Рабочая программа факультативного курса "Развитие речи и детского речевого творчества".
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме
Программа факультативного курса составлена на основе программы Т.А.Ладыженской "Детская риторика. Речь, культура общения" и предназначена для внеурочной деятельности учащихся 4 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа факультативного курса. | 31.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Процесс глубоких перемен, происходящих в образовании, выдвигает приоритетной проблему творчества, развития творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающегося неповторимостью, оригинальностью, способностью ориентироваться в многообразии окружающего мира. Одна из центральных проблем в современной методике начального обучения – это языковое образование и речевое развития младшего школьника.
Язык – орудие познания и главное средство общения, и только хорошо владея всеми его богатствами, дающими ключ к познанию и знанию, человек говорящий осознает себя полноценной личностью.
«Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получает навык распоряжаться им свободно в изустной или письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении всякого другого предмета», - подчеркивал К. Д. Ушинский.
Прошло много времени с тех пор, как были написаны эти строчки, но актуальность их не пропадает: через развитие устной и письменной речи к познанию всех наук.
Развитие речи ребенка – один из общих показателей развития личности, наряду с развитием нравственным, духовным, интеллектуальным – это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Речевая способность является первоосновой любой деятельности человека. Кроме того, психологи утверждают, что «начальный этап обучения содержит большие и нереализованный возможности развития речи и в целом психического развития личности ребенка» (Л.С.Выготский)
В учебных планах школ отдельной графой уроки развития речи не значатся. Их проведение рекомендовано наряду с уроками изучения языковой теории, с уроками обучения правописанию и литературного чтения. Педагогический опыт и практика работы в школе показывают, что наиболее слабым звеном в системе обучения родному языку, к сожалению, является работа по развитию связной речи. В современных учебниках нередко отсутствует система заданий и специальных упражнений, позволяющих развивать все виды речевой деятельности школьников, а также умение детей свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях общения. Для формирования личностных качеств школьника- креативности, готовности к нестандартным решениям, к созиданию необходима система сочетания учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активностью.
Начинать приближение к современному речевому идеалу необходимо в первую очередь на уроках обучения грамоте, включая работу над развитием речевого аппарата:
- развитие фонематического слуха;
- выработка умения устойчивого произношения звуков в словах;
- развитие у детей эмоциональной выразительной речи;
- постановку правильного дыхания при произношении звуков, слов, фраз, предложений.
Цели проведения факультативного курса.
- Углубленное изучение программного материала по русскому языку и литературному чтению, формированию интереса и стремления к познанию родного русского языка.
- Овладение системой языкового образования и речевое развитие младших школьников, оказывающее благотворное влияние на развитие личности, полноценно владеющей речью во всех ее формах (чтение, письмо, говорение, слушание)
- Развитие умений и навыков адекватного коммуникативного поведения, нравственных, эстетических, этических, социально-значимых качеств личности школьника.
- Развитие творческого воображения, логического, критического, гибкого мышления и литературных способностей детей.
Программа разработана на основе программы Ладыженской Т.А
«Детская риторика. Речь, культура общения » и Львова М.Р. «Школа творческого мышления».
Программный материал разделен на 4 направления.
- Речь и речевая деятельность.
- Речевые жанры.
- Культура общения.
- Речевое творчество детей
Одним из важнейших показателей культуры человека, его мышления, интеллекта является речь, сочетающая три грани общения, взаимосвязанные между собой языковую, речевую и коммуникативную. Факультатив представляет собой курс межпредметной интеграции (русский язык, литературное чтение, окружающий мир, краеведение). Каждое занятие включает творческие и коммуникативные задания.
Изучение программного материала строится по концентрической системе. Ступенчатое построение материала при концентрической структуре основывается на объективных законах усвоения знаний детьми.
Повторное изучение материала проходит всегда на более высоком уровне обобщения с учетом возросших познавательных возможностей.
Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
- личностно-ориентированного подхода;
- учение без принуждения, обучение с увлечением;
- сотрудничества и взаимопомощи между учениками;
- от практики – к теории и опять к практике;
- научности и доступности;
- исследование, творчество, поиск – залог успеха.
Для реализации поставленных целей необходимо соблюдение следующих условий:
- свободная атмосфера в классе;
- доверие и уважение к ученикам, предоставление самостоятельности в познавательной деятельности;
- внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, к его способностям;
- высокий уровень познавательных интересов, внимание учителя к мотивации учения, решение субъективно-творческих задач при изучении новых тем.
В уроки курса по развитию речи необходимо включать упражнения для развития речевого и фонематического слуха, логопедические задания, упражнения для формирования навыков выразительного эмоционального чтения, игры на развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, внимания, мышления и речи, эмоциональной сферы ребенка) упражнения на чистоту и правильность произношения. На занятиях предоставляется возможность развивать речь в учебном диалоге, дискуссии, организуется продуктивное учебное сотрудничество, когда школьники ставят и решают учебные задачи, учатся постановке вопросов учителю, сверстникам, разграничивают знание и незнание, поиск недостающей информации, рефлексию к достижению поставленной цели. Формируют предпосылки творческой деятельности в процессе обучения - создание речевых проблемных ситуаций, создание и решение этических ситуаций, их проектирование и прогнозирование решения, включение интеллектуально-лингвистических ситуаций, моделирование и импровизация речевых ситуаций, сказок и загадок, стихов, изменение и моделирование сюжета, иллюстрирование, драматизация, сопереживания героям, сочинения разных типов, творческие языковые и дидактические игры. Для проведения занятий актуальны игровые, коммуникативные, исследовательские (проблемно-поисковые) технологии. Ведущие методы обучения – деятельностный, частично-поисковый, проблемного изложения, исследовательский, эвристический, учебный диалог и дискуссия, общения (обучение в содружестве, взаимообучение, работа в парах и группах сменного состава), способствующие развитию творческих способностей. Для проведения курса речевого развития следует использовать нетрадиционные формы обучения: путешествие, турнир, спектакль. ярмарка, конкурс, телепередача, конференция, диспут, праздник, творческая мастерская слова, исследование, театрализованные представления и коллективно - творческие дела, интеллектуально – творческие игры, деловые, сюжетно-ролевые, познавательные игры, творческие и исследовательские мини-проекты, выставки, концерты, аукционы, экскурсии, соревнования, олимпиады, викторины, Помогают постигать науку общения и творчества произведения художественной литературы, устного народного творчества, живопись, музыка, окружающая природа.
Периодичность занятий – 2 часа в неделю.
Объем программы –56 часов в год.
Задачи
развития речи и речевого творчества.
- Учить детей слушать и слышать говорящего и себя, развивать речевой и фонематический слух, слуховую память.
- Вырабатывать умение устойчивого произношения звуков в словах, добиваться чистоты и правильности произношения.
- Учить детей управлять своим голосом, своими чувствами, развивать эмоциональную и выразительную речь, артистические способности.
- Расширять кругозор детей, уточнять, обогащать, активизировать словарный запас. Ознакомить с элементами теории речеведения (текст, виды текстов, структура).
- Помочь детям осмыслить их речевую практику, организовать активную речевую деятельность для овладения умением общаться.
- Формировать навыки речевого этикета, культуры общения и культуры поведения. Обогащать речь ребенка словами, оборотами, конструкциями, необходимыми в повседневном общении с людьми, воспитывать внимательное, вдумчивое отношение к их употреблению, умению выбирать языковые средства, уместные в конкретной ситуации.
- Создать в детском коллективе атмосферу созидания и творчества, помочь раскрыться способностям каждого ученика.
Развивать самостоятельность, активность, инициативу, стремление к познанию и творческому использованию жизненного опыта ребенка.
К концу обучения учащиеся должны уметь :
- раскрыть тему высказывания;
- раскрывать основную мысль;
- собирать материал к высказыванию;
- систематизировать собранный материал;
- совершенствовать написанное (для письменной речи);
- строить высказывание в определённой композиционной форме;
- выражать свои мысли правильно (с точки зрения норм литературного языка), точно, ясно и по возможности ярко;
- составлять устное и письменное приглашение и поздравление;
- составлять сравнительное описание, невыдуманный рассказ;
- работать в группах сменного состава, участвовать в учебном диалоге.
Учебно-тематическое планирование курса «Развитие речи и детского речевого творчества»
№ | Дата проведения | Тема занятия | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1 2 | Речь – средство общения, организации и планирования деятельности людей. Внутренняя, говоримая, письменная озвученная речь. | «Ты наш друг – родной язык». Вспоминаем то, что знаем и науку познаём. Обогащение и активация словарного запаса. | Устный журнал «Наша речь» Озвучивание внутренней, письменной и устной речи. | |
3 4 | Древняя наука – риторика. Аристотель - создатель первой риторики. | Познаём, чему учит риторика. Развиваем умение анализировать, сравнивать. | Беседа - диалог, размышление. Анкета «Личность и речь». А.Усачёв «Главное» | |
5 6 | Общение и его виды. Речевые роли (слушатель говорящий) партнеры, собеседники, коммуниканты. | Что значит общаться? Учимся оценивать общение и речь, строить речевые этикетные диалоги. | Диалог-размышление. Драматизация в группах игровых ситуаций, чтение в лицах. | |
7 8 | Культура общения. Правила поведения и дружеского общения. | Учимся успешному общению с собеседником. Хочешь иметь друзей - будь вежлив. | Этический диалог, Коллективная импровизация игровых ситуаций, разыгрывание миниатюр на развитие коммуникативных навыков. | |
9 10 | Учебное сотрудничество - средство развития речи. | Как организовать учебное сотрудничество? «Деятельность - единственный путь к знанию «Бернард Шоу». Учимся формировать интерес и познавательную активность. | Учебный диалог, мозговая атака, работа в группах. Выработка законопроектов коллективной работы при решении общей проблемы. | |
11 12 | Групповое взаимодействие — эффективная форма учебного процесса. | Учись учиться, чтобы уметь трудиться. Учимся составлять план текста в разной речевой форме. | Практикум с элементами деловой игры. | |
13 14 | «Искусство слушать равносильно искусству говорить.» Н. Буало. | Мало уметь слушать, научись слышать, вдумываться, рассуждать. | Анкета «Умею ли я слушать собеседника». Внутригрупповая и внеклассная дискуссия. | |
15 16 | Познавательные способности – основа успешного обучения. | Познаём себя, сравниваем, размышляем. Обогащаем и активизируем словарный запас. | Творческая игра с элементами исследования, внимания, памяти, мышления, речи. | |
17 18 | Чтение – письменный вид речи Художественный стиль речи. Литературные жанры. | Учимся распознавать литературные жанры. Создаем тексты в разной речевой форме. | Решение учебных задач в учебном диалоге. Самостоятельная работа в группах и парах. | |
19 20 | Мифы, легенды, предания, былины. | Демонстрируем умение работать слаженно при решении общей задачи. Развиваем творческие способности в процессе исследовательской работы. | Творческий отчет поисково-исследовательской работы групп. Турнир знатоков. | |
21 22 | Композиция повествовательного текста. Тема и микротема текста. Основная мысль и заголовок. | Учимся читать. Размышлять и конструировать тексты. Вооружаемся знанием норм культуры речи. | Диалог – размышление. Тест «Верные неверные высказывания». Творческие и игровые задания в группах. | |
23 24 | Книги - хранители мудрости. Научный стиль речи. Учебные тексты. | Учимся читать учебные тексты. «Чтение - вот лучшее учение». А. С. Пушкин | Практикум деловой игры. Памятка «Как работать со статьёй учебника». | |
25 26 | Активизация словаря младших школьников. | Учимся исследовать слова непонятные и загадочные, простые и сложные. Научиться понимать язык. | Коллективное творческое дело по исследованию слов в группах и парах. Индивидуальная самостоятельная работа. | |
27 28 | «Слово – дело великое». Л.Н.Толстой. Антропонимика. | Учимся исследовать тайны личного имени и фамилии. «Я, моё и твоё им». Развиваем способности работы со словарями. | Самостоятельная работа по исследованию имен. Словарь антропонимов. | |
29 30 | Русский язык - язык слов. Богатство словарей русского языка. В. И. Даль – собиратель слов. | Учимся работать с толковым словарем. Развиваем умение анализировать словарные статьи. | Практикум работы со словарями С.И. Ожегова и В.И. Даля. Исследование значения слова. | |
31 32 | Слово и его «друзья» - синонимы. Слово и его «враги» - антонимы. | Учимся точно и образно выражать свои мысли. Расширяем восприятие духовно-эстетических ценностей. | Практикум работы со словарем синонимов и антонимов. Дидактические игры «Найди синонимы», «Подбери антонимы». | |
33 34 | Текст описание. Сравнительное описание. Структура текста описания (объект, характерные признаки, оценка, вывод, заключение.) | Учимся наблюдать, сравнивать, описывать. Развиваем творческие способности словесного рисования. | Решение задач в учебном диалоге. Внутригрупповая и общеклассная дискуссия. Описание сюжетной картины, любимой игрушки. Л Пантелеев «Две лягушки» | |
35 36 | Текст- описание животного. «Мой добрый и ласковый друг» | Наблюдай, представляй, сравнивай! Развиваем умение собирать материал к сочинению. | Описание по представлению и наблюдению. С.В.Михалков «Мой щенок». Планирование и сбор материала к сочинению. | |
37 38 | Многообразие загадок их язык и структура. Синонимы, антонимы, омонимы, метафора. | Учимся конструировать загадки. Развиваем умение составлять тексты-загадки и выдуманные рассказы. | Диалог-размышление, коллективно-творческая работа в группах, индивидуальная работа. Конкурс загадок детей. | |
39 40 | Звук, слово, предложение, высказывание. | Учимся грамотно выражать свои мысли, строить высказывание. | Фонетическая и речевая гимнастика. Тест «Умеешь ли ты правильно выражать свои мысли Игра «Об одном и том же по – разному» | |
41 42 | Редактирование текста описания и повествования. | Сумел ошибиться - сумей исправиться. Развиваем умение связывать воедино грамматический и речевой аспект речи. | Практикум с элементами исследования и творчества. Восстановление деформированного текста. | |
43 44 | Эвристический диалог-основа творческой самореализации. | Учимся задавать вопросы и доказывать ответ на вопрос. | Интеллектуально - творческая игра «Что? Где? Как? Когда? и Почему?» | |
45 46 | Доброта и красота поэтических строк. Рифма. | Учимся мыслить, творить и радоваться этому. Развиваем умение сочинять сказки и рассказы. Развиваем умение понимать свою и чужую коммуникативную практику. | Н.Носов «Как Незнайка сочинял стихи». Творческая мастерская слова: «Поиски единственного слова». «Правила в стихах». «Рифмованные трудные слова». | |
47 48 | Ритмико - интонационная выразительность речи. Звукоподражание. | Учимся говорить и читать легко, свободно, выразительно. | Речевая гимнастика, театр-экспромт, игра в персонажи, ожившие картины. | |
49 50 | Мимика и жесты. | Учимся взаимопониманию и развитию культуры жестов. | Коллективно-творческие и ролевые игры: пантомима, перевоплощение в зверей, обсерватория, театр - экспромт. | |
51 52 | Влияние настроения на учёбу, здоровье, взаимоотношения в коллективе, | Учимся управлять своим настроением, эмоциями, голосом. Развиваем нормы культуры речи. | Рисуночный тест «Когда я радуюсь и огорчаюсь». Л.Н.Толстой «Белка и волк» Советы психолога «Как избавиться от плохого настроения?» | |
53 54 | Культура общения и поведения. | Учимся успешному доброжелательному общению с взрослыми и детьми. Развиваем интеллектуальную, эмоциональную деятельность. | Тест «Как вести себя в столовой» Работа в мини - группах: Сценки – минутки, игровые ситуации на развитие коммуникативных навыков. | |
55 56 | Вежливое обращение. Рассказ в пьесу. Школа творческого мышления | «Мы сценаристы, режиссёры, актеры». На доброе слово не надо скупиться. Сказать это слово, что дать напиться. Учимся воспринимать духовно-эстетические ценности. Проверяем то, что знаем и умеем. Развиваемся как личность, полноценно владеющая речью. | Исследование слова - вежливость. Из истории вежливых слов. Осеева «Волшебное слово» Рифмованные стихи о вежливости на уроке. Творческий отчет. Турнир знатоков и эрудитов. | |
Литература
- Бесова М. «Познавательные игры для младших школьников от А до Я». Ярославль, 2004 г.
- Волина В.В. «Веселая грамматика». М., «Просвещение», 1997 г.
- Гребенкина Р.Т., Кочкина А.И., Малинина О.П. «Развитие связной речи в начальной школе». С-Петербург, 2000 г.
- Журналы «Начальная школа».
- Канакина В.П. «Учусь работать самостоятельно». Дидактический материал по русскому языку. М., «Новая школа», 1996 г.
- Крепких Т. А. , Нарушевич А. Г.Соболева О. Л. « Универсальный словарь русского языка»/ Начальная школа У59. М. АСТ- ПРЕСС КНИГА, Орфография, Фразеология. Этимология. Синонимы, антонимы. Толкование слова.
- Ладыженская Т.А. «Речевые секреты». М., «Просвещение», 1992 г. и 1994 г. «Детская риторика», «Школьная риторика» Дрофа 1996 г. М.С-Инфо-Баланс 2003 г., «Речевые уроки». М., «Просвещение», 1995г.
- Львов М.Р. «Школа творческого мышления». М., «Дидакт», 1993 г.
- Науменко Г. «Чудесный короб». Сборник детского фольклора. М., «Детская литература», 1988 г.
- Неусыпова Н.М. Толковый словарик русского языка». Пособие для учащихся начальных классов. Антал, 1992 г.
- Новотворцева Н.В. «Развитие речи детей». Популярное пособие для родителей и педагогов. М., 1995 г.
- Сагирова О. «Русский язык с увлечением». Екатеринбург, 2003 г.
- Узорова О.В., Нефедова Е.А. «Практическое пособие по развитию речи», «Сценки-минутки на школьном уроке». М., 2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу развития познавательных способностей "Речевое творчество" для второго класса
Рабочая программа по курсу развития познавательных способностей "Речевое творчество" для второго класса включает темы занятий, формы организации внеурочной деятельности, деятельность учителя и учащихс...
Организация детского речевого творчества методом проектной деятельности
Для развития речевого творчества в своём классе я предложила детям интересное полезное творческое задание - исследование для всей семьи «Энциклопедия одного сло...
Выступление на семинаре для учителей начальной школы "Развитие речи и детского речевого творчества"
Выступление содержит краткий анализ возможностей учебных программ и учебников УМК "Планета знаний" и развитие речи младших школьников на внеурочных занятиях...
«ДЕТСКОЕ РЕЧЕВОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК УСЛОВИЕ ПОЛНОЦЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ».
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:Введение……………………………………………………………..Глава 1 : «Методы, направленные на формирование речевого творчества» ………………………………………………………….1.1 Метод проблемной ситуации……………………………...1....
Рабочая программа факультативного курса "Уроки речевого творчества" 1-4 класс. 2017
Рабочая программа составлена с учетом изменений ФГОС 2015 г....
Программа по внеурочной деятельности " Развитие речи и детского речевого творчества" (2-3 классы)
Программа разработана на основе программы Ладыженской " Детская риторика". Основное внимание уделяется написанию сказок ....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Риторика. Мастерская речевого творчества"
Программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта второго поколения и представляет со...