Занятие в группе продлённого дня. Тема: "Где зимуют птицы?".
методическая разработка (1 класс)

Юркова Елена Леонидовна

Расширить представление о птицах; познакомить ребят с отличительными признаками перелётных птиц от зимующих птиц;  познакомить детей с птицами, показать их разнообразие и красоту;  учить выделять существенные признаки природных объектов; продолжить обучение практическому исследованию предметов природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОСПИТАТЕЛЬ ГПД : ЮРКОВА ЕЛЕНА ЛЕОНИДОВНА

ГБОУ СОШ №457  с углублённым изучением английского языка Выборгского района г. Санкт-Петербурга

Занятие в группе продлённого дня. 1 класс.

Тема: «Где зимуют птицы».

Дата проведения:  11.10.2024

Цели деятельности учителя

Цель. Создать условия для формирования первоначальных умений практического исследования природных объектов, формировать умение работать в группе. Воспитывать любовь к природе, доброе и бережное отношение ко всему живому.

Задачи.

Образовательные:  Расширить представление о птицах; познакомить ребят с отличительными признаками перелётных птиц от зимующих птиц;  познакомить детей с птицами, показать их разнообразие и красоту;  учить выделять существенные признаки природных объектов; продолжить обучение практическому исследованию предметов природы.

Способствовать развитию экологической грамотности, памяти, вниманию.

Воспитывать: бережного отношения к природе.

Основные понятия

Понятия: перелетные и зимующие птицы; ученые-орнитологи.

Тип занятия

Занятие – исследование

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

-научатся различать зимующих и перелетных птиц;

-группировать птиц по определенным признакам;

-объяснять причины отлета птиц в теплые края;

-приводить примеры зимующих и перелетных птиц;

-понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнять;

-работать в паре, использовать представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные:

-отвечать на вопросы;

-обобщать собственное представление; 

-формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на занятии;

-соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;

-владеть диалогической формой речи в заданной ситуации.

Регулятивные: - выполнять учебное задание;

- выполнять самопроверку, взаимопроверку при выполнении учебного задания;

- ориентироваться в разных способах выполнения задания;

Коммуникативные: - действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров;  

- формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога;

- договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе;

- учитывать общепризнанные правила в совместной деятельности;

- адекватно использовать речь для представления результата.

Личностные: - формировать уважительное отношение к иной точке зрения;

- формировать эмоционально – ценностное  отношение к окружающему миру.

Познавательные: - формировать умение работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);

- формировать умение отличать птиц перелётных от зимующих.

Тип урока

 урок – исследование

Образовательные ресурсы

Презентация «Птицы», интернет-ресурсы.

Наглядный и раздаточный материал

Методы и формы обучения

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах, парах, практическая работа.

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение, технология.

Домашнее задание

Провести наблюдения за птицами: «Какие птицы прилетают к кормушке?» и как часто, если в кормушке:

1.Только хлебные крошки.  2. Семечки. 3. Сало, семечки, хлебные крошки.

Ход занятия

Этапы занятия

Деятельность

воспитателя

Деятельность

обучающихся

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Формы взаимо-действия

Промежу-точный контроль

1.Мотивирование к учебной деятельности.

Цели: 

-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

-создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

Дети рассматривают иллюстрации птиц саванны и тропи-ческих лесов.

- Где зимуют птицы?

Продолжаем новый день,

Первым делом гоним лень.

На занятии не молчать,

Всем работать, отвечать.

- Ребята,  мне не терпится узнать, о каких животных жарких стран вы узнали на прошлом занятии? / дети по очереди называют животных саванны и тропических лесов/ 

– Каких птиц там можно встретить? /птица-секретарь, страус, павлин, попугай/

–Вчера у кормушки я увидела птичку.

Узнайте ее по описанию. Это красивая птичка, размером с воробья. У неё белые щёчки, желтое брюшко; на голове чёрная шапочка, спинка зелёная, а крылья серо-голубые.  /синица/ 

–Каждый день мы видим воробьёв, голубей, ворон, сорок. Кто из вас также часто видит этих птиц? – Почему они не улетели в жаркие страны? /ответы детей/C:\Users\Ал\Music\7047163571_6373aa8aec_k.jpg

-На какой сегодня вопрос мы будем искать ответы?

- Итак, сегодня на занятии мы с вами выясним, почему некоторые птицы улетают зимовать в тёплые края, а некоторые птицы остаются зимовать в наших краях. Ищем ответ на вопрос «Где зимуют Птицы?»

Установление эмоционального контакта через стихотворение.

2.Актуализация знаний.

Цель:

-подготовить мышление обучающихся к последующим шагам УД и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Организовать работу в группе по разгадыванию загадки.

Показать учащимся всё многообразие мира  птиц, включить обучающихся в обсуждение проблемных вопросов.

Работать с информацией, представленной в форме загадок.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

-  Как часто мы наблюдаем за птицами в небе, любуемся их полетом и мечтаем побывать на их месте. Нам даже снятся такие сны. Какое удивительное ощущение полета, полной свободы.

-Скольким людям птицы подарили это счастье чувствовать себя свободными! Может быть, поэтому птицы ближе всех нам по духу, поэтому мы воспеваем это чудо природы в стихах, картинах, сказках.

-Попробуем же сегодня, хоть краешком глаза, частичкой своей души заглянуть в чудесное, загадочное, покрытое тайной царство птиц!

Ребята, поработаем в группах, но прежде расскажите о законах работы в группе.

Отгадайте загадки.

Летом я ловила мошек,

Я зимой поем и крошек.

Люблю сало поклевать,

К вам в окошко залетать.

Очень юркая я птица,

А зовут меня… ( синица).

Мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи подбирает,

По полям ночует,

Коноплю ворует. (Воробей).

Трещала с самого утра:

«Пор-р-ра! Пор-р-ра!»

А что – пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит …(сорока).

В зимнем лесу

Песни пою.

В морозы и в стужу

Гнездышко вью.

Там будут птенцы.

Об этом все знают.

А самка с гнезда никогда не слетает.

Своим теплом птенцов согревает.  (Клест)

В деревне есть часы такие,

Не мертвые. А живые,

Ходят без завода,

Они птичьего рода.  (Петух).

- Какая птица «Лишняя». Почему?

-Что у этих птиц общее? /Строение тела птиц/.

-Птицы одинаковы по строению тела, но могут быть разные по окраске, по форме, по размеру.

Организуется работа в группах, формируется готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

-Что вы знаете о птицах и их жизни?

Каких птиц вы знаете?

3.Изучение нового материала.

а)создание проблемной ситуации;

б)постановка проблемы исследования;

в)определение  темы исследования.

г)«Открытие» детьми нового знания

Включить обучающихся в обсуждение проблемных вопросов.

Организовать работу  в группах, обеспечить контроль за выполнением задания.

Показ птиц.

Показ иллюстраций.

Организовать исследовательскую работу

Показ картинок с изображением птиц: снегирь, дятел, клёст, воробей, грач, ласточка.

Набор картинок с разными птицами.

Показ иллюстраций.

Показ иллюстраций.

Раздача памятки, чем можно кормить птиц зимой.

Обучающиеся перечисляют птиц.

Обучающиеся перечисляют птиц живущих в степи, в лесу, на берегу моря.

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют

собственное мнение и аргументируют его

Дети самостоятельно делают вывод.

Дают советы друг другу:

* Не распугивать птиц возле кормушек.

* Чистить снег.

* Стараться подкармливать птиц в одно и то же время.

Обучающиеся перечисляют перелётных птиц.

Обучающиеся перечисляют зимующих птиц.

Ребята, как вы думаете, сколько видов птиц на Земле? (Ответы детей)

Птиц на земле очень много - около 9 тысяч видов.

-А какие бывают птицы по размеру, как вы считаете? (ответы детей)

Есть птицы очень большие, чуть ли не двух метровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы.

- А как, по вашему мнению, все ли птицы умеют летать? (Ответы детей)

Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать.

-А где могут жить птицы? (Ответы детей)

Одни птицы живут в лесу, другие – в степи, но есть и такие, которые не могут жить, ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или в горах, а другие – только на берегу моря.

- Ребята, а как вы считаете, чем питаются птицы? (Ответы детей)

Одни птицы питаются рыбой, другие - насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена.

-Как называются домики птиц? (Ответы детей)

Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют гнезда на земле или ветвях деревьев и кустов.

- Сейчас вы будете настоящими исследова-телями. Прочитайте информацию, выделите информацию о птицах красным цветом.

I группа. Ласточка- птица воздуха. Она редко и неохотно опускается на землю. Она дает молоко, мясо. Тело покрыто длинной и пушистой шерстью. В начале августа ласточки собираются в стаи и отправляются зимовать в теплые страны.                                  II группа. Летом синицы питаются только насекомыми. Зимой насекомые прячутся и синичкам приходится туго. Это животное питается мышами и очень любит молоко со сметаной. Ведь они не улетают в теплые края, а зимуют рядом с нами.

– Поставьте галочку около птицы, которую вы видели зимой.
– Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать себе даже в очень снежные зимы. И всё-таки тяжело им зимой. Особенно трудно маленьким птичкам. Из десяти, может быть, одна-две доживают до весны.

-Какие птицы зимуют в наших краях?/Воробей, синица, дятел./

– На одном из прошлых уроков мы узнали, как можно помочь птицам зимой. Расскажите, чем вы помогли птицам этой зимой? /ответы детей/

-В разных странах живут разные птицы. Подумайте, могут ли все эти птицы собраться вместе в зимнюю пору?

-Почему?

Зимой многие птицы совсем не смогли бы находить себе корм. Поэтому они улетают в теплые края, где корма всегда достаточно. Эти птицы называются перелетными. Теперь мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края. А раньше люди этого не знали. Конечно, они замечали, что зимой некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. Лишь со временем ученые – орнитологи узнали, куда улетают перелетные птицы.

-Как же это удалось сделать ученым?

- Итак, ученые- орнитологи придумали надевать на лапки птицам маленькие кольца.

-А как эти кольца помогли им?

На каждом кольце был номер и адрес места, где была окольцована птица. Когда кто-то в других странах встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом по данному адресу. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы.

Но не все птицы улетают. Те, которые проводят зиму у нас называют зимующими. Это синицы, поползни, дятлы и другие птицы. Они не улетают потому, что и зимой могут найти себе корм.

Физкультминутка-игра.
 -А сейчас мы отдохнём и поиграем.
 - Я вам показываю картинки перелётных и зимующих птиц. Если на картинке зимующая птица встаёте, перелётная-сидите.

- Мы вспомнили перелётных и зимующих птиц.

- Почему эти птицы улетают на юг? Что птицам страшнее зимой холод или голод? Правильно- голод. Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птичка и тепло ей под пухом и перьями. И все же нередко птицы зимой голодают. Особенно трудно бывает во время метели, сильного мороза. Из десяти птичек выживает только две. А чтобы им помочь, мы должны… а что мы должны?

-Вы уже сделали кормушки и угощаем птичек. Всегда помним о том, что птицам необходима еда, которая для них считается полезной и вкусной, т.к. не всегда птички бывают, довольны нашим угощением.

Практическая работа в группах: поиск предложений, в которых говорится о птицах.

Каждая группа получает карточку с заданием.

Лишние предложения выделить красным маркером.

По окончании работы группы отчитываются о проделанной работе.

 

Какие птицы называются перелётными? Приведите пример.

Какие птицы называются зимующие? Приведите пример.

4.Применение новых знаний в учебной деятельности

Контролирует правильность выполнения действий.

Корректирует действия обучающихся

Выполнение теста. «Соедините линиями рисунки и названия птиц»

 На партах у вас карточки с названием птиц
 – Помогите птицам ответить на вопрос: кому из них улетать осенью в тёплые края, а кому оставаться на родине?
Дятел,  синица, журавль,   ласточка воробей,  грач, соловей,  сова.
б) Игра «Третий лишний»

 – Назовите птицу, которая отличается от двух других:  галка, ласточка грач; дятел, воробей, поползень.                    

Индивидуальная работа, работа по учебнику.

Групповая работа

5.Итог занятия.

Рефлексия.

Цели:

-зафиксировать новое содержание занятия;

-организовать рефлексию и самооценку обучающихся собственной учебной деятельности.

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме

рассказывают:

Я узнал…

Я понял…

Я буду…

-С какими животными познакомились?

-Назовите главную особенность птиц?

-В знак благодарности птицы вам приготовили сюрприз-подарок

( перышко)

Возьмите перышко из кормушки и продолжите предложение

Я узнал…

Я понял…

Я буду…

Работа с цветовыми индикаторами самооценки.

Домашнее задание.  (творческая работа)

Сделать кормушку для птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия в группе продлённого дня по теме "Поможем птицам зимой".

Данная методическая разработка поможет воспитателю познакомить детей 1-2 класса с зимующими птицами. В результате групповой работы ребята обсудят и выберут, пользуясь определёнными критериями, из пред...

Занятие в группе продлённого дня. Тема: "Русская матрёшка. Аппликация."

Тема:"Русская матрёшка. Аппликация" раскрывается на двух занятиях. Первое занятие подготовительное (изготовление шаблонов). Второе занятие творческое (изготовление аппликации и украшение фартука)....

Конспект занятия в группе продлённого дня. Тема: Викторина «Волшебные сказки А. С. Пушкина». Группа: 2 класс

Внеклассное занятие для 2 класса по сказкам А. С. Пушкина с использованием современных компьютерных технологий....

Занятие в группе продлённого дня. Тема: «История российского флага». 3 класс

С помощью изучаемой темы, ребята повторяют имеющиеся знания о символике России. А также узнают новое....

Конспект занятия воспитателя группы продлённого дня. Тема: «Службы помощи»

Конспект занятия воспитателя группы продлённого дня.Тема: «Службы помощи»Цель занятия:дать представление учащимся о службах, входящих в систему обеспечения безопасности города и напомнить ...

Конспект занятия в группе продлённого дня. Тема занятия: «Знайки».

Цель: повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников.Задачи: Развивать умение отвечать на вопросы из разных областей знаний.Развивать умение дорисовывать предметы, нах...

Занятие воспитателя группы продлённого дня. Тема "Сочинение загадок"

Тема: Сочинение загадокЦели:образовательная – организовать парную и групповую деятельность обучающихся; учить слушать друг друга, принимать коллективные решения в группах, распределять...