Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Занимательная математика» 4 класс
рабочая программа по математике (4 класс) на тему

Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Занимательная математика» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности под редакцией Н. Ф. Виноградовой на основе авторской программы Е. Э. Кочуровой.Целью кружка является: воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabprvneur4klass_zanmatematika.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Мухановская средняя общеобразовательная школа».

                                                                                                                 УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

_____________/О.В.Тетерина/

«___» ______________ 2016 г.

Рабочая программа

 по внеурочной деятельности

кружка «Занимательная математика»

(общеинтеллектуальное направление)

4 класс

Составитель:   Кардашова Наталья Николаевна, учитель начальных классов,

                                                                           без  категории

2016 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Занимательная математика» разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», с учётом требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования.

Программа разработана для курса 34 часа (1 час в неделю), реализуемая в МБОУ «Мухановская СОШ» в 2016-2017 учебном году.

Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности под редакцией Н. Ф. Виноградовой на основе авторской программы Е. Э. Кочуровой.

      Актуальность программы заключается в создании на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности, в реализации своих возможностей, приобретения уверенности в своих силах.

       

 Целью кружка является: воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

       Задачи программы:

-формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

-освоение эвристических приемов рассуждений;

-формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

-развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

-формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;

-формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

-привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях. 

Общая характеристика. «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности». Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу — это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ.

Программа «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в нее включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах

бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации кружка используются принципы игр

«Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работа в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания принимают форму состязаний, соревнований между командами.

Содержание программы:

  1. Числа. Арифметические действия. Величины. - 17 ч.

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

2. Мир занимательных задач. - 11 ч. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

3. Геометрическая мозаика. - 6 ч. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Требования к планируемым результатам изучения программы

        Личностными результатами изучения данного курса являются:

- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

- развитие внимательности , настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

- воспитание чувства справедливости, ответственности;

- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

уро-ка

Тема

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности ученика

Дата кален.

Дата факт.

Тема 1. Числа. Арифметические действия. Величины.  (17 ч.)

1

1

Интеллектуальная разминка

 1

сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы

для выполнения конкретного задания;

2

2

Числа-великаны

1

выбирать удобные способы

для выполнения конкретного задания;

3

3

Мир занимательных задач

1

анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос;

4

4

Кто что увидит?

1

аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

5

5

Римские цифры

1

контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять

ошибки;

6

6

Числовые головоломки

1

применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

7

7

Секреты задач

1

выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

8

8

В царстве смекалки

1

аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать раз-

ные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

9

9

Математический марафон

1

сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат

с заданным условием;

10

10

«Спичечный конструктор»

1

контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять

ошибки;

11

11

«Спичечный конструктор»

1

контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять

ошибки;

12

12

Выбери маршрут

1

анализировать правила игры, действовать в соответствии с задан-

ными правилами;

13

13

Интеллектуальная разминка

1

включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблем-

ных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

14

14

Математические фокусы

1

применять изученные способы учебной работы и приёмы вычис-

лений для работы с числовыми головоломками;

15

15

Занимательное моделирование

1

моделировать объемные фигуры;

16

16

Занимательное моделирование

1

моделировать из проволоки;

17

17

Занимательное моделирование

1

создавать объёмные фигуры из развёрток.

Тема 2. Мир занимательных задач (11 ч.)

18

1

Математическая копилка

1

использовать газеты, детские журналы для составления сборника числового материала для составления задач;

19

2

Какие слова спрятаны в таблице?

1

искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся

в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

20

3

«Математика — наш друг!»

1

объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

конструировать несложные задачи.

21

4

Решай, отгадывай, считай.

1

моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда;

22

5

В царстве смекалки

1

анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать

из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

23

6

В царстве смекалки

1

воспроизводить способ решения задачи;

сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат

с заданным условием;

24

7

Числовые головоломки

1

моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать

соответствующие знаково-символические средства для моделирования

ситуации;

25

8

Мир занимательных задач

1

оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и ре-

зультат решения задачи;

26

9

Мир занимательных задач

1

анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять

условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

27

10

Математические фокусы

1

конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения за-

дачи;

28

11

Блиц-турнир по решению задач

1

совершенствовать умение решения логических и нестандартных задач

Тема 3. Геометрическая мозаика (6 ч.)

29

1

Интеллектуальная разминка

1

ориентироваться на точку начала движения;

проводить линии по заданному маршруту;

выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

30

2

Интеллектуальная разминка

1

анализировать расположение деталей (танов, треугольников, угол-

ков, спичек) в исходной конструкции;

составлять фигуры из частей, определять место заданной детали

в конструкции;

31

3

Математическая копилка

1

выявлять закономерности в расположении деталей; составлять де-

тали в соответствии с заданным контуром конструкции;

32

4

Геометрические фигуры вокруг нас

1

моделировать объёмные фигуры из различных материалов (прово-

лока, пластилин и др.) и из развёрток;

осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля:

сравнивать построенную конструкцию с образцом

33

5

Математический лабиринт

1

сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат

с заданным условием;

объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при

заданном условии;

анализировать предложенные возможные варианты верного ре-

шения;

34

6

Математический праздник

1

уметь обмениваться информацией в ходе свободного общения.

Перечень учебно-методического и материально – технического обеспечения курса:  

           

Для учителя

1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. —2014. — № 7.

2. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. —СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2010.

3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2011.

4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.

5. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

6. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

7. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.

8. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.

9. Ноутбук

Для учащихся

1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

3. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.

4. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.

Согласовано                                          Согласовано

на ШМО учителей нач. классов          зам. директора по УВР

«___» _____________ 2016 г.               «___» _____________ 2016 г.

_____________(Кардашова Н.Н.)             ______________(Попутникова Н. С.)                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности интеллектуального направления (кружок "Занимательный английский")

Программа обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяе...

Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Я — пешеход и пассажир» 4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Я — пешеход и пассажир» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности под ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Экономика: первые шаги» 4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Экономика: первые шаги» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности под ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности социальной направленности "Школа, я, моя семья" 3 класс

Данная рабочая программа направлена на приобщение детей к духовным богатствам человечества, что будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопере...

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по внеурочной деятельности социального направления "Азбука безопасности". 3 класс

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Азбука безопасности"соотвествует программе "Азбука безопасности"Разделы:1. "Будь ярким на дороге. Безопасность...