Занятие -игра «Урок добра»
план-конспект

Болтачева Любовь Валентиновна

Урок добра» -  мероприятие, с элементами игры, имеющее социальное и творческое направление.

Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду .

В процессе проведения занятия становится очевидно, что предложенная тема задевает их за живое: вызывает эмоции, активизирует память и воображение, побуждает к творческой деятельности.

 Обучающихся волнуют нравственные проблемы, но им бывает трудно принять верное решение. Поэтому так важно говорить с ними о нравственных принципах и приобщать их к традиционным духовным ценностям - ценностям, которые служили бы ориентиром в жизни, решая проблему ее смысла.

«Урок добра» дает возможность попытаться сохранить лучшее и обеспечить преемственность традиционных ценностей, на базе которых можно воспитать образованного и нравственного человека.

Проект урока разработан с использованием технологии активных методов обучения, т.е. методов, стимулирующих познавательную деятельность обучающихся.

Авторская презентация к уроку создана в программе Microsoft Power Point.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_dobroty.docx106.66 КБ
Файл prezentatsi_urok_dobroty.pptx1.77 МБ

Предварительный просмотр:

Занятие -игра «Урок добра»

Разработал воспитатель: Болтачева Л.В.

СОШ №258    г. Санк-Петербург

Введение

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Задача образовательной организации – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

«Урок добра» -  мероприятие, с элементами игры, имеющее социальное и творческое направление.

Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду .

В процессе проведения занятия становится очевидно, что предложенная тема задевает их за живое: вызывает эмоции, активизирует память и воображение, побуждает к творческой деятельности.

 Обучающихся волнуют нравственные проблемы, но им бывает трудно принять верное решение. Поэтому так важно говорить с ними о нравственных принципах и приобщать их к традиционным духовным ценностям - ценностям, которые служили бы ориентиром в жизни, решая проблему ее смысла.

«Урок добра» дает возможность попытаться сохранить лучшее и обеспечить преемственность традиционных ценностей, на базе которых можно воспитать образованного и нравственного человека.

Проект урока разработан с использованием технологии активных методов обучения, т.е. методов, стимулирующих познавательную деятельность обучающихся.

Авторская презентация к уроку создана в программе Microsoft Power Point.

 Технологическая карта мероприятия Тема «Урок добра»

 Цель

 ∙ создать условия для сотрудничества в достижении понимания учащимися понятий «доброта» и «милосердие»;

Планируемый результат

Задачи:

 личностное развитие – развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной деятельности, социальной мобильности и познавательной компетенции;

 формирование ценностно-смысловых ориентаций и нравственных оснований личностного морального выбора;

 развитие самосознания, самоуважения и взаимоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию;

социальное развитие – формирование нравственных качеств, правильного представления о толерантном поведении;

воспитания патриотических убеждений;

освоение основных социальных ролей, норм и правил;

развитие стремления быть терпимым в обществе людей;

познавательное развитие – развитие символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, памяти и внимания, рефлексии;

 коммуникативное развитие – воспитывать чувство уважения друг к другу, внимательность, готовность прийти на помощь к тем, кто в ней нуждается;

формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности;

 умение слушать, вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Основные понятия

 добро, милосердие, достоинство, честь, долг, любовь, дружба, обязательность

Организация пространства

 Формы работы                                                         Ресурсы

 Индивидуальная, фронтальная,                 – компьютер, мультимедийный проектор

самостоятельная                                             – программы Power Point

  Предварительная подготовка:

1. Подбор музыкального сопровождения внеклассного мероприятия.

2. Подготовка пригласительных билетов для гостей мероприятия.

3. Подготовка материала для внеклассного мероприятия.

Заранее обучающиеся собирают материал: пословицы и поговорки о добре и милосердии.

4. Подготовка сценария занятия.

56. Оформление помещения.

План мероприятия:

1. Что такое добро? (стихи, пословицы, афоризмы)

2. Без чего невозможна доброта. (Игра)

3. Дерево доброты.

4. Правила доброты.

Эпиграф классного часа:

Кто доброе сеет — добро его плод,

Кто злое посеет — злодейство пожнет. Саади

Сценарий занятия.

|.    Вступительная часть.

Чтец 1:

 С. Погорельский «Попробуй волшебником стать»
Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой:
Понять и исполнить желанье другого –
Одно удовольствие, честное слово!
На клумбе цветок.
Его листья повисли.
Грустит он…О чём?
Угадал его мысли?
Он хочет напиться.
Эй, дождик, полей!
И дождик струится
Из лейки твоей.
А что же сестрёнка 
Скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь 
Сделай сестрёнке!
И ты обернулся 
Ретивым конём –
Галопом сестрёнка 
Помчалась на нём!
Хоть мама ещё 
Не вернулась с работы,
Нетрудно узнать
Её думы, заботы:
«Вернусь-
Хорошо бы пошить, почитать,
Да надо 
С уборкой возиться опять».
И ты совершаешь
Весёлое чудо:
Ковёр засверкал,
Засияла посуда!
И ахнула мама,
Вернувшись домой:
- Да это как в сказке!
Волшебник ты мой!
Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой:
Понять и исполнить желанье другого –
Одно удовольствие, честное слово!

 Чтец 2:

 Давайте поклоняться доброте!

Давайте с думой жить о доброте:

 Вся в голубой и звёздной красоте,

Земля добра, она дарит нас хлебом,

 Живой водой и деревом в цвету.

 Под этим вечно неспокойным небом

 Давайте воевать за доброту!»      (Поэт А. Н. Чепуров)

Учитель

 -Всю свою жизнь, с самого детства, человек познает, что такое хорошо и что такое плохо. Это мы получаем «с молоком матери», знакомясь со сказками, общаясь с друзьями… Одни люди уже в 15 лет понимают, что за все, что для тебя делается хорошего, надо платить добром, а другие и в конце своего жизненного пути требуют благ только для себя, ничего не отдавая взамен.

 О том, что добро необходимо человеку знали наши далекие предки. Их мудрость отражена в народных пословицах и поговорках.

 Назовите известные вам поговорки и пословицы о доброте.

Чему учат они нас?

 

Обучающиеся перечисляют заранее подготовленные пословицы и поговорки:

 Учись доброму — плохое на ум не пойдёт.

 Про доброе дело говори смело.

  Жизнь дана на добрые дела.

  Худо жить без доброго слова.

  Доброе слово лечит, а злое калечит.

  Не одежда красит человека, а его добрые дела.

  Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

 Добрые слова дороже богатства.

 В ком добра нет, в том и правды мало.

 Не ищи красоты, ищи доброты.

 Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

 Пословицы учат:

 совершать хорошие добрые поступки, хвалить за хорошее и не всегда замечать недостатки людей;

 шутить по- доброму;

  быть чистосердечным в отношении с собеседником;

 не спешить обвинять в чем-то, пока не разберешься в причинах, быть благодарным и т. д.

 

Чтец 3:

                Доброта – вещь удивительная.

                Быть легче добрым или злым?

                Наверно, легче злым?

 Быть добрым – значит отдавать

 Тепло свое другим.

 Быть добрым – значит понимать

 И близких и чужих

 И радости порой не знать,

 Заботясь о других.

 Конечно, доброму трудней,

 И все же посмотри:

 Как много у него друзей!

 А злой всегда – один…

 

Беседа о добрых поступках.

Вопросы и задания для беседы:

- Представьте, перед вами маленький росток, появившийся из жёлудя. Как будет выглядеть взрослое дерево через 15 лет. Перечислите всех, чья доброта помогла этому дереву вырасти. (Доброта солнышка, земли, воздуха, ветерка и т.д.)

Слушаем сказку.
Даром ни одно доброе дело не пропадает. А.Неелова
Вспахал крестьянин свою полоску, заборонил ее и посеял. С утра до позднего вечера работал крестьянин в поле, чтобы было чем осенью прокормиться. Хороши были у крестьянина всходы, быстро поднялась рожь и выгнала колос. Но тут на беду слишком рано наступила жара, начал колос желтеть и не давать зерну роста. «Ну, — думает крестьянин, — пропал мой урожай, как-то я проживу теперь с детишками?» И что ни день, все в поле ходит, на небо посматривает — не пошлет ли Бог дождичка.
Вот как-то раз стоит он на своей полоске и горюет. Увидели его две маленькие дождевые капельки, и говорит одна капелька другой:
- Жаль мне мужичка, сколько труда приложил, а без дождя пропадает его рожь. Как бы помочь ему.
- Так то так, — ответила другая капелька, — да что ты можешь сделать. Посмотри, какая ты крошечная — тебе не смочить и самой маленькой травки.
- Правда твоя, — согласилась капелька, — а все же, может быть, хоть немного утешу беднягу.
Посмотрела ей вслед другая капелька и подумала:
- Не хочу от нее отставать, пойду и я за ней.
И вот упали обе капельки — одна крестьянину на лоб, другая — на колос ржи.
- Слава тебе, Господи, дождь собирается, — обрадовался крестьянин; — не останусь я теперь без хлеба.
Тем временем собралось много-много дождевых капелек и принялись толковать о том, как обрадовался крестьянин их подружкам.
- Пойду и я порадую мужичка, — надумала, наконец, одна из капелек.
- И я! И я! ИI я! — послышалось со всех сторон и капельки дружно брызнули на землю.
Поправилась рожь, стала хорошо наливать зерно, снял крестьянин со своей полоски богатый урожай. Да, не пожалей его маленькая дождевая капелька и не собрать бы ему и семян со своей полоски. Пришлось бы всю зиму с семьей голодать.

Вопросы и задания к сказке:
• Почему капелька пожалела крестьянина?
• Какими качествами должен обладать хороший земледелец?
• Какой была туча — мама добрых капелек? Чему и как она учила своих
 деток?

II. Игровой момент  

Ведущий 1. Первый шаг к доброте - вежливость. А знаете ли вы «вежливые» слов

Игра «Доскажи словечко»

 Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (спасибо)

Зазеленеет старый пень, когда услышит …(добрый день)

Когда вас ругают за шалости, вы говорите …(простите, пожалуйста)

 Если друг попал в беду,…(помоги ему)

 Решай споры словами, …(а не кулаками)

 Где бы ни были, на прощание мы говорим …(до свидание)

Ребёнок вежливый и развитый, говорит встречаясь …(здравствуйте)

 Ведущий 1. Давайте никогда не будем забывать добрые, вежливые слова.

Будем чаще говорить их друг другу. Говорить ласково, нежно, негромко. Глядя в глаза человеку и улыбаясь, потому что, от улыбки хмурый день становится светлей.

Игра «Собери слово»

У слова «доброта» есть много слов – спутников.

 Ребята, из предложенных слов и слогов, соберите слова, которые тесно связаны с понятием «добро».

Милосердие - лоси-мир-еде

 Меценат – це-на-ме-т

 Уважение – у-жена-вие

 Сострадание – сос- рада-тени

 Бескорыстие – сытие-бес-кор

Благотворительность - вор-нос-лель-Бог-таитть

               Чтец 4:

ДАРИТЕ, ЛЮДИ, ДОБРОТУ!

 Храните, Люди, красоту!

 Она дается вам от Бога,

 Какой бы не была дорога,

Храните, Люди, красоту!

 Дарите, Люди, доброту!

Дарите щедро, без утайки

 И богачу, и попрошайке,

Дарите, Люди, доброту!

 Имейте и храните честь!

Живите сердцем, и, мечтайте!

 Любите, ждите и прощайте,

Не забывая слово "честь".

 Храните, Люди, красоту!

 Дарите, Люди, доброту!

Живите сердцем, и, мечтайте,

И каждый час, и каждый миг

С Любовью новый день встречайте,

Чтоб не угас в душе родник! ( Андрей Дементьев)

Чтец 5:

Спешите делать добрые дела,

Которые всегда идут не в счет.

Спешите делать добрые дела,

Когда к вам благодарность не придет.

 Спешите делать добрые дела,

Ни денег не сулящие, ни благ.

Спешите делать добрые дела,

 Забыв на веки принцип "так на так".

 Спешите делать добрые дела,

 Но не копите в памяти обид.

Хоть тот, кому вы сделали добро,

Вам этого по жизни не простит.

Спешите делать добрые дела,

Чтоб за свое добро любить других.

Спешите делать добрые дела,

 Во имя утвержденья вас самих.

 Спешите делать добрые дела

 Получится –считайте, повезло!

 Спешите делать добрые дела, чтоб не хватило времени на зло!

Физкультминутка

А теперь представим, детки,
Будто руки наши – ветки.
Покачаем ими дружно,
Словно ветер дует южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели
И в окошко посмотрели.

Чтец 7.

Достается недешево 
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог?  

Этой мерой измерятся  
Все земные труды...
Может, вырастил деревце?
Иль очистил пруды?

Может, строишь ракету? 
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету    
Своим мирным трудом?

Иль под снежной порошей        
Жизнь спасаешь кому?         
Делать людям хорошее –
Хорошеть самому.    
                               (Л. Татьяничева)

VI. Рефлексия

 Обучающиеся делятся своим опытом или вкладом, который они внесли и могут внести в повседневную жизнь:

 высказывают собственное мнение о добре, милосердии и о добрых делах, которые они мечтают совершить.

Предлается ребятам вырастить вместе дерево добра.

На доске ствол - каждый обучающийся прикрепляет листочек- стикер с описанием совершенного доброго поступка.

 

 Пока дети подписывают свои листочки и крепят их на дерево звучит музыка.

 Песня «Дорогами добра»

 

               Спроси у жизни строгой:

 Какой идти дорогой,

Куда по свету белому

Отправиться с утра?

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди

 Дорогою добра!

Забудь свои заботы,

 Падения и взлёты.

Не хнычь, когда судьба ведёт

 Себя не как сестра.

Но если с другом худо,

 Не уповай на чудо...

 Спеши к нему, всегда иди Дорогою добра!

Ах, сколько будет разных

Сомнений и соблазнов!

Не забывай, что эта жизнь –

Не детская игра.

 Ты прочь гони соблазны,

 Усвой закон негласный:

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

-Посмотрите какое красивое дерево у нас получилось. И сколько хорошего, и доброго могут делать ребята.

-Может быть мы вместе с вами сможем придумать правила доброты? ( ребята высказывают свои мнения)

 Правила доброты.


Помогать слабым, больным, маленьким, попавшим в беду.

Прощать ошибки других.

Не жадничать.

Не завидовать.

Жалеть других.

Помогай другу в беде.

Умей с другом разделить радость.

Не смейся над недостатками друга.

Останови друга, если он делает что-то плохое.

Умей принять помощь, совет.

                Не обманывай друга.

                Относись к другу как к себе.

                Умей признавать свои ошибки.

Заключительное слово ведущего.

Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто.
Направь шаги
Тропою ДОБРОТЫ
И РАДОСТЬ помоги найти кому-то.

Используемая литература

А. Лопатина, М. Скребцова

НАЧАЛА МУДРОСТИ. 50 уроков о добрых качествах: для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / А. Лопатина, М. Скребцова. - 3-е изд., исп. и доп. - М.: Амрита-Русь, 2007. - 304 с. - (Серия «Образование и творчество»).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Введите сюда текст вопроса

Слайд 4

Пословицы:  Учись доброму — плохое на ум не пойдёт.  Про доброе дело говори смело.  Жизнь дана на добрые дела.  Худо жить без доброго слова.  Доброе слово лечит, а злое калечит.  Не одежда красит человека, а его добрые дела.  Злой плачет от зависти, а добрый от радости.  Добрые слова дороже богатства.  В ком добра нет, в том и правды мало.  Не ищи красоты, ищи доброты.  Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

Слайд 5

Пословицы учат:  совершать хорошие добрые поступки, хвалить за хорошее и не всегда замечать недостатки людей;  шутить по- доброму;  быть чистосердечным в отношении с собеседником;  не спешить обвинять в чем-то, пока не разберешься в причинах, быть благодарным и т. д.

Слайд 14

Игра «Собери слово» л о -сер-Ми- дие це -на- Ме -т У-же- ва - ние Со- стра - ние -да рыс - тие -Бес-ко го-тель-Бла-тво-ри-ность Милосердие Меценат Уважение Сострадание Бескорыстие Благотворительность

Слайд 17

Правила доброты. Помогать слабым, больным, маленьким, попавшим в беду. Прощать ошибки других. Не жадничать. Не завидовать. Жалеть других. Помогай другу в беде. Умей с другом разделить радость. Не смейся над недостатками друга. Останови друга, если он делает что-то плохое. Умей принять помощь, совет. Не обманывай друга. Относись к другу как к себе. Умей признавать свои ошибки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие "Буква Д. Урок добра"

Тема: Буква Д.Цель: Закрепить знания детей о букве Д.Задачи:Развитие зрительно – пространственных представлений.Формирование навыков фонематического анализа и синтеза.Расширение и уточнение пассивного...

Технологическая карта интегрированного занятия кружка «Мастерская добрых дел» и Краеведения. Тема занятия «Зимующие птицы нашего края»

Занятие составили Гришина Е. А. учитель начальных классов и  Белик Л.С. учитель географии учителя МБОУ СОШ №5 п. Лениский...

Занятие-игра «Школа добрых волшебников»

Возрастной контингент: 4-6 лет.Количество участников: 5 человек.Оборудование: цветные карандаши, бумага, простой карандаш, ластик, точилка, цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры.Время проведения: ...

Конспект занятия кружка «Светлый образ» по ОПК в 1 классе. Тема занятия «Для чего добрые дела?»

Конспект занятия кружка «Светлый образ» по ОПК в 1 классе. Тема занятия «Для чего добрые дела?»...

Занятие по внеурочной деятельности Кружок «ОТ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА К ПОЗНАНИЮ ИНФОРМАТИКИ» Тема занятия : Занятие - игра « Составь алгоритм».

Место занятия в рамках раздела программыЭто  занятие - повторения и закрепления знаний  в  1 разделе, который посвящён дальнейшему знакомству со способами описания действий и  проц...

Конспект открытого занятия Конспект открытого занятия 1 «Г» (дополнительно) класса с ЗПР Тема занятия «Игра на развития мышления младших школьников с ЗПР»

Коррекционная работа по развитию мышления младших школьников с ЗПР осуществляется с помощью игр. Используется разнообразные игры и упражнения направленные на развитие мышления...