Конспект занятия по профилактике дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему

Семёнова Анастасия Александровна

Конспект подргуппового занятия обобщающего типа для учеников 2 класса по профилактике дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания.

Фонематическая тема: Дифференциация звуков «ш», «щ» и букв Ш,Щ.

Лексическая тема: Животные.

Грамматическая тема: Правописание сочетаний ши, щу.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового занятия обобщающего типа во 2 классе  по профилактике дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания

Фонематическая тема: Дифференциация звуков «ш», «щ» и букв Ш,Щ.

Лексическая тема: Животные.

Грамматическая тема: Правописание сочетаний ши, щу.

Цель:  Научить различать на слух звуки «ш», «щ» и написание букв Ш, Щ.

 Задачи:

  1. Расширять активный словарь учащихся по теме «Животные».
  2. Закреплять названия основных цветов.
  3. Закреплять правописание сочетаний ши, щу.
  4. Сравнить артикуляторно-акустические признаки звуков «ш», «щ».
  5. Сравнить написание букв Ш, Щ.
  6. Развивать фонематический анализ.
  7. Развивать слуховое внимание.
  8. Развивать зрительное внимание.
  9. Развивать графо-моторные навыки.
  10. Воспитывать бережное отношение к животным.
  11. Формировать умение работать в коллективе.

Оборудование: колокольчики, доска, слоговая таблица (слоги разного цвета), карточки с изображением животных,  маленькие мячики с шипами (ежики), цветные карандаши, тетради.

Ход занятия:

Деятельность логопеда

Деятельность детей

  1. Организационный момент.

«Здравствуйте, дети! Сядьте ровно, красиво». Логопед читает стихотворение, чтобы дети успокоились и настроились на урок.

  1. Развитие слухового внимания.

Логопед демонстрирует разные колокольчики. Просит детей запомнить их звучание. Дети закрывают глаза, а логопед звенит колокольчиками.

  1. Введение в тему занятия.

«Послушайте стихотворение и скажите, какой звук в нём главный:

Чищу щёткой я щенка,

Щекочу ему бока».

«Мишка шишку увидал.

Шлёп, и лобик с шишкой стал».

«О каких звуках мы с вами будем сегодня говорить?»

  1. Развитие зрительного внимания.

«Посмотрите на доску. Что на ней написано?»

Логопед просит одного из детей прочитать слоги со звуком «щ».

Затем другого ребёнка логопед просит прочитать слоги со звуком «ш».

Следующего ребёнка логопед просит прочитать только жёлтые слоги.

Затем только синие слоги.

Последний ребёнок читает только белые слоги.

  1. Сравнение букв Ш и Щ.

«Ребята, скажите, а буквы Ш и Щ похожи? Чем?»

«А сколько палочек?»

«А чем эти буквы отличается?»

  1. Сравнение артикуляторно-акустических признаков звуков «ш», «щ».

«Открыли ротик, хором произнесли «ш-ш-ш». Ротик у нас открыт?»

«А губки вытянуты или нет?»

«А зубки разомкнуты?»

«А язычок делает чашечку?»

«Звук звонкий или глухой?»

«А мягкий или твёрдый?»

«А звук «щ» какой?»

«Вот видите, отличаются не только буквы, но и звуки «ш», «щ».

  1. Развитие фонематического анализа.

«Я вам буду читать слова, а вы, если услышите звук «ш», хлопните в ладоши. Если услышите звук звук «щ», то топните ногой».

Логопед читает слова: мышка, ящерица, кошка, мишка, щенок, щука, лошадь, лещ, индюшка, уж, еж, щегол, лягушка, хрюшка.

«Вот я сказала «хрюшка» - это детское слово. А как по взрослому сказать?»

  1. Физ. минутка.

Логопед вместе с детьми крутит мячик между ладошками по кругу, затем по парте. Потом логопед просит детей сильно сжать мячик рукой. Затем дети катают мячик взад и вперёд между ладошками, потом по одной руке, потом по другой. После этого логопед просит похлопать по мячику.

  1. Развитие графо-моторных навыков.

Логопед раздаёт карточки с изображением животных.

«Кто нарисован на ваших листочках?»

«Раскрасьте только те картинки, в названиях которых есть звук «щ». Какие это картинки?»

  1.  Закрепление правописания сочетаний «ши»,  «щу».

«Возьмите ручки и подпишите картинки». Логопед пишет слова на доске.

«Посмотрите, ребята, мы говорили, что «щ» мягкий звук, хочется написать его мягко, но есть правило, что «щу» пишется с какой буквой?» Логопед просит детей подчеркнуть сочетание «щу» в словах.

«О каком звуке мы ещё сегодня говорили? Какие картинки нужно раскрасить?»

«А зайчика будем раскрашивать?»

«Правильно. Я его нарисовала, чтобы вас запутать».

«А теперь сами подпишите картинки. С какой буквой напишите сочетание «ши»?»

Логопед пишет на доске стихотворение с пропущенными буквами Ш и Щ в словах:

Кошка ушки намывала,

Кошка шубку начищала.

Но у кошки нету щётки,

Только лапки моют щёчки.

«Какие буквы нам встретились?»

«Чем отличаются эти буквы? А звуки?»

  1.  Итог занятия.

«Что мы делали сегодня на уроке со звуками и буквами «ш», «щ»?»

Логопед выставляет детям оценки в дневники.

«Здравствуйте!»

Дети с закрытыми глазами называют, какой колокольчик звучал.

«Звук «щ».

«Звук «ш».

«О звуках «ш» и «щ».

«Слоги».

Рёбёнок читает.

Дети выполняют задание.

«Похожи. Они состоят из палочек».

«Три».

«Буква Щ с хвостиком».

«Открыт».

«Вытянуты».

«Да».

«Да».

«Глухой».

«Твёрдый».

«Мягкий, глухой, шипящий».

Дети выполняют задание.

«Свинья».

«Щука, кошка, щенок, ящерица, зайчик, мыши».

«Ящерица, щука, щенок».

Дети раскрашивают.

Дети подписывают.

«У».

«О звуке «ш». Нужно раскрасить кошку и мышей.»

«Нет».

Дети раскрашивают картинки.

«И».

Дети читают стихотворение и вставляют пропущенные буквы.

«Ш и Щ».

Дети отвечают на вопросы.

«Мы их искали, писали слова, читали слоги».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания, звуки т-д

     В отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, то есть ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются...

Акустическая дисграфия или дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания (дифференциации фонем).

Чаще всего механизм этого вида дисграфии связан с неточностью слуховой дифференциации звуков, при этом произношение звуков является нормальным. Разнообразные виды работ, раздаточный и наглядный м...

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания.

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОГОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯпо коррекции дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания.С группой 2-го класса с нарушениями письма и чтения....

Доклад на тему: «Акустическая дисграфия или дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания (дифференциации фонем)»

Чаще всего механизм этого вида дисграфии связан с неточностью слуховой дифференциации звуков, при этом произношение звуков является нормальным.Это обусловлено тем, что для выделения фонемы и правильно...