Конспект занятия по профилактике пожарной безопасности в начальной школе
план-конспект занятия (2 класс)

Вильмова Людмила Александровна

 Профилактика пожаров по вине детей и детского травматизма от огня и дыма.

1. Сформировать у детей чувство повышенной опасности огня.
Для этого необходимо:

- изучить свойство огня;

- рассказать о признаках и свойствах предметов и материалов с точки зрения их пожарной опасности (горимости);

- научить безопасно обращаться с газовыми и электрическими бытовыми приборами.

2. Убедить детей в необходимости соблюдать правила пожарной безопасности. Для этого необходимо знать:

- причины возникновения пожаров;

- основные правила пожарной безопасности.

3. Дать представление детям о труде пожарных. Предлагаем:

- сформировать интерес к труду пожарных;

- дать представление о пожарной технике, работе боевого расчета и караула;

- рассказать о различных способах тушения пожаров и мерах их предупреждения.

4. Научить детей грамотно и безопасно вести себя в случае пожара.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цели и задачи обучения

 

1. Сформировать у детей чувство повышенной опасности огня.
Для этого необходимо:

- изучить свойство огня;

- рассказать о признаках и свойствах предметов и материалов с точки зрения их пожарной опасности (горимости);

- научить безопасно обращаться с газовыми и электрическими бытовыми приборами.

2. Убедить детей в необходимости соблюдать правила пожарной безопасности. Для этого необходимо знать:

- причины возникновения пожаров;

- основные правила пожарной безопасности.

3. Дать представление детям о труде пожарных. Предлагаем:

- сформировать интерес к труду пожарных;

- дать представление о пожарной технике, работе боевого расчета и караула;

- рассказать о различных способах тушения пожаров и мерах их предупреждения.

4. Научить детей грамотно и безопасно вести себя в случае пожара.

Основная цель педагога при этом – профилактика пожаров по вине детей и детского травматизма от огня и дыма.

 

ТЕМА N 1

Тайны огня. Огонь – друг, огонь – враг

 

Огонь – одно из самых больших чудес природы, с которым человек познакомился на заре своего существования. Огонь защищал человека от животных, использовался для приготовления пищи, орудий труда, дарил ему тепло, свет. Люди научились добывать и сохранять огонь.

По древней мифологии Прометей похитил у богов Олимпа огонь и принес его людям. Научив их пользоваться огнем, Прометей сделал людей сильными и независимыми от богов. За это Зевс приковал его к высокой скале и обрек на вечные страдания. Выражение «Прометеев огнь» стало символом борьбы с силами тьмы.

Огонь почитался как сила целительная и защищающая от болезней. При эпидемиях зажигали «свежий», не от другого очага, а добытый трением огонь и через него перепрыгивали, дабы защититься от мора. Через огонь прогоняли скот при эпидемиях.

Освоение огня оказало решающее влияние на развитие человечества. Именно огонь разорвал связь человека с дикой животной жизнью. Огонь заложил основу человеческого хозяйства.

Важными шагами в развитии человеческого общества стали использование огня для плавки металла и применение пара для механической работы. За короткий исторический период человечество шагнуло от паровой машины до «огня» томных реакторов.

В настоящее время трудно назвать область человеческой деятельности, где бы не использовался огонь прямо, либо через посредство его производного теплоносителя. Огонь стал не только другом человека: вырвавшись из-под контроля человека, он превращается в его недруга.

Пожар – это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей.

 

ТЕМА N 2

Безопасность в помещении

 

Всем кажется, что дом – это самое надежное и безопасное место. Но так ли это на самом деле?

Возможность несчастного случая чрезвычайно велика. В доме (квартире) находятся различные бытовые приборы, оборудование, горючие жидкости и источники тепла. Рассмотрим типичную квартиру, в которой при несоблюдении правил пожарной безопасности может возникнуть множество опасных ситуаций.

Ниже дан их перечень. Обсудите это с детьми, найдите правильные решения. Составьте классом список возможных нарушений правил пожарной безопасности в квартирах (список можно составить с помощью детских рисунков). Полученные материалы можно вывесить в классе в соответствующем месте для визуального запоминания.

Возможные опасности:

-    спички, оставленные на виду у детей;

-    мусорное ведро переполнено;

-    сковородка, оставленная на плите деревянной ручкой над огнем;

-    в доме остался маленький ребенок без присмотра;

-    белье сушится над плитой;

-    оставленные без присмотра емкости с горючими жидкостями и химикатами;

-    в пепельнице оставлены не затушенные окурки;

-    изоляция электрошнуров на электробытовых приборах изношена

или повреждена;

-    розетка и провод находятся рядом с прибором, являющимся источником тепла;

-    электролампа накрыта тканью или бумагой;

-    электрический кабель лежит посреди комнаты;

-    занавеска находится близко от газовой или электрической плиты;

-    включенные электроприборы оставленные без присмотра;

-    ребенок раскрывает металлическим предметом розетку;

-    на елке горят свечи.

Дом, в котором поддерживается чистота и порядок, защищен от пожара. Слой пыли, пленка жира способствуют распространению огня. Не нужно хранить в квартире старые вещи. Чистота и порядок должны стать вашим девизом.

 

Основные правила поведения при пожаре

 

1.     Обнаружив пожар, постарайтесь трезво оценить ситуацию, свои силы и найти себе помощников.

2.      Прежде всего, вызовите пожарных по телефону «01». В рискованных ситуациях не теряйте времени и силы на спасение имущества. Главное – любым способом спасайте себя и других людей, попавших в беду.

3.      Позаботьтесь о спасении детей и престарелых.

4.     Обязательно направьте кого-нибудь навстречу пожарным подразделениям, чтобы дать им необходимую информацию (точный адрес, кратчайшие подъездные пути, что горит, есть ли там люди).

 

Если горит одежда на человеке

 

Если на вас загорелась одежда, не вздумайте бежать, так как пламя разгорается еще сильнее. Постарайтесь быстро сбросить горящую одежду.

Вам повезло, если рядом лужа или сугроб снега – «ныряйте» туда. Если их нет, то падайте на землю и катайтесь, пока не собьете пламя. Последняя возможность накинуть на себя любую плотную ткань (пальто, одеяло и пр.), оставив при этом голову открытой, чтобы не задохнуться продуктами горения

Не пытайтесь снимать одежду с обожженных участков тела до обращения к врачу.

 

Пожар в квартире

 

Большинство пожаров происходят в жилых домах и квартирах. И чаще всего из-за небрежного или неумелого обращения с огнем, особенно по причине курения. Нередко происходят пожары и от неисправных или оставленных без присмотра электроприборов.

Если у вас или у ваших соседей случился пожар, то главное – сразу же вызвать пожарную охрану. Она прибудет в считанные минуты. И если у вас нет домашнего телефона, безвыходных ситуаций не бывает: сигнал бедствия можно подать из окна или балкона. Тем, кто прикован к постели, можно поднять необычный шум (стучать по батарее или в пол и стены, бросать в окно или с балкона какие-то предметы и т. д.).

Загоревшийся бытовой электроприбор надо сначала обесточить, а потом позвонить по телефону «01». По возможности следует покинуть квартиру через входную дверь. Очень важно не забыть при этом плотно закрыть за собой дверь горящей комнаты: это не даст распространиться огню по всей квартире. Если путь к входной двери отрезан огнем и дымом, спасайтесь через балкон. Балконную дверь обязательно закройте за собой. Можно перейти на нижний этаж с помощью балконного люка или к соседям по смежному балкону. Еще один путь спасения – через окно. Уплотните дверь в комнату любыми тряпками или мебелью.

Не забывайте, что первый враг для вас – не огонь, а дым, который слепит и душит. Как только убедитесь, что ваш призыв о помощи услышан, ложитесь на пол, где меньше дыма и жара. Закройте рот и нос влажным платком или полотенцем. Таким образом можно продержаться около получаса.

 

Если горит входная дверь квартиры

 

Не открывайте ее, иначе огонь войдет в квартиру. Дайте знать соседям, пусть они попытаются потушить дверь снаружи и вызовут пожарных. В это время вам лучше всего поливать дверь водой изнутри. Увлажняя дверь, можно увеличить время ее сопротивления огню. Огонь на лестничной площадке распространяется только в одном направлении – снизу вверх. Поэтому, обнаружив, что единственный выход блокирован, сохраняйте спокойствие.

 

Если горит балкон или лоджия.

 

Пожар на балконе опасен тем, что огонь может быстро перекинуться на верхние этажи или проникнуть в квартиру.

После сообщения о возгорании по телефону «01», попробуйте справиться с пламенем любыми подручными средствами. Если есть возможность, можно выбросить горящий предмет с балкона, но предварительно убедившись, что внизу никого нет.

Если потушить огонь не удалось, закрывайте балконную дверь, форточку и ждите приезда пожарных на улице.

 

Если горит телевизор

 

Сразу выдерните вилку из розетки или обесточьте квартиру через электрощит.

Горящий телевизор выделяет множество токсичных веществ, поэтому сразу же выводите всех из помещения, в первую очередь детей и стариков. Накройте телевизор любой плотной тканью, чтобы прекратить доступ воздуха. Если это не поможет, то через отверстие в задней стенке залейте телевизор водой. При этом старайтесь находиться сбоку, так как может взорваться кинескоп. Если вы не справляетесь с ситуацией, то покиньте квартиру и вызывайте пожарных. Только проверьте, закрыты ли все окна и форточки, иначе доступ свежего воздуха прибавит силы огню.

 

Помощь при ожогах

 

Первым делом подставьте обожженное место под струю холодной воды. Когда боль утихнет, наложите сухую повязку. Ни в коем случае не смазывайте ожог ни жиром, ни маслом, ни кремом. До приезда врача дайте пострадавшему любое обезболивающее средство, напоите теплым чаем и укройте теплее. При шоке срочно дайте 20 капель настойки валерианы. При серьезных ожогах ваша единственная помощь пострадавшему – завернуть его в чистую ткань и отправить в больницу.

 

Если пожар в подъезде

 

Ни за что не выходите в подъезд, поскольку дым очень токсичен, а горячий воздух может ожечь легкие. Прежде всего, звоните «01». Очень опасно спускаться вниз по веревкам, простыням и водосточным трубам (падение почти неизбежно). И тем более не следует прыгать из окон – начиная с четвертого этажа каждый второй прыжок смертелен!

Уплотните свою входную дверь мокрой тканью, чтобы в квартиру не проникал дым. Самое безопасное место – на балконе или возле окна. К тому же здесь пожарные найдут вас быстрее. Только оденьтесь теплее, если на улице холодно и закройте за собой балконную дверь. Если
вы случайно оказались в задымленном подъезде, не отчаивайтесь, двигайтесь к выходу, держась за стенки. При этом как можно дольше задерживайте дыхание, а еще лучше защитить нос и рот шарфом или платком. Ни в коем случае не пользуйтесь лифтом, его в любое время могут отключить. Огонь на лестничной площадке распространяется только в одном направлении – снизу вверх, поэтому особенно осторожными должны быть жители верхних этажей.

 

ТЕМА N 3

Главное – самообладание

 

Паника, растерянность, страх, необдуманность действий присущи человеку в период опасности. Прятаться в шкафы, под кровать, бежать через горящие и задымленные помещения, выпрыгивать из окон – неправильный вариант действий. Правильные и умелые действия помогут сохранить свою жизнь и предотвратить распространение пожара.

Во всех случаях, независимо от размера пожара, и даже при обнаружении хотя бы признаков горения (дыма, запаха плавящейся резины) следует немедленно вызвать пожарных по телефону «01». При вызове пожарной охраны по телефону необходимо четко назвать адрес, место возникновения огня, что горит и чему пожар угрожает, сообщить свою фамилию. О пожаре немедленно оповестить взрослых, соседей. Принять меры для эвакуации в безопасное место, в первую очередь детей младшего возраста. Эвакуацию следует начинать с того помещения, где начался пожар, а так же из помещений, которым угрожает опасность распространения огня. По возможности одновременно приступить к тушению пожара подручными средствами пожаротушения: огнетушитель, пожарный кран, песок, земля, вода, кошма, брезент или плотная ткань.

Пользоваться лифтом во время пожара запрещается. Если на лестничной клетке сильный дым или пламя, необходимо плотно закрыть дверь квартиры, заткнуть полотенцами или простынями все щели и отверстия
– это предотвратит попадание дыма в комнату. Выйти на балкон или лоджию и перейти через переход в соседнюю, не задымленную секцию или через люк спуститься по пожарной лестнице вниз. Если балкона или лоджии нет, нужно подойти к окну (если комната наполнена дымом, передвигаться надо ползком или пригибаясь к полу, так будет легче дышать, потому что дым поднимается вверх), открыть окно. Если окно не открывается, разбить его твердым предметом. Постараться привлечь внимание людей, которые могут вызвать пожарных. Они приезжают через несколько минут.

Обнаружив, что единственный выход блокирован, сохраняйте спокойствие.

Предложите ученикам разработать свой план эвакуации из каждого помещения. Каждый ученик должен нарисовать план своей квартиры, дома, указав расположение мебели. Дети должны придумать план эвакуации из каждого помещения, а учитель может условно обозначить огонь в различных местах квартиры, дома и варьировать количество находящихся там людей.

Практические занятия по отработке плана эвакуации из здания школы необходимо проводить не реже 1 раза в квартал.

 

ТЕМА N 4

Летний пожароопасный сезон

 

Расскажите детям о необходимости сохранения лесных массивов. Объясните, насколько большим может быть материальный ущерб от лесных пожаров. Расскажите, что лесные пожары наносят огромный экономический ущерб, гибнет флора и фауна. Объясните, что населенные пункты, производственные объекты, нуждаются в защите. Линии электрических передач, нефте- и газопроводов в лесных массивах опахиваются, между лесными массивами устраиваются противопожарные разрывы.

До 90% всех лесных пожаров происходит по вине человека!

Причинами лесных пожаров чаще всего являются:

- непотушенный костер;

- брошенные не затушенные сигареты, спички;

- сжигание порубочных остатков и сухой травы;

- самовозгорание торфа.

Основные трудности борьбы с лесными пожарами сводятся
к проблемам:

- раннего обнаружения очага пожара;

- своевременной доставке сил и средств к месту пожара;

- дефицита огнетушащих веществ.

Основные способы тушения:

- захлестывание;

- засыпка песком, землей.

Существует большая опасность для людей, находящихся в горящем лесу. За нарушения противопожарного режима в лесу возлагаются меры административной ответственности.

 

ТЕМА N 5

Чтобы елка приносила только радость

 

Устройство новогодней елки связано с большой пожарной опасностью. Сама елка очень горюча, многие украшения тоже пожароопасные. Елка устанавливается вдали от штор, занавесей, стен, отопительных и нагревательных приборов. Елку крепят на прочной подставке или в бочке (ведре) с песком, землей. Нельзя обкладывать елку ватой, не пропитанной огнезащитным составом. Этим же составом пропитывают марлю, легкие ткани, из которых изготавливают маскарадные костюмы. Ни в коем случае не допускается зажигать на елке свечи и бенгальские огни, вешать целлулоидные игрушки, обсыпать ее бертолетовой солью, пользоваться вблизи елки фейерверками, хлопушками и другими пиротехническими изделиями, а также полностью выключать свет в помещении. Не допускайте пересыхания елки. Помните, что хорошо высохшая елка горит как порох!

Для иллюминации используют гирлянды только заводского изготовления без каких-либо повреждений электропроводки. Не оставляйте включенными без присмотра елочные гирлянды. Менее мощные гирлянды меньше нагреваются, следовательно, меньше риск возгорания.

Пиротехника – это искусство, доступное далеко не каждому. Ограничьтесь посещением официальных зрелищ и не устраивайте любительских фейерверков! Самый безопасный способ наслаждаться праздничным фейерверком – наблюдать его со стороны. Но если вы участвуете в процессе, то обязательно прочитайте инструкцию, не пользуйтесь пиротехникой дома, не запускайте фейерверки с балконов, не покупайте петарды и фейерверки с рук! Многие фейерверки, на которых отсутствует надпись на русском языке, запрещены для использования как потенциальный очаг пожара!

 

Чего никогда не нужно делать:

 

Бороться с пламенем самостоятельно, не вызвав пожарных (если вы не справились с огнем за несколько секунд, его распространение может привести к большому пожару).

Тушить пожар, который не может быть потушен имеющимися у вас средствами.

Пытаться выйти через задымленный коридор или лестницу (дым очень токсичен, горючие газы могут обжечь легкие).

Спускаться по водосточным трубам и с помощью простыней.

Прыгать из окна.

Тест

для проверки знаний требований пожарной
безопасности для детей школьного возраста

 

Для обучения правилам пожарной безопасности детей школьного возраста предлагаем преподавателям провести тестирование. Во-первых, школьники охотно проверяют свои знания самостоятельно, во-вторых, преподавателю сразу станет ясно, в каком направлении нужно строить свою работу. Учащиеся, как правило, уже владеют некоторой информацией, поэтому работу с ними следует строить с учетом практического применения этих знаний.

Предлагаем один из тестов для детей школьного возраста.

Если дети набрали 25-30 очков, то они хорошо знают правила пожарной безопасности, стараются их соблюдать, смогут научить своих товарищей.

Если 20-24 очка, то они должны быть осмотрительны в выборе действий в сложной ситуации.

Если менее 20 очков, то вам необходимо серьезно заняться с детьми изучением правил пожарной безопасности. Это поможет избежать пожара, а в экстремальной ситуации – сохранить свою жизнь и жизнь детей.

 

№ п/п

Вопрос с вариантами поступков
в предполагаемой ситуации

Набранные очки

1

Если случится пожар, как ты будешь действовать?

а) позвоню по телефону "01"

б) позову на помощь

в) убегу, никому ничего не сказав

 

 

3

2

0

2

Если комната начала наполнятся густым едким дымом?

а) открою окно, не закрыв дверь

б) буду продвигаться к выходу

в) закрою рот и нос мокрым носовым платком и буду продвигаться к выходу, прижимаясь к полу

 

 

0

2

 

3

3

Если загорелась электропроводка?

а) буду тушить водой

б) обесточу электросеть, затем приступлю к тушению

в) буду звать на помощь

 

0

 

3

1

4

Если на вас загорелась одежда?

а) побегу, попытаюсь сорвать одежду

б) остановлюсь, упаду, покачусь, сбивая пламя

в) завернусь в одеяло

 

0

3

2

5

Если при приготовлении пищи, загорелся жир на сковороде?

а) накрою мокрым полотенцем

б) буду тушить водой

в) попытаюсь вынести горящую сковороду
на улицу

 

 

3

0

 

0

6

Если вы разжигаете газовую колонку или духовку газовой плиты, и спичка погасла,
не успев зажечь газ, что вы будете делать?

а) достану вторую спичку и стану зажигать газ

б) перекрою газ

в) перекрою газ и проверю тягу

 

 

 

0

2

3

7

Если вас отрезало огнем в квартире на пятом этаже (телефона нет), что вы будете делать?

а) мокрыми полотенцами, простынями заткну щели в дверном проеме, сократив приток дыма и через окно буду звать на помощь

б) сделаю веревку из скрученных простыней и буду спускаться

в) буду звать на помощь

 

 

 

 

3

 

1

1

8

Если вы увидели, что на опушке леса горит сухая трава?

а) пройду мимо

б) постараюсь затушить, забросав землей, сбить пламя ветками деревьев

в) сообщу об этом взрослым

 

 

0

 

3

2

9

Если вы увидели, что маленькие дети бросают в огонь бумагу, незнакомые предметы, аэрозольные упаковки, как поступите?

а) остановлю действия детей, объясню, что это опасно

б) пройду мимо

в) попытаюсь переключить внимание детей на другое занятие

 

 

 

 

3

0

 

3

10

Если во время интересной телепередачи вы увидите, что из телевизора пошел дым, как вы должны поступить?

а) продолжу смотреть передачу

б) позову на помощь взрослых

в) отключу телевизор, позвоню «01», начну тушить пожар

 

 

 

0

2

 

3

 

Примерные сценарии

для проведения массовых мероприятий с детьми младшего школьного возраста

 

«ОГОНЬ – ДРУГ И ВРАГ ЧЕЛОВЕКА»

 

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Все вы, наверное, знаете, что огонь – добрый друг человека. Когда-то люди жили в пещерах, огонь согревал их и помогал защищаться от хищников, охотиться на них, добывая себе пищу. Вот сейчас мы с вами посмотрим, какой охотник больше сможет поймать хищников при помощи «огня».

КОНКУРС: 2 команды, 2 «факела», 2 охотника.

Две команды, одна – «Тигры» с оранжевыми повязками, другая – «Волки» с серыми повязками. Проводится черта. По разные стороны от черты, на расстоянии 3-4 метра выстраиваются команды друг против друга. От каждой команды выходит один человек – охотник. Охотник от «Волков» находится в поле «Тигров» и ловит их и наоборот. По команде ведущего «Волки» с «Тиграми» начинают меняться местами, а охотники ловить свою добычу прикосновением «факела». Задача охотника: не выходя за линию, поймать как можно больше хищников другой команды.

Ведущий: Без огня невозможна жизнь на земле. Он нужен всюду в домах, на заводах, фабриках, фермах. Правильно управляя огнем, люди запускают корабли в космос. Горя в ярких лампах морских маяков, он служит сближению материков. Он факелом дружбы, горит и искрится в огнях фестивальных, в огнях олимпийских.

Все вы, наверное, слышали об олимпийских играх. Они проводятся в разных городах и разных странах. Но прежде чем они начнутся, в далекой Олимпии от лучей солнца зажигают огонь, который горящим факелом, передают друг другу спортсмены, пока этот огонь не принесут в тот город, где будут проводиться Олимпийские игры. Вспыхнувший на стадионе олимпийский огонь дает начало Олимпийским играм. Этот огонь – символ силы и мужества.

Вот сейчас мы с вами представим себе, что мы тоже будем передавать эстафету с Олимпийским факелом. А так как этот факел переходит из страны в страну, его несут по полям, по лесам преодолевая много препятствий. Мы тоже будем преодолевать разные препятствия.

 

КОНКУРС: эстафета. 2 команды, 2 стула, 2 скамейки, 2 обруча, кегли.

Выставляется полоса препятствий.

Бег между кеглями. Запрыгнуть на стул, спрыгнуть с него, пробежать по скамейке, пробежать через обруч и вернуться к команде, передавая факел, кто быстрее.

 

Ведущий: Видно, если бы вам поручили донести Олимпийский огонь, то вы бы справились с этой задачей.

Все вы убедились в том, что огонь – это друг человека.

 

Знают все – человек без огня
Не живет ни единого дня.
При огне, как при солнце светло,
При огне и зимою тепло.
Посмотрите ребята вокруг:
Нам огонь – повседневный наш друг.
Но когда мы небрежны с огнем,
Он становится нашим врагом.
 

Огонь становиться нашим врагом, потому что от него может возникнуть пожар, который не щадит ни людей, ни того, что построено ими.

Пожар может возникнуть всюду, где огонь найдет малейшую лазейку.

 

Если искорка случайно
Попадет на ворс ковра,
Может кончиться печально
Интересная игра.
Запылает все, что дома:
Занавески и столы,
Загорятся, как солома
Мебель, стены и полы.
Вечер. Папа на заводе,
И ушел куда-то дед,
А у мамы на работе
Не предвиденный банкет.
Если в это время вдруг
К вам нагрянул лучший друг,
Не включайте кипятильник,
Ни утюг и не светильник,
Пылесос, электрочайник,
Телевизор и паяльник
Ни за что и ни когда!
Не хватайте провода,
И без взрослых даже штепсель
Не втыкайте никуда.
Чтоб не ссориться с огнем,
Нужно больше знать о нем.
 

Ведущий: Я надеюсь, что сегодня вы узнали о том, что огонь бывает «Друг» и «Враг», и будьте с огнем всегда очень осторожны!

 

Разработка выступления перед младшими школьниками

«ОСТОРОЖНО: ОГОНЬ!»

 

Спички не тронь,
В спичках – огонь!
Чтобы в ваш дом
Не пришла беда,
Будьте с огнем
Осторожны всегда.

Не играй, дружок, со спичкой!
Помни ты – она мала,
Но от спички-невелички
Может дом сгореть дотла 
 

Ведущий: Ребята! Слово «пожар» вам приходилось слышать и раньше. Может быть, некоторым из вас приходилось наблюдать его или видеть последствия разбушевавшейся стихии. Огонь – давний друг человека, с его помощью совершается много полезных дел. Он, верно, служит людям
в повседневном быту и на производстве.

 

1 ученик:

А без доброго огня
Обойтись нельзя и дня.
Он надежно дружит с нами:
Гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя
Поднимает, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен.
И за то ему почет,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печет.
 

2 ученик: В работе электросварщика используются полезные свойства огня.

Ты видел, как он управляет огнем?
Железная маска надета на нем.
Вот строится дом, посмотри по утру:
Он в стеганой куртке сидит на ветру.
Варил он опоры могучих мостов,
Варил он суда из огромных листов:
Железо с железом он может сварить!
Он добрый волшебник, что тут говорить!
 

Ведущий: Но случается, что когда огонь из верного друга превращается в беспощадного недруга, уничтожающего в считанные минуты то, что созидалось долгими годами упорного труда.

 

3 ученик:

Он всегда бывает разный,
Удивительный огонь.
То буяном безобразным,
То тихоней из тихонь,
То он змейкою игривой
Изогнулся и исчез,
То косматой рыжей гривой
Полыхает целый лес.
 

4 ученик:

Вот на спичке как на ветке,
Голубой дрожит листок.
Вот, ломая прутья клетки
Хищник делает бросок!
 

5 ученик:

Да, огонь бывает разный –
Бледно – желтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Очень добрый или злой.
 

6 ученик:

Злой огонь – огонь пожара,
Злой огонь – огонь войны!
От безжалостного жара
Дни черны, поля черны.
Жители земного шара,
Граждане любой страны
Злой огонь гасить должны!
 

Ведущий: Часто пожары возникают по вине школьников. Очень большую опасность представляют собой костры, которые разводят ребята вблизи строений или строительных площадок. Увлекшись игрой, дети забывают потушить костер, и тогда раздуваемые ветром искры разлетаются на большие расстояния.

 

1 ученик:

Смастерил Сергей пугач,
Пострелял немного,
А теперь Сережу врач
Лечит от ожога.
От такого пугача
Путь обычный – до врача!
 

2 ученик:

Возле дома и сарая
Разжигать костер не смей,
Может быть беда большая
Для построек и людей!
 

Из каких произведений взяты следующие строки?

 

1.Море пламенем горит,
Выбежал на море кит,
«Эй, пожарные бегите!
Помогите, помогите!»
(К. Чуковский «Путаница»)

2.И вдруг заголосил: «Пожар! Горим! Горим!»
С треском, щелканьем и громом
Встал огонь над новым домом.
Озирается кругом,
Машет красным рукавом.
(С. Маршак «Кошкин дом»)

3.Что за дым над головой?
Что за гром над мостовой?
Дом пылает за углом.
Что за мрак стоит кругом?
Ставит лестницы команда,
От огня спасает дом.
(С. Михалков «Дядя Степа»).
 

Ведущий: Запомните, дети эти правила.

 

1 ученик:

Чтоб утюг не стал врагом,
Осторожней с утюгом!
 

2 ученик:

Не суши белье над газом –
Все сгорит единым разом!
 

3 ученик:

Когда без присмотра оставлена печь –
Один уголек может дом ваш поджечь.
 

4 ученик:

Ты о пожаре услыхал?
Скорей об этом дай сигнал!
 

Ведущий: Ребята, соблюдение всех правил пожарной безопасности поможет сберечь здоровье и жизнь людей.

 

Ученик и ученица:

Такая у нас эпоха,
Время такое у нас,
Чтоб не было людям плохо,
За счастье борись каждый час.
За радость, за жизнь и за счастье
В бой каждый день идет
Пожарный, хирург и мастер,
Токарь и садовод.
У счастья людского на страже
Заняли мы рубежи,
Потому что отважным
Эпоха принадлежит.
 

Ведущий: Очень опасна шалость с легковоспламеняющимися
и горючими жидкостями, такими как бензин, ацетон, лак. Подобное грозит взрывами, а значит тяжелыми ожогами и увечьями.

Очень хорошо, что многие из вас помогают своим родителям
в домашних делах, умеют приготовить обед или выгладить белье.
И здесь также надо помнить о пожарной безопасности. Грозит пожаром оставленный без присмотра включенный утюг или плитка. Уходя из дома, никогда не забывайте выключать их или другие электроприборы.

 

3 ученик:

Ленту гладила Анюта
И увидела подруг,
Отвлеклась на три минуты
И забыла про утюг.
Тут уж дело не до шутки!
Вот, что значит три минутки!
Ленты нет, кругом угар,
Чуть не сделался пожар.
 

4 ученик:

При пожаре, при пожаре
Знает каждый гражданин:
При пожаре, при пожаре
Набирают «01»!
И вот машины красные
Спешат в места опасные.
Прохожие сторонятся –
Пожарные торопятся!

 

Ведущий: Объявляет конкурс: «Отгадай загадку?»

 

Выпал на пол уголек:
Деревянный пол зажег,
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его … (водой).

Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те … (отнять).

Шипит и злится, воды боится,
С языком, а не лает.
Без зубов, а кусает… (огонь).

Летала мошка – осиновая ножка
На стог села, все сено съела (спичка).
 

________________



 

Надеемся, что это методическое пособие для проведения занятий
по правилам пожарной безопасности с учащимися общеобразовательных школ
станет для вас полезным и поможет научить детей грамотно вести себя в случае возникновения пожара.

 

Список художественной литературы для детей о пожарах:

 

1.      К. Чуковский «Краденое солнце», «Путаница».

2.      По русским народным мотивам «Кошкин дом», «Гори, огонь, в печурочке».

3.      Т. Волынский «Кошкин дом».

4.      С. Михалков «Дядя Степа».

5.      Е. Новочихин «01», «Спички».

6.      Е. Поликутин «Антошка».

7.      Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки», «Солдат».

8.      А. Шевченко «Как ловили Уголька».

9.      Э. Успенский «Гололед».

10. П. Савельев «Пожары и катастрофы».

11. В. Гиляровкий «Москва и москвичи».

12. М. Горький «Детство» (отрывок).

13. Л. Чернышов «Как Гриша-проказник испортил весь праздник».

 

Список использованной литературы:

 

1.      Федеральный закон РФ «О пожарной безопасности» от 21.12.94 г., ст. 25.

2.      Методическое пособие для проведения занятий по правилам пожарной безопасности с учащимися общеобразовательных школ Московской области от 06.03.2000 г.

3.      Методические рекомендации для обучения противопожарной грамоте учащихся младших классов. Челябинск, 1998 г.

4.      Методическое пособие для проведения занятий по правилам пожарной безопасности с учащимися общеобразовательных школ г. Уфы.

5.      Памятка для председателей первичных организаций Всероссийского добровольного пожарного общества. Москва.

http://pbou.nm.ru/index.dhtml

Загадки:

С огнём бороться мы должны –
Мы смелые работники,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы? (Пожарные)

В брезентовой куртке и каске,
Забыв про кольчужную бронь,
Решительно и без опаски
Бросается рыцарь в огонь. (Пожарный)

Шипит и злится,
Воды боится,
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает. (Огонь)

Наш дед Ермолай
Съест всё, что ни дай. (Огонь)

Голова огнём пылает,
Тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу
Лампы нет – я посвечу. (Свеча)

Дремлют в домике девчонки –
Красные шапчонки. (Спички)

В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки –
Раздают всем огоньки. (Спички)

Я мала, да зла,
Чуть-чуть свечу,
Иногда так упаду,
Что много горя принесу. (Искра)

Голова огнём пылает,
Тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу
Лампы нет – я посвечу. (Свеча)

Выпал на пол уголёк
Деревянный пол зажег.
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его... (Водой)

Я мохнатый и кудлатый,
Я зимой над каждой хатой.
Над пожаром и заводом,
Над костром и пароходом.
Но нигде меня
Не бывает без огня. (Дым)

Через поле и лесок
Подаётся голосок.
Он бежит по проводам –
Скажешь здесь,
А слышно там. (Телефон)

К дальним сёлам, городам,
Кто идёт по проводам?
Светлое Величество!
Это... (Электричество)

Четыре синих солнца
У бабушки на кухне,
Четыре синих солнца
Горели и потухли.
Поспели щи, шипят блины.
До завтра солнца не нужны. (Газовая плита)

Наша толстая Федора
Наедается не скоро.
А зато, когда сыта,
От Федоры теплота. (Печь)

Поверну волшебный круг,
И меня услышит друг. (Телефон)

По бокам коробки
Кругленькие кнопки.
Тут же рядом, в уголке
Ручка с трубкой на шнурке.
Без языка говорит,
Прекрасно слышит без ушей. (Телефон)

По тропинкам я бегу,
Без тропинки не могу.
Где меня, ребята, нет,
Не зажжется в доме свет. (Электрический ток)

Дом – стеклянный пузырёк,
А живёт в нём огонёк.
Днём он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжётся. (Электрическая лампочка)

Живёт в нём вся вселенная,
А вещь обыкновенная. (Телевизор)

Пыль увижу – заворчу,
Заверчу и проглочу. (Пылесос)

Полюбуйся, посмотри –
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет! ( Холодильник)

Летом папа наш привёз
В белом ящике мороз.
И теперь мороз седой
Дома летом и зимой
Бережет продукты:
Мясо, рыбу, фрукты. (Холодильник)”[7]

Не секрет, что пожары чаще всего происходят от беспечного отношения к огню самих людей. Значительная часть пожаров происходит в жилье. Здесь гибель и травматизм людей от дыма и огня составляет 9 случаев из 10. По данным Центра пожарной статистики в России при пожарах среди 1 миллиона потерпевших погибает более 100 человек. Это в 6 раз больше, чем в США.        Основными причинами пожаров в быту являются: неосторожное обращение с огнем при курении и приготовлении пищи, использование электробытовых приборов, теле-, видео- и аудиотехники, не адаптированной к отечественной электросети или неисправных, проведение электросварочных работ при ремонтных работах в квартирах, детские шалости с огнем:  Пожарная безопасность в квартире: 

  • Не балуйся дома со спичками и зажигалками. Это одна из причин пожаров.
  • Не оставляй без присмотра включенные электроприборы, особенно утюги, обогреватели, телевизор, светильники и др. Уходя из дома, не забудь их выключить.
  • Не суши белье над плитой. Оно может загореться.
  • Не забывай выключить газовую плиту. Если почувствовал запах газа, не зажигай спичек и не включай свет. Срочно проветри квартиру.
  • Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома без взрослых.

 Пожарная безопасность в деревне 

  • В деревне или на даче без взрослых не подходи к печи и не открывай печную дверцу. Оттуда могут выскочить раскаленный уголек или искра и стать причиной пожара.
  • Никогда не прикасайся голыми руками к металлическим частям печки. Ты можешь получить серьезный ожог.
  • Не трогай без разрешения взрослых печную заслонку. Если ее закрыть раньше времени, в доме скопится угарный газ, и можно задохнуться.

 Пожарная безопасность в лесу 

  • Пожар - самая большая опасность в лесу. Поэтому не разводи костер без взрослых.
  • Не балуйся с огнем. В сухую жаркую погоду достаточно одной спички или искры от фейерверка, чтобы лес загорелся.
  • Если пожар все-таки начался, немедленно выбегай из леса. Старайся бежать в ту сторону, откуда дует ветер.
  • Выйдя из леса, обязательно сообщи о пожаре взрослым.

 Если начался пожар, а взрослых дома нет, поступай так: 

  • Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло, заливая водой или засыпая песком.
  • Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану по телефону `01` или попроси об этом соседей.
  • Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону `01` и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого зови из окна на помощь соседей и прохожих.
  • При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре гибнут от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу дыма меньше.
  • Если в помещение проник дым, надо смочить водой одежду, покрыть голову мокрой салфеткой и выходить пригнувшись или ползком.
  • Обязательно закрой форточку и дверь в комнате, где начался пожар. Закрытая дверь может не только задержать проникновение дыма, но иногда и погасить огонь.
  • Наполни водой ванну, ведра, тазы. Можешь облить водой двери и пол.
  • При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт. Он может отключиться и ты задохнешься.
  • Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти.

 Запомните самое главное правило не только при пожаре, но и при любой другой опасности: `Не поддавайтесь панике и не теряйте самообладания!

4-й класс

Тема. "Огонь – друг и враг человека".

Цели. Довести до сознания детей невозможность легкомысленного и беспечного обращения с огнем; познакомить детей с правилами пожарной безопасности, учить соблюдать их; учить правильным действиям при возникновении пожара и приемам самоспасения; давать оценку поступкам людей при пожаре и делать выводы.

Оборудование. План эвакуации из школы; знаки пожарной безопасности; книга В.Бианки "Лесная газета" (или отпечатанные отрывки из текста).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка темы и целей занятия

Учитель. Ребята! Играя, вы должны найти общее во всех четверостишиях и попытаться определить тему занятия.

Дидактическая игра "Это я, это я, это все мои друзья!"

Кто, задорный и веселый,
Верность правилам храня,
Бережет родную школу
От огня?

Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?

Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнем недаром
Завершается пожаром?

Кто украдкой в уголке
Жег свечу на чердаке;
Загорелся старый стол,
Еле сам живой ушел?

Что объединяет эти четверостишия? Какая тема нашего занятия?

Дети. Безопасное обращение с огнем.

У. Прочитайте на доске вопросы, на которые мы должны будем найти ответы в ходе урока.

На доске:

  • Отчего возникает пожар.
  • Как не допустить его возникновения.
  • Если случился пожар, то как себя вести.

– Сформулируем тему урока.

На доске:

 – Для этого какой союз и какой знак выбираем? Почему?

Д. Выбираем союз "и".

У. Огонь-друг – согревает, помогает готовить пищу, плавит сталь, соединяет металл (сварка).
Огонь-враг – уничтожает все живое и неживое.

Стихотворение Е.Ильина читает подготовленный ученик.

Злой огонь – огонь пожара,
Злой огонь – огонь войны!
От безжалостного жара
Дни темны, поля черны.
Жители земного шара,
Граждане любой страны
Злой огонь гасить должны!

III. Рассказ о причинах возникновения пожара

У. С незапамятных времен огонь был спутником человека, верно служил ему: согревал, защищал от диких животных, помогал готовить пищу.
И сегодня в праздники и в будни он согревает и кормит нас.
Но огонь бывает смертельно опасным, когда забывают об осторожном обращении с ним. По этой причине исчезли в языках пламени города, бесценные творения, созданные миллионами людей. Огонь, выходя из повиновения, не щадит никого и ничего. Пожар – не случайность, а результат легкомыслия и беспечности.
Так, история человечества отмечена катастрофическими пожарами, многие из которых уничтожили целые города: Рим (70 г. до н.э.), Сан-Франциско (1906 г.)
Где же та грань, когда огонь перестает быть другом и становится врагом человека? Что такое пожар?
Пожар – это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Дети записывают определения в тетрадь.

– Почему возникает пожар?

Д. Люди перестают быть осторожными с огнем.

У. Какие примеры, известные вам, подтверждают это?

Ответы детей.

– Скажите, поступок мальчика из следующего примера – шалость или хулиганство?
Мальчик бросил спичку в стоящую во дворе бочку с какой-то жидкостью. Раздался взрыв. Многие получили ожоги.

Д. Это хулиганство.

У. Послушайте отрывки из стихотворений. Назовите произведение и автора.

Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит.
"Эй, пожарные, бегите!
Помогите! Помогите!"

Д. Корней Иванович Чуковский. "Путаница".

У. Может ли море гореть?

Д. Нет.

У. Сейчас горе-хозяева в море сливают и нефть, и бензин. Видели, наверное, по телевидению, как горело море. Вернее, не само море, а пленка из этих веществ, расплывшаяся по поверхности воды. А почему море загорелось в "Путанице"?

Д. Игра со спичками лисичек привела к пожару.

У. И вдруг заголосили: "Пожар! Горим! Горим!"
С треском, щелканьем и громом
Встал огонь над новым домом,
Озирается кругом, машет красным рукавом.

Д. Самуил Яковлевич Маршак. "Кошкин дом".

У. Почему возник пожар?

Д. Была оставлена без присмотра печь.

У. Что за дым над головой?
Что за гром на мостовой?
Дом пылает за углом.
Что за мрак стоит кругом?
Ставит лестницы команда,
От огня спасает дом.

Д. Сергей Владимирович Михалков. "Дядя Степа".

У. Кому помог Дядя Степа во время пожара?

Д. Он выпустил голубей.

У. Можно ли догадаться о причине пожара на чердаке?

Д. Наверное, дети играли с огнем на чердаке.

У. Познакомьтесь с правилами, которые следует не только знать, но и выполнять!

Дети читают памятки.

  • Не устраивай игр со спичками.
  • Не пользуйся неисправными электрическими приборами, не оставляй их без присмотра.
  • Чтоб он не стал твоим врагом,
    Будь осторожен с утюгом.
  • Не суши белье над газом,
    Все сгорит единым разом.
  • Все горючие жидкости и легковоспламеняющиеся материалы не храни вблизи огня и нагревательных приборов.
  • Не кури, курильщик – это поджигатель.
  • · Не оставляй без присмотра печь.

Когда без присмотра оставлена печь,
Один уголек целый дом может сжечь.

  • Не украшай елку свечами. Не пользуйся вблизи елки бенгальскими огнями, хлопушками.
  • Выходя из квартиры, убедись, что ты нигде не оставил источника огня (закрой печь, выключи газ, электроприборы).

У. Все причины возникновения пожара можно разделить на две большие группы.

На доске:

Причины пожара

1. По вине человека – неосторожное обращение с огнем; грубое нарушение правил эксплуатации электроприборов; незнание правил обращения с пожароопасными материалами; курение в запрещенных местах.

2. Без вины человека – прямое попадание молнии; тепловое и химическое воспламенение горючих веществ и материалов; технологические и технические причины.

– Однако детские шалости с огнем составляют большой процент от общего числа пожаров: так, в 1995 г. – 10,5%, то есть 10 из 100 пожаров; в 1997 г. – 9,4%, то есть 9 из 100.
В огне гибнут люди!!!
Детей погибло при пожарах: в 1991 г. – 17,6%, то есть 17 человек из 100 погибших – дети; в 1993 г. – 13,6%, то есть
13 человек из 100.

У. Сделаем вывод: как вы поступите, если увидите, что во дворе вблизи строений дети играют со спичками?

Д. Надо их остановить.

У. Вам на Новый год подарили бенгальские огни и фейерверки. Где вы их будете зажигать?

Д. На открытой местности, вдали от строений.

IV. Физкультминутка

Исходное положение: стоя у парты.

У. Если на мой вопрос вы можете ответить: "Я!" – то остаетесь стоять.
Если на мой вопрос вы мысленно отвечаете: "Не я!" – то, присев, как бы прячетесь.

Дым столбом поднялся вдруг,
Кто не выключил утюг?

Красный отблеск побежал,
Кто со спичками играл?

Стол и шкаф сгорели разом,
Кто сушил белье над газом?

Столб огня чердак объял,
Кто там спички зажигал?

Побежал пожар во двор,
Это кто там жег костер?

Пламя прыгнуло в листву,
Кто у дома жег траву?

Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые предметы?

V. Знакомство с правилами самоспасения при возникновении пожара

У. Посмотрев сценку, вы должны будете дать оценку поступкам героев: кто действовал правильно, кто неправильно, и почему вы так думаете.

Дети разыгрывают сценку.
Буратино мастерит ракету, запускает ее с помощью спичек. Взрыв! "Пожар!" – кричит Буратино и начинает метаться по классу. Залезает под стол – прячется.
Вбегает Мальвина, звонит "01", вызывает пожарную команду, вытаскивает Буратино на свежий воздух, оказывает первую помощь.

У. Кто нарушил правила пожарной безопасности?

Д. Буратино.

У. Какие?

Д. Играл со спичками, не позвонил "01", спрятался.

У. Как действовала Мальвина. Повторите хором слова, которые она произнесла, вызывая пожарных.

Д. Это пожарная дружина? У нас в школе пожар. Адрес: ул. Юбилейная, дом 1.

У. Почему она не поприветствовала людей, не попрощалась?

Д. Нет времени.

У. Что необходимо сказать пожарным?

Д. Адрес и характер возгорания.

У. Почитайте девиз урока, записанный на доске.

На доске:

Помни каждый гражданин этот номер "01"!

– Запомните этот номер.

Дети выполняют задание.

– Запишем правила поведения при возникновении пожара в тетрадь.

  • Если пожар в зачатке, надо попытаться потушить его, закрыв тряпкой, прекратить доступ кислорода.
  • Позвоните по телефону "01", сообщите точный адрес и характер возгорания.
  • Если рядом есть взрослые (соседи), надо позвать на помощь.

 На что вы можете рассчитывать при пожаре? Есть 4 основных фактора, которые необходимо знать, если вы хотите спастись при пожаре.

1. Пожар ослепляет, вы не сможете видеть в огне.
2. Чаще убивают дым и газ, а не пламя.
3. Жар от огня настолько силен, что сам по себе может вызвать гибель.
4. Недостаток времени. Пожар не оставляет времени, нужно успеть выбраться из огня.

О чем следует помнить, принимая меры по спасению?
Если густой дым заполнил все выходы (огонь движется всегда вверх), плотно закройте входную дверь в комнату, законопатив все щели мокрыми тряпками, чтобы предохранить от проникновения дыма. Если дым проник в комнату – держитесь около пола, там всегда есть воздух. Закройте рот и нос мокрым полотенцем. Встаньте у окна, чтобы пожарным было известно о вашем пребывании в квартире.
Эти действия необходимы для вашего спасения, когда вы дома.
Как вы думаете, не изменится ли последовательность и сами действия в случае пожара в школе?

Д. Не знаем.

У. В школе важно как можно раньше поднять тревогу для того, чтобы у большого количества людей было время эвакуироваться из здания. Как можно сообщить о пожаре?

Д. Кричать, сказать взрослым.

У. Какова последовательность действий при пожаре в школе?

На доске:

  • Тревога.
  • Вызов пожарной охраны.
  • Эвакуация.
  • Сбор (место заранее должно быть согласовано).
  • Перекличка.

– В школе много людей, если все они будут эвакуироваться через одни двери, что случится?

Д. Давка.

У. В каждом общественном месте есть "План эвакуации". Где он висит в нашей школе?

Д. На втором этаже.

У. Рассмотрите "План эвакуации": что на нем отмечено, что показано стрелками, как будем выходить мы, по какому пути?

Дети отвечают на вопросы.

– Как вы знаете, пожары случаются и в природе. Отчего это происходит и что может сделать каждый из нас – на эти вопросы мы ответим после самостоятельного прочтения отрывка из "Лесной газеты" В.Бианки.

"Беда, если на сухой лес попадет молния. Беда, если кто бросит в лесу непотушенную спичку или плохо затушит костер. Тонкой змейкой побежал огонь... Не теряй ни секунды. Это беглый пожар – ты сам можешь справиться с ним, пока он маленький, слабый. Живо наломай свежих лиственных веток и бей ими, бей огонек, сбивай его, хлещи что есть силы, – не давай ему расти... И зови на помощь товарищей. Если под руками есть лопата или хоть крепкая палка, копай землю, забрасывай огонь землей и кусками дерна. Если ж огонь успел подняться с земли и пошел перекидываться с дерева на дерево – это уж повальный, или верховой, пожар. Со всех ног беги к людям, бей тревогу".

Дети отвечают на ранее поставленные вопросы.

Д. Лесной пожар надо тушить ветками, с помощью лопат...

У. Перечисленные вами средства пожаротушения – пучок из лиственных веток, земля, дерн – это подручные средства, к ним также относятся вода, песок, покрывало, одеяло.
Есть табельные средства пожаротушения: топор, багор, ведро, огнетушитель. Где вы их видели у нас в школе?

Д. На пожарном щите в хозяйственной части двора.

У. Самое же эффективное средство – это... пожарная машина.

Кто управляет и тушит огонь этим средством? Люди какой профессии всегда готовы прийти к вам на помощь?

Д. Это пожарные.

У. Какими качествами должен обладать пожарный?

Д. Способностью к самопожертвованию, мужеством, обладать физической силой, ловкостью, профессионализмом.

У. История хранит немало подвигов, совершенных в мирные дни. Самой дорогой медалью считается у пожарных "За отвагу на пожаре", высокой наградой называют и благодарность людей, спасенных от огня.

VI. Знакомство с правилами предупреждения пожара

У. Согласитесь, что легче пожар предупредить, чем потушить.

А как же узнать, что нам может подсказать, с какими материалами надо обращаться осторожно, где огнетушители и т.д.?

Существуют знаки пожарной безопасности.

Дети рассматривают первую группу знаков.

На доске:

– Как называется эта группа знаков?

Д. Запрещающие знаки.

У. Какие запрещены действия?

Д. Пользоваться открытым огнем.
– Вход запрещен.
– Курить запрещено.

Дети рассматривают вторую группу знаков.

На доске:

У. Как называется эта группа знаков?

Д. Эти знаки предупреждающие.

У. О чем они предупреждают?

Д. Осторожно! Легковоспламеняющиеся вещи.
– Осторожно! Опасность взрыва.
– Осторожно! Электрическое напряжение.

Дети рассматривают третью группу знаков.

На доске:

– Как называется эта группа знаков?

Д. Это предписывающие знаки.

У. Они разрешают действия только при выполнении конкретных требований безопасности труда:

– работать в защитных очках;
– проход держать свободным;
– выходить здесь.

Дети рассматривают четвертую группу знаков.

На доске:

У. Как называется эта группа знаков?

Д. Это знаки указательные.

У. Они служат для оповещения о местонахождении различных объектов. Каких?

Д. Огнетушителя.
– Пункта извещения о пожаре.
– Места для курения.

У. Выполняя эти и другие правила пожарной безопасности, вы оградите себя и своих близких, знакомых от пожара.
Но если все же случился пожар, как оказать первую помощь пострадавшему, побывавшему в условиях пожара?

VII. Знакомство с правилам оказания первой помощи

У. Известно, что чем дольше не принимаются меры при ожоге, тем серьезнее будет травма пострадавшего.
Необходимо:
– облить обожженные места большим количеством воды, охладить;
– снять с пораженных мест кольца, часы, ремни, обувь... так как эти места начнут отекать;
– снять сгоревшие и дымящиеся части одежды, если они не прилипли к пораженным участкам тела пострадавшего;
– защитить ожоги, прикрыв их чистым материалом;
– вызвать "Скорую помощь" по телефону "03".
В чем будет заключаться первая помощь человеку, у которого загорелась одежда?
Надо остановить его, повалить на землю или на пол, катать по земле, чтобы потушить пламя.

VIII. Итог урока

У. Что не нужно делать при возникновении пожара?

Д. Паниковать, в одиночку бороться с пламенем, не вызвав пожарных.
– Прыгать из окна.
– Прятаться...

У. Что нужно делать?

Д. Сохранять хладнокровие.
– Вызвать пожарных.
– Принять меры для спасения жизни.

У. По какому телефону вызывают пожарную дружину?

Дети хором отвечают девиз урока: "Помни каждый гражданин этот номер "01".

IХ. Домашнее задание

У. Составьте высказывания на тему: "Что я расскажу младшему товарищу о пожаре?"

TopList


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Играем в сказку" Конспект занятия по внеурочной деятельности "Театр в начальной школе"

Конспект занятия "Играем в сказку"+презентация.Инсценирование сказки "Репка " на новый лад, представление на ширме "Три поросёнка"...

Конспект занятия по формированию пожарной безопасности"Советы Мудрой Совы"

Материал может быть использован воспитателями на занятиях в группе продленного дня, в детском саду....

Положение недели по пожарной безопасности в начальной школе

В данном документе находится список мероприятий, которые Вы можете запланировать и провести по пожарной безопасности в начальной школе...

"Крестики-Нолики", праздник-игра по правилам пожарной безопасности в начальной школе

Праздник-игра является завершающим этапом месячника по правилам пожарной безопасности в начальной школе....

Занятие по пожарной безопасности в начальной школе.

Конспект занятия – беседы для младших школьников 1 класса «Ток бежит по проводам»Сегодняшняя наша беседа посвящена электрическому току....

Интеллектуальная игра по пожарной безопасности для начальной школы «Знатоки пожарного дела»

Цель: Привлечение учащихся к участию в пропаганде правил пожарной безопасности.Задачи:- проверить знания учащихся по основам пожарной безопасности в процессе игры – состязания;- повысить ин...

ОБЖ Цикл бесед по пожарной безопасности в начальной школе

Цель: Познакомить детей с правилами пожарной безопасности.Формировать у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности в квартире и на улице. Вооружить знаниями...