Рабочая программа дополнительного образования «Юный эколог»
рабочая программа
Основная линия занятий кружка – прослеживание закономерных связей живой и неживой природы. Значительное внимание уделяется установлению многообразных и сложных связей, существующих в растительном и животном мире, знакомству с природой родного края, включается материал об экологическом равновесии, о негативных последствиях нарушения природных связей, обсуждаются вопросы
охраны природы. Отличительная особенность данной дополнительной образовательной программы заключается в том, что большое внимание на занятиях кружка уделяется наблюдениям, экскурсиям в природу, музеи, проведению опытов и практических работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_yunyy_ekolog.docx | 51.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
___________________________________________________________________________
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол № ___ от «___» _____________20___г. Руководитель ШМО ___________ | СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР ________ от «___» __________20___г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №1 ____________ от «___» _____________20___г. |
Рабочая программа дополнительного образования
«Юный эколог»
Количество часов по учебному плану – 36 часов
Составитель: Маруга Татьяна Ивановна
Учитель высшей квалификационной категории
2020 – 2021 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема экологии – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому у школьников с юных лет необходимо воспитывать любовь к природе, родному краю, формировать навыки правильного и бережного отношения к природе. На занятиях кружка «Занимательная экология» первоклассники получат общие представления о некоторых закономерностях развития природы и жизни людей, расширят свой кругозор, заинтересуются связями природы, приобретут навыки исследовательской и проектной деятельности. Занятия кружка способствуют развитию логического мышления, умению выполнять такие мыслительные операции, как сравнение, абстрагирование, анализ, обобщение.
Основная линия занятий кружка – прослеживание закономерных связей живой и неживой природы. Значительное внимание уделяется установлению многообразных и сложных связей, существующих в растительном и животном мире, знакомству с природой родного края, включается материал об экологическом равновесии, о негативных последствиях нарушения природных связей, обсуждаются вопросы
охраны природы. Отличительная особенность данной дополнительной образовательной программы заключается в том, что большое внимание на занятиях кружка уделяется наблюдениям, экскурсиям в природу, музеи, проведению опытов и практических работ. Наблюдения изменений живой и неживой природы, установление взаимосвязей служат для школьников основой формирования самостоятельных обобщений и выводов, развивают мышление и наблюдательность.
Цель работы кружка – воспитание бережного отношения к окружающей природе, любви ко всему живому, формирование у детей понятия об экологии и охране природы.
Задачи:
- Развитие у младших школьников интереса к познанию самого себя и окружающего мира;
- Обучение навыкам исследовательской и проектной деятельности;
- Формирование современной экологической культуры, воспитание любви и уважения в природе, своему городу, родному краю, Родине;
- Обеспечение опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;
- Развитие у детей положительных личностных качеств (доброты, терпимости, ответственности и др.), познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирование учебной деятельности.
- целом занятия кружка позволят полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечат более надежные основы экологической ответственности младших школьников.
Формы и методы работы:
- Наблюдения и опыты.
- Практические работы.
- Использование наглядного материала, схем, опор, таблиц.
- Нестандартные формы проведения занятия (экскурсия, опыт, исследование, путешествие, викторина, творческий отчет и др.).
- Дидактические игры, моделирование.
- Использование заданий на классификацию (группировку).
- Различные формы интеграции естествознания с другими предметами (с использованием регионального компонента).
- Использование материалов детской художественной литературы.
- Творческие доклады (отчеты) ребят.
- Работа учащихся со справочной и энциклопедической литературой.
- Изучение материалов СМИ (с использованием регионального компонента).
- Использование ИКТ.
- Занимательный материал (ребусы, кроссворды, задачи-шутки и др.).
- Экскурсии.
- Экологические акции.
- Викторины.
- Участие в экологических конкурсах.
- основе методики лежит проблемно-поисковый подход.
Этот подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение детьми предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с образцом. Детям не даются готовые знания, а организуется целенаправленная деятельность по их добыванию. Это способствует повышению познавательного интереса к предмету, развивает навыки эффективной интеллектуальной
работы, такие как критическое мышление, способность к анализу, сравнению, творчеству и умению обрабатывать полученную информацию. На занятиях кружка у младших школьников закладываются основы экологического воспитания.
Дети участвуют в разработке экологических проектов, получают навыки работы со справочной и энциклопедической литературой, готовят творческие доклады и отчеты.
Кружок предназначен для обучающихся 2 классов и рассчитан на 36 часов в год.
Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:
- Земля – единая экосистема.
- Человек – существо биосоциальное, часть экологической системы.
- Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.
Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребёнка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создаёт на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, кружковая.
Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарём природы» в классный уголках «Юный эколог», а также ведение индивидуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога».
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, экспериментальная работа в школьной теплице,
создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, экспериментальная работа в школьной теплице, помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.
Результативность. Результативность и целесообразность работы по программе «Юный эколог» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течении учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: экологический калейдоскоп «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и другие.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Кружка «Юный эколог»
№ занятия | Тема занятия | Количество часов | |
теория | практика | ||
Введение (2час) | 2 | ||
1 | Вводное занятие. Мы жители планеты Земля | 1 | |
2. | Мир вокруг. | 1 | |
1. Человек и природа (6 часов) | 2 | 4 | |
3 | Экология и мы. | 1 | |
4 | Осенние работы в поле | 1 | |
5-6 | Практическое занятие «Осенние работы в теплице» | 2 | |
7 | Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи | 1 | |
8 | Осень в лесу | 1 | |
2. Неживое в природе ( 12часов) | 6 | 6 | |
9 – 10 | Неживая природа | 1 | 1 |
11 | Солнце – источник тепла и света | 1 | |
12 | Вода, её признаки и свойства | 1 | |
13 | Берегите воду! | 1 | |
14 | Почва – святыня наша. | 1 | |
15 | Состав и свойства почвы | 1 | |
16 – 17 | Погода. Климат. | 1 | 1 |
18 | Предсказание погоды по народным приметам | 1 | |
19 | Почему нельзя..? | 1 | |
20 | Диалоги с неживой природой | 1 | |
3. Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой (9 часов) | 4 | 5 | |
21 | Практикум «Хлебные крошки» | 1 | |
22 | Кто улетает, а кто остаётся | 1 | |
23 | Экологические связи неживой и живой природы | 1 | |
24 | Вода и жизнь | 1 | |
25 | Растения рядом | 1 | |
26 | Комнатные растения | 1 | |
27 | Размножение комнатных растений | 1 | |
28 | Дикорастущие растения луга, водоема и леса | 1 | |
29 | Практическое занятие «Растения луга и леса» | 1 | |
4. Царство грибов (3часа) | 2 | ||
30 | Съедобные и несъедобные грибы | 1 | |
31 | Микроскопические грибы | 1 | |
5. Сельскохозяйственный труд весной (3часа) | 1 | 4 | |
32 | Сельскохозяйственные работы на полях моего края | 1 | |
33-36 | Практическое занятие «Работа в теплице весной» | 4 | |
18 | 18 | ||
Итого: | 36 часов |
Содержание курса
НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ И ГРИБОВ» - 34 часа
«ВВЕДЕНИЕ» (2 час)
Тема 1. Вводное занятие. Мы жители планеты Земля (1 час)
Знакомство детей с целями и задачами кружка и с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов. Создание ситуации понимания единства всех существ на земле.
Тема 2. Мир вокруг. (1 час)
Представление об основных понятиях начального природоведения (живая неживая природа), сравнить предметы природы и предметы, созданные человеком, различия между растениями и животными.
Раздел 1 . « ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА» (6 часов)
Тема 3. Экология и мы. (1 час)
Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы.
Тема 4. Осенние работы в поле. (1 час)
Представление о видах сельскохозяйственного труда, о некоторых сельскохозяйственных культурах и их значении. Знания и умения земледельцев. Пшеница – озимая, яровая.
Тема 5-6. Практическое занятие «Осенние работы в теплице». (2 часа)
Дать представление о пришкольной учебно-опытной теплице; дикорастущие и культурные растения. Работа в теплице, инструктаж по технике безопасности.
Тема 7. Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи (1 час)
Человек – верный сын природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу.
Ничего не меняется без человека, а человек существует только во взаимосвязи с природой. Составление моделей, показывающих место человека в природе. Защита проекта.
Тема 8. Осень в лесу (экскурсия) (1 час)
Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени: расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме. Сбор материала для гербария.
Раздел 2 . « НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ» (12 часов)
Тема 9 – 10. Неживая природа ( 2часа)
Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии. Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления неживой природы вокруг меня»
Тема 11. Солнце – источник тепла и света (1 час)
Солнце - источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье
Тема 12. Вода, её признаки и свойства (1 час)
Вода, ее признаки и свойства. Практическая работа по выявлению признаков «Цвет, запах, форма воды». Опыты по выявлению свойств воды: вода - растворитель, текучесть, прозрачность, переходные состояния,
круговорот воды
Тема 13. Берегите воду! (1 час)
Сообщения учащихся об охране и значении воды. Загрязнение Волги. Источники загрязнения. Работа над проектом « Сбережем капельку!»
Тема 14. Почва – святыня наша. (1 час)
Почва – необходимая среда для растений Опыты по составу почвы (вода, воздух, органические вещества, песок, глина). Просмотр коллекции «Виды почвы».
Тема 15. Практическое занятие «Почва – состав и свойства почвы». (1 час)
Практическая работа по обработке почвы комнатных растений. Значение почвы и меры по ее охране
Тема 16 – 17. Погода. Климат. (2 часа)
Дать общее понятие погоды и климата. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в природе Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы»
Тема 18. Предсказание погоды по народным приметам (1 час)
Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические)несовпадения их с реальностью.
Тема 19. Почему нельзя..? (1 час)
Актуализация представлений у учащихся о загрязнении помещения, где не используют сменную обувь, осознание нанесения вреда здоровью взвешенной в воздухе пылью. Пыль – враг человека и комнатных растений. Создание ситуации выбора (ходить в сменной обуви или нет). Правила уборки помещения. Акция «Умоем растения»
Тема 20. Практическое занятие «Диалоги с неживой природой» (1час)
Ролевая игра «Пойми меня». Создание ситуаций эмпатии с предметами окружающей неживой природы. Актуализация представлений о мусоре как загрязнителе природы города. Акция «Мы, против мусора!»
Раздел 3. «ЖИВОЕ В ПРИРОДЕ.. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДОЙ» (9 часов)
Тема 21. Практикум «Хлебные крошки» (1 час)
Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. Кто чем питается? Конструирование модели кормушки.
Тема 22. Кто улетает, а кто остаётся (1 час)
Актуализировать представления детей о птицах как о группе животных (см.: Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. - Москва, 2001. - С. 23) и о перелетных птицах области. Формировать представления детей о приспособлениях птиц в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Анализ фенологических наблюдений за птицами. Работа по определению птиц края
Тема 23. Экологические связи неживой и живой природы (1 час)
Расширить представление учащихся об экологических связях неживой и живой природы. Соревнование на создание самой интересной и длинной цепи питания. Защита своей модели
Тема 24. Вода и жизнь (1 час)
Формировать представление о загрязнении воды и её очистке, воспитание ценностного и рачительного отношения к воде. Опыты по очистке воды. Изготовление простых фильтров.
Тема 25. Растения рядом (1час)
Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Игра « Угадай растения по описанию. Экскурсия, практикум «Выявление повреждение повреждений деревьев.
Тема 26. Комнатные растения (1час)
Комнатные растения разных экологических групп. Практическая работа по размещению комнатных растений в детском саду, дома, классе с учетом тепла и света, по правильному комплексному уходу за комнатными растениями (протирание листьев от пыли, взрыхление почвы, полив)
Тема 27. Размножение комнатных растений (1 час)
Различные способы размножения комнатных растений (побеги, черенки, листья, деления корневища). Пересадка комнатных растений, формовка крон и обрезка
Тема 28. Дикорастущие растения луга, водоёма , ласа (1 час)
Сформировать представление о разнообразии дикорастущих растений, об их экологических особенностях, охране.
Тема 29. Практическое занятие «Растения луга и леса» (1 час)
Познакомить с легендами о растениях, их удивительными свойствами. Работа с гербариями.
Раздел 4. «ЦАРСТВО ГРИБОВ» (2часа)
Тема 30. Съедобные и несъедобные грибы (1 час)
Сформировать представление о грибах как части живой природы; показать значение грибов для человека, растений и животных; познакомить с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Грибы - накопители вредных веществ. Дать представление о строении шляпочных, пластинчатых и трубчатых грибов. Познакомить с правилами сбора грибов без нарушения лесной подстилки. Обобщить представления о сходстве и различии съедобных и несъедобных грибов. Воспитывать навыки экологически грамотного поведения в природе (мухомор опасен для человека, а для оленя он является лечебным)
Тема 31. Микроскопические организмы (1 час)
Дать представление о некоторых видах микроскопических грибов (дрожжевые, кефирные, плесневые). Рассмотреть свойства и значения их в жизни человека. Болезнетворные бактерии, вызывающие туберкулез, холеру.
Раздел 5. «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД ВЕСНОЙ» (5 часов)
Тема 32. Сельскохозяйственные работы в моем крае (1 час)
Закрепить представления о сезонности труда, представление о видах и значении труда людей весной в поле, в огороде. Подготовка почвы к посадке овощных, плодовых и декоративных культур. Уход за растениями. Тепличные хозяйства.
Тема 34-36. Сельскохозяйственные опыты (4 часа)
Посадка декоративных растений. Опыты:
Инструктаж по технике безопасности. Разбивка грядок. Посадка растений. Организация дежурства членов кружка «Юный эколог» уход и наблюдение за всходами.
1. «Влияние сроков посева на время цветения декоративных растений».
2. «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений». Изготовление колышков и этикеток.
3. Работа в теплице. Наблюдение за ростом и развитием растений. Полив.
Оборудование и кадровое обеспечение программы
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Земля – наш дом» необходимы следующие принадлежности:
- набор рабочих инструментов для практических занятий;
- микроскоп, лупа;
- компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
- набор ЦОР по окружающему миру.
Занятия по Программе ведёт учитель начальных классов или учитель биологии, либо любой другой специалист в области естествознания, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием.
Литература
- Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.
- Брем А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра -Terra, 1992.
- Букин А. П. В дружбе с природой / А. П. Букин. - М, 1991.
- Грехова Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М, Илекса; Ставрополь, 2000.
- Дыбина О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина Н. П. Рахманова В. В. Щетинина. – М, Сфера, 2001.
- Ердаков, Л. Н. Экологическая сказка для первоклассников / Л. Н. Ердако// Начальная школа. - 1992. - № 11-12.
- Зверев И. Д. Экологическое образование и воспитание /И. Д. Зверев // Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч. тр. / под ред. проф. С. Н. Глазачева. - Волгоград, 1996.
- Ишутинов Л. М. Грибы - это грибы / Л. М. Ишутинова // Начальная школа. - 2000. -- № 6.
- Калецкип А. А. Калейдоскоп натуралиста / А. А. Калецкий.-М., 1976.
- Кирсанова, Т. А. Птичьи имена / Т. А. Кирсанова // Начальная школа. - 2001. - № 1.
- Лучич М. В. Детям о природе/ М. В. Лучин. - М., 1989. Машкова, С. В. Изучение животных младшими школьниками на экскурсии в природу / С. В. Машкова, Е. И. Руднянская. - Волгоград, 1996. - С. 36.
- Никитина Б. А. Развивающие экологические игры в школе и не только / Б. А. Никитина. - Самара, 1996.
- Носаль М. А. Лекарственные растения. Способы их применения в народе / М. А. Носаль И. М. Носаль. - Ленинград., 1991.
- Пакулова Н. И. Методика преподавания природоведения в начальной школе / Н. И. Пакулова и др. - Москва., 1993.
- Плешаков А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир вокруг нас. – Москва : Просвещение, 2001.
- Плешаков А. А. Зеленый дом. От земли до неба А. А. Плешаков. Москва .: Просвещение, 1998.
- Плешаков А. А. Зеленый дом: программно-методические материалы / А. А. Плешаков. – Москва ., 2000.
- Плешаков А. А. Как знакомить детей с правилами поведения в природе / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1998. -№ 8.
- Плешаков А. А. Экологические проблемы и начальная школа / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1991. - № 5.
- Чернявский А.В., Ковальчук Д. А. Универсальный энциклопедический справочник ./ Харьков, Белгород – 2010 .
- Вологдина Е. В., Малофеева Н. Н. ,Травина И. В. / Живая природа. / Энциклопедии для любознательных. / Москва 2008.
- Вагнер Б.Б./Сто Великих чудес природы./ Энциклопедии для любознательных. Москва 2010.
- Сэм Тэплин. / Динозавры и доисторические животные. / Энциклопедии для любознательных. / Харьков , Белгород 2009.
- Бен Денн. / Моря и океаны. / Энциклопедии для любознательных. / Харьков , Белгород 2009.
- Лори Уиддон , Энкомпасс Грэфикс, Колин Эрроусмит, Э ндрю Дэвис, Мэн Иллюстрейшнс ./ Иллюстрированный атлас Мира. / Индия 2008.
- Цеханская А.Ф., Стренков Д. Г. / Новый атлас животных. / Москва 2007.
- Пол Даузвелл. /В мире животных./Энциклопедии для любознательных. / Харьков , Белгород 2008.
- Роберт Коуп. / Мир насекомых. / Москва «Махаон» 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования детского объединения учащихся 3 классов «Юный математик»
Направленность программы «Юный математик» по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – ...
Программа дополнительного образования "Юный эколог"
Эту программу можно использовать во внеурочной деятельности в 1 классе....
Рабочая программа дополнительного образования "Юный натуралист"
Рабочая программа с планированием по курсу" Юный натуралист"...
Рабочая программа дополнительного образования "Юный краевед"
Программа детского клуба «Юный краевед» изучается в 1-4 классах четырёхлетней начальной школы в рамках внеурочной деятельности. Программа имеет краеведческую, туристическую,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» для детей 2-3 лет на 2019 - 2020 учебный год
Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй пол...
Рабочая программа дополнительного образования "Юный спасатель"
Настоящая программа предназначена для обеспечения процесса обучения школьников, приобретения ими необходимых знаний, ознакомления с научно-техническими и практическими задачами, приобретения навыков с...