Рабочая программа по внеурочной деятельности " Основы финансовой грамотности" 4 класс
рабочая программа по математике (4 класс)
Программа составлена в соотвестсвии ФГОС НОО, на основе авторской программы Ю. Корлюговой, Е. Гоппе «Финансовая грамотность».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_kray_v_kotorom_ya_zhivu_.docx | 39.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности « Основы финансовой грамотности» разработана для учащихся 4 классов общеобразовательной школы на основе следующих нормативно правовых документов «Об образовании в Российской Федерации»:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации»;
- Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 N 240-V «Об образовании в Республике Бурятия» (принят Народным Хуралом РБ 05.12.2013) (с изменениями на 14 июля 2020 года)
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 189 от 29.12.2010г. зарегистрирован в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993; изменения и дополнения от: 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015 г., 22 мая 2019г.;
- Приказ Минпросвещения России от 20.05.2020 N 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
- Письмо Минобрнауки России от 28.10.2015 N 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
- ФГОС НОО (Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785);
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (ОДОБРЕНА решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15;), (в редакции протокола N 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию);
- Авторская программа Ю. Корлюговой, Е. Гоппе «Финансовая грамотность».
Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 учебные недели, всего – 34 часа. Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
- развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметные результаты:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
- овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
- понимание цели своих действий;
- составление простых планов с помощью учителя;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;
- составление текстов в устной и письменной формах;
- умение слушать собеседника и вести диалог;
- умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
В программу по внеурочной деятельности включён национально - региональный компонент в разделы «Как появились деньги и какими они бывают» (серия монет к 350-летию добровольного вхождения Бурятии в состав Российского государства; банки в городе Улан-Удэ; покупка и продажа Доллара, Евро в Улан-Удэ), «Из чего складываются доходы в семье» (самые богатые люди Бурятии), « Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал» (товары и услуги в Бурятии)
Основными видами внеурочной деятельности на занятиях являются: проектная, исследовательская деятельность, решение занимательных задач, творческая работа: постер, компьютерная презентация, газета плакат.
Основными формами организации занятий по внеурочной деятельности являются: устный опрос, коллективный диалог, работа в парах, группах, графическая работа: построение схем и диаграмм связей, сообщение, доклад.
Используются нетрадиционные формы занятия: виртуальная экскурсия, игра, путешествие, конкурс, викторина, сказка.
Содержание программы (34 часа)
Как появились деньги и какими они бывают (15 часов)
Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег — товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.
Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.
Основные понятия: Бартер. Деньги. Товарные деньги. Благородные металлы. Монеты. Банкноты (банковские билеты). Купюры. Номинал. Покупательная сила. Товары.
Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег. Основные понятия: Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.
Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.
Валюта. Доллар. Евро. Фунт стерлингов. Иена. Швейцарский франк.
Мировая валюта: доллар, евро, фунт стерлингов, иена, швейцарский франк.
Понимание того, что валюта - денежная единица страны. Различать виды валют.
Пересчитать цены товаров, используя валютный курс.
Из чего складываются доходы в семье (6 часов)
Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты.
Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.
Основные понятия:
Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам.
Кредиты. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность. Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес
Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать (3 часа)
Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.
Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Переменные расходы. Сезонные расходы.
Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал
(8 часов)
Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.
Основные понятия
Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.
Сбережения. Накопления. Долг.
Понимание того, что нужно планировать семейный бюджет
Календарно-тематическое планирование занятий (34 часа)
№ | Тема занятия | Кол-во | Дата по плану | Фактическая дата |
Как появились деньги и какими они бывают (15 часов) | ||||
1 | Как появились деньги | 1 | ||
2 | История монет | 1 | ||
3 | Творческая работа «Монеты Древней Руси» | 1 | ||
4 | Представление творческих работ «Монеты Древней Руси» | 1 | ||
5 | Бумажные деньги | 1 | ||
6 | Безналичные деньги | 1 | ||
7 | Банки, банкоматы и банковские карты | 1 | ||
8 | Дебетовая карта и кредитная карта, в чем разница? | 1 | ||
9 | Как я умею пользоваться деньгами | 1 | ||
10 | Исследование «Деньги современности» | 1 | ||
11 | Представление результатов исследования | 1 | ||
12-13 | Валюты | 2 | ||
14 | Решение практических задач с использованием валютного курса | 1 | ||
15 | Викторина «Деньги» | 1 | ||
Из чего складываются доходы в семье (6 часов) | ||||
16-17 | Откуда в семье берутся деньги | 2 | ||
18 | Подсчитаем все доходы семьи | 1 | ||
19 | Как заработать деньги | 1 | ||
20 | Как приумножить то, что имеешь? | 1 | ||
21 | Деловая игра «Семейный бюджет» | 1 | ||
Почему семье иногда не хватает денег на жизнь и как этого избежать (5 часов) | ||||
22-23 | На что семьи тратят деньги? | 2 | ||
24-25 | Подсчитаем все расходы семьи | 2 | ||
26 | Мини проект | 1 | ||
Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал (8 часов) | ||||
27 | Как планировать семейный бюджет | 1 | ||
28 | Правила составления семейного бюджета | 1 | ||
29 | Учимся составлять семейный бюджет | 1 | ||
30 | Примерный бюджет школьника | 1 | ||
31 | Если доходы превышают расходы, образуются сбережения | 1 | ||
32 | Если расходы превышают доходы, образуются долги | 1 | ||
33 | Товары и услуги | 1 | ||
34 | Путешествие по станциям « Юный финансист» | 1 | ||
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы проектной и исследовательской деятельности» (социальное направление).
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы проектной и исследовательской деятельности» (социальное направление), 3 класса составлена на основе ФГОС НОО основной образовательной программы, уч...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы проектной деятельности" 1 класс
Рабочая программа составлена для обучающихся 1-4 классов МКОУ «Причулымская СШ» на основе: ФГОС НОО; требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы светской этики".
Рабочая программа "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы светской этики", реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для 2-4 классов «Основы проектной деятельности »
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельностидля 2-4 классов«Основы проектной деятельности »...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Основы проектной деятельности"
Курс реализуется в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельностив начальной школе. Урочные часы за счёт времени части учебного плана, формируемой участниками образовательного процес...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Азбука финансовой грамотности»
Рабочая программа по внеурочной деятельности...