Экскурсионная деятельность 1 класс
календарно-тематическое планирование (1 класс)
Данная программа предусматривает полезное времяпрепровождение школьников и направлена на развитие их образовательной культуры; она несёт в себе нравственное, эстетическое, патриотическое, экологическое, профессионально и социально - ориентированные направления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1kl_ekskursionnaya_deyatelnost.docx | 44.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
Духовно-нравственное направление
«Экскурсионная деятельность»
для 1 класса
на 2019 – 2020 учебный год
Рабочая программа по внеурочной деятельности
« Экскурсионная деятельность»
(духовно-нравственное направление)
1 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по духовно – нравственному направлению «Я – гражданин России» (экскурсионная программа) для 1 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373, с изменениями от 29.12.2014г. №1643, от 18.05.2015г. №507), программы внеурочной деятельности Мишакина Т. Л., Гладкова С.А. Москва музейная Дневник юного экскурсанта. Пособие для учащихся 1 – 4 класса. – М.: Ювента. Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника.
Данная программа предусматривает полезное времяпрепровождение школьников и направлена на развитие их образовательной культуры; она несёт в себе нравственное, эстетическое, патриотическое, экологическое, профессионально и социально - ориентированные направления.
Педагогическая целенаправленность данной программы заключается в формировании активной жизненной позиции детей. Она помогают убедить ребёнка в том, что каждый человек, в том числе и он сам, несёт ответственность за историю своей земли. Любой ребёнок способен изменить в лучшую или худшую сторону своё окружение, стать заботливым хозяином того места, где он живёт.
Программа экскурсионной деятельности составлена с целью развития познавательного интереса обучающихся и углубления знаний при освоении образовательных программ, используя социокультурные возможности города, области, а также других городов и стран.
Экскурсии - это наиболее ёмкий, наиболее синкретический вид познания, который может быть бесконечно разнообразен в своем культурном контексте.
Не менее важным в экскурсионной деятельности является развитие кругозора, разносторонне развитой личности в каждом ребенке. Важна экскурсионная работа и как средство снятия физической усталости, психологического напряжения и стрессов.
Экскурсии помогают развивать в детях коммуникабельность, самодисциплину, адаптивность. Обучение и воспитание с помощью внешкольного метода активизирует школьников, мобилизует и развивает их способности, стимулирует любознательность и интерес к той огромной сумме знаний, которую накопило человечество.
Действия в процессе экскурсии подразделяются на две части: деятельность экскурсовода и деятельность экскурсантов. Деятельность экскурсантов находит свое выражение в таких активных формах, как наблюдение, изучение, исследование объектов.
Таким образом, экскурсия развивает: умение смотреть и точно воспринимать внешний вид наблюдаемого объекта («острота и точность взора»); сообразительность суждения; инициативность и любознательность; искусство предвидеть явления и ускорять деятельность конструирующего воображения; а также способствует развитию тонкого и чуткого внимания.
Выделяются следующие направления экскурсионной деятельности:
• учебно – тематические (гуманитарный цикл, естественно - научный цикл, инженерно – технический цикл);
• воспитательные (духовного цикла, художественно – эстетического цикла, экологического цикла, военно – спортивного цикла, гражданско – патриотического цикла);
• экскурс (встречи, знакомства с людьми разных профессий, знакомство с ремеслами, производством).
В начальной школе экскурсионная деятельность основывается на следующих принципах:
• учет возрастных особенностей (познавательных интересов и возможностей) учащихся;
• образовательный аспект (тесная связь с учебными программами по предметам);
• воспитательный аспект (привитие интереса и любви к родной стране, ее культуре и истории);
• практический аспект (знакомство с ремеслами, производством);
• здоровьесбережение;
• развитие общего кругозора и эрудиции;
• вовлечение родителей с целью формирования общих интересов с детьми, развития взаимопонимания;
• системный, плановый характер
Основная цель школьных образовательных экскурсий - углубленное изучение школьной программы, поэтому они проводятся в соответствии с планом воспитательной работы и тематическому планированию по определённому предмету; сформировать сопричастное отношение учащихся к современной жизни нашей страны, побудить к профессиональному выбору, познакомить с художественной, духовной, образовательной, просветительской жизнью столицы.
Экскурсионная работа занимает важное место в воспитательной работе школы. Основной задачей экскурсионной работы является формирование мировоззрения школьников.
Экскурсионная работа носит так же ряд других важных задач: патриотическое воспитание, эстетическое воспитание, культурологическое воспитание.
• Задачи: - овладение навыками самостоятельного наблюдения; - расширение образовательного пространства; - активизация познавательной деятельности; - развитие зрительно-слухового и тактильного восприятия; - развитие целостности восприятия времени, пространства, предмета; - развитие внимания и наблюдательности через понимание мелких деталей, переключение внимания; - развитие воображения; - развитие коммуникативных способностей; - формирование и развитие эстетического вкуса; - формирование и развитие нравственных качеств личности: трудолюбия, настойчивости, добротворчества и т.д.; - формирование и развитие гражданского самосознания, формирование патриотичности.
Экскурсия – это не спонтанное, а спланированное, хорошо продуманное мероприятие. Только такая экскурсия способна научить чему-то, оставить в душе ребенка неизгладимый след. В нашей школе различают учебные (тематические) и развивающие экскурсии.
По срокам реализации программа рассчитана на все время обучения ребенка в школе, 1 раз в неделю.
Объектом изучения являются жизнь Москвы во всех направлениях, художественно-производственные промыслы Московской и прилегающих областей. После экскурсии на классном часе или на соответствующем уроке учащиеся обмениваются впечатлениями, обсуждают увиденное и определяют с помощью учителя свой прирост в знаниях.
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере патриотического воспитания детей и молодежи. Поэтому воспитание гражданско-патриотического самосознания учащихся – приоритетное направление воспитательной работы нашей школы. Это значит, что нам не безразлично, кого вы растим, нам важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важнейшие социальные роли – роль гражданина и роль патриота.
Программа данного направления ориентирована на формирование и развитие у подрастающего поколения духовности, нравственности и патриотизма. Одной из составляющих гражданско-патриотического воспитания нашей школы является экскурсионная работа.
В процессе проведения экскурсий ребята познают природу во всем ее многообразии и единстве; экскурсии позволяют более тесно увязать знания (теорию и практику) с жизнью способствуют активному восприятию различных сторон природных явлений; формируют определенные трудовые навыки; в процессе экскурсии развиваются и формируются нравственные качества личности – наблюдательность, внимательность, сочувствие, любовь к окружающему; экскурсии позволяют реализовать краеведческий принцип.
Таким образом, экскурсии являются эффективным средством воспитания и обучения, поскольку в их процессе осуществляется гармоническое развитие всех сторон личности учащегося. В общении с родной природой формируются основы материалистического понимания окружающего мира, воспитываются нравственные и эстетические качества, побуждаются добрые чувства. Воспитывать у детей интерес и любовь к родной природе – значит растить ее верного друга, будущего заботливого хозяина богатств своей Родины.
Работа над такой экскурсией начинается тоже задолго до самой экскурсии: сначала определяется направление, тема экскурсии. После того как выбрана тема экскурсии, начинается подготовка к самой экскурсии. Определяются вопросы, которые заинтересовали ребят, изучается местность, ее достопримечательности, составляется маршрут самой экскурсии. Вся эта работа, проводимая в классе под руководством либо учителя, либо воспитателя, активизирует внимание, мышление, интерес учащегося к предстоящей экскурсии. Таким образом, учащиеся нашей школы на экскурсию отправляются подготовленными к восприятию материала. Слушая экскурсовода, ребята пополняют свои знания.
Каждой экскурсии предшествует долгая, кропотливая работа всего ученического коллектива. Такая работа сближает детей, учит их работать сообща, вместе готовить отчеты о проделанной работе и экскурсии.
Работая в школе, главное не забывать, что вся наша урочная и внеурочная деятельность направлена на воспитание энергичного, неравнодушного члена общества, способного сохранить и приумножить достижения наших предков.
Экскурсионная работа проходит по следующим направлениям:
- автобусные экскурсии с посещением музеев;
- экскурсии по архитектуре Москвы и ее пригородов
- экскурсии по литературной тематике. Мир русской усадьбы;
- экскурсии по искусствоведческой тематике;
- экскурсии по военно – исторической тематике;
- экскурсии в древние русские города и монастыри;
- экскурсии на производство;
- экскурсии по природоведческой тематике;
- экскурсии для самых маленьких.
Важно, что экскурсии планируются заранее и соответствуют изучаемой программе, а также имеют логический результат, итог в том или ином виде (рисунка, листа впечатлений, написанного сочинения, оформленного фотоальбома, стенда и др.).
Формирование универсальных учебных действий в экскурсионной деятельности учащихся. УУД | Экскурсия |
Формирование личностных универсальных учебных действий | |
- умение вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) и природной среде. | Именно на экскурсиях у учащихся воспитываются интерес и любовь к природе, эстетические чувства. Они учатся видеть ее красоту, понимают необходимость бережного отношения к природе. Это так называемая эмоциональная сторона экскурсий. Знания, полученные в этих условиях, оказываются очень прочными и надолго укладываются в детскую память. Экскурсии способствуют формированию экологического сознания учащихся. |
- осознание личной ответственности за здоровье своё и здоровье окружающих, уважительное и заботливое отношение к людям с нарушениями здоровья | Производственные экскурсии. |
- умение различать государственную символику Российской Федерации, своего региона. | Историко-литературные экскурсии (краеведческие экскурсии, экскурсии по городу, исторические места, художественные выставки, библиотеки и др) |
- находить на картах (географических, политико-административных, исторических) территорию России, её столицу – город Москву и область. | Ориентирование на местности С использованием карт. Краеведческие экскурсии. |
- описывать достопримечательности столицы и родного края | Изучение родного края. |
Формирование регулятивных универсальных учебных действий | |
-осознавать границы собственных знаний и умений о природе, человеке и обществе, -понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний, -оценивать правильность выполнения своих действий, -вносить необходимые коррективы, -подводить итоги своей познавательной, учебной, практической деятельности. | Экскурсии укрепляют сознательную дисциплину учащихся, развивают у них самостоятельность и привычку к труду. Условия к экскурсион- ной жизни развивают предприимчивость,умение приспособляться к обстановке, сообразительность в различных затруднительных положениях. Таким образом, экскурсии имеют немаловажное значение для воспитания коллективных навыков |
Место учебного курса в учебном плане
В год -33 часа.
Посещение экскурсий рекомендуется 1 раз в четверть, в каникулярное время. В течение года планируется посетить 4 экскурсий и поездок.
Перед посещением музея (выставки) учителю необходимо информировать учащихся о месте поездки: название музея (выставки), тема экскурсии; после чего поставить цель и определить круг задач данной экскурсии (выставки): на что обратить внимание, что сравнить и др.. Организуя работу таким образом, учителю будет легче понять количество и качество полученной учащимися информации.
По окончании экскурсии (выставки) и возвращении в школу рефлексию рекомендуется провести в форме викторины, написания эссе, отзыва, письма к потомкам, выполнение рисунков и др.
Методы работы:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы.
Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Особенностью организации данного курса является динамичность ее форм, расширение образовательного пространства: экскурсии, целевые прогулки, походы, игры и праздники на воздухе. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье - сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.
Виды деятельности.
1. Учебная:
1) классная работа (уроки различных типов, в том числе лекции, проведение литературно- краеведческих викторин, олимпиад, элементы фольклорного и литературно-краеведческого театра, заочные путешествия по стране с использованием карты).
2) внеклассная работа с книгой (чтение и изучение легенд и сказаний, отыскивание справок в словарях и справочной литературе, энциклопедиях; вырезание нужных материалов из периодических изданий, их классификация и т.д.).
3) развитие устной и письменной речи (классное и внеклассное) формирование богатой, интонационно и лексически насыщенной речи, в которой отражается история и бытие народа, отдельного человека.
Формы работы: устное рассказывание о своих впечатлениях, изложение текстов легенд и сказаний, сочинения разных жанров и форм и т.д.
2. Эвристическая(участие в читательских конференциях, экскурсиях в музеи областного и районного города).
3. Творческая (выпуск специальных стенных газет, инсценирование сказок и легенд, проведение литературно-краеведческихчасов, подготовка заметок и статей в стенные газеты, подготовка докладов, работа над проектами).
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Экскурсионная деятельность в начальной школе»
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий:
Личностные УУД:
Будут сформированы:
Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» позиции и «хороший ученик»;
Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой.
Ученик получит возможность для формирования:
Осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
Адекватного понимания причин успешности.
Регулятивные УУД:
Принимать и сохранять учебную задачу;
Учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Адекватно воспринимать оценку учителя;
Различать способ и результат действия;
Выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме.
Получит возможность научиться:
В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные УУД:
Научится:
Ориентироваться в музеях родного города.
Освоит лексику, необходимую для выражения чувств;
Внимательно рассматривать картину музейные экспонаты и находить указанные детали, а затем самостоятельно открывать подробности, характеризующие их;
Устанавливать причинно-следственные связи между тем, что видят, и тем, что выходит за рамки увиденного;
Объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира;
Оформлять в устных и письменных высказываниях свои наблюдения и выводы;
Включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Получит возможность научиться:
Различать некоторые приёмы передачи объёма, перспективы, фактуры предметов и эмоционального строя в целом;
Представлять логику развития культурного наследия родного края;
Проводить под руководством учителя сравнительный анализ двух экспонатов одного и того же периода истории;
Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
Коммуникативные УУД:
Научится:
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
Строить понятные высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
Задавать вопросы;
Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов.
Получит возможность научиться:
Точно, последовательно, полно передавать необходимую информацию как ориентир для построения действий.
Содержание
Введение
О чём рассказывает музей. Роль музеев в жизни человека.
Владеть информацией об основных понятиях и терминах музееведения
Познакомить с историей становления и развития экскурсионной деятельности
Правила поведения юных экскурсантов.
Техника безопасности во время экскурсий.
Уметь работать с различными источниками информации
Обобщить правила поведения во время экскурсий; составить памятку экскурсанта.
Экскурсия в школьный музей
Познакомить с экспозициями школьного музея; рассказать о развитии музея, о том, как пополняется музей
Осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с образцами отечественной культуры
Виртуальное путешествие по московским музеям для детей.
Музей народной игрушки
Практическое занятие. Экскурсия
Итоговое занятие. Рисунки по впечатлениям от экскурсий.
Умение провести самоанализ выполненной работы, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. Воспитание гражданственного патриотизма, интереса к культуре своей страны.
Главный город нашей страны. «Начинается Москва, как известно от Кремля».
Игра – путешествие по Кремлю.
Попробовать себя в роли экскурсовода. Ролевая игра «Мой город».
Познакомить с Государственным историко-культурным музеем -заповедником "Московский Кремль» , с историей и достопримечательностями Красной площади, Музеем истории города Москвы
Ученик получит возможность для формирования осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Виртуальное путешествие по Красной площади.
Виртуальная экскурсия в Музей истории города Москвы,
Практическое занятие. Экскурсия в исторические музеи Москвы
Итоговое занятие. Мы рисуем Москву.
Научиться называть объекты Московского Кремля, Красной площади и средствами рисования выражать отношение к ним
Умение провести самоанализ выполненной работы, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. Воспитание гражданственного патриотизма, чувства гордости за свою страну, любви к Родине.
Художественные музеи
Виртуальное путешествие в Дом – музей Васнецова
Практическое занятие. Экскурсия в художественный музей.
Итоговое занятие. Подготовка проекта «Художественные музеи Москвы»
Уметь защищать проекты на итоговых мероприятиях
Устно описывать музейные экспонаты, называя автора, определяя тему и настроение.
Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой.
Защита проекта «Художественные музеи Москвы»
Музеи патриотической направленности
Виртуальная экскурсия в Музей обороны Москвы
Познакомить учащихся с историей величайшего события истории России - Московской битвы 1941-1942 гг.
Знать основные факты, связанные с Великой Отечественной войной и подвигом нашего народа.
Умение составлять план работы над открыткой, используя технику работы с бумагой по выбору. Формирование навык работы в группах. Формировать художественный вкус и умение с помощью имеющихся материалов и приёмов выражать идею своей работы. Воспитывать чувство уважения и благодарности к героям войны.
Умение провести самоанализ выполненной работы, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. Воспитание гражданственного патриотизма, чувства гордости за свою страну, любви к Родине.
Экскурсия в школьный музей
Практическое занятие. Экскурсия в музей патриотической направленности
Итоговое занятие. Оформление открыток, посвящённых нашим защитникам
Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной культурой.
Осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни
Экскурсии, посвящённые знакомству с профессиями.
Практическое занятие. Экскурсия на предприятие.
Расширить кругозор о мире профессий, заинтересованность в развитии своих способностей, участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии, способность добывать новую информацию из различных источников
Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; осознание адекватного понимания причин успешности.
Подводим итоги.
Спортивно- познавательная игра «Все профессии нужны».
Учить детей брать на себя различные роли, в соответствии с сюжетом игры;
обогащение социально-игрового опыта;
уточнять и расширять словарь и речевой материал .
Оценивать свои возможности и умения с точки зрения их применения в профессии
Итоговое занятие.
Календарно- тематическое планирование
1 класса
Количество поездок в год: 4
Всего часов: 33 часа
№ | Дата | Название экскурсии | Ответственный | Отметка о выполнении |
1 | Вводное занятие. Что такое музей?О чём рассказывает музей. | Классный руководитель | 1 | |
2 | Роль музеев в жизни человека. | Классный руководитель | 1 | |
3 | Историческая справка о городе.Виртуальное путешествие по городу. | Классный руководитель | 1 | |
4 | Техника безопасности во время экскурсий. | Классный руководитель | 1 | |
5 | Осенние изменения в природе. | Классный руководитель | 1 | |
6 | Экскурсия в городской парк | Классный руководитель | 1 | |
7 | Экскурсия в школьный музей Познакомить с экспозициями школьного музея; рассказать о развитии музея, о том, как пополняется музей. | |||
8 | В мире книг | |||
9 | Экскурсия в школьную и городскую библиотеку. | |||
10 | Что такое театр?Знакомство с театрами г. Москвы (Истры). Изучение театрального репертуара. | |||
11 | Повторение правил поведения в театре. | |||
12 | Практическое занятие. Экскурсия | |||
13 | Виртуальное путешествие по московским музеям для детей. Музей народной игрушки | |||
14 | Кто не любит цирк?! Знакомство с цирковыми профессиями. | |||
15 | Практическое занятие. Экскурсия | |||
16 | Москва – столица нашей Родины. Достопримечательности Москвы. | |||
17 | Виртуальное путешествие по Красной площади. | |||
18 | Зимние изменения в природе и жизни людей. | |||
19 | Экскурсия в городской парк | |||
20 | Как путешествует письмо?(экскурсия на почту). | |||
21 | Определение понятий музейный предмет, экспонат | |||
22 | Знакомство с понятиями вернисаж, выставка | |||
23 | Виртуальное путешествие в Дом – музей Васнецова. | |||
24 | Практическое занятие. Экскурсия | |||
25 | Весенние изменения в жизни растений и животных. | |||
26 | Тематическая экскурсия «Грачи прилетели!» | |||
27 | Заочное путешествие в космическое пространство. | |||
28 | В гости к Айболиту (экскурсия в медпункт) | |||
29 | Экскурсия в школьный музей | |||
30 | Виртуальная экскурсия в Музей обороны Москвы | |||
31 | По местам боевой славы (заочное путешествие) | |||
32 | Практическое занятие. Экскурсия | |||
33 | Итоговое занятие «Где мы побывали». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экскурсионная деятельность младших школьников как результат проектно-исследовательской работы
Продуктивное использование экскурсионной работы классного руководителя в рамках проектной деятельности в начальной школе...
Рабочая программа и календарно- тематическое планирование для 1 класса по факультативному курсу «Музейная и экскурсионная деятельность в начальной школе»
Программа факультативного курса "Музейная и экскурсионная деятельность в начальной школе" определяет направления и методы работы по данному курсу для учащихся первых классов города Москвы. В программе...
Проектно-экскурсионная деятельность в 1 классе
Программа проектно-экскурсионной деятельности содержит пояснительную записку, планируемые результаты, методические рекомендации и развёрнутое планирование с темами, видами занятий, деятельностью учащи...
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Музейная и экскурсионная деятельность" в 3 классе
Внеурочная деятельность. Календарно-тематическое планирование по дополнительной образовательной деятельности "Музейная и экскурсионная деятельность" 3 класс....
внеурочной деятельности «Я познаю мир». Экскурсионная деятельность.
Программа внеурочной деятельности младших школьников Государственного общеобразовательного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №438 «Я познаю мир. Экскурсионная деятельность»...
программа внеурочной деятельности ( Экскурсионная деятельность 2 класс)
Внеурочная экскурсионная деятельность "Москва Музейная" 2 класс...
Программа "Экскурсионная деятельность" 1 класс
Экскурсии – особый вид познания, который может быть бесконечно разнообразен в своем культурном контексте......