Занятие по внеурочной деятельности Кружок «ОТ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА К ПОЗНАНИЮ ИНФОРМАТИКИ» Тема занятия : Занятие - игра « Составь алгоритм».
план-конспект занятия по информатике (4 класс)
Место занятия в рамках раздела программы
Это занятие - повторения и закрепления знаний в 1 разделе, который посвящён дальнейшему знакомству со способами описания действий и процессов:
- алгоритм, схема и построчная запись алгоритма;
- описание ветвлений и циклов в построчной записи алгоритма;
- алгоритмы с параметрами.
Виды деятельности учащихся на занятии
Тип занятия: групповое занятие, проводится в форме театрализованной игры с использованием компьютерных технологий, коллективного взаимодействия, проблемного обучения, игровых технологий, а так же здоровье сберегающей технологии.
Организация учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.
Начинается занятие с эмоционального настроя, дети настраиваются на игру-исследование (представление команд) (технология учебно-игровой деятельности).
На этапе самоопределения к деятельности и актуализации знаний используется проблемно – диалогическая технология.
Команды классифицируют понятия в группы, дают определения, что позволяет развивать объем и распределение внимания, наблюдательность, сосредоточенность, аналитико-синтетическое мышление, закрепляет теоретические знания по изучаемой теме.
На этом этапе дети сами определяют тему занятия и ставят перед собой задачи и направления игровой-исследовательской деятельности, а также определяют актуальность изучения этой темы.
На этапе закрепления материала используется театрализованная игра, частично – поисковый метод (индивидуальная, фронтальная, групповая виды работ). Технология группового обучения: дети учатся работать в командах, высказываются, выдвигают версии, обсуждают выдвинутые идеи, происходит координация версий и приход к правильному ответу, подведение итога, обоснование выдвинутой версии.
Самостоятельная работа по составлению линейного алгоритма проводится дифференцированно. Учащиеся самостоятельно выбирают задания различного уровня сложности.
На протяжении всего занятия используется информационно-коммуникативная технология, что позволяет повысить положительную мотивацию обучения, способствует активизации познавательной сферы обучающихся.
Все этапы занятия подводят к закреплению основных понятий темы.
На заключительном этапе дети подводят итоги работы, оценивают свою работу, получают творческое задание.
Форма проведения занятия
занятие-игра
Уровень воспитательного результата
-воспитывать положительное отношение к знаниям, наблюдательность
-воспитывать умения общаться и работать в группах, интерес к информатике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4kl_zanyatie_-igra_kruzhka_informatika_borkina_o.v.docx | 38.28 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ средняя общеобразовательная школа №3
ЗАНЯТИЕ – ИГРА
КРУЖКА «ОТ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКИА К ПОЗНАНИЮ ИНФОРМАТИКИ»
в 4 классе
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
высшей категории
Боркина О.В.
04.12.2014 г.
Тема урока: « Составь алгоритм».
Цель: актуализировать знания о алгоритме, их видах и свойствах. Выявить уровень знаний детей по данной теме. Создать условия для закрепления понятия алгоритм и составления алгоритмов изученных видов.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить представление о построчной записи ветвлений и циклов в алгоритмах, об использовании параметров;
- закрепить умение составлять и выполнять алгоритмы с ветвлениями, циклами и параметрами, а также умение записывать промежуточные результаты выполнения алгоритма;
Развивающие:
-развивать умение распознавать алгоритмы разных видов;
-классифицировать факты, делать обобщающие выводы;
-развивать познавательный интерес к информатике.
-развивать логическое мышление, речь, внимание, умения ставить учебные цели, анализировать и обобщать
Воспитательные:
-воспитывать положительное отношение к знаниям, наблюдательность
-воспитывать умения общаться и работать в группах, интерес к информатике.
УУД:
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на занятии с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения на занятии и следовать им.
Личностные УУД: воспитывать чувство ответственности за свою работу, чувство взаимовыручки; воспитывать аккуратность, трудолюбие.
Планируемый результат
Формировать УУД:
Предметные УУД: понимать и воспроизводить алгоритмы, составлять и записывать вложенные алгоритмы. Выполнять, составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами и записывать их в виде схем и в построчной записи с отступами. Выполнять и составлять алгоритм с параметрами.
Метапредметные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение. (регулятивные УУД)
умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им (коммуникативные УУД)
умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (познавательные УУД).
Личностные УУД: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Организация учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.
Тип занятия: групповое занятие, проводится в форме игры с использованием компьютерных технологий, коллективного взаимодействия, проблемного обучения, игровых технологий, а так же здоровье сберегающей технологии.
Оборудование:
- цветные карандаши;
- карточки -схема алгоритма «Собери морковку», «Письмо другу», «Сосчитай ульи» , «Нарисуй и раскрась домик».
-карточки-таблички с названиями команд («Стрела», «Молния», «Удача»);
- маски-шапочки с изображением героев сказки «Колобок» ( Колобок, Заяц, Волк, Медведь, Лиса);
-конверт «Письмо друга».
- карточки (Алгоритм ,Виды алгоритмов:, -линейный;-разветвлённый;-циклический;-блок-условие «если…, то…, иначе», Свойства алгоритма:-результативность;-пошаговость;-определённость;-понятность;-массовость.);
-карточки-сигналы (обратная связь)
Проектор, компьютер
Презентация Microsoft Power Point
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Приветствие гостей.
-Сегодня у нас необычное занятие-игра, а в любой игре присутствует дух соперничества.
Предлагаю вам разбиться на 3 команды. ( Представитель каждой команды вытаскивает карточку - название команды.)
Представление каждой команды ( дети хором произносят её название)/ Название каждой команды вывешивается на доску.
Возьмитесь за руки и пожелайте друг другу удачи.
2. Самоопределение к учебной деятельности, актуализация знаний.
СЛАЙД 1
1 задание №1 (работа в группе)
Определите тему занятия, прочитав понятия и сгруппировав их.
(У каждой команды на столе конверт с карточками ).
Виды алгоритмов:
-линейный;
-разветвлённый;
-циклический;
-блок-условие «если…, то…, иначе»
Алгоритм - точное предписание, определяющий последовательность действий и обеспечивающее получение требуемого результата из исходных данных.
Свойства алгоритма:
-результативность;
-пошаговость;
-определённость;
-понятность;
-массовость.
Проверка.
3. Постановка учебной задачи.
СЛАЙД 2
Тема занятия «Алгоритм»
Задачи- совершенствовать умения по составлению алгоритмов разных видов. «Составь алгоритм!»
Мы отправляемся в путешествие по сказке.
Отгадайте загадку:
Его съесть хотели все,
Но попал он в пасть к лисе.
Сдобный, маленький клубок
В сказке звался ..... (Колобок)
Мы отправляемся в путешествие по сказке вместе с Колобком.
Проверьте всё ли у вас готово к путешествию.
4.Практическая работа по составлению различных видов алгоритмов.
.Задание №2.(работа парами)
СЛЙД 3
Спрыгнул колобок с окошка и покатился по дорожке.
СЛАЙД 4
- Колобок, я тебя съем – говорит Заяц.
- Не ешь меня, Зайчик, я тебе песенку спою.
- Не нужна мне твоя песенка, Колобок. Я кушать хочу, скоро зима, пора делать запасы. У деда с бабкой выросла хорошая морковка, надо бы им помочь её убрать. Да вот беда! Морковку то я ел, а как её в зиму запасают – не знаю.
Ребята, давайте поможем зайчику собрать морковку, складывать её мы будем в корзинку. Составим алгоритм «Собери морковку».
СЛАЙД 4а
(проверка алгоритма)
- Поблагодарил зайчик Колобка. Покатился колобок дальше.
.Задание №3.(индивидуальная работа0
СЛАЙД 5
Катится Колобок, а навстречу ему Волк.
- Колобок, Колобок, я тебя съем.
- Не ешь меня, Волк, я тебе песенку спою.
- Не нужна мне твоя песенка и есть я не хочу. Я сегодня добрый. Мне пришло письмо от моего друга.(Показывает письмо от друга)
Отгадай как его зовут?
Выполняют алгоритм «Письмо другу». «Слова – актёры»
- Начало
- Запиши 1
- Замени первую букву на - с
- Замени последнюю букву на - н
- Поменяй местами две буквы посередине
- Конец
СЛАЙД 5
1 – волк | ВОЛК |
2 – с | солк |
3 – н | солн |
слон |
Похвалил Волк Колобка. Покатился Колобок дальше.
Задание №4. .(индивидуальная работа0
СЛАЙД 6
Прикатился Колобок на пасеку. Смотрит, сидит там Медведь, пригорюнился.
- Медведь, давай я тебе песенку спою, может ты развеселишься?
- Не нужна мне твоя песенка, Колобок, не поможет она мне. Запутался я со своими ульями, не могу сосчитать. Было у меня на одной пасеке 30 ульев, а на другой 25. Решили мы с другом Потапом поменяться пчёлами, поменялись. Только теперь сосчитать я свои ульи не могу, запутался совсем. Может ты мне поможешь?
Выполняют алгоритм «Сосчитай ульи» по вариантам
- Начало
- Запиши число
- ЕСЛИ число четное
ТО 4. раздели его на 2
- ЕСЛИ полученное число больше 20
ТО 6. Вычти 5
ИНАЧЕ 7. Прибавь 4
- Прибавь 1
- Конец
1 вариант | 2 вариант |
30 | 25 |
15 | 25 |
19 | 20 |
20 | 21 |
Поблагодарил Медведь Колобка.
Спасибо вам ребята, мне очень хочется угостить вас мёдом, но для этого помогите мне расставить ульи на место.
Сначала давайте разомнёмся перед трудной работой.
Разминка-физминутка.
. СЛАЙД 7
Задание № 5.(работа парами)
Работа на компьютерах в парах.
. СЛАЙД 8
Учебный диск «Мир информатики - 4 класс».Разноуровневые задания по составлению линейного алгоритма «Расставь ульи на пасеке»
Проверка.
-Спасибо вам большое, вы мне очень помогли.
Покатился Колобок дальше.
6.Задание № 6.
СЛАЙД 9
Смотрит, Колобок, сидит Лиса на пеньке – плачет.
-Что с тобой случилось, Лисонька?
- Выгнали меня из заюшкиной избушки, скоро зима, где я буду жить?
Ребята, давайте поможем Лисе домик построить.
Выполним алгоритм «Нарисуй и раскрась домик»
- Начало
- Нарисуй большой 1
- Внутри 1 посередине нарисуй 2
- Над 1 нарисуй 3 так чтобы они соединились
- 1 раскрась цветом 4
- 2 раскрась цветом 5
- 3 раскрась цветом 6
- Конец
- 1 –
- 2 –
- 3 –
- 4 – синий
- 5 – жёлтый
- 6 – красный
СЛАЙД 10
Поблагодарила Лиса Колобка.
-Спасибо вам ребята за то, что помогли пройти все испытания.
Запел Колобок свою песенку и покатился домой.
СЛАЙД 11
Подведение итогов, рефлексия.
-Благодаря каким знаниям и умениям вам удалось помочь Колобку?
Сегодня мы вспомнили, для чего в алгоритмах нужны команды «если-то-иначе» и «повторяй», для чего нужны роли и слова-актёры, как записать промежуточные результаты выполнения алгоритма.
- Давайте оценим наш нашу работу.
На доске плакат со словами, дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше подходят к окончанию занятитя).(Показ смайликов)
1.Занятие полезно, всё понятно.
2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
3.Ещё придётся потрудиться.
4.Да, трудно всё-таки учиться!
Домашнее задание. Придумать и записать свой алгоритм любого вида.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности (кружок "Подвижные игры" ФГОС)
Программа составлена для учащихся начальных классов....
Урок русского языка в 4-м классе по теме "Разбор глагола по составу. Алгоритм разбора" , по программе "Школа 2100"
Цель: научить обучающихся разбирать глагол по составу.Задачи:развивать умения видеть в слове его части;учить объяснять условия выбора орфограмм;воспитывать интерес к родному языку.Оборудование: ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Кружок "Народные игры". 3 класс
Рабочая программа кружка "Народные игры" 3 класс....
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружок "Подвижные игры"1 класс
Программа по внеурочной деятельности кружок "Подвижные игры"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности,кружок "Игры и забавы"
Рабочая программа включает тематическое планирование, содержательные линии,планируемые результаты физкультурно-оздоровительногго курса....
Внеурочная деятельность. Кружок "Экономика: первые шаги" тема "Как человек становится собственником: покупает. Ролевая игра "Аукцион"
Посредством ролевой игры "Аукцион" учащиеся знакомятся с понятиями, схемой и правилами игры. Развивается культура экономического мышления, учатся пользоваться экономическими инструментариями...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Кружок «Подвижные игры » в ГПД (Спортивно – оздоровительное направление) Программа рассчитана на детей 6-10 лет
Данная программа служит для организации внеурочной деятельности младших школьников.Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательн...