рабочая программа по внеурочной деятельности "Путь к грамотности"
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Митряева Елена Александровна

рабочая программа по внеурочной деятельности "Путь к грамотности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

АДМИНИСТРАЦИЯ ПРИМОРСКОГО РАЙОНА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ШКОЛА № 13

ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

(ГБОУ ШКОЛА № 13 ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)

СОГЛАСОВАНА

методическим объединением

протокол от «   » _________ 2015 №

Руководитель МО _________

ПРИНЯТА

решением Совета

ГБСКОУ школы № 13

Приморского района Санкт-Петербурга

протокол от 18.06.2015  года № 3

Председатель Совета _______________

УТВЕРЖДЕНА

приказом от 19.06.2015 года № 233-д

Директор_________Д.В.Бухаров

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 в рамках внеурочной деятельности

 «Путь к грамотности»

 на 2015- 2016  учебный год

(РП №    )

Ступень образования  начальное общее образование, основное общее

Направление работы социальное

Форма обучения  очная

Класс 3 Б

Программа обучения основная  образовательная программа начального общего образования, адаптированная для обучающихся с задержкой психического развития

Учитель  Митряева Елена Александровна

Санкт-Петербург

2015 год

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с федеральными и региональными нормативными документами:

  • законом Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании»;
  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС начального общего образования);
  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее ФГОС основного общего образования);
  • Распоряжением Комитета по образованию №2158-р от 06.05.2015 «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2015-2016 учебном году»;
  • Инструктивно-методическим письмом от 02.06.2015 № 03-20-2227/15-0-0 «О формировании учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, на 2015-2016 учебный год»;
  • Инструктивно-методическим письмом от 21.05.2015 №03-20-2057/15-0-0 «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга
  • Письмом Комитета по образованию от 10.06.2014 № 03-20-2413/14-0-0 «О направлении методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) для использования в работе».

Рабочая программа разработана в соответствии с локальными актами Образовательного учреждения:

  • Основной образовательной программой ГБСКОУ школы №13;
  • Учебным планом Образовательного учреждения на 2015-2016 учебный год, утвержденного приказом от 19.06.2015 №233-д;
  • Положением о рабочей программе, утвержденным приказом от 19.06.2015 №233-д;

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Путь к грамотности»  составлена на основе Примерной программы начального общего образования. В 2 ч.-М.: Просвещение, 2009.

На основе примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/под ред. В.А. Горского – М: Просвещение, 2013.

Авторской программы учебного курса  «Путь к грамотности» для обучающихся

3 Б класса с задержкой психического развития.

Особенности класса

Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 3 «Б»  класса и специфики классного коллектива. В классе обучаются 17 детей, из которых мальчиков – 12, девочек – 5 (двое на надомном обучении). Дети обучаются по программе VII вида. Все учащиеся класса с интересом относятся к внеклассным мероприятиям. С удовольствием и активностью принимают участие при выполнении заданий. В дети относятся друг к другу доброжелательно, учатся сотрудничеству и взаимоподдержке. При возникновении конфликтов, основанных на чувстве соперничества, стараются решить проблему словом.

Цель программы: формировать у учащихся умение осуществлять проектную деятельность как самостоятельно, так и в группе, определять значимые проблемы и решать их; обучать детей разным способам поиска материала и разным видам исследования; развивать у учащихся творческие способности, пробуждать интерес к исследовательской деятельности.

Задачи: 

- развитие логического мышления в процессе формирования основных приёмов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умения выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

- развитие психических познавательных процессов: разных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

- развитие языковых культур и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятий, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать проектные задачи;

- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

- формирование и развитие коммуникативных умений: общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Планируемые результаты изучения программы:

В результате освоения программы «Путь к грамотности» формируются следующие предметные знания и умения, соответствующие требованиям ФГОС НОО (ООО)

Регулятивные учебные умения:

учащиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Познавательные учебные умения:

учащиеся научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.

Коммуникативные учебные умения:

учащиеся приобретут умение учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Личностные результаты:

будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

Формы организации деятельности обучающихся:

  • групповая, парная, индивидуальная деятельность;
  • проектная;
  • игровая деятельность;
  • самостоятельная и совместная деятельность;
  • исследовательская деятельность.

Используемые образовательные технологии обучения:

  • Проектная деятельность
  • ИКТ
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Обучение в сотрудничестве
  • Развивающее обучение
  • Игровые технологии, ролевые, деловые и другие виды обучающих игр

Формы контроля освоения программ в рамках внеурочной и коррекционно-развивающей деятельности:

  • представление проектов
  • доклад
  • реферат
  • исследование

Место программы в учебном плане

Программа рассчитана на 34 ч., в т.ч. на практическую работу в количестве 17 ч., проектную и творческую деятельность в количестве 17 ч.

Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует требованиям основной образовательной программы начального общего образования. Рабочая программа включает все темы, предусмотренные для изучения авторской «Путь к грамотности» программой курса.

Календарно-тематическое планирование

№  пп

Тема занятия

Виды деятельности  

Ожидаемый результат

Форма представления результата

План

факт

Раздел 1. Звучащая речь (10 часов)

1

Для чего нужны словари?

Игры, упражнения, просмотр презентаций, беседы, конкурсы, викторины, проекты

Развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Проекты:

«Главные члены предложений»

«Друзья-словосочетания»

«Второстепенные члены предложения»

«Однородные члены предложения»

«Знаки препинания»

«Разрешите обратиться!»

«Неутомимые глаголы»

«Всезнающие существительные»

«Разносклоняемые имена существительные»

«Слово о падежах»

Творческий продукт:

Плакат «Королевство предложений»

Опорный конспект «Виды предложений»

«Пиктограммы»

«Сценарий сказки»

Информационный продукт:

«Паспорт словосочетаний»

«Таблица личных окончаний глагола»

«Таблица падежей и предлогов».

03.09.15

2

Посещение библиотеки, работа со словарями.

10.09.15

3

Работа со словарями. Синонимы и антонимы

17.09.15

4

Мир слов

24.09.15

5

Поиграем со звуками

01.10.15

6

Звуки, которые нас окружают

08.10.15

7

Слабые и сильные позиции звуков

15.10.15

8

Исследование звучащей речи

22.10.15

9

Фонетические задачки

29.10.15

10

В гостях у частей речи

12.11.15

Раздел 2. Части речи (6 часов)

11

Все, что существует

Игры, упражнения, просмотр презентаций, беседы, конкурсы, викторины, проекты

Развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Проекты:

«Главные члены предложений»

«Друзья-словосочетания»

«Второстепенные члены предложения»

«Однородные члены предложения»

«Знаки препинания»

«Разрешите обратиться!»

«Неутомимые глаголы»

«Всезнающие существительные»

«Разносклоняемые имена существительные»

«Слово о падежах»

Творческий продукт:

Плакат «Королевство предложений»

Опорный конспект «Виды предложений»

«Пиктограммы»

«Сценарий сказки»

Информационный продукт:

«Паспорт словосочетаний»

«Таблица личных окончаний глагола»

«Таблица падежей и предлогов».

1911.15

12

От чего зависит род имен существительных

26.11.15

13

Употребление в речи существительных общего рода

03.12.15

14

Прилагательное. Описание предметов в художественных текстах

10.12.15

15

Внешность и характер в портретах мастеров слова

17.12.15

16

Глагол. Паспорт глагола

24.12.15

Раздел 3. Части слова (18 часов)

17

Неутомимые глаголы

Игры, упражнения, просмотр презентаций, беседы, конкурсы, викторины, проекты

Развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Проекты:

«Главные члены предложений»

«Друзья-словосочетания»

«Второстепенные члены предложения»

«Однородные члены предложения»

«Знаки препинания»

«Разрешите обратиться!»

«Неутомимые глаголы»

«Всезнающие существительные»

«Разносклоняемые имена существительные»

«Слово о падежах»

Творческий продукт:

Плакат «Королевство предложений»

Опорный конспект «Виды предложений»

«Пиктограммы»

«Сценарий сказки»

Информационный продукт:

«Паспорт словосочетаний»

«Таблица личных окончаний глагола»

«Таблица падежей и предлогов».

14.01.16

18

Из чего состоят слова? Зрим в корень!

21.01.16

19

Окончание и основа

28.01.16

20

Работа над проектом «Состав слова»

04.02.16

21

Приставки-труженицы

11.02.16

22

Говорящие суффиксы

18.02.16

23

Суффиксы существительных и прилагательных

25.02.16

24

Слова - помощники

03.03.16

25

Суффиксы глаголов

10.03.16

26

Слова замаскировались

17.03.16

27

Защита проектов по морфемике

31.04.16

28

Где прячутся ошибки?

07.04.16

29

Понятие алгоритм. Творческий продукт «Путь к орфографической грамотности»

14.04.16

30

Орфограммы в стихах

21.04.16

31

Что нельзя проверить?

28.04.16

32

Этимология

Работа с этимологическим словарем. Изучение происхождения слов.

05.05.16

33

Образ слова

 «Ассоциации для словарных слов»

12.05.16

34

Конкурс «Что написано пером, не вырубишь топором!»

19.05.16

Список литературы

  1. Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку. 4 класс / Сост. О.В.Олейник, Л.П.Кабанюк. – М.: ВАКО, 2015. – 32 с. – (Рабочие программы)
  2. Олейник О.В., Кабанюк Л.П., Яцко С.М. Проектная деятельность по русскому языку: рабочая тетрадь. 2 класс. – М.: ВАКО, 2015. – 80 с.
  3. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
  4.  Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
  5.  Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996
  6. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва Просвещение”, 1991 г.
  7. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
  8.  Журналы: “Начальная школа”.
  9. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”,

2003 г.

  1.  Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4

классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.

  1. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
  2. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
  3. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
  4. Ундзенкова А. В., Сагирова О. В. Русский с увлечением. Учимся играя.

Екатеринбург. “АРД ЛТД”, 1997 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Ступеньки грамотности"

Рабочая программа по внеурочной деятельности (русский язык  3 класс)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Финансовая грамотность".

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"

laquo;Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 2 классов в сфере экономики семьи....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 3 класс

Программа реализуется через следующие формы занятий: • ситуационная игра, • образно-ролевые игры, • исследовательская деятельность,• урок-практикум,• дискуссия,...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 2-4 класс

Программа по финансовой грамотности  повышает уровень развития  способностей учащихся в области финансов, мотивацию к учебному процессу, расширяет круг интересов, которые  не входят...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности кружка «Финансовая грамотность» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"4класс.

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Ю.Корлюговой "Финансовая грамотность": учебная программа 2014 г., М. "ВИТА ПРЕСС"....