Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления "Я-кировчанин" для 1 класса
рабочая программа (1 класс) на тему
Составлена на основе авторской программы Ю. Галышевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности социального напрпвления | 234.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
г.Уржума Кировской области
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО школы Зам.директора по УВР директор школы
протокол № _1____ ______________Евсеева Ю.А ___________/В.А.Коровиченко/
«28» августа 2015 г. «29» августа 2015г. «_30_» августа 2015 г.
приказ № 73
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
социального направления
«Я - кировчанин»
для 1 класса начального
общего образования
на 2015-2016 уч. г.
Программу составила
учитель начальных классов
Меринова Галина Павловна
Стаж работы 2 года
Уржум 2015
Пояснительная записка
Программа разработана на основе нормативных документов:
- Закон РФ «Об образовании» от 27.06.10
- Концепция ФГОС
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2009 г.
- Устав муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №37 города Кирова
- Программа воспитания и социализации обучения начального образования 2009г.
- Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (приложение к письму Минобразования России от 11.06.02 №30-51-433/16)
- «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении» (письмо Минобразования России о т02.04.02 №13-51-28/13)
- Методические рекомендации о структуре и содержании дополнительных образовательных программ (Приказ Минобрнауки от 18.06.2003 №28-02-484/16)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Ю. Галышевой «Я-КИРОВЧАНИН».
1. Актуальность программы.
Современный период в российской истории и образовании ― время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные, позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношения людей к обществу, государству, закону и труду, на отношения человека к человеку.
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении.
Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования.
Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника.
Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Актуальна и экологическая направленность занятий, здесь следует раскрыть смысл знаменитой фразы М.Пришвина: «…Охранять природу – значит охранять Родину…».
Объект изучения – Кировская область, г. Уржум, его социальная, культурная, духовная и природная среда.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2011 года. Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы внеурочной деятельности, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
2. Цель – углубление и расширение знаний учащихся о природе, истории и культуре родного края.
Урочные и внеурочные формы проведения занятий по ознакомлению детей с краем, в котором они живут, способствуют решению следующих образовательных задач:
- знакомить учащихся с историей, традициями, культурой родного края через судьбы и творчество знаменитостей города: писателей, художников, архитекторов и т.д.;
- создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации ученика в городе.
Кроме этого, в процессе изучения края активно реализуются и воспитательные задачи, такие как:
- формировать общественную активность личности, гражданскую позицию, культуру общения и поведения в социуме, навыки здорового образа жизни и т.п.;
- воспитывать чувство ответственности за сохранение природы и традиций родного края, осознанное отношение к памятникам истории и культуры;
- формировать эмоциональный опыт детей, осознание своей причастности к истории города через судьбу собственной семьи, личного отношения к прошлому и настоящему г.Уржума.
Занятия направлены и на реализацию развивающих задач:
- развивать личностные качества – самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т.д.;
- развивать познавательный интерес к изучению природы, истории, культуры родного края,
- развивать творческий потенциал учащихся и познавательную активность.
3. Организация достижения целей:
- целенаправленная внеурочная и внешкольная деятельность,
- связь с социосредой (родителями, культурой и природой)
- внедрение краеведения в другие учебные дисциплины.
Программа включает следующие основные направления учебной деятельности:
- история
- краеведение
- природоведение
- музыка
- изобразительное искусство
- трудовое обучение
Формы проведения занятий:
- интегрированные занятия,
- инсценированное представление,
- практические работы,
- экскурсии по городу и области,
- посещение выставок, театров, музеев,
- конкурсы рисунков, макетов на темы «Мой любимый уголок», «Мой город», «Город моей мечты»,
- выставка фотографий «Мой Уржум»,
- конкурс сочинений «Мой город»,
- конкурс чтецов «Творчество кировских поэтов»,
- поисковые задания: «Профессии моих родителей», «Когда город спит. Кто трудится?», «О чём говорят названия улиц», «Знаменитые земляки», «Вятские промыслы», «Орден в моём доме» и др.,
- встречи с интересными людьми,
- благотворительные акции,
- краеведческие викторины, конкурсы знатоков,
- проектно-исследовательская деятельность,
- научная конференция
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
4. При отборе краеведческих сведений для занятий следует придерживаться правил:
- события местной истории и культуры должны быть важными для данного края, приятными и доступными, эмоционально-насыщенными,
- представлять учащимся возможность совершать маленькие «открытия», привлекая их к участию в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту,
- формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом,
- вызвать интерес к родным местам, городу, улице, дому, школе, содействовать формированию патриотических чувств.
Принципы, положенные в основу программы:
- Патриотическое воспитание понимается как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга.
- Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
5. Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
6. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
1класс
Личностными результатами изучения курса «Я – кировчанин» в 1-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Я – кировчанин» в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «Я – кировчанин» в 1-м классе являются формирование следующих умений:
- знать названия города; уникальность города (в общих чертах),
- называть события местной истории и культуры, важные для родного края,
- называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
- называть природные богатства и их роль в жизни человека;
- называть основные особенности каждого времени года,
- сравнивать объекты на основе внешних признаков или характерных свойств,
- использовать наблюдения за растениями и животными в рассказах,
- объяснять, как люди помогают друг другу жить;
- уважительно относиться;
- оценивать правильность поведения людей в природе; быту (правила общения, уличного движения).
7. Этапы реализации
Программа интегрированного курса содержит несколько блоков
1 класс | Мир моего города | Я – кировчанин. Моя семья. Детские игры моих родителей, бабушек и дедушек. Мой дом, моя улица. Моя школа. Природа моего города (посещение парков, наблюдения). Немного из истории города. Знакомство с культурной средой (посещение театров, музеев). Народные промыслы. Знакомство с произведениями писателей-земляков |
Темы занятий из года в год повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения и предприятия города, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.
Программа рассчитана для проведения занятий с детьми младшего школьного возраста. Программа реализуется полностью за 4 года, 1 час в неделю.
8. Предполагаемые результаты изучения программы:
- Формирование творческой личности, способной к самообразованию, самовыражению и практическому созиданию.
- Развитие эмоционально-ценностного отношения к городу и формирование познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родного края.
- Представление результатов исследований перед одноклассниками на научных конференциях, в урочной деятельности.
- Участие в городском конкурсе по краеведению.
9. Ресурсное обеспечение рабочей программы
Для учащихся
Галышева Н. «Я – кировчанин»: Рабочая тетрадь. 1 класс (в 3 частях). – Киров, 2011.-36с.
Литература
1. В.А. Ветлужских «Основание города Уржума»-АЛЬМАНАХ «Уржумская старина».
2. Верхоткин К.В. Кировские места Уржума.- Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1986,-125с.
3. Помещиков В.И., Карпов В.Б. Уржум-Киров: Волго-Вятское книжное издательство Кировское отделение, 1987-109с.
4. «Книга вятская для детей»: Хрестоматия для детей младшего школьного возраста. – Киров, 2002.- 112с.
5. «Наши птицы»: вятские писатели и ученые о пернатых края. - Киров, 2006.-112с.
6. Емельянова Г. «Хлынов. Вятка. Киров»: путеводитель по улицам города. – Киров,2009.-302с.
Ресурсы Интернет
http://ru.wikipedia.org/wiki/Киров_(Кировская_область)
http://mykirov.narod.ru/history/mainhis.html
2. Содержание программы
1 класс
№ | Название раздела. Темы занятий | Количество часов | Аудиторные занятия | Внеаудиторные занятия | Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса |
1 | Давайте знакомиться! Введение в краеведение. Правила безопасного поведения на занятиях. Я – кировчанин. Давайте знакомиться! Проект Игры на знакомство. | 2 | 2 | Личностные результаты Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции: – общепринятых нравственных правил человеколюбия, уважения к труду, культуре и т.п. (ценностей); – важности исполнения роли «хорошего ученика»; – важности бережного отношения к своему здоровью и здоровью всех живых существ; – важности различения «красивого» и «некрасивого». Постепенно понимать, что жизнь не похожа на «сказки» и невозможно разделить людей на «хороших» и «плохих» ОСМЫСЛЕНИЕ Объяснять, почему конкретные однозначные поступки можно оценить как «хорошие» или «плохие» («неправильные», «опасные», «некрасивые») с позиции известных и общепринятых правил. САМООСОЗНАНИЕ Объяснять самому себе: – какие собственные привычки мне нравятся и не нравятся (личные качества), – что я делаю с удовольствием, а что – нет (мотивы), – что у меня получается хорошо, а что нет (результаты) САМООПРЕДЕЛЕНИЕ Осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества). В том числе: объяснять, что связывает меня: – с моими близкими, друзьями, одноклассниками; – с земляками, народом; – с твоей Родиной; – со всеми людьми; – с природой; испытывать чувство гордости за «своих» - близких и друзей. ПОСТУПКИ Выбирать поступок в однозначно оцениваемых ситуациях на основе: – известных и простых общепринятых правил «доброго», «безопасного», «красивого», «правильного» поведения; – сопереживания в радостях и в бедах за «своих»: близких, друзей, одноклассников; – сопереживания чувствам других не похожих на тебя людей, отзывчивости к бедам всех живых существ. Признавать свои плохие поступки Метапредметные результаты Регулятивные УУД Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Высказывать своё предположение (версию) Учиться работать по предложенному плану Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного Познавательные УУД Отличать новое от уже известного с помощью учителя. Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать предметы. Находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака. Называть последовательность простых знакомых действий, находить пропущенное действие в знакомой последовательности Подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему Коммуникативные УУД Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Учить наизусть стихотворение, прозаический фрагмент. Вступать в беседу на уроке и в жизни Слушать и понимать речь других. Выразительно читать и пересказывать текст Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) | |
2 | Природа родного края Осень в нашем крае. Осень заглянула в парк. Наблюдения за красотой осенних деревьев. Экскурсия. Разнообразие деревьев родного края. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Жизнь водоёма осенью. Экскурсия на Уржумку. Наблюдения за растениями и животными. Птицы нашего края. Птицы, живущие в городе Стихи, рассказы, сказки об осени кировских авторов. Мой город зимой. (4 ч) Зима нашего края. Экскурсия. Зимующие птицы. Акция «Кормушка». Проект Зимние забавы наших предков. Стихи, рассказы, сказки о зиме кировских авторов Зимние виды спорта. Родная природа. (5 ч) День птиц. Домашние питомцы в городе. Мой город в истории освоения космоса. Животный мир Кировской области (звери). Рассказы о животных Евгения Чарушина. Краеведческий музей. Экскурсия. Стихи, рассказы, сказки о весне кировских авторов | 4 4 5 | 2 3 4 | 2 1 1 | |
3 | Моя школа Я – ученик. Правила взаимодействия со взрослыми и сверстниками, культура поведения в школе. Уважительное отношение к труду работников школы. Моя школа. Всё начинается со школьного звонка… Проект Знакомство с творчеством кировского поэта Л.Дьяконова. | 4 | 4 | ||
4 | Дом, в котором я живу. Моя семья. Мой дом, мой адрес. По дороге домой (правила безопасного движения по улицам и дорогам). Экскурсия. Мой двор, игры нашего двора. | 3 | 2 | 1 | |
5 | Мой край, его прошлое и настоящее. Мой город, его прошлое и настоящее. Экскурсия. Откуда в нашем доме вода, свет и тепло? Знакомство с работой почты. Моя семья. Праздники нашего города. Пешеходная экскурсия «Город новогодний». Великая Отечественная война в истории нашего края. Вечный огонь – памятник героям-уржумцам. Из истории образования города. Достопримечательности города. Экскурсия. Городской транспорт. Правила безопасного движения по улицам и дорогам. Любимые места города для нашей семьи. | 7 | 4 | 3 | |
6 | Уржум – культурный центр. Детские игры наших дедушек и бабушек. О чём могут рассказать игрушки. Проект Правила поведения и общения людей в общественных местах отдыха. Дымковская игрушка – символ Вятки. Увлечения моей семьи. Народные промыслы. Вятская матрёшка. Сказочный мир художника В.М.Васнецова. | 4 | 4 | ||
33 | 25 | 8 |
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ п\п | Даты проведения | Тема занятия | Количествчас | Тип и форма и занятий | Элементы минимального содержания | Планируемые результаты | Информационное сопровождение | Домашнее задание | |
Тема 1. Давайте знакомиться! (2ч) | |||||||||
1-1 | 1. Введение в краеведение. Что мы знаем о Кирове. Правила безопасного поведения на занятиях. | 1 | Комбинирован-ный
| Основные цели и идеи курса. Понятия: «город». Названия нашего города. Правила безопасного поведения на занятиях. | Личностные результаты Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Метапредметные результаты Регулятивные УУД Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД Делать предварительный отбор источников информации Коммуникативные УУД Слушать и понимать речь других Предметные результаты Знать названия нашего города; уникальность нашего города (в общих чертах). Рассказывать классу о себе, познакомиться с одноклассниками, выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды). | Презентация Фото, рисунки РТ1 | Устный рассказ о себе: ФИО, дата рождения, ФИО родителей, что посещал до школы, увлечения | ||
1-2 | 2. Давайте знакомиться! Я – кировчанин. Проект «Кто Я? Какой Я?». Игры на знакомство | 1 | Проект 1 Игровое занятие | Понятия: кировчанин. Рассказ о себе: ФИО, где и когда родился, мои родители, что посещал до школы. Кто Я? Какой Я? | Презентация Фото, рисунки РТ2Проекты | Сбор материала для рассказа о себе (рассказы родителей, первые фотографии, рисунки, увлечения) Устный рассказ о себе «Кто Я? Какой Я?» Рассказ об одноклассниках | |||
Тема 2. Осень в нашем крае. (2ч) | |||||||||
2-1 | 3. Осень заглянула в парк. Наблюдения за красотой осенних деревьев. Экскурсия в парк. Сбор природного материала | 1 | Экскурсия 1 | Экскурсия по парку. Парк – детский парк, любимое место отдыха детей и родителей. Рассказы детей о посещении парка с родителями, д/с. Забота о чистоте парка, о красоте места отдыха. Наблюдения за красотой осенних деревьев. | Личностные результаты Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей) Метапредметные результаты Регулятивные УУД Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией Познавательные УУД Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса Коммуникативные УУД Слушать и понимать речь других. Учиться выполнять различные роли в группе. Предметные результаты Называть особенности детского парка. Сравнивать объекты на основе внешних признаков или характерных свойств. Использовать наблюдения за растениями в рассказах. Узнавать деревья по листьям, по характерным внешним признакам | РТ3 Презентация РТ4 М1 | Рассказать о впечатлениях об экскурсии. Составить букет из осенних листьев. Засушить листья разных деревьев | ||
2-2 | 4. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Деревья нашего города (нашей местности). Определение названий деревьев во дворе школы. | 1 | Исследование, Практическое занятие, работа в малых группах | Разнообразие деревьев родного края. Распознавание деревьев своей местности по листьям, по характерным внешним признакам | Презентация РТ5, РТ6 Гербарий, атлас-определи-тель | Определять деревья по листьям. Составить аппликацию из осенних листьев | |||
Тема 3. Моя школа. (4 ч) | |||||||||
3-1 | 5. Я – ученик. Правила взаимодействия со взрослыми и сверстниками, культура поведения в школе. | 1 | Комбинированный | Ознакомление с помещениями школы, их назначением, с деятельностью некоторых работников школы, с отдельными правилами поведения в школе и взаимоотношений со взрослыми. Уважительное отношение к труду работников школы | Личностные результаты Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей) Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить Метапредметные результаты Регулятивные УУД Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей Познавательные УУД Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Использовать приёмы осмысленного чтения при работе с текстами. Коммуникативные УУД Слушать и понимать речь других. Учиться выполнять различные роли в группе. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им Предметные результаты Различать помещения школы, их назначение. Узнавать некоторых работников школы. Соблюдать правила взаимодействия со взрослыми и сверстниками, уважительное отношение к труду работников школы. Использовать различные источники информации для устных рассказов и выпуска стенгазеты, выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фото (слайды). | Презентация РТ7 | Рассказать о деятельности некоторых работников школы Сбор материала о первом учебном дне (фото, рисунки, заметки родителей, стихи). | ||
3-2 | 6. Моя школа. Кто работает для нас? Уважительное отношение к труду работников школы. | 1 | Комбинированный | ||||||
3-3 | 7. Моя школа. Всё начинается со школьного звонка… Проект | 1 | Проект 2 | Сбор материала и выпуск стенгазеты о первом учебном дне (фото, рисунки, заметки родителей, стихи). | Фото, рисунки. Проект | Подобрать и прочитать стихи о школе | |||
3-4 | 8. «Первоклассникам» Знакомство с творчеством кировского поэта Л.Дьяконова. | 1 | Библиотечный урок | Творчество поэта-земляка. Чтение стихов, загадок о школе, о детях. Л.Дьяконов. «Первоклассникам», «Первые буквы», «Утро начинается», «Я учу братишку Мишку», «Провожатый», загадки | Презентация РТ8 Иллюстрации Книги | Рассказ о поэте и его стихах. Чтение и заучивание наизусть понравившихся стихов | |||
Тема 4. Дом, в котором я живу. (3 ч) | |||||||||
4-1 | 9. Где эта улица, где этот дом? Мой дом. Мой адрес. Моя семья. | 1 | Комбинированный | Понятия: улица, адрес, квартира, комната, этаж. двор, детская площадка. семья, родственники. Рассказ о членах семьи, о совместном труде и отдыхе, о семейных традициях Элементарное умение ориентироваться на улице (в районе школы). Рассказ о своём доме: на какой улице находится, сколько этажей, на каком этаже живёшь. Рассказ о своём уголке (место для занятий, игр, отдыха) Рассказ о своём дворе, его благоустройстве. | Личностные результаты Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей) Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить Метапредметные результаты Регулятивные УУД Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей Познавательные УУД Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса Использовать приёмы осмысленного чтения при работе с текстами. Коммуникативные УУД Слушать и понимать речь других. Предметные результаты Составлять высказывания на заданную тему. Знать свой адрес, интервьюировать членов своей семьи, выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды). | Презентация РТ9,16 Фото, рисунки | Знать свой адрес Рассказ о своём доме, о членах семьи, о совместном труде и отдыхе, о семейных традициях. Рассказ о своём дворе, его благоустройстве. Знать свой адрес. | ||
4-2 | 10. По дороге домой. Правила безопасного движения по улицам и дорогам. | 1 | Экскурсия 2 | Понятия: улица, дорога. Правила безопасного движения по улицам и дорогам. | Презентация РТ10 | Правила безопасного движения по улицам и дорогам. Путь из школы домой | |||
4-3 | 11. Любимый мой дворик. Игры нашего двора | 1 | Игровое занятие | Понятия: двор, детская площадка. Рассказ о своём дворе, его благоустройстве. Разучивание подвижных игр | Презентация | Рассказ о своём дворе, его благоустройстве. Подвижные игры | |||
Тема 5. Родная природа. (2 ч) | |||||||||
5-1 | 12. Жизнь водоёма осенью. Экскурсия на реку Уржумку. Наблюдения за растениями и животными. | 1 | Экскурсия 3 | Понятия: водоём, пруд. Экскурсия к городскому пруду, по парку имени Кирова. Забота о чистоте парка, пруда, о красоте места отдыха. Наблюдения за растениями: их особенности, условия жизни у водоёма. Наблюдения за птицами (утки, чайки): какие птицы живут у водоёма, чем питаются, особенности поведения. | Личностные результаты Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей) Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить Метапредметные результаты Регулятивные УУД Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей Познавательные УУД Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Использовать приёмы осмысленного чтения при работе с текстами. Коммуникативные УУД Слушать и понимать речь других. Учиться выполнять различные роли в группе. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им Предметные результаты Сравнивать объекты на основе внешних признаков или характерных свойств. Составлять на основе наблюдений высказывания на заданную тему. Различать парки города. Распознавать птиц по внешним признакам. Использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения значимой информации. Знакомиться с творчеством писателей-земляков, узнавать их произведения, находить книги в библиотеке, читать. Использовать приёмы осмысленного чтения при работе с текстами. | Презентация РТ11 РТ12 | Рассказать о впечатлениях об экскурсии, о наблюдениях за растениями и животными. | ||
5-2 | 13. Птицы нашего края. Птицы, живущие в городе. | 1 | Исследование | Расширение представлений о птицах (воробей, голубь). | Презентация Иллюстрации РТ13,14 | Наблюдать за птицами, подкармливать их. Заготовить корм для зимы | |||
Тема 6. Мой край, его прошлое и настоящее. (3 ч) | |||||||||
6-1 | 14. Мой город, его прошлое и настоящее. Пешеходная экскурсия. | 1 | Экскурсия 4 | Понятия: настоящее, прошлое, земляки, символ, достопримечательности. Как выглядел наш город (посёлок) в прошлом, какие были улицы, дома, транспорт. Изменения в жизни людей в ХХ веке (водопровод, горячее водоснабжение, отопление, телевидение…), строительство современных зданий, школ, торговых центров, спортивных сооружений. Благоустройство | Личностные результаты Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции общепринятых нравственных правил человеколюбия, уважения к труду, культуре и т.п. (ценностей). Осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества). Объяснять, что связывает меня: – с моими близкими, друзьями, одноклассниками; – с земляками, народом. Метапредметные результаты Регулятивные УУД Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему. Коммуникативные УУД Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Предметные результаты Составлять высказывания на заданную тему, используя фотографии из семейного альбома, интервьюировать членов своей семьи, выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии. Называть события местной истории и культуры, важные для родного края Узнать о недавнем прошлом города, об изменениях в жизни людей (водопровод, горячее водоснабжение, отопление, телевидение…). Рассказывать, откуда в дом приходит вода, свет и тепло. | Презентация Фото, рисунки РТ15 | Узнать у бабушек и дедушек, у родителей о недавнем прошлом города, об изменениях в жизни горожан. Подобрать фото из семейного альбома. Подготовить рассказ о своём родном крае (о его символе, знаменитых земляках, достопримечательностях) | ||
6-2 | 15. Откуда в нашем доме вода, свет и тепло? | 1 | Исследование | Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки его потребителям. | Презентация Фото, рисунки РТ17 РТ18 | Узнать у бабушек и дедушек, у родителей о недавнем прошлом города, об изменениях в жизни людей (водопровод, горячее водоснабжение, отопление, телевидение…) Рассказать, откуда в твой дом приходит вода, свет и тепло. | |||
6-3 | 16. Путешествие с письмом. Знакомство с работой почты. | 1 | Экскурсия 5 | Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой почты. Современные средства коммуникации | Презентация Фото, рисунки РТ19 М2 | Найти дома открытки, письма. Рассмотреть, что на них изображено, кому они адресованы, откуда и когда отправлены. | |||
Тема 7. Мой город зимой. (4 ч) | |||||||||
7-1 | 17. Зима нашего края. Праздники нашего города. Пешеходная экскурсия «Город новогодний». Экскурсия в зимний городской парк. | 1 | Экскурсия 6 | Особенности зимы нашего края. Парк в разные времена года: наблюдения, сравнения. | Личностные результаты Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции общепринятых нравственных правил человеколюбия, уважения к труду, культуре и т.п. (ценностей). Осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества). Объяснять, что связывает меня: – с моими близкими, друзьями, одноклассниками; – с земляками, народом. Метапредметные результаты Регулятивные УУД Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. Коммуникативные УУД Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Предметные результаты Наблюдать один и тот же объект в разные времена года, делать сравнения. Подмечать особенности времени года, устанавливать взаимосвязи неживой и живой природы Составлять высказывания на заданную тему, интервьюировать членов своей семьи. Наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе; обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц; изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предложенного подходящий для птиц корм. Знакомиться с творчеством писателей-земляков, узнавать их произведения, находить книги в библиотеке, читать. Различать зимние виды спорта. Использовать приёмы осмысленного чтения при работе с текстами. | Рисунок зимнего парка | |||
7-2 | 18. Зимние забавы наших предков. Зимние виды спорта. | 1 | Игровое занятие Исследование | Разучивание подвижных игр Понятия: зимние виды спорта, каток, лыжные трассы, трамплин, горки, скалолазание. Кировские спортсмены. | Презентация РТ23 | Зимние забавы (интервью у членов своей семьи) Спорт и моя семья (интервью у членов своей семьи) | |||
7-3 | 19. Зимующие птицы. Акция «Кормушка». Проект | 1 | Проект 3 | Понятия: зимующие птицы, кормушка. Особенности зимующих птиц. Формы кормушек и виды корма для птиц, правила подкормки птиц. Изготовление простейших кормушек. Наблюдение за птицами, прилетающими к кормушке | Презентация Фото, рисунки РТ20 | Наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе, знать правила подкормки птиц | |||
7-4 | 20. Стихи, рассказы, сказки о зиме кировских авторов
| 1 | Библиотечный урок | Стихи, рассказы, сказки о зиме кировских авторов: Л.Дьяконов. «Из «Зимней книжки» («Санки», «Снежинки», «Щенок и снег»), Е.Чарушин. «Что за зверь?» | Презентация Фото, рисунки РТ21 Презентация Иллюстрации Книги РТ22 | Чтение понравившихся произведений | |||
Тема 8. Уржум – культурный центр. (4 ч) | |||||||||
8-1 | 21. О чём могут рассказать игрушки. Проект Детские игры наших дедушек и бабушек. | 1 | Проект 4 Игровое занятие | Игрушки – друзья детства. Истории, воспоминания Особенности игр (ХХ век). Игры настольные, подвижные. Массовые игры | Личностные результаты Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей) Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить Метапредметные результаты Регулятивные УУД Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей Познавательные УУД Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Использовать приёмы осмысленного чтения при работе с текстами. Коммуникативные УУД Слушать и понимать речь других. Учиться выполнять различные роли в группе. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им Предметные результаты Составлять высказывания на заданную тему по плану, выступать с подготовленным сообщением. Интервьюировать членов своей семьи Рассказывать о театре кукол, о правилах поведения и общения людей в театре Описывать внешний вид героя, его характер. Передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев. Различать дымковскую игрушку среди других народных игрушек, отмечать особенности этого народного промысла Различать вятскую матрёшку среди других игрушек. Различать картины Васнецова среди других картин, составлять рассказы по известным картинам Использовать приёмы осмысленного чтения при работе с текстами. Рассказывать о поэте и его стихах Выбрать понравившийся стих, представить его на конкурс. | Игрушки РТ24 | Сочинить сказочную историю, которая могла бы произойти с игрушкой Узнать у бабушек и дедушек об их детских играх | ||
8-2 | 22. Дымковская игрушка – символ Вятки. Проект | 1 | Мастер-класс Проект 5 | Понятия: слобода Дымково, мастерицы, народные промыслы, дымковская игрушка. История возникновения промысла. Технология изготовления, мастер-класс | Презентация Фото, рисунки РТ26 | Подобрать материал о дымковской игрушке: фото, стихи, иллюстрации, рисунки. Составить рассказ о дымковской игрушке. Слепить игрушку из глины или пластилина | |||
8-3 | 23. Народные промыслы. Вятская матрёшка. | 1 | Исследование | Понятия: народные промыслы. История промысла, особенности вятской матрёшки | Презентация Фото, рисунки РТ27 РЯ1 | Сделать аппликацию матрёшки, используя необычные материалы | |||
8-4 | 24. Сказочный мир художника В.М.Васнецова. Художественный музей имени братьев Васнецовых. | 1 | Исследование Комбинирован-ный | Художник-земляк В.М.Васнецов. Знакомство с картинами Понятия: художественный музей, экспонаты. История создания музея, его экспонаты | Презентация РТ28 Презентация РТ29 | Рассказ о творчестве В.Васнецова Рассказать об экспонатах музея | |||
Тема 9. Родная природа. (5 ч) | |||||||||
9-1 | 25.День птиц. | 1 | Исследование | Понятия: птичьи гнёзда, строительный материал, кладка яиц. Жизнь птиц весной. Особенности гнездования различных птиц (воробья, голубя, синицы) | Предметные результаты Распознавать птиц по внешним признакам. Использовать естественно--научные тексты с целью поиска и извлечения значимой информации В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: — наблюдать за домашним любимцем и фиксировать результаты наблюдений; — фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях; — составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх; — презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов); — оформлять фотовыставку; — оценивать результаты собственного труда и труда товарищей Рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации, фото; — моделировать экипировку космонавта; — участвовать в ролевой игре «Полёт в космос»; — отвечать на вопросы и оценивать свои достижения Находить в тексте ответы на вопросы; извлекать из них нужную информацию, — приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой; — оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на занятии Использовать приёмы осмысленного чтения при работе с текстами. Рассказывать о поэте и его стихах Различать животных своего края по особенностям внешнего вида, повадкам | Презентация Фото, рисунки РТ32 | Сделать макет птичьего гнезда из пластилина, бумаги, ниток и других материалов | ||
9-2 | 26. Домашние питомцы в городе. Проект | 1 | Проект 6 | Домашние животные, уход за ними. Особенности содержания животных в городе. Зоомагазины. | Презентация Фото, рисунки | Подготовить материал о домашних животных | |||
9-3 | 27. Мой край в истории освоения космоса. Планетарий. | 1 | Ролевая игра | Понятия: космос, космонавт, космический корабль. Мой город в истории освоения космоса. К.Циолковский, В.Савиных, А.Серебров Планетарий, музей космонавтики | Презентация Фото, рисунки РТ33 | Сделать аппликацию «Космос» | |||
9-4 | 28. Животный мир Кировской области (звери). Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | Телепередача «В мире животных» Экскурсия 7 | Животный мир Кировской области (звери), примеры взаимосвязей между человеком и природой. | Презентация Фото, рисунки РТ34 | Подобрать загадки о животных | |||
9-5 | 29. Рассказы о животных Евгения Чарушина. Стихи, рассказы, сказки о весне кировских авторов. | 1 | Библиотечный урок | Творчество писателя-земляка. Рассматривание иллюстраций. Чтение рассказов о животных Е.Чарушина «Лисята», «Томка испугался», «Волчишко» Стихи, рассказы, сказки о весне кировских авторов: Л.Дьяконов. «Мы прощались и встречались», «Шёл на лыжах я к дружку». | Презентация Иллюстрации Книги РТ35 Презентация Иллюстрации Книги РТ36 | Рассказ о писателе, чтение понравившихся рассказов | |||
Тема 10. Мой край, его прошлое и настоящее. (4 ч) | |||||||||
10-1 | 30. Достопримечательности города. Свято-Троицкий собор города Уржума. | 1 | Исследование | Понятия: собор. Городские достопримечательности. История Свято-Троицкого собора. | Предметные результаты Составлять высказывания на заданную тему, интервьюировать членов своей семьи Составлять высказывания на заданную тему, интервьюировать членов своей семьи Находить в тексте ответы на вопросы; извлекать из них нужную информацию. Классифицировать транспорт в зависимости от назначения; обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся | РТ37 Презентация Фото, рисунки РТ39 | Рассказ о достопримечательностях города (что узнал на занятии + рассказы членов семьи) Подготовить сообщение «Любимые места города для нашей семьи». | ||
10-2 | 31. Великая Отечественная война в истории нашего края. Вечный огонь – памятник героям-уржумцам. | 1 | Экскурсия 8 | Великая Отечественная война в истории нашего края. Герои-земляки. Труженики тыла. Память о воинах-освободителях | Презентация Фото, рисунки РТ38 | Рассказы о войне (интервью у членов своей семьи), о памятниках героям-уржумцам. | |||
10-3 | 32.Городской транспорт. Правила безопасного движения по улицам и дорогам. | 1 | Комбинированный | Понятия: транспорт, городской, общественный, специальный. Классификация транспорта в зависимости от назначения. ПДД, правила безопасности в транспорте. | Презентация Фото, рисунки РТ40 | Правила безопасности в транспорте, безопасного движения по улицам и дорогам | |||
10-4 | 33. Любимые места города для нашей семьи. Конкурс рисунков. | Творческий отчёт | Сообщения детей с показом фото (слайдов). Выставка рисунков | Презентация Фото, рисунки РТ41 | Подготовить сообщение и рисунок «Любимые места города для нашей семьи». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе
Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...
Рабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе
Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Этика: азбука добра"
Духовно-нравственное направление курса "Этика: азбука добра" по внеурочной деятельности...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Шахматы"
Общеинтеллектуальное направление курса "Шахматы" по внеурочной деятельности...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Я познаю мир"
Социальная деятельность направления куса "Я познаю мир" внеурочной деятельности...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Здоровячок"
Спортивно-оздоровительное направление курса "Здоровячок" по внеурочной деятельности....