Эколого-краеведческое образование младших школьников через различные формы работы в урочной и внеурочной деятельности"
методическая разработка
Разработка содержит дидактический материал эколого-краеведческого содержания
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ванчугова Светлана Михайловна,
учитель начальных классов
МОУ СОШ с УИОП №1 г. Советска Кировской области
Эколого- краеведческое образование младших школьников через различные формы работы в урочной и внеурочной деятельности
Источник изменений
В реализации программы по эколого- краеведческому образованию младших школьников необходимо разрешить противоречия: между позитивными экокультурными установками и интенсивностью накопления детьми негативного экологического опыта в результате стихийного взаимодействия с социумом; между активной природой младшего школьника и преобладанием вербальных методов в практике экологического воспитания; между потребностью формирования у учащихся патриотического отношения к малой родине и отсутствием эколого-краеведческих знаний: между развитием навыков здоровьесбережения младших школьников и недостаточностью знаний и навыков по данной проблеме у учеников и родителей. Эти противоречия создают проблему, заключающуюся в необходимости развития и становления экологической культуры младших школьников. Решение этой проблемы можно осуществить в процессе эколого- краеведческого образования , т.е. обучения, воспитания и практической деятельности на основе изучения эколого-краеведческого материала.
Идея изменений
Обеспечение разнообразной деятельности по накоплению опыта общения с природой, социумом.
Разнообразие форм работы по экологическому воспитанию, повышение материально- технического уровня учебно-воспитательного процесса. Изучение истории своего края, его природы, народных промыслов и этнографических особенностей.
4. Концепция изменений: | ||
Острота и актуальность формирования и развития экологически грамотной личности на современном этапе развития общества. | ||
Включение эколого-краеведческого материала в содержание всех предметов, преподаваемых в начальной школе, разработка и проведение внеурочных занятий эколого- краеведческой направленности. | ||
Развитие общественно значимых личных качеств учащихся, формирование сознательного восприятия окружающей природной среды, убеждённости и необходимости бережного отношения к природе, к разумному использованию её богатств, пониманию важности воспроизводства естественных ресурсов. | ||
Затруднения в реализации: 1) сложные экологические проблемы замалчиваются и СМИ не всегда реально отражают ситуацию; 2) неосознанность учащимися того, что важнейшая обязанность каждого гражданина своей страны – охрана природы и бережное отношение к её богатствам; 3) примеры отрицательного воздействия взрослого населения на экологию. | ||
5. Условия реализации изменений Создание специальной развивающей среды, обеспечивающей формирование общественно значимых личностных качеств у школьников через учебную и природоохранную деятельность. Организация совместной деятельности детей и взрослых. Компетентность педагога в процессах экологического воспитания. | ||
6. Результат изменений У школьников формируется социально-ориентированный взгляд на окружающий мир: овладение основами экологической грамотности, правилами нравственного поведения в мире природы и людей. Они способны регулировать собственную деятельность, в том числе учебную, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека. За последние три года разработаны 12 исследовательских работ экологического и краеведческого характера, 4 из которых удостоены дипломов победителей окружного конкурса 2 – призеры Международного конкурса исследовательских работ имени Вернадского, 2 победителя областной конференции «Я познаю природу». Положительная динамика подтверждается победами на Всероссийских конкурсах экологической направленности: «Человек и природа» - 11 победителей, «Эму-специалист» (окружающий мир) - 7 призовых мест; победы в областных творческих конкурсах «Образы Земли», «Гимн воде», «Из отходов в доходы». Совместно с родителями проведено 6 экологических акций, 3 эколого-краеведческих экспедиции. Проводимая работа отмечена благодарственным письмом Комитета охраны окружающей среды в Советском районе. |
Приложение 1.
Работа с текстом на уроке окружающего мира « Путешествие по рекам области»
КАРТОЧКА 1
Познакомьтесь с текстом.
ПИЖМА – речка на территории Советского района Кировской области. Название речки происходит, вероятно, по названию растения – пижма или дикая рябина, которое здесь растет. Это лекарственное растение, имеющее весьма широкое применение в народной медицине. В книге Л. Трубе «Как возникли географические названия Горьковской области» приводится другое объяснение происхождения названия этой речки: «название происходит от марийского слова «пижмы» (вязкий), что указывает, очевидно, на илистость русла этой речки, протекающей в сильно заболоченной местности». Вода имеет желто-коричневый торфяной оттенок, прозрачность её составляет 80 см. Дно реки песчаное, местами илистое. Берега пологие, местами чуть подмыты течением.
Длина реки 305 км, площадь бассейна 14,66 тыс. км2. Пижма течёт на восток, по равнинной местности. Как сообщает «Энциклопедия земли Вятской» (т. 7, стр. 189), падение от истока до устья составляет 85 м. Течение слабое, до 1 м/с на перекатах, глубина до 3 м на плёсах. До впадения Ярани берега невысокие, легкоразмываемые, так как здесь река течёт по водноледниковым отложениям, состоящим из песка и суглинков. Ширина русла меняется от 20 до 150 м, много покрытых ивняком островов. На последних 100 километрах течения, где русло не так извилисто, Пижма судоходна. Левые притоки Пижмы – Сюзюм, Юма, Боковая, правые – Ошма, Ярань, Иж, Немда.
Составьте синквейн о реке Пижма. Подумайте, почему река мелеет? Что можно сделать, чтобы река была чистой?
КАРТОЧКА 2
НЕМДА - река в Республике Марий Эл и Кировской области, правый приток Пижмы. Длина реки - 162 км. В переводе с финно-угорского Немда – «Болотная Речка».
Река берет свое начало на Вятских Увалах близ посёлка Куженер, и впадает в Пижму у села Родыгино чуть выше города Советск в Кировской области.
Вдоль берегов реки расположились посёлки Куженер и Новый Торъял, село Ильинск и множество деревушек.
На берегах Немды расположены скальные обнажения известняковых пород пермского периода, известные как «утёсы на Немде», являющиеся памятником природы и популярным местом паломничества туристов.
- Вспомните, как называется легенда, связанная с Немдой?_______________
- При каких обстоятельствах богатырь оказался заточенным в скалу?
Тема « Поверхность нашего края»
Природные достопримечательности. Узнай по описаниям, о каком памятнике природы идет речь? Напишите названия этих объектов под картинками.
- «Стройный солдат», наблюдающий за покоем речной долины, встречающий и провожающий путников. Давно стал символом всей долины реки Немды. Скальное образование достигает в высоту 8 метров и, естественно, помериться со скалой ростом или сделать уникальную фотографию здесь желают многие гости Кировской области. ____________________________________________
- Его вид напоминает крепость. Местные жители называют его по имени девушки Марии, которую отец решил выдать замуж за богатого, но старого жениха. А она в ночь на Покров-день бросилась с ……___________________________.
- Высота его 25 метров. Он имеет шесть ступеней. Единственный в Приволжском федеральном округе. Местные жители и гости около него собирают капролиты. Здесь существует поверье, если пройти под……………………...………………… ……………………, здоровья можно набраться на целый год.
К теме « Охрана растений и животных родного края»
Нарисуй растение, о котором прочитал (а) легенду | Жил один правитель мощной державы, который кроме своих варварских нашествий был известен и своими колдовскими способностями помогавшими ему в боях. Единственной его отрадой была его дочь. И когда правитель очередной раз отправлялся в поход он оставил своего лучшего воеводу для охраны своей дочери. Узнав, что правитель отправился в поход враги решили погубить его дочь. Воеводе, который охранял дочь, подлили снотворного снадобья и после того, как он его выпил, воевода не смог предотвратить кражу дочери хозяина. Когда вернулся правитель и узнал, что его дочь пропала, в гневе превратил своего лучшего воеводу в горсть цветов Прострела (Сон-травы), разбросал их по границам своих владений и указал ожидать появления его дочери. С тех пор, каждую весну, появляется цветок Прострела (Сон-травы) просыпаясь от зимней спячки в надежде увидеть дочь своего хозяина, что бы вернуться домой. |
Существует сказание, по которому желтая россыпь жарков не что иное, как проросшие золотые монеты жадного купца, разбросанные в отчаянье его дочерью, когда отец отказался выдать ее замуж за бедного рыбака. Рассказывают еще легенду об эльфах, которые в июньские ночи, в полнолуние, варят эликсир жизни, которого хватает на целый год! Используют они для эликсира круглые золотые сосуды, которые помещаются на шесты, ведь внизу мешает обильная роса. Под сосудами, на поставленных друг напротив друга скамеечках сидят по двое эльфов. Они добавляют в котлы травы. Зелье бурлит и кипит без огня, а луна заглядывает в котлы и удивляется этому. На рассвете, когда небо начинает светлеть, эльфы разливают снадобье по бутылкам, запечатывают их и уносят. Сами эльфы исчезают вместе со снадобьем, оставив свои золотые котлы, которые превращаются в золотистые цветы купавок. Говорят, если повезет, то раздвинув лепестки купальницы можно увидеть там спящего эльфа. | Нарисуй растение, о котором прочитал (а) легенду |
Приложение 2
Тема «Задачи с краеведческим содержанием, 3 класс
1. Город Советск основан в 1594 году. Сколько лет городу Советску сейчас?
2. Население города Кирова 483000, а Советска 18960. На сколько больше население Кирова, чем Советска?
3. Население Советского района составляет 26570 человек, из них в городе проживает 16261 человек. Сколько человек составляет сельское население? Как вы думаете почему?
4. В Советском районе 56 учреждений культуры, 1\2 этого количества составляют библиотеки. Сколько библиотек в Советском районе?
5. Быковщинское озеро является памятником природы Советского района. Его глубина составляет 14 м, длина в 20 раз больше глубины, а ширина в 2 раза меньше длины. Вычисли длину и ширину озера.
6. Первое упоминание о слободе Кукарке относится к 1594 году. Через 404 года населённый пункт был переименован в город Советск. В каком году произошло переименование?
7. В Советском районе 17 природных памятников, а в Кировской области на 190 больше. Сколько всего природных памятников в Кировской области?
Тема «Задачи на формирование вычислительных навыков с познавательно- экологическим характером», 3 класс
- В 1979 году в Красную книгу Кировской области было занесено 72 вида растений, в 2000году их стало 122. На сколько увеличилось количество видов растений, занесённых в Красную книгу? Почему?
- В 1984 г в нашей стране было 143 заповедника. За последние 10 лет создано ещё 50 новых заповедников. Сколько заповедников стало в нашей стране.
- Липа живёт 200 лет, а дуб – 600 лет. Во сколько раз меньше живёт липа, чем дуб? На сколько лет дуб живёт дольше липы?
- Для естественного восстановления слоя почвы толщиной в 1 см требуется примерно 100 лет. Из-за роста оврагов с поля смыло в половодье 10 см почвы. Сколько лет потребуется для восстановления этого слоя?
- Осина поглощает за день 66 литров воды, а берёза – 60 литров. На сколько литров воды береза поглощает меньше?
- Школьники пошли гулять на поляну. Ученики 1 класса сорвали 45 цветков, а ученики 2 класса – 46 цветков. Сколько бабочек останется без обеда, если одна бабочка в среднем, чтобы быть сытой, должна попробовать нектар 7 цветков
- В квартире протекает водопроводный кран. За 3 часа набегает 12 полных стаканов воды. Сколько воды вытекает из неисправного крана за 8 часов? 20кг макулатуры сохраняют одно дерево. Сколько деревьев сохраняет 100кг макулатуры
- Брошенная на землю кожура от банана в нашем климате разлагается около 2 лет. Брошенный окурок сигареты разлагается на два года дольше. Пластиковый пакет разлагается на восемь лет дольше, чем окурок. Сколько лет потребуется для того чтобы разложился пакет? На сколько лет раньше разложится кожура от банана?
Экологические минутки на уроках математики
Главной целью использования экологических минуток на уроках математики является внесение разнообразия в урок, активизация деятельности учащихся, расширение представления об окружающем мире и словарного запаса учащихся, оказание положительного влияния на формирование таких положительных человеческих качеств личности, как заботливое отношение человека к окружающей его среде.
Экологические минутки можно использовать на различных этапах урока:
- во время устного счёта;
- при изучении нового материала,
- при закреплении и обобщении изученного материала.
Свою работу по данной теме я разделила на два этапа.
Первым этапом работы является расширение кругозора при изучении экологических проблем, которые связаны с развитием промышленности, потребительского отношения человека к природе.
Экологические задания помогают осознать важность сохранения объектов окружающей среды, т.к. человек есть один из объектов этого мира.
Вторым этапом работы - решение задач экологического содержания, которые носят поисковый характер. Учащиеся не только находят способ решения задачи, но и знакомятся с фактами из жизни растительного и животного мира, человека. Все это способствует развитию интереса к урокам математики в целом, развивает математическую и литературную речь, мышление, память, помогает осознанно получать экологические знания.
Данная работа (создание экологических минуток) носит
- поисковый характер:
(учащиеся решают задачу, потом видят правильный ответ и изображение "найденного животного (растения)")
Например, даётся задача:
"Масса слона равна 6т, а масса льва -300кг. Во сколько раз масса льва меньше массы слона?
Выбери правильный ответ
А) в 5700 раз
Б) в 2 раза
В) в 294 раза
Г) в 50 раз
Д) в 20 раз
- познавательный характер
(при решении задания учащиеся получают новые сведения о том или ином растении, животном, человеке);
Например, необходимо найти значения выражений. По мере их решения открывается буква.
- творческий характер
(учащиеся сами составляют задания с опорой на те или иные данные, которые может дать учитель или предлагают сами учащиеся)
Например, даются данные о продолжительности жизни животных:
Лошадь - 25 лет
Верблюд - 40 лет
Коршун - 40 лет
Орёл - 104 года
Щука - 300 лет
Составление и выполнение заданий с использованием данных помогает не только развитию математической и разговорной речи, но помогает также понять, что же влияет на продолжительность жизни растения, животного, также понять, как человек относится к природе.
Экологические минутки на уроках русского языка
На разных этапах урока русского языка, как в первом, втором, так и в третьем классе можно и нужно использовать задания экологического содержания: «Объясни значение пословиц: «Лес и вода – брат и сестра», «Много леса – береги, мало леса – посади». В связи с этим можно вспомнить и рассказать о зиме и особенностях этого времени года, как живется животным , растениям. Работая по развитию речи учащихся, можно предложить написать сочинение или изложение на различные темы: «Лес – наше богатство», « Природа- наш дом», «Маленький хозяин», «Друзья леса». Такие задания помогают повторить знания о природе, о мерах ее охраны, развивают у детей способность воспринимать красоту природы и передавать свои впечатления с помощью слова.
Также на уроках русского языка очень полезно составлять описание деревьев, кустарников, трав.
Детям можно предложить экологические минутки в виде следующих заданий:
1. Допиши предложение
Люди не могут жить без природы, потому что она ...
Чтобы природа не погибла, надо ...
2. Допиши рассказ
«Однажды утром я увидел, как соседский мальчик ломает ветки нашей любимой березки. Тогда я ...»
«Под кочкой в сыром болотце заметил мальчик маленького, слабенького лягушонка, пожалел его и взял домой. Скоро лягушонок ...»
3. Составь тексты, рассказывающие, как надо вести себя в природе:
- когда ты обнаружишь птичье гнездо;
- когда встретишь красиво цветущие растения;
- когда собираешь ягоды;
- когда собираешь грибы;
- когда увидишь в лесу муравейник;
- когда увидишь поврежденные березы;
- когда ты отдыхаешь на лесной поляне.
4. Напиши, что произошло бы с лесом, если бы вдруг исчезли:
- все сосны и ели;
- все белки;
- все птицы.
5. Напиши ответ на телеграмму:
«Мы - первая зелень. И за это нас все ломают. Мы даже боимся распускаться первыми в лесу. Помогите нам!
Ваши зеленые друзья: Ива, Черемуха, Сирень.
- Сочини правила подкормки птиц
- Сочини правила лесной вежливости
6. Правила поведения в природе. (Тема: НЕ с глаголами)
Не ломай ветки!
Не разоряй птичьи гнезда!
Не лови бабочек и жуков!
Не бери из леса диких животных и их детенышей!
Не рви лесные и луговые цветы!
7. Грамматические и орфографические задания
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете останемся одни.
Задание: указать род имён сущ
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели:
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костер, бумагу жгли,
Насорили и ушли.
Задание: подчеркнуть глаголы.
А ежик ночью убежал.
Его никто не обижал.
Его мы так любили,
И гладили, и мыли,
Но он свернулся и дрожал,
А после взял и убежал.
Задание: определить время глаголов.
Пусть птенцам
И маленьким зверятам
Хорошо живется
С нами рядом.
Задание: определить части речи.
Давай пройдемся медленно по лугу
И «здравствуй» скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться,
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Задание: подчеркнуть глаголы неопределенной
формы.
Береги свою планету,
Ведь другой такой на свете нету!
Задание: определить падеж имен существительных.
Яг.ды б.рите а.уратно,
(Не) т.пчите зря кусты,
Чтоб сюда другие люди
После вас м.гли прийти.
Задание: определить число имен
существительных.
Каждый где-нибудь живет:
Рыба - в речке, в норке - крот,
Заяц - в поле, мышь - в соломе,
Я - в большом кирпичном доме.
Задание: выписать в первый столбик сущ. 1скл.,
во второй - сущ. 2скл.
Если ягоду (не) знаешь,
Лучше ты её (не) рви.
Если ягоду (не) знаешь,
В рот ее ты (не) клади.
Задание: раскрой скобки.
В л.су р.дилась елоч.ка
В л.су д.лжна р.сти.
Не нужно рубить елоч.ку
И в дом ее н.сти.
Задание: вставить пропущенные буквы.
Не стоит елочку губить
А лучше жизнь ей сохранить.
Искусственную елочку купи,
И в своем доме наряди.
Задание: укажи части речи.
Можно предложить детям задания творческого характера, например: . Дополни предложения
1. Береги лес. Не засоряй лес мусором! Не разводи в лесу костры!...
2. Люди не могут жить без природы, потому что она…
3. Что, по-вашему, в природе самое красивое?
Составьте рассказ по опорным словам.
Кормушка.
Птицы, зима, голодно, летают, ищут, дворы, корм, школьники, делать, кормушки.
Закончите рассказ.
Был теплый день. Коля пошел в лес. Идет он и видит – цветут…
Придумай подписи к картинкам.
Исправляем ошибки (любой текст природоведческого содержания).
Для развития логического мышления можно предложить следующие задания: «найди лишнее слово»:
- дождь, снег, осадки, иней, град;
- сирень, акция, крушина, рябина;
- кошка, собака, курица, кролик, лошадь.
Для развития внимания:
- кричат грачи – последние вестники весны;
- весело было бы жить без птиц;
- летом выпал снег;
- медведь – травоядный зверь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Поисково-исследовательская и конкурсная деятельность учителя через различные формы работы ШМО"
"Учитель должен сознательно идти в ногу с современностью, проникаться и вдохновляться пробудившимися в ней силами". ...
Формирование знаний у младших школьников о здоровом образе жизни средствами урочной и внеурочной деятельности.
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе ...
«Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» - мастер-класс для педагогов.
Мастер-класс для педагогов на секции «Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» ...
Формы организации практической работы в урочной и внеурочной деятельности, направленной на освоение детьми основ нравственности и морали, изучение правил этикета в процессе формирования навыков общения (из опыта работы)
Формы организации практической работы в урочной и внеурочной деятельности, направленной на освоение детьми основ нравственности и морали, изучение правил этикета в процессе формирования навыков общени...
«Формирование регулятивных УУД у младших школьников посредством использования метода проектов в урочной и внеурочной деятельности»
Выступление из опыта работы с проектами...
Формирование толерантности у младших школьников через традиционные формы работы классного руководителя
Формирование толерантной личности – это длительный и сложный процесс, нет измерителей, которые сказали бы нам: “Ваша работа достигла поставленных целей”, но та обстановка доброжелате...
Доклад на тему « Повышение мотивации младших школьников через развитие творческих способностей в урочной и внеурочной деятельности»
В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Повышение уровня учебно...