Проектно-экскурсионная деятельность в 1 классе
статья (1 класс) по теме
Программа проектно-экскурсионной деятельности содержит пояснительную записку, планируемые результаты, методические рекомендации и развёрнутое планирование с темами, видами занятий, деятельностью учащихся, УУД и ожадаемыми результатами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПЭД 1 кл. | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ПРОЕКТНО-ЭКСКУРСИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2100 года ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования».
Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является идея компетентностно-ориентированного образования.
Метод проектов является базовой образовательной технологий, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что «проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора».
С целью обучения учеников начальных классов такому виду деятельности, как работа над проектами, разработана программа занятий «Проектно-экскурсионная деятельность».
Цель программы: формирование ключевых компетентностей: коммуникативной, информационной, решения проблем.
Задачи:
- формировать навыки сотрудничества;
- формировать навыки устной презентации;
- обучить способам сбора и первичной обработки информации;
- формировать умение составлять письменный отчёт о работе над проектом;
- формировать умение планировать свою работу над проектом;
- формировать умение давать оценку готовому продукту, своей работе над проектом.
Программа занятий состоит из трёх разделов:
I. Интерактивные игры на формирование навыков сотрудничества.
II. Основы проектной деятельности.
III. Работа над проектом.
В первом разделе предлагается использовать интерактивные игры на формирование навыков сотрудничества из сборника Клауса Фопеля «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения – практическое пособие для педагогов и школьных психологов». Данные игры предлагается проводить с учениками 1 класса с целью подготовки к работе в команде.
Во втором разделе ученики знакомятся с правилами работы в команде, со способами первичной обработки информации, с правилами публичного выступления. Ученики учатся работать с информацией, задавать вопросы, направляющие проект.
В третьем разделе ученики закрепляют полученные знания при работе над групповыми и индивидуальными проектами. В программу занятий включены часы для работу над проектами по темам из предметных курсов по выбору учителя.
Программа занятий для учащихся 1 классов рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) в 1 классе.
Планируемые результаты:
- Уровень сформированности коммуникативной компетентности
Письменная коммуникация | Ученик изложил вопрос с соблюдением норм оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом. |
Устная презентация | Ученик выстроил свою речь в соответствии с нормами русского языка, обращаясь к плану, составленному с помощью учителя или самостоятельно. |
Ученик привёл дополнительную информацию в ответ на уточняющий вопрос. | |
Продуктивная коммуникация (работа в группе) | Ученики в основном самостоятельно следовали процедуре обсуждения, установленной учителем. |
Ученик высказывал идеи, подготовленные заранее. |
- Уровень сформированности информационной компетентности
Поиск информации | Ученик задал вопросы, указывающие на отсутствие конкретной информации, во время обсуждения с руководителем общего плана деятельности в рамках проекта. |
Ученик зафиксировал исчерпывающую информацию из указанного учителем источника. | |
Обработка информации | Ученик изложил те фрагменты полученной информации, которые оказались новыми для него, или задал вопросы на понимание. |
Ученик привёл пример, подтверждающий вывод, заимствованный из источника информации. |
- Уровень сформированности компетентности решения проблем
Постановка проблемы | Ученик объяснил причины, по которым он приступил к решению проблемы, сформулированной учителем. |
Целеполагание и планирование | Ученик с помощью учителя сформулировал задачи, соответствующие цели проекта. |
После завершения проекта ученик описал последовательность и взаимосвязь предпринятых действий. | |
На этапе планирования ученик описал продукт, который предполагал получить. | |
Оценка результата | Ученик привёл аргумент, подтверждающий справедливость высказанного оценочного отношения. |
Ученик назвал трудности, с которыми он столкнулся при работе над проектом. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Под методом проектов понимают технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.
В основу метода проектов была положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакомая и значимая для ученика, ее решение должно быть важно для учащегося. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.
Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Но на всех этапах педагог выступает как помощник, фасилитатор. Педагог не передает знания, а направляет деятельность школьника, то есть:
- - Консультирует. То есть провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т.п.
- Мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.
- Фасилитирует. Учитель не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки действий учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду (например, организация групповой дискуссии, постановка вопросов, ответы на которые ученику заведомо неизвестны, постановка вопросов, ответы на которые прозвучат абсурдно, раскрывая противоречия в решениях и способах деятельности, принятых учащимися, контекстный пересказ ситуаций, помещение в пространство классной комнаты предметов, порождающих определенные ассоциации и т.д.).
- Наблюдает. Следует особо отметить, что при использовании метода проектов помимо оценки продукта проектной деятельности необходимо отслеживать такой результат, как психолого-педагогический эффект – формирование личностных качеств, рефлексии, самооценки, умения делать осознанный выбор и осмысливать его последствия.
Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов
работы. Но на всех этапах он:
- Выбирает (принимает решения). Выбор должен закрепиться в сознании
ученика как процесс принятия на себя ответственности.
- Выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идет не только о
ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми (библиотекарь, дворник и т.п.) и сверстниками с новых позиций. В отношении взрослых происходит переход с позиций социальной инфантильности (он – ответственный опекун, я – безответственный потребитель) на позиции сотрудничества (он – профессионал, выполняющий свою работу, принимающий решения; я – человек, делающий конкретное дело и несущий за него ответственность).
- Оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся
оценивает «чужой» продукт – информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т.п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности.
В начальной школе предложения по шагам, которые следует выполнить в ходе проекта, могут исходить от учителя. При организации проектной деятельности младших школьников характерна ведущая роль учителя на аналитическом этапе, а некоторые из перечисленных выше действий оказываются пропущены.
Любой проект должен заканчиваться созданием продукта, который обязательно должен планироваться. Младшие школьники описывают продукт, называют его характеристики, которые кажутся им важными для использования продукта по назначению. Младшие школьники способны высказывать оценочное отношение к полученному продукту, приводить аргументы, подтверждающие справедливость их высказывания. При обсуждении с учащимися итогов работы над проектом следует не забывать о том, что ученики начальной школы в основном высказывают свои впечатления и называют трудности, с которыми столкнулись.
В начальной школе проектная деятельность является альтернативой ведущей в данном возрасте игровой деятельности. Организация проектной деятельности позволяет, таким образом, создать ситуацию, в которой дети учатся делать выбор и нести ответственность (в частности, доводить до конца – до получения продукта – начатое дело), а также осмыслять этапы своей деятельности. В этом возрасте организация проектной деятельности тесно связана с различными аспектами социализации учащихся: преодоление свойственного возрасту эгоцентризма, освоение социально приемлемых форм поведения, сотрудничества как модели отношений. В сфере выстраивания отношений со взрослым важно появление нового типа отношений – с руководителем проекта как с равноправным партнером. Поэтому на этой ступени особую роль играют групповые проекты. Индивидуальные проекты также могут быть собраны под эгидой общей темы или формы презентации продукта (например, книга, выставка, викторина, панно и т.п.).
Темы проектов учащихся этого возраста оказываются достаточно тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем.
Этапы работы над проектом:
1. Поисковый
- Определение тематического поля и темы проекта.
- Поиск и анализ проблемы.
- Постановка цели проекта.
2. Аналитический
- Анализ имеющейся информации.
- Сбор и изучение информации.
- Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности.
- Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ.
- Анализ ресурсов
3. Практический
- Выполнение запланированных технологических операций.
- Текущий контроль качества.
- Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.
4. Презентационный
- - Подготовка презентационных материалов.
- - Презентация проекта.
- Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация).
5. Контрольный
- Анализ результатов выполнения проекта.
- Оценка качества выполнения проекта.
- Перечень возможных форм продуктов:
- WEB-сайт
- видеофильм
- выставка
- газета, журнал
- игра
- постановка
- праздник
- коллекция
- мультимедийный продукт
- справочник
- Перечень возможных форм презентаций:
- демонстрация готового продукта
- выставка
- реклама
- спектакль
Планирование проектно-экскурсионной деятельности 1класс:
№ п/п | Тема занятия | Элементы, виды занятия | Деятельность учащихся | УУД | Ожидаемый результат |
1 | Я-ученик. | Экскурсия по школе, заполнение дневника, создание проекта «Памятка школьника» | Познакомиться с правилами поведения в школе, составлять в группах правила для памятки. | Личностные результаты: -оценивать жизненные ситуации(поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить к плохие или хорошие; -объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как плохие или хорошие; -самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения; -в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. |
2 | Давайте познакомимся! | Небольшой рассказ учеников о себе, подготовка проекта «Паспорт класса». | Составить устный и письменный рассказ о себе. | Слушать и понимать речь других. | |
3 | Осень. Экскурсия в парк. | Наблюдения за изменениями в природе, экскурсия. | Наблюдать за изменениями, характеризовать особенности, делать выводы, обсуждать в группах, составлять рассказ об экскурсии. | Перерабатывать информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса. | |
4 | Поэтическая тетрадь. | Конкурс чтецов стихотворений об осени, проект «Поэтическая тетрадь». | Учиться выразительно читать стихотворения, оформить его для проекта. | Выразительно читать стихотворения. | |
5 | Государственные символы. | Рассказ учителя, презентация. | Объяснять значение государственных символов. | Узнавать и объяснять значение государственных символов России. | |
6 | Знакомство с районной библиотекой. | Экскурсия в библиотеку, знакомство с абонементом, читальным залом, ПП. | Обсудить материал экскурсии в группе, составить рассказ о библиотеке. | Оформлять свою мысль в устной речи. | |
7 | Поход в театр «Аквариум». | Посещение театра,повторение ПП, создание проекта «Рисунок сказки». | Участвовать в диалоге, высказывать своё отношение к спектаклю, к героям. | Доносить свою позицию до других. | |
8 | Ты один дома. | Презентация, рассказ учителя, создание проекта «Будь осторожен». | Объяснять правила обращения с газом, электричеством, водой. Искать правильный выход из опасной ситуации, создать плакаты. | В предложенных ситуациях делать выбор поступка. | |
9 | День матери. | Концерт-подарок мамам, проект «Мама всего дороже». | Инсценировать произведения, читать выразительно стихотворения, подбирать материал по теме выставки, оформлять его. | Понимать важность и значимость праздника, уметь поздравлять, говорить тёплые слова. | |
10 | Весёлые числа. | Разгадывание ребусов, шарад о числах, знакомство с правилами их составления, создание проекта «Весёлые числа». | Составлять свои ребусы о числах, оформить работы для проекта. | Преобразовывать информацию из одной формы в другую. | |
11 | Жили-были книжки. | Рассказ учителя об истории возникновения и создания книг, презентация, создание проекта «Моя первая книга». | Учиться сочинять сказку, оформлять работу, анализировать свой результат. | Научить сочинять сказку. | |
12 | Зима. Жизнь животных и растений. | Экскурсия в парк, викторина о животных. | Устанавливать связь особенностей жизни растений и животных и времени года, проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии. | Наблюдать и делать самостоятельные выводы. | |
13 | Волшебный праздник. | Праздник с играми, выполнение новогодней игрушки, проект «Волшебный праздник». | Познакомиться с историей праздника, с традициями других стран, учиться складывать и вырезать из бумаги. | Расширить кругозор об истории праздника. | |
14 | Не болей! | Беседа медсестры о профилактике ОРВИ и гриппа. | Учиться быть внимательным к своему здоровью,применять полученные знания в жизни. | Слушать и понимать других. | |
15 | Поход в театр «Аквариум» | Посещение театра, проект «Выставка героев». | Участвовать в обсуждении характеров и поступков героев, нарисовать понравившегося героя. | Регулятивные УУД: -определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; -проговаривать последовательность действий; -учиться высказывать своё предположение -учиться работать о предложенному учителю плану; -учиться отличать верно выполненное задание от неверного; -учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности; Познавательные УУД: -ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; -добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книги, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; -перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы; -преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные УУД: -донести свою позицию до других:оформлять свою мысль в устной и письменной речи; -слушать и понимать речь других; -совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им; -учиться выполнять различные роли в группе ( лидера, исполнителя, критика). | Высказывать свою мысль, мнение в беседе. |
16 | Поэтическая тетрадь. | Конкурс чтецов стихотворений о зиме, продолжение проекта «Поэтическая тетрадь». | Задумываться над своим выступлением и оценивать другие. | Учиться выразительно читать стихотворения. | |
17 | Учимся быть пешеходами. | Викторина по ПДД, обсуждение опасных ситуаций, проект «Дорожные знаки». | Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр, делать дорожные знаки из пластилина на диске. | Знать ПДД. | |
18 | Безопасный путь от дома к школе. | Экскурсия. Проект «Макет района». | Познакомиться с соблюдением правил безопасности по дороге домой во время экскурсии. | Пользоваться безопасной дорогой от дома к школе. | |
19 | Ты и твоя семья. | Рассказ учеников о своей семье, о традициях по плану. Проект «Дружная семья». | Подготовить рассказ о семье, о профессиях членов семьи. Приводить примеры заботы школьников о членах семьи. | Объяснять роль семьи в своей жизни. | |
20 | Ты и твои друзья. | Рассказ учеников о своих друзьях, любимых играх для всех, конкурс пословиц и поговорок о дружбе. Создание проекта «Дружба крепкая!». | Выбирать оптимальные формы поведения с одноклассниками, друзьями. Моделировать и оценивать различные ситуации поведения с друзьями. Различать формы поведения, которые допустимы и не допустимы в дружбе. | Оценивать реальные и игровые ситуации общения. | |
21 | Домашние любимцы. | Рассказ учеников о своих домашних любимцах, об уходе за ними. Конкурс загадок, создание проекта. | Сравнивать и различать разные группы живых организмов по их признакам. | Познакомиться с правилами ухода за домашними жвотными. | |
22 | Праздник 23 февраля. | Концерт-поздравление, конкурсы для мальчиков. | Предлагать материал для праздника, обсуждать, выбирать. | Уметь участвовать в коллективных играх и конкурсах. | |
23 | Широкая масленица. | Беседа о празднике, презентация учителя, русские народные игры и забавы, чаепитие с блинами. Создание проекта «Масленица в школе». | В группах подобрать материал о масленичной неделе, выучить заклички, стихи, шутки. Собрать материал о праздновании масленицы в других классах. | Познакомить с русскими народными традициями. | |
24 | Женский день 8 марта. | Праздничный концерт, Проект «Букет цветов для мамы». | Подобрать материал для выступлений, сделать цветы из разных материалов. | Учиться выступать перед незнакомой аудиторией. | |
25 | Весна-природы пробужденье. | Наблюдение за изменениями в природе, экскурсия. | Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года. Проводить групповые и самостоятельные наблюдения. | Перерабатывать информацию, делать выводы. | |
26 | Поэтическая тетрадь. Любимые стихи о весне. | Продолжение проекта «Поэтическая тетрадь», конкурс чтецов. | Учиться выразительно читать стихотворения, оформление странички тетради. | Давать эмоциональную оценку выступлениям учеников. | |
27 | Поход в театр «Аквариум». | Просмотр спектакля, рассказ учителя о профессиях людей, работающих в театре. | Обмениваться мнениями о спектакле. | Аргументированно высказывать своё мнение. | |
28 | Соблюдай ПДД! | Презентация учителя с вопросами и выбором правильных ситуаций. | Демонстрировать в учебной игре правила пользования разными видами транспорта. | Применять полученные знания, доказывать свои ответы. | |
29 | Книжкина неделя. | Создание проекта «Любимые книги» (выставка книг, презентация книги, составление читательской карточки). | Краткий рассказ о любимой книге по плану, составление читательской карточки с иллюстрацией. | Расширить читательский кругозор учеников. | |
30 | Говорящая азбука. | Праздник «Прощание с Азбукой», проект «33 буквы». | Представить свою букву: стихотворение и рисунок-эмблема. | Учиться выступать на праздниках. | |
31 | Город, в котором мы живём. | Создание проекта «Любимый город», конкурс «Юные петербуржцы». | Подготовить сообщения о достопримечательностях родного города, подобрать к сообщению иллюстрации, видеокадры. | Познакомить с достопримечательностями нашего города. | |
32 | Обзорная экскурсия по городу. | Экскурсия, ПП на экскурсии, создание проекта «Что? Где? Когда?» | Обсуждение в группах-что нового узнали и увидели, составление 5 вопросов для других групп, ответы на вопросы. | Учиться задавать вопросы. | |
33 | Если хочешь быть здоров! | Беседа о правильном питании, режиме дня, закаливании, прививках, вредных привычках. Создание проекта. | Подобрать пословицы, стихи, песни о здоровье. Обсуждать в группах правила здорового образа жизни, оценивать конкретные примеры. | Применять полученные знания в жизни. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеурочная деятельность "Мир деятельности" 1 класс
календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Мир деятельности" 1 класс...
Методическая разработка. Внеурочная деятельность. Проектная деятельность 1 класс.
Рабочая программа....
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" 1 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" 1 класс...
Занятие по внеурочной деятельности "Мир деятельности" 2 класс "Как понять друг друга без слов"
Урок "Как понять друг друга без слов" относится к коммуникативной линии курса.Основные цели: -познакомить с невербальными средствами общения (мимика, жесты, поза, голос), необходимыми для эффективной ...
Рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс "Введение в проектную деятельность"
Данная рабочая программа рассчитана на один год обучения....
Программа внеурочной деятельности надпредметного курса "Мир деятельности", 1 класс
Основной, системообразующей линией данной программы внеурочной деятельности является организационно-рефлексивная линия: именно здесь закладываются и формируются те знания и умения детей, к...