Квест-технология в изучении родного края на занятиях в ГПД (из опыта педагога)
статья (4 класс)

Икконен Дарина Аркадьевна

Примером синтеза современных педагогических технологий и современной техники может стать фотоквест «Новогодние приключения». Послужит он для достижения определенных педагогических задач, но вместе с тем и подарит незабываемые эмоции  и впечатления его участникам. А для доступности, с учетом возраста, площадкой выступит район Санкт-Петербурга, в котором проживают сами участники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fotokvest_kak_sovremennaya_tehnologiya.docx128.71 КБ

Предварительный просмотр:

Квест-технология в изучении родного края на занятиях в ГПД

(из опыта педагога)

В XXI веке – веке технологий, стали популярны такие виды развлечений как квест-игры. Стремление к общению и познанию нового, используя современные технологии обучения и воспитания – вот цель и задача таких игр. Под квестом (от англ. Quest – путешествие) понимают игру, в которой участники выполняют задание, используя свои знания и опыт, а также информацию из Интернета.

Такие игры делают учащихся самостоятельными, развивают их познавательные и творческие навыки, способствуют развитию умений ориентироваться в информационном пространстве. Используя игровые технологии в организации и формировании квест-игры, учитель получает эффективный способ формирования мотивации в изучении не только новых знаний, но и конкретного материала – в данном случае в изучении своей малой Родины – Красносельского района.

Особенностью современного мира является быстрый темп развития техники. Сегодня информационные технологии осваиваются школьниками наравне со взрослыми. Устройство современных гаджетов, в том числе и цифровых фотоаппаратов, позволяет детям свободно их исследовать и действовать с ними. Для современных школьников становится доступным такой метод исследования окружающей среды как фотографирование.

Фотографирование как метод используется в различных отраслях наук (криминалистика, биология, психология, социология, и т.д.). Основное назначение данного метода: сбор, хранение информации об объектах окружающего мира.

Примером синтеза современных педагогических технологий и современной техники может стать фотоквест «Новогодние приключения». Послужит он для достижения определенных педагогических задач, но вместе с тем и подарит незабываемые эмоции  и впечатления его участникам. А для доступности, с учетом возраста, площадкой выступит район Санкт-Петербурга, в котором проживают сами участники.

Таким образом, дети с помощью своей семьи смогли стать активными исследователями городского пространства, истории Красносельского района, его географических особенностей и, вместе с тем, проявить свои творческие способности, создавая каждый кадр фотографии и выполняя творческие задания (рисунок). А метод фотографирования, популярный в настоящее время – «селфи» -  способствует развитию чувства сопричастности с родной землей не только на настоящий момент, но и остается с ребенком в виде приятных воспоминаний в форме напечатанных фотографий в архиве семьи.

Педагогической целью стало знакомство с малой Родиной как с объектом культурного наследия, воспитание чувства патриотизма и любви к малой Родине.

А задачами выступили:

  1. Способствовать освоению учащимися городского культурного и исторического пространства, овладению навыками самостоятельного изучения истории и культуры своей земли;
  2. Способствовать мотивации к развитию социальных и семейных связей;
  3. Способствовать развитию творческих способностей, коммуникативных, соревновательных навыков;
  4. Развитие умения видеть необычное в окружающем пространстве и отображать в фотографии;
  5. Развитие навыков работы с ИКТ.

Данный фотоквест рассчитан на знакомство с формой обучения – квест-игра для младших школьников в изучении и знакомстве с достопримечательностями и историей Красносельского района.

Участвуя в квест-играх, в том числе о фотоквестах, учащиеся формируют положительные эмоции к выполнению заданий игры. Задания рассчитаны на выполнение ребенком с семьей во время зимних каникул. Дети могли выполнить все за один день или каждому заданию посвятить день каникул.

Вот примеры заданий, на которые не было затрачено много сил, но выполнены с особенным творческим подходом каждого:

C:\Users\ДД\Desktop\ДАРИНА\369\город\Конкурс Икконен, Бурмаченко\Прил. 1-2 маршрутный лист.png

Готовясь выполнить то или иное задание дети с родителями должны были найти, проанализировать и обобщить информацию, необходимую для выполнения задания, спланировать свою деятельность.

Преимущество таких решений заданий является использование активных методов обучения и воспитания. Квест был предназначен как для индивидуального выполнения (семья), так и группового (класса).

Описание работы, которую необходимо выполнить каждому учащемуся было оформлено  в виде конверта с картой заданий, выдано всем желающим и размещено в лицейской группе в социальной сети.

Основные требования, условия выполнения фотоквеста изложены в  маршрутном листе, где четко определены вопросы и задания, на которые нужно найти ответы, а также указаны требования, к представлению результата и фотографии, исходя из собранного материала или информации.

В результате участия в фотоквесте была организована фотовыставка, иллюстирующая выполенные детьми задания.

Для фотовыставки были отобраны лучшие интересные работы, отвечающие требованиям фотоквеста, отличающиеся творческим подходом. Поэтому фотографии даже одного того же места смотрелись по-разному. Организация фотовыставки проходила на первом этаже здания начальной школы в свободном доступе как для учащихся, так и для их родителей и гостей лицея. Все фотографии размещались по группам в соответствии выполненному заданию: «Дерево жизни», «Любимое место», «Волшебное дерево», «Воронцова дача», «…под елью белка».

Участниками фотовыставки стали ученики всех параллелей лицея. Всего приняло участие 67 детей со своими семьями.

В процессе защиты выполненных заданий ребенок реально видит, что по каждому действию задачи может существовать не его одна, а несколько точек зрения, несколько вариантов решения. Ребенок учится сопоставлять сравнивать, принимать другие точки зрения.

Любой квест имеет два результата. Первый – это собственно та видимая часть, которая является выполненным квест-проектом; второй – педагогический эффект от включения школьников в «добывание знаний» и их логическое применение.

Участники смогли поделиться впечатлениями от участия в фотоквесте и невольно заинтересовать других детей в изучении истории и культуры своей земли. Разглядывая себя на фотографиях, мы надеемся, что дети испытали чувство гордости и сопричастности с историей Красносельского района, его культурным наследием и идентичности с нашим городом.

Посетители выставки взрослые и дети с интересом разглядывали фотографии, искали общее и различия, отмечали творческий подход к выполнению заданий. Все участники отметили, что фотоквест стал интересной формой проведения семейного досуга и узнали больше о Красносельском районе. Об этом говорят отзывы участников и посетителей.

Подведением итогов фотовыставки стало награждение победителей и участников дипломами и памятными призами, что всегда вызывает положительные эмоции и желание участвовать в других мероприятиях, связанных с изучением истории и культуры Красносельского района и города Санкт-Петербурга.

Такая технология как квест имеет ряд преимуществ и, в то же время, содержит в себе традиционные приемы и методы педагогичекой науки. А фотоквест выступает еще и как связующее звено интересов детей к современной технике и выполнение поставленных педагогических задач. Модель квеста универсальна и может быть адаптирована и использована для изучения разных направлений изучаемых наук, если изменить задания. А  идея с фотографиями и последующей выставкой находит отклик в эмоциональном плане, что так важно для рефлексии детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Введение в изучение родного края", 2-4 класс

Рабочая программа по краеведению "Введение в изучение родного края", 2-4 класс...

Введение в изучение родного края (2 класс)

Примерное тематическое планирование по курсу "Введение в изучение родного края" во 2 классе....

организация деятельности учащихся по изучению родного края

даны рекомендации по организации деятельности учащихся младших классов по изучению родного края, приведена программа для 1-4 классов по изучению краеведческого материала...

Закрепление правописания слов со звонкими и глухими согласными. Изучение родного края.

Открытый урок окружного тура                                                ...

Формирование у младших школьников познавательного интереса к изучению родного края

Воспитать настоящих граждан – патриотов своей Родины невозможно без изучения истории родного края.  Школьники, участвуя в познавательной деятельности, приобретают знания об отдельном и...

Календарно-тематическое планирование "Введение в изучение родного края", "Школа России", 3 класс

Контрольно-тематическое планирование курса "Введение в изучение родного края". ОС "Школа России". 3 класс...