внеурочной деятельности «Я познаю мир». Экскурсионная деятельность.
рабочая программа (3 класс) по теме
Программа внеурочной деятельности младших школьников Государственного общеобразовательного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №438 «Я познаю мир. Экскурсионная деятельность» разработана на основе примерной основной программы с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса и направлена на освоение ФГОС второго поколения.
Данная программа сформирована с учетом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.
Цель программы-
Воспитание эстетического восприятия, расширение эмоционально - чувственной сферы учащихся, пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению историко- художественных путей развития Санкт-Петербурга, чувства сопричастности тому, что в нём происходит.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnaya_2014-15_remzhina.docx | 87.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №438
Приморского района Санкт-Петербурга
УТВЕРЖДЕНА Директор школы: ______________ Л.А. Чеплевская Приказ №_____ от «__» августа 2014г | СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по УВР _________________ Л.В. Никитина «__» августа 2014г. |
РЕКОМЕНДОВАНА к использованию Методическим Советом школы Протокол от «__» августа 2014г. № _ | РАССМОТРЕНА на МО учителей начальных классов Протокол от «__» августа 2014г. № __ Председатель МО __________ /О.В.Медведева/ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Я познаю мир.» Экскурсионная деятельность.
Уровень: базовый
Ступень образования: начальное образование
Класс: 3-4
Срок реализации программы: 2 года
Составитель:
Ремжина В.Я., учитель начальных классов.
\
Санкт-Петербург
2014 г.
Ожидаемые результаты реализации программы
Программа внеурочной деятельности обучающихся начального общего образования (1 класс)
Общеинтеллектуальное направление
Содержание занятий
Календарно-тематическое планирование
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности младших школьников Государственного общеобразовательного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №438 «Я познаю мир. Экскурсионная деятельность» разработана на основе примерной основной программы с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса и направлена на освоение ФГОС второго поколения.
Данная программа сформирована с учетом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.
Цель программы-
Воспитание эстетического восприятия, расширение эмоционально - чувственной сферы учащихся, пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению историко- художественных путей развития Санкт-Петербурга, чувства сопричастности тому, что в нём происходит.
Содержание программы предполагает решение следующих задач:
Образовательные:
- знакомство с историей создания "северной столицы" и её художественного наследия, воспитание патриотизма и любви к родному краю;
- формирование у детей устойчивого желания продолжить знакомство с предложенными темами самостоятельно;
- обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
- выделение ключевых понятий, поиск нужных фактов и ответов на вопросы, поставленные учителем
- обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к своей Родине.
- Воспитывать культуру общения.
Развивающие:
- Начать формирование потребности в саморазвитии и самореализации.
- Развивать деловые качества школьников: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
В курсе включены темы, дающие младшим школьникам начальные представления об основании Санкт- Петербурга, развившегося на островах в дельте реки Невы по воле Петра I; о его наиболее ярких, запоминающихся архитектурных памятниках и их создателях; о государственных символах; о музеях. Об истории, культуре и развитии Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Основная часть программы включает вопросы, которые будут рассматриваться на уроках. Задания имеют разную степень трудности.
Вариативная часть предполагает свободу творчества учителя и учащихся. Это могут быть итоговые занятия, позволяющие закрепить пройденный материал, экскурсии, конкурсы фотографий, рисунков и многое другое.
Формы организации.
. В процессе изучения по данной программе широко используются такие формы как:
- беседы, практические занятия
- экскурсии
- опыты, наблюдения
- исследовательская деятельность
- презентации, конкурсы
- самостоятельная работа (индивидуальная, в паре, групповая);
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
При отборе и построении программы используются такие средства обучения как:
- наглядные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- печатные (книги для чтения, хрестоматии, раздаточный материал, справочники и т.д.);
- аудиовизуальные (слайды, видеофильмы, фильмы на цифровых носителях и т.п.);
- электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
- информационно-коммуникативные технологии.
Рабочая программа «Я познаю мир. Экскурсионная деятельность.» предусматривает использование ИКТ для обеспечения высокого качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личностного развития ребенка.
Применение ИКТ позволяет решать следующие задачи:
- построение наглядного и красочного урока в сочетании с большей информативностью и интерактивностью;
- приближение материала урока к мировосприятию ребенка, который лучше воспринимает видео и аудиоинформацию;
- возможность применять личностно-ориентированный подход к процессу обучения;
- возможность дифференциации работы с различными категориями обучающихся;
- активизация познавательной деятельности;
- поддержка устойчивого интереса к обучению;
- формирование информационной грамотности и компетенции у обучающихся;
- развитие навыков, необходимых для дальнейшей групповой, исследовательской и проектной деятельности;
- создание ситуации успеха.
Применение ИКТ на занятиях позволяет проводить уроки различных типов:
- демонстрационные уроки, на которых используются готовые материалы из открытых коллекций ЦОР и ЭОР или материалы созданные учителем самостоятельно. Таким образом, становится возможной демонстрация большого количества фото, видео и аудио информации;
- уроки с компьютерным тестированием, на которых становится возможным в короткое время объективно оценить большое количество обучающихся, укрепляется обратная связь в системе «учитель-ученик».
- уроки тренинга или моделирования, на которых у ребят появляется возможность проявить свои индивидуальные способности, ЗУН, склонности и интересы в предметной области.
При разработке уроков с использованием ИКТ учитываются возрастные особенности учащихся. Занятия включают в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий, а так же строгое дозирование времени работы с техническими средствами в соответствии с нормами СанПиН-2.4.2.2821-10.
Начальная школа – особый этап в жизни ребенка, связанный:
• с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
• с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности.
Внеурочная деятельность является взаимодополняющим компонентом базового образования и объединяет все виды деятельности школьников, направленных на формирование нравственных ориентиров, этнокультурной компетенции, социализации личности.
Создание комфортной воспитательной среды, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для всестороннего развития личности ребенка на основе общечеловеческих нравственных ценностей.
Внеурочная деятельность направлена на решение следующих задач:
• создать условия для полного удовлетворения потребностей и интересов обучающихся, укрепления их здоровья;
• формировать коммуникативную, социальную компетентность школьников;
• формировать у детей социокультурную идентичность;
• развивать личностные качества на основе общечеловеческих нравственных ценностей: гуманизма, любви, толерантности;
• развивать творческое мышление, необходимое для практической деятельности в окружающем мире.
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения данная программа внеурочной деятельности реализует общеинтеллектуальное направление развития личности.
В программе предусмотрены следующие виды внеурочной деятельности:
- проектная деятельность
- проблемно-ценностное общение
- логико-развивающая деятельность
- краеведческо-патриотическая деятельность
- экскурсионная деятельность
Внеурочная деятельность позволяет педагогу выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы. Помочь им их реализовать. Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.
Внеурочная деятельность строится на принципах:
Принцип гуманизации и гуманитаризации способствует правильной ориентации обучающихся в системе ценностей и содействует включению обучающихся в диалог разных культур.
Принцип внешней и внутренней дифференциации – выявление и развитие у школьников склонностей и способностей к работе в различных направлениях творческой деятельности, предоставление возможности обучающимся выбора ряда дисциплин или возможности работать на разных уровнях глубины освоения каждого конкретного предмета Планируемые результаты
В результате обучения по данной программе, в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, у младших школьников будут сформированы:
Личностные
Обучающиеся научатся и приобретут:
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
- эстетические и ценностно-смысловые ориентации, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.
Обучающиеся получат возможности для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности личности в поступках и деятельности;
- основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;
- эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев.
Метапредметные
Обучающиеся научатся:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
- проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;
Обучающиеся получат возможность:
- уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- повысить творческую активность и самостоятельность;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии.
Обучающиеся получат возможность:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающиеся получат возможность:
- владеть монологической и диалогической формами речи;
- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные
В ходе реализации программы у учащихся сформируется:
- расширение знаний о городе в работе с дополнительными источниками информации, в посещении музеев, театров, библиотек, учебных прогулках/экскурсиях, в исследовательской деятельности, в интервьюировании, в проведении социологических опросов;
- Приобщение к культурному наследию города других горожан, одноклассников, родителей;
- Интерес к знакомым городским названиям, праздникам, объектам (знакам, символам), желания «делать открытия» в привычной городской среде;
- Понимание уникальности, неповторимости Санкт-Петербурга – северного, одновременно морского и речного города;
- Уважение к согражданам (блокадникам), знаменитым петербуржцам.
Учащиеся научатся:
- Находить информацию о городе, памятниках наследия, петербургских традициях, а также о различных учреждениях, необходимых для удовлетворения жизненных потребностей горожан, для самореализации (поликлиниках, магазинах, центрах развлечений, железнодорожных вокзалах, кассах, учебных заведениях, службе психологической поддержки, музеях, библиотеках, театрах, концертных залах и выставках, учебных заведениях и бирже труда) в справочниках, научно-популярной литературе, интернете, на карте, в периодической печати;
- Работать с картой, проводить ассоциации, обобщать, ориентироваться по карте-схеме Петербурга;
- Решать бытовые проблемы (вызов врача, водопроводчика, сантехника, распределение семейного бюджета, организация досуга в выходной день и т.д.);
- Извлекать информацию из городской среды, памятника наследия, музейной экспозиции при непосредственном общении с ними, а также из семейных архивов, из общения с родственниками, знакомыми и незнакомыми петербуржцами;
- Ориентироваться по карте города и в городском пространстве;
- Объяснять понятия «мой город», «мой край», «Малая Родина», «культура», «городская среда», «город – феномен культуры», «облик города», «образ города» и использовать эти понятия.
Принцип свободы выбора – предоставление учащимся возможности самостоятельного выбора форм и видов внеурочной деятельности, формирование чувства ответственности за его результаты.
Возможность свободного самоопределения и самореализации;
Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка
Принцип единства – единство обучения, воспитания, развития.
Принцип экологизации – развитие у ребенка чувства ответственности за окружающий мир.
Практико-деятельностная основа образовательного процесса.
Данная программа реализует отдельный курс, предлагающий детям более детально ознакомиться с природой родного посёлка, стать более бережливыми, внимательными по отношению к ней.
Место курса в общей системе внеурочной деятельности ОУ:
№ | Направления | Название модуля или программы | Количество часов | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |||
1 | Спортивно-оздоровительное | «Мир игр» | 66 | 68 | 34 | 34 |
2 | Общеинтеллектуальное | «Мир вокруг меня» (проектная деятельность) | 99 | - | - | - |
«Информатика в играх» (проектная деятельность) | 33 | 34 | 34 | 34 | ||
3 | Общекультурное | «Книжкино царство» | 33 | 102 | 34 | 34 |
«Я познаю мир» (экскурсионная деятельность) | - | - | 170 | 170 | ||
4 | Социально-экологическое | «Биоэтика» (проектная деятельность) | 33 | 68 | - | - |
5 | Духовно-нравственное | «Бабушкин сундучок» (музейная деятельность) | 33 | 34 | 34 | 34 |
«Я живу в России» | 33 | 34 | 34 | 34 | ||
Предельно допустимая нагрузка за учебный год | 330 | 340 | 340 | 340 | ||
Всего в год | 1010 |
Занятия проводятся в форме экскурсий, соревнований, конференций, поисковых, практических исследований и т. д. Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами.
Педагогам, работающим вместе с детьми по настоящей программе, предоставляется возможность планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня. Реализуя предлагаемое программой содержание занятий с детьми, подбирая соответствующие этому содержанию формы, педагог может постепенно переходить от простых результатов к более сложным.
Программа ориентирована на школьников младшего возраста и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов и параллелей.
Ресурсная база школы даст возможность осуществить с учетом возрастных особенностей учащихся:
Ожидаемые результаты реализации программы
• Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах поведения и общения; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
В основе воспитания развитие личности обучающегося, признание его индивидуального своеобразия, его право проявлять свое «Я» на том уровне, которого он достиг в своей жизни.
Исходя из этого, приоритетными становятся технологии, ориентированные на индивидуальное развитие личности каждого ребенка:
- дифференциация по интересам;
- проектная деятельность
- игровые технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- информационные и коммуникативные технологии.
Воспитательным результатом, участия ребенка во внеурочной деятельности должны стать духовно-нравственные приобретения, которые помогут ему адаптироваться в основной школе и раскрыть свои личные творческие способности.
Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- любящий свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Программа внеурочной деятельности обучающихся начального общего образования
Общеинтеллектуальное направление
Тематическое планирование
№ п/п | Название курса и занятий | Общее кол-во часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных активных занятий |
Курс 2. Экскурсионная деятельность «Я познаю мир» | 68 | 14 | 54 | |
3 класс | 34 | 8 | 26 | |
2.1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2.2 | Музеи Санкт-Петербурга. | 1 | 1 | |
2.3 | Основные и подсобные занятия русских крестьян, традиции трудового воспитания детей. | 1 | 1 | |
2.4 | Посещение Этнографического музея. | 4 | 4 | |
2.5 | Экскурсия в музей декоративно-прикладного искусства СПб Государственной художественно-промышленной академии. | 4 | 4 | |
2.6 | Русский крестьянский дом, народный костюм, семейные обычаи и обряды, этикет. | 1 | 1 | |
2.7 | Игрушка как часть народной культуры; центры «потешного промысла». Изготовление тряпичной куклы. | 1 | 1 | |
2.8 | Посещение Этнографического музея. Экскурсия по теме: «Русская народная игрушка» | 4 | 4 | |
2.9 | Мини-проект «Мой домашний питомец» | 1 | 1 | |
2.10 | Посещение Зоологического музея. Экскурсия по теме: «Происхождение домашних животных» | 4 | 4 | |
2.11 | «Жизнь на планете» | 1 | 1 | |
2.12 | Посещение музея Арктики и Антарктики» | 4 | 4 | |
2.13 | Мойдодыр пришёл к нам в гости | 1 | 1 | |
2.14 | Посещение музея воды | 4 | 4 | |
2.15 | «Пришла весна и все ей рады!» Праздник весны. | 2 | 2 | |
4 класс | 34 | 6 | 28 | |
2.16 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2.17 | Игра по станциям «Мой любимый город» | 1 | 1 | |
2.18 | «Загадочные названия на карте Санкт-Петербурга». | 1 | 1 | |
2.19 | Обзорная экскурсия по городу с посещением Петропавловской крепости и домика Петра». | 4 | 4 | |
2.20 | Экскурсия в Кунсткамеру: «Музей, который придумал Пётр». | 4 | 4 | |
2.21 | «Вечная память героям непокорённого Ленинграда». | 1 | 1 | |
2.22 | Экскурсия к мемориалу «Цветок жизни» с посещением аллеи Дружбы и знакомством с дневником Тани Савичевой». | 4 | 4 | |
2.23 | «Пушкинские места Санкт-Петербурга». | 1 | 1 | |
2.24 | Экскурсия: «Пушкинский Санкт-Петербург» с посещением музея-квартиры А.С.Пушкина. | 4 | 4 | |
2.25 | «Пригороды – близкие соседи Санкт - Петербурга». | 1 | 1 | |
2.26 | Экскурсия в Петергоф. | 4 | 4 | |
2.27 | Посещение Государственного музея истории религии. Экскурсия по теме: «Мифология и религия в античном мире» | 4 | 4 | |
2.28 | Посещение Государственного музея истории религии. Экскурсия по теме: «Возникновение и сущность христианства». | 4 | 4 |
Курс 2. «Экскурсионная деятельность. «Я познаю мир»» (340 часов)
- класс (170 часов)
- Вводное занятие (1 час).
- Музеи Санкт-Петербурга (1 час). Работа с альбомами музеев Санкт-Петербурга. Презентация понравившегося музея.
- Основные и подсобные занятия русских крестьян, традиции трудового воспитания детей (1 час). Чтение рассказов Л.Н.Толстого. Русские былины. Конкурс рисунков – быт русского крестьянина.
- Посещение Этнографического музея (4 часа).
- Экскурсия в музей декоративно-прикладного искусства СПб Государственной художественно-промышленной академии (4 часа).
- Русский крестьянский дом, народный костюм, семейные обычаи и обряды, этикет. Вышивка, ткачество. Мини-проект «Мастера рукодельники» (коврик или вышивка своими руками) (1 час).
- Игрушка как часть народной культуры; центры «потешного промысла». Изготовление тряпичной куклы (1 час) Особенности русской самодельной игрушки. Изготовление куклы своими руками.
- Посещение Этнографического музея. Экскурсия по теме: «Русская народная игрушка» (4 часа)
- Мини-проект «Мой домашний питомец» (1 час). Игрушка для питомца своими руками. Презентация домашнего питомца. Конкурс фотографий, рисунков.
- Посещение Зоологического музея. Экскурсия по теме: «Происхождение домашних животных» (4 часа)
- «Жизнь на планете» (1 час)
- Посещение музея Арктики и Антарктики» (4 часа)
- Мойдодыр пришёл к нам в гости (1 час) Важность гигиены. Просмотр мультфильма «Мойдодыр», беседа о гигиене. Необходимость влажной уборки помещения. Уход за комнатными растениями.
- Посещение музея воды (4 часа)
- «Пришла весна и все ей рады!» Праздник весны (2 часа). Конкурс рисунков, кроссвордов. Викторина по итогам посещений музеев и проведённых занятий. Конкурс домашней выпечки на тему «Весна». Чаепитие.
4 класс (34часа)
- Вводное занятие (1 час)
- Игра по станциям «Мой любимый город» (1 час) Станции: музеи, театры, улицы, мосты, история.
- «Загадочные названия на карте Санкт-Петербурга» (1 час). Составление карты города, Конкурс рисунков.
- Обзорная экскурсия по городу с посещением Петропавловской крепости и домика Петра» (4 часа).
- Экскурсия в Кунсткамеру: «Музей, который придумал Пётр» (4 часа).
- «Вечная память героям непокорённого Ленинграда» (1 час). Мини-проект «Книга памяти» - составление рукописной книги из рисунков, рассказах о подвигах жителей блокадного Ленинграда.
- Экскурсия к мемориалу «Цветок жизни» с посещением аллеи Дружбы и знакомством с дневником Тани Савичевой» (4 часа).
- «Пушкинские места Санкт-Петербурга» (1 час). Чтение сказки А.С.Пушкина. Инсценировка фрагмента. Рассказ о поэте в Петербурге.
- Экскурсия: «Пушкинский Санкт-Петербург» с посещением музея-квартиры А.С.Пушкина (4 часа).
- «Пригороды – близкие соседи Санкт - Петербурга» (1 час). Изучение карты Ленинградской области. Работа с материалом, связанным с пригородами. Составление индивидуальных маршрутов. Защита маршрутов.
- Экскурсия в Петергоф (4 часа).
- Посещение Государственного музея истории религии. Экскурсия по теме: «Мифология и религия в античном мире» (4 часа)
- Посещение Государственного музея истории религии. Экскурсия по теме: «Возникновение и сущность христианства» (4 часа).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название курса и занятий | Общее кол-во часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных активных занятий | Форма | Дата проведения |
Курс 2. Экскурсионная деятельность «Я познаю мир» | 68 | 14 | 54 | |||
3 класс | 34 | 8 | 26 | |||
2.1 | Вводное занятие | 1 | 1 | беседа | 18.01 | |
2.2 | Музеи Санкт-Петербурга. | 1 | 1 | работа с альбомами музеев СПб, презентация | 25.01 | |
2.3 | Основные и подсобные занятия русских крестьян, традиции трудового воспитания детей. | 1 | 1 | чтение рассказов Л.Н.Толстого, конкурс рисунков. | 01.02 | |
2.4 | Посещение Этнографического музея. | 4 | 4 | экскурсия | 15.02 | |
2.5 | Экскурсия в музей декоративно-прикладного искусства СПб Государственной художественно-промышленной академии. | 4 | 4 | экскурсия | 22.02 | |
2.6 | Русский крестьянский дом, народный костюм, семейные обычаи и обряды, этикет. | 1 | 1 | мини-проект «Мастера-рукодельницы» (вышивка,плетение своими руками) | 01.03 | |
2.7 | Игрушка как часть народной культуры; центры «потешного промысла». Изготовление тряпичной куклы. | 1 | 1 | изготовление куклы своими руками | 15.03 | |
2.8 | Посещение Этнографического музея. Экскурсия по теме: «Русская народная игрушка» | 4 | 4 | экскурсия | 22.03 | |
2.9 | Мини-проект «Мой домашний питомец» | 1 | 1 | презентация домашнего питомца, конкурс фотографий, рисунков | 29.03 | |
2.10 | Посещение Зоологического музея. Экскурсия по теме: «Происхождение домашних животных» | 4 | 4 | экскурсия | 05.04 | |
2.11 | «Жизнь на планете» | 1 | 1 | Беседа, просмотр слайдов | 12.04 | |
2.12 | Посещение музея Арктики и Антарктики» | 4 | 4 | экскурсия | 19.04 | |
2.13 | Мойдодыр пришёл к нам в гости | 1 | 1 | просмотр м.фильма «Мойдодыр», беседа о гигиене | 26.04 | |
2.14 | Посещение музея воды | 4 | 4 | экскурсия | 10.05 | |
2.15 | «Пришла весна и все ей рады!» Праздник весны. | 2 | 2 | конкурс рисунков, кроссвордов, викторина по итогам посещений музеев | 17.05 | |
4 класс | 34 | 6 | 28 | |||
2.16 | Вводное занятие | 1 | 1 | беседа | 05.09 | |
2.17 | Игра по станциям «Мой любимый город» | 1 | 1 | игра | 19.09 | |
2.18 | «Загадочные названия на карте Санкт-Петербурга». | 1 | 1 | Составление карты города, конкурс рисунков. | 10.10 | |
2.19 | Обзорная экскурсия по городу с посещением Петропавловской крепости и домика Петра». | 4 | 4 | экскурсия | 21.11 | |
2.20 | Экскурсия в Кунсткамеру: «Музей, который придумал Пётр». | 4 | 4 | экскурсия | 19.12 | |
2.21 | «Вечная память героям непокорённого Ленинграда». | 1 | 1 | мини-проект «Книга памяти»-составление рукописной книги, встреча с блокадниками посёлка | 16.01 | |
2.22 | Экскурсия к мемориалу «Цветок жизни» с посещением аллеи Дружбы и знакомством с дневником Тани Савичевой». | 4 | 4 | экскурсия | 23.01 | |
2.23 | «Пушкинские места Санкт-Петербурга». | 1 | 1 | чтение сказки, инсценировка фрагмента, рассказ о жизни поэта в Петербурге | 06.02 | |
2.24 | Экскурсия: «Пушкинский Санкт-Петербург» с посещением музея-квартиры А.С.Пушкина. | 4 | 4 | экскурсия | 20.02 | |
2.25 | «Пригороды – близкие соседи Санкт - Петербурга». | 1 | 1 | работа с картой Ленинградской области, составление индивидуальных маршрутов, защита. | 13.03 | |
2.26 | Экскурсия в Петергоф. | 4 | 4 | экскурсия | 27.03 | |
2.27 | Посещение Государственного музея истории религии. Экскурсия по теме: «Мифология и религия в античном мире» | 4 | 4 | экскурсия | 17.04 | |
2.28 | Посещение Государственного музея истории религии. Экскурсия по теме: «Возникновение и сущность христианства». | 4 | 4 | экскурсия | 15.05 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – приказ Министерства образования и науки РФ от 06.2009 года № 373.
- «Методические рекомендации по аттестационной и аккредитационной оценке воспитательной деятельности ОУ, реализующих общеобразовательные программы различного уровня и напрвленности» - письмо МО РФ от 15.10.2003 года
- «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в ОУ» - письмо МО РФ от 02.04.2002 года.
- Воспитание на региональном материале. – Сборник материалов под редакцией Красношлыковой. – Кемерово: 2002. – 41.
- Волина В. В. Учимся играя. /Текст/ В. В.Волина. М.: «Просвещение», 1994, 120 с..
- Ермолин А. А. На службе у детства. Основы, создание и фунцционирование воспитательной системы «Новая цивилизация» [Текст] /А. А. Ермолин, А. С. Прутченков и др. – Москва: Народное образование, 2004. – 300 с.
- Колодницкий Г. А., В. С. Кузнецов, М. С. Маслов: «Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика (Серия "Работаем по новым стандартам") [Текст] / » М., «Просвещение» - 2011 г .
- Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей. [Текст] / : С. В. Петерина. – М.: «Просвещение», 1986, - 135 с..
- Попов А. А., Роскуровская И. Д. Возможности поколения и индивидуальные шансы [Текст] / А. А. Попов. – Москва, Томск, 2003
- Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: Психологические упражнения и коррекционные программы. Н. В. Самоукина. - М.: «Просвещение», 1993, - 110 с..
- Стрелкова Л. П. Уроки сказки. /Текст/: Л. П. Стрелкова. – М.: «Педагогика»,1990, - 128 с., ил.
- Солодова Г. Г., М. И. Губанова. Развитие и воспитание личности в общении [Текст] / Г. Г. Солодова, М. И. Губанова: учебное пособие. – Кемерово, 2005. – 92 с.
- Шемшурина А. И. Программа нравственно-этического воспитания в работе классного руководителя [Текст] /
- Шемшурина А. И. нравственное воспитание школьников (методические рекомендации) [Текст] / Шемшурина А. И. // Этическое воспитание. – 2005. - №1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Я познаю мир. Я сам" (направленность: общекультурное, духовно-нравственное развитие)
Об актуальности духовно-нравственного воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень ...
Программа внеурочной деятельности кружка "Познай себя"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» «Путешествие по родному краю» (ВНЕУРОЧНАЯ)
Развитие гармоничной личности подразумевает под собой не только каждодневное нахождение в кабинете, в стенах школы и дома с учебниками, но и получение знаний извне, что даёт возможность получать...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» «Путешествие по родному краю» (ВНЕУРОЧНАЯ)
Одним из видов внеурочной деятельности является экскурсионная работа. Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального госуд...
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Музейная и экскурсионная деятельность" в 3 классе
Внеурочная деятельность. Календарно-тематическое планирование по дополнительной образовательной деятельности "Музейная и экскурсионная деятельность" 3 класс....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я познаю мир"
Программа расчитана на 10 часов в неделю, предполагает вариативный подход в реализации материала. Ключевой формой обучения является проектная деятельность учащихся. Курс расчитан на учащихся второго к...
программа внеурочной деятельности ( Экскурсионная деятельность 2 класс)
Внеурочная экскурсионная деятельность "Москва Музейная" 2 класс...