Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа добра"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Просвирнина Наталья Петровна

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа добра" Курсрассчитан на 33 часа в 1 классе и на 34 часа во 2 – 4 классах, 1 час занятий в неделю. Общее количество часов – 135 ч. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prosvirnina_n._p._shkola_dobra.docx69.67 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА П. С. ШАМАЕВА

ГОРОДА ПЕТРОВСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №__

от ______20__   года

Председатель педсовета

    _____________                 ______

Подпись, печать  ОУ                  Ф.И.О.__________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

кружок

(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)

«Школа добра»

(наименование)

______________________4 года________________________

(срок реализации программы)

____________________7-11 лет______________________

(возраст обучающихся)

Программа разработана:

Просвирниной Натальей Петровной

учителем 1 квалификационной категории

г. Петровск

2015 -  2016  учебный год

Программа внеурочной деятельности

Кружок «Школа добра»

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                    Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.

                 Слово «доброта» старо, как мир, но в наш современный мир оно вошло как новое, обновлѐнное слово, как потерянная и вдруг найденная величайшая драгоценность.

Но что оно значит, это слово, понятие? И главное, как воспитать доброту в детях? Можно ли и нужно ли воспитывать добрыми детей в наш трудный и всѐ ѐще недобрый век? Поэтому встал вопрос о создании программы, посредством которой можно было постепенно развивать такие качества личности, как доброта, милосердие, ответственность. Программа предполагает создание условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребѐнка, еѐ интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаѐтся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своѐ свободное время. Ведь младший возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости.

         Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления «Этика: азбука добра» И.С.Хомяковой, В.И.Петровой в соответствии с требованиями ФГОС.

         Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его добрые дела - это ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, воспитанным, трудолюбивым, готовым нести людям добро.

             Ценностные ориентиры. Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности).

         Основная цель – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.

ЗАДАЧИ:

  • формировать основы морали – осознание обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укреплять у младшего школьника позитивную нравственную самооценку и самоуважение, жизненный оптимизм;
  • формировать у младшего школьника почтительное отношение к родителям, осознанное, заботливое отношение к старшим и младшим.

     Достижение цели предполагается через такие виды деятельности, как:

  • беседа;
  • игра
  • чтение и анализ произведений литературы
  • разыгрывание сценок
  • иллюстрирование
  • работа в малых группах

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

Основные методы и технологии

  • технология  разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология  обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника.  

 Описание места курса  в учебном плане: рассчитан на 33 часа в 1 классе и на 34 часа во 2 – 4 классах, 1 час занятий в неделю. Общее количество часов – 135 ч.

Планируемые результаты.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

       Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных  нормах,  социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

         Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

        Третий уровень результатов — получение обучающимся начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится  гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

  • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
  • на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
  • на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания  социализации младших школьников.

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.

       Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие  младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня  воспитательных результатов.

        К четвертому классу у младшего школьника появляется   реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

         У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

Личностные универсальные учебные действия:

У выпускника будут сформированы:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств  других людей и сопереживание им;

Выпускник получит возможность для формирования:

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания чувств  других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

Познавательные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Для оценки планируемых результатов освоения программы «Уроки нравственности» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».  

Учебно-тематический план.

1 класс. 33 ч.

Задачи:

1.  Познакомить детей с общечеловеческими нормами нравственности.

2. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, уважать себя и своего    товарища.

3. Воспитывать у учащихся стремление быть культурным человеком в   обществе, быть опрятным, организованным, вежливым.

№ занятия

Название  раздела

Количество  часов

1

Школьный этикет.

6 ч.

2

Правила общения.

7 ч.

3

О трудолюбии. 

6 ч.

4

Культура внешнего вида.

6 ч.

5

Внешкольный этикет.

9 ч.

                                                   Итого: 33 ч.

Школьный этикет

  • Мы пришли на урок.
  • Зачем нужны перемены?
  • Мы в школьной столовой.

Правила общения

  • Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)?  
  •  Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.  
  •  Мой учитель.
  • Думай о других: сочувствие, как его выразить?
  •   Моя семья.

О трудолюбии

  • Что помогает учиться лучше (старательность)?  
  •  Как мы трудимся: в школе и дома.
  • Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи).

Культура внешнего вида

  • Основные правила Мойдодыра.
  •  Каждой вещи своё место.

Внешкольный этикет

  • Правила поведения на улице, в транспорте.    
  •  «Спасибо» и «пожалуйста».

Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Название раздела.

Тема занятия.

Дата

план

факт

Школьный этикет. 6 ч.

1

1

Мы пришли на урок. Правила поведения на уроке и на перемене.

2

2

Зачем нужны перемены? Правила поведения в гардеробе.

3

3

Зачем нужны перемены?  Правила поведения в библиотеке.

4

4

 Правила поведения в общественных местах.

5

5

Мы в школьной столовой.  Правила поведения в столовой.

6

6

Правила поведения на школьном дворе.

Правила общения. 7 ч.

7

1

Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)?

8

2

Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.  

9

3

Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.

10

4

Мой учитель.

11

5

Думай о других: сочувствие, как его выразить?

12

6

Думай о других: сочувствие, как его выразить?

13

7

Моя семья.

О трудолюбии. 6 ч.

14

1

Что помогает учиться лучше (старательность)?

15

2

Что помогает учиться лучше (старательность)?

16

3

Как мы трудимся: в школе и дома.

17

4

Как мы трудимся: в школе и дома.

18

5

Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи).

19

6

Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи).

Культура внешнего вида. 6 ч.

20

1

Основные правила Мойдодыра.

21

2

Основные правила Мойдодыра.

22

3

Основные правила Мойдодыра.

23

4

Каждой вещи своё место.

24

5

Каждой вещи своё место.

25

6

Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время.

Внешкольный этикет. 9 ч.

26

1

Правила поведения на улице, в транспорте.

27

2

Правила поведения на улице, в транспорте.

28

3

Правила поведения на улице, в транспорте.

29

4

Экскурсия

30

5

«Спасибо» и «пожалуйста».

31

6

«Спасибо» и «пожалуйста».

32

7

«Спасибо» и «пожалуйста».  

33

8

Обобщающий урок. Чему нас научили уроки нравственности?

2 класс. 34 ч.

Задачи:

1. Познакомить с правилами вежливости и красивых манер.

2. Научить заповедям нравственности, выполнению обещаний, этикету в театре, кино, на выставке, в музее.

3. Научить правилам поведения на дне рождения.

№ занятия

Название  раздела

Количество  часов

1

Школьный этикет.

7 ч.

2

Правила общения.

8 ч.

3

О трудолюбии. 

8 ч.

4

Культура внешнего вида.

6 ч.

5

Внешкольный этикет.

5 ч.

                                                 Итого: 34 ч.

Школьный этикет

  • Дисциплина в школе и классе.
  • В библиотеке: люби книгу.
  • Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка.

Правила общения

  • Сопереживание, помощь друзьям. Дал слово — держи его.
  • Диалоги со сверстниками.

О трудолюбии

  • Учусь всё делать сам.
  • Взаимопомощь дома и в школе.
  • Беречь результаты труда.

Культура внешнего вида

  • Правила личной гигиены.
  • Бережное отношение к своей одежде.

Внешкольный этикет

  • Правила поведения в общественных местах.    
  • Бережное отношение к природе.

Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Название раздела.

Тема занятия.

Дата

Школьный этикет. 7 ч.

1

1

Школьный этикет

2

2

Дисциплина в школе и в классе

3

3

Дисциплина в школе и в классе

4

4

В библиотеке: люби книгу

5

5

В библиотеке: люби книгу

6

6

Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка

7

7

Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка

Правила общения. 8 ч.

8

1

Правила общения

9

2

Сопереживание, помощь друзьям

      10

3

Сопереживание, помощь друзьям

11

4

Дал слово – держи его

12

5

Дал слово – держи его

13

6

Диалоги со сверстниками

14

7

Диалоги со сверстниками

15

8

Обобщающее занятие.  Твои поступки и твои родители. (Наблюдения).

О трудолюбии. 8 ч.

16

1

О трудолюбии

17

2

Учусь всё делать сам

18

3

Учусь всё делать сам

19

4

Взаимопомощь дома и в школе

20

5

Взаимопомощь дома и в школе

21

6

Беречь результаты труда

22

7

Беречь результаты труда

23

8

Обобщающее занятие

Культура внешнего вида. 6 ч.

24

1

Культура внешнего вида

25

2

Правила личной гигиены

26

3

Правила личной гигиены

27

4

Бережное отношение к своей одежде

28

5

Бережное отношение к своей одежде

29

6

Обобщающее занятие

Внешкольный этикет. 5 ч.

30

1

Внешкольный этикет. «Моя семья: традиции и праздники»

31

2

Правила поведения в общественных местах

32

3

Правила поведения в общественных местах

33

4

Бережное отношение к природе

34

5

Обобщающее занятие

3 класс. 34 ч.

Задачи:

1. Способствовать усвоению младшими школьниками круга обязанностей и правил поведения в школе и дома.

2. Научить различать добро и зло, давать правильную оценку различным поступкам, уважать чужое мнение, будучи несогласным, с ним.

3. Раскрыть сущность правильного вежливого отказа, несогласия общения с разными людьми, сострадание к чужому горю.

№ занятия

Название  раздела

Количество  часов

1

Школьный этикет.

6 ч.

2

Правила общения.

7 ч.

3

О трудолюбии. 

6 ч.

4

Культура внешнего вида.

6 ч.

5

Внешкольный этикет.

9 ч.

                                                   Итого: 34 ч.

    3 класс

Школьный этикет

  • Взаимопомощь: учёба и труд.
  • Школьное имущество надо беречь.

Правила общения

  • Время надо беречь.
  • Слово лечит, слово ранит.
  • Я и мои друзья (справедливость, коллективизм).

О трудолюбии

  • Труд кормит, а лень портит.
  • Как организовать свой труд.

Культура внешнего вида

  • Уход за своими вещами.
  • Одежда будничная и праздничная.

Внешкольный этикет

  • Разговор по телефону.
  • Поведение в гостях.
  • Я пишу письмо.
  • Поведение на природе.

Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Название раздела.

Тема занятия.

Дата

Школьный этикет. 6 ч.

1

1

Школьный этикет

2

2

Взаимопомощь: учёба и труд.

3

3

Взаимопомощь: учёба и труд.

4

4

Взаимопомощь: учёба и труд.

5

5

Школьное имущество надо беречь.

6

6

Школьное имущество надо беречь.

Правила общения. 7 ч.

7

1

Время надо беречь.

8

2

Время надо беречь.

9

3

Слово лечит, слово ранит.

10

4

Слово лечит, слово ранит.

11

5

Я и мои друзья (справедливость, коллективизм).

12

6

Я и мои друзья (справедливость, коллективизм).

13

7

Я и мои друзья (справедливость, коллективизм).

О трудолюбии. 6 ч.

14

1

Труд кормит, а лень портит.

15

2

Труд кормит, а лень портит.

16

3

Труд кормит, а лень портит.

17

4

Как организовать свой труд.

18

5

Как организовать свой труд.

19

6

Как организовать свой труд.

Культура внешнего вида. 6 ч.

20

1

Уход за своими вещами.

21

2

Уход за своими вещами.

22

3

Уход за своими вещами.

23

4

Одежда будничная и праздничная.

24

5

Одежда будничная и праздничная.

25

6

Одежда будничная и праздничная.

Внешкольный этикет. 9 ч.

26

1

Разговор по телефону.

27

2

Разговор по телефону.

28

3

Поведение в гостях.

29

4

Поведение в гостях.

30

5

Я пишу письмо.

31

6

Я пишу письмо.

32

7

Поведение на природе.

33

8

Поведение на природе.

34

9

Обобщающий урок

4 класс. 34 ч.

Задачи:

1. Познакомить детей с понятием корректного и галантного человека, с нравственным содержанием древних мифов, афоризмами.

2. Научить приемам самоконтроля и самовоспитания.

3. Раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми, положительных моральных качеств в достойном поведении.

№ занятия

Название  раздела

Количество  часов

1

Школьный этикет.

6 ч.

2

Правила общения.

7 ч.

3

О трудолюбии. 

6 ч.

4

Культура внешнего вида.

6 ч.

5

Внешкольный этикет.

9 ч.

                                                                                         Итого: 34 ч.

4 класс

Школьный этикет

  • Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим.
  •  Забота о младших.
  • Самоконтроль: оценка, самооценка, самоконтроль.

Правила общения

  • Игра «Город вежливости».
  • Вежливый ли я дома?

О трудолюбии

  • Культура физического и умственного труда.
  • Золотые руки.
  • Герои труда.

Культура внешнего вида

  • Что такое культура внешнего вида?  
  • Одежда и осанка.
  • Вежливость и внешний вид.

Внешкольный этикет

  • Готовимся к празднику.
  • Осваиваем правило «так нельзя».

Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Название раздела

Тема занятия

Дата

Школьный этикет. 6 ч.

1

1

Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим.

2

2

Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим.

3

3

Забота о младших.

4

4

Забота о младших.

5

5

Самоконтроль: оценка, самооценка, самоконтроль.

6

6

Самоконтроль: оценка, самооценка, самоконтроль.

Правила общения. 7 ч.

7

1

Игра «Город вежливости».

8

2

Игра «Город вежливости».

9

3

Игра «Город вежливости».

10

4

Вежливый ли я дома?

11

5

Вежливый ли я дома?

12

6

Вежливый ли я дома?

13

7

Конкурс стихов о вежливости.

О трудолюбии. 6 ч.

14

1

Культура физического и умственного труда.

15

2

Культура физического и умственного труда.

16

3

Золотые руки.

17

4

Золотые руки.

18

5

Герои труда.

19

6

Герои труда.

Культура внешнего вида. 6 ч.

20

1

Что такое культура внешнего вида?

21

2

Что такое культура внешнего вида?

22

3

Одежда и осанка

23

4

Одежда и осанка

24

5

Вежливость и внешний вид.

25

6

Вежливость и внешний вид.

Внешкольный этикет. 9 ч.

26

1

Готовимся к празднику

27

2

Готовимся к празднику

28

3

Готовимся к празднику

29

4

Готовимся к празднику

30

5

Осваиваем правило «так нельзя».

31

6

Осваиваем правило «так нельзя».

32

7

Осваиваем правило «так нельзя».

33

8

Экскурсия

34

9

Обобщающий урок

Содержание курса

  1. Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе)


      Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Универсальные учебные действия:

— воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;

— оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

  1.      Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)

Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые
и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к
родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

Нравственное содержание ситуации  (литературной, жизненной), оценка ситуации.

Универсальные учебные действия:

—  использовать в речи слова вежливости;

— участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме,
анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;

— высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);

— создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);

—  описывать сюжетную картинку (серию);

—  оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;

—  самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

  1.       О трудолюбии

Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека.

Элементы  культуры  труда.  Стимулирование  оценки  учащимися собственного  отношения  к  труду.  Способы  бережного  отношения к вещам, созданным трудом других людей.

      Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление  от неорганизованности, недисциплинированности).
        Анализ  и  оценка  своих  действий  во  время  уроков,  труда,  дежурства.

Универсальные учебные действия:

— проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;

— оценивать свои действия во время уроков, дежурств.

  1.       Культура внешнего вида 

Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Универсальные учебные действия:

— воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;

— оценивать внешний вид человека.

  1.               Внешкольный этикет

           Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях
(на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким
и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

          Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.

            Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

Универсальные учебные действия:

— использовать доброжелательный тон в общении;

—оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

Основные требования к знаниям и умениям  обучающихся:

В результате прохождения программного материала  к концу 1 класса обучающиеся  должны знать:

1. Отличие понятий «этика» и «этикет».

2. Правила вежливости и красивых манер.

3. Заповеди и соответствующие притчи.

Уметь:

1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.

2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.

3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.

4. Быть доброжелательными.

5. Соблюдать заповеди.

6. Сострадать животным, не обижать их.

7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.

8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.

9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.

В результате прохождения программного материала  к концу 2 класса обучающиеся  должны знать:

1. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.

2. Заповеди и правила этикета.

3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена).

4. Афоризмы.

Уметь:

1. Исполнять заповеди.

2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.

3. Выполнять общение.

4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.

5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании.

В результате прохождения программного материала  к концу 3 класса обучающиеся  должны знать:

1. Ранее изученные заповеди и афоризмы.

2. Каким должен быть воспитанный человек.

3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.

4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убеждений.

5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.

6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.

Уметь:

1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.

2. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.

3. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.

4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.

5. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.

6. Быть сострадательными к чужому горю.

7. Не обижать животных и птиц.

8. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

9. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.

В результате прохождения программного материала  к концу 4 класса обучающиеся  должны знать:

1.  Правила этики и культуры речи.

2. Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного.

3. Об источниках наших нравственных знаний.

4. О совести как основе нравственности.

5. Заветы предков. «Поучение» В.Мономаха.

6. Стихотворения о родине (на выбор).

7.  Афоризмы.

8. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.

Уметь:

Различать хорошие и плохие поступки.

Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.

Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.

Исполнять заповеди.

Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

Список литературы

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.

3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И.  Азбука нравственности. /  Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.  

4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.

5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.

6. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания /  В.Н.Суслов. -  М.: Просвещение, 2010. 68 с.

7. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.

9. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.

10.  Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука добра"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука добра" содержит: пояснительную записку, УУД, содержание, учебный план. учебно-тематический план, материально-техническое обеспечение....

рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика: азбука добра"

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Этика: азбука добра"

Духовно-нравственное направление курса "Этика: азбука добра" по внеурочной деятельности...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Этика - азбука добра"

Необходимость нравственного образования в школе начиная с начальных классов основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам...

рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика:азбука добра"

Пояснительная записка   Рабочая программа по внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательно...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доброе дело"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе. Социальное направление...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу «Добрая сказка» о добрых качествах: для занятий с детьми младшего школьного возраста

Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу«Добрая сказка»о добрых качествах:  для занятий с детьми младшего школьного возраста...