Конспект занятия по профилактике дисграфии в 1 классе
план-конспект урока по логопедии (1 класс)
Цель: Познакомить с акустико-артикуляционной характеристикой звука Ы и графическим изображением буквы Ы.
Задачи:
- Совершенствовать умение различать на слух и в произношении гласные звуки;
- Познакомить с акустико-артикуляционной характеристикой звука Ы;
- Закреплять с детьми значение терминов «звук», «буква»;
- Формировать умение делить слова на слоги;
- Закрепить знания о слогообразующей роли гласных звуков в словах;
- Формировать умение определять позицию звука в слове;
- Совершенствовать грамматический строй речи;
- Формировать графический образ гласной буквы Ы;
- Уточнить временные представления;
- Создать условия для развития словесно-логического мышления, памяти, внимания;
- Развивать графо-моторные навыки и общую моторику детей;
- Воспитывать интерес к логопедическим занятиям;
- Воспитывать умение слушать взрослого и товарищей, умение работать в коллективе;
- Поощрять активность и самостоятельность.
Предполагаемые результаты:
- Различают на слух и в произношении гласные звуки;
- Дифференцируют понятия «звук» и «буква»;
- Владеют навыком элементарного звукового и слогового анализа слов;
- Сформирован графический образ гласной буквы: Ы;
- Грамматически верно оформляют свои ответы;
-Созданы условия для развития высших психических функций, общей и мелкой моторики;
- Умеют работать в коллективе;
- Активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми;
- Проявляют интерес к логопедическим занятиям.
Оборудование: Интерактивная доска, колонки, интерактивная игра «Звуки спрятались», классная магнитная доска, магниты, музыкальное сопровождение, цветные карандаши, мяч, листы с заданиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_otkrytyh_dverey.docx | 22.27 КБ |
zadanie_1.docx | 187.01 КБ |
zvuk_y.pptx | 759.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по профилактике дисграфии в 1 классе
Тема: «Звук и буква ы»
Цель: Познакомить с акустико-артикуляционной характеристикой звука Ы и графическим изображением буквы Ы.
Задачи:
- Совершенствовать умение различать на слух и в произношении гласные звуки;
- Познакомить с акустико-артикуляционной характеристикой звука Ы;
- Закреплять с детьми значение терминов «звук», «буква»;
- Формировать умение делить слова на слоги;
- Закрепить знания о слогообразующей роли гласных звуков в словах;
- Формировать умение определять позицию звука в слове;
- Совершенствовать грамматический строй речи;
- Формировать графический образ гласной буквы Ы;
- Уточнить временные представления;
- Создать условия для развития словесно-логического мышления, памяти, внимания;
- Развивать графо-моторные навыки и общую моторику детей;
- Воспитывать интерес к логопедическим занятиям;
- Воспитывать умение слушать взрослого и товарищей, умение работать в коллективе;
- Поощрять активность и самостоятельность.
Предполагаемые результаты:
- Различают на слух и в произношении гласные звуки;
- Дифференцируют понятия «звук» и «буква»;
- Владеют навыком элементарного звукового и слогового анализа слов;
- Сформирован графический образ гласной буквы: Ы;
- Грамматически верно оформляют свои ответы;
-Созданы условия для развития высших психических функций, общей и мелкой моторики;
- Умеют работать в коллективе;
- Активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми;
- Проявляют интерес к логопедическим занятиям.
Оборудование: Интерактивная доска, колонки, интерактивная игра «Звуки спрятались», классная магнитная доска, магниты, музыкальное сопровождение, цветные карандаши, мяч, листы с заданиями.
Ход занятия:
Орг. Момент.
Л: Ребята, сегодня у нас на занятии гости. Давайте поздороваемся с ними и улыбнемся, тем самым пожелаем им хорошего настроения. А теперь улыбнитесь друг другу, чтобы и у нас было хорошее настроение.
Л.: А сейчас сядет тот, кто скажет, какой сегодня день недели? Не выкрикиваем, поднимаем руку. (ответы детей: пятница)
Л.: Сколько дней в недели? (ответы детей: 7 дней)
Л.: А какой сейчас заканчивается месяц? (ответы детей: ноябрь)
Л.: Какое сейчас время года? (ответы детей: осень) Да ребята сейчас поздняя осень! Логопед акцентирует внимание на том, что если выпал снег это не значит, что наступила зима.
Л.: Какое время года наступит после осени? (Ответы детей: зима) Молодцы ребята!
Основная часть.
Л.: Сегодня на занятии мы познакомимся с очень интересным звуком, а вот с каким вы догадаетесь, если отгадаете мою загадку:
Живет в норке,
Грызет корки,
Короткие ножки
Боится кошки. Кто же это? (Ответы детей: мышь). Все согласны, что это мышь? Или кто-то думает по-другому? (возможные другие ответы детей).
Л.: Ребята какой звук спрятался в середине слова мЫЫЫшь? (ответы детей: ЫЫЫ).
Л.: Да ребята звук Ы. Сегодня мы познакомимся со звуком Ы. Произнесем этот звук все вместе и посмотрим друг на друга: ы-ы-ы-ы-ы.
Л.: Ребята расскажите, как работают ваши губы, язычок, зубы когда мы говорим звук ы? (ответы детей: губы - не напряжены, зубы – разомкнуты, язычок – отодвинут глубоко в рот, голосовые связки – работают (ощутить, приложив ладонь к горлу)
Л.: Ребята воздушная струя встречала преграду, когда мы говорили Ы? Может язычок нам мешал? (ответы детей: неет) А давайте его попробуем пропеть. Поется? (ответы детей: да)
Л.: Значит, какой это звук? (ответы детей: гласный).
Л.: Конечно это гласный звук, ведь самые голосистые звуки, которые мы можем петь - это гласные звуки! Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (ответы детей: красным цветом).
Л.: Значит и звук Ы мы будем обозначать красным цветом. (Логопед вывешивает красный квадрат).
Л.: Давайте вспомним, какие гласные мы уже изучили, пропоем их: ааааа, оооо, уууу, ииии, ээээээ, ыыыыы. Сколько всего гласных звуков в русском языке? (ответы детей: 6) Молодцы!
Игра «Хлоп-топ»
Л.: Я предлагаю поиграть в игру «Хлоп, топ», встаем все около своих парт. Я буду говорить разные звуки, а как только вы услышите гласный звук Ы, вы хлопните в ладоши, а когда услышите другой звук, то затопаете ножками. Будьте внимательны, не ошибитесь. (Логопед произносит разные звуки: а,о,у,ы,э,ы,м,н,о,ы, дети тем временем хлопают на заданный звук или топают.)
Л.: Очень хорошо слышат ваши ушки, молодцы!
Игра «Найди звук»
Л.: Ребята звуки, очень любят играть в прятки и звук Ы тоже очень любит прятаться, а прятаться он будет в словах: в начале слова, в середине и конце слова. Посмотрите на экран, какая картинка первая? (Ответы детей: Дым)
Л.: Произнесем еще раз слово ДЫЫЫМ. (логопед выделяет голосом звук Ы). Есть звук Ы в этом слове? (ответы детей: да).
Л.: Где он спрятался в начале, середине или конце слова? (ответы детей: в середине слова). Все верно, а еще мы знаем, что слова делятся на слоги, чтобы узнать сколько слогов в слове давайте отхлопаем слово дым, сколько раз мы хлопнем столько и слогов. (логопед отхлопывает слово дым с детьми). Сколько слогов в слове дым? (ответы детей: 1). А еще мы можем легко сказать сколько слогов в слове если посчитаем гласные звуки, сколько гласных звуков в слове дым? (ответы детей: один). И хлопнули мы тоже один раз, значит и впрямь в слове дым один слог.
Аналогичная работа проводится со словами: дуб, сыр, шары, усы.
Л.: А теперь посмотрите на экран и скажите какая картинка лишняя, почему? (ответы детей: дуб, в этом слове нет звука Ы).
Л.: Как бы ни прятался звук Ы в словам мы его нашли. В середине слова мы его находили? (ответы детей: да). В конце слова находили? (ответы детей: да). А в начале слова? (ответы детей: нет).
Л.: А давайте вы сами придумаете слова, чтобы Ы был в начале слова. (дети пытаются придумать слова со звуком Ы)
Л.: Ну что не выходит? Ребята в русском языке, увы, не бывает слов на Ы, запомните это!
Игра «Один-много»
Л.: А сейчас, выходите все ко мне встаем в кружок: вы знаете звук Ы это удивительный звук, ведь он как волшебная палочка может из одного предмета сделать сразу много, только если встанет в конец слова. А давайте проверим?! Я буду называть предмет, когда он один, например: диван, а вы мне этот же предмет, но когда его много, например: диваны. Какой самый последний звук? ЫЫЫ. Все верно! Шар –шары, кот-коты, цветок-цветы, слон – слоны, зонт – зонты, дуб –дубы, банан – бананы, зуб - зубы, стол – столы, заяц – зайцы и т.д. Отлично, все справились.
Л.: Ребята мы сегодня слышали, как звучит звук Ы? произносили звук Ы? А почему мы его не видели? Как вы думаете? (ответы детей: Потому что звуки мы не можем видеть, мы можем их произносить и слышать) При необходимости логопед сам говорит это правило.
Л.: Все верно ребята, звуки мы можем произносить и слышать, но у каждого звука есть свое обозначение — это буква. А букву мы можем видеть, писать и читать. Посмотрите на экран: представление буквы Ы.
Вот топор, полено рядом
Получилось то, что надо.
Получилась буква ы.
Все мы знать её должны.
Л.: На что похожа буква Ы? Из скольки элементов она состоит? (ответы детей: похожа на бревно и топор, состоит из двух элементов ).
Л.: Я предлагаю вам поработать на листочках. У вас на столе лежат листочки. Нашли задание номер 1, там, где написана цифра 1. (дети находят задание под номером один).
Л.: Какая буква изображена? Возьмите красные карандаши и внимание, украсьте букву Ы мелкими кружочками, так, чтобы она выглядела нарядной. (логопед показывает образец на доске). Дети приступают к выполнению задания.
Л.: Все закончили? Посмотрите на задание номер 2. Обведите красным карандашом только правильные буквы Ы. Дети выполняют задания.
Л.: Кто закончит, поднимет руку. Молодцы ребята! (логопед предлагает детям вывесить на доску свои листочки с выполненными заданиями).
Итог занятия
Л.: Давайте вспомним, с каким звуком мы познакомились?
Л.: Какой это звук? Что особенного в этом звуке?
Л.: Сколько всего гласных звуков в русском языке?
Л.: На что похожа буква Ы? Из скольки элементов она состоит?
Л.: Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались! Вы все получаете наклейки за работу!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ь I
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по профилактике дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания
Конспект подргуппового занятия обобщающего типа для учеников 2 класса по профилактике дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания.Фонематическая тема: Дифференциация звуков «ш», «щ» и б...
Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания, звуки т-д
В отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, то есть ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются...
Конспект подгруппового логопедического занятия по профилактики дисграфии
Конспект логопедического занятия в 1 класс Тема урока: «Имя существительное»...
Конспект занятия по коррекции дисграфии и дислексии у учащихся 2-3 классов, проведенного учителем - логопедом Александровой М.И.
Коррекция дисграфии и дислексии в работе школьного учителя – логопеда Тема:Народные посиделки Цель:Совершенствование анализа и синтеза слов различной звуко-слоговой структуры в письменной ре...
Конспект занятия по профилактике оптической дисграфии у обучающихся 1 класса с ОНР III уровня
Конспект занятия по профилактике оптической дисграфии у обучающихся 1 класса с ОНР III уровня...
Конспект занятия по профилактике дисграфии
Дифференциация звуков и букв Ш-Щ...
Конспект логопедического занятия по профилактике дисграфии на основе недоразвития языкового анализа и синтеза с обучающимися 2 класса
Конспект открытого логопедического занятия с учениками 2 го класса.Интересный по форме, содержанию, приёмам...