Конспект занятия по профилактике оптической дисграфии у обучающихся 1 класса с ОНР III уровня
методическая разработка по логопедии (1 класс) на тему
Конспект занятия по профилактике оптической дисграфии у обучающихся 1 класса с ОНР III уровня
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poigraem_s_govorushey.docx | 40.49 КБ |
k_zanyatiyu_govorusha.pptx | 1.2 МБ |
Предварительный просмотр:
Коряушкина Ю.В.,
учитель-логопед
ГБОУ школы №5
Адмиралтейского р-на СПб
Конспект логопедического занятия
по профилактике оптической дисграфии
у обучающихся 1 класса с ОНР III уровня
«Поиграем с Говорушей»
Логопедическая тема: дифференциация строчных прописных букв п-т
Грамматическая тема: предлоги
Цель: дифференциация оптических образов строчных букв п-т
Задачи:
Образовательные:
- учить различать оптически схожие строчные бувы п-т,
- учить правильно использовать в речи предлоги
Коррекционные:
- развивать зрительный гнозис, мнезис,
- развивать пространственные представления
- развивать координацию речи с движением
- развивать зрительное внимание и память,
- развивать мелкую ручную моторику,
- развивать зрительно-моторную координацию.
Воспитательные:
- формировать умение работать в коллективе,
- воспитывать навык самоконтроля,
- воспитывать желание учиться.
Здоровьесберегающие:
- сохранение и укрепление физического здоровья детей,
- сохранение и укрепление психологического (эмоционального) здоровья детей.
Оборудование: игрушка попугай Говоруша, волшебный сундучок, папки цветные с кнопками, магниты, сенсорные рукава, экран с песком, кубик Блума, буквы из бархатной бумаги, пуфы мягкие.
Ход занятия:
Деятельность логопеда | Деятельность детей |
I Организационный этап Психогимнастика Ребята, добрый день! Сегодня чудесный день. Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь с вами. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы все здоровы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Вдохните ещё раз и выдохните. И последний раз вдох и выдох. Молодцы! Давайте ещё раз улыбнемся друг другу и начнем наше занятие. Покажите своей посадкой, что вы готовы работать. Говорим всегда красиво, Громко и неторопливо. Вспоминаем обязательно, Что учили на занятиях. Вспомним наши упражнения гимнастики для язычка и для ладошек. II Основная часть 1. Артикуляционная гимнастика. Кинезиологическая разминка. Сказка «У бабушки с дедушкой». (надуваем щёки) (втягиваем щёки) (губы тянутся вперёд) (широкая улыбка) (поочерёдное надувание щёк – губы не пропускают воздух) И самоваром пыхтим, что есть мочи (подуть на широкий язык) (подуть с «чашечки» вверх) «Кулак-ладонь» Вот ладонь, а вот кулак Все быстрее делай так. «Оладушки» Ладушки-ладушки жарили оладушки, Так пожарим, повернем И опять играть начнем! 2.Сообщение темы занятия Ребята, смотрите – что это за коробочка стоит на столе? Вы не знаете, что в ней? Давайте попробуем отгадать, что в ней. Дети наощупь определяют что внутри рукавов. Ребята, что вы нашли? Молодцы, это прописные буквы п-т. Вот большие прописные буквы п-т. Посмотрите на них, они почему-то грустные (на буквах нарисованы грустные мордашки). Хотите узнать, почему? Буквы написали письмо. Давайте прочитаем его. «Дорогие ребята! Нам очень грустно, потому что нас часто путают ученики. Вместо туфли напишут – пуфли, вместо пароход – тароход. Больше мы так не можем! Помогите нам! Буквы п и т» Все теперь понятно, почему наши буквы такие грустные. Чтобы они стали веселые, мы не должны их путать. И сегодня мы будем учиться различать прописные буквы п-т. А поможет нам в этом наш старый друг попугай Говоруша. Ребята, посмотрите, Говоруша сегодня принес свой волшебный сундучок с играми и заданиями. Давайте скорее смотреть, что в нем (логопед прикрепляет к доске цветные папки с играми и заданиями). Посмотрите, сколько разных игр принес Говоруша: «Кошки-мышки», «Большой секрет», «Волшебный ластик», «Фокусник», «Чудесный песок», «Узнай-ка!», «Жук-буквоед». Давайте скорее начинать играть!
Кошки-мышки На экране: Спасется ли мышка, если побежит: на одну клетку вверх и на одну вправо; на одну клетку вниз и на одну влево; на одну клетку влево, одну – вверх и одну – вправо? «Большой секрет» А сейчас самый главный момент нашего урока. Я расскажу, как запомнить написание таких похожих букв. Будьте внимательны! Открываю большой секрет! У буквы т – три элемента (выставляется карточка «т-3».) У буквы п – два элемента (выставляется карточка «п-2») Рассматривание и сравнение строчных букв п-т. Давайте внимательно посмотрим на эти буквы. - Чем похожи эти буквы? - Чем они отличаются? «Волшебный ластик» Однажды в гости к буквам п и т пришел волшебный ластик и стер в них перекладины. Прочитайте, что получилось. //у //а ///а //у/// е/// ///ы //я //о/// ///а/// //ё Восстановите буквы п-т и запишите слоги и слова с ними.
«Фокусник» (Упражнения с мячом небольшого размера) За рукой и под рукой, Из-под кисти на покой. Над рукою он кружит, От нее теперь бежит. Между пальцев подержу И в ладошку положу. Из руки его достану, Справа, слева ставить стану. Перед грудью пронесу, Сзади спрячу, потрясу. Из-за спинки выну мячик, Возле ног моих поскачет. Подержу вверху, внизу, Мимо носа пронесу. Мяч снаружи, мяч внутри, По руке качу – смотри! Вдоль ладони, через палец И вокруг запястья танец. Мяч с одной рукой играет И к другой перебегает. Дружит мяч с моей рукой – Вот я фокусник какой! «Право-лево» Это правая рука. Это правая нога. Между ними - правый бок. Мы на правой ножке – скок! Это левая рука. Это левая нога. Между ними – левый бок. Мы на левой ножке – скок! У тебя есть две ноги- Ты попрыгай и беги! «Чудесный песок»
Следующее задание: если услышите звук [т] – нарисуйте 3 палочки на песке, если звук [п ] – 2 палочки. “Жук – буквоед” Ребята, узнайте и назовите буквы, которые почти все съел жук-буквоед. (Буквы появляются на экране) “Узнай букву” (дермолексия) Говоруша напишет на ладошках буквы кисточкой и водой, а вы должны угадать эти буквы. III Итог занятия. Рефлексия. Итак, ребята, наше занятие заканчивается. Подведем итоги. Говоруша, подай, пожалуйста, наш кубик вопросов. Подбрасывайте кубик и отвечайте на вопросы: Я понял, что… Было интересно… Было трудно… Мне захотелось… У меня получилось… На следующем занятии мы… Оценка логопедом работы каждого ученика, подгруппы в общем. Молодцы, ребята! Спасибо за работу! | Добрый день! Учащиеся повторяют задание за логопедом. Ученики выполняют упражнения вместе с логопедом. Ребята меняют положение рук: правая – кулак, левая – ладонь. И наоборот. Одна ладонь смотрит вверх, другая вниз, затем положение рук меняется. Это волшебные рукава Буквы. У меня т. У меня п. Ответы детей. У них есть одинаковые элементы) У буквы п – два элемента, а у буквы т – три. Дети выполняют письменное задание. Движения соответствуют тексту. Поднять правую руку вверх, лвой рукой похлопать по ней от кисти до плеча и обратно. Наклониться и похлопать по правой ноге сверху вниз до пятки и обратно. Похлопать правой рукой по правому боку. Подпрыгнуть на правой ноге. Аналогичные движения с левой стороной тела. Попрыгать на двух ногах и пробежать. Дети работают с песком и экраном с подсветкой.. Ответы детей. Дети отгадывают буквы с завязанными глазами. Ответы на вопросы. |
Литература:
- Астахова Т.В., Коррекция оптических и моторных нарушений письма у младших школьников с использованием изобразительных средств, М., Владос, 2017г.
- Воронина Т.П., Вверх, вниз, вправо, влево! Формируем пространственное представление, Ростов-на-Дону, Феникс, 2014г.
- Мазанова Е.В., Коррекция оптической дисграфии, М., Гном и Д, 2007г.
- Милостивенко Л.Г., Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей, СПб, Стройлеспечать, 1996г.
- Колганова В.С., Пивоварова Е.., Нейропсихологические занятия с детьми, часть 1, М., Айрис-пресс, 2016
- Крупенчук О.И., Воробьева Т.А., Исправляем произношение, СПб, Литера, 2007г.
- Крупенчук О.И.. Стихи для развития речи, СПб, Литера, 2014г.
- Крупенчук О.И., Игры со звуками и буквами, СПб, Литера, 2017г.
Трясорукова Т.П., Развитие межполушарного взаимодействия у детей, Ростов-на-Дону, Феникс, 2017г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЖУК-БУКВОЕД
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия по профилактике оптической дисграфии в первом классе
Данное занятие направлено на формирование умения различать на письме рукописные буквы "и" и "у";дифференциация "и", "У" на письме...
Конспект и презентация группового логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии в 4 классе (VII вид) Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.
Цель логопедического занятия: учить различать буквы Б-Д при письме и чтении. Представлена учителем-логопедом презентация по коррекции оптической дисграфии и презентация по гимнастике для глаз с музыка...
Конспект занятия по преодолению оптической дисграфии у учащихся 1-ых классов.
Данный конспект учит различать кинетически и оптически сходные буквы И-У, вырабатывать чёткую зрительно-моторную организацию....
Методическая разработка подгруппового логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии у обучающихся 2-го класса по теме : "Дифференциация букв И-У в слогах и словах"
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯпо коррекции оптической дисграфии у обучающихся 2-го класса...
Конспект индивидуального логопедического занятия по преодолению оптической дисграфии с обучающимися с ОВЗ (ЗПР) 2 класса "Дифференциация букв Б-Д"
Оптическая дисграфия одна из самых распространенных видов нарушений письменной речи. Как сделать так, чтобы сложная работа стала увлекательной и интересной? Разнообразие используемых в данном конспект...
Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии в 1 классе Тема: «Различение оптически сходных букв п – т изолированно, в слогах, словах, предложениях»
Материал содержит разработку конспекта урока по оптической дисграфии на примере прописных и строчных букв п и т. Конспект может быть использован учителями-логопедами и учителями начальных классов....
Индивидуальное занятие по коррекции оптической дисграфии с обучающимся 3 класса (ИН) Дифференциация букв П и Т.
Формирование умения различать звуки [П]-[Т] (на слух, по артикуляции) и букв П-Т(по написанию), совершенствование навыков языкового анализа и синтеза, уточнение и обогащение слов...