

Пешеход, водитель, пассажир

Понятия «пешеход», «водитель», «пассажир». Правила дорожного движения для различных категорий участников дорожного движения.

10

Опасности на улицах и дорогах

Какими бывают опасности. Причины опасных ситуаций на улицах и дорогах.

11

Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине

Правила движения пешеходов. Движение пешеходов в городе и за городом.

12-13

Что означают дорожные знаки

Регулировка дорожного движения. Дорожные знаки. Сигналы светофора и регулировщика.

14

Сочинение «Дорожная сказка».

Творческая работа с использованием правил дорожного движения.

15

Его величество велосипед

Как правильно подобрать велосипед. Правила управления велосипедом.

16

Составление кроссворда «Опасность на дороге».

Творческая работа с использованием правил дорожного движения.

17-18

Железная дорога

Правила безопасного поведения в зоне железной дороги. Железнодорожный переезд.

19

Составление памятки «Если рядом поезд».

Творческая работа с использованием правил дорожного движения.

Азбука безопасности

20-21

Основы безопасности

Понятия «безопасность», «личная безопасность», «социальная безопасность». Система безопасности семьи, общества и государства.

22

Телефоны служб спасения и охраны общественного порядка.

Единая дежурно-диспетчерская служба. Телефоны служб спасения и охраны общественного порядка.

23-24

Берегись огня!

Пожар в общественном месте. Паника. Правила поведения при пожаре. Лесные, торфяные пожары. Костры и последствия их разжигания.

25

Дидактическая игра «Найди безопасный выход из здания». Учебная эвакуация.

Правила эвакуации в общественных местах.

26-27

Безопасность на воде

Водоемы. Особенности состояния водоемов в разное время года. Правила поведения на водоемах. Правила обращения с водой в быту.

28

Правила безопасного поведения на берегу водоемов во время отдыха.

Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила безопасного поведения на берегу водоемов во время отдыха.

29-30

Если разыгралась стихия…

Понятия «стихия», «стихийные бедствия». Виды стихийных бедствий (землетрясение, цунами, оползень, сель и т.д.). Правила поведения в условиях стихийных бедствий.

31

Конкурс рисунков «Стихийные бедствия».

Творческая работа с использованием правил поведения в условиях стихийных бедствий.

32-33

Чрезвычайные ситуации

Понятие о чрезвычайных ситуациях. Виды чрезвычайных ситуаций. Происхождений чрезвычайных ситуаций. Система предупреждения и оповещения. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.

34

Составление кроссворда на тему «Чрезвычайные ситуации природного характера».

Составление кроссворда на тему «Чрезвычайные ситуации природного характера». Обсуждение репродукций «Девятый вал» И.К. Айвазовского, «Последний день Помпеи» К.П. Брюллова.

35-36

Если ты попал в заложники

Террористические акты. Заложники и террористы. Правила поведения при терактах.

37

Составление памятки «Если ты попал в заложники»

Правила поведения заложников

Азбука здоровья

38-39

Зачем нам здоровье

Понятия «здоровье», «здоровый образ жизни». Способы сохранения и укрепления здоровья. Факторы, укрепляющие здоровье.

40

Конкурс плакатов «За здоровый образ жизни».

Творческая работа

41-42

Личная гигиена

Понятия «гигиена», «личная гигиена». Предметы личной гигиены. Соблюдение личной гигиены.

43

Личная гигиена в дома, в школе, в общественном транспорте, походе.

Понятия «гигиена», «личная гигиена». Предметы личной гигиены. Соблюдение личной гигиены.

44-45

Вредные привычки

Понятие «вредные привычки». К чему ведут вредные привычки. Виды вредных привычек.

46

Конкурс рисунков «Вредные привычки».

Творческая работа

47-48

Укрепляй здоровье

Сохранение и укрепление здоровья. Утренняя гимнастика/зарядка и распорядок дня. Правильное питание – залог здоровья.

 49

Распорядок дня

Составление распорядка дня

50

Упражнения утренней гимнастики/зарядки.

Выполнение упражнений утренней гимнастики/зарядки.

51

Иммунитет

Что такое иммунитет. Как поддерживать иммунитет. Иммунодефицит.

52

Круглый стол «О пользе витаминов».

Витамины. Авитаминоз.

53

Инфекционные заболевания

Понятие «инфекционные заболевания». Типология инфекционных заболеваний. Механизмы распространения инфекционных заболеваний.

54

Инфекционные заболевания людей и животных

Инфекционные заболевания людей и животных.

55

Составление памятки «Профилактика инфекционных заболеваний».

Творческая работа

Основы медицинских знаний

56

Первая помощь

Понятие «первая помощь». Виды и способы оказания первой помощи.

57

Виды и способы оказания первой помощи.

Понятие «первая помощь». Виды и способы оказания первой помощи.

58

Первая помощь при травмах

Травмы. Виды травм. Причины травматизма людей. Признаки получения травм. Правила оказание первой помощи при различных травмах. Как избежать травм

59

Отработка практических навыков по оказанию первой помощи при травмах.

Правила оказание первой помощи при различных травмах. Как избежать травм

60

Первая помощь при укусах насекомых и животных, ожогах, порезах

Ожоги и порезы. Укусы животных и насекомых. Виды ожогов. Раны, типы ран (открытые и закрытые).

61

Правила оказания первой помощи при укусах животных и насекомых.

Правила оказания первой помощи при укусах животных и насекомых.

62

Первая  помощь при отравлении пищевыми продуктами

Пищевые продукты. Понятие «отравление». Порядок действий при пищевых отравлениях. Оказание первой помощи.

63

Порядок действий при пищевых отравлениях. Оказание первой помощи.

Пищевые продукты. Понятие «отравление». Порядок действий при пищевых отравлениях. Оказание первой помощи.

64

Правила и способы транспортировки пострадавших

Правила и способы транспортировки пострадавших. Подручные средства, применяемые для транспортировки пострадавших

65

Изготовление подручных средств транспортировки пострадавших.

Правила и способы транспортировки пострадавших. Подручные средства, применяемые для транспортировки пострадавших

66

Обмороки

Понятие «обморок». Причины обмороков. Потеря сознания. Длительная потеря сознания.

67

Составление памятки «Первая помощь при потере сознания».

Правила оказания первой помощи потерявшему сознание.

68

Спортивная эстафета с элементами оказания первой помощи.

Правила оказания первой помощи потерявшему сознание.

2 год обучения

Краткое содержание учебных тем

I. Введение

Вводное занятие.

Теория. Знакомство с учащимися. Цели и задачи программы внеурочной деятельности. Правила поведения и техника безопасности на занятиях внеурочной деятельности.

Дорожная азбука

 Почему дети попадают в дорожные аварии.

Теория. Понятие «ДТП». Причины ДТП. Как дети попадают в ДТП.

Практика. Ролевая игра «Причины ДТП». Словесная игра «Закончи предложение».

Как появился автомобиль и правила дорожного движения.

Теория. Автомобиль. История автомобилестроения. Безопасность в автомобиле. История правил дорожного движения.

Практика. Имитационная игра «Останови нарушителя». Командная игра «Найди ошибку в правилах».

Светофор и знаки.

Теория. Беседа «Вспомним, что мы знаем о дорожных знаках».

Практика. Дидактическая игра «Наведем порядок в городе» (на рисунке-схеме «Город» дети помещают дорожные знаки, делают дорожную разметку и делают свои пояснения).

Безопасность во дворе и на перекрестках.

Теория. Понятия «двор», «перекресток». Правила поведения во дворах и на перекрестках.

Практика. Дидактическая игра «Можно – нельзя». Ролевая игра «Беседа с сотрудником ГИБДД». Конкурс рисунков «Нарисуй свой знак» (по правилам поведения во дворе).

Правила поведения в транспорте.

Теория. Транспорт. Виды транспорта. Правила поведения пассажира.

Практика. Ролевая игра «Пассажир и водитель». Постановка спектакля «Нерадивый пассажир».

Сезонные опасности на дороге.

Теория. Обсуждение ситуаций «Ночь на дороге», «Идет дождь», «На улице туман». Почему затрудняется вождение автомобиля. Как вести себя в таких условиях на улицах и дорогах». Дорога летом и зимой.

Практика. Составление памятки «Внимание! Плохая Погода!». Дидактическая игра «Нарисуй знак» (обучающиеся должны изобразить свой знак, предупреждающий об опасности на дороге из-за плохой погоды).

III. Азбука безопасности

Если случилась беда.

Теория. Если случилась беда. Экстренная ситуация. Что делать в экстренной ситуации. Телефоны экстренных служб.

Практика. Имитационная игра «Позвони» (обучающиеся должны по описанию ситуации либо по картинке определить, какую службу спасения необходимо вызвать по телефону, что сообщить)

Если ты потерялся.

Теория. Если ты потерялся в магазине, городе, лесу. Правила поведения.

Практика. Составление памятки «Если ты потерялся». Викторина «Как действовать, если…».

 Безопасность в природе.

Теория. Природа. Как вести себя на природе. Правила безопасности при экскурсии на природу, организованном групповом и самостоятельном отдыхе на природе.

Практика. Составление памятки «Внимание, ожидается гроза!». Экскурсия на природу.

 Один дома.

Теория. Правила поведения дома. Если ты остался один. Что может произойти дома. Телефоны экстренных служб.

Практика. Составление рассказа «Когда я был один дома…» (описание экстренной ситуации, произошедшей с ребенком, когда он остался один дома).

Правонарушения и закон.

Теория. Закон и порядок. Что такое правонарушение. Преступление и проступок.

Практика. Ролевая игра «Встать, суд идет!». Выпуск бюллетеня «Человек и закон».

Спасатели, кто они?

Теория. Спасательные и правоохранительные органы РФ. Задачи службы спасения. Телефоны службы спасения. Добровольные формирования спасателей.

Практика. Конкурс рисованного мультфильма «Спасатели спешат на помощь».

 IV. Азбука здоровья

Здоровый образ жизни.

Теория. Здоровый образ жизни. Как не заболеть. Здоровье окружающих. Профилактика простудных заболеваний.

Практика. Конкурс рисунков «Сохраним и приумножим здоровье».

 Занимайся спортом.

Практика. Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» (спортивные мероприятия с участием родителей).

 Основы правильного питания.

Теория. Основы питания. Ежедневный рацион. Диета. Полезные продукты. Мед и молоко – наши верные друзья.

Практика. Подготовка и защита исследовательских работ (по группам) на тему «О вкусной и здоровой пище» (обучающиеся сравнивают полезные и вредные продукты питания).

В гостях у Мойдодыра.

Теория. Купание. Закаливание. Беседа о соблюдении личной гигиены. Проблема гигиены в произведениях литературы (сказки «Федорино горе», «Мойдодыр» К.И. Чуковского и т.д.).

Практика. Подготовка и защита исследовательских работ (по группам) на тему «Самая лучшая зубная паста/ мыло/шампунь».

            Неинфекционные заболевания.

Теория. Понятие «неинфекционные заболевания». Типология неинфекционных заболеваний. Способы распространения неинфекционных заболеваний. Неинфекционные заболевания людей и животных. Профилактика неинфекционных заболеваний.

Практика. Составление памятки «Профилактика неинфекционных заболеваний». Беседа с медицинским работником образовательного учреждения.

Профилактика простудных заболеваний.

Теория. Понятие «простудные заболевания». ОРВИ. Грипп. Профилактика простудных заболеваний.

Практика. Составление памятки «Профилактика простудных заболеваний». Спортивный праздник «День здоровья» (с участием родителей).

V. Основы медицинских знаний

           Лекарственные и ядовитые растения.

Теория. Виды растений. Лекарственные и ядовитые растения.

Практика. Сбор и оформление гербария. Презентация гербария.

 Первая помощь при отравлениях газами.

Теория. Понятия «газы», «удушение», «отравление газами». Виды газов. Чем вредны газы. Первая помощь при отравлении газами.

Практика. Изготовление средств защиты органов дыхания. Отработка навыков оказания первой помощи при отравлении угарным газом.

Психические реакции при авариях. Особенности оказания помощи.

Теория. Понятия «стресс», «паника». Как вести себя при панике. Стресс без дистресса.

Практика. Составление памятки «Как побороть панику».

            Переохлаждение и перегревание. Тепловой и солнечный удары.

Теория. Понятия «тепловой удар», «солнечный удар». Переохлаждение и перегревание организма. Причины и признаки переохлаждения и отморожения. Причины и признаки теплового и солнечного ударов.  Первая помощь.

Практика. Составление памяток «Первая помощь при перегревании», «Первая помощь при обморожении». Составление памятки «Первая помощь при тепловом, солнечном ударе».  Отработка навыков оказания первой помощи при тепловом, солнечном ударах.

Календарно-тематическое планирование

2 год

 

№ п/п

Наименование разделов, тем занятий

Характеристика основных видов образовательной деятельности

Дата проведения

По плану

По факту

Введение

1

Вводное занятие

Цели и задачи программы внеурочной деятельности. Правила поведения и техника безопасности на занятиях внеурочной деятельности.

Дорожная азбука

2-3

Почему дети попадают в дорожные аварии

Понятие «ДТП». Причины ДТП. Как дети попадают в ДТП.

4

Ролевая игра «Причины ДТП». Словесная игра «Закончи предложение».

Правила дорожного движения. Безопасность на улицах и дорогах.

5-6

Как появился автомобиль и правила дорожного движения

Автомобиль. История автомобилестроения. Безопасность в автомобиле. История правил дорожного движения.

7-8

История правил дорожного движения.

История автомобилестроения. Безопасность в автомобиле. История правил дорожного движения.

9

Командная игра «Найди ошибку в правилах».

Повторение и изучение правил перехода проезжей части и перекрестков.

10-11

Светофор и знаки

Беседа «Вспомним, что мы знаем о дорожных знаках».

12

Дидактическая игра «Наведем порядок в городе»

Повторение и изучение правил перехода проезжей части и перекрестков.

13-14

Безопасность во дворе и на перекрестках

Понятия «двор», «перекресток». Правила поведения во дворах и на перекрестках.

15

Конкурс рисунков «Нарисуй свой знак» (по правилам поведения во дворе).

Творческая работа с использованием правил дорожного движения.

16

Правила поведения в транспорте.

Транспорт. Виды транспорта. Правила поведения пассажира.

17

Постановка спектакля «Нерадивый пассажир».

Творческая работа с использованием правил дорожного движения.

18

Сезонные опасности на дороге.

Обсуждение ситуаций «Ночь на дороге», «Идет дождь», «На улице туман». Почему затрудняется вождение автомобиля. Как вести себя в таких условиях на улицах и дорогах». Дорога летом и зимой.

19

Составление памятки «Внимание! Плохая Погода!».

Творческая работа с использованием правил дорожного движения.

Азбука безопасности

20

Если случилась беда…

Если случилась беда. Экстренная ситуация. Что делать в экстренной ситуации. Телефоны экстренных служб.

21-22

Что делать в экстренной ситуации. Телефоны экстренных служб.

Что делать в экстренной ситуации. Телефоны экстренных служб.

23

Если ты потерялся

Если ты потерялся в магазине, городе, лесу. Правила поведения.

24

Составление памятки «Если ты потерялся».

Творческая работа.

25

Викторина «Как действовать, если…».

Творческая работа.

26-27

Безопасность в природе

Природа. Как вести себя на природе. Правила безопасности при экскурсии на природу, организованном групповом и самостоятельном отдыхе на природе.

28

Правила безопасности при экскурсии на природу, организованном групповом и самостоятельном отдыхе на природе.

Экскурсия на природу с использованием правил безопасности.

29

Один дома

Правила поведения дома. Если ты остался один. Что может произойти дома. Телефоны экстренных служб.

30

Что может произойти дома. Телефоны экстренных служб.

Что делать в экстренной ситуации. Телефоны экстренных служб.

31

Составление рассказа «Когда я был один дома…»

Творческая работа.

32

Правонарушения и закон.

Закон и порядок. Что такое правонарушение. Преступление и проступок.

33

Выпуск бюллетеня «Человек и закон».

Творческая работа.

34

Спасатели, кто они?

Спасательные и правоохранительные органы РФ. Задачи службы спасения. Телефоны службы спасения. Добровольные формирования спасателей.

35

Телефоны службы спасения. Добровольные формирования спасателей.

Спасательные и правоохранительные органы РФ. Задачи службы спасения. Телефоны службы спасения. Добровольные формирования спасателей.

36-37

Конкурс рисованного мультфильма «Спасатели спешат на помощь».

Творческая работа.

Азбука здоровья

38

Здоровый образ жизни

Понятия «здоровье», «здоровый образ жизни». Способы сохранения и укрепления здоровья. Факторы, укрепляющие здоровье.

39

Как не заболеть. Здоровье окружающих.

Здоровый образ жизни. Как не заболеть.

40

Профилактика простудных заболеваний.

Профилактика простудных заболеваний.

41

Занимайся спортом

Понятия «здоровье», «здоровый образ жизни». Способы сохранения и укрепления здоровья. Факторы, укрепляющие здоровье.

42

Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»

Спортивный праздник

43-44

Основы правильного питания

Основы питания. Ежедневный рацион. Диета.

45

Полезные продукты. Мед и молоко – наши верные друзья.

Беседа о полезных продуктах.

46

Подготовка и защита исследовательских работ (по группам) на тему «О вкусной и здоровой пище» (обучающиеся сравнивают полезные и вредные продукты питания).

Творческая работа.

47

В гостях у Мойдодыра

Купание. Закаливание. Беседа о соблюдении личной гигиены.

48

Проблема гигиены в произведениях литературы (сказки «Федорино горе», «Мойдодыр» К.И. Чуковского и т.д.).

Беседа о соблюдении личной гигиены.

49

Подготовка и защита исследовательских работ (по группам) на тему «Самая лучшая зубная паста/ мыло/шампунь».

Творческая работа.

50

Неинфекционные заболевания.

Понятие «неинфекционные заболевания». Типология неинфекционных заболеваний. Способы распространения неинфекционных заболеваний.

51

Неинфекционные заболевания людей и животных. Профилактика неинфекционных заболеваний.

Понятие «неинфекционные заболевания». Типология неинфекционных заболеваний. Способы распространения неинфекционных заболеваний.

52

Составление памятки «Профилактика неинфекционных заболеваний».

Творческая работа.

53

Профилактика простудных заболеваний.

Понятие «простудные заболевания». ОРВИ. Грипп. Профилактика простудных заболеваний.

54

Составление памятки «Профилактика простудных заболеваний».

Творческая работа.

55

Спортивный праздник «День здоровья» (с участием родителей).

Спортивный праздник

Основы медицинских знаний

56-57

Лекарственные и ядовитые растения

Виды растений. Лекарственные и ядовитые растения.

58

Сбор и оформление гербария.

Правила сбора и оформления гербария.

59-60

Первая помощь при отравлении газами

Понятия «газы», «удушение», «отравление газами».

61

Виды газов. Чем вредны газы.

Понятия «газы», «удушение», «отравление газами».

62

Отработка навыков оказания первой помощи при отравлении угарным газом.

Отработка навыков оказания первой помощи при отравлении угарным газом.

63

Психические реакции при авариях. Особенности оказания помощи

Понятия «стресс», «паника». Как вести себя при панике.

64

Составление памятки «Как побороть панику».

Творческая работа.

65

Переохлаждение и перегревание.

Переохлаждение и перегревание организма. Причины и признаки переохлаждения и отморожения.

66

Составление памяток «Первая помощь при перегревании», «Первая помощь при обморожении».

Творческая работа.

67

Тепловой и солнечный удары.

Причины и признаки теплового и солнечного ударов.  Первая помощь.

68

Составление памятки «Первая помощь при тепловом, солнечном ударе».

Творческая работа.

Список литературы

  1. Байбородова Л.В., Индюков Ю.В. методика обучения основам безопасности жизнедеятельности. Методическое пособие. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 272 с.
  2. Безопасность на дорогах. Учебник тетрадь для 2, 3, 4 классов. – М.: ЭНАС, 2006. – 48 с.
  3. Богачева О.П.. Дубягин Ю.П. Школа выживания. Или 56 способов защитить ребенка от преступления. – М.: Пихта,1997. – 287 с.
  4. Виноградова Н.Ф. программа и поурочно-тематическое планирование по курсу «Безопасность на дорогах» для детей младшего школьного возраста. – М.: ЭНАС-Класс, 2007. – 48 с.
  5. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
  6. Дорога и Я. Учебно-методический комплект для 2 – 4-ых классов. – М.:Renault, 2009. – 32 с.
  7. Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования /Под общей редакцией В.А. Федорова. – М.: «Третий Рим», 2002. – 80 с.
  8. Обеспечение безопасности детей в быту. Ответственность родителей. /Методические рекомендации для родителей./ Составители: Никифоров А.А, Политова Р.И. – Белгород, БелРИПКППС, 2009. – 30 с.
  9. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.
  10. Правила дорожного движения РФ. – М., 2013. – 28 с.
  11. Тихомирова О.И. Пособие по пожарной безопасности. – Москва: ЭНАС, 2008. – 64 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Занимательная математика» 4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Занимательная математика» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности по...

Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Я — пешеход и пассажир» 4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Я — пешеход и пассажир» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности под ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Экономика: первые шаги» 4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Экономика: первые шаги» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности под ...

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по внеурочной деятельности социального направления "Азбука безопасности". 3 класс

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Азбука безопасности"соотвествует программе "Азбука безопасности"Разделы:1. "Будь ярким на дороге. Безопасность...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ) «В путь по безопасной дороге»

Работа по программе охватывает область знаний, необходимые для безопасного поведения на улице и проезжей части, сознательного отношения к вопросам личной безопасности, умения предугадывать...