МО Моделирование как метод перспективного планирования воспитательной деятельности в классе, группе
методическая разработка
Доклад МО
Моделирование как метод перспективного планирования воспитательной деятельности в классе, группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Моделирование как метод перспективного планирования воспитательной деятельности в классе, группе | 40.33 КБ |
приложение к докладу | 234 КБ |
презентация | 101.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы
«Школа-интернат № 9»
Доклад
Моделирование как метод перспективного планирования воспитательной деятельности в классе, группе
Выполнили:
С.С. Савочка
М.С. Мельникова
р.п. Переяславка 2020
Моделирование как метод перспективного планирования воспитательной деятельности в классе , группе
Уже много веков моделирование используется в деятельности человека. Оно справедливо получило статус универсального метода, так как применяется фактически во всех сферах познания и преобразования. Не является исключением и педагогическая наука и практика, где моделирование зарекомендовало себя в качестве эффективного средства исследования и решения сложных проблем обучения, воспитания и развития детей.
В последние десятилетия классные руководители и воспитатели пытаются использовать этот метод в перспективном планировании воспитательного процесса в классе и группе . С помощью моделирования они пробуют сформировать отчетливые представления не только о настоящем, но и будущем состоянии процесса воспитания детей, на основе которых затем делают более обоснованный выбор целей, содержания, форм и способов организации воспитательной деятельности в детском коллективе.
Разумеется, данный метод становится эффективным лишь в том случае, если классный руководитель и воспитатель обладают необходимыми знаниями о педагогическом моделировании и умеет корректно применять этот инструмент в практике своей работы. Научно-методическую готовность педагога-воспитателя к моделированию воспитательного взаимодействия с детьми можно признать достаточной, когда он может без затруднения ответить на четыре вопроса:
- Что такое моделирование воспитательного процесса?
- Какую модель необходимо создавать при разработке перспективного плана воспитания обучающихся в классе и группе ?
- Как лучше организовать процесс моделирования?
- Какие результаты могут быть получены в деятельности по моделированию воспитательной системы класса и группы?
Итак ,что же такое моделирование воспитательного процесса? Моделирование – это метод познавательной или управленческой деятельности, позволяющий опосредованно, с помощью объекта-заместителя (модели) фрагмента педагогической реальности, получить информацию о сущности, важнейших компонентах, связях, качествах воспитательного процесса, путях и способах его развития.
Для успешного использования метода моделирования в своей практической деятельности классному руководителю и воспитателю необходимо осознать три ключевых момента.
Во-первых, основной характеристикой моделирования является опосредованность. Отдельный человек или группа людей изучает объект, например, педагогического характера, не напрямую, а посредством исследования его модели. Субъект изучения как бы ставит между собой и исследуемым предметом модельный аналог оригинала, осуществляя операции с которым, получает новое знание о прототипе. Если для решения исследовательской или практической задачи педагог- -2-
воспитатель не формирует модельные представления о воспитательном процессе и изучает его непосредственно, то очевидно он применяет не моделирование, а другой метод.
Во-вторых, не все представления классного руководителя о жизнедеятельности и воспитательном процессе в классе должны стать элементами создаваемой модели. Некоторые из них можно не использовать при моделировании, так как в конкретной ситуации их можно отнести к разряду несущественных. Большое количество сведений, которые порой нельзя назвать ценными, часто не способствует, а затрудняет формирование целостных и адекватных модельных представлений, поэтому и используются различные приемы абстрагирования - мысленного отвлечения от менее значимого и не столь необходимого для решения поставленной задачи.
В-третьих, в процессе моделирования следует установить отношения сходства между созданной моделью и ее оригиналом. Чаще всего отношения устанавливаются с помощью аналогий - специальных логических операций по выявлению сходства между кем(чем)-нибудь. Но надо обязательно помнить, что между моделью и моделируемым объектом должно быть не только сходство, но и отличие.
Формирование представлений о моделируемом объекте, выбор из них в соответствии наиболее существенных и необходимых, установление отношений соответствия между модельными представлениями и оригиналом - это важнейшие операции в создании модели. Разумеется, что ими не ограничивается вся совокупность действий субъекта моделирования, но они являются ключевыми в процессе построения модели.
Какую модель необходимо создавать при разработке перспективного плана воспитания обучающихся в классе и в группе ?
Ответ на этот вопрос вроде бы очевиден: усилия классного руководителя, воспитателя должны быть направлены на создание проектной модели воспитательного процесса в детском коллективе. Предназначение перспективного планирования заключается в прогнозировании будущего состояния воспитательного взаимодействия и проектировании путей, действий и сроков его достижения, а, следовательно, формируемые модельные представления должны соответствовать этому предназначению. Но этот ответ надо дополнить и уточнить.
Первое дополнение связано с тем, что по своей природе воспитательный процесс относится к разряду систем. Он является социально-педагогической системой. А значит более корректно называть разрабатываемые модельные представления проектной моделью воспитательной системы класса , группы.
Второе дополнение о требованиях к содержанию формируемых модельных представлений. Проектная модель должна содержать информацию о будущем состоянии воспитательной системы, которое для членов классного сообщества кажется привлекательным т.е. соответствует их интересам и желаниям, реально достижимым т.е. соответствует наличным и потенциальным возможностям коллектива и необходимым т.е. соответствует социальному заказу, групповым и индивидуальным потребностям членов сообщества. В ней необходимо отобразить основные компоненты и элементы воспитательной системы класса ,группы (см. таблицу), а также связи между ними. На слайде представлены компоненты воспитательной системы класса группы :
Компоненты воспитательной системы класса,группы | Основные элементы воспитательной системы |
I. Индивидно-групповой |
|
II. Ценностно- ориентационный |
|
III. Функционально- деятельностный |
|
IV. Отношенческо- коммуникативный |
|
V. Диагностико- результативный |
|
Третье дополнение о сроках реализации сформированных модельных представлений. Они, конечно, зависят от длительности освоения учащимися образовательных программ начальной, основной школы. Учителя и воспитатели начальных классов разрабатывают модельные представления о воспитательной системе, создание и функционирование которой рассчитано на 4 года. Классные руководители , воспитатели , где учатся подростки и старшеклассники, избирают для реализации модельных представлений, соответственно, пятилетний и двухлетний промежуток времени.
И, наконец, последнее дополнение - уточнение количества создаваемых моделей. Практика использования моделирования показывает, что в большинстве случаев создается не одна, а две или три модели. Объяснить это можно тем, что разработка модели предполагает глубокий и детальный анализ исходного состояния воспитательного процесса в классном коллективе, в результате которого создается аналитическая модель системы воспитания детей в классе, в группе. Но для классного руководителя и воспитателя важно иметь представления не только об исходном и будущем состоянии воспитательной системы, но и о содержании и способах организации деятельности, позволяющей обеспечить успешный переход системы из настоящего в проектируемое состояние. На свет появляется третья модель, которую условно можно назвать программно-деятельностной, так как из данных модельных представлений составляется программа деятельности классного руководителя и воспитателя по созданию воспитательной системы класса.
Как лучше организовать процесс моделирования? Эффективно работающие педагоги, как правило, начинают организовывать этот процесс сразу же после издания приказа о назначении их классными руководителями в тот или иной класс. Они считают целесообразным для формирования модельных представлений о воспитательной системе класса и группы выделить специальный период времени, который называют организационным. В большинстве случаев его продолжительность составляет 4-5 месяцев. Он начинается в конце августа и завершается в декабре.
На этот промежуток времени классный руководитель 1(5,9)-го класса составляет план совместной деятельности с педагогами, учащимися и их родителями по моделированию воспитательной системы класса, который имеет как схожие, так и отличительные черты и разделы с традиционным планом воспитательной работы с классным коллективом и с воспитателем. Главные отличия обусловлены тем, что в организационный период основные усилия направляются на формирование модельных представлений о воспитательной системе класса. Чтобы целенаправленно, продуманно и продуктивно планировать и проводить воспитательную работу с учащимися, надо сначала изучить потребности и интересы детей, запросы их родителей, выявить воспитательный потенциал классного сообщества и отдельных его членов, определить перспективы развития деятельности, общения и отношений в коллективе класса.
Второй раздел плана «Цели деятельности по моделированию воспитательной системы класса» обычно включает такие целевые ориентиры:
- Изучение обучающихся класса, группы , отношений, общения и деятельности в детском коллективе;
- проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности детского сообщества;
- сплочение и развитие детского коллектива, создание развивающей среды для обучающихся.
Третий раздел «Содержание и организация совместной деятельности» представляет собой перечень конкретных индивидуальных действий и совместных дел детского сообщества, направленных на достижение поставленных целей. Обязательно указываются сроки намеченных дел и ответственные за их подготовку и проведение. При составлении этого раздела плана классный руководитель и воспитатель должен отчетливо осознавать, что моделирование воспитательной системы не является его единоличным делом. Надо позаботиться, чтобы в нем принимали участие служба сопровождения, обучающиеся, родители, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования. Активное участие детей и взрослых способствует не только повышению качества формируемых модельных представлений, но и успешному осуществлению деятельности по их реализации.
Рассмотрим направления совместной деятельности по моделированию воспитательной системы класса группы . Их название и содержание содержат целевые установками.
Первое направление - изучение обучающихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе. В ходе диагностико-аналитической работы решаются следующие задачи:
- изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов детского сообщества;
- определить уровень сформированности детского коллектива, состояния в нем деловых и эмоционально-психологических отношений;
- выявить воспитательные возможности родителей и других взрослых, включенных в жизнедеятельность класса;
- выяснить эффективность учебно-воспитательного процесса на предыдущем этапе обучения учащихся.
Почти у каждого детского наставника есть любимые методики, которые он использует для изучения коллектива и личностного развития его членов, для анализа результатов процессов обучения и воспитания детей. Рекомендуется применять такие диагностико-аналитические средства, как тесты Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте», А.А, Андреева «Удовлетворенность учащихся школьной жизнью», Е.Н. Степанова «Удовлетворенность родителей работой образовательного учреждения»; методики А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив», И.М. Витковской
«Путешествие по морю любимых занятий». Их использование позволит получить достаточно полную и достоверную информацию об исходном состоянии процесса воспитания детей в классе и разработать на ее основе аналитическую модель воспитательной системы класса.(анкеты)
Второе направление - проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества. Совместная деятельность детей и взрослых по данному направлению должна обеспечить решение таких задач:
- сформировать привлекательный для членов детского коллектива образ класса и группы и жизнедеятельности в нем;
- определить место и роль класса и группы в воспитательной системе образовательного учреждения;
- выявить способы и условия использования возможностей окружающей среды в развитии личности и формирования детского коллектива.
Если решение перечисленных задач вызывает у классных руководителей и воспитателей затруднения, то можно провести такие классные дела, как игры «Есть корабль, где все капитаны», «Планета друзей», «Строим классный классный город»; коллективные творческие дела «Вот что вместе можем мы!», «Экологическая тропа»; альбом-эстафета «Наш класс , группа»; мастерская общения и т.д.
Третье направление - формирование коллектива как комфортной среды жизни и развития обучающихся. Основными задачами деятельности являются следующие:
- содействовать формированию благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе , группе ;
- апробировать моделируемые элементы воспитательной системы класса, группы в жизнедеятельности детского коллектива.
Работу по данному направлению необходимо начинать с первой встречи классного руководителя, воспитателя с обучающимися класса ,группы или даже до нее.
Забота педагога-воспитателя о сплочении детского сообщества и создании в нем благоприятного нравственно- психологического климата ускоряет процесс моделирования и построения воспитательной системы класса группы. Успешному развитию отношений в классе, группе способствуют походы и экскурсии, праздники именинников, коллективное творческое дело «В нашем классе день рождения», игра-путешествие по семейным островам, классные дела «Разговор при свечах», «Арбузник», «Волшебный стул» и другие формы коллективной деятельности.
Какие результаты могут быть получены в деятельности по моделированию воспитательной системы класса? Главными результатами совместной работы классного руководителя, его коллег, учащихся и их родителей по формированию модельных представлений о процессе воспитания детей в детском коллективе должны стать проектная модель воспитательной системы класса ,группы и программа деятельности по построению данной системы, которые можно рассматривать как основные документы перспективного планирования воспитательного процесса в классе , группе.
Формой изложения модельных представлений чаще всего становится концепция воспитательной системы класса ,группы. Она может состоять из таких разделов:
- краткая психолого-педагогическая характеристика класса, группы;
- цель и задачи воспитательной системы;
- перспективы и принципы жизнедеятельности детского коллектива;
- механизм функционирования воспитательной системы (системообразующий вид деятельности, основные формы и способы организации совместных дел, самоуправление в детском коллективе, главные внутренние и внешние связи и отношения членов детского сообщества, этапы становления и дальнейшего развития системы);
- критерии и способы изучения, анализа и оценки эффективности воспитательной системы.
Какой должна быть программа деятельности по созданию воспитательной системы класса. На этот вопрос педагог может найти ответ самостоятельно. Главное, чтобы в программе были отображены этапы, направления и способы организации деятельности по построению системы, которые в дальнейшем должны составить основу годовых планов воспитательной работы классного руководителя.
Все что проводится классным руководителем оно в основном направлено на учебную деятельность детей, а работа воспитателя на социализацию ребенка в группе, в обществе. Планирование воспитательной работы - это педагогическое моделирование деятельности воспитателя. План – это заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность, сроки выполнения и предполагаемых результат.
В календарно – тематическом плане воспитателя, так же имеются:
- Анализ воспитательной работы за прошедший год
Сущность анализа заключается в том, чтобы установить причинно-следственные связи между компонентами учебно-воспитательного процесса – целью, содержанием, формами. Методами, условиями, в которых он протекает, и его результатами, а также проследить влияние процесса на уровень воспитанности обучающихся, при помощи мониторинга основ социализации и межличностного общения, уровня сформированности культуры здоровья личности.
- Цели и задачи воспитательной деятельности направлены на развитие личности ребенка, формирование его интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов, на овладение обучающимися целостной системой знаний об окружающем мире, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, приемами и методами самопознания и саморазвития;
- Основные направления воспитательной деятельности
-Социальное направление (трудовое, ранняя профориентация, агронаправленность, профилактика правонарушений, самоуправление, финансовая грамота).
-Спортивно-оздоровительное направление (безопасность жизнедеятельности, физкультурно - оздоровительное).
Мероприятия формируют у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию обучающегося с УО (ИН).
-Духовно-нравственное направление (нравственное, эстетическое, семейное, гражданско- правовое, патриотическое, экологическое).
Мероприятия направлены на воспитание активной нравственной позиции, интереса к самому себе, уважения к окружающим, желания самосовершенствоваться, способствуют превращению социально необходимых требований общества во внутренние стимулы личности каждого ребенка: честь, дом, совесть, достоинство.
Патриотические мероприятия, приобщающие к боевым и трудовым традициям народа, воспитание гордости за подвиги старших поколений. Формируют чувства патриотизма и интернационализма; ценностное отношение к природным ресурсам.
-Общекультурное направление. Мероприятия, приобщающие к мировому и культурному наследию, творческое развитие детей.
-Рекреационная и досуговая деятельность. Мероприятия, воспитывающие у обучающихся с обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умения управлять своим поведением, сдерживать непосредственные импульсы, координировать свои действия с деятельностью окружающих.
-Работа с родителями (законными представителями) «День общения».
Основные формы работы
- беседы, викторины, классные часы, квест-игра, практико-ориентированные занятия, часы общения, ролевые и ситуативные игры, урок-практикум, экскурсии, целевые прогулки, часы здоровья, выставки творчества детей, традиционные общешкольные праздники.
Методы и приемы работы
- Метод поиска правильного решения (приёмы: включение ребёнка в активную самостоятельную познавательную деятельность, оценка и поддержка на каждом этапе поиска);
- Метод поощрения и наказания (приёмы: грамоты, поощрительные записи в дневнике, сюрпризы);
- Метод убеждения, переубеждения (приёмы: работа в группе, участие в работе класса, в подготовке внеклассных мероприятий, участие в различных групповых соревнованиях на разных уровнях; контроль и проверка выполнения предъявляемых к ребёнку требований, предъявление чётких запретов на негативные проявления учащегося, такие как отстаивание заведомо неверной точки зрения);
- Метод обучения правильному общению через деловое общение в группах с поэтапным контролем и проверкой на заключительном уровне (приёмы: беседы с последующим анализом ситуаций как положительного, так и отрицательного свойства, создание условий для приобретения положительного опыта общения, создание положительного общественного мнения).
Данные методы и формы работы, направленные на активизацию мыслительной и творческой деятельности, которые не только развлекают обучающихся, но и создают позитивный эмоциональный тонус, способствующий сосредоточению и активному обучению. Игровая методика помогает обучающимся самостоятельно находить ответы на фундаментальные вопросы: как жить? как поступать? как строить взаимоотношения?
- Индивидуальная работа предполагает индивидуальный подход к каждому ребенку и родителю, создается в группе благоприятная среда для формирования личности и индивидуальности каждого ребенка, находим наиболее эффективные приемы и методы воспитательного воздействия на каждого воспитанника.
- Работа с родителями
Предполагает просвещение родителей в плане воспитания детей, поддерживается связь с родителями контактно и дистанционно, проводятся индивидуальные беседы, родительские собрания совместно с классным руководителем для того чтобы родители стали активными участниками педагогического процесса.
- Изучение состояния и эффективности воспитательной деятельности
Проводится тщательный анализ, что у нас получилось, или над чем нам придется еще работать, эффективны ли наши методы работы для выполнения поставленных задач и цели.
Владеют ли дети навыками личной гигиены, знают, что поступки взрослых и детей могут быть положительные и негативными; умеют элементарно управлять своими чувствами (сдерживать гнев, огорчение, не плакать); доброжелателен во взаимоотношении со сверстниками и взрослыми; знают и понимает что учеба - это труд; имеют представления о рабочих профессиях, в том числе аграрной направленности; соблюдает и выполняет Правила дорожного движения; испытывает интерес к школе, к проводимым занятиям и мероприятиям; и т.д.
Из выше изложенного можно сделать вывод что главное чтобы наши цели, задачи и методы работы были адаптированы под детей приносили эффективный результат, для этого и нам нужно работать совместно с классными руководителями, и специалистами школы.
Предварительный просмотр:
перспективный план
воспитательной работы классного руководителя
Перспективный план воспитательной работы классного руководителя составлен на основе концепции воспитательной системы класса «восхождение».
За эти годы к пику высоты
Все вместе постараемся подняться.
К вершине труден путь:
Вперед идти,
Не оступиться, в пропасть не сорваться.
Если устанем - сделаем привал,
Инструкторов послушаем советы,
И вновь вперед, за новый перевал,
Закаты провожать, встречать рассветы.
Но мы не можем, как Высоцкий пел,
Прогнать того, кто вдруг раскис, сломался.
Должны помочь ему познать себя,
В себя поверить, самореализоваться.
Не станем в гору мы тянуть багаж всех знаний,
Что получены когда-то.
Важнее нам уметь их применять,
Решать проблемы и достигнуть результата.
Цель воспитательной системы: эффективно содействовать успешному восхождению учащихся к своей неповторимой индивидуальности, вершинам интеллектуального, нравственного и физического развития посредством создания условий для формирования у каждого ребенка способностей к самопознанию, самоопределению, самостроительству и самореализации.
Для достижения цели определены задачи и этапы восхождения:
Этапы обучения | Воспитательные задачи | Этапы восхождения |
Девятый класс | Содействовать личностному и допрофессиональному самоопределению учащихся | Пятая высота «Среди нехоженых путей один путь - мой... Среди невзятых рубежей один - за мной!» |
Восьмой класс | Способствовать расширению спектра возможностей для социальных проб учащихся | Четвертая высота «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал» |
Седьмой класс | Помочь учащимся самоопределиться в выборе нравственных ориентиров и социальных ролей | Третья высота «И можно свернуть, обрыв обогнуть, но мы выбираем трудный путь» |
Шестой класс | Содействовать укреплению классного содружества, в котором ценен каждый | Вторая высота «Пусть он в связке в одной с тобой - ты поймешь, кто такой» |
Пятый класс | Помочь учащимся осознать себя частью классного, школьного коллектива и окружающего социума | Начало восхождения «И в мире нет таких вершин, что взять нельзя!» |
Маршрут движения (основные дела) | Направления движения передового отряда (работа с ученическим самоуправлением) | В связке с инструктором (взаимодействие с социальными партнерами) | Страховочный канат (работа с родителями) | Индивидуальные тропинки | Большие и малые привалы (диагностические исследования) | |
Первая высота «И в мире нет таких вершин, что взять нельзя!» (5-й класс) | ||||||
1. Творческая мастерская «Путешествие по карте моего Я». 2. Проектная мастерская «У каждого есть своя высота». 3. Разговорное кафе«Дорога к дому». 4. Презентация семейных проектов «История моей семьи в истории моей страны». 5. Акция «Уютный класс». 6. Социальный проект «Безопасная дорога в школу» | 1. Классное дело «Маршруты, которые мы выбираем». 2. Тренинг «Я - помощник инструктора». 3. Ролевая игра«Я + Я + Я = МЫ». 4. Творческий проект «И в мире нет таких вершин, что взять нельзя» | 1. «Покорение третьего полюса» (организация волонтерского движения). 2. «Россыпи цветных бусинок на склоне гор» (посещение музея-заповедника, филармонии, детской библиотеки) | 1. Творческая мастерская «Будем знакомы!». 2. Анкетирование «Наша семья». 3. Родительские собрания: «Законы жизни семьи - законы жизни класса», творческая мастерская «Традиции класса, которым быть». 4. «Круглый стол» «Мой вопрос к школьному учебнику». 5. Родительский тренинг «Воспитание начни с себя». 6. Родительский тренинг «Семейные ценности». 7. Деловая игра «Воспитание ума. Поможем детям учиться». | 1. Бенефис «Мое "Я" на вымпеле нашего класса». 2. Презентация достижений «Моя высота». 3. Беседы с инструктором у костра «Личностные истории». 4. Лагерь у подножья «Письмо инструктору». 5. Тренинги «Победа над собой». «От перевала к перевалу» | 1. Методика Р. ЖИЛЯ для исследования сферы межличностных отношений ребенка. 2. Социометрический опрос. 3. Методика Н.Е. Щурковой «Мой пьедестал» | |
8. Неделя совместного творческого общения «Радость творим вместе» | ||||||
Вторая высота «Пусть он в связке в одной с тобой - ты поймешь, кто такой!» (6-й класс) | ||||||
1. Проектная мастерская «Нам встречу назначили горы, и мы на свиданье спешим». 2. Социальный театр «Горы - это, прежде всего, понимаешь, друзья, с которыми вместе по трудной дороге шагаешь». Творческий проект «Пусть ваш путь будет добрым и чистым, а рюкзак - полон доброй мечты!». 3. Ярмарка талантов «Пути восхожденья ведут... только вверх» | 1. Цикл занятий Школы лидера «Нет, горы не для бравады - для сильных они людей». 2. Интерактивная игра «Только в трудном пути можно друга найти» | 1. «Покорение третьего полюса» (организация волонтерского движения). 2. «Россыпи цветных бусинок на склоне гор» (посещение музея-заповедника, филармонии, детской библиотеки). 3. Акция «Покори вершину "Забота"». 4. «Плоскогорье Бодрости и Здоровья» (занятия в кружках и спортивных секциях). 5. «Водопад Эстетики, Радости, Духовности» (посещение театра) | 1. Цикл родительских собраний по программе «Воспитание семьянина». 2. Семейный праздник «Не рвется наш страховочный канат!» | 1. Творческая мастерская «Чем я наполню свой рюкзак? Мое снаряжение». 2. Лагерь у подножья «Самый большой путь начинается с одного шага вперед». 3. Интерактивная игра «Мой ориентир». 4. Фестиваль «Вымпелы моих достижений» | 1. Социометрия. 2. Методика «Оценка отношений подростка с классом» | |
Третья высота «И можно свернуть, обрыв обогнуть, но мы выбираем трудный путь» (7-й класс) | ||||||
1. Аукцион идей «Какие горные вершины видны тебе среди вершин?». | 1. Ролевая игра «Разрабатываем маршруты». | 1. «Покорение третьего полюса» (организация волонтерского движения). | 1. Родительское собрание «Нравственные уроки нашей семьи». | 1. Индивидуальный проект «Путь к вершине, или мои жизненные ценности». | Методика экспрессдиагностики характерологических особенностей личности | |
2. Дискуссионные качели «Как аукнется, так и откликнется?!». 3. Мастерская нравственности «Чем выше поднимаешься, тем дальше горизонт?!». Социальный проект «Путеводитель по школе для будущих покорителей вершин» | 2. Тренинг «Мы в связке с тобою одной». Цикл коммуникативных игр «Весь мир на ладони» | 2. «Плоскогорье Бодрости и Здоровья» (занятия в кружках и спортивных секциях). 3. «Поход на зеленые склоны гор» (экологические субботники). Участие в акции «Пропасть-наркотик» | 2. Дискуссионная площадка для родителей «Как помочь и подставить плечо». 3. Час семейного общения «Со мною что-то происходит» | 2. Вечер-портрет «Каждый шаг достигается только прямым улучшением себя». Лагерь у подножья «Разговор по душам» | ||
Четвертая высота «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал» (8-й класс) | ||||||
1. Разведка дел «Вершина призрачно сияет, что там – на ней и что - за ней?». 2. Литературная гостиная «Не бывает без любви маршрута». 3. Час размышлений «Горы зовут тех, чья душа им по росту?!». 4. Фестиваль творческих проектов «И сколько глав у горного романа, чтоб сосчитать, не хватит в небе звезд» | 1. Цикл занятий Школы лидера «Какое счастье, право, тропить тропу наверх». 2. Диалог с инструктором «Можно ль, надышавшись высотой, на равнинах жизнью жить пустой?» | 1. «Покорение третьего полюса» (организация волонтерского движения). 2. «Плоскогорье Бодрости и Здоровья» (занятия в кружках и спортивных секциях). 3. «По малым и большим вершинам, или по городам России» (экскурсии и туристические поездки). 4. «У скалы Силы и Мужества» (совместная деятельность с клубом «Патриот») | 1. «Круглый стол» «Знаешь - поделись, не знаешь – научись». 2. Цикл Часов родительского общения «Секреты воспитания» | 1. Интерактивная игра «Отыщешь ты в горах победу над собой». 2. Презентация достижений «А есть такой закон: движение вперед...». 3. Лагерь у подножья «Гора – это мудрая лекция "Вечность и я"» | Шкала самоэффективности (Р. Шварцер, М. Ерусалем) | |
Пятая высота «Среди нехоженых путей один путь – мой… Среди не взятых рубежей один – за мной!» (9-й класс) | ||||||
1. Проектная мастерская «... Человеку, как и птице, дана такая радость - высота». 2. Разговорный ринг «Люди, идущие вверх, знают как надо жить?!». 3. Социальный проект «Тянутся к высоте люди большой души». 4. Мастерская будущего «Скала желаний глянет из тумана, как выраженье чьих-то давних грез» | 1. Цикл занятий Школы лидера «Будет трудным, нелегким подъем. На прогулку не ходят в горы». 2. Мастер-класс идущего впереди «Друга в горы тяни, рискни...» | 1. «Покорение третьего полюса» (организация волонтерского движения). 2. «Плоскогорье Бодрости и Здоровья» (занятия в кружках и спортивных секциях). 3. «Вояж к Водопаду будущих профессий» (профориентационные встречи, посещение ярмарки вакансий) | 1. Цикл «Клуб интересных встреч» (встречи с родителями разных профессий). 2. Родительское собрание «Нет прекрасней в той жизни поры... Как с высоты гор увидеть рассветы» | 1. Движение по индивидуальному маршруту «Есть человеку вечный вызов - в горах, в морях и в небесах». 2. Лагерь у подножья «Размышляем о будущем» | 1. Диагностика сферы интересов. 2. Методика Е.А. Климова «Определение типа будущей профессии» |
программа воспитательной
деятельности в классе «вместе»
Пояснительная записка. Проблема воспитания новых поколений россиян - самая острая проблема школы, семьи, государства. Семья и школа представляют собой два важных института социализации детей. Для полноценного развития ребенка необходимо тесное взаимодействие этих сторон. Классный руководитель и родители должны рассматриваться как партнеры в воспитании ребенка. Это означает равенство сторон, взаимное уважение, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества. Основная цель классного руководителя - сделать родителей единомышленниками в воспитании и обучении детей. Сотрудничество будет эффективным только в том случае, если оно направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной среды, где наивысшие ценности понимаются как основа жизни, достойной Человека.
Проведенное анкетирование родителей первоклассников показало, что 100% семей заинтересованы в установлении тесных и дружеских взаимоотношений между школой, семьей и педагогами, 93% опрошенных готовы к тесному сотрудничеству с классным руководителем. Поэтому создание гуманистической воспитательной системы класса может стать наиболее эффективным и верным направлением в воспитании. При этом воспитание понимается как личностно ориентированное взаимодействие семьи и школы, целью которого является обеспечение благоприятных условий развития ребенка, его личностного роста, становления в школьные годы.
Данные положения нашли отражение в программе воспитательной деятельности «Вместе».
Цель воспитательной системы: создание условий для развития младших школьников через организацию сотрудничества семьи и школы.
Задачи:
- психолого-педагогическое изучение каждого ребенка и его семьи с целью определения его склонностей, способностей и возможностей в процессе адаптации к школьному обучению;
- создание детско-взрослой общности с целью социализации учеников;
- целенаправленное обучение детей коллективной и групповой деятельности для развития коммуникативных способностей;
- приобщение детей к культуре родного края, традициям семьи, школы, города;
- вовлечение обучающихся и их родителей в социальное проектирование.
В основу программы положены идеи ученых-педагогов В.А. Сухомлинского, Н.Л. Селивановой, О.С. Газмана. Это идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого развивающего воспитательного пространства.
Данные идеи отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе. Они характеризуются постепенным превращением школы Знания в школу Воспитания; гуманистическое ориентацией воспитания, формированием общечеловеческих ценностей; вниманием к развитию творческих способностей ребенка, его индивидуальности; возрождением национальных культурных традиций.
В соответствии с этим определены основные принципы деятельности по реализации программы.
Принцип природе-сообразности. Недопустимо, бессмысленно и вредно пытаться переделывать ребенка. Природа - это корни, воспитание - это крона.
Принцип комплексного подхода. Работа с детьми носит комплексный характер, она основана на согласованности действий классного руководителя, родителей, педагога-психолога, учителей-предметников, педагога-организатора.
Принцип гуманизации воспитания обеспечивает приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное всестороннее развитие в условиях равенства и справедливости.
Принцип целостности воспитывающей среды нацеливает на установление взаимосвязи природных, социальных и культурных процессов и традиций в семье, школе, городе, стране.
Принцип эгоцентрированности. Индивидуальный подход, личностно ориентированная педагогика означают отношение к ребенку как к неповторимой, уникальной личности.
Принцип успешности. Мажорный тон жизни ребенка должен опираться на благоприятный школьный климат, на собственные успехи в деятельности, в нравственном поведении.
Принцип сотрудничества детей и взрослых. Он основан на единстве целей жизни детей и воспитательных целей педагога и родителей, ведет к созданию детско-взрослой общности.
В названии программы «Вместе» заложен основной смысл деятельности классного коллектива. Это союз выдумщиков, мыслителей, единомышленников, творцов. Если вместе дети, родители, классный руководитель, учителя - то это сила.
В - выдумщики
М - мыслители
Е - единомышленники
С - союз
Т - творцы
Е - если мы вместе, то мы - сила
Этапы и сроки реализации программы:
I-й этап. «Давайте, познакомимся» (1-й класс, 2009/2010 учебный год) - проектирование детско-взрослой общности.
Цель: обеспечение психологического комфорта, признания личности каждого ребенка в классном коллективе через создание детско-взрослой общности класса.
Задачи:
- изучение психолого-педагогических особенностей ребенка, его семьи;
- создание социального портрета ученика, его родителей;
- реализация системы работы классного руководителя с родителями через их педагогическое просвещение.
II-й этап «Вместе весело шагать» (2-й и 3-й классы, 2010/2011, 2011/2012 учебные годы) - становление и функционирование детско-взрослой общности.
Цель: создание психолого-педагогических условий для развития личности учащихся, их способности к саморазвитию, самопознанию, самореализации через включение в различные виды деятельности.
Задачи:
- создание Большого совета, координирующего совместную деятельность по управлению воспитательным процессом;
- целенаправленное обучение детей коллективной и групповой деятельности для развития коммуникативных способностей;
- приобщение детей к культуре родного края, традициям семьи, школы, города через включение обучающихся в классно-семейные проекты.
III-й этап «Мы вместе!» (4-й класс, 2012/2013 учебный год). Цель: создание условий для овладения школьниками способами построения конструктивных социальных взаимоотношений. Задачи:
- вовлечение обучающихся и их родителей в социальное проектирование;
- создание банка идей по социальному проектированию.
Механизм реализации программы:
В основе реализации программы лежит механизм взаимодействия детей, родителей и классного руководителя (см. схему).
Первая составная часть такого взаимодействия - информационное педагогическое обеспечение родителей, т.е. реализация функции
педагогического просвещения, а также корректирование семейного воспитания (той стороны, которая касается отношения к ребенку).
Вторая составная часть взаимодействия педагога с родителями - вовлечение родителей в управление школой.
Третья составная часть взаимодействия педагога и родителей - практическая совместная работа детей, родителей, которую организует классный руководитель (праздники, игры, концерты, соревнования, акции, проекты). Труд является основной формой воспитания. Сотрудничать - значит «разделять труд». Поэтому классно-семейное проектирование является одним из основных видов деятельности, то есть системообразующим. Единое воспитательное поле создается, если родители приобщаются к реальной практической жизнедеятельности детей в школе, проживая вместе с детьми определенные ценностные отношения.
Направление и цель | Содержание работы по направлениям | |||
1-й класс «Давайте познакомимся» | 2-й класс «Вместе весело шагать» | 3-й класс «Вместе весело шагать» | 4-й класс «Мы вместе!» | |
Вместе изучаем родной край Цель: создать классно-семейное пространство, дающее возможность развития и реализации интеллектуальных способностей учащихся | Экскурсия по школе. Посещение школьного музея «История школы». Экскурсия в областной краеведческий музей «Природа моего края». Проект «След войны в моей семье». Классный час «Слава тебе, победитель-солдат!». Поисковая операция «Как образовалась моя семья». Операция «Кормушка». Прогулка с пользой «В природе должно быть чисто и красиво». Занятие «Почему нельзя ловить бабочек и рвать цветы». Путешествия по родному краю. Уроки краеведения «Город родной Фурманов мой». Экскурсия в Плес. Конкурс социальных проектов «Сделай мир добрей» | Экскурсия в краеведческий музей лицея №7 «Природа моего края». Праздник осени. Экскурсии в картинную галерею, музей Д.А. Фурманова. Защита проектов: «Герои-фурмановцы», «Он первый». Урок мужества. Презентация «Орден в моей семье». Встреча с интересным человеком «О чем рассказал орден?». Конкурс социальных проектов «Сделай мир добрей». Познавательная игра-конкурс «Эти удивительные растения». Викторина «С чего начинается Родина». Трудовая акция «Зеленый наряд города» | Работа в уголке природы «Царство комнатных растений». Беседа «Как зимой помочь птицам». Викторина «Птицы». Конкурс стихотворений «Здравствуй, зимушка-зима!». Беседы: «Что такое экология?», «Заповедники края». Экологическая игра «Лукошко грибника». Конкурс социальных проектов «Сделай мир добрей». Классный час «Патриотизм начинается с малого: с любви к тому месту, где ты живешь». Проведение операций «Чистый двор», «Моей улице чистой быть!», «Елочка» (о приумножении и сохранении зеленых елочек). Конкурс рисунков «Мой фай родной». Проект по озеленению школы «Растем вместе с хозяином» | КТД «Мы, верные сыны твои, Отечество!». Просмотр видеофильма «Огонь - мой друг и враг». Акция «Помоги природе». Конкурс рисунков «Природа в опасности». Информационный час «Чем живет планета Земля?». Вахта памяти «Звучит памятный набат». Конкурс социальных проектов «Сделай мир добрей». Конкурс-рассказ об истории создания песни «То, что деды не допели, мы допоем». Акция «Помоги природе». Конкурс рисунков «Природа в опасности». Заочное путешествие «Чем богат наш край?». Походы и поездки по родному краю. Фотоконкурс «Край, что сердцу дорог». Трудовая акция «Школа - наш дом, и мы хозяева в нем» |
Вместе творим, фантазируем и отдыхаем Цель: выявить у учащихся природные задатки, развивать творческий потенциал воспитанников, способствовать его реализации в различных сферах деятельности, развить потребность в расширении кругозора и художественно-эстетического вкуса | Фестиваль сказочных героев. Праздник «День матери». Праздник «Осени». «Рыцарский турнир». Классный час «Школа - мой второй дом». Выставка рисунков с рассказами «Семейные праздники». Викторина «О наших бабушках, мамах, сестрах». Выставка рисунков и творческих работ «Мой учитель». Час общения «Моя любимая игрушка». Конкурс семейных команд «Я, ты, он, она - вместе дружная семья!». Конкурс новогодних игрушек, рождественских подарков | Праздник «Улыбка мамы». Участие в творческих конкурсах новогодних игрушек и рождественских подарков. КТД «Новогодний марафон». Классный огонек «Виват, мальчишки!». Конкурс «А ну-ка, девочки!». Праздничная эстафета для девочек. Час откровенного разговора «Как я выполняю поручения». Конкурс снежных скульптур. Праздник «День семьи». Праздник «Любимым мамам посвящается». Фестиваль сказок «Старая, старая сказка». КТД «Нам вместе весело». Операция «Подарок ветерану». Походы в театры, музеи, кино. Праздник «Вот и стали мы на год взрослей» | Конкурс поделок «Осенний лист - краса природы». Игры-инсценировки: «Мостик», «Вместе тесно, а врозь скучно». Новогодний утренник «Снежная карусель». КТД «Уроки Деда Мороза». Конкурс физкультминуток. Спортивные соревнования «Богатырские потешки» и «Веселый мяч». Семейная гостиная «Моя семья - мое богатство». Голубой огонек «Родительский дом - начало начал». КТД «Нам вместе весело». Конкурс новогодних игрушек, рождественских подарков. Конкурс творческих работ учащихся «Имею право на...» | Занятие «Хорошее здоровье превыше всего». Семейная спортивная спартакиада. Осенний кросс. Конкурс социальной рекламы: «Мы выбираем ЗОЖ», «Инфекционные заболевания, их профилактика». Практическое занятие «Тренировка памяти». Веселые старты «Сороконожки». Конкурс новогодних игрушек, рождественских подарков. Конкурс декоративно-прикладного творчества «Русь мастеровая» (подготовка творческих работ с использованием государственной символики). КТД «До свидания, четвертый класс!» |
Вместе заботимся о здоровье Цель: пропаганда здорового образа жизни, защита, сохранение и укрепление здоровья школьников | «День здоровья». «Веселые старты». Экскурсии на природу. Подвижные игры на перемене. Динамические паузы на уроке. Игры: «Азбука безопасного поведения на улице», «Экстремальные ситуации для человека в природной среде», «Пожар в лесу». Викторина «Школа пешехода». Беседа «Отчего мы болеем. Охрана здоровья». Тематическая беседа «Как сохранить зрение?» | Месячник здорового образа жизни. День правовых знаний. Занятие «Поговорим о вредных привычках». Дискуссия «Книга, телевизор и компьютер - друзья или...?». Декада здорового образа жизни. Фотоконкурс «Самая здоровая семья». Семейные старты. День здоровья «В царстве Снежной королевы». Занятие «Вредные привычки». Викторина о предметах личной гигиены «Что? Где? Когда?» | Уроки Знайки: «Домашняя аптечка, ее назначение», «Правила хранения лекарственных препаратов и обращения с ними», «Опасность при обращении с предметами бытовой химии», «Курильщик-сам себе могильщик»; «Советы Бабушки Яги при простуде». Конкурс рисунков «Безопасное колесо». Игра «Зарничка» | Беседа «Гигиена тела. Не только платье красит человека». Беседа «Школьникам о вреде никотина, алкоголя, наркотиков». Месячник здорового образа жизни. День русских игрищ и забав. «Веселые старты». «Семейные старты». Уроки бабушки Медуницы «Первая медицинская помощь». Игра-путешествие «Лесные опасности» |
Условия успешной реализации программы:
Нормативно-правовое обеспечение программы связано с соблюдением основных положений Конституции РФ, Конвенции о правах ребенка, Закона «Об образовании», Закона «О защите прав ребенка», Семейного кодекса РФ, Закона РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Устава школы.
Материально-техническое обеспечение программы. Наличие классной комнаты, обустроенной техникой (телевизор, DVD-плеер, музыкальный центр). Используются также спортивный зал и библиотека.
Кадровое обеспечение программы. Классный руководитель обеспечивает условия для проведения учебной и воспитательной работы в тесном контакте с коллегами:
- учителя-предметники, работающие в классе, отвечают за организацию работы и содержание учебной деятельности, за проведение мероприятий в рамках программы, планируют и анализируют учебную деятельность класса;
- библиотекарь отвечает за художественно-эстетический уровень мероприятий, оказывает практическую помощь классному руководителю;
- педагог-психолог обеспечивает психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса;
- социальный педагог помогает в работе с детьми группы риска и социально неблагополучными семьями.
Классный руководитель реализует следующие функции:
- взаимодействие с семьями учащихся;
- создание нравственных личностно ориентированных ситуаций по осмыслению собственного жизненного опыта усилиями воспитанников;
- создание воспитывающей среды в классе для формирования у учащихся ценностных отношений.
Ожидаемые результаты:
Предполагается, что в ходе реализации программы будет сформирована личность выпускника начальной школы, которому будут присущи такие ориентации, установки, мотивы деятельности и поведения, как:
- любовь к своему народу, краю, Родине;
- уважение и принятие ценностей семьи и общества;
- знание своих прав и умение их защищать;
- адекватное представление о добре и зле;
- соблюдение правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;
- готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
Критерии и способы изучения эффективности реализации воспитательной программы:
В качестве мерила эффективности реализации воспитательной программы целесообразно избрать критерии, позволяющие оценить результативность осуществляемой деятельности по достижению целевых ориентиров. К числу таких критериев можно отнести:
Критерии | Показатели | Методики изучения |
Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям | 1. Любовь к Родине. 2. Знание прав и свобод человека и гражданина. 3. Национальное самосознание. 4. Уважение чести и достоинства других граждан. 5. Чувство гражданственности. 6. Любознательность и желание хорошо учиться | 1. Методика «Недописанный тезис». 2. Ролевые игры. 3. Тематический рисунок. 4. Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте». 5. Метод статистического анализа успеваемости |
Сформированность гражданской позиции | 1. Умение работать и действовать индивидуально и коллективно на благо семьи, родного края, страны. 2. Умение принимать и защищать свои решения. 3. Активное участие в общественных делах | 1. Методика «Разбери ситуацию». 2. Методика выявления коммуникативных склонностей. 3. Метод статистического анализа участия учащихся в социальных проектах и акциях |
Удовлетворенность ученика самим собой и жизнедеятельностью в классном коллективе | Комфортность, защищенность личности учащегося, отношение к учебной деятельности | Микропрактикум «Мой класс» |
Удовлетворенность родителей деятельностью образовательного учреждения | Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания ребенка, его положением в школьном коллективе | Методика Е.Н. Степанова для исследования удовлетворенности родителей жизнедеятельностью в школе деятельностью |
Литература
- Антропова Н.В. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. - М., 2004.
- Газман О.С. Неклассическое воспитание. - М., 2002.
- Гольдберг В.А. Гуманистическая воспитательная система школы: становление и развитие. - М., 2001.
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. - М., 2005
- Мушинский В.О. Азбука гражданина. - М., 1997.
- Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2000.
- Селевко Г.К. Концепция самовоспитания. - Ярославль, 2000.
- Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса. - М., 2005.
- Степанов Е.Н. Планирование воспитательной работы в классе. - М., 2004.
- Степанов Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. - М., 2003.
- Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. - М., 1997.
- Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. - М., 1998.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Воспитывать человека, значит воспитывать у него перспективные пути А.С. Макаренко
Что такое моделирование воспитательного процесса ? Моделирование – это метод познавательной или управленческой деятельности, позволяющий опосредованно, с помощью объекта-заместителя (модели) фрагмента педагогической реальности, получить информацию о сущности, важнейших компонентах, связях, качествах воспитательного процесса, путях и способах его развития.
Индивидно -групповой Классный руководитель, воспитатель. Обучающиеся класса ,группы. Родители обучающихся. Педагоги и другие взрослые, участвующие в воспитательном процессе и жизнедеятельности детского коллектива Компоненты воспитательной системы класса и группы
Ценностно- ориентационный Ключевая идея замысла системы. Цели и задачи воспитания. Перспективы жизнедеятельности классного сообщества. Принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса, группы
Функционально- деятельностный Доминирующее направление деятельности. Основные формы и способы организации совместной деятельности и общения. Педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества
Отношенческо - коммуникативный Деловые и эмоционально-психологические отношения в классном коллективе. Внутренние и внешние связи воспитательной системы
Диагностико - результативный Критерии и показатели эффективности воспитательной системы. Формы, методы и приемы изучения, анализа и оценки результативности функционирования воспитательной системы
Краткая психолого-педагогическая характеристика класса и группы Цель и задачи воспитательной системы класса и группы Перспективы и принципы жизнедеятельности детского коллектива Механизм функционирования воспитательной системы ( системообразующий вид деятельности, основные формы и способы организации совместных дел, самоуправление в детском коллективе, и т.д ) Критерии и способы изучения, анализа и оценки эффективности воспитательной системы
План работы по моделированию воспитательной системы класса, группы - является составной частью плана работы классного руководителя и воспитателя. Соблюдать принципы педагогического моделирования ( системность, конкретность, оптимальность, индивидуальность, научность, непрерывность)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ воспитательной деятельности 1 класса
Анализ воспитательной деятельности 1 класса за учебный год по направлениям....
Программа воспитательной деятельности 4 класса "Здоровячок"
Работа по реализации данной программы воспитательной деятельности класса началась с 1-го класса. каждый год она дополняется, но основа единая. К программе прилагаются тесты для родителей и учащихся....
Программа воспитательной деятельности 3 класса "Здоровячок"
Данная программа - продолжение программы, начатой в 1 классе....
Планирование воспитательной работы в класс-группе для детей с ОВЗ
Данную методическую разработку может использовать любой педагог и воспитатель, как пример или основу для создания своего собственного планирования....
Рабочая программа воспитательной деятельности 1 класс
Эта рабочая программа разработана для воспитательной работы в 1 классе общеобразовательной школы. Включает в себя следующие модули: "Общественно-полезные практики", "Профориентация"...
Статья на тему "Значение воспитательной деятельности в рамках группы продлённого дня"
Статья посвящена значению воспитательной деятельности в рамках группы продлённого дня. В статье рассматриваются основные понятия воспитания как процесса и как деятельности....