РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» для детей 2-3 лет на 2019 - 2020 учебный год
учебно-методический материал
Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая
взамен.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная программа по экологии для детей 2- 3 года | 37.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка
детский сад №4 «Золотой ключик»
«Рассмотрена» «Утверждаю»
на заседании Педагогического совета Заведующий МБДОУ № 4
МБДОУ № 4 «Золотой ключик» «Золотой ключик»
Протокол № ___ от _____ 2019 года __________ Е.Н.Токарева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
для детей 2-3 лет
на 2019-2020 учебный год
возраст воспитанников: 2 - 3 года
срок реализации: 1 год
г. Константиновск
Пояснительная записка.
Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая
взамен.
Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с
которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес,
любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению
детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.
Развивающая предметная среда используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой.
Расписание кружка: 1 раз в неделю, во вторую половину дня в соответствии с утвержденной сеткой организованной образовательной деятельности.
Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Работа кружка призвана решать следующие задачи:
• Подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;
• Воспитание желания бережно относиться к своему здоровью;
• Показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека;
• Воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам;
• Подвести детей к осознанному пониманию ценности природы;
• Воспитание правильного поведения в природе.
Наглядные методы:
• экскурсии, целевые прогулки;
• наблюдения;
• показа сказок (педагогом, детьми);
• рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
• проведение дидактических игр;
Словесные методы:
• чтение литературных произведений;
• беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы:
• проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых,
дидактических, игр - драматизаций и др.);
• загадывание загадок;
Практические методы
• организация продуктивной деятельности детей;
• оформление гербария растений, плодов;
• постановка сказок, отрывков литературных произведений;
• изготовление с детьми наглядных пособий.
При построении системы работы нашего кружка мы обратили особое внимание на следующие основные направления:
• Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
• Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.).
• Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов).
В качестве подведения итогов проводятся открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, выставки, фотовыставки.
Для работы по формированию нравственно-экологического воспитания дошкольников был разработан перспективный план работы с детьми.
Перспективный план работы проекта 2016 – 2017 учебный год
Дата | тема | задачи | содержание |
Сентябрь | «Цветы на участке | Закрепить знания детей о осенних садовых цветах: | Загадывание загадок, игра Сбор и засушивание осенних листьев «Осенняя палитра» |
2 неделя | «Осень кладовая | Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. | Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина, беседа «Что « Мы капусту рубим..» |
3неделя. | Что нас | Уточнить знания | Рассматривание |
4неделя | «Доброе, хорошее | Уточнить знания детей о солнце осенью. | Экспериментирование: «Ладошки» « Времена года» |
Октябрь | «Расскажи Хрюшке о | Уточнить | Игра «Найди растение», физкультминутка дидактическая игра «За |
2 неделя | «Осеннее дерево» | Формировать | Нетрадиционная техника |
3неделя | «Домашние | Формировать у детей обобщенные представления о | Беседа, дидактическая игра «Кто что любит», настольная игра «Зверята» |
4неделя | «Дождик, дождик». | Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их | Пальчиковая игра «Дождик» |
Ноябрь | «Воробьишка» | Знакомить детей с | Подвижная игра «Кто в |
2 неделя | «Синичкин | Формировать у детей желание по доброму относиться к живой природе. Учить | Беседа «Угадай, какая птица», наблюдение, использование |
3 неделя | «Дикие звери зимой» | Продолжать формировать знания о | Чтение стихотворений, подвижная игра «Зайцы и волк», беседа, дидактическая игра - «Найди маму». |
4 неделя. | «Снежинка» | Развивать способности | Наблюдение, беседа, чтение познавательных рассказов, |
Декабрь | «Ёлочка | Знакомить детей с | Наблюдение, беседа, |
2 неделя | «Плыли по небу тучки» | Расширять представления детей о | Беседа «Какие бывают |
3 неделя | «Снежный | Продолжать учить | Наблюдение, рассматривание |
4 неделя | «Зимняя | Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного | Игровой сюрпризный момент, составление рассказа-описания о |
Январь | Краткосроч | Формировать | Экспериментирование |
2 неделя | «Жизнь | Учить детей | Беседа, игра «Накорми |
3 неделя | «Мороз – | Вызывать у детей | Загадывание загадок, |
Февраль | «Выращиваем лук на окошке» | Вызывать интерес к | Беседа с элементами труда, |
2 неделя | «Дикие животные в лесу зимой» | Способствовать: | Беседа о белке, еже, зайце, |
3 неделя | «Лаборатория добрых дел» | Формировать | Опыты с водой, воздухом, |
4неделя | «Наблюдение за | Формировать | Использование |
Март | «Зимелюшка | Способствовать | Хоровод «Зимелюшка |
2 неделя | «Посадка лука» | Формировать основы | Игровой персонаж - кукла дед Лукьян, рассматривание |
3 неделя | Методическая разработка | Познакомить детей | Рассматривание плаката |
4 неделя | «Опыты с водой» | Продолжать выявлять свойства воды, формировать представления о ее | Д/и «Что может случиться?», |
Апрель | «Божья | Учить детей внимательно относиться к окружающему миру. | Наблюдение за божьей |
2 неделя | «Жучки» | Расширить знания | Загадывание загадок, «Угадай что за насекомое», лепка «зелёная гусеница» |
3неделя | «Пернатые гости» | Способствовать | Беседа, изготовление |
4 неделя | «Волшебница весна» | Закрепить представления детей о весне, о характерных особенностях данного | Беседа, художественное |
Май | «Природные явления | НОД |
2 неделя | «Что такое облака, дождь, | Дать понятие об | Наблюдение, |
3 неделя | «Песочные | Расширять кругозор | Пальчиковая гимнастика , |
4 неделя | Экологическая тропа | Развивать умение | Экскурсия, рассматривание |
Воспитанник должен:
ЗНАТЬ: Правила поведения в природе. Растения и их характерные признаки Основные признаки диких и домашних животных. Виды птиц своей местности. Правила поведения в природе. Растения и их характерные признаки Основные признаки диких и домашних животных. Виды птиц своей местности.
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: О перелётных птицах. О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе. Об охране природы.
О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.
О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру
и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.
УМЕТЬ: Выполнять правила поведения на природе. Обеспечивать уход за растениями уголка природы. Обеспечивать уход за растениями цветников. Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора, изготовление природных знаков). Изготовление поделок и панно из собранного природного материала.
Диагностика по экологическому воспитанию.
1.Имеет представления о растительном мире, называет несколько видов растений.
2.Имеет представления о животном мире, называет представителей животного мира.
2-3.
3.Имеет представления о лекарственных растениях, называть лекарственных растения.
4.Имеет представления о формах и видах воды, ее свойствах, называет обитателей водоемов.
5.Имеет представления о правилах поведения в природе.
6.Имеет представления о явлениях природы, о их свойствах, значении.
7.Имеет представления и навыки ухода за комнатными растениями
Оценка уровня развития:
1 балл – не называет или называет 1 признак, вид, свойства.
2 балла – называет самостоятельно или с помощью взрослого 1 или 2 вида, признака, свойства.
3 балла называет самостоятельно2-3 вида или явления, свойства.
От 21 до 15-высокий уровень
От 15 до 7-средний уровень
От 7 до 0-низкий уровень
Список литературы:
- Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания
дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. - Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов
дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО
Фирма «Издательство АСТ» - 1998. - Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду:
Работа с детьми младших, средних и старших групп детского сада: Книга для
воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999 - Н.Г. Калегина «Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников» Книжный дом Казань-1994
- «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва 1992
Артемова Л. Н. - «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва
1995 Николаева С. Н. - «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», Москва 1991 Богусловская З. М., Смирнова Е. О.
- Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Юный эколог"
Эту программу можно использовать во внеурочной деятельности в 1 классе....
Рабочая программа дополнительного образования "Юный натуралист"
Рабочая программа с планированием по курсу" Юный натуралист"...
Рабочая программа дополнительного образования "Юный краевед"
Программа детского клуба «Юный краевед» изучается в 1-4 классах четырёхлетней начальной школы в рамках внеурочной деятельности. Программа имеет краеведческую, туристическую,...
Рабочая программа пр курсу внеурочной деятельности "Занимательная математика" 1-4 классы на 2019-2020 учебный год
Рабочая программавнеурочной деятельности «Занимательная математика»» 1 – 4 классы на 2019-2020 учебный год....
Рабочая программа по предмету «Русский язык», 2 класс, УМК "Перспективная начальная школа"2019 – 2020 учебный год
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку, соответствующей Федеральному государственному об...
Рабочая программа дополнительного образования по экологическому воспитанию «Экознайка» (подготовительная группа) на 2018-2019 учебный год.
Программа «Экознайка» предназначена для работы с детьми шести- семи лет . Программа построена на принципах и подходах развивающего образования и направлена на развитие ...
Рабочая программа дополнительного образования «Юный эколог»
Основная линия занятий кружка – прослеживание закономерных связей живой и неживой природы. Значительное внимание уделяется установлению многообразных и сложных связей, существующих в растительно...