Взаимодействие воспитателя ГПД с родителями воспитанников
статья на тему
Организация работы с родителями учащихся начальной школы
Не секрет, что сегодня многие родители самоустранились от воспитания своих детей. Большинство из них занято зарабатыванием денег, обустройством жилища, заботой о материальном благополучии. Воспитание же детей они переложили на детский сад, школу, телевизор, компьютер… Вот и вырастают эти дети сытыми, хорошо одетыми, обеспеченными, но чёрствыми, злыми и жестокими. Поэтому работа с семьёй – одна из главных задач школы.
Как же помочь родителям понять, что именно они закладывают основы счастья или несчастья в будущем своего ребёнка, как помочь им в воспитании детей, как повернуть семью лицом к школе?
С первого дня знакомства с родителями я говорю: чтобы наши дети выросли нравственно здоровыми, необходим тесный контакт родителей, наша совместная, согласованная работа.
Чтобы воспитательные результаты школы не «стирались» семьей, чтобы не было педагогического противостояния семьи и школы, от которого страдает в первую очередь ученик и его развитие, требуется тесное воспитательное взаимодействие, достижение которого может быть затруднено по нескольким объективным причинам:
1. Отсутствие во многих случаях единых нравственно-педагогических позиций.
Практика показывает очень большой разрыв в моральных установках школы и семьи. Родителей учеников, например, чаще всего волнуют такие качества характера и поведения своих детей, как неорганизованность, неусидчивость, повышенная нервная возбудимость, отсутствие интереса к учению, грубость, капризность, своеволие и т. д. Обратим внимание на то, что в этом перечне фактически отсутствуют категории нравственного и духовного плана. А в ответах учителей, которые учат и воспитывают тех же детей, явно преобладают следующие категории: уважение к окружающим людям, трудолюбие, бережное отношение к природе, милосердие, честность и т. д. Приведенные результаты показывают важное направление в нашей профессиональной деятельности — сближение духовных, нравственно-педагогических позиций школы и семьи. Задача весьма сложная, но выполнимая, если педагогический коллектив её перед собой ставит. Пути здесь возможны разные: педагогический всеобуч, индивидуальная работа с семьями, групповые беседы и консультации, «круглые столы», совместная внеурочная деятельность учащихся и родителей.
2. Родители ждут от педагогов постоянной квалифицированной помощи в воспитании и развитии своих детей. И в этом они совершенно правы. Чтобы представить, как школы на практике выполняет эту важную социальную функцию, зададим себе несколько вопросов.
- Всегда ли мы достаточно внимательны и добры к своим ученикам и их ближайшим родственникам? Часто ли советы учителей родителям бывают вполне профессиональными и конкретными?
- Не носят ли они, как правило, слишком общий и назидательный характер?
- Какие чувства испытывают отцы и матери «трудных» ребят, когда классный руководитель заканчивает неприятную беседу с ними словами: «Не знаю, что с вашим сыном делать?».
3. Серьезной трудностью во взаимодействии школы и семьи является родительская любовь. Это самое сильное, нежное и сложное человеческое чувство. В жизни оно проявляется прежде всего в том, что родители стремятся оградить своего ребенка от всего неблагоприятного, что может с ним произойти, в том числе и в школе. Всякое отрицательное действие или бездействие (реальное или мнимое), недоброжелательность, равнодушие или бестактность педагога, отсутствие в школе комфортных условий и заботы взрослых о детях, естественно, вызывают у родителей неудовлетворенность, негативное отношение к учителям и к школе, вплоть до возмущения и гнева. И наоборот, повседневная забота учителей и руководителей школы о детях, уважительное, тактичное и справедливое к ним отношение вызывают у матерей и отцов чувства признательности, симпатии, уважения. Только такие отношения могут быть надежной основой сотрудничества школы и семьи.
С другой стороны, сильное чувство кровного родства делает позицию родителей по отношению к своим детям крайне субъективной, особенно в сложных и конфликтных ситуациях. Психологически это закономерно, но часто мешает взаимопониманию между родителями и учителями. Дело в том, что отношение родителей к учителям формируется в значительной мере через взгляды и настроения школьников. Однако оценка учащимися различных школьных ситуаций не всегда бывает достаточно объективной, так как в их восприятии преобладает эмоциональная сторона. Будучи в чем-то неправым, ребенок нередко представляет в отрицательном плане действия учителя даже тогда, когда понимает их обоснованность. В этих случаях информация детей приводит к неправильной оценке родителями поступков и позиций педагога, мешает взаимопониманию школы и семьи. Это обстоятельство стимулирует учителей не только повышать этическую обоснованность и убедительность своих действий в общении с учащимися, но и укреплять личные контакты с семьями воспитанников.
Уважение родительских чувств, бережное к ним отношение, знание индивидуальных особенностей каждого ребенка и семьи — все это помогает нам определить в общении с родителями учащихся правильную тактику: не допускать отношений командования и подчинения, строить общение на основе равенства, сотрудничества и взаимопомощи, не приказывать, но убеждать и советовать.
Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.
Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
КАКОВЫ ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ?
К главным функциям взаимодействия школы и семьи относятся:
- информационная,
- воспитательно-развивающая,
- формирующая,
- охранно-оздоровительная,
- контролирующая,
- бытовая
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 16.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы с родителями учащихся начальной школы
Не секрет, что сегодня многие родители самоустранились от воспитания своих детей. Большинство из них занято зарабатыванием денег, обустройством жилища, заботой о материальном благополучии. Воспитание же детей они переложили на детский сад, школу, телевизор, компьютер… Вот и вырастают эти дети сытыми, хорошо одетыми, обеспеченными, но чёрствыми, злыми и жестокими. Поэтому работа с семьёй – одна из главных задач школы.
Как же помочь родителям понять, что именно они закладывают основы счастья или несчастья в будущем своего ребёнка, как помочь им в воспитании детей, как повернуть семью лицом к школе?
С первого дня знакомства с родителями я говорю: чтобы наши дети выросли нравственно здоровыми, необходим тесный контакт родителей, наша совместная, согласованная работа.
Чтобы воспитательные результаты школы не «стирались» семьей, чтобы не было педагогического противостояния семьи и школы, от которого страдает в первую очередь ученик и его развитие, требуется тесное воспитательное взаимодействие, достижение которого может быть затруднено по нескольким объективным причинам:
1. Отсутствие во многих случаях единых нравственно-педагогических позиций.
Практика показывает очень большой разрыв в моральных установках школы и семьи. Родителей учеников, например, чаще всего волнуют такие качества характера и поведения своих детей, как неорганизованность, неусидчивость, повышенная нервная возбудимость, отсутствие интереса к учению, грубость, капризность, своеволие и т. д. Обратим внимание на то, что в этом перечне фактически отсутствуют категории нравственного и духовного плана. А в ответах учителей, которые учат и воспитывают тех же детей, явно преобладают следующие категории: уважение к окружающим людям, трудолюбие, бережное отношение к природе, милосердие, честность и т. д. Приведенные результаты показывают важное направление в нашей профессиональной деятельности — сближение духовных, нравственно-педагогических позиций школы и семьи. Задача весьма сложная, но выполнимая, если педагогический коллектив её перед собой ставит. Пути здесь возможны разные: педагогический всеобуч, индивидуальная работа с семьями, групповые беседы и консультации, «круглые столы», совместная внеурочная деятельность учащихся и родителей.
2. Родители ждут от педагогов постоянной квалифицированной помощи в воспитании и развитии своих детей. И в этом они совершенно правы. Чтобы представить, как школы на практике выполняет эту важную социальную функцию, зададим себе несколько вопросов.
- Всегда ли мы достаточно внимательны и добры к своим ученикам и их ближайшим родственникам? Часто ли советы учителей родителям бывают вполне профессиональными и конкретными?
- Не носят ли они, как правило, слишком общий и назидательный характер?
- Какие чувства испытывают отцы и матери «трудных» ребят, когда классный руководитель заканчивает неприятную беседу с ними словами: «Не знаю, что с вашим сыном делать?».
3. Серьезной трудностью во взаимодействии школы и семьи является родительская любовь. Это самое сильное, нежное и сложное человеческое чувство. В жизни оно проявляется прежде всего в том, что родители стремятся оградить своего ребенка от всего неблагоприятного, что может с ним произойти, в том числе и в школе. Всякое отрицательное действие или бездействие (реальное или мнимое), недоброжелательность, равнодушие или бестактность педагога, отсутствие в школе комфортных условий и заботы взрослых о детях, естественно, вызывают у родителей неудовлетворенность, негативное отношение к учителям и к школе, вплоть до возмущения и гнева. И наоборот, повседневная забота учителей и руководителей школы о детях, уважительное, тактичное и справедливое к ним отношение вызывают у матерей и отцов чувства признательности, симпатии, уважения. Только такие отношения могут быть надежной основой сотрудничества школы и семьи.
С другой стороны, сильное чувство кровного родства делает позицию родителей по отношению к своим детям крайне субъективной, особенно в сложных и конфликтных ситуациях. Психологически это закономерно, но часто мешает взаимопониманию между родителями и учителями. Дело в том, что отношение родителей к учителям формируется в значительной мере через взгляды и настроения школьников. Однако оценка учащимися различных школьных ситуаций не всегда бывает достаточно объективной, так как в их восприятии преобладает эмоциональная сторона. Будучи в чем-то неправым, ребенок нередко представляет в отрицательном плане действия учителя даже тогда, когда понимает их обоснованность. В этих случаях информация детей приводит к неправильной оценке родителями поступков и позиций педагога, мешает взаимопониманию школы и семьи. Это обстоятельство стимулирует учителей не только повышать этическую обоснованность и убедительность своих действий в общении с учащимися, но и укреплять личные контакты с семьями воспитанников.
Уважение родительских чувств, бережное к ним отношение, знание индивидуальных особенностей каждого ребенка и семьи — все это помогает нам определить в общении с родителями учащихся правильную тактику: не допускать отношений командования и подчинения, строить общение на основе равенства, сотрудничества и взаимопомощи, не приказывать, но убеждать и советовать.
Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.
Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
КАКОВЫ ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ?
К главным функциям взаимодействия школы и семьи относятся:
- информационная,
- воспитательно-развивающая,
- формирующая,
- охранно-оздоровительная,
- контролирующая,
- бытовая
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол На тему: «Особенности общения воспитателя с родителями воспитанников». «Как стать компетентным в общении с родителями».
У педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошк...
«Особенности общения воспитателя с родителями воспитанников».
Анализ современных требований к организации общения педагога с родителями воспитанников свидетельствует: его компетентность проявляется в способности организовать такое общение, которое характеризуетс...
Взаимодействие воспитателя ГПД с родителями обучающихся
Совместная деятельность детей, родителей и воспитателя ГПД может быть успешной, если все члены образовательного процесса положительно настроены на совместную деятельность...
"Кластерное образование в системе взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ"
материалы моего выступления...
Организация и формы взаимодействия с родителями воспитанников
Формы работы с родителями....
Организация и формы взаимодействия с родителями воспитанников
Формы работы с родителями....
Календарно-тематический план взаимодействия с родителями воспитанников в средней группе «Радуга» на 2021-2022 гг.
Перспективный план работы с родителями средней группы...