Рабочая программа дополнительного образования по экологическому воспитанию «Экознайка» (подготовительная группа) на 2018-2019 учебный год.
методическая разработка
Программа «Экознайка» предназначена для работы с детьми шести- семи лет . Программа построена на принципах и подходах развивающего образования и направлена на развитие личности ребенка, умении сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть красоту окружающего мира, на совершенствование логического мышления, творческих способностей. Программа содержит базовый материал и характеризуется с учетом местных условий: эколого - географических и национально - культурных.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа дополнительного образования по экологическому воспитанию
«Экознайка» (подготовительная группа)
на 2018-2019 учебный год.
Разработчик программы : Еремина Нина Евгеньевна.
Пояснительная записка.
Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы,
с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. Сухомлинский.
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой и любовью, а живя в другом месте, постоянно с гордостью рассказывает о красоте и богатстве родного края? Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, какова его природа, каким трудом заняты люди – все это передается с ранних лет. Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему так важно научить ребенка беречь природу. Дошкольное детство - именно тот возраст, когда идет становление важнейших качеств человеческой личности, и в частности, закладываются основы экологической культуры. Экологическое воспитание дошкольников позволяет заложить предпосылки гармоничной личности , чтобы в будущем детям были свойственны такие качества как духовность умение творить красоту, стремление делать добро, самостоятельность и познавательная активность , экологическая грамотность , любовь к своей малой Родине. «Рыбе - вода, птице — воздух, зверю — лес, степи, горы. А человеку нужна Родина», - так говорил русский писатель М. М. Пришвин. Красота родной природы рождает патриотизм, любовь к Родине, привязанность к этому месту, где живешь, развивающая элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях. В нашей стране охрана природы - дело государственной важности. В «Конституции России записано: «Граждане России обязаны беречь природу, и охранять ее богатства». Но чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к «природе родного края». Исторически сложилось так, что территория , на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называется Донской край. Поэтому для развития наиболее полного представления детей о природе донского края была разработана программа дополнительного образования «Экознайка». Настоящая программа является аспектом нравственного воспитания. Она развивает представление о ценности природы, эмоционально - положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту. Дети приобретают «так же первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной - практической деятельности по охране природы родного края.
Программа «Экознайка» предназначена для работы с детьми шести- семи лет . Программа построена на принципах и подходах развивающего образования и направлена на развитие личности ребенка, умении сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть красоту окружающего мира, на совершенствование логического мышления, творческих способностей. Программа содержит базовый материал и характеризуется с учетом местных условий: эколого - географических и национально - культурных.
Рабочая программа спланирована с использованием следующих образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
физическое развитие
речевое развитие
художественно-эстетическое.
Программа опирается на нормативные документы:
1.Конвенция ООН о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989г. Ратифицирована постановлением ВС СССР от 13.06 1990г. №1559-I «О ратификации Конвенции о правах ребенка».
2.Федеральный закон от 29.12.2013 № 273-ФЗ Российской Федерации «Об образовании Российской Федерации».
3.Федеральные государственные образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.11.2013 г. , № 1155
4.СанПиН 2.4.1.3049 -13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных учереждений.
Цель программы :
Формирование целостных представлений старших дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы , с включением регионального компонента( малая Родина- Донской край), способности понимать и любить окружающий мир и природу
Задачи:
Образовательные:
-расширять и обобщать знания детей об окружающем мире природы, как целостной взаимосвязанной системе. -расширять знания о различных предметах и явлениях окружающего мира родного края, осознание зависимости благополучия среды от поведения человека, формировать умения предвидеть последствия своих и чужих поступков.
Развивающие:
-развивать у детей интерес и любовь к природе, общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения, находить причинно - следственные связи, учить творчески отображать в своих работах полученные знания.
Воспитательные:
-Воспитывать умения сочувствовать, удивляться, переживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира и бережно относиться к ней.
Новизна программы дополнительного образования «Экознайка» заключается в том, что она : основана на использовании регионального компонента и ориентирована на изучение проблем экологии Донского края с использованием информационных компьютерных технологий. Использование новых, увлекательных для нового поколения технологий, позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру. В основу рабочей программы дополнительного образования по экологическому воспитанию положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Актуальность программы заключается в том, что она:
- Выполняет государственный заказ по обеспечению предшкольной подготовки детей 6-7 лет с включением в образовательную деятельность регионального компонента;
- Способствует ранней социализации детей 6-7 лет обозначенный в ФГОС;
- Соответствует воспитанию и развитию будущего первоклассника согласно разработанной в ДОУ модели его образа;
- Формирует у ребенка 6-7 лет первичные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные);
- Способствует формированию целостной картины мира и расширению кругозора.
Методы, используемые для реализации программы:
Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- применение дидактических игр;
Словесные методы
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических игр.);
- загадывание загадок;
Практические методы
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, плодов;
- чтение литературных произведений;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
Основные принципы
- принцип учёта возрастных особенностей детей;
- принцип индивидуальности и вариативности, построенный на учёте индивидуально-личностных особенностей детей;
- принцип психологической комфортности создание особой предметно-развивающей среды, обеспечивающей эмоционально-комфортные условия образовательного процесса;
- принцип доступности, опирающийся на психические особенности детей;
- принцип систематичности и последовательности, реализует через постепенное овладение практическими навыками и умениями в области проектно-исследовательской деятельности;
- принцип сознательности и активности, основанный на осознанном включении детей в исследовательскую деятельность.
Виды деятельности
Организованные:
- непосредственная образовательная деятельность (познавательная, продуктивная, интегрированная);
- использование мультимедийного и интерактивного стола;
- наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе;
- совместная деятельность;
- наблюдения за природой, изменениями, происходящими в ней;
- целевые прогулки;
- использование компьютера для прослушивания голосов животных и пение птиц;
- чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки;
- рассматривание картин из жизни диких животных;
- рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природе;
- беседы и разговоры с детьми на экологические темы;
- сбор коллекций: семян, камней, листьев и пр;
- опыты и эксперименты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя;
- экологические тропы;
- игры (подвижные, дидактические);
- различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику;
- работа с календарями природы;
- изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные, домашние животные, животные жарких стран, лес – наше богатство, кто в море живет).
- Для систематичности организации учебно-воспитательного процесса разработан перспективный план работы по экологическому образованию, который предусматривает планирование НОД
Структура программы: Программа ориентирована на детей дошкольного возраста с 6 до 7 лет. Срок реализации программы рассчитан на 1 год, по 1 занятию в неделю. Форма занятия – групповая. Всего 38 занятий, длительностью – не более 30 мин..
Ожидаемые результаты к концу года обучения детей 6-7 лет.
Дети подготовительной к школе группы к концу года имеют представления о различных природных объектах , правилах экологически грамотного и безопасного поведения в природе; условиях жизни животных в естественных условиях, о животных, вошедших в Красную книгу Ростовской области; об окружающем растительном мире, о роли растений в жизни людей, разнообразие цветочно-декоративных растений, занесенных в Красную книгу Ростовской области ; о существующих в природе взаимосвязях растений, животных и человека; технологиях изготовления поделок из подручного и природного материала.
Знают правила общения с природой; видять и понимают красоту живой природы; воспринимают окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса; проводят самостоятельно наблюдения в природе и ведут дневник наблюдений; распознают в окружающем мире растения и животных, которые изучали; сравнивают природные объекты и находят в них существенные отличительные признаки; владеют трудовыми умениями навыками ухода за растениями. Составляют небольшие рассказы о природе своей малой Родины .
Способы проверки результативности работы.
В период реализации программы предполагаются следующие виды проверки:
- Беседа, наблюдение.
- Практическое занятие.
- Драматизация, инсценировка сказок.
- Тестирование.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Месяц | № недели | Тема . | Программное содержание. |
Сентябрь | 1. | Природа донского края в древности. | Познакомить с древнейшей историей родного края; формировать у детей интерес к познанию природы Донского края. воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой Родине. |
2. | Ой, ты степь донская ! | Познакомить детей с природными зонами Ростовской области: степь и полупустыня. Формировать представления детей о климатических условиях донского края, об экологических проблемах, возникающих по вине человека. | |
3. | Растительный мир степей. Легенда о цветке - бессмертник. | Познакомить детей с растительным миром степи. Формировать представление об экологических проблемах родного края; закрепить и систематизировать знания детей о растительном мире нашей местности. Развивать познавательный интерес к окружающему миру. Воспитывать любовь к родному краю, ценить и сохранять ее. | |
4. | Животный мир степи. | Познакомить детей с животным миром степи. Формировать представление об экологических проблемах родного края; закрепить и систематизировать знания детей о животном мире нашей местности. Развивать познавательный интерес к окружающему миру. Воспитывать экологическую культуру, понимание того, что в природе все взаимосвязано. | |
Октябрь. | 1. | Опасные жители нашего края- пауки (тарантул, каракурт),степная гадюка. | Познакомить детей с особо ядовитыми жителями нашего края, |
2. | Птичий мир степи. | Углублять знания детей о разнообразии птиц донского края. Развивать познавательный интерес к окружающему миру. Воспитывать любовь к родному краю, ценить и сохранять ее. | |
3. | Охрана растений и животных степи. | Дать детям представление о том, как люди заботятся о природе, хотят ее сохранить и для этого создают заповедники и заказники. | |
4. | Дон-Батюшка. | Продолжать знакомить детей с родным краем, а именно с рекой Дон , с фауной этой реки, воспитывать любовь к родному краю, месту , где мы живем, бережное отношение к природе, культуру поведения в природе. | |
Ноябрь. | 1. | Озеро Маныч –Гудило. | Продолжать знакомить детей с родным краем, а именно с с самым большим озером Ростовской области – Маныч -Гудило , с фауной этого озера, воспитывать бережное отношение к природе, культуру поведения в природе. |
2. | Искусственные водоемы нашего края. | Сформировать у детей представление об искусственных водоемах родного края-Цимлянское водохранилище , Веселовское водохранилище. Воспитывать интерес к природе донского края, экологическую грамотность детей. | |
3. | Растительный и животный мир водоемов. | познакомить детей с животным и растительным миром водоёмов; прививать любовь к природе и родному краю, воспитывать у детей взаимопонимание, доброту, умение работать совместно. | |
4. | Знакомство с лягушками и их жизнью в естественных условиях. | Формирование представлений о жизни лягушек и их приспособленности к наземной – водной среде обитания. | |
5. | Охрана растений и животных водоемов. | Дать детям представление о том, как люди охраняют и заботятся об обитателях водоемов . Воспитание доброго отношения к природе. | |
Декабрь | 1. | Леса донского края и его обитатели. | Расширять представления детей о природе родного края. Формировать представления о лесе как о природном сообществе, взаимосвязи всех проживающих в нем обитателей. Воспитывать эстетические чувства, учить детей восхищаться красотой и многообразием родной природы. |
2. | Мой край родной : памятники природы « Вешенский дуб» | Познакомить детей с памятником природы - « Вешенский дуб». Воспитание любви и интереса к « малой родине» , ее природе | |
3. | Сохраним елку –красавицу наших лесов. | Формирование желания беречь природу. Знакомство с действиями , направленными на сохранение живых елей. | |
4. | Как белка , заяц и лось проводят зиму в лесу. | Формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Учить детей устанавливать причинно – следственные связи между природными явлениями , делать выводы. | |
Январь. | 1. | Волк и лиса – лесные хищники. | Расширение представлений о среде обитания хищных животных, их жизни зимой. |
2. | Цепочки в лесу . | Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса- растениях , животных, их пищевой зависимости друг от друга о том , что лес –это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга. | |
3. | Кто главный в лесу? | Уточнение представлений о лесе как сообществе ; формирование представлений о роли человека в жизни леса. | |
4. | КВН « Мы друзья природы.» | Обобщать и углублять ранее полученные знания о природе родного края. Воспитывать бережное отношение к природе, заботу о братьях наших меньших. | |
Февраль. | 1. | Полезные ископаемые донской земли. Простые и ценные камни в природе. | Формирование представлений о различных камнях , использовании ценных камней в строительстве и ювелирном деле. |
2. | Знакомство с глиной. | Познакомить детей с некоторыми полезными ископаемыми донского края –глина. Расширить представлений о глине , ее использовании человеком. | |
3. | Семикаракорская керамика . | Познакомить детей с одним из видов народной художественной росписи с использованием элементов растительности, произрастающей в нашем крае. Воспитывать любовь и уважение к традициям, культуре и искусству донских мастеров. Воспитывать патриотические чувства у детей, чувство гордости за свою малую родину. | |
4. | Декоративное рисование по мотивам Семикаракорской росписи». | Учить рисовать на бумаге узоры из растительных элементов (листочки, подсолнух, завитки) по мотивам семикаракорской росписи. | |
Март. | 1. | Знакомство с углем и мелом. | Продолжать знакомить детей с полезными ископаемыми родного края. Расширение представлений о природных материалах, их свойствах и способах их использования. |
2. | Охрана полезных ископаемых. | Обобщить знания о полезных ископаемых; дать первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов . Воспитание доброго , гуманного отношения к природе. | |
3. | Птичий город на деревьях. | Дать детям представление о том, как люди заботятся о природе. Формирование представлений о заповедных местах Ростовской области. Воспитание любви и интереса к « малой Родине», ее природе. | |
4. | « Через добрые дела можно стать юным экологом.» | Раскрыть перед детьми на конкретных литературных примерах, что бывают хорошие и плохие поступки. Показать , что юный эколог –это ребенок , который любит природу, заботится о живых существах ( растениях и животных), создает для них хорошие условия жизни. | |
Апрель. | 1. | Создание книги « Жалобная книга природы».. | Учить отображать в рисунке собственные замыслы. Развивать творческие способности, воображение ..Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе. |
2. | Создание Красной книги своей местности ( Животные). | Выявить значимость «Красной книги», для чего она создана. Формировать познавательные, творческие интересы детей к окружающей среде; - воспитание эмоционально-положительного отношения к природе родного края. | |
3. | Создание Красной книги своей местности ( Растения). | Продолжать формировать познавательные, творческие интересы детей к окружающей среде; - воспитание эмоционально-положительного отношения к природе родного края | |
4. | Экологический поход. | Практическое освоение правил поведения на природе. Развитие эстетического восприятия красоты весенней природы. | |
Май. | 1. | Первоцветы донского края. | Уточнить представления о весенних первоцветах ,об их значении в жизни человека , формировать желания стать другом природы, беречь и охранять ее .Воспитывать интерес к окружающему миру. |
2. | Советы Айболита | Познакомить детей с лекарственными травами , растущих в нашей местности. | |
3. | Культурные и дикорастущие растения нашего края. | Дать детям представление о дикорастущих и культурных растениях, ягодах, грибах, плодах, о правилах их сбора Закрепить знания детей о сьедобных и ядовитых растениях донского края. | |
4. | «Заповеди юных защитников природы» | Обобщить и закрепить знания детей о правилах поведения в природе - запретах предписаниях в природном окружении.
| |
5. | КВН « Природа вокруг нас» | Развитие творческого воображения , внимания , смекалки, речи, Обобщение и уточнение знаний детей о животных , растениях, птицах донского края. Воспитания умения работать сообща , оказывать друг другу помощь. |
Перспективно-тематический план работы с родителями.
Месяц. | Форма проведения. | Содержание. |
Сентябрь. | Анкетирование. | Выявить уровень знаний детей и родителей по вопросам экологии родного края. |
Консультация « Воспитание у детей любви к природе родного края» | Повысить уровень компетентности родителей в данном вопросе. | |
Фото-выставка « Природа родного края» | Дать возможность родителям поделиться с другими своей любовью к природе родного края. | |
Родительское собрание «Мы природе не враги, ты природу береги! » | Показать значимость экологического воспитания в дошкольном возрасте. Заинтересовать родителей , вызвать эмоциональный отклик. | |
Октябрь. | Консультация. «Не причини вред природе.» | Научить родителей бережно относиться к природе, обговорить правила поведения в природе. |
Выставка работ « Дары осени». | Привлечь родителей к совместной с детьми деятельности. Изготовить поделки из природного материала. | |
Акция « Озеленим планету.» | Посадка деревьев на территории детского сада. Привлечь родителей к труду совместно с детьми. | |
Консультация «Безопасность на природе- водоемы». | Повысить уровень сознательности родителей. | |
Ноябрь. | Папка – передвижка « Экологические игры с детьми.» | Заинтересовать родителей в играх с детьми на экологическую тему. |
Выставка рисунков « Природа в опасности.» | Развивать интерес родителей к жизни детского сада. | |
Консультация «Зеленый мир на окошке». | Заинтересовать родителей заниматься совместной деятельностью с детьми по выращиванию комнатных растений . | |
Экологический проект « Твори добро» | Заинтересовать родителей в изготовлении совместно с детьми кормушек для птиц. | |
Декабрь. | Консультация « Правила поведения на природе зимой.» | Повысить уровень сознательности родителей. Напомнить о сохранении здоровья детей. |
Папка-передвижка « А на улице –зима» | Познакомить родителей с правилами безопасного поведения в зимний период. | |
Акция « Снежное одеяло» | Познакомить родителей с природоохранной деятельностью детей на прогулке. Привлечь родителей к труду на детской площадке совместно с детьми. | |
Природоохранная акция « Сохрани елочку.» | Привлечь родителей к природоохранной акции. | |
Акция « Покорми птиц зимой» | Вовлекать родителей в воспитание у детей интереса и любви к природе родного края, формировать эмоциональную и неравнодушную личность в ребёнке, способную понять и пожалеть «братьев наших меньших» вызывать стремление беречь птиц, помогать им. | |
Январь. | Создание фото –альбома «Зимняя природа моего края». | Дать возможность поделиться природой родного края. Вызвать заинтересованность в формировании экологической культуры у детей и взрослых. |
Консультация «Читаем детям книги о природе.» | Подобрать книги для детей о природе для совместного чтения с родителями. | |
Выставка книжек –малышек «Сочиняем эко сказки». | Привлечь родителей к совместному творчеству с ребенком. | |
Февраль. | Консультация « Животные и дети» | Повысить уровень сознательности детей родителей при решении завести домашнее животное. |
Папка – передвижка « Люби и охраняй природу». | Повысить уровень компетентности родителей в данном вопросе. | |
Проект –огород на окошке. | Создание огорода совместными усилиями воспитателей, родителей и детей. | |
Выставка рисунков « Витамины с грядки». | Привлечь родителей к совместному творчеству с ребенком. Повысить интерес к овощам и фруктам , растущих в нашей местности. | |
Март. | Консультация «Телевизионные передачи о природе.» | Порекомендовать родителям телевизионные передачи о жизни животных в дикой природе с дальнейшим обсуждением передачи с ребенком. |
Памятки для родителей « Прогулки в природу.» | Повысить уровень компетентности родителей . | |
Экологический проект « Твори добро.» | Заинтересовать родителей в изготовлении совместно с детьми скворечников для птиц. | |
Апрель. | Выставка рисунков « Жалобная книга природы.» | Привлечь родителей к участию в подготовке к созданию « жалобной книги природы», к совместной деятельности с детьми. |
Выставка рисунков « Красная книга животных Ростовской области.» | Привлечь родителей к участию в подготовке к созданию Красной книги животных Ростовской области, к совместной деятельности с детьми. | |
Выставка рисунков « Красная книга растений Ростовской области» | Привлечь родителей к участию в подготовке к созданию Красной книги растений Ростовской области , к совместной деятельности с детьми. | |
Акция « Весна-красна» | Привлечь родителей к посадке растений на участке ДОУ. | |
Май. | Консультация « Как провести свой выходной день с ребенком». | Заинтересовать родителей как можно больше проводить времени с ребенком на свежем воздухе. |
Семинар –практикум в царстве лесных трав « Фитотерапия» | Повышение знаний родителей о пользе лекарственных растений родного края, через обмен родительским опытом. | |
Анкетирование . | Выявить уровень сформированности экологической культуры участников образовательных отношений. | |
Заседание клуба « Экознайка» | Подвести итог работы за год. |
Список литературы:
1.Николаева С.Н.- парциальная программа «Юный эколог». 2016 г. 2.Воронкевич О.А.. «Добро пожаловать в экологию». 2011 г. 3.Журнал «Дошкольное воспитание №9» за 1996 г. 4.Л.Г. Горькова , А.В. Кочергина, Л.А. Обухова « Сценарии занятий по экологическому воспитанию». 2010 г. 5. М.П. Астапенко , Е.Ю. Сухаревская « Природа и история родного края». 2009 г. 6.Т.И.Иваничкина , И.А. Никитина « Проекты в ДОО» 2018 г. 7. И.В.Кравченко , Т.Л. Долгова « Прогулки в детском саду» 2015 г. 8. Т.Г.Кобзева, Ии.а. Холодова, Г.С. АЛЕКСАНДРОВА « Организация деятельности детей на прогулке», 2012г. 9.ООО « Издательство «ДЕТСТВО - ПРЕСС» -Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ, 2013 г. 10.Т.А.Шорыгина « Понятные сказки»,2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования детского объединения учащихся 3 классов «Юный математик»
Направленность программы «Юный математик» по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – ...
Рабочая программа ( дополнительное образование ) "Тропинками своего Я "
Развивающее занятие для уч-ся 7-8 лет......
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Симфония творчества»
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинал...
Рабочая программа дополнительного образования детей "Спортивные и подвижные игры" (возраст детей: 8-10 лет)
Достоинство программы заключается в том, что она способствует физическому оздоровлению детей, профилактике простудных заболеваний, доступна для детей из семей со средним достатком, является альтернати...
Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
Рабочая программа дошкольного образования интеллектуально – развивающей направленности в подготовительной группе (6-7 лет) «Готовимся к школе»
Рабочая программа «Готовимся к школе» для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго...