Программа по внеурочной деятельности "Уроки финансовой грамотности"
рабочая программа (2, 3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности курса "Формирование финансовой грамотности у обучающихся 2-4 классов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
finansovaya_gramotnost_2-4klass.docx | 37.23 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
курса
«Формирование финансовой грамотности
у учащихся 2-4 классов»
Учитель Буженинова Е.Ю.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Формирование финансовой грамотности
у учащихся 2-4 классов»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности разработана на основе примерной программывнеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образования. Авторы программы Финансовая грамотность: Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, учебная программа. 2–4классы общеобразоват. орг. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. Заказчиком которой выступает Минфин России.
Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 2–4 классов в сфере экономики семьи.
Программа рассчитана на 1 час с вариативностью на 0,5 часа составлена на 34/35 часов. Рассчитана на учащихся 2-4 классов.
Цель и задачи программы:
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» являются -
развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и
нравственного поведения в области экономических отношений в семье,
формирование опыта применения полученных знаний и умений для ре-
шения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет.
Задачи программы:
Формируемые компетенции
- осуществлять поиск и использование информации необходимой для результативного и эффективного решения задач в финансовой сфере;
- определять актуальные и потенциальные источники доходов;
- анализировать структуру собственных (семейных) доходов и расходов, определять уровень жизни семьи на основании бюджета, оценивать финансовую устойчивость своего домохозяйства, планировать семейный и личный бюджет, планировать сбережения;
- выявлять возможные финансовые риски, оценивать их, разрабатывать меры по уменьшению рисков;
- оценивать актуальность при кредитовании, оценивать риски, возникающие в связи с кредитной нагрузкой на семью, определять эффективную процентную ставку по кредиту;
- оценивать риски при инвестировании, сравнивать доходность различных инвестиционных продуктов, выбирать типовые методы и способы выполнения задач по инвестированию средств;
- сравнивать возможности - оценивать соотношения уровня расходов и степени защищенности, обеспечиваемой страховым продуктом;
- оценивать степень безопасности различных предложений на финансовом рынке;
- оценивать их эффективность и качество, описывать алгоритм действий в ситуации финансового мошенничества.
Основные содержательные линии курса:
- деньги, их история, виды. функции;
- семейный бюджет.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курса-
ми математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и
задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей
и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и
проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с
текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и пред-
ставления информации и публичных выступлений.
Личностные результаты изучения курса «Финансовая грамот-
ность»:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие
в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семей-
ном бюджете;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в
области семейных финансов;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности
за свои поступки: планирование собственного бюджета и сбережений, понимание финансового положения семьи;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая гра-
мотность»:
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового
5
характера: работа над проектами и исследования;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации: поиск информации в Интернете, проведение простых опросов, построение таблиц, схем и диаграмм;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий в проектной и исследователь-
ской деятельности;
• составление простых планов с помощью учителя;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий: знакомство с крите-
риями оценивания, самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, ро-
дителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных
точек зрения и права каждого иметь свою;
• излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в со-
вместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Предметные результаты изучения курса:
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• представление о роли денег в семье и обществе;
• умение характеризовать виды и функции денег;
• знание источников доходов и направлений расходов семьи;
• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой се-
мейный бюджет;
6
• определение элементарных проблем в области семейных финан-
сов и путей их решения;
• проведение элементарных финансовых расчётов.
Методы преподавания
При изучении курса предполагается преобладание активных и ин-
терактивных методов обучения.
Мозаика
Этот метод может быть использован при ответе на вопросы или ре-
шении задач.
• Класс делится на группы. В каждой группе число человек соответ-
ствует количеству задач.
• Членам группы случайным образом (например, на каждом столе
лежат карточки с номерами номером вниз) присваиваются номера, соот-
ветствующие номеру задачи.
• Ученики пересаживаются таким образом, чтобы за одним столом
оказались игроки с одинаковыми номерами, которые вместе решают за-
дачу (задачи), соответствующую их номерам.
• Все возвращаются в свои команды, и каждый «эксперт» представ-
ляет свою задачу остальным членам команды.
• Из каждой команды к доске вызывают игроков для решения за-
дач, в которых они не были экспертами.
«Один — два — вместе»
Тестовые задания с открытым ответом, задания, связанные с объяс-
нением смысла (например, пословиц), могут также выполняться в груп-
пах следующим образом. На первом этапе каждый член группы пишет
собственный ответ, далее ученики объединяются по двое и на основе
индивидуальных ответов составляют общий, стараясь не потерять идеи
каждого. На следующем шаге создают группу из двух или трёх пар и вы-
рабатывают общий ответ. По этой методике может быть разработан эскиз
постера, если он выполняется группой. В этом случае лучше ограничиться
четырьмя участниками.
Дерево решений
При выполнении заданий по классификации, например товаров и
услуг, или принятию решений, например выбор варианта семейного от-
дыха, можно построить дерево решений. Оно обычно строится верши-
ной вниз.
Мозговой штурм
В групповых проектах, например организации праздника в клас-
се, эффективно начинать работу с мозгового штурма. В зависимости от
количества участников идеи могут выдвигаться индивидуально или от
группы. Роль ведущего, обязанностью которого является фиксирование
идей, может исполнять учитель или ученик. На первом этапе важно чёт-
ко сформулировать проблему, которая должна быть решена. На втором
этапе идеи выдвигаются, фиксируются, но не оцениваются. Число идей
не ограничено. Третий этап посвящён группировке идей, близких по со-
держанию, оценке и отбору.
Мини-исследование
Поскольку цель курса — вовлечение школьников в реальную
жизнь, формирование активной жизненной позиции и ответственности, исследовательская деятельность является, вероятно, самым эффектив-
ным методом обучения. Любое исследование предполагает определе-
ние цели, сбор, обработку и анализ информации, оценку полученных
результатов. Естественно, что учащиеся 2–4 классов находятся на раз-
ных этапах освоения этой деятельности. Поэтому в контрольных изме-
рительных материалах предлагаются разные варианты заданий. Для
проведения мини-исследования используется один источник, резуль-
таты представляются в простой форме, например в виде таблицы или
короткого текста.
Кейс
Учебные кейсы, которые используются в школе, отличаются от
кейсов университетских, которые предполагают разработку ситуации
с последующими пошаговыми изменениями, зависящими от принятых
решений. Говоря об учебном кейсе, мы будем иметь в виду ситуацию
из реальной жизни с разработанными к ней вопросами. Для младших
детей ситуация может быть приближенной к реальной, но упрощённой.
Аукцион
Проверка знаний и умения логически мыслить успешно проходит в
форме аукциона. Эта игра мотивирует даже не особенно успешных уче-
ников. Игра проходит по следующим правилам:
• У каждого участника в начале игры 100 баллов (очков, фунтиков, тугриков и т. п.).
• Право ответа на вопрос покупается.
• Стартовая цена простого вопроса — 5 баллов, сложного — 10 бал-
лов.
9
• Цена может меняться с шагом 5 баллов.
• Окончательная цена определяется в результате торгов.
• При верном ответе цена вопроса прибавляется к баллам того, кто
отвечал, при неверном — вычитается.
Роль аукциониста могут выполнять и учитель и ученик. Кроме них
необходима комиссия из нескольких человек (число зависит от количе-
ства участников), которая будет проверять начисление баллов самими
участниками игры или вести собственные ведомости.
Диаграмма связей (интеллект-карта, ментальная карта, карта па-
мяти, карта разума, mind-map)
Mind-map (ментальная карта, или карта памяти) — способ схе-
матического изображения какой-то идеи или системы. В русских пе-
реводах термин может звучать по-разному: карта ума, карта разума, карта памяти, интеллект-карта, майнд-мэп. Эта техника позволяет на-
глядно показать связи между отдельными компонентами в виде ветвя-
щегося «дерева». Этот способ активно применяется при обучении и мозго-
вых штурмах1.
Диаграмма связей может быть построена в любой теме курса: функ-
ции денег, доходы, расходы, семейный бюджет и т. д.
Диаграммы можно строить вручную, иллюстрировать собственны-
ми рисунками, готовыми картинками. Существуют компьютерные про-
граммы построения диаграмм. Специально для детей предназначена
программа Kidspiration (i-Pad).
10
Диаграмма связей .
Для младших школьников задания можно дифференцировать.
Формы оценивания
Текущая аттестация:
• устный опрос;
• тестовые задания;
• решение задач;
• решение кроссвордов и анаграмм;
• мини-исследования;
• графическая работа: построение схем и диаграмм связей;
• творческая работа: постер, компьютерная презентация.
Итоговая аттестация:
• викторина;
• тест.
Внеурочная деятельность:
• творческая работа;
• проект.
Система оценивания
Система оценивания курса «Финансовая грамотность» основана на
критериальном подходе и предполагает вовлечение учащихся в процесс
оценивания, включая самооценку и взаимооценку. В основе критериев
лежат универсальные учебные действия.
Критерии оценивания:
1. Знание, понимание основных принципов экономической жизни
семьи; понимание и правильное использование экономических терминов.
2. Обработка, анализ и представление информации в виде простых
таблиц, схем и диаграмм.
3. Сравнение, обобщение, классификация, установление аналогий
и причинно-следственных связей.
4. Исследовательские навыки: определение проблемы, постановка
цели, подбор источников информации с помощью учителя.
5. Определение позитивных и негативных последствий решений и
действий.
6. Представление результатов: соответствие темы и содержания, структурированный материал, логичное и понятное изложение, умение
задавать вопросы и отвечать на них, использование видеоряда.
7. Творческий подход: оригинальность, разнообразие выразитель-
ных средств, качество оформления.
Программа реализуется через следующие формы занятий:
- ситуационная игра,
- образно-ролевые игры,
- исследовательская деятельность,
- урок-практикум,
- дискуссия, обсуждение.
Ситуационные игры — это подвид активного социально-психологического обучения, метод социального тренинга, при котором задаётся некоторая ситуация, и участники действуют в соответствии с ней. При этом они должны следовать как объективным свойствам сформулированной ситуации, так и своими субъективными представлениями о том, как действовать в таких ситуациях.
Образно-ролевые игры – это процесс более насыщенный, отражающий внутренний мир каждого ребенка, его активность, самостоятельность и т. д.
Исследовательская деятельность - это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.
Урок-практикум – это уроки формирования умений и навыков, на которых ученики учатся проводить наблюдения, опыты, делать выводы. Здесь выполняются различные практические работы.
Деловая игра – метод осуществления образования, при котором имитируется принятие решений руководящими работниками или специалистами в различных деловых ситуациях, нередко при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости, обучающиеся принимая функцию группы лиц (лица), принимающих решения вступают в диалог организатором игры или с персональным компьютером, который предъявляет им последствия принятого ими решения, задавая новый цикл «проблема - решение – последствие (проблема) и т.д.»
Дискуссионный клуб– метод осуществления образования, при котором периодически организуется дискуссионная площадка, обучающиеся становятся участниками дискуссий, таким образом постепенно вырабатываются регламенты осуществления обсуждения - независимого, объективного анализа тех или иных социальных процессов, в качестве участников дискуссий могут приглашаться эксперты, специалисты, исследователи.
Чтобы интерактивная форма занятия была эффективной и продуктивной, обеспечиваются несколькими условиями:
- в работу вовлечены все участники;
- используются технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения;
- обеспечивается психологическая подготовка участников: постоянно поощряются за активное участие в работе, предоставляется возможность для самореализации.
Примерный учебно- тематический план
№ занятия | Тема занятия | Теоретическая Часть | Практическая часть | Форма занятия |
Тема 1. Что такое деньги и какими они бывают | 5 | 13 | ||
1-4 | Что такое деньги и откуда они взялись. | 1 | 3 | Беседа |
5-8 | Рассмотрим деньги поближе. | 1 | 3 | Беседа, практические занятия |
9-12 | Какие деньги были раньше в России. | 1 | 3 | |
13-16 | Защита от подделок | 1 | 3 | Беседа, практические занятия |
17-18 | Современные деньги России и других стран. | 1 | 1 | Сюжетно – ролевая игра |
Тема 2. Из чего складываются доходы в семье. | 1 | 3 | ||
19-22 | Откуда в семье деньги. | 1 | 3 | Беседа, практические занятия |
Тема 3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать. | 1 | 3 | ||
23-26 | На что тратятся деньги. | 1 | 3 | Беседа, практические занятия |
Тема 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал. | 2 | 6 | ||
27-30 | Как умно управлять своими деньгами. | 1 | 3 | Беседа, практические занятия |
31-34 | Как делать сбережения. | 1 | 3 | Беседа, практические занятия |
Итого часов: 34 | 9 | 25 |
Список рекомендуемой литературы
1. Горяев А.,Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. —
Российская экономическая школа, 2010. Электронная версия книги до-
ступна на сайтах: www.nes.ru и www.azbukafinansov.ru 3.
2. Как вести семейный бюджет: учеб. пособие / Н.Н. Думная, 55
О.А. Рябова, О.В. Карамова; под ред. Н.Н. Думной. — М.: Интеллект-
Центр, 2010.
3. Карасев Д. Менялы. История банковского дела. Мир денег,
март- апрель 2002 — http://www.mirdeneg.com/rus/mworld/archives/
magazine/article/204/
4. Карелина Г.Д. Интерактивный метод мозаика в образовательном
процессе — http://festival.1september.ru/articles/537420/
5. Прутченков А.С. Кейс-метод в преподавании экономики в школе —
http://www.hse.ru/data/2011/04/22/1210966029/22_2007_2.pdf
6. Экономика для 3–5 классов. Барбара Дж. Флауренс, Пенни Ка-
глер, Бонни Т. Мезарос, Лейна Стилс, Мэри С. Сьютер / Пер. с англ. Т. Равичевой, под ред. С. Равичева. — М.: МЦЭБО, 2006.
Интернет-источники
Методика
1. Федеральный образовательный портал «Экономика. Соци-
ология. Менеджмент» — http://ecsocman.hse.ru/comp/16000682/
index.html
По этой ссылке вы попадаете в раздел компьютерных игр. В курсе
может быть использована игра «Карл» (создание собственной фирмы и
навыки предпринимательства).
2. Сайт «Основы экономики» — http://basic.economicus.ru
Содержит учебно-методические материалы для школьного курса
экономики от начальной до старшей школы. Раздел «Инфотека» вклю-
чает учебные тексты, ситуации для анализа, задачи и тесты, статисти-
ческие данные, исторические сюжеты. Раздел «Игротека» содержит
большое количество ролевых игр и моделирующих упражнений для
учащихся основной и старшей школы. Также на сайте имеется путево-
дитель по истории экономической мысли и обзор основных ресурсов
российского и зарубежного Интернета, посвящённых школьному обра-
зованию.
3. Журнал «Экономика в школе» с вкладкой «Школьный экономи-
ческий журнал» и финансовым приложением — http://ecschool.hse.ru
4. Сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя» —
http://zanimatika.narod.ru/
5. Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» —
http://festival.1september.ru/
5. Сайт тренингового центра «Стимул» — http://www.stimul.biz/ru/
lib/mindmap/economic/
6. Метод «дерево решений» — http://www.forex4.info/index.php/
finrisk/46-uprrisk/186-metodderresh
7. Сайт «Тостер». Как построить дерево решений — http://toster.
ru/q/23959
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Финансовая грамотность".
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"
laquo;Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 2 классов в сфере экономики семьи....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 3 класс
Программа реализуется через следующие формы занятий: • ситуационная игра, • образно-ролевые игры, • исследовательская деятельность,• урок-практикум,• дискуссия,...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 2-4 класс
Программа по финансовой грамотности повышает уровень развития способностей учащихся в области финансов, мотивацию к учебному процессу, расширяет круг интересов, которые не входят...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности кружка «Финансовая грамотность» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"4класс.
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Ю.Корлюговой "Финансовая грамотность": учебная программа 2014 г., М. "ВИТА ПРЕСС"....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Пояснительная записка«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 2 классов в сфере экономики семьи.Курс рассчитан на 34 ч.Целью изучения курса ...