ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВНЕКЛАССНУЮ РАБОТУ
статья

Доклад на педсовет по теме "Личностное развитие младшего школьника через различные формы внеурочной деятельности и внеклассную работу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_pedsovetu.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:


ГОРБУНОВА Л.В.
ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВНЕКЛАССНУЮ РАБОТУ .
Ребенок приходит в школу, уже имея многие личностные качества, но развитие личности —процесс длительный, протекающий в течение всей жизни человека. Именно начальная школа вносит существенный вклад в этот процесс. В этот период особенное значение приобретает грамотная, целенаправленная работа по формированию детской личности.

Опыт работы показывает, что современные дети, пришедшие за парты, уже не те, что были десять лет назад. Они более активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей встречается переоценка своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других (как сверстников, так и взрослых), неумение чувствовать и нежелание задумываться.
Целью моей работы по формированию личностных качеств гимназистов стало
моделирование и построение внеурочной деятельности, внеклассной работы  и воспитательной системы, направленной на развитие индивидуальности ребенка, любознательной, творческой, трудолюбивой личности, знающей историческое прошлое своей Родины.
В процессе работы  я стараюсь создавать  условия для:
проявления самостоятельности;

проявления активной общественной, гражданской позиции;
саморазвития и самореализации;
СЛАЙД 2
Ожидаемые результаты – личностные

  • Увеличение числа детей, демонстрирующих активную жизненную позицию, самостоятельность и творческую инициативу в созидательной   деятельности, ответственное  отношение  к  жизни,  окружающей   среде,     приверженных позитивным нравственным и эстетическим ценностям.
  • Сокращение числа детей с асоциальным поведением.

  • Рост  удовлетворенности  обучающихся  и  их  родителей     условиями воспитания, обучения и развития детей в образовательных учреждениях.
  • Рост посещаемости детских библиотек,  музеев,  культурных   центров, театров.


СЛАЙД 3
Внеурочная и внеклассная работа имеет особые возможности:
          -Возможность выбора содержания, видов, форм деятельности (внеурочная деятельность «Страна художников»)

     -Возможность самостоятельной организации деятельности (клубы и кружки по интересам)

-Более широкие временные рамки

          - Используется предметная среда не только школы, но и социума

       -Возможность смены детских коллективов(что можно проследить на      примере гражданско-патриотического клуба «Славия»)

-Возможность  участия в разновозрастных коллективах(«Славия»)

  • Все ли возможности используются максимально?
    Конечно, нет.

Внеурочная и внеклассная работа  организуется и в рамках дополнительного образования, нам помогает и школа «полного дня»,т.е. ГПД.
СЛАЙД 4
Есть и риски:
- Трансляция способов урочной деятельности на внеурочную;

- Замещение внеурочной деятельности образовательными программами дополнительного образования;

-   Перегрузка учащихся;

-   Качество организации форм внеурочной деятельности;

  • - Качество включения социальных партнеров в  формы внеурочной деятельности
    Слайд 5
    СЛАЙД 6
    Для того, чтобы обеспечить личностное развитие младшего школьника нужно выстраивать партнерские отношения с семьей, с учреждениями дополнительного образования, сотрудничать с педагогами, узнавая об успехах и проблемах обучающихся, проводить мониторинг

  • Слайд 7
    В 1 и во 2 классе проводилось анкетирование детей и вот некоторые результаты мониторинга
    1 класс(29 опрошенных обучающихся)
    -Охотно ли ты идешь в школу-25
    -Переживаешь ли ты свои неудачи в школе -23
    -Способен ли ты сам исправить свои ошибки -14
    -Все ходят в школу и я хожу-18
    -Дома сидеть скучно, в школе интересней-26
    -Наш учитель понимает нас 29
    -Мне интересно на уроках-29
    -На переменах мне весело .Это главное, ради чего я хожу в школу-4
    -Как ты думаешь, ты нравишься другим людям-29
    2 класс
    -Мне интересно слушать учителя и узнавать новое-29
    -Мне нравится участвовать в школьных делах-24
    -Ходить в школу заставляют родители-11
    -Я и сам понимаю важность школы-28
    -Нравится получать хорошие оценки-29
    -Бывают моменты, которые тревожат при встрече со школой-16
    -Мне интересна внеурочная деятельность и доп.образование-25
    -Родители заставляют заниматься в художественной и музыкальной школе, а я не хочу -4

    СЛАЙД 8
    В первую очередь все зависит от педагога. От его готовности к огранизации внеурочной деятельности и внеклассной работы.
    Нужно уметь:

    - обозначить  отчетливый ожидаемый результат формы внеурочной деятельности;

-Уметь его проверить по итогам проведенной формы;

      -Уметь  подобрать содержание, интересное учащимся;

            -определить собственную роль в проводимом деле;

      - подобрать/определить место проведения, гостей/партнеров.
СЛАЙД 9
     -обсуждать и представлять личностную оценку изменений учащихся
Год назад на ноябрьском педсовете я рассказывала о том, как формируется читательская компетентность у младших школьников, приводила примеры из опыта работы и перспективы на будущее.Вот одним их моих планов было создание Экрана читателя, чтобы проследить как растет маленький читатель, его личностный рост, интересы . Во второй четверти 1 класса эта работа началась. Ежемесячно подводились итоги и награждались победители-те учащиеся, которые прочитали в этом месяце наибольшее количество книг. Причем, не только посещающие библиотеку гимназии, но и детскую библиотеку в 10 доме. Сначала я сама узнавала как ребята посещают эту библиотеку, потом дети с родителями стали нести общественную нагрузку. Обязанности были распределены и самое главное было не бросить на полпути , а планомерно вести такое учет. На родительском собрании докладывались промежуточные результаты. Закончился 1 класс, были подведены итоги, награждены лучшие читатели. В этом учебном году  мы с библиотекарем Бобневой Л.В. подготовили классный час, посвященный Всемирному  Дню библиотек , который отмечают 22 октября. Назвали его «Как хорошо уметь читать» .Дети разыграли маленькие инсценировки, читали стихи, библиотекарь рассказала о некоторых интересных фактах в области библиотековедения, провели конкурс на знание произведений, не включенных в школьную программу. Интересным моментом стало награждение  в номинации «Самый толстый формуляр». Так явно можно было проследить личностный рост в рамках сотрудничества с партнером-библиотекой . В планах  у нас персональная выставка 2 «Б» класса. Каждый учащийся нашего класса должен проявить свое творчество. Думаю, что к декабрю мы пригласим всех на нашу выставку.
СЛАЙД 10
Могу поделиться еще одним примером,на котором можно конкретно проследить личностный рост учащихся. В классе обучается Манелюк Даниил. Он серьезно занимается шахматами, состоит в шахматной федерации и имеет в рейтинге по стране          место. В 1 классе на одной из наших бесед Даниил рассказывал о том, как к нему пришло увлечение, о своих успехах с 4 до 7 лет. Родители сделали  презентацию , на которой показали его шахматную жизнь.
СЛАЙД 11
В сентябре 2015 года мы участвовали в проекте «Я талантлив!» .Формой проведения выбрали открытый классный час. Здесь уже двое учащихся , Манелюк Д. ,имеющий 1 юношеский разряд и Ракитин Д. ,имеющий 2-ой юношеский разряд ,с помощью презентаций рассказали о своем увлечении шахматами, о турнирах и победах, сыграли партию .Но и остальным уч-ся не было скучно: викторина, погружение в историю шахмат, рисовали шахматную фигуру по клеткам и угадывали ее,  наощупь в мешочке определяли ,что за шахматная фигура лежит внутри, возникла стихийная  дискуссия. На классном часу присутствовали их родители. Ребята задавали  вопросы, шло живое общение.
А теперь о том, как повлияло это на детей класса. Пошло прирощение в прямом смысле слова. В прошлом  учебном году Старцев Н. стал посещать шахматный клуб. С этого уч.года на шахматный кружок ходят Ларионов А., Лаврищев Т., Простяков Г., Асланян Е.
Итого, 7 мальчиков 2 Б класса заняты интересным делом.
В начале выступления было сказано о том, что внеурочная деятельность  имеет особые возможности, одной из таких возможностей является смены детских коллективов. На примере нашего с Еленой Ефимовной клуба «Славия» это можно проследить как  в мероприятиях участвуют разновозрастные уч-ся. Но отчеты о своей работе мы уже делали не раз, поэтому останавливаться на этом не буду.
А вот о том, что класс живет своей жизнью, я расскажу. Для сплочения классного коллектива, для того, чтобы жизнь класса была интересной и каждый уч-ся проявлял себя, я организую жизнь класса в различных формах деятельности. СЛАЙДЫ 12-16
Работу по формированию личности уч-ся, мониторинг и слежение за личностным ростом буду продолжать и в дальнейшем. В наших портфолио все это отражено.(показ 1-2 портфолио)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа учебно-воспитательной деятельности Класса Юных Моряков «Фрегат»: «Индивидуально-личностное развитие младших школьников через систему обучения и воспитанияв условиях морского класса».

Программа создана в 2006 году в соавторстве с педагогом дополнительного образования Стариковым С.А. , а также в разработке программы приняла участие в качестве научного консультанта -cтарший преподава...

Педагогический проект «Развитие творческих способностей младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»

Педагогический проект  «Развитие творческих способностей младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»...

Инновационный проект «Совместная деятельность учителя и родителей по личностному развитию младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность»

настоящее время вызывает огромный интерес исследовательская и проектная деятельность с учащимися начальной школы, которая предполагает совместную работу учителя и родителей, направленную на личностно...

Доклад «Условия формирования социальной и личностной культуры младших школьников (военно-патриотическое направление внеурочной деятельности младших школьников)»

Доклад «Условия формирования  социальной и личностной культуры младших школьников (военно-патриотическое направление внеурочной деятельности младших школьников)»...

Тема «Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС».

Формировать у детей духовно - нравственные качества личности (доброту, милосердие, сочувствие, взаимопонимание)...

«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел

Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...

Эколого-краеведческое образование младших школьников через различные формы работы в урочной и внеурочной деятельности"

Разработка содержит дидактический материал эколого-краеведческого содержания...