Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа добра"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа добра" Курсрассчитан на 33 часа в 1 классе и на 34 часа во 2 – 4 классах, 1 час занятий в неделю. Общее количество часов – 135 ч.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prosvirnina_n._p._shkola_dobra.docx | 69.67 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА П. С. ШАМАЕВА
ГОРОДА ПЕТРОВСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №__
от ______20__ года
Председатель педсовета
_____________ ______
Подпись, печать ОУ Ф.И.О.__________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
кружок
(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)
«Школа добра»
(наименование)
______________________4 года________________________
(срок реализации программы)
____________________7-11 лет______________________
(возраст обучающихся)
Программа разработана:
Просвирниной Натальей Петровной
учителем 1 квалификационной категории
г. Петровск
2015 - 2016 учебный год
Программа внеурочной деятельности
Кружок «Школа добра»
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.
Слово «доброта» старо, как мир, но в наш современный мир оно вошло как новое, обновлѐнное слово, как потерянная и вдруг найденная величайшая драгоценность.
Но что оно значит, это слово, понятие? И главное, как воспитать доброту в детях? Можно ли и нужно ли воспитывать добрыми детей в наш трудный и всѐ ѐще недобрый век? Поэтому встал вопрос о создании программы, посредством которой можно было постепенно развивать такие качества личности, как доброта, милосердие, ответственность. Программа предполагает создание условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребѐнка, еѐ интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаѐтся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своѐ свободное время. Ведь младший возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости.
Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления «Этика: азбука добра» И.С.Хомяковой, В.И.Петровой в соответствии с требованиями ФГОС.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его добрые дела - это ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, воспитанным, трудолюбивым, готовым нести людям добро.
Ценностные ориентиры. Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности).
Основная цель – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.
ЗАДАЧИ:
- формировать основы морали – осознание обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укреплять у младшего школьника позитивную нравственную самооценку и самоуважение, жизненный оптимизм;
- формировать у младшего школьника почтительное отношение к родителям, осознанное, заботливое отношение к старшим и младшим.
Достижение цели предполагается через такие виды деятельности, как:
- беседа;
- игра
- чтение и анализ произведений литературы
- разыгрывание сценок
- иллюстрирование
- работа в малых группах
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Основные методы и технологии
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Описание места курса в учебном плане: рассчитан на 33 часа в 1 классе и на 34 часа во 2 – 4 классах, 1 час занятий в неделю. Общее количество часов – 135 ч.
Планируемые результаты.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
- на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.
Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов.
К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные универсальные учебные действия:
У выпускника будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Выпускник получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Познавательные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Для оценки планируемых результатов освоения программы «Уроки нравственности» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».
Учебно-тематический план.
1 класс. 33 ч.
Задачи:
1. Познакомить детей с общечеловеческими нормами нравственности.
2. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, уважать себя и своего товарища.
3. Воспитывать у учащихся стремление быть культурным человеком в обществе, быть опрятным, организованным, вежливым.
№ занятия | Название раздела | Количество часов |
1 | Школьный этикет. | 6 ч. |
2 | Правила общения. | 7 ч. |
3 | О трудолюбии. | 6 ч. |
4 | Культура внешнего вида. | 6 ч. |
5 | Внешкольный этикет. | 9 ч. |
Итого: 33 ч. |
Школьный этикет
- Мы пришли на урок.
- Зачем нужны перемены?
- Мы в школьной столовой.
Правила общения
- Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)?
- Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.
- Мой учитель.
- Думай о других: сочувствие, как его выразить?
- Моя семья.
О трудолюбии
- Что помогает учиться лучше (старательность)?
- Как мы трудимся: в школе и дома.
- Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи).
Культура внешнего вида
- Основные правила Мойдодыра.
- Каждой вещи своё место.
Внешкольный этикет
- Правила поведения на улице, в транспорте.
- «Спасибо» и «пожалуйста».
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Название раздела. Тема занятия. | Дата | ||
план | факт | |||
Школьный этикет. 6 ч. | ||||
1 | 1 | Мы пришли на урок. Правила поведения на уроке и на перемене. | ||
2 | 2 | Зачем нужны перемены? Правила поведения в гардеробе. | ||
3 | 3 | Зачем нужны перемены? Правила поведения в библиотеке. | ||
4 | 4 | Правила поведения в общественных местах. | ||
5 | 5 | Мы в школьной столовой. Правила поведения в столовой. | ||
6 | 6 | Правила поведения на школьном дворе. | ||
Правила общения. 7 ч. | ||||
7 | 1 | Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)? | ||
8 | 2 | Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. | ||
9 | 3 | Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. | ||
10 | 4 | Мой учитель. | ||
11 | 5 | Думай о других: сочувствие, как его выразить? | ||
12 | 6 | Думай о других: сочувствие, как его выразить? | ||
13 | 7 | Моя семья. | ||
О трудолюбии. 6 ч. | ||||
14 | 1 | Что помогает учиться лучше (старательность)? | ||
15 | 2 | Что помогает учиться лучше (старательность)? | ||
16 | 3 | Как мы трудимся: в школе и дома. | ||
17 | 4 | Как мы трудимся: в школе и дома. | ||
18 | 5 | Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи). | ||
19 | 6 | Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи). | ||
Культура внешнего вида. 6 ч. | ||||
20 | 1 | Основные правила Мойдодыра. | ||
21 | 2 | Основные правила Мойдодыра. | ||
22 | 3 | Основные правила Мойдодыра. | ||
23 | 4 | Каждой вещи своё место. | ||
24 | 5 | Каждой вещи своё место. | ||
25 | 6 | Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время. | ||
Внешкольный этикет. 9 ч. | ||||
26 | 1 | Правила поведения на улице, в транспорте. | ||
27 | 2 | Правила поведения на улице, в транспорте. | ||
28 | 3 | Правила поведения на улице, в транспорте. | ||
29 | 4 | Экскурсия | ||
30 | 5 | «Спасибо» и «пожалуйста». | ||
31 | 6 | «Спасибо» и «пожалуйста». | ||
32 | 7 | «Спасибо» и «пожалуйста». | ||
33 | 8 | Обобщающий урок. Чему нас научили уроки нравственности? |
2 класс. 34 ч.
Задачи:
1. Познакомить с правилами вежливости и красивых манер.
2. Научить заповедям нравственности, выполнению обещаний, этикету в театре, кино, на выставке, в музее.
3. Научить правилам поведения на дне рождения.
№ занятия | Название раздела | Количество часов |
1 | Школьный этикет. | 7 ч. |
2 | Правила общения. | 8 ч. |
3 | О трудолюбии. | 8 ч. |
4 | Культура внешнего вида. | 6 ч. |
5 | Внешкольный этикет. | 5 ч. |
Итого: 34 ч. |
Школьный этикет
- Дисциплина в школе и классе.
- В библиотеке: люби книгу.
- Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка.
Правила общения
- Сопереживание, помощь друзьям. Дал слово — держи его.
- Диалоги со сверстниками.
О трудолюбии
- Учусь всё делать сам.
- Взаимопомощь дома и в школе.
- Беречь результаты труда.
Культура внешнего вида
- Правила личной гигиены.
- Бережное отношение к своей одежде.
Внешкольный этикет
- Правила поведения в общественных местах.
- Бережное отношение к природе.
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Название раздела. Тема занятия. | Дата | |
Школьный этикет. 7 ч. | |||
1 | 1 | Школьный этикет | |
2 | 2 | Дисциплина в школе и в классе | |
3 | 3 | Дисциплина в школе и в классе | |
4 | 4 | В библиотеке: люби книгу | |
5 | 5 | В библиотеке: люби книгу | |
6 | 6 | Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка | |
7 | 7 | Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка | |
Правила общения. 8 ч. | |||
8 | 1 | Правила общения | |
9 | 2 | Сопереживание, помощь друзьям | |
10 | 3 | Сопереживание, помощь друзьям | |
11 | 4 | Дал слово – держи его | |
12 | 5 | Дал слово – держи его | |
13 | 6 | Диалоги со сверстниками | |
14 | 7 | Диалоги со сверстниками | |
15 | 8 | Обобщающее занятие. Твои поступки и твои родители. (Наблюдения). | |
О трудолюбии. 8 ч. | |||
16 | 1 | О трудолюбии | |
17 | 2 | Учусь всё делать сам | |
18 | 3 | Учусь всё делать сам | |
19 | 4 | Взаимопомощь дома и в школе | |
20 | 5 | Взаимопомощь дома и в школе | |
21 | 6 | Беречь результаты труда | |
22 | 7 | Беречь результаты труда | |
23 | 8 | Обобщающее занятие | |
Культура внешнего вида. 6 ч. | |||
24 | 1 | Культура внешнего вида | |
25 | 2 | Правила личной гигиены | |
26 | 3 | Правила личной гигиены | |
27 | 4 | Бережное отношение к своей одежде | |
28 | 5 | Бережное отношение к своей одежде | |
29 | 6 | Обобщающее занятие | |
Внешкольный этикет. 5 ч. | |||
30 | 1 | Внешкольный этикет. «Моя семья: традиции и праздники» | |
31 | 2 | Правила поведения в общественных местах | |
32 | 3 | Правила поведения в общественных местах | |
33 | 4 | Бережное отношение к природе | |
34 | 5 | Обобщающее занятие |
3 класс. 34 ч.
Задачи:
1. Способствовать усвоению младшими школьниками круга обязанностей и правил поведения в школе и дома.
2. Научить различать добро и зло, давать правильную оценку различным поступкам, уважать чужое мнение, будучи несогласным, с ним.
3. Раскрыть сущность правильного вежливого отказа, несогласия общения с разными людьми, сострадание к чужому горю.
№ занятия | Название раздела | Количество часов |
1 | Школьный этикет. | 6 ч. |
2 | Правила общения. | 7 ч. |
3 | О трудолюбии. | 6 ч. |
4 | Культура внешнего вида. | 6 ч. |
5 | Внешкольный этикет. | 9 ч. |
Итого: 34 ч. |
3 класс
Школьный этикет
- Взаимопомощь: учёба и труд.
- Школьное имущество надо беречь.
Правила общения
- Время надо беречь.
- Слово лечит, слово ранит.
- Я и мои друзья (справедливость, коллективизм).
О трудолюбии
- Труд кормит, а лень портит.
- Как организовать свой труд.
Культура внешнего вида
- Уход за своими вещами.
- Одежда будничная и праздничная.
Внешкольный этикет
- Разговор по телефону.
- Поведение в гостях.
- Я пишу письмо.
- Поведение на природе.
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Название раздела. Тема занятия. | Дата | |
Школьный этикет. 6 ч. | |||
1 | 1 | Школьный этикет | |
2 | 2 | Взаимопомощь: учёба и труд. | |
3 | 3 | Взаимопомощь: учёба и труд. | |
4 | 4 | Взаимопомощь: учёба и труд. | |
5 | 5 | Школьное имущество надо беречь. | |
6 | 6 | Школьное имущество надо беречь. | |
Правила общения. 7 ч. | |||
7 | 1 | Время надо беречь. | |
8 | 2 | Время надо беречь. | |
9 | 3 | Слово лечит, слово ранит. | |
10 | 4 | Слово лечит, слово ранит. | |
11 | 5 | Я и мои друзья (справедливость, коллективизм). | |
12 | 6 | Я и мои друзья (справедливость, коллективизм). | |
13 | 7 | Я и мои друзья (справедливость, коллективизм). | |
О трудолюбии. 6 ч. | |||
14 | 1 | Труд кормит, а лень портит. | |
15 | 2 | Труд кормит, а лень портит. | |
16 | 3 | Труд кормит, а лень портит. | |
17 | 4 | Как организовать свой труд. | |
18 | 5 | Как организовать свой труд. | |
19 | 6 | Как организовать свой труд. | |
Культура внешнего вида. 6 ч. | |||
20 | 1 | Уход за своими вещами. | |
21 | 2 | Уход за своими вещами. | |
22 | 3 | Уход за своими вещами. | |
23 | 4 | Одежда будничная и праздничная. | |
24 | 5 | Одежда будничная и праздничная. | |
25 | 6 | Одежда будничная и праздничная. | |
Внешкольный этикет. 9 ч. | |||
26 | 1 | Разговор по телефону. | |
27 | 2 | Разговор по телефону. | |
28 | 3 | Поведение в гостях. | |
29 | 4 | Поведение в гостях. | |
30 | 5 | Я пишу письмо. | |
31 | 6 | Я пишу письмо. | |
32 | 7 | Поведение на природе. | |
33 | 8 | Поведение на природе. | |
34 | 9 | Обобщающий урок |
4 класс. 34 ч.
Задачи:
1. Познакомить детей с понятием корректного и галантного человека, с нравственным содержанием древних мифов, афоризмами.
2. Научить приемам самоконтроля и самовоспитания.
3. Раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми, положительных моральных качеств в достойном поведении.
№ занятия | Название раздела | Количество часов |
1 | Школьный этикет. | 6 ч. |
2 | Правила общения. | 7 ч. |
3 | О трудолюбии. | 6 ч. |
4 | Культура внешнего вида. | 6 ч. |
5 | Внешкольный этикет. | 9 ч. |
Итого: 34 ч. |
4 класс
Школьный этикет
- Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим.
- Забота о младших.
- Самоконтроль: оценка, самооценка, самоконтроль.
Правила общения
- Игра «Город вежливости».
- Вежливый ли я дома?
О трудолюбии
- Культура физического и умственного труда.
- Золотые руки.
- Герои труда.
Культура внешнего вида
- Что такое культура внешнего вида?
- Одежда и осанка.
- Вежливость и внешний вид.
Внешкольный этикет
- Готовимся к празднику.
- Осваиваем правило «так нельзя».
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Название раздела Тема занятия | Дата | |
Школьный этикет. 6 ч. | |||
1 | 1 | Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим. | |
2 | 2 | Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим. | |
3 | 3 | Забота о младших. | |
4 | 4 | Забота о младших. | |
5 | 5 | Самоконтроль: оценка, самооценка, самоконтроль. | |
6 | 6 | Самоконтроль: оценка, самооценка, самоконтроль. | |
Правила общения. 7 ч. | |||
7 | 1 | Игра «Город вежливости». | |
8 | 2 | Игра «Город вежливости». | |
9 | 3 | Игра «Город вежливости». | |
10 | 4 | Вежливый ли я дома? | |
11 | 5 | Вежливый ли я дома? | |
12 | 6 | Вежливый ли я дома? | |
13 | 7 | Конкурс стихов о вежливости. | |
О трудолюбии. 6 ч. | |||
14 | 1 | Культура физического и умственного труда. | |
15 | 2 | Культура физического и умственного труда. | |
16 | 3 | Золотые руки. | |
17 | 4 | Золотые руки. | |
18 | 5 | Герои труда. | |
19 | 6 | Герои труда. | |
Культура внешнего вида. 6 ч. | |||
20 | 1 | Что такое культура внешнего вида? | |
21 | 2 | Что такое культура внешнего вида? | |
22 | 3 | Одежда и осанка | |
23 | 4 | Одежда и осанка | |
24 | 5 | Вежливость и внешний вид. | |
25 | 6 | Вежливость и внешний вид. | |
Внешкольный этикет. 9 ч. | |||
26 | 1 | Готовимся к празднику | |
27 | 2 | Готовимся к празднику | |
28 | 3 | Готовимся к празднику | |
29 | 4 | Готовимся к празднику | |
30 | 5 | Осваиваем правило «так нельзя». | |
31 | 6 | Осваиваем правило «так нельзя». | |
32 | 7 | Осваиваем правило «так нельзя». | |
33 | 8 | Экскурсия | |
34 | 9 | Обобщающий урок |
Содержание курса
- Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе)
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия:
— воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
— оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
- Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые
и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к
родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации.
Универсальные учебные действия:
— использовать в речи слова вежливости;
— участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме,
анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
— высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);
— создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
— описывать сюжетную картинку (серию);
— оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
— самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
- О трудолюбии
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека.
Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия:
— проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;
— оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
- Культура внешнего вида
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия:
— воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
— оценивать внешний вид человека.
- Внешкольный этикет
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях
(на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким
и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.
Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия:
— использовать доброжелательный тон в общении;
—оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся должны знать:
1. Отличие понятий «этика» и «этикет».
2. Правила вежливости и красивых манер.
3. Заповеди и соответствующие притчи.
Уметь:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
4. Быть доброжелательными.
5. Соблюдать заповеди.
6. Сострадать животным, не обижать их.
7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.
9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.
В результате прохождения программного материала к концу 2 класса обучающиеся должны знать:
1. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.
2. Заповеди и правила этикета.
3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена).
4. Афоризмы.
Уметь:
1. Исполнять заповеди.
2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.
3. Выполнять общение.
4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.
5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании.
В результате прохождения программного материала к концу 3 класса обучающиеся должны знать:
1. Ранее изученные заповеди и афоризмы.
2. Каким должен быть воспитанный человек.
3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.
4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убеждений.
5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.
6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.
Уметь:
1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.
2. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.
3. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.
4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.
5. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.
6. Быть сострадательными к чужому горю.
7. Не обижать животных и птиц.
8. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
9. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.
В результате прохождения программного материала к концу 4 класса обучающиеся должны знать:
1. Правила этики и культуры речи.
2. Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного.
3. Об источниках наших нравственных знаний.
4. О совести как основе нравственности.
5. Заветы предков. «Поучение» В.Мономаха.
6. Стихотворения о родине (на выбор).
7. Афоризмы.
8. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.
Уметь:
Различать хорошие и плохие поступки.
Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.
Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
Исполнять заповеди.
Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
Список литературы
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.
6. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.
7. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
9. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
10. Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука добра"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука добра" содержит: пояснительную записку, УУД, содержание, учебный план. учебно-тематический план, материально-техническое обеспечение....
рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика: азбука добра"
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Этика: азбука добра"
Духовно-нравственное направление курса "Этика: азбука добра" по внеурочной деятельности...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Этика - азбука добра"
Необходимость нравственного образования в школе начиная с начальных классов основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам...
рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика:азбука добра"
Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательно...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доброе дело"
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе. Социальное направление...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу «Добрая сказка» о добрых качествах: для занятий с детьми младшего школьного возраста
Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу«Добрая сказка»о добрых качествах: для занятий с детьми младшего школьного возраста...