Взаимодействие воспитателя ГПД с родителями обучающихся
статья
Совместная деятельность детей, родителей и воспитателя ГПД может быть успешной, если все члены образовательного процесса положительно настроены на совместную деятельность
Скачать:
Предварительный просмотр:
Взаимодействие воспитателя ГПД с родителями обучающихся
Горбунова И.П., воспитатель ГПД, МБОУ Лицей №7, г.Воронеж
В «Концепции среднего образования Российской Федерации» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
Традиционное обучение основано на положении учителя или воспитателя в качестве субъекта, а ученика – объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением об ученике как субъекте своей учебной деятельности.
Сотрудничество понимается как взаимодействие субъектов учебно-воспитательного процесса.
Образовательное учреждение остается одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие школы, ребенка, родителей и социума.
Взаимодействие семьи и школы – важная и сложная проблема в работе каждого воспитателя ГПД, т.к. семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности. Самое главное в этом вопросе, чтобы это взаимодействие не противоречило одно другому, а положительно и активно воспринималось ребёнком.
Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы воспитателя ГПД, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка.
Совместная деятельность детей, родителей и воспитателя ГПД может быть успешной, если все члены образовательного процесса положительно настроены на совместную деятельность, желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный смысл, а также в том случае, когда осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов их деятельности.
Развитие личности ребенка, происходит, прежде всего, в учебно-познавательной деятельности, в разнообразной и интересной жизни класса. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления человека. Школа должна пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с ее возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания и обучения ребенка.
Формы участия родителей в жизни школы разнообразны и эффективны, они дают возможность осуществлять неформальные связи родителей и воспитателя ГПД, служат средством обратной связи, дают объективную информацию о работе школы, интересах и потребностях семьи.
Работа с родителями осуществляется по трем основным направлениям:
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
- участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом.
Суть взаимодействия воспитателя ГПД и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Принцип уважения и доверия включает в себя:
- уважение человека в себе и уважение других;
- создание доверия на основе взаимоуважения;
- бережное и чуткое отношение к родителям, избежание противоборства и конфликтов, так как в итоге страдают дети.
Это помогает мне, как воспитателю ГПД, и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации в случае неудачи.
Воспитатель ГПД проводит целенаправленную работу по формированию взаимоотношений между детьми и их родителями, создает ситуации для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям. Этому могут способствовать:
а) поздравления с праздниками, днем рождения (подарки, сюрпризы);
б) сочинения, тематика которых связана с рассказом о своих близких;
в) рассказы о профессиях своих родителей;
г) творческие встречи с родителями, рассказывающие об их увлечениях;
д) организация выставок результатов труда родителей.
Каждый воспитатель ГПД выстраивает свою систему взаимоотношений, ищет свои формы и методы работы с различными категориями родителей. Необходима тщательная диагностика семейного воспитания, чтобы определить позитивный опыт, педагогический потенциал семей, скорректировать недостатки в воспитании, определить ценностные ориентации, которые должны быть восприняты родителями. Положительное воспитательное воздействие со стороны семьи и школы должно быть взаимодополняемым и сочетать в себе диалог и партнерские отношения. Таким образом, складывается система работы воспитателя ГПД с родителями.
Важно уделять особое внимание знакомству родителей учащихся с содержанием и методикой организации образовательно-воспитательного процесса в детском коллективе, знакомить родителей с перспективами развития детского коллектива и дать возможность родителям стать активными участниками внеклассных дел. Необходимо привлекать родителей к кружковой и творческой работе с детским коллективом, в котором учится их ребенок. В нашем классе есть группы родителей (родительские мини-объединения), которые помогают организовывать игровые мероприятия, оформляют стенгазеты и классные издания. Так, через изучение семей и совместную деятельность родителей и детей, воспитатель ГПД добивается вовлечения родителей в образовательное пространство.
Опыт воспитателя ГПД многогранен. По своему статусу именно он – основной субъект воспитательной работы с родителями после уроков. Воспитатель вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия, помогает родителям в разрешении противоречий семейного воспитания, корректировки воздействий окружающей социальной среды. Успеха добивается тот педагог, кто осуществляет переход к принципиально новым формам отношений. Образовательное учреждение делает педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцируемым, гуманизирует отношения между детьми, педагогами и родителями; создает такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса возникла личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности.
Сотрудничество учителей и воспитателей ГПД, учащихся и родителей в образовательном процессе позволяет получить в союзники родителей и дольше удерживать желание учеников учиться в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы "Взаимодействие воспитателя и классного руководителя"
Суть взаимодействия классного руководителя и воспитателя заключается в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основное нашего вз...
Взаимодействие воспитателя ГПД с родителями воспитанников
Организация работы с родителями учащихся начальной школы Не секрет, что сегодня многие родители самоустранились от воспитания своих детей. Большинство из...
проект " Взаимодействие воспитателя с семьёй".
Совместная работа воспитателя с родителями, оказание помощиродителям в воспитание детей....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ
На современном этапе развития системы образования взаимодействию с семьями воспитанников уделяется большое внимание. Это обусловлено проблемами в межличностных отношениях между детьми с ОВЗ и их родит...
Взаимодействие воспитателя ГПД и учителя начальных классов в вопросах воспитания младших школьников
Статья на тему:"Взаимодействие воспитателя ГПД и учителя начальных классов в вопросах воспитания младших школьников "...
- Мне нравится (1)