Формирование навыков правовой культуры через различные формы воспитания.
статья
Выступление по обмну опытом на методическом объединении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navykov_pravovoy_kultury_cherez_razlichnye_formy_vospitaniya.docx | 18.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование навыков правовой культуры через различные формы воспитания.
Жизнь ставит перед человеком задачу осуществления сознательного выбора между различными альтернативами поведения и ответственности за него. Окружающая действительность всегда создает определенные преграды, границы свободному выбору: материальные, правовые и духовные. Мера свободы человека – степень ответственности за принятое решение. Культура ограничивает стихийную свободу человека. Запреты были и будут, пока существует человеческое общество. Усвоенные с детства, они почитаются как естественные и разумные, нравственно-правовое воспитание учащихся должно быть ориентировано на нормы поведения в обществе. Нестабильность динамики подростковой преступности определяют, как одно из основных направлений воспитательной работы– формирование правовой культуры учащихся, профилактику противоправного поведения несовершеннолетних. Решение этой насущной социально – педагогической задачи следует начинать со школьного возраста, создавая в школе целостную систему правового образования. Школьники имеют, как правило, довольно низкий уровень нравственно – правовой культуры, при анализе правосознания подростков можно выделить следующие особенности:
- во-первых, это мнимая осведомленность в уголовном законодательстве. Столкнувшись с отдельными статьями Уголовного кодекса, определяющими характер их конкретного правонарушения, подростки заряжаются впечатлением, что они знают не только номер статьи, но и ее суть. Но правовая практика и результаты исследований показывают ограниченность этих знаний, отсутствие четкости представлений о правовых нормах;
- во-вторых, подростки испытывают затруднения в сопоставлении своего поведения и требований закона. Они склонны рассматривать свой поступок как невинную шалость, как неосторожность, а не как правонарушение или преступление;
- в-третьих, несовершеннолетние подростки не умеют применять правовые знания в конкретной ситуации. Если им предлагается найти юридически правильное решение в конфликтной ситуации и обосновать его, то они не в состоянии этого сделать, поскольку правовые знания у них, как правило, скудны, а практика их применения ограничена;
- в-четвертых, при оценке или характеристике того или иного противоправного поступка подростки руководствуются не нормой закона, а мотивом действия. Если, например, деньги «взяты» для того, чтобы кому-нибудь помочь, а не бесцельно потрачены, то они не видят здесь состава преступления;
- в-пятых, наблюдается зависимость правосознания несовершеннолетних от влияния взрослых и более авторитетных для них людей или воздействия мнения группы. Чтобы не показаться трусом, не уронить авторитет в глазах сверстников, подростки совершают противоправные действия или принимают решения об их совершении.
Особое внимание уделяется использованию активных форм работы, так как ребенок не просто слушатель, а активный участник познавательного процесса, что помогает сформировать самостоятельную форму сознания – правосознание.
Сущность формирования правовой культуры у учащихся
Правовое воспитание школьников.
Правовая культура – это комплекс регуляторов и ценностей, на основе которых строится реально существующий в стране правопорядок. Она выражается в правосознании молодых людей, то есть в их представлениях о том, каков должен быть этот порядок и как следует относиться к действующей в государстве правовой системе.
Целью правового образования является развитие правового сознания и правовой культуры учащихся, достижение ими понимания права как важнейшего завоевания культуры, цивилизации, как основания жизненного самоопределения каждого человека и устойчивого развития общества.
Правосознание человека не возникает с момента рождения. Оно формируется по мере взросления в течение всей жизни человека.
Элементами системы, формирующей правовое сознание и поведение личности, являются социальная среда; личность с ее индивидуальными качествами и особенностями; определенная сумма знаний, ценностей и установок.
Правовая культура – это соблюдение установленных норм, правил, законов, умение вести диалоги, выходить из конфликтов, отстаивать свою позицию.
Правовая культура личности характеризуется наличием интеллектуальной, эмоционально – психологической и поведенческой составляющей.
Важную роль в развитии правовой культуры школьников играет поведенческая составляющая, т.е. формирование опыта применения полученных правовых знаний и умений в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений; включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; а так же уметь отстаивать свои права в случае их нарушения.
Основными компонентами правовой культуры являются:
- культура правового мышления, которая проявляется в знании норм поведения, умении использовать правовые знания, применять их на практике;
- культура правового сознания – понимание природы общественно – правовых явлений и осознание необходимости права как регулятора общественных отношений;
- культура правового поведения – осознанное совершение поступков в соответствии с усвоенными правовыми нормами.
При этом необходимо помнить, что нельзя воспитать человека, обладающего нравственно-правовой культурой, если не поставить его в условия проявления соответствующих качеств в общественной деятельности. Решению данной задачи должны способствовать все мероприятия, организуемые в учреждении образования, как традиционные: праздничные ритуалы («Последний звонок» и др.), фестивали ученического творчества, походы по местам боевой и трудовой славы, театральные и кинопросмотры, экскурсии и др., так и мероприятия инновационного характера – аукционы доброты и милосердия.
Известно, что индивид становится личностью только в процессе взаимодействия, взаимоотношения с другими людьми. Мы не можем сказать о человеке, какой он – добрый или злой, целеустремленный или безалаберный и т.д. – до тех пор, пока не увидим его в взаимодействии с окружающими людьми. Только процесс общения, взаимных действий способен стать индикатором успешной социализации личности.
Каждый педагог может самостоятельно придумывать новые формы работы с учащимися. Выбор методов активного обучения зависит от различных факторов. Но в первую очередь выбор метода определяется дидактической задачей занятия. Для выбора конкретного активного метода можно воспользоваться приведенной классификацией методов активного обучения:
|
|
Обобщение ранее изученного материала | Групповая дискуссия |
Развитие способности к самообучению | Деловая игра, ролевая игра, анализ практических ситуаций |
Отработка изучаемого материала | Тренинги |
Использование опыта учащихся при предъявлении нового материала | Групповая дискуссия |
Моделирование деятельности учащихся | Деловая игра, ролевая игра, анализ практических ситуаций |
Обучение навыкам межличностного общения |
|
Развитие навыков активного слушания | Групповая дискуссия |
Ролевая игра представляет собой динамическую упрощенную модель действительности, основанную на ситуациях, взятых из реальной жизни или художественных источников. Основная тема игры связана с правовой проблемой. Сюжет позволяет детям на своем опыте пережить ситуации осуществления или нарушения прав. Учащиеся получают начальный эмоциональный импульс, который пробуждает интерес к проблеме. Вместе с тем велика вероятность, что под давлением эмоций ребенок будет действовать так, как он считает нужным, а не так, как ожидают взрослые. Игра позволяет выявить представления ребенка, его социальные установки в правовой сфере.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Поисково-исследовательская и конкурсная деятельность учителя через различные формы работы ШМО"
"Учитель должен сознательно идти в ногу с современностью, проникаться и вдохновляться пробудившимися в ней силами". ...
Педсовет "Повышение уровня родительской компетентности через различные формы взаимодействия семьи и школы"
Цели: формировать у педагогов потребность тесного взаимодействия с семьями учащихся и вовлекать родителей в жизнедеятельность классных сообществ.Задачи: Проанализировать систему работы с родителями.Вы...
Отчет по теме самообразование "Развитие навыков орфографической зоркости на уроках письма и развития речи через различные формы и методы"
В отчете поставлены цели и задачи работы по данной теме,определены этапы работы , составлен план реализации работы, сформирован ожидаемый результат работы по данной теме....
Система работы "Формирование нравственно - правовой культуры младших школьников"
Презентация и описание педагогического опыта работы по теме "Формирование нравственно - правовой культуры младших школьников". Доклад на методическом семинаре....
Конспект индивидуального логопедического занятия «Формирование навыков фонематического анализа слов различной слоговой структуры с использованием ИКТ в подготовительном классе»
Занятие проводилось с учащимися подготовительного класса, имеющей недоразвитие лёгкой степени тяжести, дефектное произношение шипящих звуков, нарушения опорно-двигательного аппарата....
Формирование классного коллектива через различные формы внеклассной и внеурочной работы с детьми.
Работа малого педагогического коллектива над формированием единого дружного коллектива, в котором будет комфортно ребёнку на уроке и во внеурочное время, где он сможет раскрыть свои способности...
Эколого-краеведческое образование младших школьников через различные формы работы в урочной и внеурочной деятельности"
Разработка содержит дидактический материал эколого-краеведческого содержания...