Конспект занятия на тему: «Профилактика заболеваний »
план-конспект занятия (4 класс)
Тема. Источники возбудителей заболеваний. Меры профилактики. .
Цель: изучить разнообразие инфекционных заболеваний, выявить источники передачи возбудителей, применять знания для сохранения собственного здоровья и здоровья окружающих.
Задачи: 1)формировать понятия: возбудителей инфекционных заболеваний, профилактика, эпидемия, иммунитет, бациллоноситель
2) воспитывать научное мировоззрение, коммуникативность, толерантность;
3) развивать умения и навыки: сравнивать, работать с дополнительными источниками информации, выделять гланое, применять знания для сохранения собственного здоровья и здоровья окружающих.
Тип урока: формирование новых знаний, умений и навыков
Ход урока
I .Объявление темы постановка, задач
Сегодня мы поговорим еще об одном факторе, влияющим на наше здоровье, работоспособность, хорошее настроение, желание творить и радоваться жизни. Речь пойдет о следующих оргнизмах, которые врываются в нашу жизнь, вносят изменения в наши планы..
Посмотрите на этот список, что вы можете о них сказать?
- бацилла Люффнера, которая является причиной развития дифтерии;
- сальмонелла, которая вызывает развитие сальмонеллеза;
-бацилла антрацис, которая является причиной сибирской язвы;
- бледная трепонему, которая вызывает сифилис;
- гонококки, которые являются пусковым моментом для возникновения гонореи.
- Палочка Коха
Итак, тема нашего урока …..
II. Актуализация опорных знаний.
К какому царству живого мира относятся эти организмы? Чем отличаются Вирусы и Микроорганизмы? Какие заболевания они вызывают?
Еще в древние времена различные инфекции приводили в ужас человечество, эпидемии различных болезней выкашивали города, страны, гибли миллионы людей. Целые народы становились на грани вымирания, так называемый «мор» считался одним из страшнейших наказаний во всем мире и меры борьбы с ним бывали подчас решительными и беспощадными. Порой выжигались огромные территории со всеми людьми и имуществом, дабы исключить распространение смертельной болезни дальше. На протяжении всей обозримой истории наибольшим бичом для человечества были чума, оспа, холера и желтая лихорадка, которые уносили из жизни большое количество людей.
. III. Изучение новых знаний, умений и навыков
Инфекционные заболевания — это группа заболеваний, вызываемых проникновением в организм патогенных (болезнетворных) микроорганизмов Для того, чтобы патогенный микроб вызвал инфекционное заболевание, он должен обладать вирулетностью , то есть способностью преодолевать сопротивляемость организма и проявлять токсическое действие.
- Какие виды иммунитета вы знаете? (врожденный, приобретенный)
- Что входит в иммунную систему?
К центральным органам иммунной системы относятся костный мозг и вилочковая железа, к периферическим - селезёнка, лимфатические узлы и другие скопления лимфоидной ткани.
Иммунитетом называют способность человека бороться с инфекционными заболеваниями. К инфекционным заболеваниям относят болезни, причиной возникновения которых являются различные микроорганизмы,грибы, вирусы, паразитические черви, насекомые.
Одной из особенностей инфекционных заболеваний является наличие инкубационного периода, то есть периода от времени заражения до появления первых признаков. Длительность этого периода зависит от способа заражения и вида возбудителя и может длиться от нескольких часов до нескольких лет (последнее бывает редко). Место проникновения микроорганизмов в организм называют входными воротами инфекции. Для каждого вида заболевания имеются свои входные ворота. (рот, кожа и т. д.)
На сегодняшний день медикам известны около 1200 различных инфекций, в той или иной мере опасных, поскольку не все они изучены до конца и не от всех из них существует средство спасения. Есть такие инфекционные заболевания, причины возникновения которых не совсем ясны, а лечение осложнено тем, что лекарства от болезни еще не были созданы.
Пути передачи инфекции.
Издавна было замечено, что многие болезни человека встречаются лишь в определенных частях земного шара: например, желтая лихорадка - в странах Южной Америки и Африки, холера - чаще всего в Индии И в условиях бывшего СССР многие болезни имели достаточно четкий региональный характер. Так, Уфа была «узнаваема» по холециститам, в Тагиле и Таганроге чаще встречались заболевания верхних дыхательных путей; в крупных городах больше отмечается желудочно-кишечных заболеваний; в портовых городах - венерических и т. д. Не только города, но и целые регионы бывшего Союза были «узнаваемы» по характерным заболеваниям. На Крайнем Севере распространены авитаминозы; Дальний Восток опасен клещевым энцефалитом; на Украине и в Белоруссии повышенная заболеваемость бронхиальной астмой; в Дагестане наиболее часто фиксировались железодефицитные анемии.
Инфекционые болезни делятся на четыре группы в зависимости от места локализации инфекции, грибка, вируса или паразита:
- кишечные инфекции
- инфекции кожных покровов и слизистых оболочек
- инфекции дыхательных путей
- инфекции крови.
Возбудитель кишечных инфекций (дизентерия, холера, брюшной тиф, инфекционные гепатиты, ботулизм) выделяется во внешнюю среду с фекалиями, рвотными массами. В организмы здоровых людей возбудитель кишечных инфекций попадает с зараженной водой и пищей, с немытыми руками или при помощи мух.
Возбудитель инфекций дыхательных путей (коклюш, дифтерия, корь, ОРВИ ) выделяется во внешнюю среду при кашле, при отхождении мокроты, при чихании и просто с выдыхаемым воздухом.
Возбудитель инфекций крови (лейшманиоз, флеботомная лихорадка, малярия, энцефалит (клещевой и комариный), чума, лихорадка, тиф) обитает в крови членистоногих. Здоровый человек заражается при укусах членистоногих: клещей, комаров, слепней, блох, вшей, мух, мошек и мокрец.
Возбудитель инфекций кожных покровов и слизистых оболочек (венерические заболевания, сибирская язва, рожа, чесотка, трахома) проникает в организм здорового человека через ранения и другие повреждения кожи. А также через слизистые оболочки. Здоровый человек заражается данными инфекциями при половых контактах с больными людьми, при бытовых контактах (использование полотенец и постельных принадлежностей, белья), при ослюнении и укусах зараженных животных, при ссадинах и царапинах, и попадании на поврежденные участки кожи зараженной почвы.
IV Обобщение и систематизация новых знаний, умений и навыков.
1.Заполните таблицу:
№ | Заболевание | Механизм передачи | Возбудитель |
1 | энцефалит | Укус клеща |
|
2 | ОРВИ | Воздушно - капельный | вирус |
3 | СПИД | Через кровь | ВИч |
4 | Туберкулез | Воздушно - капельный | Палочка Коха |
5 | Гонорея | половой | гонококки |
6 | Лямблиоз | Фекально-оральный | лямблии |
7 | Чесотка | контактный | Чесоточный клещ |
8 | Бешенство | Укус животного | вирус |
9 | Язва желудка | Через пищу | Хеликобактер Пилори |
2. Составьте список профилактических мер, которые помогут сохранить здоровье.
- Соблюдение правил личной гигиены
- Укрепление иммунитета( прием витаминов, физическая активность, отказ от вредных привычек, правильное питание)
- Проветривание и влажная уборка помещений
- Вакцинация. (Вакцинация - метод создания активного иммунитета против инфекционных болезней путём введения в организм человека специальных препаратов из ослабленных живых или убитых микроорганизмов — вакцин.)
- Избегать контактов с больным человеком.
- Использование обеззараживающих веществ и препаратов
- Правильная обработка пищи
Эпимидея -прогрессирующее во времени и пространстве распространение инфекционного заболевания среди людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости, и способное стать источником чрезвычайной ситуации. В обиходе универсальным эпидемиологическим порогом считается заболевание 5% жителей территории.
Просмотр видеофрагментов.
VI. Подведение итогов. Рефлексия.
Сражение с возбудителями инфекции все еще продолжается и единственная инфекционная болезнь, успешно ликвидированная в мире, – это натуральная оспа.
Уничтожение других болезней, таких как, столбняк, корь, коклюш, дифтерия и полиомиелит, для которых эффективная иммунизация является вполне допустимой в мировом масштабе, достигнуто сегодня более чем на 90%.
Высокая иммиграция населения из стран “третьего мира” привела в промышленно развитых государствах к резкому увеличению числа лиц, страдающих инфекционными болезнями.
В то время как человечеству удалось научиться управлять старыми эпидемиями, появились новые. Необходимо отметить наличие продолжающейся эпидемии инфекции вируса иммунодефицита человека (HIV), которая сопровождается разрушительными последствиями не только в Африке и Азии, но и в Европе и Северной Америке.
Несмотря на улучшение условий жизни в экономически развитых странах, широко распространенную практику прививок и наличие эффективных антибиотиков, инфекционные болезни занимают еще значительное место в структуре заболеваемости и смертности человека и уступают первые места лишь болезням сердечно—сосудистой системы и злокачественным онкологическим заболеваниям. Большинство смертных случаев среди детей — это инфекционные болезни органов дыхания, кишечника, вызванные вирусами и бактериями.
- Что нового узнали? Чему научились? Что понравилось?
- Выставление оценок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
09.11_konspekt_profilaktika_zabolevaniy.docx | 25.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
на тему: «Профилактика заболеваний »
Санкт-Петербург
2018
Тема. Источники возбудителей заболеваний. Меры профилактики. .
Цель: изучить разнообразие инфекционных заболеваний, выявить источники передачи возбудителей, применять знания для сохранения собственного здоровья и здоровья окружающих.
Задачи: 1)формировать понятия: возбудителей инфекционных заболеваний, профилактика, эпидемия, иммунитет, бациллоноситель
2) воспитывать научное мировоззрение, коммуникативность, толерантность;
3) развивать умения и навыки: сравнивать, работать с дополнительными источниками информации, выделять гланое, применять знания для сохранения собственного здоровья и здоровья окружающих.
Тип урока: формирование новых знаний, умений и навыков
Ход урока
I .Объявление темы постановка, задач
Сегодня мы поговорим еще об одном факторе, влияющим на наше здоровье, работоспособность, хорошее настроение, желание творить и радоваться жизни. Речь пойдет о следующих оргнизмах, которые врываются в нашу жизнь, вносят изменения в наши планы..
Посмотрите на этот список, что вы можете о них сказать?
- бацилла Люффнера, которая является причиной развития дифтерии;
- сальмонелла, которая вызывает развитие сальмонеллеза;
-бацилла антрацис, которая является причиной сибирской язвы;
- бледная трепонему, которая вызывает сифилис;
- гонококки, которые являются пусковым моментом для возникновения гонореи.
- Палочка Коха
Итак, тема нашего урока …..
II. Актуализация опорных знаний.
К какому царству живого мира относятся эти организмы? Чем отличаются Вирусы и Микроорганизмы? Какие заболевания они вызывают?
Еще в древние времена различные инфекции приводили в ужас человечество, эпидемии различных болезней выкашивали города, страны, гибли миллионы людей. Целые народы становились на грани вымирания, так называемый «мор» считался одним из страшнейших наказаний во всем мире и меры борьбы с ним бывали подчас решительными и беспощадными. Порой выжигались огромные территории со всеми людьми и имуществом, дабы исключить распространение смертельной болезни дальше. На протяжении всей обозримой истории наибольшим бичом для человечества были чума, оспа, холера и желтая лихорадка, которые уносили из жизни большое количество людей.
. III. Изучение новых знаний, умений и навыков
Инфекционные заболевания — это группа заболеваний, вызываемых проникновением в организм патогенных (болезнетворных) микроорганизмов Для того, чтобы патогенный микроб вызвал инфекционное заболевание, он должен обладать вирулетностью , то есть способностью преодолевать сопротивляемость организма и проявлять токсическое действие.
- Какие виды иммунитета вы знаете? (врожденный, приобретенный)
- Что входит в иммунную систему?
К центральным органам иммунной системы относятся костный мозг и вилочковая железа, к периферическим - селезёнка, лимфатические узлы и другие скопления лимфоидной ткани.
Иммунитетом называют способность человека бороться с инфекционными заболеваниями. К инфекционным заболеваниям относят болезни, причиной возникновения которых являются различные микроорганизмы,грибы, вирусы, паразитические черви, насекомые.
Одной из особенностей инфекционных заболеваний является наличие инкубационного периода, то есть периода от времени заражения до появления первых признаков. Длительность этого периода зависит от способа заражения и вида возбудителя и может длиться от нескольких часов до нескольких лет (последнее бывает редко). Место проникновения микроорганизмов в организм называют входными воротами инфекции. Для каждого вида заболевания имеются свои входные ворота. (рот, кожа и т. д.)
На сегодняшний день медикам известны около 1200 различных инфекций, в той или иной мере опасных, поскольку не все они изучены до конца и не от всех из них существует средство спасения. Есть такие инфекционные заболевания, причины возникновения которых не совсем ясны, а лечение осложнено тем, что лекарства от болезни еще не были созданы.
Пути передачи инфекции.
Издавна было замечено, что многие болезни человека встречаются лишь в определенных частях земного шара: например, желтая лихорадка - в странах Южной Америки и Африки, холера - чаще всего в Индии И в условиях бывшего СССР многие болезни имели достаточно четкий региональный характер. Так, Уфа была «узнаваема» по холециститам, в Тагиле и Таганроге чаще встречались заболевания верхних дыхательных путей; в крупных городах больше отмечается желудочно-кишечных заболеваний; в портовых городах - венерических и т. д. Не только города, но и целые регионы бывшего Союза были «узнаваемы» по характерным заболеваниям. На Крайнем Севере распространены авитаминозы; Дальний Восток опасен клещевым энцефалитом; на Украине и в Белоруссии повышенная заболеваемость бронхиальной астмой; в Дагестане наиболее часто фиксировались железодефицитные анемии.
Инфекционые болезни делятся на четыре группы в зависимости от места локализации инфекции, грибка, вируса или паразита:
- кишечные инфекции
- инфекции кожных покровов и слизистых оболочек
- инфекции дыхательных путей
- инфекции крови.
Возбудитель кишечных инфекций (дизентерия, холера, брюшной тиф, инфекционные гепатиты, ботулизм) выделяется во внешнюю среду с фекалиями, рвотными массами. В организмы здоровых людей возбудитель кишечных инфекций попадает с зараженной водой и пищей, с немытыми руками или при помощи мух.
Возбудитель инфекций дыхательных путей (коклюш, дифтерия, корь, ОРВИ ) выделяется во внешнюю среду при кашле, при отхождении мокроты, при чихании и просто с выдыхаемым воздухом.
Возбудитель инфекций крови (лейшманиоз, флеботомная лихорадка, малярия, энцефалит (клещевой и комариный), чума, лихорадка, тиф) обитает в крови членистоногих. Здоровый человек заражается при укусах членистоногих: клещей, комаров, слепней, блох, вшей, мух, мошек и мокрец.
Возбудитель инфекций кожных покровов и слизистых оболочек (венерические заболевания, сибирская язва, рожа, чесотка, трахома) проникает в организм здорового человека через ранения и другие повреждения кожи. А также через слизистые оболочки. Здоровый человек заражается данными инфекциями при половых контактах с больными людьми, при бытовых контактах (использование полотенец и постельных принадлежностей, белья), при ослюнении и укусах зараженных животных, при ссадинах и царапинах, и попадании на поврежденные участки кожи зараженной почвы.
IV Обобщение и систематизация новых знаний, умений и навыков.
1.Заполните таблицу:
№ | Заболевание | Механизм передачи | Возбудитель |
1 | энцефалит | Укус клеща | |
2 | ОРВИ | Воздушно - капельный | вирус |
3 | СПИД | Через кровь | ВИч |
4 | Туберкулез | Воздушно - капельный | Палочка Коха |
5 | Гонорея | половой | гонококки |
6 | Лямблиоз | Фекально-оральный | лямблии |
7 | Чесотка | контактный | Чесоточный клещ |
8 | Бешенство | Укус животного | вирус |
9 | Язва желудка | Через пищу | Хеликобактер Пилори |
2. Составьте список профилактических мер, которые помогут сохранить здоровье.
- Соблюдение правил личной гигиены
- Укрепление иммунитета( прием витаминов, физическая активность, отказ от вредных привычек, правильное питание)
- Проветривание и влажная уборка помещений
- Вакцинация. (Вакцинация - метод создания активного иммунитета против инфекционных болезней путём введения в организм человека специальных препаратов из ослабленных живых или убитых микроорганизмов — вакцин.)
- Избегать контактов с больным человеком.
- Использование обеззараживающих веществ и препаратов
- Правильная обработка пищи
Эпимидея -прогрессирующее во времени и пространстве распространение инфекционного заболевания среди людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости, и способное стать источником чрезвычайной ситуации. В обиходе универсальным эпидемиологическим порогом считается заболевание 5% жителей территории.
Просмотр видеофрагментов.
VI. Подведение итогов. Рефлексия.
Сражение с возбудителями инфекции все еще продолжается и единственная инфекционная болезнь, успешно ликвидированная в мире, – это натуральная оспа.
Уничтожение других болезней, таких как, столбняк, корь, коклюш, дифтерия и полиомиелит, для которых эффективная иммунизация является вполне допустимой в мировом масштабе, достигнуто сегодня более чем на 90%.
Высокая иммиграция населения из стран “третьего мира” привела в промышленно развитых государствах к резкому увеличению числа лиц, страдающих инфекционными болезнями.
В то время как человечеству удалось научиться управлять старыми эпидемиями, появились новые. Необходимо отметить наличие продолжающейся эпидемии инфекции вируса иммунодефицита человека (HIV), которая сопровождается разрушительными последствиями не только в Африке и Азии, но и в Европе и Северной Америке.
Несмотря на улучшение условий жизни в экономически развитых странах, широко распространенную практику прививок и наличие эффективных антибиотиков, инфекционные болезни занимают еще значительное место в структуре заболеваемости и смертности человека и уступают первые места лишь болезням сердечно—сосудистой системы и злокачественным онкологическим заболеваниям. Большинство смертных случаев среди детей — это инфекционные болезни органов дыхания, кишечника, вызванные вирусами и бактериями.
- Что нового узнали? Чему научились? Что понравилось?
- Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для учащихся начальной школы по теме: "Город и транспорт".
Классный руководитель и учитель ОБЖ найдут в методической разработке необходимые материалы для подготовки и проведении занятий с учащимися начальной школы по профилактике детского дорожно-транспортног...
Конспект занятия по профилактике дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания
Конспект подргуппового занятия обобщающего типа для учеников 2 класса по профилактике дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания.Фонематическая тема: Дифференциация звуков «ш», «щ» и б...
Конспект занятия по профилактике оптической дисграфии у обучающихся 1 класса с ОНР III уровня
Конспект занятия по профилактике оптической дисграфии у обучающихся 1 класса с ОНР III уровня...
Рекомендации по написанию конспекта занятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Данные рекомандациии помогут педагогам в написании конспекта занятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Данный опыт может быть интересен как воспитателям, учителям нчальниых к...
Конспект занятия по профилактике дисграфии в 1 классе
Цель: Познакомить с акустико-артикуляционной характеристикой звука Ы и графическим изображением буквы Ы.Задачи:- Совершенствовать умение различать на слух и в произношении гласные звуки;- Познакомить ...
Конспект занятия по профилактике пожарной безопасности в начальной школе
Профилактика пожаров по вине детей и детского травматизма от огня и дыма.1. Сформировать у детей чувство повышенной опасности огня.Для этого необходимо:- изучить свойство огня;- р...
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Цель: активизация знаний обучающихся о правилах дорожного движения, сформировать у детей четкое знание того, что ПДД — это закон для всех участников движения; научить детей ориентироваться ...