Урок окружающего мира. 1 класс. Тема: Где зимуют птицы?
план-конспект урока (окружающий мир, 1 класс) по теме
Урок по учебнику Плешакова А.А. Программа "Школа России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.1_klass.viktorina_pticy.-urok.docx | 19.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок «Окружающий мир». 1 класс.
Тема:«Где зимуют птицы?».
Цели:
- Познакомить учащихся с перелетными птицами и птицами, зимующими в наших краях.
- Развивать познавательную активность и любознательность.
- Воспитывать заботливое отношение к птицам.
Оборудование: учебник окружающего мира 1 класс (часть 2), рабочая тетрадь к учебнику для первого класса, карточки с изображением птиц перелетных и зимующих у нас.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Сегодня мы с вами познакомимся с птицами, которые зимуют с нами или улетают в теплые края.
Птиц на земле, конечно, меньше, чем насекомых, но все-таки их очень много – около 9 тысяч видов.
Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть, и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, весящие несколько граммов.
Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать.
Одни птицы живут в лесу, другие в степи. Есть птицы, которые живут только в пустыне или в горах. А другие – только на берегу моря.
Одни птицы питаются рыбой, другие - насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена.
Итак, птицы бывают разные… И сегодня мы поговорим о птицах.
Отгадайте загадки, о ком идет речь?
- В деревне есть часы такие,
Не мертвые, а живые,
Ходят без завода,
Они птичьего рода. (Петух). 3. Красные лапки,
- Мальчишка в сером армячишке Длинная шея,
По дворам шныряет, Щиплет за пятки,
Крохи подбирает, Беги без оглядки. (Гусь).
По полям ночует,
Коноплю ворует. ( Воробей).
-На доске рисунки птиц.
- Ребята, а вам не кажется, что среди них одна лишняя? Какая? (воробей, петух и гусь домашние).
- Сегодня мы поговорим о птицах, которые встречаются в природе – диких птицах.
2. Повторение.
- Скажите, где живут белые медведи?(северный полюс).
- А где живут пингвины?(Антарктида, южный полюс).
- Охотятся ли белые медведи на пингвинов? ( нет, живут в разных краях света).
- Африканский слон живет в Саванне, а где живет Индийский слон? ( в тропических лесах).
3. Новая тема.
А теперь вернемся к птицам!
- Трещала с самого утра: 2. В лесу под щебет, звон и свист,
«Пора! Пора!» А что - пора? Стучит лесной телеграфист:
Такая с ней морока, «Здорово, дрозд -приятель!»
Когда трещит… (сорока). И ставит подпись …(дятел).
3.И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши, прячутся дрожа!
Очень уж суровы
Филины и … (совы).
На доске рисунки этих птиц.
- Что общего у этих птиц?(они никуда не улетают, живут у нас).
-Этих птиц называют оседлыми.(на доске слово).
Каких еще оседлых птиц вы знаете? (работа с выставкой в классе).
А теперь откроем учебник и посмотрим на птиц зимующих у нас. Как называют этих птиц?(оседлые). С.12
Каких птиц вы видели зимой? Закрасьте кружки возле них.
Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И все-таки тяжело им зимой. Особенно трудно маленьким птичкам. Из десяти, может быть, две-три доживают до весны. Чаще птицы погибают не от холода, а от голода.
-Как мы можем им помочь?
Что за весенняя черная птица Угадайте, что за птичка-
Любит за плугом ходить и кормиться? Темненькая, невеличка,
Что за весенняя черная птица Беленькая с живота,
Прямо на трактор чуть не садится? (грач). Хвост раздвинут в два хвоста.(ласточка).
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели?
Голосистее, нежней,
Кто же это? (соловей).
На доске рисунки птиц.
-Что объединяет этих птиц? Они умеют перелетать за тысячи километров, в теплые края на зиму.
Их называют? – перелетные птицы. На доске слово – перелетные.
Посмотрите в учебнике на перелетных птиц. Каких птиц вы встречали в природе? Закрасьте кружки рядом с ними.
Подумайте, почему зимой птицы улетают от нас в теплые края?(с.13 уч-ка).
- Для них нет пищи.
Сейчас мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края. А раньше люди этого не знали. Конечно, они замечали, что зимой некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. Лишь со временем ученые узнали, куда улетают перелетные птицы.
- Как они это сделали? (с.13 уч-ка).
Ученые надевали на лапки кольца, на которых был номер и адрес места, где окольцована птица. Когда кто-то в других странах встречал окольцованную птицу, сообщал об этом по данному адресу. Так ученые узнали, где зимуют птицы.
-На странице 13 учебника находятся карты, которые показывают, где зимуют ласточки и журавли.
Итак, зеленым цветом места, где они проводят лето, желтым – зиму.
Ласточки летом живут практически на всей территории России, а зимуют в Африке. Журавли тоже живут в России, а на зиму улетают в теплые края.
Физминутка.
Совушка – сова, большая голова
На суку сидит, головой вертит.
Крыльями – хлоп-хлоп, Ножками – топ-топ.
- Закрепление.
А) Откройте тетрадь на с.32. найдите задание №1.
Читаю сама задание.
Выполняют индивидуально. Проверить коллективно.
Б) Я буду читать описание птицы, а вы должны угадать о какой птице идет речь.
- Обычно эти птицы прилетают весной на старое гнездо и тут же начинают его ремонтировать, поэтому каждый год оно увеличивается и иногда становится таким большим, что в нем вьют гнезда мелкие птички – воробьи, скворцы. Гнездо можно увидеть на деревьях, на столбах и даже на крышах домов. Эта птица считается птицей приносящей счастье, поэтому люди всегда радуются, если эта крупная белая птица вьет гнездо на крыше дома. Каждый год у этих птиц появляются птенцы. Больше месяца родители высиживают их. К концу лета птенцы вырастают и улетают одни, без родителей зимовать в Африку. Взрослые птицы улетают позднее. У этих птиц нет голоса: они не умеют петь и кричать. Разговаривают друг с другом, треща клювом, постукивая верхней половинкой о нижнюю. (Аист).
- Рано весной, едва зазеленеют леса, из березовой рощи послышится знакомый голос этой перелетной птицы. Она зимовала в далекой жаркой Африке, а теперь прилетела сюда, чтобы отложить яйца и продолжить свой род. Но делает она это не как все птицы. Она не вьет гнезда и не заботится о своих птенцах. В течение весны она откладывает более 20 яиц и по одному подкладывает их в гнезда других птиц. Эта птица хорошая труженица, она поедает мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы, и спасает лес от гибели. ( Кукушка).
На доске рисунки этих птиц.
- Самостоятельная работа в парах.
Учащиеся работают в парах. Каждой паре дается тест. После выполнения – коллективная проверка.
- Итог урока.
С какими птицами мы сегодня познакомились?
Каких оседлых птиц вы знаете?
Каких перелетных птиц вы знаете?
Домашнее задание: С.12-13 учебника – устно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок окружающего мира по теме «Зима – покой природы», программа «Школа – 2100»,1-ый класс
На данном комбинированном уроке создавались условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий. Ребята знак...
Фрагмент работы урока окружающего мира по теме "Как зимовали наши предки"
Ознакомление с данной статьей в учебнике рекомендую после вступительной беседы в начале урока. Данная работа предполагает получение нового материала самостоятельно в группах, используя зна...
Презентация к уроку окружающего мира на тему "Где зимуют птицы"
Данная презентация составлена по теме "Где зимуют птицы",которая изучается в 1 классе.Здесь дается пояснения к терминам "перелетные" и "зимующие" птицы ,краткое описание некоторых их видов.Так же дети...
Конспект урока окружающего мира на тему "Где зимуют птицы"
Конспект урока окружающего мира...
Конспект урока окружающего мира по теме: «Как зимой помочь птицам?» 1 класс УМК "Школа России"
Учащиеся научатся распознавать зимующих птиц с помощью наглядности и в природе, изготавливать кормушки и выбирать корм для птиц....
Конспект + презентация урока окружающего мира по теме «Пришла зима» 1 класс.
Цели деятельности учителя: • создание условий для ознакомления с правилами безопасности на улице в зимнее время, закрепления признаков наступления зимы; Планируемые результаты Пред...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Где зимуют птицы?"
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Где зимуют птицы?" для 1 класса...