организация деятельности учащихся по изучению родного края
проект по теме

Аверьякова Надежда Николаевна

даны рекомендации по организации деятельности учащихся младших классов по изучению родного края, приведена программа для 1-4 классов по изучению краеведческого материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt_na_konkurs_microsoft_word.docx55.85 КБ

Предварительный просмотр:

областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Кафедра начального образования

Педагогический проект

Организация деятельности младших школьников по изучению родного края

         слушателя курсов

                            учителей начальных классов

 группы Н-10

                         учителя МАОУ СОШ №72

                                         Аверьяковой  Надежды Николаевны

Ульяновск

2013

Содержание

  1. Актуальность проблемы изучения родного края на уроках и во

внеурочной деятельности.

  1. Цель краеведческого образования в начальной школе.
  2. Формы организации деятельности младших школьников по изучению родного края.
  3. Формирование универсальных учебных действий в курсе изучения краеведческого материала.
  4. Планирование внеклассной работы по изучению родного края в 1- 4 классах.
  5. Диагностическое исследование результатов внеклассной работы.
  6. Заключение.
  7. Литература.

В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истории культуры, природы родного края. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. К сожалению, мы еще неумело используем сочетание программного и краеведческого материала с целью формирования у учащихся общечеловеческих ценностей, представлений о целостности мира, природы, человека.
Как учитель, я не случайно обратилась к проблеме использования краеведения на уроке и во внеурочной деятельности. Анализируя работу по природоведению, развитию устной и письменной речи на уроках чтения и русского языка, т.е. преподавания основных предметов, пришла к выводу, что учащиеся мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Но даже имеющийся небольшой объем материала носит абстрактный характер. Неконкретность приводит к сложности восприятия и понимания данного материала. Чтобы повысить познавательный интерес к истории края, его прошлого, настоящего и будущего, к природе родного края, я обратилась к анализу данной проблемы и поиску путей ее решения.
Для чего же следует изучать свой край? Что изучать? Как преподавать краеведческий материал?

Цель краеведческого образования определяется, прежде всего, возрастными познавательными возможностями. 
Начальная ступень - пропедевтический курс, который способствует осознанию важности окружающего его мира.
Вторая ступень - интеграция краеведения с другими учебными дисциплинами, т.е. использование местного материала как базы для освоения теоретических вопросов. При этом фрагментарное введение краеведческого материала в разные учебные дисциплины должно идти в логике основного краеведческого курса, в соответствии с его задачами.

Не менее важным этапом работы по краеведению является целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Большое значение имеет связь с социосредой (родителями, учреждениями города, способными помочь в освоении социальной, культурной, природной среды родного края). Такая организация краеведческой работы способствует осознанию своего места в окружающем мире ("Я - мой город"), значения родного края в истории и культуре России ("Я - мой город, мой край, мое Отечество"). Она не позволяет скатиться на позиции местничества при изучении края и в то же время содействует формированию гражданственности.
Для чего же изучается свой край в начальной школе? Остановлюсь на этом более подробно. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично

для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать и т.д.

Чем раньше ребенок начнет знакомиться с бытом, традициями своего народа, с прошлым родного края, процессом его развития, тем быстрее будет занесен в души маленьких граждан «вирус» сопричастности любви к Родине и гордость за принадлежность к великому, мудрому, трудолюбивому русскому народу, а без этого невозможно воспитание патриота, защитника и созидателя.
Необходимо развивать патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность, углублять знания и представления об окружающем мире через практическую краеведческую деятельность.

Общим предметом изучения является природа, население, хозяйство, историческое прошлое, искусство, культура Ульяновского края..
Цель краеведческого образования - формирование знаний, умений и ценностных ориентации, соответствующих культуросообразному поведению в нашей стране и регионе, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории родного края.
Задачи краеведческого образования:
Формирование культуры поведения, понимание особенностей нашего региона на основе формирования системы знаний о природе нашего края, его истории, населения, быте, культуре.
Формирование представлений о ценности литературных и художественных произведений как источника познания культуры и истории родного края.
Воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиций Ульяновской области..
Развитие творческих способностей, научно-исследовательских умений средствами региональной культуры

Краеведческий материал сочетает в себе обучающие, воспитывающие и развивающие функции.
Объем краеведческого материала может быть разным и зависит от значимости местных памятников и событий в истории страны, от исторически сложившихся условий края, его изученности.

А формы работы могут быть различными:
1. Игры – путешествия.
2. Занятия- исследования.
3. Экскурсии.

4. Аукционы знаний.
5. Практические занятия.
6. Праздники, связанные с народными традици

7. Поисковая работа                                    
8. Встречи с интересными людьми.

Работая много лет в школе, я поняла, что все мероприятия по краеведческой тематике необходимо привести в систему. Я спланировала мероприятия по календарным месяцам на каждый учебный год. Такая работа помогает видеть результаты моей работы, дает всю картину по усвоению краеведческих знаний, помогает планировать работу на уроке и во внеурочное время. На основе этого плана учителя в 5 классе будут знать о том, что уже пройдено и над чем необходимо работать в следующем классе, т.е. соблюдается преемственность в изучении родного края.

Краеведческий материал ценен не только в воспитательном значении, он способствует развитию личностно-ориентированного подхода в решении воспитательных задач в начальной школе, что позволяет значительно расширить возможности развития ребенка сообразно его способностям, возможностям, наклонностям; формировать саморазвивающуюся личность путем развития самостоятельности, самоорганизации, саморазвития, самореализации; развивать интеллект детей и эмоциональное восприятие ими действительности; гармонично развивать личный потенциал каждого учащегося.

Краеведческая работа способствует развитию специальных литературных и художественно-прикладных способностей детей. Есть возможность проявить творческое мышление, почувствовать себя значимым для коллектива. Краеведческая направленность способствует формированию творческой личности.

Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим, изучение родного края целесообразно рассматривать как ряд этапов. Так во 2 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребёнка

природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. Программа обучения в 3 и 4 классах построена таким образом, что получаемые знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.

На протяжении всех лет обучения в начальной школе учащиеся под руководством учителя могут собрать данные о себе, о своей семье, о месте проживания и т. п. в отдельный альбом, который вручается в качестве подарка ученику на прощальном вечере с начальной школой.

Þ  При изучении природы и истории родного края в начальной школе должны проводиться экскурсии по местности (городу, селу) и в музеи. На них ученики познакомятся с памятниками природы, с подлинными предметами истории, находками археологов, а также с макетами, реконструкциями исторических реалий, архитектурных сооружений.

Þ  В процессе обучения учащиеся, под руководством учителя, учатся выполнять проектные и исследовательские работы, которые, могут стать экспонатами классных, школьных выставок. Такой метод познания

способствует целостности восприятия мира; активизирует развитие познавательных способностей детей, способствует формированию содержательных обобщений и понятий.

Þ  Неотрывной частью воспитания является внеклассная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа.

Я предлагаю программу по изучению родного края на 4 года. Данные мероприятия позволяют учителю спланировать работу на каждый месяц, неделю.

В процессе работы по данной  программе  учащиеся должны:

иметь представления:

-  о связях между живой и неживой природой родного края;

-  о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ульяновской области;

-  об истории человека в древние времена, проживающего на Ульяновской земле;

-  об истории родного края;

знать:

-  объекты неживой и живой природы Ульяновской области;

-  особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;

-  водоёмы Ульяновской области и их значение в хозяйстве;

-  полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;

-  правила поведения в природе и меры её охраны в Ульяновской области;

-  государственную символику Ульяновской области, своего района;

-  важнейшие события в истории родного края;

-  народы, населяющие Ульяновскую область (не менее трёх);

-  родственные связи в семье;

-  правила поведения в общественных местах и на улице;

уметь:

-  различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);

-  различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);

-  узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;

-  приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);

-  приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);

-  описывать наиболее важные события истории родного края;

-  рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);

-  показывать на карте Ульяновской области границу области, крупные города и своё местонахождение;

-  приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ульяновской области;

могут научиться:

1. личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:

- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;

-  объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;

2. регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:

- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);

- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;

- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;

- оценивать собственные знания и умения;

- доводить дело до конца.

3. познавательным универсальным учебным действиямвключающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:

-  находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований

и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ульяновской области как источник информации;

-  проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;

-  ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

4. коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:

- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед

школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;

.Создавая свой план, я учитывала необходимость разнообразить формы и методы работы от класса к классу. Данное планирование можно пополнять и изменять в условиях своего учебного заведения, учитывая наличие разнообразных объектов и учреждений, которые привлекаются для реализации задач программы.

Планирование внеклассной краеведческой работы в начальной школе

Период

Тема

Формы деятельности

1класс

Сентябрь

Праздник «В царстве цветов»

Загадки, конкурсы стихотворений, рисунков, пословиц о цветах, песен.

Оформление азбуки цветов.

Конкурс на лучший букет.

Октябрь

«Чудеса в твоем доме»

Экскурсия в школьный сад.

Беседы о растениях и животных родного края

Рассказ о домашнем питомце.

Знакомство с комнатными растениями.

Ноябрь

Ноябрь – ворота зимы.

О климате нашего края.

Пришла зима- открывай ворота.

Моя улица и дом.

 Памятники природы Ульяновска -обзорная экскурсия по городу.

Декабрь

Праздник «Ах, какая елочка!».

Конкурс «Угадай загадки».

Песни и стихи о елочке.

Экскурсия к зимней елке.

Чтение и обсуждение рассказа «Некрасивая елка»

Январь

«Синичкин календарь»

Беседа «Покормите птиц зимой»

Изготовление и установка простейших птичьих кормушек.

Фотовыставка «Птицы -наши друзья».

Составление птичьей азбуки.

Февраль

Родина моя - мой любимый край.

Мой папа на работе.

Выставка картин и репродукций –экскурсия в выставочный зал «Радуга».

Экскурсия в парк-катание на лыжах.

Март

Праздник «Русская березка»

«Моя мама лучше всех»

Стихи и песни о березке.

Выставка рисунков «Люблю березку русскую…».

Мамина работа-экскурсия.

Сюрприз для мам –творческая мастерская.

Апрель

Заочное путешествие «Здравствуй , родина моя!»

Экскурсия в музей.

Исследовательская работа

Трудовой десант «Школьный двор родной»

Май

Волга – матушка река.

Экскурсия к Волге.

Сбор в городской библиотеке.

Наша улица родная-экскурсия по микрорайону.

Выставка книг «Лето-чудесная пора»

2 класс

Сентябрь

Час природы «Лес –наше богатство»

Утренник «Что нам лето подарило».

Выставка поделок из природного материала, оформление композиций из листьев, ягод и т.д.

Экскурсия в лес.

Октябрь

История Ульяновской области.

Экскурсия по историческим местам города.

Чье имя носит твоя улица? –исследование.

Моя семья и наш город.

Ноябрь

Заседание всезнаек «Зимующие птицы нашего края».

Викторина о природе «Знаешь ли ты родной край ?»

Участие в конкурсе «Симбирский эрудит».

Конкурс рисунков о птицах нашего края.

Декабрь

Городской конкурс фотопроектов «Зима в родном краю».

Выставка фотографий о родном крае.

Беседа «Редкие и исчезающие животные родного края».

Зима в изображении художников, композиторов, писателей и поэтов.

Январь

Наш край – столица культуры.

Экскурсия в музей.

Что такое филармония?

Мои родители на работе –экскурсия, презентация учащихся, выступление родителей в классе.

Февраль

«Я расскажу об интересном».

Как живешь, мой милый друг?- о жизни братьев наших меньших.

Чудеса на подоконнике – об интересных растениях.

Творческая мастерская «Зеленый пылесос».

Март

Праздник «Весна –красна, приходи в гости к нам»

Растения Красной книги - береги и охраняй!

Конкурс стихотворений о маме и бабушке.

Какой была моя мама в детстве -исследовательский проект.

Апрель

«Зеленая аптека»

Как лечили нас бабушки - о народных рецептах

О лекарственных растениях области.

«Спаси и помоги!!» - о животных Красной книги Ульяновской  области.

Май

Классный час «Если посмотреть вокруг».

«Знаешь ли ты?» -викторина на поляне.

Навстречу прекрасному –посещение занятий Радуга (выставочный зал).

3класс

Сентябрь

«Лето нам открыло тайны».

Сбор семян растений, оформление гербария,

выставка поделок.

Экскурсия в зоопарк (цирк)

Октябрь

«Умелые руки не знают скуки» - десант в парк Прибрежный.

«Наведем порядок на планете» - трудовой десант с родителями.

Конкурс стихов, рисунков «Золотая осень».

Обзор картин известных художников об осени.

Ноябрь

Десант умельцев –развешивание домиков и кормушек для птиц.

Птицы области в Красной книге -презентация учеников.

Зимний пейзаж «Первый снег» –выставка-конкурс рисунков.

Декабрь

Новогодний карнавал «Елочка в парке».

Выпуск газеты «Зимний следопыт».

Заседание НОУ –работа над проектом.

«У карты родного края»

Январь

Час природы «Почему их так назвали?»

Составление классного журнала о происхождении названий птиц.

Олимпиада «Знаешь ли ты свой край».

Участие в конкурсе журнала «Симбик».

Февраль

Встреча любознаек –заседание «Кто где живет?»

Встреча с интересными людьми- «Твоя семья и награды в твоем доме».

Библиотечные встречи «О наших земляках».

Конкурс сочинений «Моя история семьи».

Март

Праздник «Весна красна».

Литературная композиция «Наш прекрасный край весной».

«Волга – колыбель России» -

Музыканты и композиторы о весне.

Апрель

«В воде и у воды»

«Что растет в воде и кто живет в воде?» -исследовательская работа, проекты детей.

Экологический марафон «Их нужно беречь».

Десант к реке, озеру, пруду.

Май

День рождения – славный праздник.

Экскурсия по городу.

Выставка рисунков, книг об Ульяновской земле!

История города Симбирска – детская конференция.

Утренник «Волга, Волга, слава тебе!»

Лучший город на планете! – сочинения о родине.

4 класс

Сентябрь

«Что нам осень принесла?» - выставка даров природы.

Литературный марафон «Угадай по описанию».

Проект «Мой любимый летний уголок».

«Где ты был и что нового узнал за лето» - классная конференция.

Октябрь

Осенний бал «Люблю я пышное природы увяданье» (в рамках НОУ).

Конкурс «Угадай-ка».

Сочинение «Мой город, я тебя люблю!»

Экскурсия в музей пожарной охраны.

Ноябрь

«Помоги своим друзьям – галкам, дятлам, воробьям»

Десант в парки и скверы города с кормушками, домиками.

Экологический проект «Чистота родного края».

Красная книга природы Ульяновской области.

Декабрь

Зима – зимушка, зима! Что ты детям принесла?

Экскурсия с родителями в парк –катание на санках, лыжах, коньках.

Новогодняя сказка –концерт -смотр детских талантов.

«Снеговик пришел к нам в школу» - участие в лепке снежных баб.

Январь

Фотоконкурс «Зима в наш край пришла».

Самый лучший фотограф –выставка фото о природе нашего края.

Как помочь природе? –исследование и наблюдение.

Февраль

Знаешь ли ты свой край?

Улицы нашего города – земляки-герои.

Моя семья в годы войны – рассказ, проект, презентация.

Город Ульяновск в будущем –проекты детей, рисунки, сочинения.

Март

Мама моей мамы, как тебе живется?

История моей семьи – классный праздник.

Конкурс чтецов «Бабушка родная».

Конкурс бабушек – помоги внуку(внучке).

Апрель

Экологический фестиваль «Чистота родного края»

Проекты  учеников на экологическую тему.

Творческая лаборатория.

Сделаем город чище – школьный десант .

Май

Что дает наш край стране?

Конференция учащихся, защита проектов, оформление выставок с творческими работами учащихся.

Выставка книг об Ульяновске.

Тест «Что мы знаем о своем городе, о своей стране, о своей планете?

1.Закончи предложения:

Моя страна-

Мой город

Моя улица

Мой дом

Моя квартира                                                                      1балл

2. Выбери правильный ответ:

а) Земля намного меньше Солнца;

б) Земля намного больше Солнца.                                    1 балл

3. Какой город не относится к России? Подчеркни.        3 балла

Москва, Самара, Ульяновск, Париж, Димитровград, Саратов.

4.Допиши слово:                                                                  3 балла

Улица+улица+улица=город

Город+город+город=страна

Страна+страна+страна= ?

5. Какие  памятные места города тебе знакомы?              1 балл

На стартовой диагностике предлагаю следующий тест, который показывает уровень осведомленности, знания или незнания материала. Исходя из практики, могу сказать, что приходящие в школу дети обладают очень скудными знаниями. Они могут назвать город, часто путая со страной, более половины класса называют адрес, и на этом, в основном, их познания об окружающем мире исчерпываются. Поэтому для учителя открывается широкое поле деятельности, которое необходимо пополнить необходимыми сведениями. Этот же тест даю повторно в конце года, и вижу результаты своего труда. Результаты стартовой диагностики  привожу ниже в таблице.

Стартовая диагностика для 1 класса Б

«Что я знаю о своем городе, стране, планете?»

№п/п

Ученик

1

2

3

4

5

Всего баллов

1.

Наташа А.

5

1

3

3

5

17

2.

Елизавета Б.

5

1

3

3

5

17

3.

Анастасия Б.

3

1

0

0

4

8

4.

Снежана В.

4

1

3

0

6

14

5.

Максим В.

3

1

0

0

5

9

6.

Маргарита В.

4

0

3

3

4

14

7.

Дарья Г.

3

0

0

0

4

7

8.

Илья Е.

4

0

0

0

5

9

9.

Семен Ж.

5

1

3

3

6

18

10.

Зинаида З.

3

0

3

0

4

10

11.

Мария И.

2

0

0

0

2

4

12.

Артем К.

3

0

3

0

4

10

13.

Арина М.

5

1

3

3

7

19

14.

Екатерина М.

3

0

3

3

4

13

15.

Артем Н.

4

1

3

3

5

16

16.

Елизавета П.

3

0

0

0

3

6

17.

Анатолий П.

4

0

3

0

4

11

18.

Полина Р.

3

0

3

0

3

9

19.

Александр С.

3

0

3

0

3

9

20.

Данила Т.

2

0

0

0

2

4

21.

Дарья Т.

2

0

0

3

2

7

22.

Анна У.

2

0

0

0

2

4

23.

Артем Ф.

2

0

0

3

3

8

24.

Алина Х.

4

1

3

3

5

16

25.

Мария Ш.

5

1

3

3

5

17

26.

Егор Ю.

4

1

3

3

4

15

Критерии :

 до 10 баллов – низкий уровень -12 человек

От 10 до 15баллов – средний -8 человек

Свыше 15 баллов - высокий  - 6 человек

Опираясь на данные показатели, легко увидеть вопросы, над которыми необходимо работать учителю и родителям. В течение года проводились классные часы «Симбирский край - моя родина», «Улица, на которой ты живешь», «Безопасный путь домой», экскурсии по городу, в парк, школьный сад. На уроках и во внеурочное время изучалось много материала о родном городе. Дети участвовали в викторине «Знаешь ли ты свой город». Все  мероприятия были направлены на формирование универсальных учебных  действий. При диагностировании итоговом результаты меня порадовали: тот же тест был проведен в апреле месяце и он показал высокий результат-из 26 опрошенных -75% учащихся показали высокий уровень, 22% -средний, а оставшиеся 3% -низкий уровень. Работа дает свои результаты, но есть над чем работать в следующем году.

При изучении водоемов родного края провожу диагностическое исследование, которое дает полную картину имеющихся знаний о родном крае. Данный тест был выполнен 24 учащимися 3 класса в начале учебного года. Он показал  высокий уровень -20%, средний –25%, и оставшиеся дети имели низкий уровень осведомленности. При систематической работе по развитию краеведческих знаний этот же тест в конце 3 класса показал удивительные результаты: из 26 учащихся 50% показали высокий результат, 38% -средний уровень, 12% детей знания по данной теме не усвоили. Это дает учителю возможность коррекции в следующем году, привлекая данных детей к работе именно в этом направлении. Незнание дает толчок к познанию. Правильно спланированная работа учителя выявить детей

 которые упустили данный  материал по ряду причин, и направить их деятельность на восполнение пробела. Мероприятия, проводимые в школе и классе дают возможность скорректировать полученный результат и добиться новых лучших результатов.

Тест «Знаешь ли ты водоемы?»

  1. Какие водоемы ты знаешь? Перечисли и напиши названия (2-3)

Естественные – искусственные.

  1. Какие рыбы водятся в водоемах нашего края?  Выбери из списка: акула, сом, сазан, кит, лещ, карась, скумбрия, сельдь, щука.
  2. Допиши предложения:

Мой город стоит на реке…

Река впадает в …

В нашей области протекают реки…

  1. Как путешествует вода? Соедини стрелками: река  море  ручей
  2. Правильно ли рассуждает ученик: «В речке вода соленая, а в море пресная, то есть не соленая. Значит,  из моря можно пить воду. Как думаешь ты?

В данный момент работаю со 2 классом по новым стандартам второго поколения и понимаю, что необходимо менять формы работы и методы- в основу должен лечь системно-деятельностный подход, Только в действии и под руководством учителя-наставника дети могут самостоятельно использовать различные источники информации для решения заданной задачи. В условиях городской школы есть достаточно много средств для реализации поставленных задач. Краеведческ4ая работа должна вестись учителями и воспитателями систематически, целенаправленно от класса к классу усложняя содержание работы. Только при данных условиях мы сможем  воспитать личностные качества нового ученика –ученика

думающего, рассуждающего, доказывающего свой выбор, умеющего ориентироваться в окружающем мире, способного жить в меняющемся мире и уметь делать выводы, обобщения.

Данные рекомендации учителя могут применять в своих школах, использовать во внеурочных занятиях, подходить творчески к данной теме. Но работать над этой темой необходимо, так как знать и изучать свой родной край необходимо. Мы воспитываем патриотов своей Родины, а воспитание должно начинаться с его изучения. Только тогда человек начнет уважать себя, своих родителей, свою родину, когда он изучит истоки, происхождение, историю возникновения и развития. Именно тогда у него сформируется чувство сопричастности и  гражданства, желания защищать и оберегать все то, что его окружает. Мы работаем с маленькими гражданами своей страны, и в наших силах воспитать настоящих патриотов своего края, страны.

Литература

  1. Кропочева Т.Б. Дидактические игры на уроках природоведения, Новокузнецк, 1997.
  2. Плешаков А.А. «Учебное пособие Природа для начальной школы», Вентана-Граф.
  3. Азбука юного ульяновского школьника, или путешествие по родному краю /         С.Ю. Прохорова, Е.А. Хасьянова. – М.: «Планета», 2013. – 128с.
  4. . Венок Н.М. Языкову. Сборник: – Ульяновск: «Симбирская книга», 2002. – 80 с.
  5.  Волкова П.И., Тихонова А.Ю. Занимательное краеведение: учебно-методическое пособие. В 2 частях [Текст] / П.И. Волкова, А.Ю. Тихонова. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2007.
  6.  Карпова Т.А. Лето веселого цвета: Стихи. – Ульяновск: Издатель Качалин А.В., 2009. – 48 с.
  7.  Край прелестный – это ты...: Учебная хрестоматия по литературному краеведению / Составитель В.Н. Янушевский. – Ульяновск: ИПКПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2000. – 256 с.
  8.  Родное слово (фольклор, язык, литература): Учебное пособие / Под ред. В.Н. Яну-шевского. – Ульяновск: ИПКПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2001. – 224 с.
  9. Тихонова А.Ю. Региональная культура: образовательный аспект: монография [Текст] / А.Ю. Тихонова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2006.
  10.  Тихонова А.Ю. Этнология Симбирско-Ульяновского региона: учебно-методическое пособие [Текст] / А.Ю. Тихонова. – Ульяновск: УлГУ, 2008.
  11.  Тихонова, А.Ю. Баягине: учеб.-метод. пособие по приобщению учащихся начальных классов к этнокультурным традициям мордвы-эрзя / А.Ю. Тихонова, А.Ф. Сударева,          О.В. Салмина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2010. 100 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация деятельности учащихся при изучении длины.

на основе материалов методического пособия Овчинниковой М.В. Методика изучения темы «Величины» на уроках математики в начальных классах...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА "ОРКСЭ"

В презентации дается классификация интерактивных технологий обучения, их использование на уроках ОРКСЭ в 4 классе...

Особенности организации деятельности учащихся на уроках математики при изучении темы «Решение задач» по учебнику Н.Б. Истоминой

Реферат по теме самообразования, представленный МО учителей начальной школы в 2013 году....

Программа внеурочной деятельности по краеведению «Тропинками родного края» для учащихся 1-4 классов.

Программа  внеурочной деятельности по краеведению «Тропинками родного края»  для учащихся 1-4 классов.  рассчитана на 4 года обучения. Ее новизна заключается в объедине...

Приемы организации деятельности младших школьников по изучению родного края.

Формирование межкультурной компетенции на основе краеведческого материала....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ОРКСЭ»

Использование интерактивных форм организации учебно-воспитательной деятельности обучающихся при изучении курса ОРКСЭ позволяет в полном объеме решать задачи обучения, сформулированные в новом пок...

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ РОДНОГО КРАЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

          Язык является важнейшим источником познания истории и культуры народа, он несет в себе социокультурную информацию, хранит сведения об этносе, этапах и особенн...