Программа по внеурочной деятельности "Уроки финансовой грамотности"
рабочая программа (2, 3 класс)

Буженинова Елена Юрьевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности курса "Формирование финансовой грамотности у обучающихся 2-4 классов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost_2-4klass.docx37.23 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

курса

«Формирование финансовой грамотности

у учащихся 2-4 классов»

Учитель Буженинова Е.Ю.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Формирование финансовой грамотности

у учащихся 2-4 классов»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности разработана на основе примерной программывнеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образования.   Авторы программы Финансовая грамотность: Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, учебная программа. 2–4классы общеобразоват. орг. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. Заказчиком которой выступает Минфин России.

Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 2–4 классов в сфере экономики семьи.

Программа рассчитана на 1 час с вариативностью на 0,5 часа составлена на 34/35 часов. Рассчитана на учащихся 2-4 классов.

Цель и задачи программы:

Целями изучения курса «Финансовая грамотность» являются -

   развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и

         нравственного поведения в области экономических отношений в семье,

         формирование опыта применения полученных знаний и умений для ре-

         шения элементарных вопросов в области экономики семьи.

         Основные содержательные линии курса:

         • деньги, их история, виды, функции;

         • семейный бюджет.

Задачи программы:

Формируемые компетенции

  • осуществлять поиск и использование информации необходимой для результативного и эффективного решения задач в финансовой сфере;
  • определять актуальные и потенциальные источники доходов;
  •  анализировать структуру собственных (семейных) доходов и расходов, определять уровень жизни семьи на основании бюджета, оценивать финансовую устойчивость своего домохозяйства, планировать семейный и личный бюджет, планировать сбережения;
  •  выявлять возможные финансовые риски, оценивать их, разрабатывать меры по уменьшению рисков;
  •  оценивать актуальность при кредитовании, оценивать риски, возникающие в связи с кредитной нагрузкой на семью, определять эффективную процентную ставку по кредиту;
  •  оценивать риски при инвестировании, сравнивать доходность различных инвестиционных продуктов, выбирать типовые методы и способы выполнения задач по инвестированию средств;
  •  сравнивать возможности - оценивать соотношения уровня расходов и степени защищенности, обеспечиваемой страховым продуктом;
  • оценивать степень безопасности различных предложений на финансовом рынке;
  • оценивать их эффективность и качество, описывать алгоритм действий в ситуации финансового мошенничества.

Основные содержательные линии курса:

  1. деньги, их история, виды. функции;
  2. семейный бюджет.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курса-

         ми математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и

         задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей

         и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и

         проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с

         текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и пред-

         ставления информации и публичных выступлений.

         Личностные результаты изучения курса «Финансовая грамот-

         ность»:

         • осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие

         в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семей-

         ном бюджете;

         • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых

         отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в

         области семейных финансов;

         • развитие самостоятельности и осознание личной ответственности

         за свои поступки: планирование собственного бюджета и сбережений, понимание финансового положения семьи;

         • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в

         разных игровых и реальных экономических ситуациях.

          Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая гра-

         мотность»:

         Познавательные:

         • освоение способов решения проблем творческого и поискового

         5

         характера: работа над проектами и исследования;

         • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации: поиск информации в Интернете, проведение простых опросов, построение таблиц, схем и диаграмм;

         • овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

         • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

         Регулятивные:

         • понимание цели своих действий в проектной и исследователь-

         ской деятельности;

         • составление простых планов с помощью учителя;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

         • оценка правильности выполнения действий: знакомство с крите-

         риями оценивания, самооценка и взаимооценка;

         • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, ро-

         дителей.

         Коммуникативные:

         • составление текстов в устной и письменной формах;

         • готовность слушать собеседника и вести диалог;

         • готовность признавать возможность существования различных

         точек зрения и права каждого иметь свою;

         • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и

         оценку событий;

         • умение договариваться о распределении функций и ролей в со-

         вместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной

         деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение

         окружающих.

         Предметные результаты изучения курса:

         • понимание и правильное использование экономических терминов;

         • представление о роли денег в семье и обществе;

         • умение характеризовать виды и функции денег;

         • знание источников доходов и направлений расходов семьи;

         • умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой се-

         мейный бюджет;

         6

         • определение элементарных проблем в области семейных финан-

         сов и путей их решения;

         • проведение элементарных финансовых расчётов.

         Методы преподавания

         При изучении курса предполагается преобладание активных и ин-

         терактивных методов обучения.

         Мозаика

         Этот метод может быть использован при ответе на вопросы или ре-

         шении задач.

         • Класс делится на группы. В каждой группе число человек соответ-

         ствует количеству задач.

         • Членам группы случайным образом (например, на каждом столе

         лежат карточки с номерами номером вниз) присваиваются номера, соот-

         ветствующие номеру задачи.

         • Ученики пересаживаются таким образом, чтобы за одним столом

         оказались игроки с одинаковыми номерами, которые вместе решают за-

         дачу (задачи), соответствующую их номерам.

         • Все возвращаются в свои команды, и каждый «эксперт» представ-

         ляет свою задачу остальным членам команды.

         • Из каждой команды к доске вызывают игроков для решения за-

         дач, в которых они не были экспертами.

         «Один — два — вместе»

         Тестовые задания с открытым ответом, задания, связанные с объяс-

         нением смысла (например, пословиц), могут также выполняться в груп-

         пах следующим образом. На первом этапе каждый член группы пишет

         собственный ответ, далее ученики объединяются по двое и на основе

         индивидуальных ответов составляют общий, стараясь не потерять идеи

         каждого. На следующем шаге создают группу из двух или трёх пар и вы-

         рабатывают общий ответ. По этой методике может быть разработан эскиз

         постера, если он выполняется группой. В этом случае лучше ограничиться

         четырьмя участниками.

         Дерево решений

         При выполнении заданий по классификации, например товаров и

         услуг, или принятию решений, например выбор варианта семейного от-

         дыха, можно построить дерево решений. Оно обычно строится верши-

         ной вниз.

         Мозговой штурм 

         

         В групповых проектах, например организации праздника в клас-

         се, эффективно начинать работу с мозгового штурма. В зависимости от

         количества участников идеи могут выдвигаться индивидуально или от

         группы. Роль ведущего, обязанностью которого является фиксирование

         идей, может исполнять учитель или ученик. На первом этапе важно чёт-

         ко сформулировать проблему, которая должна быть решена. На втором

         этапе идеи выдвигаются, фиксируются, но не оцениваются. Число идей

         не ограничено. Третий этап посвящён группировке идей, близких по со-

         держанию, оценке и отбору.

         Мини-исследование

         Поскольку цель курса  вовлечение школьников в реальную

         жизнь, формирование активной жизненной позиции и ответственности, исследовательская деятельность является, вероятно, самым эффектив-

 ным методом обучения. Любое исследование предполагает определе-

         ние цели, сбор, обработку и анализ информации, оценку полученных

         результатов. Естественно, что учащиеся 2–4 классов находятся на раз-

         ных этапах освоения этой деятельности. Поэтому в контрольных изме-

         рительных материалах предлагаются разные варианты заданий. Для

         проведения мини-исследования используется один источник, резуль-

         таты представляются в простой форме, например в виде таблицы или

         короткого текста.

         Кейс

         Учебные кейсы, которые используются в школе, отличаются от

         кейсов университетских, которые предполагают разработку ситуации

         с последующими пошаговыми изменениями, зависящими от принятых

         решений. Говоря об учебном кейсе, мы будем иметь в виду ситуацию

         из реальной жизни с разработанными к ней вопросами. Для младших

         детей ситуация может быть приближенной к реальной, но упрощённой.

         Аукцион 

         Проверка знаний и умения логически мыслить успешно проходит в

         форме аукциона. Эта игра мотивирует даже не особенно успешных уче-

         ников. Игра проходит по следующим правилам:

         • У каждого участника в начале игры 100 баллов (очков, фунтиков, тугриков и т. п.).

         • Право ответа на вопрос покупается.

         • Стартовая цена простого вопроса —  5 баллов, сложного —  10 бал-

         лов.

         9

         • Цена может меняться с шагом 5 баллов.

         • Окончательная цена определяется в результате торгов.

         • При верном ответе цена вопроса прибавляется к баллам того, кто

         отвечал, при неверном  вычитается.

         Роль аукциониста могут выполнять и учитель и ученик. Кроме них

         необходима комиссия из нескольких человек (число зависит от количе-

         ства участников), которая будет проверять начисление баллов самими

         участниками игры или вести собственные ведомости.

         Диаграмма связей (интеллект-карта, ментальная карта, карта па-

         мяти, карта разума, mind-map)

         Mind-map (ментальная карта, или карта памяти)  способ схе-

         матического изображения какой-то идеи или системы. В русских пе-

реводах термин может звучать по-разному: карта ума, карта разума, карта памяти, интеллект-карта, майнд-мэп. Эта техника позволяет на-

         глядно показать связи между отдельными компонентами в виде ветвя-

         щегося «дерева». Этот способ активно применяется при обучении и мозго-

         вых штурмах1.

         Диаграмма связей может быть построена в любой теме курса: функ-

         ции денег, доходы, расходы, семейный бюджет и т. д.

         Диаграммы можно строить вручную, иллюстрировать собственны-

         ми рисунками, готовыми картинками. Существуют компьютерные про-

         граммы построения диаграмм. Специально для детей предназначена

         программа Kidspiration (i-Pad).

         10

         Диаграмма связей .

Для младших школьников задания можно дифференцировать.

         

Формы оценивания

         Текущая аттестация:

         • устный опрос;

         • тестовые задания;

         • решение задач;

         • решение кроссвордов и анаграмм;

         • мини-исследования;

         • графическая работа: построение схем и диаграмм связей;

         • творческая работа: постер, компьютерная презентация.

         Итоговая аттестация:

         • викторина;

         • тест.

         Внеурочная деятельность:

         • творческая работа;

         • проект.

         Система оценивания

         Система оценивания курса «Финансовая грамотность» основана на

         критериальном подходе и предполагает вовлечение учащихся в процесс

         оценивания, включая самооценку и взаимооценку. В основе критериев

         лежат универсальные учебные действия.

Критерии оценивания:

         1. Знание, понимание основных принципов экономической жизни

         семьи; понимание и правильное использование экономических терминов.

         2. Обработка, анализ и представление информации в виде простых

         таблиц, схем и диаграмм.

         3. Сравнение, обобщение, классификация, установление аналогий

         и причинно-следственных связей.

         4. Исследовательские навыки: определение проблемы, постановка

         цели, подбор источников информации с помощью учителя.

         5. Определение позитивных и негативных последствий решений и

         действий.

 6. Представление результатов: соответствие темы и содержания,                 структурированный материал, логичное и понятное изложение, умение

         задавать вопросы и отвечать на них, использование видеоряда.

         7. Творческий подход: оригинальность, разнообразие выразитель-

         ных средств, качество оформления.

         

Программа реализуется через следующие формы занятий:

  • ситуационная игра,
  • образно-ролевые игры,
  • исследовательская деятельность,
  • урок-практикум,
  • дискуссия, обсуждение.

Ситуационные игры — это подвид активного социально-психологического обучения, метод социального тренинга, при котором задаётся некоторая ситуация, и участники действуют в соответствии с ней. При этом они должны следовать как объективным свойствам сформулированной ситуации, так и своими субъективными представлениями о том, как действовать в таких ситуациях.

Образно-ролевые игры – это процесс более насыщенный, отражающий внутренний мир каждого ребенка, его активность, самостоятельность и т. д.

Исследовательская деятельность - это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.

Урок-практикум – это уроки формирования умений и навыков, на которых ученики учатся проводить наблюдения, опыты, делать выводы. Здесь выполняются различные практические работы.

Деловая игра – метод осуществления образования, при котором имитируется принятие решений руководящими работниками или специалистами в различных деловых ситуациях, нередко при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости, обучающиеся принимая функцию группы лиц (лица), принимающих решения вступают в диалог организатором игры или с персональным компьютером, который предъявляет им последствия принятого ими решения, задавая новый цикл «проблема - решение – последствие (проблема) и т.д.»

Дискуссионный клуб– метод осуществления образования, при котором периодически организуется дискуссионная площадка, обучающиеся становятся участниками дискуссий, таким образом постепенно вырабатываются регламенты осуществления обсуждения - независимого, объективного анализа тех или иных социальных процессов, в качестве участников дискуссий могут приглашаться эксперты, специалисты, исследователи.

Чтобы интерактивная форма занятия была эффективной и продуктивной, обеспечиваются несколькими условиями:

  • в работу вовлечены все участники;
  • используются технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения;
  • обеспечивается психологическая подготовка участников: постоянно поощряются за активное участие в работе, предоставляется возможность для самореализации.

Примерный учебно- тематический план

занятия

Тема занятия

Теоретическая

Часть

Практическая часть

Форма занятия

Тема 1. Что такое деньги и какими они бывают

5

13

1-4

Что такое деньги и откуда они взялись.

1

3

Беседа

5-8

Рассмотрим деньги поближе.

1

3

Беседа, практические занятия

9-12

Какие деньги были раньше в России.

1

3

13-16

Защита от подделок

1

3

Беседа, практические занятия

17-18

Современные деньги России и других стран.

1

1

Сюжетно – ролевая игра

Тема 2. Из чего складываются доходы в семье.

1

3

19-22

Откуда в семье деньги.

1

3

Беседа, практические занятия

Тема 3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать.

1

3

23-26

На что тратятся деньги.

1

3

Беседа, практические занятия

Тема 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал.

2

6

27-30

Как умно управлять своими деньгами.

1

3

Беседа, практические занятия

31-34

Как делать сбережения.

1

3

Беседа, практические занятия

Итого часов: 34

9

25

         Список рекомендуемой литературы

         1. Горяев А.,Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. —

         Российская экономическая школа, 2010. Электронная версия книги до-

         ступна на сайтах: www.nes.ru и www.azbukafinansov.ru 3.

        2. Как вести семейный бюджет: учеб. пособие / Н.Н. Думная, 55

         О.А. Рябова, О.В. Карамова; под ред. Н.Н. Думной. — М.: Интеллект-

         Центр, 2010.

         3. Карасев Д. Менялы. История банковского дела. Мир денег,

         март-  апрель 2002 — http://www.mirdeneg.com/rus/mworld/archives/

         magazine/article/204/

         4. Карелина Г.Д. Интерактивный метод мозаика в образовательном

         процессе — http://festival.1september.ru/articles/537420/

         5. Прутченков А.С. Кейс-метод в преподавании экономики в школе —

         http://www.hse.ru/data/2011/04/22/1210966029/22_2007_2.pdf

         6. Экономика для 3–5 классов. Барбара Дж. Флауренс, Пенни Ка-

         глер, Бонни Т. Мезарос, Лейна Стилс, Мэри С. Сьютер / Пер. с англ. Т.   Равичевой, под ред. С. Равичева. — М.: МЦЭБО, 2006.

         Интернет-источники

         Методика

         1. Федеральный образовательный портал «Экономика. Соци-

         ология. Менеджмент»  http://ecsocman.hse.ru/comp/16000682/

         index.html

         По этой ссылке вы попадаете в раздел компьютерных игр. В курсе

         может быть использована игра «Карл» (создание собственной фирмы и

         навыки предпринимательства).

         2. Сайт «Основы экономики»  http://basic.economicus.ru

         Содержит учебно-методические материалы для школьного курса

         экономики от начальной до старшей школы. Раздел «Инфотека» вклю-

         чает учебные тексты, ситуации для анализа, задачи и тесты, статисти-

         ческие данные, исторические сюжеты. Раздел «Игротека» содержит

         большое количество ролевых игр и моделирующих упражнений для

         учащихся основной и старшей школы. Также на сайте имеется путево-

         дитель по истории экономической мысли и обзор основных ресурсов

         российского и зарубежного Интернета, посвящённых школьному обра-

         зованию.

         3. Журнал «Экономика в школе» с вкладкой «Школьный экономи-

         ческий журнал» и финансовым приложением  http://ecschool.hse.ru 

         4. Сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя»  

         http://zanimatika.narod.ru/

         5. Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»  

         http://festival.1september.ru/

         5. Сайт тренингового центра «Стимул»  http://www.stimul.biz/ru/

         lib/mindmap/economic/

         6. Метод «дерево решений»  http://www.forex4.info/index.php/

         finrisk/46-uprrisk/186-metodderresh

         7. Сайт «Тостер». Как построить дерево решений  http://toster.

         ru/q/23959

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Финансовая грамотность".

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"

laquo;Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 2 классов в сфере экономики семьи....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 3 класс

Программа реализуется через следующие формы занятий: • ситуационная игра, • образно-ролевые игры, • исследовательская деятельность,• урок-практикум,• дискуссия,...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 2-4 класс

Программа по финансовой грамотности  повышает уровень развития  способностей учащихся в области финансов, мотивацию к учебному процессу, расширяет круг интересов, которые  не входят...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности кружка «Финансовая грамотность» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"4класс.

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Ю.Корлюговой "Финансовая грамотность": учебная программа 2014 г., М. "ВИТА ПРЕСС"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Пояснительная записка«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 2 классов в сфере экономики семьи.Курс рассчитан на 34 ч.Целью изучения курса ...