Внеклассное занятие для 1-2 класса «Как живут зимующие птицы»
план-конспект занятия (1 класс)

Горобец Ольга Владимировна

Цели:

  • обобщить и закрепить представления детей о зимующих птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц;
  • коррекционно-развивающая: развивать эстетические чувства, работать над увеличением объема памяти, развивать мышление, воображение, внимание, тренировать образную память;
  • воспитывать бережное отношение к птицам.

Задачи:

  • активизация активного и пассивного словаря, совершенствование умения составлять простые распространённые предложения;
  • коррекция зрительного восприятия на основе упражнения в узнавании и различении;
  • развитие кинетических восприятий;
  • развитие мотивации к учению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_zhivut_zimuyushchie_ptitsy.docx25.6 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение

 СОШ №496

Московского района, Санкт-Петербурга

Внеклассное занятие для 1-2 класса

«Как живут зимующие птицы»

Воспитатель ГПД:

Горобец О. В.

Санкт-Петербург

2020г

Цели: 

  • обобщить и закрепить представления детей о зимующих птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц;
  • коррекционно-развивающая: развивать эстетические чувства, работать над увеличением объема памяти, развивать мышление, воображение, внимание, тренировать образную память;
  • воспитывать бережное отношение к птицам.

Задачи:

  • активизация активного и пассивного словаря, совершенствование умения составлять простые распространённые предложения;
  • коррекция зрительного восприятия на основе упражнения в узнавании и различении;
  • развитие кинетических восприятий;
  • развитие мотивации к учению.

Оборудование: 

Иллюстрации – “Зимующие птицы”, шапочки птиц, картина “Чем заняты птицы зимой”, загадки, мини-панно “Снегири”, музыкальное сопровождение “Звуки живой природы”.

Ход занятия:

1.Психологический настрой.

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости, а к кому вы мне скажите сами, пройдя по слоговой дорожке.

Итак, что же у нас получилось. Давайте проверим, правильно ли вы прошли по слоговой дорожке. Открываем тему, читаем хором. (“В гостях у зимующих птиц”). 

2.Актуализация опорных знаний о предмете.

Работа с наглядностью.

Учитель:

  • Посмотрите и скажите, кого вы здесь видите? (Птиц).
  • По каким признакам вы это определили? (Клюв, перья).
  • Перечислите этих птиц. (Снегирь, сорока, ворона, синица, воробей...).
  • Как вы догадались, что это снегирь? (Красная грудка).
  • Как определили, что это сорока? (Длинный хвост, белые бока).
  • Как определили, что это ворона? (Черная, большая).
  • Как определили, что это синица? (Желтая грудка).
  • Какие это птицы. (Зимующие).
  • Почему мы их так называем?
  • Подумайте и определите, кто из этих птиц поет: “Синь-синь”? (Синица).
  • Кто из них чирикает? (Воробей).
  • Кто из этих птиц трещит? (Сорока).

А сейчас мы с вами отправимся в лес в гости к нашим пернатым друзьям. Закройте глаза. Представьте, что вы идете по зимнему лесу. Светит яркое солнце, а наши друзья заняты своими важными делами. Откройте глаза. Перед вами зимний лес.

  • Давайте вспомним, как вести себя в лесу?
  • Назовите птиц, которых вы узнали?
  • Скажите, что делают снегири? (Клюют рябину).
  • Покажите, как они это делают? (Дети имитируют движения).
  • Что делает сорока? (Прыгает, скачет по снегу).
  • А дятел? (Стучит по дереву).
  • Покажите пальчиком, как дятел стучит по дереву?

А сейчас мы с вами поиграем. Ко мне подойдет... Встань лицом к классу. Мы с ребятами загадаем любую из этих птиц. Ты задашь нам вопросы и попытаешься угадать, какую птицу мы загадали.

Учитель за спиной ученика показывает, о какой птице пойдет речь. Ученик задает вопросы. (Эта птица большая или маленькая? Какая у нее грудка? Ходит или прыгает? Как поет? Чем питается?). Затем приглашаются по очереди еще два ученика.

Учитель: Напомните, пожалуйста, мне у кого мы сегодня в гостях? Каких зимующих птиц мы встретили в лесу?

Инсценировка “Мы птицы”.

Учитель: Подойдите ко мне. Встаньте в круг.

Девочки и мальчики
Вокруг себя повернитесь,
В зимующих птиц превратитесь.

Дети поворачиваются вокруг себя, надевают шапочки с изображением птиц.

Учитель: Сейчас я загадаю вам загадки. В круг вылетает та птица, о которой будет загадка.

Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору гуляет,
Крошки собирает.

В круг вылетает воробей.

Учитель: Ты кто?

Ученик: Я воробей!

Учитель:

Раздается громкий стук
Среди веток тук да тук.
Чистишь дерево, приятель?
Тук-тук-тук ответил ...

В круг вылетает дятел.

Учитель: Ты кто?

Ученик: Я дятел!

Дятел:

Воробушка – воробей,
Ты не бойся, не робей,
Прыгай с веточки сюда,
Дам я вкусного зерна,
Воробей, чего ты ждешь?
Хлебных крошек не клюешь?

Воробей:

Я давно заметил крошки,
Да боюсь, сердитой кошки.
Чик-чирик! Чик-чирик!

Воробей и дятел становятся в круг.

Учитель:

А вот маленькая птичка –
Желтогрудая певичка,
Звонко песенку поет,
Сало вкусное клюет.

В круг вылетает синица.

Учитель: Ты кто?

Ученик: Я синица!

Учитель:

Известная персона,
А зовут ее ...

В круг вылетает ворона.

Учитель: Ты кто?

Ученик: Я ворона!

Ворона:

Прилетела к нам синичка,
Села прямо за окном.
Эту маленькую птичку
С нетерпением мы ждем.
И чтоб легче птичке стало –
Ведь исчезли червячки –
Для неё кусочки сала
Мы повесим на сучки.

Синица:

Ваше сало я склюю
Вам спасибо говорю:
Синь-синь! Синь-синь!

Ворона и синица становятся в круг.

Учитель: 

Красногрудый, чернокрылый
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.

В круг вылетает снегирь.

Учитель: Ты кто?

Ученик: Я снегирь!

Учитель:

Вещунья белобока
А зовут её ...

В круг вылетает сорока.

Учитель: Ты кто?

Ученик: Я сорока!

Сорока:

Ты откуда, снегирек,
Прилетел в наш лесок?

Снегирь:

С севера я прилетел,
Вкусных ягод захотел.
Юч-юч! Юч-юч!

Учитель: А сейчас устроим веселый птичий хоровод. Но для начала вспомним.

  • У вороны голос, какой? (Низкий, громкий).
  • Крылья у неё какие? (Большие, черные).
  • Как ворона передвигается? (Ходит).
  • Снегирь, синица, воробей будут петь звонко, весело; крылышки у них маленькие, они будут летать.
  • Покажите, как вы будите это делать?

Ученики надевают шапочки с изображением птиц и под музыку все вместе изображают звуки и движения птиц.

Учитель:

Но быстро зимний день кончается,
Птичьи игры прекращаются.

Зимующие птицы вокруг себя повернитесь в мальчиков и девочек превратитесь.

Ученики снимают шапочки с изображением птиц и садятся на места.

Промежуточный итог.

Учитель: В какую игру мы играли? Какие птицы были в нашем хороводе?

Коррекция слухового восприятия.

Учитель:

  • Дети скажите, легко ли найти птицам корм зимой? Почему? (Потому что зимний день короткий, все покрыто снегом, трудно находить корм во время снегопадов, метелей, сильных морозов).
  • Да в такую погоду очень много птиц погибает от холода и голода, не дожив до весны. Поэтому некоторые птицы летят ближе к жилью человека, здесь легче найти корм. Например, где можно встретить снегиря? (В лесу и городе).
  • И в лесу, и рядом с жильем человека, потому что снегирь питается рябиной, а рябина растет как в лесу, так и в городе. Если запасы рябины кончаются в лесу, то снегири перебираются поближе к жилью человека.
  • А такую птицу как дятел где можно увидеть? (В лесу и роще).
  • Почему дятла называют “лесным доктором”? (Он лечит деревья, уничтожая вредных насекомых).
  • Вы уже сказали, как трудно найти зимой корм. А как мы с вами можем помочь птицам? (Мы можем их подкармливать).
  • Чем вы подкармливаете птиц?

Надо сказать, что птицы в зимнее время не очень разборчивы в еде и едят то, что найдут. Поэтому для подкормки птиц зимой годится некоторая пища с нашего стола. Синицы едят кусочки несоленого сала, кусочки маргарина, творога, крошки хлеба. Вороны едят очистки от овощей, крошки хлеба, остатки любой пищи. Так как мы можем помочь птицам зимой? (Подкармливать).

Учитель: А где птицы могут найти наши угощения? (В кормушках).

Люди стараются развешать кормушки в садах, парках. Кормушки могут быть разные: в виде домиков с крышей и небольшими входными отверстиями, из пустых пакетов из-под молока, из пластиковых бутылок. Кормушки для птиц должны быть скромными по окраске, чтобы не отпугнуть птиц.

Посмотрите и скажите из чего сделана эта кормушка? (Из дерева). Скажите, из чего можно изготавливать кормушки?

Детям предлагается посмотреть на рисунок, где изображены несколько кормушек и один скворечник.

Коррекция зрительного восприятия.

Посмотрите внимательно на рисунок и скажите, что здесь лишнее? Почему?

Учитель: Давайте подведем итог.

  • Над какой темой мы работаем?
  • Кто такие зимующие птицы?
  • Почему птицы остаются у нас зимовать?
  • Для чего подкармливаем птиц?
  • Куда насыпаем корм?

Работа с деформированным текстом.

Сейчас поработаем с деформированным текстом.

Учитель: Из этих отдельных предложений вы должны составить стихотворение так, чтобы оно звучало складно, а затем его прочитать. (Стихотворение дается по усмотрению учителя). Например,

Хлебных крошек не жалей,
Заслужил их воробей.
Ты приладь ему кормушку,
Кликнет он свою подружку,
И пойдет веселый стук –
Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук.

Учитель: Запасы корма в зимний период значительно уменьшаются. Для птиц зима – очень тяжелое время года. С утра до вечера они заняты поисками пищи. Пуховые теплые шубки защищают птиц от холода, но не от голода. Я думаю, что горсточка семечек, маленький кусочек несоленого сала найдется у каждого из вас. Зная как тяжело птицам, вы теперь не будете их обижать, потому, что они верные друзья леса и сада. Если подружитесь с птицами, будете внимательны к ним, они откроют вам множество птичьих тайн. В конце зимы, когда прибавляется день и пригревает солнце, птицы начинают петь. Послушайте их пение.

Коррекция слухового восприятия.

Звучит запись музыкального сопровождения “Звуки живой природы”. 

3.Итог урока.

Подведем итог нашего сегодняшнего занятия:

  • У кого мы были в гостях?
  • Кто такие птицы?
  • Почему птицы, у которых мы были в гостях, так называются?
  • Как люди помогают зимующим птицам?
  • Как называется “птичья столовая”?
  • Из чего можно изготовить кормушки?
  • Каких птиц мы можем видеть в наших кормушках?
  • Какая зимующая птица называется “санитаром леса”? Почему?
  • Как ты думаешь, какая самая яркая зимующая птица? Почему?
  • Что вам больше всего запомнилось сегодня на занятии?

Занятие наше закончено. Хочу сказать вам большое спасибо за активное участие и подготовку сегодняшнего занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира. 1 класс. Тема: Где зимуют птицы?

Урок по учебнику Плешакова А.А. Программа "Школа России"....

Мастер-класс по оригами "Зимующие птицы"

Познавательная игровая программа с элементами мастер-класса. Дети знакомятся с зимующими птицами Москвы и Московской области и учаться делать поделку в технике оригами....

Конспект по развитию речи в 6 «Б» классе по теме: «Зимующие птицы: синица, воробей, сорока, снегирь »

Конспект по развитию речи в 6 «Б» классе по теме:«Зимующие птицы: синица, воробей, сорока, снегирь »Конспект был написан для класса со сложной структурой дефекта...

Конспект урока по предмету окружающий мир для детей с умеренной умственной отсталостью в 4 классе на тему "Зимующие птицы".

         Коррекционно-развивающий урок с целями:- коррегировать и развивать устную связную речи по темам «Зима», «Зимующие птицы»- Расширять активный словарь по теме «З...

Конспект занятия по развитию речи, младший возраст.Тема. Зимующие птицы. Воробей.

Тема. Зимующие птицы. Воробей.Цель: развитие речи детей младшего возраста в игровой форме.Задачи: -познакомить детей с характерными внешними признаками воробья, особенностями его жизни в зимних услови...

Методическая разработка занятия кружка "Как наши пернатые друзья живут зимой?"

. Разработка занятия кружка, цели которого - наблюдать за явлениями в природе и устанавливать простейшие связи между ними, систематизировать представления детей о характерных признаках зимы. Восп...

Занятие в группе продлённого дня. Тема: "Где зимуют птицы?".

Расширить представление о птицах; познакомить ребят с отличительными признаками перелётных птиц от зимующих птиц;  познакомить детей с птицами, показать их разнообразие и красоту;  учить выд...