Формирование навыков правовой культуры через различные формы воспитания.
статья

Толстова Валентина Геннадьевна

Выступление по обмну опытом на методическом объединении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыков правовой культуры через различные формы воспитания.

Жизнь ставит перед человеком задачу осуществления сознательного выбора между различными альтернативами поведения и ответственности за него. Окружающая действительность всегда создает определенные преграды, границы свободному выбору: материальные, правовые и духовные. Мера свободы человека – степень ответственности за принятое решение. Культура ограничивает стихийную свободу человека. Запреты были и будут, пока существует человеческое общество. Усвоенные с детства, они почитаются как естественные и разумные, нравственно-правовое воспитание учащихся должно быть ориентировано на нормы поведения в обществе. Нестабильность динамики подростковой преступности определяют, как одно из основных направлений воспитательной работы– формирование правовой культуры учащихся, профилактику противоправного поведения несовершеннолетних. Решение этой насущной социально – педагогической задачи следует начинать со школьного возраста, создавая в школе целостную систему правового образования. Школьники имеют, как правило, довольно низкий уровень нравственно – правовой культуры, при анализе правосознания подростков можно выделить следующие особенности:

- во-первых, это мнимая осведомленность в уголовном законодательстве. Столкнувшись с отдельными статьями Уголовного кодекса, определяющими характер их конкретного правонарушения, подростки заряжаются впечатлением, что они знают не только номер статьи, но и ее суть. Но правовая практика и результаты исследований показывают ограниченность этих знаний, отсутствие четкости представлений о правовых нормах;

- во-вторых, подростки испытывают затруднения в сопоставлении своего поведения и требований закона. Они склонны рассматривать свой поступок как невинную шалость, как неосторожность, а не как правонарушение или преступление;

- в-третьих, несовершеннолетние подростки не умеют применять правовые знания в конкретной ситуации. Если им предлагается найти юридически правильное решение в конфликтной ситуации и обосновать его, то они не в состоянии этого сделать, поскольку правовые знания у них, как правило, скудны, а практика их применения ограничена;

- в-четвертых, при оценке или характеристике того или иного противоправного поступка подростки руководствуются не нормой закона, а мотивом действия. Если, например, деньги «взяты» для того, чтобы кому-нибудь помочь, а не бесцельно потрачены, то они не видят здесь состава преступления;

- в-пятых, наблюдается зависимость правосознания несовершеннолетних от влияния взрослых и более авторитетных для них людей или воздействия мнения группы. Чтобы не показаться трусом, не уронить авторитет в глазах сверстников, подростки совершают противоправные действия или принимают решения об их совершении.

Особое внимание уделяется использованию активных форм работы, так как ребенок не просто слушатель, а активный участник познавательного процесса, что помогает сформировать самостоятельную форму сознания – правосознание. 

Сущность формирования правовой культуры у учащихся 

Правовое воспитание школьников.

Правовая культура – это комплекс регуляторов и ценностей, на основе которых строится реально существующий в стране правопорядок. Она выражается в правосознании молодых людей, то есть в их представлениях о том, каков должен быть этот порядок и как следует относиться к действующей в государстве правовой системе.

Целью правового образования является развитие правового сознания и правовой культуры учащихся, достижение ими понимания права как важнейшего завоевания культуры, цивилизации, как основания жизненного самоопределения каждого человека и устойчивого развития общества.

Правосознание человека не возникает с момента рождения. Оно формируется по мере взросления в течение всей жизни человека.

Элементами системы, формирующей правовое сознание и поведение личности, являются социальная среда; личность с ее индивидуальными качествами и особенностями; определенная сумма знаний, ценностей и установок.

Правовая культура – это соблюдение установленных норм, правил, законов, умение вести диалоги, выходить из конфликтов, отстаивать свою позицию.

Правовая культура личности характеризуется наличием интеллектуальной, эмоционально – психологической и поведенческой составляющей.

Важную роль в развитии правовой культуры школьников играет поведенческая составляющая, т.е. формирование опыта применения полученных правовых знаний и умений в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений; включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; а так же уметь отстаивать свои права в случае их нарушения. 

Основными компонентами правовой культуры являются:

- культура правового мышления, которая проявляется в знании норм поведения, умении использовать правовые знания, применять их на практике;

- культура правового сознания – понимание природы общественно – правовых явлений и осознание необходимости права как регулятора общественных отношений;

- культура правового поведения – осознанное совершение поступков в соответствии с усвоенными правовыми нормами.

При этом необходимо помнить, что нельзя воспитать человека, обладающего нравственно-правовой культурой, если не поставить его в условия проявления соответствующих качеств в общественной деятельности. Решению данной задачи должны способствовать все мероприятия, организуемые в учреждении образования, как традиционные: праздничные ритуалы («Последний звонок» и др.), фестивали ученического  творчества,  походы по местам боевой и трудовой славы, театральные и кинопросмотры, экскурсии и др., так и мероприятия инновационного характера – аукционы доброты и милосердия.

Известно, что индивид становится личностью только в процессе взаимодействия, взаимоотношения с другими людьми. Мы не можем сказать о человеке, какой он – добрый или злой, целеустремленный или безалаберный и т.д. – до тех пор, пока не увидим его в взаимодействии с окружающими людьми. Только процесс общения, взаимных действий способен стать индикатором успешной социализации личности.

Каждый педагог может самостоятельно придумывать новые формы работы с учащимися. Выбор методов активного обучения зависит от различных факторов. Но в первую очередь выбор метода определяется дидактической задачей занятия. Для выбора конкретного активного метода можно воспользоваться приведенной классификацией методов активного обучения:


Дидактические цели занятий 


Метод активного обучения 

Обобщение ранее изученного материала

Групповая дискуссия

Развитие способности к самообучению

Деловая игра, ролевая игра, анализ практических ситуаций

Отработка изучаемого материала

Тренинги 

Использование опыта учащихся при предъявлении нового материала

Групповая дискуссия

Моделирование деятельности учащихся

Деловая игра, ролевая игра, анализ практических ситуаций

Обучение навыкам межличностного общения


Ролевая игра 

Развитие навыков активного слушания

Групповая дискуссия

Ролевая игра представляет собой динамическую упрощенную модель действительности, основанную на ситуациях, взятых из реальной жизни или художественных источников. Основная тема игры связана с правовой проблемой. Сюжет позволяет детям на своем опыте пережить ситуации осуществления или нарушения прав. Учащиеся получают начальный эмоциональный импульс, который пробуждает интерес к проблеме. Вместе с тем велика вероятность, что под давлением эмоций ребенок будет действовать так, как он считает нужным, а не так, как ожидают взрослые. Игра позволяет выявить представления ребенка, его социальные установки в правовой сфере.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Поисково-исследовательская и конкурсная деятельность учителя через различные формы работы ШМО"

"Учитель должен сознательно идти в ногу с современностью, проникаться и вдохновляться пробудившимися в ней силами".                      ...

Педсовет "Повышение уровня родительской компетентности через различные формы взаимодействия семьи и школы"

Цели: формировать у педагогов потребность тесного взаимодействия с семьями учащихся и вовлекать родителей в жизнедеятельность классных сообществ.Задачи: Проанализировать систему работы с родителями.Вы...

Отчет по теме самообразование "Развитие навыков орфографической зоркости на уроках письма и развития речи через различные формы и методы"

В отчете поставлены цели и задачи работы по данной теме,определены этапы работы , составлен план реализации работы, сформирован ожидаемый результат работы по данной теме....

Система работы "Формирование нравственно - правовой культуры младших школьников"

Презентация и описание педагогического опыта работы по теме "Формирование нравственно - правовой культуры младших школьников". Доклад на методическом семинаре....

Конспект индивидуального логопедического занятия «Формирование навыков фонематического анализа слов различной слоговой структуры с использованием ИКТ в подготовительном классе»

Занятие проводилось с учащимися подготовительного класса, имеющей недоразвитие лёгкой степени тяжести, дефектное произношение шипящих звуков, нарушения опорно-двигательного аппарата....

Формирование классного коллектива через различные формы внеклассной и внеурочной работы с детьми.

Работа малого педагогического коллектива над формированием единого дружного коллектива, в котором будет комфортно ребёнку на уроке и во внеурочное время, где он  сможет раскрыть свои способности...

Эколого-краеведческое образование младших школьников через различные формы работы в урочной и внеурочной деятельности"

Разработка содержит дидактический материал эколого-краеведческого содержания...