Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Занимательная математика» 4 класс
рабочая программа по математике (4 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Занимательная математика» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности под редакцией Н. Ф. Виноградовой на основе авторской программы Е. Э. Кочуровой.Целью кружка является: воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabprvneur4klass_zanmatematika.doc | 111.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Мухановская средняя общеобразовательная школа».
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы
_____________/О.В.Тетерина/
«___» ______________ 2016 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
кружка «Занимательная математика»
(общеинтеллектуальное направление)
4 класс
Составитель: Кардашова Наталья Николаевна, учитель начальных классов,
без категории
2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Занимательная математика» разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», с учётом требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования.
Программа разработана для курса 34 часа (1 час в неделю), реализуемая в МБОУ «Мухановская СОШ» в 2016-2017 учебном году.
Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности под редакцией Н. Ф. Виноградовой на основе авторской программы Е. Э. Кочуровой.
Актуальность программы заключается в создании на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности, в реализации своих возможностей, приобретения уверенности в своих силах.
Целью кружка является: воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Задачи программы:
-формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
-освоение эвристических приемов рассуждений;
-формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
-развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
-формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
-формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
-привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Общая характеристика. «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности». Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу — это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ.
Программа «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в нее включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах
бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации кружка используются принципы игр
«Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работа в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания принимают форму состязаний, соревнований между командами.
Содержание программы:
- Числа. Арифметические действия. Величины. - 17 ч.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
2. Мир занимательных задач. - 11 ч. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
3. Геометрическая мозаика. - 6 ч. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Требования к планируемым результатам изучения программы
Личностными результатами изучения данного курса являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности , настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № уро-ка | Тема | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности ученика | Дата кален. | Дата факт. |
Тема 1. Числа. Арифметические действия. Величины. (17 ч.) | ||||||
1 | 1 | Интеллектуальная разминка | 1 | сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; | ||
2 | 2 | Числа-великаны | 1 | выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; | ||
3 | 3 | Мир занимательных задач | 1 | анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос; | ||
4 | 4 | Кто что увидит? | 1 | аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения; | ||
5 | 5 | Римские цифры | 1 | контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки; | ||
6 | 6 | Числовые головоломки | 1 | применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками; | ||
7 | 7 | Секреты задач | 1 | выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии; | ||
8 | 8 | В царстве смекалки | 1 | аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать раз- ные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения; | ||
9 | 9 | Математический марафон | 1 | сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; | ||
10 | 10 | «Спичечный конструктор» | 1 | контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки; | ||
11 | 11 | «Спичечный конструктор» | 1 | контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки; | ||
12 | 12 | Выбери маршрут | 1 | анализировать правила игры, действовать в соответствии с задан- ными правилами; | ||
13 | 13 | Интеллектуальная разминка | 1 | включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблем- ных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его; | ||
14 | 14 | Математические фокусы | 1 | применять изученные способы учебной работы и приёмы вычис- лений для работы с числовыми головоломками; | ||
15 | 15 | Занимательное моделирование | 1 | моделировать объемные фигуры; | ||
16 | 16 | Занимательное моделирование | 1 | моделировать из проволоки; | ||
17 | 17 | Занимательное моделирование | 1 | создавать объёмные фигуры из развёрток. | ||
Тема 2. Мир занимательных задач (11 ч.) | ||||||
18 | 1 | Математическая копилка | 1 | использовать газеты, детские журналы для составления сборника числового материала для составления задач; | ||
19 | 2 | Какие слова спрятаны в таблице? | 1 | искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы; | ||
20 | 3 | «Математика — наш друг!» | 1 | объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия; конструировать несложные задачи. | ||
21 | 4 | Решай, отгадывай, считай. | 1 | моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; | ||
22 | 5 | В царстве смекалки | 1 | анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи; | ||
23 | 6 | В царстве смекалки | 1 | воспроизводить способ решения задачи; сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; | ||
24 | 7 | Числовые головоломки | 1 | моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации; | ||
25 | 8 | Мир занимательных задач | 1 | оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно); участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и ре- зультат решения задачи; | ||
26 | 9 | Мир занимательных задач | 1 | анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины); | ||
27 | 10 | Математические фокусы | 1 | конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения за- дачи; | ||
28 | 11 | Блиц-турнир по решению задач | 1 | совершенствовать умение решения логических и нестандартных задач | ||
Тема 3. Геометрическая мозаика (6 ч.) | ||||||
29 | 1 | Интеллектуальная разминка | 1 | ориентироваться на точку начала движения; проводить линии по заданному маршруту; выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже; | ||
30 | 2 | Интеллектуальная разминка | 1 | анализировать расположение деталей (танов, треугольников, угол- ков, спичек) в исходной конструкции; составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции; | ||
31 | 3 | Математическая копилка | 1 | выявлять закономерности в расположении деталей; составлять де- тали в соответствии с заданным контуром конструкции; | ||
32 | 4 | Геометрические фигуры вокруг нас | 1 | моделировать объёмные фигуры из различных материалов (прово- лока, пластилин и др.) и из развёрток; осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом | ||
33 | 5 | Математический лабиринт | 1 | сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии; анализировать предложенные возможные варианты верного ре- шения; | ||
34 | 6 | Математический праздник | 1 | уметь обмениваться информацией в ходе свободного общения. |
Перечень учебно-методического и материально – технического обеспечения курса:
Для учителя
1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. —2014. — № 7.
2. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. —СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2010.
3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2011.
4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.
5. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.
6. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
7. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
8. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.
9. Ноутбук
Для учащихся
1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.
2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
3. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.
4. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.
Согласовано Согласовано
на ШМО учителей нач. классов зам. директора по УВР
«___» _____________ 2016 г. «___» _____________ 2016 г.
_____________(Кардашова Н.Н.) ______________(Попутникова Н. С.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности (социального направления) "Моя первая экология".
Интегрированный курс для младших школьников....
Рабочая программа по внеурочной деятельности интеллектуального направления (кружок "Занимательный английский")
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяе...
Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления "Я-кировчанин" для 1 класса
Составлена на основе авторской программы Ю. Галышевой...
Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Я — пешеход и пассажир» 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Я — пешеход и пассажир» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности под ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Экономика: первые шаги» 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Экономика: первые шаги» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности под ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности социальной направленности "Школа, я, моя семья" 3 класс
Данная рабочая программа направлена на приобщение детей к духовным богатствам человечества, что будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопере...
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по внеурочной деятельности социального направления "Азбука безопасности". 3 класс
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Азбука безопасности"соотвествует программе "Азбука безопасности"Разделы:1. "Будь ярким на дороге. Безопасность...