Экскурсионная деятельность 1 класс
календарно-тематическое планирование (1 класс)

Галузина  Валентина Анатольевна

Данная программа предусматривает полезное времяпрепровождение школьников и направлена на развитие их образовательной культуры; она несёт в себе нравственное, эстетическое, патриотическое, экологическое, профессионально и социально - ориентированные направления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1kl_ekskursionnaya_deyatelnost.docx44.94 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

                              по  внеурочной деятельности

Духовно-нравственное направление

«Экскурсионная деятельность»

для  1 класса

на 2019 – 2020  учебный год

Рабочая программа по внеурочной деятельности

« Экскурсионная деятельность»

(духовно-нравственное направление)

1 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по духовно – нравственному направлению «Я – гражданин России» (экскурсионная программа) для 1 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373, с изменениями от 29.12.2014г. №1643, от 18.05.2015г. №507), программы внеурочной деятельности Мишакина Т. Л., Гладкова С.А. Москва музейная Дневник юного экскурсанта. Пособие для учащихся 1 – 4 класса. – М.: Ювента. Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника.

Данная программа предусматривает полезное времяпрепровождение школьников и направлена на развитие их образовательной культуры; она несёт в себе нравственное, эстетическое, патриотическое, экологическое, профессионально и социально - ориентированные направления.

Педагогическая целенаправленность данной программы заключается в формировании активной жизненной позиции детей. Она помогают убедить ребёнка в том, что каждый человек, в том числе и он сам, несёт ответственность за историю своей земли. Любой ребёнок способен изменить в лучшую или худшую сторону своё окружение, стать заботливым хозяином того места, где он живёт.

Программа экскурсионной деятельности составлена с целью развития познавательного интереса обучающихся и углубления знаний при освоении образовательных программ, используя социокультурные возможности города, области, а также других городов и стран.

Экскурсии - это наиболее ёмкий, наиболее синкретический вид познания, который может быть бесконечно разнообразен в своем культурном контексте.

Не менее важным в экскурсионной деятельности является развитие кругозора, разносторонне развитой личности в каждом ребенке. Важна экскурсионная работа и как средство снятия физической усталости, психологического напряжения и стрессов.

Экскурсии помогают развивать в детях коммуникабельность, самодисциплину, адаптивность. Обучение и воспитание с помощью внешкольного метода активизирует школьников, мобилизует и развивает их способности, стимулирует любознательность и интерес к той огромной сумме знаний, которую накопило человечество.

Действия в процессе экскурсии подразделяются на две части: деятельность экскурсовода и деятельность экскурсантов. Деятельность экскурсантов находит свое выражение в таких активных формах, как наблюдение, изучение, исследование объектов.

Таким образом, экскурсия развивает: умение смотреть и точно воспринимать внешний вид наблюдаемого объекта («острота и точность взора»); сообразительность суждения; инициативность и любознательность; искусство предвидеть явления и ускорять деятельность конструирующего воображения; а также способствует развитию тонкого и чуткого внимания.

Выделяются следующие направления экскурсионной деятельности:

• учебно – тематические (гуманитарный цикл, естественно - научный цикл, инженерно – технический цикл);

• воспитательные (духовного цикла, художественно – эстетического цикла, экологического цикла, военно – спортивного цикла, гражданско – патриотического цикла);

• экскурс (встречи, знакомства с людьми разных профессий, знакомство с ремеслами, производством).

В начальной школе экскурсионная деятельность основывается на следующих принципах:

• учет возрастных особенностей (познавательных интересов и возможностей) учащихся;

• образовательный аспект (тесная связь с учебными программами по предметам);

• воспитательный аспект (привитие интереса и любви к родной стране, ее культуре и истории);

• практический аспект (знакомство с ремеслами, производством);

• здоровьесбережение;

• развитие общего кругозора и эрудиции;

• вовлечение родителей с целью формирования общих интересов с детьми, развития взаимопонимания;

• системный, плановый характер


Основная цель школьных образовательных экскурсий - углубленное изучение школьной программы, поэтому они проводятся в соответствии с планом воспитательной работы и тематическому планированию по определённому предмету; сформировать сопричастное отношение учащихся к современной жизни нашей страны, побудить к профессиональному выбору, познакомить с художественной, духовной, образовательной, просветительской жизнью столицы.

Экскурсионная работа занимает важное место в воспитательной работе школы. Основной задачей экскурсионной работы является формирование мировоззрения школьников.

Экскурсионная работа носит так же ряд других важных задач: патриотическое воспитание, эстетическое воспитание, культурологическое воспитание.

• Задачи: - овладение навыками самостоятельного наблюдения; - расширение образовательного пространства; - активизация познавательной деятельности; - развитие зрительно-слухового и тактильного восприятия; - развитие целостности восприятия времени, пространства, предмета; - развитие внимания и наблюдательности через понимание мелких деталей, переключение внимания; - развитие воображения; - развитие коммуникативных способностей; - формирование и развитие эстетического вкуса; - формирование и развитие нравственных качеств личности: трудолюбия, настойчивости, добротворчества и т.д.; - формирование и развитие гражданского самосознания, формирование патриотичности.

Экскурсия – это не спонтанное, а спланированное, хорошо продуманное мероприятие. Только такая экскурсия способна научить чему-то, оставить в душе ребенка неизгладимый след. В нашей школе различают учебные (тематические) и развивающие экскурсии.

По срокам реализации программа рассчитана на все время обучения ребенка в школе, 1 раз в неделю.

Объектом изучения являются жизнь Москвы во всех направлениях, художественно-производственные промыслы Московской и прилегающих областей. После экскурсии на классном часе или на соответствующем уроке учащиеся обмениваются впечатлениями, обсуждают увиденное и определяют с помощью учителя свой прирост в знаниях.

Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере патриотического воспитания детей и молодежи. Поэтому воспитание гражданско-патриотического самосознания учащихся – приоритетное направление воспитательной работы нашей школы. Это значит, что нам не безразлично, кого вы растим, нам важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важнейшие социальные роли – роль гражданина и роль патриота.

Программа данного направления ориентирована на формирование и развитие у подрастающего поколения духовности, нравственности и патриотизма. Одной из составляющих гражданско-патриотического воспитания нашей школы является экскурсионная работа.

В процессе проведения экскурсий ребята познают природу во всем ее многообразии и единстве; экскурсии позволяют более тесно увязать знания (теорию и практику) с жизнью способствуют активному восприятию различных сторон природных явлений; формируют определенные трудовые навыки; в процессе экскурсии развиваются и формируются нравственные качества личности – наблюдательность, внимательность, сочувствие, любовь к окружающему; экскурсии позволяют реализовать краеведческий принцип.

Таким образом, экскурсии являются эффективным средством воспитания и обучения, поскольку в их процессе осуществляется гармоническое развитие всех сторон личности учащегося. В общении с родной природой формируются основы материалистического понимания окружающего мира, воспитываются нравственные и эстетические качества, побуждаются добрые чувства. Воспитывать у детей интерес и любовь к родной природе – значит растить ее верного друга, будущего заботливого хозяина богатств своей Родины.

Работа над такой экскурсией начинается тоже задолго до самой экскурсии: сначала определяется направление, тема экскурсии. После того как выбрана тема экскурсии, начинается подготовка к самой экскурсии. Определяются вопросы, которые заинтересовали ребят, изучается местность, ее достопримечательности, составляется маршрут самой экскурсии. Вся эта работа, проводимая в классе под руководством либо учителя, либо воспитателя, активизирует внимание, мышление, интерес учащегося к предстоящей экскурсии. Таким образом, учащиеся нашей школы на экскурсию отправляются подготовленными к восприятию материала. Слушая экскурсовода, ребята пополняют свои знания.

Каждой экскурсии предшествует долгая, кропотливая работа всего ученического коллектива. Такая работа сближает детей, учит их работать сообща, вместе готовить отчеты о проделанной работе и экскурсии.

Работая в школе, главное не забывать, что вся наша урочная и внеурочная деятельность направлена на воспитание энергичного, неравнодушного члена общества, способного сохранить и приумножить достижения наших предков.

Экскурсионная работа проходит по следующим направлениям:

- автобусные экскурсии с посещением музеев;

- экскурсии по архитектуре Москвы и ее пригородов

- экскурсии по литературной тематике. Мир русской усадьбы;

- экскурсии по искусствоведческой тематике;

- экскурсии по военно – исторической тематике;

- экскурсии в древние русские города и монастыри;

- экскурсии на производство;

- экскурсии по природоведческой тематике;

- экскурсии для самых маленьких.

Важно, что экскурсии планируются заранее и соответствуют изучаемой программе, а также имеют логический результат, итог в том или ином виде (рисунка, листа впечатлений, написанного сочинения, оформленного фотоальбома, стенда и др.).

Формирование универсальных учебных действий в экскурсионной деятельности учащихся. УУД

Экскурсия

Формирование личностных универсальных учебных действий

- умение вести себя культурно, экологически

грамотнобезопасно в социальной

(со сверстниками, взрослыми, в общественных

местах) и природной среде.

Именно на экскурсиях

у учащихся воспитываются

интерес и любовь к природе,

эстетические чувства. Они

учатся видеть ее красоту,

понимают необходимость

бережного отношения к

природе. Это так

называемая эмоциональная

сторона экскурсий. Знания,

полученные в этих условиях,

оказываются очень прочными

и надолго укладываются

в детскую память. Экскурсии

способствуют формированию

экологического сознания

учащихся.

- осознание личной ответственности за здоровье

своё и здоровье окружающих, уважительное

и заботливое отношение к людям с

нарушениями здоровья

Производственные экскурсии.

- умение различать государственную

символику Российской Федерации, своего

региона.

Историко-литературные

экскурсии

(краеведческие экскурсии,

экскурсии по городу,

исторические места,

художественные выставки,

библиотеки и др)

- находить на картах (географических,

политико-административных,

исторических) территорию России, её столицу –

город Москву и область.

Ориентирование на местности

С использованием карт.

Краеведческие экскурсии.

- описывать достопримечательности столицы

и родного края

Изучение родного края.

Формирование регулятивных универсальных

учебных действий

-осознавать границы собственных знаний и

умений о природе, человеке и обществе,

-понимать перспективы дальнейшей учебной

работы, определять цели и задачи усвоения

новых знаний,

-оценивать правильность выполнения своих

действий,

-вносить необходимые коррективы,

-подводить итоги своей познавательной,

учебной, практической деятельности.

Экскурсии укрепляют

сознательную дисциплину

учащихся, развивают у них

самостоятельность и привычку

к труду. Условия к экскурсион-

ной жизни развивают

предприимчивость,умение

приспособляться к обстановке,

сообразительность

в различных затруднительных

положениях. Таким образом,

экскурсии имеют немаловажное

значение для воспитания

коллективных навыков

Место учебного курса в учебном плане

В год -33 часа.

Посещение экскурсий рекомендуется 1 раз в четверть, в каникулярное время. В течение года планируется  посетить 4  экскурсий и поездок.

Перед посещением музея (выставки) учителю необходимо информировать учащихся о месте поездки: название музея (выставки), тема экскурсии; после чего поставить цель и определить круг задач данной экскурсии (выставки): на что обратить внимание, что сравнить и др.. Организуя работу таким образом, учителю будет легче понять количество и качество полученной учащимися информации.

По окончании экскурсии (выставки) и возвращении в школу рефлексию рекомендуется провести в форме викторины, написания эссе, отзыва, письма к потомкам, выполнение рисунков и др.

Методы работы:

словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы.

Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Особенностью организации данного курса является динамичность ее форм, расширение образовательного пространства: экскурсии, целевые прогулки, походы, игры и праздники на воздухе. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье - сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.

Виды деятельности.

1. Учебная:

1) классная работа (уроки различных типов, в том числе лекции, проведение литературно- краеведческих викторин, олимпиад, элементы фольклорного и литературно-краеведческого театра, заочные путешествия по стране с использованием карты).

2) внеклассная работа с книгой (чтение и изучение легенд и сказаний, отыскивание справок в словарях и справочной литературе, энциклопедиях; вырезание нужных материалов из периодических изданий, их классификация и т.д.).

3) развитие устной и письменной речи (классное и внеклассное) формирование богатой, интонационно и лексически насыщенной речи, в которой отражается история и бытие народа, отдельного человека.

Формы работыустное рассказывание о своих впечатлениях, изложение текстов легенд и сказаний, сочинения разных жанров и форм и т.д.

2. Эвристическая(участие в читательских конференциях, экскурсиях в музеи областного и районного города).

3. Творческая (выпуск специальных стенных газет, инсценирование сказок и легенд, проведение литературно-краеведческихчасов, подготовка заметок и статей в стенные газеты, подготовка докладов, работа над проектами).

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Экскурсионная деятельность в начальной школе»

Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий:

Личностные УУД:

Будут сформированы:

Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» позиции и «хороший ученик»;

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой.

Ученик получит возможность для формирования:

Осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

Адекватного понимания причин успешности.

Регулятивные УУД:

Принимать и сохранять учебную задачу;

Учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Адекватно воспринимать оценку учителя;

Различать способ и результат действия;

Выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме.

Получит возможность научиться:

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

Научится:

Ориентироваться в музеях родного города.

Освоит лексику, необходимую для выражения чувств;

Внимательно рассматривать картину музейные экспонаты и находить указанные детали, а затем самостоятельно открывать подробности, характеризующие их;

Устанавливать причинно-следственные связи между тем, что видят, и тем, что выходит за рамки увиденного;

Объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира;

Оформлять в устных и письменных высказываниях свои наблюдения и выводы;

Включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Получит возможность научиться:

Различать некоторые приёмы передачи объёма, перспективы, фактуры предметов и эмоционального строя в целом;

Представлять логику развития культурного наследия родного края;

Проводить под руководством учителя сравнительный анализ двух экспонатов одного и того же периода истории;

Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

Коммуникативные УУД:

Научится:

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

Строить понятные высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

Задавать вопросы;

Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов.

Получит возможность научиться:

Точно, последовательно, полно передавать необходимую информацию как ориентир для построения действий.

Содержание

Введение

О чём рассказывает музей. Роль музеев в жизни человека.

Владеть информацией об основных понятиях и терминах музееведения

Познакомить с историей становления и развития экскурсионной деятельности

Правила поведения юных экскурсантов.

Техника безопасности во время экскурсий.

Уметь работать с различными источниками информации

Обобщить правила поведения во время экскурсий; составить памятку экскурсанта.

Экскурсия в школьный музей

Познакомить с экспозициями школьного музея; рассказать о развитии музея, о том, как пополняется музей

Осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с образцами отечественной культуры

Виртуальное путешествие по московским музеям для детей.

Музей народной игрушки

Практическое занятие. Экскурсия

Итоговое занятие. Рисунки по впечатлениям от экскурсий.

Умение провести самоанализ выполненной работы, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.     Воспитание гражданственного патриотизма, интереса к культуре своей страны.

Главный город нашей страны. «Начинается Москва, как известно от Кремля».

Игра – путешествие по Кремлю.

Попробовать себя в роли экскурсовода. Ролевая игра «Мой город».

Познакомить с Государственным историко-культурным музеем -заповедником "Московский Кремль» , с историей и достопримечательностями Красной площади, Музеем истории города Москвы

Ученик получит возможность для формирования осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Виртуальное путешествие по Красной площади.

Виртуальная экскурсия в Музей истории города Москвы

Практическое занятие. Экскурсия в исторические музеи Москвы

Итоговое занятие. Мы рисуем Москву.

Научиться называть объекты Московского Кремля, Красной площади и средствами рисования выражать отношение к ним

Умение провести самоанализ выполненной работы, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.     Воспитание гражданственного патриотизма, чувства гордости за свою страну, любви к Родине.

Художественные музеи

Виртуальное путешествие в Дом – музей Васнецова

Практическое занятие. Экскурсия в художественный музей.

Итоговое занятие. Подготовка проекта «Художественные музеи Москвы»

Уметь защищать проекты на итоговых мероприятиях

Устно описывать музейные экспонаты, называя автора, определяя тему и настроение.

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой.

Защита проекта «Художественные музеи Москвы»

Музеи патриотической направленности

Виртуальная экскурсия в Музей обороны Москвы

Познакомить учащихся с историей величайшего события истории России - Московской битвы 1941-1942 гг.

Знать основные факты, связанные с Великой Отечественной войной и подвигом нашего народа.

Умение составлять план работы над открыткой, используя технику работы с бумагой по выбору. Формирование навык работы в группах. Формировать художественный вкус и умение с помощью имеющихся материалов и приёмов выражать идею своей работы. Воспитывать чувство уважения и благодарности к героям войны.

Умение провести самоанализ выполненной работы, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.     Воспитание гражданственного патриотизма, чувства гордости за свою страну, любви к Родине.

Экскурсия в школьный музей

Практическое занятие. Экскурсия в музей патриотической направленности

Итоговое занятие. Оформление открыток, посвящённых нашим защитникам

Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной культурой.

Осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни

Экскурсии, посвящённые знакомству с профессиями.

Практическое занятие. Экскурсия на предприятие.

Расширить кругозор о мире профессий, заинтересованность в развитии своих способностей, участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии, способность добывать новую информацию из различных источников

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; осознание адекватного понимания причин успешности.

Подводим итоги.

Спортивно- познавательная игра «Все профессии нужны».

Учить детей брать на себя различные роли, в соответствии с сюжетом игры;

обогащение социально-игрового опыта;

уточнять и расширять словарь  и речевой материал .

Оценивать свои возможности и умения с точки зрения их применения в профессии

Итоговое занятие.


Календарно- тематическое планирование

1 класса

Количество поездок в год: 4

Всего часов: 33 часа

Дата

Название экскурсии

Ответственный

Отметка о выполнении

1

Вводное занятие. Что такое музей?О чём рассказывает музей.

Классный руководитель

1

2

Роль музеев в жизни человека.

Классный руководитель

1

3

Историческая справка о городе.Виртуальное путешествие по городу.

Классный руководитель

1

4

Техника безопасности во время экскурсий.

Классный руководитель

1

5

Осенние изменения в природе.

Классный руководитель

1

6

Экскурсия в городской парк

Классный руководитель

1

7

Экскурсия в школьный музей

Познакомить с экспозициями школьного музея; рассказать о развитии музея, о том, как пополняется музей.

8

В мире книг

9

Экскурсия в школьную  и городскую библиотеку.

10

Что такое театр?Знакомство с театрами г. Москвы (Истры).  Изучение театрального репертуара.

11

Повторение правил поведения в театре.

12

Практическое занятие. 

Экскурсия

13

Виртуальное путешествие по московским музеям для детей.

Музей народной игрушки

14

Кто не любит цирк?! Знакомство с цирковыми профессиями.

15

Практическое занятие. Экскурсия

16

Москва – столица нашей Родины. Достопримечательности Москвы.

17

Виртуальное путешествие по Красной площади.

18

Зимние изменения в природе и жизни людей.

19

Экскурсия в городской парк

20

Как путешествует письмо?(экскурсия на почту).

21

Определение понятий музейный предмет, экспонат

22

Знакомство с понятиями вернисаж, выставка

23

Виртуальное путешествие в Дом – музей Васнецова.

24

Практическое занятие. Экскурсия

25

Весенние изменения в жизни растений и животных.

26

Тематическая экскурсия «Грачи прилетели!»

27

Заочное путешествие в космическое пространство.

28

В гости к Айболиту (экскурсия в медпункт)

29

Экскурсия в школьный музей

30

Виртуальная экскурсия в Музей обороны Москвы

31

По местам боевой славы (заочное путешествие)

32

Практическое занятие. Экскурсия

33

Итоговое занятие «Где мы побывали».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсионная деятельность младших школьников как результат проектно-исследовательской работы

Продуктивное использование экскурсионной работы классного руководителя в рамках проектной деятельности в начальной школе...

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование для 1 класса по факультативному курсу «Музейная и экскурсионная деятельность в начальной школе»

Программа факультативного курса "Музейная и экскурсионная деятельность в начальной школе" определяет направления и методы работы по данному курсу для учащихся первых классов города Москвы. В программе...

Проектно-экскурсионная деятельность в 1 классе

Программа проектно-экскурсионной деятельности содержит пояснительную записку, планируемые результаты, методические рекомендации и развёрнутое планирование с темами, видами занятий, деятельностью учащи...

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Музейная и экскурсионная деятельность" в 3 классе

Внеурочная деятельность. Календарно-тематическое планирование по дополнительной образовательной деятельности "Музейная и экскурсионная деятельность" 3 класс....

внеурочной деятельности «Я познаю мир». Экскурсионная деятельность.

Программа внеурочной деятельности младших школьников Государственного общеобразовательного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №438 «Я познаю мир. Экскурсионная деятельность»...

программа внеурочной деятельности ( Экскурсионная деятельность 2 класс)

Внеурочная экскурсионная деятельность "Москва Музейная" 2 класс...

Программа "Экскурсионная деятельность" 1 класс

Экскурсии – особый вид познания, который может быть бесконечно разнообразен в своем культурном контексте......