Методическая разработка занятия кружка "Как наши пернатые друзья живут зимой?"
учебно-методический материал по окружающему миру (3, 4 класс)

Бескровных Анжелика Николаевна

. Разработка занятия кружка, цели которого - наблюдать за явлениями в природе и устанавливать простейшие связи между ними, систематизировать представления детей о характерных признаках зимы. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к птицам; доброту, отзывчивость, желание помогать и делать добрые дела; трудолюбие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_nashi_pernatye_druzya_zhivut_zimoy.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия кружка «Юный друг природы»

«Как наши пернатые друзья живут зимой»

Цель: Воспитывать осознанное, заботливое отношение к птицам в зимний период времени, создавать условия для систематизации знаний обучающихся о зимующих птицах через творческую деятельность.

Задачи:

  1. Обучающие:

-расширить представления учащихся о зимующих птицах;

  1. Развивающие:

– развивать у учащихся творческие способности, воображение, фантазию;

– пробуждать любознательность в области изучения природы родного края;

– активизировать словарный  запас.

  1. Воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к природе, экологическую культуру;

-воспитывать эстетический вкус, внимательность, последовательность и аккуратность в работе;

-прививать навыки культуры труда.

Ход занятия:

-  Отгадайте загадку

Вот уж месяц снег идёт,
Скоро встретим Новый год,
В снежной спячке вся природа.
         Подскажи мне время года.  (Зима)

       -  Зима - чудесное время года. Зимой чистый воздух, много развлечений,  Новый год. На улице снежно и холодно. Но у людей есть теплые дома, где можно обогреться, приготовить пищу

 А кому же трудно зимой? (Птицам) Подумайте и скажите, по какому признаку  птиц можно разделить на две группы. (Перелетные и зимующие) Отгадайте загадку.

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть зерна – и не страшна
Будет им зима. ( Зимующие птицы)

           Да, правильно, это  зимующие птицы. Сейчас посмотрим видеофильм о зимующих птицах?  Постарайтесь их запомнить и понять, почему им трудно зимой.

Вопросы детям после видеофильма: 1. С какими зимующими птицами вы познакомились?  Почему трудно птицам зимой?  

     

– Как вы думаете, почему эти птицы не улетают в теплые края?

– Давайте разберемся какие же есть птицы. 

 

   -Сейчас ребята расскажут нам о птицах, которые добывают корм в зимнее время года. (подготовленные учащиеся рассказывают о птицах)

Сорока

       Носит не только звание трещотки и воришки, но и самой умной птицы. Только сороки узнают себя в зеркале. Людей птицы распознают по лицу, фигуре, подобно домашним псам. Сами сороки тоже не прочь быть прирученными. В неволе пернатые учатся считать и приспосабливаются чистить свои клетки. Для этого сороки используют дарованные им хозяевами детские лопатки, куски картона, тряпок. Питаются сороки чем придется. Всеядность и ум позволяют сорокам выживать даже в суровые зимы.

Дятел

        Обычно обитает в лесах. Но нередко его можно встретить в сельской местности, в садах и парках городов. Дятлы известны тем, что своим твёрдым клювом выдалбливают в деревьях дупла, доставая из-под коры самых разных насекомых-вредителей. Этим они оказывают неоценимую услугу растениям. Да и другим птицам и животным от этой деятельности польза: для большинства остаются удобные места для проживания и выведения потомства. Зимой он кормится семенами сосен и елей. Сорвет шишку и несет в свою кормушку – щель в дереве. Зажмет шишку и за 5 минут выберет все семена.

       Оперение дятла чёрно-белое с розовым или красным подхвостьем. Голова птицы украшена яркой красной шапочкой.  Дятел – птица крикливая.

Синица

        20-граммовая птичка съедает за день 500-600 гусениц и личинок насекомых. Таков рацион синиц летом, которое они проводят в лесах и на полях, уберегая их от вредителей. Зимой же пернатые перебираются в города, питаясь остатками человеческой пищи, оброненными семечками, кусочками хлеба и зернами из кормушек. Главное - не есть черный хлеб. Он пагубно влияет на здоровье синиц.      

        Небольших пернатых почитают на Руси. В 17-ом веке царским указом даже было запрещено убивать синиц. Нарушителей штрафовали. В современной России учрежден Синичкин день. Его отмечают 12-го ноября. Принято делать и вешать на деревья кормушки.

Снегирь

        Эти красивые зимующие птицы обитают в хвойных и смешанных лесах, поскольку основным их кормом являются семена ели, сосны, ягод, в основном, рябины, и почки деревьев. Летом их сложно увидеть. Зато зимой снегири появляются там, где можно поживиться едой. В городах, сёлах часто на рябинах можно увидеть  этих красногрудых красавцев.  Размерами птицы чуть больше воробья, зато окраска у них удивительна. Красными яблочками называют этих птичек поэты в стихах. И действительно, их яркие алые или пепельно-розовые грудки восхитительно смотрятся на фоне заснеженных ветвей. Поймать снегиря и приручить вполне реально. Птички эти прекрасно обживаются в клетках, даже начинают насвистывать своему хозяину несложные «мотивчики».
                                                            

Задание « Третий лишний»

 Я показываю вам изображение трех птиц а, вы должны узнать кто же здесь лишний. И объяснить почему?

     Снегирь, ласточка, свиристель

     Тетерев, глухарь, грач

     Синица, голубь, скворец

 Задание « Сложи птицу»   У вас на столах лежат конверты. Вам нужно собрать пазлы. Когда их соберете, назовите, что за птицы изображены.

   

Физминутка «Птичка-невеличка»

Птичка-невеличка

По небу летала (птички летают),

Села под окошко,

Крошек поклевала (присели, клюют зёрнышки),

Встрепенулась птичка (встали, отряхнулись),

Выпрямила спинку.

Песенку запела, в домик полетела (машут руками)

- Тяжело птицам зимой. Вот тут-то на помощь птицам должен прийти человек.

– А как? Отгадайте загадку:

Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
                      Птиц зерном и хлебом  (кормушка)

-Поднимите руку те, у кого возле дома висят кормушки.

Предлагаю сделать сейчас всем вместе кормушку, повесить ее около школы и приносить корм для птиц

Коллективная работа обучающихся

Подведение итогов

 

                                              Интернет-источники:

 

  1. https://givotniymir.ru
  2.  https://педпроект.рф/моисеева-т-а-пернатые-друзья-зимой/
  3. https://nsportal.ru/npo-spo/estestvennye-nauki/library/2018/12/09/kak-zhivut-nashi-pernatye-druzya-zimoy

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: проект "Наши пернатые друзья"

Этапы работы над проектом "Наши пернатые друзья"...

"Наши пернатые друзья".Устный журнал (3 - 4 классы). Методическая разработка.

Этот материал поможет в работе на уроках и во внеурочной деятельности с учащимися начальной школы....

Методическая разработка в группе продленного дня "Наши пернатые друзья"

Данное занятие поможет систематизировать знания учащихся о многообразии птиц, выделить существенные признаки птиц, на основании которых их можно разделить на группы.Задачи данного мероприятия:...

Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс по теме "Наши пернатые друзья"

Целью  урока: определить отличия птиц родного края по месту обитания, способам питания....

Методическая разработка классного часа "Наши пернатые друзья"

1 апреля празднуется междуародный день птиц. Предлагаю вашему вниманию Методическая разработка классного часа "Наши пернатые друзья"...

Методическая разработка занятия "О дружбе и друзьях"

Материал для проведения заятия с учащимися 2-х классов по теме "Я и другие. О дружбе и друзьях"....