внеурочной деятельности «Я познаю мир». Экскурсионная деятельность.
рабочая программа (3 класс) по теме

Ремжина Вера Яковлевна

Программа внеурочной деятельности младших школьников Государственного общеобразовательного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №438 «Я познаю мир. Экскурсионная деятельность» разработана на основе примерной основной программы с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса и направлена на освоение ФГОС второго поколения.

Данная программа сформирована с учетом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.

Цель программы-

 

Воспитание эстетического восприятия, расширение эмоционально - чувственной сферы учащихся, пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению историко- художественных путей развития Санкт-Петербурга, чувства сопричастности тому, что в нём происходит.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnaya_2014-15_remzhina.docx87.94 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №438

Приморского района Санкт-Петербурга

УТВЕРЖДЕНА

Директор школы:

______________ Л.А. Чеплевская

Приказ №_____ от «__» августа 2014г

СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора по УВР

_________________ Л.В. Никитина

«__» августа 2014г.

РЕКОМЕНДОВАНА к использованию

Методическим Советом школы

Протокол от «__» августа 2014г. № _

РАССМОТРЕНА

на МО учителей

начальных классов

Протокол от «__» августа 2014г. № __

Председатель МО __________ /О.В.Медведева/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Я познаю мир.» Экскурсионная деятельность.

Уровень: базовый

Ступень образования: начальное образование 

Класс: 3-4

Срок реализации программы: 2 года

Составитель:

Ремжина В.Я., учитель начальных классов.

\

Санкт-Петербург

2014 г.

Оглавление

Пояснительная записка        

Цель программы        

Ожидаемые результаты реализации программы        

Программа внеурочной деятельности обучающихся начального общего образования (1 класс)        

Общеинтеллектуальное направление        

Тематическое планирование        

Содержание занятий        

Календарно-тематическое планирование        

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        


Пояснительная записка

 

Программа внеурочной деятельности младших школьников Государственного общеобразовательного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №438 «Я познаю мир. Экскурсионная деятельность» разработана на основе примерной основной программы с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса и направлена на освоение ФГОС второго поколения.

Данная программа сформирована с учетом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.

Цель программы-

Воспитание эстетического восприятия, расширение эмоционально - чувственной сферы учащихся, пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению историко- художественных путей развития Санкт-Петербурга, чувства сопричастности тому, что в нём происходит.

Содержание программы предполагает решение следующих задач:

Образовательные:

  • знакомство с историей создания "северной столицы" и её художественного наследия, воспитание патриотизма и любви к родному краю;
  • формирование у детей устойчивого желания продолжить знакомство с предложенными темами самостоятельно;
  • обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
  • выделение ключевых понятий, поиск нужных фактов и ответов на вопросы, поставленные учителем
  • обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;

     

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к своей Родине.
  • Воспитывать культуру общения.

Развивающие:

  • Начать формирование потребности в саморазвитии и самореализации.
  • Развивать деловые качества школьников: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.

В курсе включены темы, дающие младшим школьникам начальные представления об основании Санкт- Петербурга, развившегося на островах в дельте реки Невы по воле Петра I; о его наиболее ярких, запоминающихся архитектурных памятниках и их создателях; о государственных символах; о музеях. Об истории, культуре и развитии  Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Основная часть программы включает вопросы, которые будут рассматриваться на уроках. Задания имеют разную степень трудности.

Вариативная часть предполагает свободу творчества учителя и учащихся. Это могут быть итоговые занятия, позволяющие закрепить пройденный материал, экскурсии, конкурсы фотографий, рисунков и многое другое.

Формы организации.

. В процессе изучения по данной программе широко используются такие формы как:

  • беседы, практические занятия
  • экскурсии
  • опыты, наблюдения
  • исследовательская деятельность
  • презентации, конкурсы
  • самостоятельная работа (индивидуальная, в паре,  групповая);

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

При отборе и построении программы используются такие средства обучения как:

  • наглядные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
  • печатные (книги для чтения, хрестоматии, раздаточный материал, справочники и т.д.);
  • аудиовизуальные (слайды, видеофильмы, фильмы на цифровых носителях  и т.п.);
  • электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
  • информационно-коммуникативные технологии.

Рабочая программа «Я познаю мир. Экскурсионная деятельность.» предусматривает использование ИКТ для обеспечения высокого качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личностного развития ребенка.

Применение ИКТ позволяет решать следующие задачи:

  • построение наглядного и красочного урока в сочетании с большей информативностью и интерактивностью;
  • приближение материала урока к мировосприятию ребенка, который лучше воспринимает видео и аудиоинформацию;
  • возможность применять личностно-ориентированный подход к процессу обучения;
  • возможность дифференциации работы с различными категориями обучающихся;
  • активизация познавательной деятельности;
  • поддержка устойчивого интереса к обучению;
  • формирование информационной грамотности и компетенции у обучающихся;
  • развитие навыков, необходимых для дальнейшей групповой, исследовательской и проектной деятельности;
  • создание ситуации успеха.

Применение ИКТ  на занятиях позволяет проводить уроки различных типов:

  • демонстрационные уроки, на которых используются готовые материалы из открытых коллекций ЦОР и ЭОР или материалы созданные учителем самостоятельно. Таким образом, становится возможной демонстрация большого количества фото, видео и аудио информации;
  • уроки с компьютерным тестированием, на которых становится возможным в короткое время объективно оценить большое количество обучающихся, укрепляется обратная связь в системе «учитель-ученик».
  • уроки тренинга или моделирования, на которых у ребят появляется возможность проявить свои индивидуальные способности, ЗУН, склонности и интересы в предметной области.

При разработке уроков с использованием ИКТ учитываются возрастные особенности учащихся. Занятия включают в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий, а так же строгое дозирование времени работы с техническими средствами в соответствии с нормами СанПиН-2.4.2.2821-10.


           

Начальная школа – особый этап в жизни ребенка, связанный:

•  с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

•  с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

•  с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

•  с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности.

Внеурочная деятельность является взаимодополняющим компонентом базового образования и объединяет все виды деятельности школьников, направленных на формирование нравственных ориентиров, этнокультурной компетенции, социализации личности.

Цель программы

Создание комфортной воспитательной среды, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для всестороннего развития личности ребенка на основе общечеловеческих нравственных ценностей.

Внеурочная деятельность направлена на решение следующих задач:

•  создать условия для полного удовлетворения потребностей и интересов обучающихся, укрепления их здоровья;

•  формировать коммуникативную, социальную компетентность школьников;

•  формировать у детей социокультурную идентичность;

•  развивать личностные качества на основе общечеловеческих нравственных ценностей: гуманизма, любви, толерантности;

•  развивать творческое мышление, необходимое для практической деятельности в окружающем мире.

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения данная программа внеурочной деятельности реализует общеинтеллектуальное направление развития личности.

В программе предусмотрены следующие виды внеурочной деятельности:

  • проектная деятельность
  • проблемно-ценностное общение
  • логико-развивающая деятельность
  • краеведческо-патриотическая деятельность
  • экскурсионная деятельность

Внеурочная деятельность позволяет педагогу выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы. Помочь им их реализовать. Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.

Внеурочная деятельность строится на принципах:

Принцип гуманизации и гуманитаризации способствует правильной ориентации обучающихся в системе ценностей и содействует включению обучающихся в диалог разных культур.

Принцип внешней и внутренней дифференциации – выявление и развитие у школьников склонностей и способностей к работе в различных направлениях творческой деятельности, предоставление возможности обучающимся выбора ряда дисциплин или возможности работать на разных уровнях глубины освоения каждого конкретного предмета Планируемые результаты

В результате обучения по данной программе, в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, у младших школьников будут сформированы:

Личностные

Обучающиеся научатся и приобретут:

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
  • эстетические и ценностно-смысловые ориентации, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.

Обучающиеся получат возможности для формирования:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности личности в поступках и деятельности;
  • основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;
  • эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев.

Метапредметные

Обучающиеся научатся:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
  • проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;

Обучающиеся получат возможность:

  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • повысить творческую активность и самостоятельность;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии.

Обучающиеся получат возможность:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающиеся получат возможность:

  • владеть монологической и диалогической формами речи;
  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные

В ходе реализации программы у учащихся сформируется:

  • расширение знаний о городе в работе с дополнительными источниками информации, в посещении музеев, театров, библиотек, учебных прогулках/экскурсиях, в исследовательской деятельности, в интервьюировании, в проведении социологических опросов;
  • Приобщение к культурному наследию города других горожан, одноклассников, родителей;
  • Интерес к знакомым городским названиям, праздникам, объектам (знакам, символам), желания «делать открытия» в привычной городской среде;
  • Понимание уникальности, неповторимости Санкт-Петербурга – северного, одновременно морского и речного города;

  • Уважение к согражданам (блокадникам), знаменитым петербуржцам.

Учащиеся научатся:

  • Находить информацию о городе, памятниках наследия, петербургских традициях, а также о различных учреждениях, необходимых для удовлетворения жизненных потребностей горожан, для самореализации (поликлиниках, магазинах, центрах развлечений, железнодорожных вокзалах, кассах, учебных заведениях, службе психологической поддержки, музеях, библиотеках, театрах, концертных залах и выставках, учебных заведениях и бирже труда) в справочниках, научно-популярной литературе, интернете, на карте, в периодической печати;
  • Работать с картой, проводить ассоциации, обобщать, ориентироваться по карте-схеме Петербурга;
  • Решать бытовые проблемы (вызов врача, водопроводчика, сантехника, распределение семейного бюджета, организация досуга в выходной день и т.д.);
  • Извлекать информацию из городской среды, памятника наследия, музейной экспозиции при непосредственном общении с ними, а также из семейных архивов, из общения с родственниками, знакомыми и незнакомыми петербуржцами;
  • Ориентироваться по карте города и в городском пространстве;
  • Объяснять понятия «мой город», «мой край», «Малая Родина», «культура», «городская среда», «город – феномен культуры», «облик города», «образ города» и использовать эти понятия.

Принцип свободы выбора – предоставление учащимся возможности самостоятельного выбора форм и видов внеурочной деятельности, формирование чувства ответственности за его результаты.

Возможность свободного самоопределения и самореализации;

Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка

Принцип единства – единство обучения, воспитания, развития.

Принцип экологизации – развитие у ребенка чувства ответственности за окружающий мир.

Практико-деятельностная основа образовательного процесса.

 

Данная программа реализует отдельный курс, предлагающий детям более детально ознакомиться с природой родного посёлка, стать более бережливыми, внимательными по отношению к ней.


Место курса в общей системе внеурочной деятельности ОУ:

Направления

Название модуля или программы

Количество часов

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1

Спортивно-оздоровительное

«Мир игр»

66

68

34

34

2

Общеинтеллектуальное

 «Мир вокруг меня» (проектная деятельность)

99

-

-

-

«Информатика в играх» (проектная деятельность)

33

34

34

34

3

Общекультурное

«Книжкино царство»

33

102

34

34

«Я познаю мир» (экскурсионная деятельность)

-

-

170

170

4

Социально-экологическое

«Биоэтика» (проектная деятельность)

33

68

-

-

5

Духовно-нравственное

«Бабушкин сундучок» (музейная деятельность)

33

34

34

34

«Я живу в России»

33

34

34

34

Предельно допустимая нагрузка за учебный год

330

340

340

340

Всего в год

1010

Занятия проводятся в форме экскурсий, соревнований, конференций, поисковых, практических исследований и т. д. Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами.

Педагогам, работающим вместе с детьми по настоящей программе, предоставляется возможность планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня. Реализуя предлагаемое программой содержание занятий с детьми, подбирая соответствующие этому содержанию формы, педагог может постепенно переходить от простых результатов к более сложным.

Программа ориентирована на школьников младшего возраста и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов и параллелей.

Ресурсная база школы даст возможность осуществить с учетом возрастных особенностей учащихся:

 

Ожидаемые результаты реализации программы

 

•  Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний  о принятых в обществе нормах поведения и общения; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

В основе воспитания развитие личности обучающегося, признание его индивидуального своеобразия, его право проявлять свое «Я» на том уровне, которого он достиг в своей жизни.

Исходя из этого, приоритетными становятся технологии, ориентированные на индивидуальное развитие личности каждого ребенка:

- дифференциация по интересам;

- проектная деятельность

- игровые технологии;

- здоровьесберегающие технологии;

- информационные и коммуникативные технологии.

Воспитательным результатом, участия ребенка во внеурочной деятельности должны стать духовно-нравственные приобретения, которые помогут ему адаптироваться в основной школе и раскрыть свои личные творческие способности.

Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:

  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • любящий свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.


Программа внеурочной деятельности обучающихся начального общего образования

Общеинтеллектуальное направление

Тематическое планирование 

№ п/п

Название курса и занятий

Общее кол-во часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных активных занятий

Курс 2. Экскурсионная деятельность  «Я познаю мир»

68

14

54

3 класс

34

8

26

2.1

Вводное занятие

1

1

2.2

Музеи Санкт-Петербурга.

1

1

2.3

Основные и подсобные занятия русских крестьян, традиции трудового воспитания детей.

1

1

2.4

Посещение Этнографического музея.

4

4

2.5

Экскурсия в музей декоративно-прикладного искусства СПб Государственной художественно-промышленной академии.

4

4

2.6

Русский крестьянский дом, народный костюм, семейные обычаи и обряды, этикет.

1

1

2.7

Игрушка как часть народной культуры; центры «потешного промысла». Изготовление тряпичной куклы.

1

1

2.8

Посещение Этнографического музея. Экскурсия по теме: «Русская народная игрушка»

4

4

2.9

Мини-проект «Мой домашний питомец»

1

1

2.10

Посещение Зоологического музея. Экскурсия по теме: «Происхождение домашних животных»

4

4

2.11

 «Жизнь на планете»

1

1

2.12

Посещение музея Арктики и Антарктики»

4

4

2.13

Мойдодыр пришёл к нам в гости

1

1

2.14

Посещение музея воды

4

4

2.15

 «Пришла весна и все ей рады!» Праздник весны.

2

2

4 класс

34

6

28

2.16

Вводное занятие

1

1

2.17

Игра по станциям «Мой любимый город»

1

1

2.18

 «Загадочные названия на карте Санкт-Петербурга».

1

1

2.19

Обзорная экскурсия по городу с посещением Петропавловской крепости и домика Петра».

4

4

2.20

Экскурсия в Кунсткамеру: «Музей, который придумал Пётр».

4

4

2.21

«Вечная память героям непокорённого Ленинграда».

1

1

2.22

Экскурсия к мемориалу «Цветок жизни» с посещением аллеи Дружбы и знакомством с дневником Тани Савичевой».

4

4

2.23

«Пушкинские места Санкт-Петербурга».

1

1

2.24

Экскурсия: «Пушкинский Санкт-Петербург» с посещением музея-квартиры А.С.Пушкина.

4

4

2.25

 «Пригороды – близкие соседи Санкт - Петербурга».

1

1

2.26

Экскурсия в Петергоф.

4

4

2.27

Посещение Государственного музея истории религии. Экскурсия по теме: «Мифология и религия в античном мире»

4

4

2.28

Посещение Государственного музея истории религии. Экскурсия по теме: «Возникновение и сущность христианства».

4

4

Курс 2. «Экскурсионная деятельность. «Я познаю мир»» (340 часов)

  1. класс (170 часов)
  1. Вводное занятие (1 час).
  2. Музеи Санкт-Петербурга (1 час). Работа с альбомами музеев Санкт-Петербурга. Презентация понравившегося музея.
  3. Основные и подсобные занятия русских крестьян, традиции трудового воспитания детей (1 час). Чтение рассказов Л.Н.Толстого. Русские былины. Конкурс рисунков – быт русского крестьянина.
  4. Посещение Этнографического музея (4 часа).
  5. Экскурсия в музей декоративно-прикладного искусства СПб Государственной художественно-промышленной академии (4 часа).
  6. Русский крестьянский дом, народный костюм, семейные обычаи и обряды, этикет. Вышивка, ткачество. Мини-проект «Мастера рукодельники» (коврик или вышивка своими руками) (1 час).
  7. Игрушка как часть народной культуры; центры «потешного промысла». Изготовление тряпичной куклы  (1 час) Особенности русской самодельной игрушки. Изготовление куклы своими руками.
  8. Посещение Этнографического музея. Экскурсия по теме: «Русская народная игрушка» (4 часа)
  9. Мини-проект «Мой домашний питомец» (1 час). Игрушка для питомца своими руками. Презентация домашнего питомца. Конкурс фотографий, рисунков.
  10. Посещение Зоологического музея. Экскурсия по теме: «Происхождение домашних животных» (4 часа)
  11.  «Жизнь на планете» (1 час)
  12. Посещение музея Арктики и Антарктики» (4 часа)
  13. Мойдодыр пришёл к нам в гости (1 час) Важность гигиены. Просмотр мультфильма «Мойдодыр», беседа о гигиене. Необходимость влажной уборки помещения. Уход за комнатными растениями.
  14. Посещение музея воды (4 часа)
  15.  «Пришла весна и все ей рады!» Праздник весны (2 часа). Конкурс рисунков, кроссвордов. Викторина по итогам посещений музеев и проведённых занятий. Конкурс домашней выпечки на тему «Весна». Чаепитие.

4 класс (34часа)

  1. Вводное занятие (1 час)
  2. Игра по станциям «Мой любимый город» (1 час) Станции: музеи, театры, улицы, мосты, история.
  3. «Загадочные названия на карте Санкт-Петербурга» (1 час). Составление карты города, Конкурс рисунков.
  4. Обзорная экскурсия по городу с посещением Петропавловской крепости и домика Петра» (4 часа).
  5. Экскурсия в Кунсткамеру: «Музей, который придумал Пётр» (4 часа).
  6. «Вечная память героям непокорённого Ленинграда» (1 час). Мини-проект «Книга памяти» - составление рукописной книги из рисунков, рассказах о подвигах жителей блокадного Ленинграда.
  7. Экскурсия к мемориалу «Цветок жизни» с посещением аллеи Дружбы и знакомством с дневником Тани Савичевой» (4 часа).
  8. «Пушкинские места Санкт-Петербурга» (1 час). Чтение сказки А.С.Пушкина. Инсценировка фрагмента. Рассказ о поэте в Петербурге.
  9. Экскурсия: «Пушкинский Санкт-Петербург» с посещением музея-квартиры А.С.Пушкина (4 часа).
  10.  «Пригороды – близкие соседи Санкт - Петербурга» (1 час). Изучение карты Ленинградской области. Работа с материалом, связанным с пригородами. Составление индивидуальных маршрутов. Защита маршрутов.
  11. Экскурсия в Петергоф (4 часа).
  12. Посещение Государственного музея истории религии. Экскурсия по теме: «Мифология и религия в античном мире» (4 часа)
  13. Посещение Государственного музея истории религии. Экскурсия по теме: «Возникновение и сущность христианства» (4 часа).


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Название курса и занятий

Общее кол-во часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных активных занятий

Форма

Дата проведения

Курс 2. Экскурсионная деятельность  «Я познаю мир»

68

14

54

3 класс

34

8

26

2.1

Вводное занятие

1

1

беседа

18.01

2.2

Музеи Санкт-Петербурга.

1

1

работа с альбомами музеев  СПб, презентация

25.01

2.3

Основные и подсобные занятия русских крестьян, традиции трудового воспитания детей.

1

1

чтение рассказов Л.Н.Толстого, конкурс рисунков.

01.02

2.4

Посещение Этнографического музея.

4

4

экскурсия

15.02

2.5

Экскурсия в музей декоративно-прикладного искусства СПб Государственной художественно-промышленной академии.

4

4

экскурсия

22.02

2.6

Русский крестьянский дом, народный костюм, семейные обычаи и обряды, этикет.

1

1

мини-проект «Мастера-рукодельницы»

(вышивка,плетение своими руками)

01.03

2.7

Игрушка как часть народной культуры; центры «потешного промысла». Изготовление тряпичной куклы.

1

1

изготовление куклы своими руками

15.03

2.8

Посещение Этнографического музея. Экскурсия по теме: «Русская народная игрушка»

4

4

экскурсия

22.03

2.9

Мини-проект «Мой домашний питомец»

1

1

презентация домашнего питомца, конкурс  фотографий,  рисунков

29.03

2.10

Посещение Зоологического музея. Экскурсия по теме: «Происхождение домашних животных»

4

4

экскурсия

05.04

2.11

«Жизнь на планете»

1

1

Беседа, просмотр слайдов

12.04

2.12

Посещение музея Арктики и Антарктики»

4

4

экскурсия

19.04

2.13

Мойдодыр пришёл к нам в гости

1

1

просмотр м.фильма «Мойдодыр», беседа о гигиене

26.04

2.14

Посещение музея воды

4

4

экскурсия

10.05

2.15

«Пришла весна и все ей рады!» Праздник весны.

2

2

конкурс рисунков, кроссвордов, викторина по итогам посещений музеев

17.05

4 класс

34

6

28

2.16

Вводное занятие

1

1

беседа

05.09

2.17

Игра по станциям «Мой любимый город»

1

1

игра

19.09

2.18

«Загадочные названия на карте Санкт-Петербурга».

1

1

Составление карты города, конкурс рисунков.

10.10

2.19

Обзорная экскурсия по городу с посещением Петропавловской крепости и домика Петра».

4

4

экскурсия

21.11

2.20

Экскурсия в Кунсткамеру: «Музей, который придумал Пётр».

4

4

экскурсия

19.12

2.21

«Вечная память героям непокорённого Ленинграда».

1

1

мини-проект «Книга памяти»-составление рукописной книги, встреча с блокадниками посёлка

16.01

2.22

Экскурсия к мемориалу «Цветок жизни» с посещением аллеи Дружбы и знакомством с дневником Тани Савичевой».

4

4

экскурсия

23.01

2.23

«Пушкинские места Санкт-Петербурга».

1

1

чтение сказки, инсценировка фрагмента, рассказ о жизни поэта в Петербурге

06.02

2.24

Экскурсия: «Пушкинский Санкт-Петербург» с посещением музея-квартиры А.С.Пушкина.

4

4

экскурсия

20.02

2.25

«Пригороды – близкие соседи Санкт - Петербурга».

1

1

работа с картой Ленинградской области, составление индивидуальных маршрутов, защита.

13.03

2.26

Экскурсия в Петергоф.

4

4

экскурсия

27.03

2.27

Посещение Государственного музея истории религии. Экскурсия по теме: «Мифология и религия в античном мире»

4

4

экскурсия

17.04

2.28

Посещение Государственного музея истории религии. Экскурсия по теме: «Возникновение и сущность христианства».

4

4

экскурсия

15.05


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – приказ Министерства образования и науки РФ от 06.2009 года № 373.
  2. «Методические рекомендации по аттестационной и аккредитационной оценке воспитательной деятельности ОУ, реализующих общеобразовательные программы различного уровня и напрвленности» - письмо МО РФ от 15.10.2003 года
  3. «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в ОУ» - письмо МО РФ от 02.04.2002 года.
  4. Воспитание на региональном материале. – Сборник материалов под редакцией Красношлыковой. – Кемерово: 2002. – 41.
  5. Волина В. В. Учимся играя. /Текст/ В. В.Волина. М.: «Просвещение», 1994, 120 с..
  6. Ермолин А. А. На службе у детства. Основы, создание и фунцционирование воспитательной системы «Новая цивилизация» [Текст] /А. А. Ермолин, А. С. Прутченков и др. – Москва: Народное образование, 2004. – 300 с.
  7. Колодницкий Г. А., В. С. Кузнецов, М. С. Маслов: «Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика (Серия "Работаем по новым стандартам") [Текст] / » М., «Просвещение» - 2011 г .
  8. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей. [Текст] / : С. В. Петерина. – М.: «Просвещение», 1986, - 135 с..
  9. Попов А. А., Роскуровская И. Д. Возможности поколения и индивидуальные шансы [Текст] / А. А. Попов. – Москва, Томск, 2003
  10. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: Психологические упражнения и коррекционные программы. Н. В. Самоукина. - М.: «Просвещение», 1993, - 110 с..
  11. Стрелкова Л. П. Уроки сказки. /Текст/: Л. П. Стрелкова. – М.: «Педагогика»,1990, - 128 с., ил.
  12. Солодова Г. Г., М. И. Губанова. Развитие и воспитание личности в общении [Текст] / Г. Г. Солодова, М. И. Губанова: учебное пособие. – Кемерово, 2005. – 92 с.
  13. Шемшурина А. И. Программа нравственно-этического воспитания в работе классного руководителя [Текст] /
  14. Шемшурина А. И. нравственное воспитание школьников (методические рекомендации) [Текст] / Шемшурина А. И. // Этическое воспитание. – 2005. - №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Я познаю мир. Я сам" (направленность: общекультурное, духовно-нравственное развитие)

    Об актуальности духовно-нравственного воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень ...

Программа внеурочной деятельности кружка "Познай себя"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности для 3 класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» «Путешествие по родному краю» (ВНЕУРОЧНАЯ)

Развитие гармоничной личности подразумевает под собой не только  каждодневное нахождение в кабинете, в стенах школы и дома с учебниками, но и получение знаний извне, что даёт возможность получать...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» «Путешествие по родному краю» (ВНЕУРОЧНАЯ)

Одним из видов внеурочной деятельности является экскурсионная работа.         Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального госуд...

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Музейная и экскурсионная деятельность" в 3 классе

Внеурочная деятельность. Календарно-тематическое планирование по дополнительной образовательной деятельности "Музейная и экскурсионная деятельность" 3 класс....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я познаю мир"

Программа расчитана на 10 часов в неделю, предполагает вариативный подход в реализации материала. Ключевой формой обучения является проектная деятельность учащихся. Курс расчитан на учащихся второго к...

программа внеурочной деятельности ( Экскурсионная деятельность 2 класс)

Внеурочная экскурсионная деятельность "Москва Музейная" 2 класс...