организация деятельности учащихся по изучению родного края
проект по теме
даны рекомендации по организации деятельности учащихся младших классов по изучению родного края, приведена программа для 1-4 классов по изучению краеведческого материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt_na_konkurs_microsoft_word.docx | 55.85 КБ |
Предварительный просмотр:
областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Кафедра начального образования
Педагогический проект
Организация деятельности младших школьников по изучению родного края
слушателя курсов
учителей начальных классов
группы Н-10
учителя МАОУ СОШ №72
Аверьяковой Надежды Николаевны
Ульяновск
2013
Содержание
- Актуальность проблемы изучения родного края на уроках и во
внеурочной деятельности.
- Цель краеведческого образования в начальной школе.
- Формы организации деятельности младших школьников по изучению родного края.
- Формирование универсальных учебных действий в курсе изучения краеведческого материала.
- Планирование внеклассной работы по изучению родного края в 1- 4 классах.
- Диагностическое исследование результатов внеклассной работы.
- Заключение.
- Литература.
В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истории культуры, природы родного края. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. К сожалению, мы еще неумело используем сочетание программного и краеведческого материала с целью формирования у учащихся общечеловеческих ценностей, представлений о целостности мира, природы, человека.
Как учитель, я не случайно обратилась к проблеме использования краеведения на уроке и во внеурочной деятельности. Анализируя работу по природоведению, развитию устной и письменной речи на уроках чтения и русского языка, т.е. преподавания основных предметов, пришла к выводу, что учащиеся мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Но даже имеющийся небольшой объем материала носит абстрактный характер. Неконкретность приводит к сложности восприятия и понимания данного материала. Чтобы повысить познавательный интерес к истории края, его прошлого, настоящего и будущего, к природе родного края, я обратилась к анализу данной проблемы и поиску путей ее решения.
Для чего же следует изучать свой край? Что изучать? Как преподавать краеведческий материал?
Цель краеведческого образования определяется, прежде всего, возрастными познавательными возможностями.
Начальная ступень - пропедевтический курс, который способствует осознанию важности окружающего его мира.
Вторая ступень - интеграция краеведения с другими учебными дисциплинами, т.е. использование местного материала как базы для освоения теоретических вопросов. При этом фрагментарное введение краеведческого материала в разные учебные дисциплины должно идти в логике основного краеведческого курса, в соответствии с его задачами.
Не менее важным этапом работы по краеведению является целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Большое значение имеет связь с социосредой (родителями, учреждениями города, способными помочь в освоении социальной, культурной, природной среды родного края). Такая организация краеведческой работы способствует осознанию своего места в окружающем мире ("Я - мой город"), значения родного края в истории и культуре России ("Я - мой город, мой край, мое Отечество"). Она не позволяет скатиться на позиции местничества при изучении края и в то же время содействует формированию гражданственности.
Для чего же изучается свой край в начальной школе? Остановлюсь на этом более подробно. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично
для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать и т.д.
Чем раньше ребенок начнет знакомиться с бытом, традициями своего народа, с прошлым родного края, процессом его развития, тем быстрее будет занесен в души маленьких граждан «вирус» сопричастности любви к Родине и гордость за принадлежность к великому, мудрому, трудолюбивому русскому народу, а без этого невозможно воспитание патриота, защитника и созидателя.
Необходимо развивать патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность, углублять знания и представления об окружающем мире через практическую краеведческую деятельность.
Общим предметом изучения является природа, население, хозяйство, историческое прошлое, искусство, культура Ульяновского края..
Цель краеведческого образования - формирование знаний, умений и ценностных ориентации, соответствующих культуросообразному поведению в нашей стране и регионе, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории родного края.
Задачи краеведческого образования:
Формирование культуры поведения, понимание особенностей нашего региона на основе формирования системы знаний о природе нашего края, его истории, населения, быте, культуре.
Формирование представлений о ценности литературных и художественных произведений как источника познания культуры и истории родного края.
Воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиций Ульяновской области..
Развитие творческих способностей, научно-исследовательских умений средствами региональной культуры
Краеведческий материал сочетает в себе обучающие, воспитывающие и развивающие функции.
Объем краеведческого материала может быть разным и зависит от значимости местных памятников и событий в истории страны, от исторически сложившихся условий края, его изученности.
А формы работы могут быть различными:
1. Игры – путешествия.
2. Занятия- исследования.
3. Экскурсии.
4. Аукционы знаний.
5. Практические занятия.
6. Праздники, связанные с народными традици
7. Поисковая работа
8. Встречи с интересными людьми.
Работая много лет в школе, я поняла, что все мероприятия по краеведческой тематике необходимо привести в систему. Я спланировала мероприятия по календарным месяцам на каждый учебный год. Такая работа помогает видеть результаты моей работы, дает всю картину по усвоению краеведческих знаний, помогает планировать работу на уроке и во внеурочное время. На основе этого плана учителя в 5 классе будут знать о том, что уже пройдено и над чем необходимо работать в следующем классе, т.е. соблюдается преемственность в изучении родного края.
Краеведческий материал ценен не только в воспитательном значении, он способствует развитию личностно-ориентированного подхода в решении воспитательных задач в начальной школе, что позволяет значительно расширить возможности развития ребенка сообразно его способностям, возможностям, наклонностям; формировать саморазвивающуюся личность путем развития самостоятельности, самоорганизации, саморазвития, самореализации; развивать интеллект детей и эмоциональное восприятие ими действительности; гармонично развивать личный потенциал каждого учащегося.
Краеведческая работа способствует развитию специальных литературных и художественно-прикладных способностей детей. Есть возможность проявить творческое мышление, почувствовать себя значимым для коллектива. Краеведческая направленность способствует формированию творческой личности.
Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим, изучение родного края целесообразно рассматривать как ряд этапов. Так во 2 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребёнка
природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. Программа обучения в 3 и 4 классах построена таким образом, что получаемые знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.
На протяжении всех лет обучения в начальной школе учащиеся под руководством учителя могут собрать данные о себе, о своей семье, о месте проживания и т. п. в отдельный альбом, который вручается в качестве подарка ученику на прощальном вечере с начальной школой.
Þ При изучении природы и истории родного края в начальной школе должны проводиться экскурсии по местности (городу, селу) и в музеи. На них ученики познакомятся с памятниками природы, с подлинными предметами истории, находками археологов, а также с макетами, реконструкциями исторических реалий, архитектурных сооружений.
Þ В процессе обучения учащиеся, под руководством учителя, учатся выполнять проектные и исследовательские работы, которые, могут стать экспонатами классных, школьных выставок. Такой метод познания
способствует целостности восприятия мира; активизирует развитие познавательных способностей детей, способствует формированию содержательных обобщений и понятий.
Þ Неотрывной частью воспитания является внеклассная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа.
Я предлагаю программу по изучению родного края на 4 года. Данные мероприятия позволяют учителю спланировать работу на каждый месяц, неделю.
В процессе работы по данной программе учащиеся должны:
иметь представления:
- о связях между живой и неживой природой родного края;
- о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ульяновской области;
- об истории человека в древние времена, проживающего на Ульяновской земле;
- об истории родного края;
знать:
- объекты неживой и живой природы Ульяновской области;
- особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
- водоёмы Ульяновской области и их значение в хозяйстве;
- полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
- правила поведения в природе и меры её охраны в Ульяновской области;
- государственную символику Ульяновской области, своего района;
- важнейшие события в истории родного края;
- народы, населяющие Ульяновскую область (не менее трёх);
- родственные связи в семье;
- правила поведения в общественных местах и на улице;
уметь:
- различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);
- различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
- узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
- приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
- приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
- описывать наиболее важные события истории родного края;
- рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
- показывать на карте Ульяновской области границу области, крупные города и своё местонахождение;
- приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ульяновской области;
могут научиться:
1. личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:
- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
- объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;
2. регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:
- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
- оценивать собственные знания и умения;
- доводить дело до конца.
3. познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
- находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований
и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ульяновской области как источник информации;
- проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
- ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
4. коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед
школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;
.Создавая свой план, я учитывала необходимость разнообразить формы и методы работы от класса к классу. Данное планирование можно пополнять и изменять в условиях своего учебного заведения, учитывая наличие разнообразных объектов и учреждений, которые привлекаются для реализации задач программы.
Планирование внеклассной краеведческой работы в начальной школе
Период | Тема | Формы деятельности |
1класс | ||
Сентябрь | Праздник «В царстве цветов» | Загадки, конкурсы стихотворений, рисунков, пословиц о цветах, песен. Оформление азбуки цветов. Конкурс на лучший букет. |
Октябрь | «Чудеса в твоем доме» | Экскурсия в школьный сад. Беседы о растениях и животных родного края Рассказ о домашнем питомце. Знакомство с комнатными растениями. |
Ноябрь | Ноябрь – ворота зимы. | О климате нашего края. Пришла зима- открывай ворота. Моя улица и дом. Памятники природы Ульяновска -обзорная экскурсия по городу. |
Декабрь | Праздник «Ах, какая елочка!». | Конкурс «Угадай загадки». Песни и стихи о елочке. Экскурсия к зимней елке. Чтение и обсуждение рассказа «Некрасивая елка» |
Январь | «Синичкин календарь» | Беседа «Покормите птиц зимой» Изготовление и установка простейших птичьих кормушек. Фотовыставка «Птицы -наши друзья». Составление птичьей азбуки. |
Февраль | Родина моя - мой любимый край. | Мой папа на работе. Выставка картин и репродукций –экскурсия в выставочный зал «Радуга». Экскурсия в парк-катание на лыжах. |
Март | Праздник «Русская березка» «Моя мама лучше всех» | Стихи и песни о березке. Выставка рисунков «Люблю березку русскую…». Мамина работа-экскурсия. Сюрприз для мам –творческая мастерская. |
Апрель | Заочное путешествие «Здравствуй , родина моя!» | Экскурсия в музей. Исследовательская работа Трудовой десант «Школьный двор родной» |
Май | Волга – матушка река. | Экскурсия к Волге. Сбор в городской библиотеке. Наша улица родная-экскурсия по микрорайону. Выставка книг «Лето-чудесная пора» |
2 класс | ||
Сентябрь | Час природы «Лес –наше богатство» | Утренник «Что нам лето подарило». Выставка поделок из природного материала, оформление композиций из листьев, ягод и т.д. Экскурсия в лес. |
Октябрь | История Ульяновской области. | Экскурсия по историческим местам города. Чье имя носит твоя улица? –исследование. Моя семья и наш город. |
Ноябрь | Заседание всезнаек «Зимующие птицы нашего края». | Викторина о природе «Знаешь ли ты родной край ?» Участие в конкурсе «Симбирский эрудит». Конкурс рисунков о птицах нашего края. |
Декабрь | Городской конкурс фотопроектов «Зима в родном краю». | Выставка фотографий о родном крае. Беседа «Редкие и исчезающие животные родного края». Зима в изображении художников, композиторов, писателей и поэтов. |
Январь | Наш край – столица культуры. | Экскурсия в музей. Что такое филармония? Мои родители на работе –экскурсия, презентация учащихся, выступление родителей в классе. |
Февраль | «Я расскажу об интересном». | Как живешь, мой милый друг?- о жизни братьев наших меньших. Чудеса на подоконнике – об интересных растениях. Творческая мастерская «Зеленый пылесос». |
Март | Праздник «Весна –красна, приходи в гости к нам» | Растения Красной книги - береги и охраняй! Конкурс стихотворений о маме и бабушке. Какой была моя мама в детстве -исследовательский проект. |
Апрель | «Зеленая аптека» | Как лечили нас бабушки - о народных рецептах О лекарственных растениях области. «Спаси и помоги!!» - о животных Красной книги Ульяновской области. |
Май | Классный час «Если посмотреть вокруг». | «Знаешь ли ты?» -викторина на поляне. Навстречу прекрасному –посещение занятий Радуга (выставочный зал). |
3класс | ||
Сентябрь | «Лето нам открыло тайны». | Сбор семян растений, оформление гербария, выставка поделок. Экскурсия в зоопарк (цирк) |
Октябрь | «Умелые руки не знают скуки» - десант в парк Прибрежный. | «Наведем порядок на планете» - трудовой десант с родителями. Конкурс стихов, рисунков «Золотая осень». Обзор картин известных художников об осени. |
Ноябрь | Десант умельцев –развешивание домиков и кормушек для птиц. | Птицы области в Красной книге -презентация учеников. Зимний пейзаж «Первый снег» –выставка-конкурс рисунков. |
Декабрь | Новогодний карнавал «Елочка в парке». | Выпуск газеты «Зимний следопыт». Заседание НОУ –работа над проектом. «У карты родного края» |
Январь | Час природы «Почему их так назвали?» | Составление классного журнала о происхождении названий птиц. Олимпиада «Знаешь ли ты свой край». Участие в конкурсе журнала «Симбик». |
Февраль | Встреча любознаек –заседание «Кто где живет?» | Встреча с интересными людьми- «Твоя семья и награды в твоем доме». Библиотечные встречи «О наших земляках». Конкурс сочинений «Моя история семьи». |
Март | Праздник «Весна красна». | Литературная композиция «Наш прекрасный край весной». «Волга – колыбель России» - Музыканты и композиторы о весне. |
Апрель | «В воде и у воды» | «Что растет в воде и кто живет в воде?» -исследовательская работа, проекты детей. Экологический марафон «Их нужно беречь». Десант к реке, озеру, пруду. |
Май | День рождения – славный праздник. | Экскурсия по городу. Выставка рисунков, книг об Ульяновской земле! История города Симбирска – детская конференция. Утренник «Волга, Волга, слава тебе!» Лучший город на планете! – сочинения о родине. |
4 класс | ||
Сентябрь | «Что нам осень принесла?» - выставка даров природы. | Литературный марафон «Угадай по описанию». Проект «Мой любимый летний уголок». «Где ты был и что нового узнал за лето» - классная конференция. |
Октябрь | Осенний бал «Люблю я пышное природы увяданье» (в рамках НОУ). | Конкурс «Угадай-ка». Сочинение «Мой город, я тебя люблю!» Экскурсия в музей пожарной охраны. |
Ноябрь | «Помоги своим друзьям – галкам, дятлам, воробьям» | Десант в парки и скверы города с кормушками, домиками. Экологический проект «Чистота родного края». Красная книга природы Ульяновской области. |
Декабрь | Зима – зимушка, зима! Что ты детям принесла? | Экскурсия с родителями в парк –катание на санках, лыжах, коньках. Новогодняя сказка –концерт -смотр детских талантов. «Снеговик пришел к нам в школу» - участие в лепке снежных баб. |
Январь | Фотоконкурс «Зима в наш край пришла». | Самый лучший фотограф –выставка фото о природе нашего края. Как помочь природе? –исследование и наблюдение. |
Февраль | Знаешь ли ты свой край? | Улицы нашего города – земляки-герои. Моя семья в годы войны – рассказ, проект, презентация. Город Ульяновск в будущем –проекты детей, рисунки, сочинения. |
Март | Мама моей мамы, как тебе живется? | История моей семьи – классный праздник. Конкурс чтецов «Бабушка родная». Конкурс бабушек – помоги внуку(внучке). |
Апрель | Экологический фестиваль «Чистота родного края» | Проекты учеников на экологическую тему. Творческая лаборатория. Сделаем город чище – школьный десант . |
Май | Что дает наш край стране? | Конференция учащихся, защита проектов, оформление выставок с творческими работами учащихся. Выставка книг об Ульяновске. |
Тест «Что мы знаем о своем городе, о своей стране, о своей планете?
1.Закончи предложения:
Моя страна-
Мой город
Моя улица
Мой дом
Моя квартира 1балл
2. Выбери правильный ответ:
а) Земля намного меньше Солнца;
б) Земля намного больше Солнца. 1 балл
3. Какой город не относится к России? Подчеркни. 3 балла
Москва, Самара, Ульяновск, Париж, Димитровград, Саратов.
4.Допиши слово: 3 балла
Улица+улица+улица=город
Город+город+город=страна
Страна+страна+страна= ?
5. Какие памятные места города тебе знакомы? 1 балл
На стартовой диагностике предлагаю следующий тест, который показывает уровень осведомленности, знания или незнания материала. Исходя из практики, могу сказать, что приходящие в школу дети обладают очень скудными знаниями. Они могут назвать город, часто путая со страной, более половины класса называют адрес, и на этом, в основном, их познания об окружающем мире исчерпываются. Поэтому для учителя открывается широкое поле деятельности, которое необходимо пополнить необходимыми сведениями. Этот же тест даю повторно в конце года, и вижу результаты своего труда. Результаты стартовой диагностики привожу ниже в таблице.
Стартовая диагностика для 1 класса Б
«Что я знаю о своем городе, стране, планете?»
№п/п | Ученик | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Всего баллов |
1. | Наташа А. | 5 | 1 | 3 | 3 | 5 | 17 |
2. | Елизавета Б. | 5 | 1 | 3 | 3 | 5 | 17 |
3. | Анастасия Б. | 3 | 1 | 0 | 0 | 4 | 8 |
4. | Снежана В. | 4 | 1 | 3 | 0 | 6 | 14 |
5. | Максим В. | 3 | 1 | 0 | 0 | 5 | 9 |
6. | Маргарита В. | 4 | 0 | 3 | 3 | 4 | 14 |
7. | Дарья Г. | 3 | 0 | 0 | 0 | 4 | 7 |
8. | Илья Е. | 4 | 0 | 0 | 0 | 5 | 9 |
9. | Семен Ж. | 5 | 1 | 3 | 3 | 6 | 18 |
10. | Зинаида З. | 3 | 0 | 3 | 0 | 4 | 10 |
11. | Мария И. | 2 | 0 | 0 | 0 | 2 | 4 |
12. | Артем К. | 3 | 0 | 3 | 0 | 4 | 10 |
13. | Арина М. | 5 | 1 | 3 | 3 | 7 | 19 |
14. | Екатерина М. | 3 | 0 | 3 | 3 | 4 | 13 |
15. | Артем Н. | 4 | 1 | 3 | 3 | 5 | 16 |
16. | Елизавета П. | 3 | 0 | 0 | 0 | 3 | 6 |
17. | Анатолий П. | 4 | 0 | 3 | 0 | 4 | 11 |
18. | Полина Р. | 3 | 0 | 3 | 0 | 3 | 9 |
19. | Александр С. | 3 | 0 | 3 | 0 | 3 | 9 |
20. | Данила Т. | 2 | 0 | 0 | 0 | 2 | 4 |
21. | Дарья Т. | 2 | 0 | 0 | 3 | 2 | 7 |
22. | Анна У. | 2 | 0 | 0 | 0 | 2 | 4 |
23. | Артем Ф. | 2 | 0 | 0 | 3 | 3 | 8 |
24. | Алина Х. | 4 | 1 | 3 | 3 | 5 | 16 |
25. | Мария Ш. | 5 | 1 | 3 | 3 | 5 | 17 |
26. | Егор Ю. | 4 | 1 | 3 | 3 | 4 | 15 |
Критерии :
до 10 баллов – низкий уровень -12 человек
От 10 до 15баллов – средний -8 человек
Свыше 15 баллов - высокий - 6 человек
Опираясь на данные показатели, легко увидеть вопросы, над которыми необходимо работать учителю и родителям. В течение года проводились классные часы «Симбирский край - моя родина», «Улица, на которой ты живешь», «Безопасный путь домой», экскурсии по городу, в парк, школьный сад. На уроках и во внеурочное время изучалось много материала о родном городе. Дети участвовали в викторине «Знаешь ли ты свой город». Все мероприятия были направлены на формирование универсальных учебных действий. При диагностировании итоговом результаты меня порадовали: тот же тест был проведен в апреле месяце и он показал высокий результат-из 26 опрошенных -75% учащихся показали высокий уровень, 22% -средний, а оставшиеся 3% -низкий уровень. Работа дает свои результаты, но есть над чем работать в следующем году.
При изучении водоемов родного края провожу диагностическое исследование, которое дает полную картину имеющихся знаний о родном крае. Данный тест был выполнен 24 учащимися 3 класса в начале учебного года. Он показал высокий уровень -20%, средний –25%, и оставшиеся дети имели низкий уровень осведомленности. При систематической работе по развитию краеведческих знаний этот же тест в конце 3 класса показал удивительные результаты: из 26 учащихся 50% показали высокий результат, 38% -средний уровень, 12% детей знания по данной теме не усвоили. Это дает учителю возможность коррекции в следующем году, привлекая данных детей к работе именно в этом направлении. Незнание дает толчок к познанию. Правильно спланированная работа учителя выявить детей
которые упустили данный материал по ряду причин, и направить их деятельность на восполнение пробела. Мероприятия, проводимые в школе и классе дают возможность скорректировать полученный результат и добиться новых лучших результатов.
Тест «Знаешь ли ты водоемы?»
- Какие водоемы ты знаешь? Перечисли и напиши названия (2-3)
Естественные – искусственные.
- Какие рыбы водятся в водоемах нашего края? Выбери из списка: акула, сом, сазан, кит, лещ, карась, скумбрия, сельдь, щука.
- Допиши предложения:
Мой город стоит на реке…
Река впадает в …
В нашей области протекают реки…
- Как путешествует вода? Соедини стрелками: река море ручей
- Правильно ли рассуждает ученик: «В речке вода соленая, а в море пресная, то есть не соленая. Значит, из моря можно пить воду. Как думаешь ты?
В данный момент работаю со 2 классом по новым стандартам второго поколения и понимаю, что необходимо менять формы работы и методы- в основу должен лечь системно-деятельностный подход, Только в действии и под руководством учителя-наставника дети могут самостоятельно использовать различные источники информации для решения заданной задачи. В условиях городской школы есть достаточно много средств для реализации поставленных задач. Краеведческ4ая работа должна вестись учителями и воспитателями систематически, целенаправленно от класса к классу усложняя содержание работы. Только при данных условиях мы сможем воспитать личностные качества нового ученика –ученика
думающего, рассуждающего, доказывающего свой выбор, умеющего ориентироваться в окружающем мире, способного жить в меняющемся мире и уметь делать выводы, обобщения.
Данные рекомендации учителя могут применять в своих школах, использовать во внеурочных занятиях, подходить творчески к данной теме. Но работать над этой темой необходимо, так как знать и изучать свой родной край необходимо. Мы воспитываем патриотов своей Родины, а воспитание должно начинаться с его изучения. Только тогда человек начнет уважать себя, своих родителей, свою родину, когда он изучит истоки, происхождение, историю возникновения и развития. Именно тогда у него сформируется чувство сопричастности и гражданства, желания защищать и оберегать все то, что его окружает. Мы работаем с маленькими гражданами своей страны, и в наших силах воспитать настоящих патриотов своего края, страны.
Литература
- Кропочева Т.Б. Дидактические игры на уроках природоведения, Новокузнецк, 1997.
- Плешаков А.А. «Учебное пособие Природа для начальной школы», Вентана-Граф.
- Азбука юного ульяновского школьника, или путешествие по родному краю / С.Ю. Прохорова, Е.А. Хасьянова. – М.: «Планета», 2013. – 128с.
- . Венок Н.М. Языкову. Сборник: – Ульяновск: «Симбирская книга», 2002. – 80 с.
- Волкова П.И., Тихонова А.Ю. Занимательное краеведение: учебно-методическое пособие. В 2 частях [Текст] / П.И. Волкова, А.Ю. Тихонова. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2007.
- Карпова Т.А. Лето веселого цвета: Стихи. – Ульяновск: Издатель Качалин А.В., 2009. – 48 с.
- Край прелестный – это ты...: Учебная хрестоматия по литературному краеведению / Составитель В.Н. Янушевский. – Ульяновск: ИПКПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2000. – 256 с.
- Родное слово (фольклор, язык, литература): Учебное пособие / Под ред. В.Н. Яну-шевского. – Ульяновск: ИПКПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2001. – 224 с.
- Тихонова А.Ю. Региональная культура: образовательный аспект: монография [Текст] / А.Ю. Тихонова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2006.
- Тихонова А.Ю. Этнология Симбирско-Ульяновского региона: учебно-методическое пособие [Текст] / А.Ю. Тихонова. – Ульяновск: УлГУ, 2008.
- Тихонова, А.Ю. Баягине: учеб.-метод. пособие по приобщению учащихся начальных классов к этнокультурным традициям мордвы-эрзя / А.Ю. Тихонова, А.Ф. Сударева, О.В. Салмина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2010. 100 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация деятельности учащихся при изучении длины.
на основе материалов методического пособия Овчинниковой М.В. Методика изучения темы «Величины» на уроках математики в начальных классах...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА "ОРКСЭ"
В презентации дается классификация интерактивных технологий обучения, их использование на уроках ОРКСЭ в 4 классе...
Особенности организации деятельности учащихся на уроках математики при изучении темы «Решение задач» по учебнику Н.Б. Истоминой
Реферат по теме самообразования, представленный МО учителей начальной школы в 2013 году....
Программа внеурочной деятельности по краеведению «Тропинками родного края» для учащихся 1-4 классов.
Программа внеурочной деятельности по краеведению «Тропинками родного края» для учащихся 1-4 классов. рассчитана на 4 года обучения. Ее новизна заключается в объедине...
Приемы организации деятельности младших школьников по изучению родного края.
Формирование межкультурной компетенции на основе краеведческого материала....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ОРКСЭ»
Использование интерактивных форм организации учебно-воспитательной деятельности обучающихся при изучении курса ОРКСЭ позволяет в полном объеме решать задачи обучения, сформулированные в новом пок...
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ РОДНОГО КРАЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Язык является важнейшим источником познания истории и культуры народа, он несет в себе социокультурную информацию, хранит сведения об этносе, этапах и особенн...