Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Занимательная математика» 4 класс
рабочая программа по математике (4 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Занимательная математика» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности под редакцией Н. Ф. Виноградовой на основе авторской программы Е. Э. Кочуровой.Целью кружка является: воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 111.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Мухановская средняя общеобразовательная школа».
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы
_____________/О.В.Тетерина/
«___» ______________ 2016 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
кружка «Занимательная математика»
(общеинтеллектуальное направление)
4 класс
Составитель: Кардашова Наталья Николаевна, учитель начальных классов,
без категории
2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Занимательная математика» разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», с учётом требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования.
Программа разработана для курса 34 часа (1 час в неделю), реализуемая в МБОУ «Мухановская СОШ» в 2016-2017 учебном году.
Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности под редакцией Н. Ф. Виноградовой на основе авторской программы Е. Э. Кочуровой.
Актуальность программы заключается в создании на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности, в реализации своих возможностей, приобретения уверенности в своих силах.
Целью кружка является: воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Задачи программы:
-формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
-освоение эвристических приемов рассуждений;
-формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
-развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
-формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
-формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
-привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Общая характеристика. «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности». Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу — это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ.
Программа «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в нее включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах
бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации кружка используются принципы игр
«Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работа в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания принимают форму состязаний, соревнований между командами.
Содержание программы:
- Числа. Арифметические действия. Величины. - 17 ч.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
2. Мир занимательных задач. - 11 ч. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
3. Геометрическая мозаика. - 6 ч. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Требования к планируемым результатам изучения программы
Личностными результатами изучения данного курса являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности , настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № уро-ка | Тема | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности ученика | Дата кален. | Дата факт. |
Тема 1. Числа. Арифметические действия. Величины. (17 ч.) | ||||||
1 | 1 | Интеллектуальная разминка | 1 | сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; | ||
2 | 2 | Числа-великаны | 1 | выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; | ||
3 | 3 | Мир занимательных задач | 1 | анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос; | ||
4 | 4 | Кто что увидит? | 1 | аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения; | ||
5 | 5 | Римские цифры | 1 | контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки; | ||
6 | 6 | Числовые головоломки | 1 | применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками; | ||
7 | 7 | Секреты задач | 1 | выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии; | ||
8 | 8 | В царстве смекалки | 1 | аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать раз- ные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения; | ||
9 | 9 | Математический марафон | 1 | сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; | ||
10 | 10 | «Спичечный конструктор» | 1 | контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки; | ||
11 | 11 | «Спичечный конструктор» | 1 | контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки; | ||
12 | 12 | Выбери маршрут | 1 | анализировать правила игры, действовать в соответствии с задан- ными правилами; | ||
13 | 13 | Интеллектуальная разминка | 1 | включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблем- ных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его; | ||
14 | 14 | Математические фокусы | 1 | применять изученные способы учебной работы и приёмы вычис- лений для работы с числовыми головоломками; | ||
15 | 15 | Занимательное моделирование | 1 | моделировать объемные фигуры; | ||
16 | 16 | Занимательное моделирование | 1 | моделировать из проволоки; | ||
17 | 17 | Занимательное моделирование | 1 | создавать объёмные фигуры из развёрток. | ||
Тема 2. Мир занимательных задач (11 ч.) | ||||||
18 | 1 | Математическая копилка | 1 | использовать газеты, детские журналы для составления сборника числового материала для составления задач; | ||
19 | 2 | Какие слова спрятаны в таблице? | 1 | искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы; | ||
20 | 3 | «Математика — наш друг!» | 1 | объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия; конструировать несложные задачи. | ||
21 | 4 | Решай, отгадывай, считай. | 1 | моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; | ||
22 | 5 | В царстве смекалки | 1 | анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи; | ||
23 | 6 | В царстве смекалки | 1 | воспроизводить способ решения задачи; сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; | ||
24 | 7 | Числовые головоломки | 1 | моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации; | ||
25 | 8 | Мир занимательных задач | 1 | оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно); участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и ре- зультат решения задачи; | ||
26 | 9 | Мир занимательных задач | 1 | анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины); | ||
27 | 10 | Математические фокусы | 1 | конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения за- дачи; | ||
28 | 11 | Блиц-турнир по решению задач | 1 | совершенствовать умение решения логических и нестандартных задач | ||
Тема 3. Геометрическая мозаика (6 ч.) | ||||||
29 | 1 | Интеллектуальная разминка | 1 | ориентироваться на точку начала движения; проводить линии по заданному маршруту; выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже; | ||
30 | 2 | Интеллектуальная разминка | 1 | анализировать расположение деталей (танов, треугольников, угол- ков, спичек) в исходной конструкции; составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции; | ||
31 | 3 | Математическая копилка | 1 | выявлять закономерности в расположении деталей; составлять де- тали в соответствии с заданным контуром конструкции; | ||
32 | 4 | Геометрические фигуры вокруг нас | 1 | моделировать объёмные фигуры из различных материалов (прово- лока, пластилин и др.) и из развёрток; осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом | ||
33 | 5 | Математический лабиринт | 1 | сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии; анализировать предложенные возможные варианты верного ре- шения; | ||
34 | 6 | Математический праздник | 1 | уметь обмениваться информацией в ходе свободного общения. |
Перечень учебно-методического и материально – технического обеспечения курса:
Для учителя
1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. —2014. — № 7.
2. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. —СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2010.
3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2011.
4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.
5. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.
6. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
7. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
8. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.
9. Ноутбук
Для учащихся
1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.
2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
3. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.
4. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.
Согласовано Согласовано
на ШМО учителей нач. классов зам. директора по УВР
«___» _____________ 2016 г. «___» _____________ 2016 г.
_____________(Кардашова Н.Н.) ______________(Попутникова Н. С.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/24/picture-207339-1361716274.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности (социального направления) "Моя первая экология".
Интегрированный курс для младших школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/25/picture-550386-1419517468.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности интеллектуального направления (кружок "Занимательный английский")
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяе...
![](/sites/default/files/pictures/2024/08/15/picture-799674-1723728920.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления "Я-кировчанин" для 1 класса
Составлена на основе авторской программы Ю. Галышевой...
Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Я — пешеход и пассажир» 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Я — пешеход и пассажир» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности под ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Экономика: первые шаги» 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Экономика: первые шаги» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности под ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/18/picture-145960-1353263044.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности социальной направленности "Школа, я, моя семья" 3 класс
Данная рабочая программа направлена на приобщение детей к духовным богатствам человечества, что будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопере...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/28/picture-1063108-1538142620.jpg)
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по внеурочной деятельности социального направления "Азбука безопасности". 3 класс
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Азбука безопасности"соотвествует программе "Азбука безопасности"Разделы:1. "Будь ярким на дороге. Безопасность...