Занятие в группе продлённого дня. Тема: "Где зимуют птицы?".
методическая разработка (1 класс)
Расширить представление о птицах; познакомить ребят с отличительными признаками перелётных птиц от зимующих птиц; познакомить детей с птицами, показать их разнообразие и красоту; учить выделять существенные признаки природных объектов; продолжить обучение практическому исследованию предметов природы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАТЕЛЬ ГПД : ЮРКОВА ЕЛЕНА ЛЕОНИДОВНА
ГБОУ СОШ №457 с углублённым изучением английского языка Выборгского района г. Санкт-Петербурга
Занятие в группе продлённого дня. 1 класс.
Тема: «Где зимуют птицы».
Дата проведения: 11.10.2024
Цели деятельности учителя | Цель. Создать условия для формирования первоначальных умений практического исследования природных объектов, формировать умение работать в группе. Воспитывать любовь к природе, доброе и бережное отношение ко всему живому. Задачи. Образовательные: Расширить представление о птицах; познакомить ребят с отличительными признаками перелётных птиц от зимующих птиц; познакомить детей с птицами, показать их разнообразие и красоту; учить выделять существенные признаки природных объектов; продолжить обучение практическому исследованию предметов природы. Способствовать развитию экологической грамотности, памяти, вниманию. Воспитывать: бережного отношения к природе. Основные понятия Понятия: перелетные и зимующие птицы; ученые-орнитологи. |
Тип занятия | Занятие – исследование |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: -научатся различать зимующих и перелетных птиц; -группировать птиц по определенным признакам; -объяснять причины отлета птиц в теплые края; -приводить примеры зимующих и перелетных птиц; -понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнять; -работать в паре, использовать представленную информацию для получения новых знаний. Метапредметные: -отвечать на вопросы; -обобщать собственное представление; -формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на занятии; -соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; -владеть диалогической формой речи в заданной ситуации. Регулятивные: - выполнять учебное задание; - выполнять самопроверку, взаимопроверку при выполнении учебного задания; - ориентироваться в разных способах выполнения задания; Коммуникативные: - действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров; - формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога; - договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе; - учитывать общепризнанные правила в совместной деятельности; - адекватно использовать речь для представления результата. Личностные: - формировать уважительное отношение к иной точке зрения; - формировать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру. Познавательные: - формировать умение работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать); - формировать умение отличать птиц перелётных от зимующих. |
Тип урока | урок – исследование |
Образовательные ресурсы | Презентация «Птицы», интернет-ресурсы. Наглядный и раздаточный материал |
Методы и формы обучения | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах, парах, практическая работа. |
Межпредметные связи | Окружающий мир, литературное чтение, технология. |
Домашнее задание | Провести наблюдения за птицами: «Какие птицы прилетают к кормушке?» и как часто, если в кормушке: 1.Только хлебные крошки. 2. Семечки. 3. Сало, семечки, хлебные крошки. |
Ход занятия
Этапы занятия | Деятельность воспитателя | Деятельность обучающихся | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Формы взаимо-действия | Промежу-точный контроль |
1.Мотивирование к учебной деятельности. Цели: -актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; -создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила. Дети рассматривают иллюстрации птиц саванны и тропи-ческих лесов. - Где зимуют птицы? | Продолжаем новый день, Первым делом гоним лень. На занятии не молчать, Всем работать, отвечать. - Ребята, мне не терпится узнать, о каких животных жарких стран вы узнали на прошлом занятии? / дети по очереди называют животных саванны и тропических лесов/ – Каких птиц там можно встретить? /птица-секретарь, страус, павлин, попугай/ –Вчера у кормушки я увидела птичку. Узнайте ее по описанию. Это красивая птичка, размером с воробья. У неё белые щёчки, желтое брюшко; на голове чёрная шапочка, спинка зелёная, а крылья серо-голубые. /синица/ –Каждый день мы видим воробьёв, голубей, ворон, сорок. Кто из вас также часто видит этих птиц? – Почему они не улетели в жаркие страны? /ответы детей/ -На какой сегодня вопрос мы будем искать ответы? - Итак, сегодня на занятии мы с вами выясним, почему некоторые птицы улетают зимовать в тёплые края, а некоторые птицы остаются зимовать в наших краях. Ищем ответ на вопрос «Где зимуют Птицы?» | Установление эмоционального контакта через стихотворение. | |
2.Актуализация знаний. Цель: -подготовить мышление обучающихся к последующим шагам УД и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | Организовать работу в группе по разгадыванию загадки. Показать учащимся всё многообразие мира птиц, включить обучающихся в обсуждение проблемных вопросов. | Работать с информацией, представленной в форме загадок. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | - Как часто мы наблюдаем за птицами в небе, любуемся их полетом и мечтаем побывать на их месте. Нам даже снятся такие сны. Какое удивительное ощущение полета, полной свободы. -Скольким людям птицы подарили это счастье чувствовать себя свободными! Может быть, поэтому птицы ближе всех нам по духу, поэтому мы воспеваем это чудо природы в стихах, картинах, сказках. -Попробуем же сегодня, хоть краешком глаза, частичкой своей души заглянуть в чудесное, загадочное, покрытое тайной царство птиц! Ребята, поработаем в группах, но прежде расскажите о законах работы в группе. Отгадайте загадки. Летом я ловила мошек, Я зимой поем и крошек. Люблю сало поклевать, К вам в окошко залетать. Очень юркая я птица, А зовут меня… ( синица). Мальчишка в сером армячишке По дворам шныряет, Крохи подбирает, По полям ночует, Коноплю ворует. (Воробей). Трещала с самого утра: «Пор-р-ра! Пор-р-ра!» А что – пора? Такая с ней морока, Когда трещит …(сорока). В зимнем лесу Песни пою. В морозы и в стужу Гнездышко вью. Там будут птенцы. Об этом все знают. А самка с гнезда никогда не слетает. Своим теплом птенцов согревает. (Клест) В деревне есть часы такие, Не мертвые. А живые, Ходят без завода, Они птичьего рода. (Петух). - Какая птица «Лишняя». Почему? -Что у этих птиц общее? /Строение тела птиц/. -Птицы одинаковы по строению тела, но могут быть разные по окраске, по форме, по размеру. | Организуется работа в группах, формируется готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. | -Что вы знаете о птицах и их жизни? Каких птиц вы знаете? |
3.Изучение нового материала. а)создание проблемной ситуации; б)постановка проблемы исследования; в)определение темы исследования. г)«Открытие» детьми нового знания | Включить обучающихся в обсуждение проблемных вопросов. Организовать работу в группах, обеспечить контроль за выполнением задания. Показ птиц. Показ иллюстраций. Организовать исследовательскую работу Показ картинок с изображением птиц: снегирь, дятел, клёст, воробей, грач, ласточка. Набор картинок с разными птицами. Показ иллюстраций. Показ иллюстраций. Раздача памятки, чем можно кормить птиц зимой. | Обучающиеся перечисляют птиц. Обучающиеся перечисляют птиц живущих в степи, в лесу, на берегу моря. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его Дети самостоятельно делают вывод. Дают советы друг другу: * Не распугивать птиц возле кормушек. * Чистить снег. * Стараться подкармливать птиц в одно и то же время. Обучающиеся перечисляют перелётных птиц. Обучающиеся перечисляют зимующих птиц. | Ребята, как вы думаете, сколько видов птиц на Земле? (Ответы детей) Птиц на земле очень много - около 9 тысяч видов. -А какие бывают птицы по размеру, как вы считаете? (ответы детей) Есть птицы очень большие, чуть ли не двух метровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы. - А как, по вашему мнению, все ли птицы умеют летать? (Ответы детей) Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать. -А где могут жить птицы? (Ответы детей) Одни птицы живут в лесу, другие – в степи, но есть и такие, которые не могут жить, ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или в горах, а другие – только на берегу моря. - Ребята, а как вы считаете, чем питаются птицы? (Ответы детей) Одни птицы питаются рыбой, другие - насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена. -Как называются домики птиц? (Ответы детей) Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют гнезда на земле или ветвях деревьев и кустов. - Сейчас вы будете настоящими исследова-телями. Прочитайте информацию, выделите информацию о птицах красным цветом. I группа. Ласточка- птица воздуха. Она редко и неохотно опускается на землю. Она дает молоко, мясо. Тело покрыто длинной и пушистой шерстью. В начале августа ласточки собираются в стаи и отправляются зимовать в теплые страны. II группа. Летом синицы питаются только насекомыми. Зимой насекомые прячутся и синичкам приходится туго. Это животное питается мышами и очень любит молоко со сметаной. Ведь они не улетают в теплые края, а зимуют рядом с нами. – Поставьте галочку около птицы, которую вы видели зимой. -Какие птицы зимуют в наших краях?/Воробей, синица, дятел./ – На одном из прошлых уроков мы узнали, как можно помочь птицам зимой. Расскажите, чем вы помогли птицам этой зимой? /ответы детей/ -В разных странах живут разные птицы. Подумайте, могут ли все эти птицы собраться вместе в зимнюю пору? -Почему? Зимой многие птицы совсем не смогли бы находить себе корм. Поэтому они улетают в теплые края, где корма всегда достаточно. Эти птицы называются перелетными. Теперь мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края. А раньше люди этого не знали. Конечно, они замечали, что зимой некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. Лишь со временем ученые – орнитологи узнали, куда улетают перелетные птицы. -Как же это удалось сделать ученым? - Итак, ученые- орнитологи придумали надевать на лапки птицам маленькие кольца. -А как эти кольца помогли им? На каждом кольце был номер и адрес места, где была окольцована птица. Когда кто-то в других странах встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом по данному адресу. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы. Но не все птицы улетают. Те, которые проводят зиму у нас называют зимующими. Это синицы, поползни, дятлы и другие птицы. Они не улетают потому, что и зимой могут найти себе корм. Физкультминутка-игра. - Мы вспомнили перелётных и зимующих птиц. - Почему эти птицы улетают на юг? Что птицам страшнее зимой холод или голод? Правильно- голод. Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птичка и тепло ей под пухом и перьями. И все же нередко птицы зимой голодают. Особенно трудно бывает во время метели, сильного мороза. Из десяти птичек выживает только две. А чтобы им помочь, мы должны… а что мы должны? -Вы уже сделали кормушки и угощаем птичек. Всегда помним о том, что птицам необходима еда, которая для них считается полезной и вкусной, т.к. не всегда птички бывают, довольны нашим угощением. | Практическая работа в группах: поиск предложений, в которых говорится о птицах. Каждая группа получает карточку с заданием. Лишние предложения выделить красным маркером. По окончании работы группы отчитываются о проделанной работе.
| Какие птицы называются перелётными? Приведите пример. Какие птицы называются зимующие? Приведите пример. |
4.Применение новых знаний в учебной деятельности | Контролирует правильность выполнения действий. Корректирует действия обучающихся | Выполнение теста. «Соедините линиями рисунки и названия птиц» | На партах у вас карточки с названием птиц – Назовите птицу, которая отличается от двух других: галка, ласточка грач; дятел, воробей, поползень. | Индивидуальная работа, работа по учебнику. Групповая работа | |
5.Итог занятия. Рефлексия. Цели: -зафиксировать новое содержание занятия; -организовать рефлексию и самооценку обучающихся собственной учебной деятельности. | Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности | Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают: Я узнал… Я понял… Я буду… | -С какими животными познакомились? -Назовите главную особенность птиц? -В знак благодарности птицы вам приготовили сюрприз-подарок ( перышко) Возьмите перышко из кормушки и продолжите предложение Я узнал… Я понял… Я буду… | Работа с цветовыми индикаторами самооценки. | |
Домашнее задание. (творческая работа) | Сделать кормушку для птиц. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия в группе продлённого дня по теме "Поможем птицам зимой".
Данная методическая разработка поможет воспитателю познакомить детей 1-2 класса с зимующими птицами. В результате групповой работы ребята обсудят и выберут, пользуясь определёнными критериями, из пред...
Занятие в группе продлённого дня. Тема: "Русская матрёшка. Аппликация."
Тема:"Русская матрёшка. Аппликация" раскрывается на двух занятиях. Первое занятие подготовительное (изготовление шаблонов). Второе занятие творческое (изготовление аппликации и украшение фартука)....
Конспект занятия в группе продлённого дня. Тема: Викторина «Волшебные сказки А. С. Пушкина». Группа: 2 класс
Внеклассное занятие для 2 класса по сказкам А. С. Пушкина с использованием современных компьютерных технологий....
Занятие в группе продлённого дня. Тема: «История российского флага». 3 класс
С помощью изучаемой темы, ребята повторяют имеющиеся знания о символике России. А также узнают новое....
Конспект занятия воспитателя группы продлённого дня. Тема: «Службы помощи»
Конспект занятия воспитателя группы продлённого дня.Тема: «Службы помощи»Цель занятия:дать представление учащимся о службах, входящих в систему обеспечения безопасности города и напомнить ...
Конспект занятия в группе продлённого дня. Тема занятия: «Знайки».
Цель: повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников.Задачи: Развивать умение отвечать на вопросы из разных областей знаний.Развивать умение дорисовывать предметы, нах...
Занятие воспитателя группы продлённого дня. Тема "Сочинение загадок"
Тема: Сочинение загадокЦели:образовательная – организовать парную и групповую деятельность обучающихся; учить слушать друг друга, принимать коллективные решения в группах, распределять...