Формирование у младших школьников познавательного интереса к изучению родного края
учебно-методический материал по теме
Воспитать настоящих граждан – патриотов своей Родины невозможно без изучения истории родного края. Школьники, участвуя в познавательной деятельности, приобретают знания об отдельном историческом факте, событии, истории края в целом. Эта деятельность носит чисто духовный характер и может иметь различные уровни по степени сложности – от простого усвоения исторических знаний на уроках или внеклассных занятиях до поиска новых знаний в поисково-исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_nauchno_-_prakt._konferents._rodnoy_kray.doc | 384.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урбанчик Ирина Алексеевна,
ГБОУ СОШ № 19 г. Сызрани,
учитель начальных классов
Ф О Р М И Р О В А Н И Е У М Л А Д Ш И Х Ш К О Л Ь Н И К ОВ
П О З Н А В А Т Е Л Ь Н О Г О И Н Т Е Р Е С А К И З У Ч Е Н И Ю
Р О Д Н О Г О К Р А Я
Изучение родного края актуально в современное время. Российский академик Д. С. Лихачев отмечал, что только «любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества». Воспитать настоящих граждан – патриотов своей Родины невозможно без изучения истории. Именно поэтому в настоящее время повышается интерес к изучению родного края, к его истории, культуре, традициям.
Школьники, участвуя в познавательной деятельности, приобретают знания об отдельном историческом факте, событии, истории края в целом. Эта деятельность носит чисто духовный характер и может иметь различные уровни по степени сложности – от простого усвоения исторических знаний на уроках или внеклассных занятиях до поиска новых знаний в поисково-исследовательской деятельности. Школьники осознают значимость для себя, для общества тех или иных исторических фактов, событий, поступков людей. Участие их в краеведческой деятельности способствует более углублённому изучению своей Родины, познанию и пониманию законов общественного развития, их реального проявления в истории края. Мера активности исторического познания зависит от вида познавательной деятельности. В любом случае изучение и осмысление фактов местной истории стимулирует мыслительную деятельность, формирует систему теоретических представлений и понятий и тем самым влияет на формирование научного исторического мышления учащихся, их активную жизненную позицию.
Воспитательный потенциал краеведения заложен в самом материале - фактах местной истории. Они помогают донести до сознания школьников картины прошлого, сохранению памяти народа, осуществлению преемственности поколений. При этом главным источником и механизмом воспитательного воздействия выступают традиции.
Участвуя в краеведческой деятельности и совершая свои маленькие открытия, ученики воспринимают исторические события не как нечто далёкое или нереальное, а становятся соучастниками этих событий, испытывают радость сопереживания, горесть утрат. Факты местной истории « оживляют» традиции своей предметностью, событийностью.
Младших школьников можно и нужно привлекать к доступным для них видам краеведческой деятельности.
Чем раньше ребенок начнет знакомиться с бытом, традициями своего народа, с прошлым родного края, процессом его развития, тем быстрее будет занесен в души маленьких граждан «вирус» сопричастности любви к Родине, а без этого невозможно воспитание патриота, защитника и созидателя.
Необходимо развивать патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность, углублять знания и представления об окружающем мире через практическую краеведческую деятельность. Краеведческий материал сочетает в себе обучающие, воспитывающие и развивающие функции. Объем краеведческого материала может быть разным и зависит от значимости местных памятников и событий в истории страны, от исторически сложившихся условий края, его изученности.
Формы работы могут быть различными: игры – путешествия, экскурсии, аукционы знаний, исследовательские проекты, Праздники, связанные с народными традициями.
В своей работе я стремлюсь реализовать различные формы и методы краеведческой работы, в том числе активно использую метод проектов. Следует отметить, что проектная деятельность в начальной школе достаточно сложный процесс, но интересный и увлекательный. Участие детей в проекте даёт возможность проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, а также взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Очень важно привлечь в союзники родителей. В этих целях провожу консультации, где уделяю особое внимание этапам работы над проектом. Привлечение родителей, как полноправных участников проекта, решает вопрос о необходимости взаимодействия и сотрудничества семьи и школы. В 2016 году в Самарской области широко отмечалось её 165 – летие. Встал вопрос: как в доступной и увлекательной форме рассказать моим второклассникам о становлении Самарского края? Я решила разработать совместно с учениками моего класса и их родителями кроссворд - настольную игру с использованием краеведческого материала «Отечество моё – Самарский край».
Игра – одно из древнейших средств воспитания и обучения детей. В.А. Сухомлинский предлагает такую метафору: игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Одним из главных видов деятельности для учащихся начальных классов остается игровая деятельность. Она становится существенным компонентом развития личности, важным механизмом социализации.
Кроссворд - игра с использованием краеведческого материала «Отечество моё – Самарский край» может использоваться учителями начальных классов при проведении уроков, организации внеурочной деятельности соответствующей направленности, классных часов. Материал будет полезен и классным руководителям 5 классов.
Актуальность данного пособия заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным… содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом».
Оказалось, что краеведческий и игровой метод отлично дополняют друг друга, вносят разнообразие в урочную и во внеклассную деятельность, способствуют творческому развитию детей, повышают интерес к обучению в целом и к краеведению в частности. Настольные игры развивают воображение, сообразительность, наблюдательность. В них присутствует элемент соревновательности (кто быстрее, кто правильнее отвечает, кто больше знает). В игре у учащихся есть возможность развития самооценки своих знаний (выбор более сложного или сравнительно легкого задания). В процессе игры школьники закрепляют полученные знания, получая при этом удовольствие от игры.
Цель пособия: воспитание гражданина России, патриота своей малой родины, знающего, любящего свой родной край, город, почитающего его традиции, испытывающего гордость за вклад своей малой родины в жизнь государства.
Задачи пособия:
- ознакомление учащихся с историческим прошлым и современной жизнью населения Самарской области, участием и значением родного края в исторической, политической, экономической и культурной жизни России;
- развитие гражданских качеств личности младшего школьника, его патриотического отношения к России и своему краю;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний в повседневной жизни.
Форма организации деятельности по разгадыванию кроссворда:
- игровая деятельность в виде путешествия по азбуке Самарского края.
Деятельность по разгадыванию кроссворда организуется по принципу азбуки, когда, продвигаясь от буквы к букве, участник игры «путешествует по Азбуке Самарского края». Азбука – слово из детства. Учась читать "по складам", мы начинаем познавать и выстраивать вокруг себя новый мир. В данном пособии предлагается в игровой форме «открыть» для детей «азбуку» нашего края, мир малой Родины.
Организация игры учитывает методические особенности игровой деятельности детей младшего школьного возраста:
1. Методы состязательности. Главным игровым выигрышем здесь служит ощущение победы и самоутверждение.
2. Метод наглядности и иллюстрирования. Использование художественного оформления делают мероприятие для младших школьников эмоционально действенным, привлекательным и запоминающимся.
3. Методы распространения знаний. В данном случае конкурс или игра выступает в роли видоизмененного экзамена. Здесь допустимы вопросы на воспроизведение изученных сведений.
4. Методы стимулирования. Занимательность, как правило, вызывает удивление, являющееся одним из первичных актов познания. Узнавание нового в таких условиях сопровождается сильной эмоциональной реакцией. Появляется состояние заинтересованности — мощный стимул развития пытливости, любознательности.
5. Методы создания проблемной ситуации, требующей выбора оптимального варианта при различных возможностях. Усложнение ситуаций ставит участника перед необходимостью больше, глубже знать предмет исследования. Вопросы и задания такого плана убеждают ребенка в недостаточности имеющихся у него знаний и подталкивают к самостоятельным поискам ответа. Вопросы викторин и конкурсов имеют наибольшую эффективность в создании проблемной ситуации.
6. Методы эмоционального насыщения, которые позволяют создать хорошее настроение, положительные эмоции .
Все перечисленные методы в совокупности помогают эффективно организовать игровую деятельность детей и получить видимые результаты.
Подводя итоги подчеркнем, что младший школьный возраст — возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Развитие памяти стоит в прямой зависимости от развития интеллекта.
Правила игры просты и понятны детям, что способствует снятию напряжения, эмоциональному комфорту, и, как следствие, способствует достижению цели игры:
- Играющих может быть три или более человека.
- Для игры необходим кубик и фишки по количеству игроков (кроме ведущего)
- Кубик бросается игроками по очереди.
- Старт игры от буквы «А», финиш – буква «Я».
- Из числа игроков выбирается ведущий, который выдаёт карточку с вопросом, следит за правильностью ответов, регулирует использование дополнительной информации из альбома «Узнавай – ка!» (Приложение № 2)
- Каждой букве на игровом поле соответствует вопрос в кроссворде на соответствующую букву (Приложение № 1)
- При попадании фишки на поле определённой буквы, играющий читает вопрос, отвечает на него, и, в случае правильного ответа, остаётся на поле данной буквы, заполняет ячейки кроссворда (Приложение № 3)
- При попадании на поля с буквами «Й», «Ы», «ъ» и «ь» фишка автоматически передвигается вперёд до ближайшей буквы, имеющей предметное значение.
- В случае неправильного ответа фишка передвигается на предыдущую позицию.
- По желанию игроков может использоваться альбом «Узнавай – ка!», где предоставлена дополнительная информация по всем понятиям, представленным в кроссворде.
- Выигравшим считается тот, кто первым добрался до финиша.
Общение учащихся в игровых ситуациях дает им ощущение реальности, вносит юмор и шутки, снимает напряжение и однообразие. Положительные эмоции способствуют лучшему усвоению изучаемого материала, влияют на развитие личности ученика. Игра для ученика - это увлекательное занятие, требующее напряжения умственных и эмоциональных сил. Активность участников игры во многом зависит от контактов учителя со школьниками. Именно в игре строятся непринужденные отношения между учеником и учителем, когда учитель ориентирован не только на школьный предмет, но и на личность ученика. В процессе игры учитель может по-новому открыть ребенка для себя и в дальнейшем строить обучение его в соответствии с особенностями личности учащегося, что делает процесс обучения более эффективным. Особую актуальность в настоящее время приобретает сбалансированный подход к проблемам воспитания у обучающихся воспитанию уважения к истории, традициям, к культуре и языку, приобретение знаний о собственной исторической судьбе своего народа, его национальных героях и обычаях прошлого. Очевидны огромные воспитательные возможности краеведческого материала, который позволяет растить гражданина не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни старшего поколения, на событиях из истории своего города, своего края.
гуманистических ценностей, носящих общечеловеческий характер. В формировании гуманистической направленности личности важную роль играет приобщение учеников начальных классов к духовным ценностям, накопленным за многовековую историю.
Библиографический список
- Самарский край. Год издания: 1996. Издательство: Самара: Федоров
- 207 портретов одного города, или Цветные сны о Самаре.
С. Лейбград. Год издания: 1996. Издательство: Экспо-Волга.
- Куйбышев. С. Табачников. Год издания:1986. Издательство: «Планета»
- «Флора и фауна Самарского края»» http://varlamovo.minobr.ru
- «Старая Самара» http://nsportal.ru
- «Горжусь тобой, моя губерния» http://soub.ru
- «Викторина об истории Самара» http://soub.ru
- «Вспомним историю Самарского края» http://novyurok.ru
- «Гордость земли Самарской» http://samsud.ru
Приложение № 1
Пример карточек с заданиями.
Композитор, автор музыки песни «Солнечный круг», уроженец города Сызрань |
Приложение № 2
Пример карточки с ответами на вопросы (альбом Узнавай – ка!»)
ОТВЕТ: СТРОВСКИЙ
Аркадий Ильич Островский родился в Сызрани 25 февраля 1914 года в семье мастера музыкальных инструментов.. Неожиданная болезнь матери ускорила переезд всей семьи в Ленинград.
Только спустя много лет, отметив свой 50-летний юбилей в 1965 году, Аркадий Ильич Островский вернулся на свою историческую родину, став к тому времени популярным композитором (ему принадлежат такие известные песни, как "Солнечный круг", "Спят усталые игрушки", "Пусть всегда будет солнце", "А у нас во дворе")
В 2005 году, в год 90-летия со дня рождения А.И. Островского сызранской ДШИ №2 было присвоено его имя. Здесь создан мемориальный музей композитора, где представлены материалы о его жизни и творчестве. Украшает выставку бюст Аркадия Островского - работа скульптора Александра Хачатуряна. С 2006 года в этой школе искусств проводится межрегиональный фестиваль-конкурс детского творчества "Солнечный круг", также носящий имя композитора.
Приложение № 3
Кроссворд с ответами
Х | Ж | А | |||||||||||||||||||||||||
л | и | Л | а | Д | ь | я | |||||||||||||||||||||
Э | н | е | р | г | и | я | е | ы | |||||||||||||||||||
б | у | к | М | е | р | к | у | ш | к | и | Н | Ю | |||||||||||||||
П | л | с | о | о | д | ||||||||||||||||||||||
Ч | р | ё | и | в | З | а | с | е | к | и | н | ||||||||||||||||
е | О | с | т | р | о | в | с | к | и | й | а | ц | н | ||||||||||||||
м | г | с | о | Г | а | ||||||||||||||||||||||
п | р | Б | У | н | к | е | Р | Ф | Ц | ы | п | л | е | н | К | о | в | а | |||||||||
и | е | с | о |
| о | а | г | ||||||||||||||||||||
о | с | о | Ш | о | с | т | а | к | о | в | И | ч | р | п | |||||||||||||
н | с | л | с |
| л | о | р | ||||||||||||||||||||
а | ь | и | Е | ь | л | и | |||||||||||||||||||||
Т | а | т | и | Щ | е | в | Я | к | о | р | ь | я | Ё | ж | н | ||||||||||||
е | ш | в | |||||||||||||||||||||||||
р | В | о | с | т | о | ч | н | ы | й | ||||||||||||||||||
б | в | ||||||||||||||||||||||||||
С | а | м | а | р | а | а | |||||||||||||||||||||
ч | |||||||||||||||||||||||||||
ё | |||||||||||||||||||||||||||
в |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование патриотических чувств младших школьников через воспитание любви к родному краю".
Не лыком шит, как говорится,И веку новому под стать.Есть чем Саратову гордитьсяИ есть что миру показать. ...
Выступление на МО начальных классов «Формирование у младших школьников познавательных УУД на уроках в 1 классе»
Формирование у младших школьников познавательных УУД на урокахСпецифика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивает...
Развитие у младших школьников познавательного интереса к окружающему миру средствами ИКТ
Использование ИКТ позволяет сделать занятие современным, более увлекательным и интересным для учащихся, что позволяет перейти на новый, более высокий уровень воспитания и обучения, направленный на тво...
Тема по самообразованию : «Формирование у младших школьников познавательных универсаль-ных учебных действий в процессе обучения литературному чтению»
Современное общество, в котором мы живём, характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь люд...
Статья на тему " ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРОЦЕССУ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ "
Организация внеурочной деятельности....
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ РОДНОГО КРАЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Язык является важнейшим источником познания истории и культуры народа, он несет в себе социокультурную информацию, хранит сведения об этносе, этапах и особенн...
Логические задачи как средство формирования у младших школьников познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения математике
Цель исследования: определить условия, при которых использование логических задач повысит уровень сформированности у младших школьников познавательных универсальных учебных действий в процессе обучени...