Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Этика: азбука добра"
методическая разработка (1 класс) по теме
Духовно-нравственное направление курса "Этика: азбука добра" по внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Николаевская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена и рекомендована Педагогическим советом МБОУ «Николаевская СОШ» протокол №
| Утверждена приказом директора МБОУ «Николаевская СОШ» № от «___ » _______________ ________________ Л.И. Иванова |
Автор: Королёва Татьяна Александровна
учитель начальных классов,
I квалификационная категория
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Стандартов второго поколения «Внеурочная деятельность» методический конструктор П.В.Степанов, Д.В.Григорьев, Издательство Просвещение 2011 год; на основе авторской программы «Этика: азбука добра» авторы И.С. Хомякова, В.И. Петрова,
(Сборник программ внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф.Виноградовой 1-4 класс, Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2012 год).
Общая характеристика.
Курс «Этика, азбука добра » реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 и 2 классах, в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Актуальность данного курса основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме
нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои
действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников
связано прежде всего с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы
общения наиболее интересны для детей данного возраста.
Цель:
- формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.
Задачи:
- формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров.
Ценностные ориентиры содержания курса.
Содержание курса «Этика: азбука добра» раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т. е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей).
Развитие нравственного сознания младшего школьника формируется от класса к классу в следующей логике.
1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.
2 класс. Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения.
Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей
понимания, что их нравственное взросление идет от поступка к нравственным качествам на основе правил.
Объём программы
Рабочая программа по кружку «Этика: азбука добра» для 1-2 классов составлена на основе авторской программы И.С.Хомякова, В.И.Петрова, предусматривающей 33 часа.
На реализацию программы с 1 по 2 класс отводится 1 час в неделю.
Согласно Графику – календарю МБОУ «Николаевская СОШ» на 2012-2013 учебный год в 1 классе предусмотрено 33 учебных недель, во 2 классе 35 учебных недель, фактически должно быть проведено 35 часов.
Рабочая программа составлена на 35 часов. (2 ч – «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть» проведение итогового мероприятия).
Программа предназначена для занятий детей младшего школьного возраста.
Численный и возрастной состав курса «Этика: азбука добра»
Возраст детей от 6,5 лет до 8 лет, численность 7 человек.
Ожидаемые результаты:
- обогащение личного опыта общения детей;
- ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
- овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы курса «Этика: азбука добра».
Личностными результатами изучения данного внеурочного курса являются:
- воспитание доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Метапредметные результаты:
- сравнение;
- анализ;
- синтез;
- обобщение;
- классификация.
Материально – техническое обеспечение
Используемая литература
- Программа «Этика: азбука добра» авторы И.С. Хомякова, В.И. Петрова., М., 2011;
- Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
- Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
- Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;
- Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;
- Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
- Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;
Содержание работы курса «Этика: азбука добра»
(35 ч – 1 час в неделю)
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в
школе) (7 ч)
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. При-
ход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке,
учебное сотрудничество.
Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия:
- воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
- оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми) (11 ч)
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и
недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые
и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к
родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое
знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно,
без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление
ссор, драк, признание своей вины).
Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной),
оценка ситуации.
Универсальные учебные действия:
- использовать в речи слова вежливости;
- участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме,
анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания; - высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в
реальной жизни, героев произведений); - создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
- описывать сюжетную картинку (серию);
- оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
- самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии (7 ч)
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и
обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека.
Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися
собственного отношения к труду. Способы бережного отношения
к вещам, созданным трудом других людей.
Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление
от неорганизованности, недисциплинированности).
Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия:
- проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;
- оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
Культура внешнего вида (4 ч)
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность
в человеке.
Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия:
- воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
- оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет (6 ч)
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного
человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.
Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке,
театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко
и громко высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия:
- использовать доброжелательный тон в общении;
- оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведение в общественных местах.
Календарно – тематическое планирование курса
«Этика: азбука добра»
№ | Дата | Тема занятия | Кол-во часов 35 ч | Содержание деятельности |
Школьный этикет (7 ч) | ||||
1/1 | Мы пришли на урок. | 1 | Обсуждение предложенных ситуаций. Формулирование правил поведения на уроке. | |
2/2 | Правила поведения на уроке | 1 | Закрепление правил поведения на уроке. Разыгрывание сценок. Анализ поведения героев сказок | |
3/3 | Зачем нужны перемены? | 1 | Обсуждение поставленного перед уроком вопроса. Формулирование правил поведения на перемене. Анализ поведения героев художественных произведений | |
4/4 | Правила поведения на перемене | 1 | Закрепление правил поведения на переменах. Разыгрывание сценок. | |
5/5 | Мы в школьной столовой. | 1 | Экскурсия в столовую. Знакомство с работниками столовой. Формулирование правил поведения в столовой. | |
6/6 | Правила поведения в столовой | 1 | Закрепление правил поведения в столовой. Оказание помощи по наведению порядка в зале. | |
7/7 | Как быть прилежным и старательным | 1 | Понятия «старательность», «прилежность». Положительная оценка данных качеств на примерах из литературных произведений. | |
Правила общения (11 ч) | ||||
1/8 | Зачем нужны «вежливые» слова | 1 | Чтение и обсуждение произведения «Волшебное слово». Просмотр фрагментов из фильмов. Ролевая игра | |
2/9 | Доброжелательность | 1 | Конкурс добрых сюрпризов. Разыгрывание сценок | |
3/10 | Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. | 1 | Анализ отрывков прочитанных произведений. Формулирование правил общения с товарищами | |
4/11 | Общение по телефону | 1 | Практическое занятие. Формулирование правил общения по телефону. Просмотр отрывков мультфильмов. Анализ | |
5/12 | Мой учитель | 1 | Конкурс рисунков. Формулирование правил общения с учителями, взрослыми. Разыгрывание сценок | |
6/13 | Общение со взрослыми | 1 | Чтение и обсуждение отрывков книг. Экскурсия в библиотеку. Беседа с библиотекарем | |
7/14 | Добро и зло | 1 | Проблемный вопрос: что можно считать добром и злом. Изучение поступков сказочных героев. | |
8/15 | Думай о других: сочувствие – как его выразить? | 1 | Практическое занятие. Разыгрывание сценок. Обсуждение поставленного перед уроком вопроса. | |
9/16 | Эмоции | 1 | Просмотр отрывков видеофильмов и их обсуждение. | |
10/17 | Наши имена | 1 | Знакомство с историей имён, появлением фамилий. Обращение к одноклассникам. | |
11/18 | Моя семья | 1 | Конкурс рисунков. Дидактическая игра. | |
О трудолюбии (7 ч) | ||||
1/19 | Старательность - помощник в учебе | 1 | Чтение и обсуждение отрывков детских книг | |
2/20 | Старательность - помощник в учебе | 1 | Чтение и обсуждение отрывков детских книг | |
3/21 | Старательность - помощник в учебе | 1 | Чтение и обсуждение отрывков детских книг | |
4/22 | Как мы трудимся: в школе и дома. | 1 | Конкурс рассказов | |
5/23 | Как мы трудимся: в школе и дома. | 1 | Дидактическая игра | |
6/24 | Бережливость: каждой вещи своё место | 1 | Наведение порядка в дневнике, портфеле. | |
7/25 | Бережливость: каждой вещи своё место | 1 | Наведение порядка в кабинете. | |
Культура внешнего вида (4 ч) | ||||
1/26 | Основные правила Мойдодыра. | 1 | Подготовка и проведение праздника «В гостях у Мойдодыра» | |
2/27 | Основные правила Мойдодыра. | 1 | Подготовка и проведение праздника «В гостях у Мойдодыра» | |
3/28 | Учимся не болеть | 1 | Правила закаливания, профилактика простудных заболеваний. | |
4/29 | Каждой вещи свое место | 1 | Просмотр отрывков видеофильмов и их обсуждение. Развивающие игры. | |
Внешкольный этикет (6 ч) | ||||
1/30 | Правила поведения на улице. | 1 | Практическое занятие. Формулирование правил поведения на улице. Выход на улицу. | |
2/31 | Правила поведения в транспорте | 1 | Практическое занятие. Формулирование правил поведения в транспорте. Выход на улицу. | |
3/32 | Правила поведения в гостях | 1 | Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуации | |
4/33 | «Спасибо» и «пожалуйста» | 1 | Экскурсия в магазин. Общение с продавцами и покупателями. | |
5/34 | « Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть» | 1 | Проведение и организация итогового мероприятия. | |
6/35 | « Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть» | 1 | Проведение и организация итогового мероприятия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/04/picture-652064-1438696907.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Азбука общения" (1 год обучения)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления расчитана на 4 года. Представленная программа для первого года обучения.Актуальность программы определена тем, ч...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/01/picture-234479-1517511643.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс "Азбука нравственности"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс "Азбука нравственности"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/10/picture-935429-1499681412.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Дорогою добра»
Цель программы: духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческог...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/26/picture-1130160-1553597834.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу «Психологическая азбука»
Рабочая программа разработана на основе программы развивающих занятий в 1 классе «Психологическая азбука». Т.А. Аржакаева, И.В.Вачков, А.Х.Попова. М.- 2012....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/18/picture-661912-1445191539.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Азбука здоровья»(коррекционно-развивающие занятия)
Представлена рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука здоровья" Программа расчитана на 3 года(2 часа в неделю).Программа написана для учащихся 1-3 классов....
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/15/picture-1295874-1647339013.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению "Азбука жизни" с 1- 4 класс
Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность, рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мой школьный мир – территория добра» для 3 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мой школьный мир – территория добра» для 3 класса на 2023-2024 учебный год...