Конспект индивидуального логопедического занятия «Формирование навыков фонематического анализа слов различной слоговой структуры с использованием ИКТ в подготовительном классе»
план-конспект занятия по логопедии ( класс) на тему
Занятие проводилось с учащимися подготовительного класса, имеющей недоразвитие лёгкой степени тяжести, дефектное произношение шипящих звуков, нарушения опорно-двигательного аппарата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnoe_zanyatie.docx | 24.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического
занятия
«Формирование навыков
фонематического анализа
слов различной слоговой структуры
с использованием ИКТ
в подготовительном классе»
Составлено и проведено
учителем-логопедом Бельчиковой Е.Ф.
Занятие проводилось с учащимися подготовительного класса, имеющей недоразвитие лёгкой степени тяжести, дефектное произношение шипящих звуков, нарушения опорно-двигательного аппарата.
Цель: развитие фонематического восприятия, как необходимого условия для формирования навыка фонематического анализа и синтеза.
Задачи: 1. Коррекционно-образовательные:
Формирование начального навыка использования ИКТ на основе знакомства с интерактивными играми.
- развитие навыков звукового анализа.
- обогащение словарного запаса.
- увеличение представлений об окружающем мире
2. Коррекционно-развивающие
- развитие органов артикуляции с помощью общих и специальных (статических и динамических) артикуляционных упражнений.
- развитие силы и направленности воздушной струи в ходе работы над дыханием.
- формирование представлений о силе звука.
- развитие слухового внимания.
- развитие фонематического восприятия посредством использования логопедических пособий.
- увеличение объема зрительной памяти, произвольного внимания.
- совершенствование меткой моторики рук посредством массажного шарика и сопутствующих упражнений.
Коррекционно-воспитательные:
- формировать положительную мотивацию к занятиям,
- воспитывать самоконтроль за речью,
- умение воспринимать вербальные инструкции.
Оборудование: компьютер, компьютерные игры, разработанные порталом МЕРСИБО «Пальчиковые игры», «Магазин стройматериалов»; предметные картинки, зеркало, кукла, логопедические кубики, вертушка, дудочка для развития речевого выдоха и определения силы звука, картинка-раскраска из фонетического альбома «Слова и звуки», карандаши с ребристой поверхностью, массажный шарик «су-джок», мягкий мячик, рисунки «солнышко» и «тучка».
- Орг. Момент.
Установление контакта с ребенком: Здравствуй, Таня! Я рада тебя видеть сегодня на занятии. А как настроена ты на занятие? Посмотри - у зеркала висит солнышко и тучка. Если настроение хорошее покажи на солнышко, а если не очень хорошее, то на тучку.
Ты любишь играть с куклами? На занятие я принесла красивую куколку. Давай вместе придумаем ей имя.
Постановка цели: Сегодня мы будем учиться слышать, различать и произносить звуки. Чтоб у нас хорошо это получалось мы на каждом занятии делаем упражнения, которые покажем кукле.
- Артикуляционные упражнения: «улыбка», «хоботок», «часики», «качели», «почистим зубки», «орех».
- Упражнение для определения звуков речи на слух: сначала
с визуальной опорой (ребёнок видит четкую артикуляцию звука), затем
без визуальной опоры.
Я буду произносить звуки, а ты повторяй за мной.
Сейчас вместе с куклой вы будете угадывать звуки. Я спрячусь за экраном и буду произносить звуки тихо, а ты повторяй громко.
4.Развитие речевого дыхания.
Еще у нас есть дудочка - подуй в нее громко, затем тихо. Теперь стало понятно, для того чтоб звук был громким - надо дуть сильнее. Чтоб это увидеть подуй на цветок-вертушку сильно, затем слабо, так мы можем увидеть силу звука.
5.Выделение первого звука в слове с использованием логопедических кубиков.
Куклы любят жить в домике. Сейчас мы будем для нее строить дом из звуковых кубиков. Для этого мы будем называть первый звук, с которого начинается слово-картинка на каждом кубике. Красивый получился домик, но еще многого в нем не достает. Необходимые предметы мы купим в компьютерном магазине, но сначала отдохнем и потренируем пальчики.
6.Упражнения для развития мелкой моторики с
помощью интерактивной игры «Пальчиковые игры».
Ребёнок смотрит на экран монитора и повторяет движения героя и сопровождающие стишки:
- карандашик я беру, будто косточку держу, меж ладошками катаю, удержу -не потеряю(ребенок катает в руках карандаш с ребристой поверхностью).
- ловко косточки катаю, то к себе, то от себя. Получается отлично, поучитесь у меня (ребенок катает в руках два карандаша с ребристой поверхностью).
- круглый орешек руками катаю, ручку свою хорошо разминаю (с использованием су-джок).
- я люблю играть в футбол, ловко забиваю гол. Сам с собой в футбол играю, мячик ручками катаю (с использованием мягкого мячика).
7. Формирование навыков фонематического анализа с помощью интерактивной игры «Магазин строительных материалов».
А теперь приступим к покупке предметов для дома. Для этого нужно угадать предмет по описанию.
Перед тем, как приступить к игре, логопед объясняет, как выполнить задания игры на примере картинок:
-Угадай по описанию предмет: на Г начинается, на И закачивается, нужно для уборки двора (грабли).
-На З начинается, на Р заканчивается, нужно для того, чтоб огородить двор (забор).
-На А начинается, на С начинается, на О заканчивается, вставляют в окна (стекло).
Ребенок внимательно слушает голос ведущего игры и выполняет задания: по первому и последнему звуку определить название необходимого предмета, назвать его, затем кликнуть на него мышкой. Ведущий игры определит правильно ли выбран предмет.
8. Итог занятия. Рефлексия.
Наше занятие подходит к концу.
Какое задание тебе понравилось больше всего?
А что показалось трудным?
Мне очень понравилось, что ты старалась. Ты- молодец. Эта кукла- раскраска тебе на память, нарисуй ей дом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие. Развитие фонематического анализа и синтеза на материале слов различной слоговой структуры.
Тема: Правила дорожного движения, транспорт. Цели и задачи.- развитие фонематического анализа и синтеза на материале слов различной слоговой структуры;- развитие речеслуховой, зрительной...
Методическая разработка логопедического занятия. Слоги. Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры. 2 класс.
Данная методическая разработка предназначена для учителей-логопедов начальной школы, работающих с детьми, имеющими нарушения письма и чтения, обусловленных фонематическим и фонетико-фонематическим нед...
Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [р] в словах, словосочетаниях".
Данный конспект индивидуального логопедического занятия могут использовать в своей работе учителя-логопеды начальной школы....
Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [ж] в словах с прямым слогом"
Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [ж] в словах с прямым слогом"...
Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука К в словах.
Конспект индивидуального логопедического занятия содержит материалы для автоматизации звука К в словах...
Совершенствование звуковых обобщений в ходе анализа и синтеза слов различной слоговой структуры
Логопедическая тема: «Совершенствование звуковых обобщений в ходе анализа и синтеза слов различной слоговой структуры”.Лексическая тема: «Весна”.Грамматическая тема: «Вто...
Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию фонематического слуха на материале звука [р]
Развитие фонематического слуха...