Программа по внеурочной деятельности, 1 класс, "Финансовая грамотность".
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
Выпускник получит возможность для формирования:
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- учитывать установленные правила в планировании действий;
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для выполнения задания;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- выделять существенную информацию из сообщений разных видов;
- устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
-Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- строить понятные высказывания;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнера;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
- - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
Содержание программы
Тема 1. Что такое деньги и откуда они взялись.4ч
Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег - товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.
Основные понятия
Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.
Компетенции •
Объяснять причины и приводить примеры обмена. • Объяснять проблемы, возникающие при обмене. • Описывать свойства товарных денег. • Приводить примеры товарных денег. • Приводить примеры первых монет.
Тема 2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.5ч
Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.
Основные понятия
Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.
Компетенции
•Объяснять, почему появились монеты. •Описывать купюры и монеты. •Сравнивать металлические и бумажные деньги. • Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.
Тема 3. Какие деньги были раньше в России.3ч
Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.
Основные понятия «Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.
Компетенции
•Описывать старинные российские деньги.• Объяснять происхождение названий денег.
Тема 4. Современные деньги России и других стран.6ч
Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.
Основные понятия
Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта.
Компетенции
• Описывать современные российские деньги. • Решать задачи с элементарными денежными расчётами. • Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта. • Приводить примеры иностранных валют.
Тема 5. Откуда в семье деньги.5ч
Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.
Основные понятия
Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.
Компетенции
• Описывать и сравнивать источники доходов семьи. • Объяснять причины различий в заработной плате. • Объяснять, кому и почему платят пособия. • Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.
Тема 6. На что тратятся деньги.3ч
Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.
Основные понятия
Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.
Компетенции
• Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки. • Сравнивать покупки по степени необходимости. • Различать планируемые и непредвиденные расходы. • Объяснять, как появляются сбережения и долги.
Тема 7. Как умно управлять своими деньгами. 3ч
Бюджет- план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.
Основные понятия
Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.
Компетенции
•Объяснять, как управлять деньгами. • Сравнивать доходы и расходы. • Объяснять, как можно экономить. • Составлять бюджет на простом примере.
Тема 8. Как делать сбережения.4ч
Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.
Основные понятия
Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.
Компетенции
• Объяснять, в какой форме можно делать сбережения. • Приводить примеры доходов от различных вложений денег. • Сравнивать разные виды сбережений.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проектная, художественное творчество, трудовая деятельность, проблемно-ценностное общение, общественно-полезная практика.
- Формы организации деятельности: экскурсии, викторины, конкурсы, творческие задания, проекты, тесты
Календарно - тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Дата | |
Что такое деньги и откуда они взялись.4ч | |||
1 | 1 | Что такое деньги и откуда они взялись. | |
2 | 2 | Что такое деньги и откуда они взялись. Игра «Обмен товарами». | |
3 | 3 | Что такое деньги и откуда они взялись. Решение задач с денежными расчетами | |
4 | 4 | Что такое деньги и откуда они взялись. Тест. | |
Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.5ч | |||
5 | 1 | Рассмотрим деньги поближе. Коллекция нумизмата. | |
6 | 2 | Рассмотрим деньги поближе. Постер «Виды товарных денег» | |
7 | 3 | Рассмотрим деньги поближе. Игра - путешествие «Сказочная страна финансов» | |
8 | 4 | Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок. | |
9 | 5 | Рассмотрим деньги поближе. Тест. | |
Какие деньги были раньше в России.3ч | |||
10 | 1 | Какие деньги были раньше в России. Деньга, копейка, рубль. | |
11 | 2 | Какие деньги были раньше в России. Первые бумажные деньги. (Заочная экскурсия). | |
12 | 3 | Какие деньги были раньше в России. Пословицы и поговорки про деньги. Дизайн купюры сказочной страны. (Художественное творчество) | |
Современные деньги России и других стран.6ч | |||
13 | 1 | Современные деньги России и других стран. Современные монеты и купюры России. | |
14 | 2 | Современные деньги России и других стран. Банки. Безналичные и электронные деньги. | |
15 | 3 | Современные деньги России и других стран. Пластиковые карты. | |
16 | 4 | Современные деньги России и других стран. Постер «Оборот денег» | |
17 | 5 | Современные деньги России и других стран. Доллар и евро. | |
18 | 6 | Современные деньги России и других стран. Тест. | |
Откуда в семье деньги.5ч | |||
19 | 1 | Откуда в семье деньги. Клады, лотерея, наследство. | |
20 | 2 | Откуда в семье деньги. Заработная плата. Инсценировка сказки «Заработанный рубль» | |
21 | 3 | Откуда в семье деньги. Пенсии, пособия, стипендии. Мини-исследование «Основные доходы в семье» | |
22 | 4 | Откуда в семье деньги. Аренда и проценты в банке, кредиты. Постер «Доходы бывают разные» | |
23 | 5 | Откуда в семье деньги. Викторина. | |
На что тратятся деньги.3ч | |||
24 | 1 | На что тратятся деньги. Необходимые расходы. Проект. | |
25 | 2 | На что тратятся деньги. Откладывание денег и непредвиденные расходы. Игра «Магазин» | |
26 | 3 | На что тратятся деньги. Хобби. Вредные привычки. Составление примерной сметы расходов в семье. | |
Как умно управлять своими деньгами. 3ч | |||
27 | 1 | Как умно управлять своими деньгами. Расходы и доходы. Считаем деньги. | |
28 | 2 | Как умно управлять своими деньгами. Что такое экономия? Кого называют банкротом? | |
29 | 3 | Как умно управлять своими деньгами. Сочинение сказки о правильном распоряжении деньгами. | |
30 | Промежуточная аттестация. | ||
Как делать сбережения.4ч | |||
31 | 1 | Как делать сбережения. Куда и как откладывать деньги? | |
32 | 2 | Как делать сбережения. «Путешествие в страну Капиталия» | |
33 | 3 | Как делать сбережения. Игра «Я – предприниматель» | |
34 | 4 | Итоговый урок. Обобщение по курсу. |
Список рекомендуемой литературы
1. Антипова М.В. Метод кейсов: Методическое пособие. — Мариинско-Посадский филиал ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011 — http://mpfmargtu. ucoz.ru/metod/metodicheskoe_posobie-1.pdf
2. Горяев А.,Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. — Российская экономическая школа, 2010. Электронная версия книги доступна на сайтах: www.nes.ru www.azbukafinansov.ru 3. Зачем нужны страховые компании и страховые услуги? / Авторский коллектив под руководством Н.Н. Думной. — М.: Интеллект-Центр, 2010.
4. Как вести семейный бюджет: учеб.пособие / Н.Н. Думная, 55 О.А. Рябова, О.В. Карамова; под ред. Н.Н. Думной. — М.: Интеллект-Центр, 2010.
5. Карасев Д. Менялы. История банковского дела. Мир денег, март — апрель 2002 — http://www.mirdeneg.com/rus/mworld/archives/magazine/article/204/
6. Карелина Г.Д. Интерактивный метод мозаика в образовательном процессе — http://festival.1september.ru/articles/537420/
7. Прутченков А.С. Кейс-метод в преподавании экономики в школе http://www.hse.ru/data /2011/04/22/1210966029/22_2007_2.pdf
8. Симоненко В.Д., Шелепина О.И. Семейная экономика: учебное пособие для 7–8 классов общеобразоват. учр./ Образовательная область «Технология». — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2002.
9. Чиркова Е.В. Финансовая пропаганда, или Голый инвестор. — М.: ООО «Кейс», 2010.
10. Экономика для 3–5 классов. Барбара Дж. Флауренс, Пенни Каглер, Бонни Т. Мезарос, ЛейнаСтилс, Мэри С. Сьютер / Пер. с англ. Т. Равичевой, под ред. С. Равичева. — М.: МЦЭБО, 2006.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Интернет-источники
1.. Журнал «Экономика в школе» с вкладкой «Школьный экономический журнал» и финансовым приложением — http://ecschool.hse.ru
2.Сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя» — http://zanimatika.narod.ru/
3.. Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» — http://festival.1september.ru/
4.Сайт «Интеллект-карты. Тренинг эффективного мышления» — http://www.mind-map.ru
Сайт посвящён истории, философии, технике создания и применения интеллект-карт (mind-map, карты разума, карты мышления, ментальные карты, диаграммы связей).
5. Сайт тренингового центра «Стимул» — http://www.stimul.biz/ru/ lib/mindmap/economic/
Сайт посвящён разработке интеллект-карт, содержит галерею карт, созданных на компьютере и вручную, в том числе и по экономике
6.Метод «дерево решений» — http://www.forex4.info/index.php/ finrisk/46-uprrisk/186-metodderresh
7.Сайт «Тостер». Как построить дерево решений — http://toster. ru/q/23959 Тренинг мозгового штурма — http://www.nnmama.ru/content/evolution/ Methods/tamberg4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по внеурочной деятельности "Путь к грамотности" для 3 класса
рабочая программа и календарно- тематическое планирование к авторскому курсу "Путь к грамотности" Олейник О. В. 3 класс...
рабочая программа по внеурочной деятельности "Путь к грамотности"
рабочая программа по внеурочной деятельности "Путь к грамотности"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Путь к грамотности»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Путь к грамотности»...
Программа по внеурочной деятельности "Уроки финансовой грамотности"
Рабочая программа по внеурочной деятельности курса "Формирование финансовой грамотности у обучающихся 2-4 классов"...
Программа по внеурочной деятельности «Основы компьютерной грамотности»
Программа “Основы компьютерной грамотности” представляет среду для изучения универсальных компьютерных технологий (графический, текстовые редакторы, электронные книги и игры на развитие логического мы...
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Основы финансовой грамотности" 4 класс
Программа составлена в соотвестсвии ФГОС НОО, на основе авторской программы Ю. Корлюговой, Е. Гоппе «Финансовая грамотность»....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Развитие математической грамотности» ФГОС НОО 3 класс
Содержание курсаЛогические и комбинаторные задачиМагический квадрат. Комбинаторные задачи. Логические задачи. Задачи на множества.Арифметические действия и задачиЧисла от 1 до 100. Задачи на части. Чё...