Программа воспитательной работы
рабочая программа

Лилия Азатовна Сайранова

Программа воспитательной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа воспитательной работы31.62 КБ

Предварительный просмотр:

Программа воспитательной работы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа воспитательной работы для начальных классов разработана на основе «Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» и соответствует требованиям Стандарта, Концепции и Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране (безработица, преступность, разводы, доступность и использование незаконных или вредных лекарственных средств, вплоть до наркотиков, сексуальная распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей) делает процесс воспитания еще более трудным.

Актуальность программы

Младшие школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают достаточно большой объем духовно - нравственных представлений. Они знают и понимают, как надо поступать хорошему ученику, т.е. имеют представление о нравственном поведении. Но всегда ли они так поступают? Нет, не всегда. Расхождение между представлениями о нравственном поведении и поступкам объясняется многими причинами. Одна из них состоит в том, что учителю легче объяснить детям, как надо поступать, чем приучить их к правильному поведению. Комплексный подход к воспитанию ставит перед учителем важную задачу формирования в единстве сознания и поведения младшего школьника.

Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными, насыщенными работой над осознанием общественных событий и строились на основе самых высоких нравственных отношений.

 Инновационность разработанной воспитательной программы, на мой взгляд  заключается в следующем:

•использование метода проектов для создания целостной основы воспитания и  социализации учащихся в рамках духовно- нравственного развития;

•возможность адаптировать традиционные формы работы к современным  требованиям, целям;

•наличием заинтересованности участников  образовательного процесса в реализации данной программы;

• согласием многих родителей оказывать поддержку в решении поставленных задач, заинтересованностью учащихся.

Цель  программы: воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Задачи:

• формировать основы морали – осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недоступном;

•формировать основы нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

•формировать способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно – оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

•развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям;

•Развивать трудолюбие, способность к преодолению трудностей.

Срок реализации программы- 4 года (1-4 класс)

Ожидаемые результаты:

• активная жизненная позиция школьника;

•приобщение к нравственным, духовным ценностям современного мира;

•патриотическое и гражданское самосознание;

•уважительное отношение к старшим, проявление заботы к младшим;

•соблюдение народных традиций, любовь к казачьему фольклору и песням;

•эмпатическое и толерантное отношение к окружающим;

•представление о семье как о высшей ценности гражданского общества.  

Принципы реализации программы:

•принцип целостности учебно-воспитательного процесса;

•личностно - ориентированный подход – предоставление возможности каждому ребенку для самореализации, самораскрытия;

•принцип вариативности – создание условий для самостоятельного выбора учащимися форм деятельности;

•деятельностный подход – включение детей в реально значимые и социально значимые проекты;

•принцип мотивации деятельности учащихся – предусматривает добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;

•принцип педагогического руководства – организация совместной деятельности педагогов и учащихся на основе взаимопонимания и взаимопомощи.

Нормативно-правовой и документальной основой Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Методы и формы:

•беседы и наблюдения

•классные часы

•занятия - практикумы

•экскурсии, походы

•тематические праздники и вечера

•устные журналы

•дискуссии

•конкурсы

•игры, соревнования

•родительские собрания в различных формах

Направления:

Направление I. «Я - концепция»

Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.

Задачи:

  • Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания.
  • Формировать у учащихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Я - концепция»:

1. Развитие у учащихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

2. Знакомство учащихся нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества.

3. Формирование у учащихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

Приоритетные понятия «Я – концепция» в работе с классным коллективом:

•нравственный выбор,

•нравственная позиция,

•нравственное поведение,

•нравственные ценности,

•жизненные ценности,

•самоактуализация и самореализация.

Формы работы с классным коллективом в направлении «Я - концепция»:

•тематические классные часы;

•дискуссии по нравственной тематике;

•изучение наследия своей страны;

•читательские конференции;

•организация циклов бесед «Уроки нравственности»; «Уроки мужества»;

•праздники, конкурсы;

•экскурсии, походы;

•знакомство с историями жизни людей, оставивших след в истории страны и мира.

Направление II. «Я и моё здоровье»

Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.

Задачи:

  • Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
  • Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Я и моё здоровье»:

1. Сотрудничество с медицинским работником школы, с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса.

2. Сотрудничество с психологом школы с целью формирования у учащихся умений саморегуляции и самовоспитания.

3. Организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом.

4. Формирование собственной Я-позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.

Приоритетные понятия «Я и моё здоровье» в работе с классным коллективом:

• психическое и физическое здоровье,

• традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья,

• культура сохранения собственного здоровья,

• ответственность за здоровье других людей,

• гармония души и тела, режим дня и здоровье,

• воля и её значение в сохранении здоровья,

• самовоспитание и саморегуляция и здоровье.

Формы работы с классным коллективом в направлении «Я и моё здоровье»:

•спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы;

•встречи со старшеклассниками, активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований;

•походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы;

•спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет, посвященных спортивной тематике, устные журналы;

•беседы, тематические консультации для родителей;

•обсуждения газетных и журнальных публикаций, просмотр специальных видеосюжетов и художественных фильмов по этой проблеме.

Направление III. «Я – гражданин и патриот».

Цель: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.

Задачи:

  • Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития.
  • Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.
  • Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Я – гражданин и патриот»»:

1. Знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения учащихся к законам и правовым нормам.

2. Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся.

3. Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения.

4. Формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.

Приоритетные понятия «Я – гражданин и патриот» в работе с классным коллективом:

•право,  закон,

•права и обязанности,

•правонарушения,  преступления,

•ответственность,

•долг,  честь,  достоинство,

•личность,

•правовые нормы,

•совесть, справедливость.

Формы работы классного руководителя в направлении «Я – гражданин и патриот»:

•тематические классные часы

•встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка

•конкурсы, викторины по правовой тематике

Направление IV.  «Я и природа».

 Цель: воспитание ответственности за сохранение окружающей среды; воспитание этического, нравственного и практического отношения к ней; умения вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами.

Задачи:

  • Развитие у младших школьников эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде.
  • Формирование представления о природе как среде жизнедеятельности человека.
  • Формирование представления ребёнка о своём месте в природном и социальном окружении.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Я и природа»:

1. Знакомство с законами и правовыми нормами защиты природы и формирование ответственного отношения учащихся к природе.

2. Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование ответственного отношения к природе.

3. Формирование умений руководствоваться мотивами своего поведения в ситуациях выбора.

Приоритетные понятия «Я и природа» в работе с классным коллективом:

• живая и неживая природа;

• объект природы и изделие;

• Красная книга;

• ГРИНПИС;

• заказники и заповедники.

Формы работы классного руководителя в направлении «Я и природа»:

•тематические классные часы;

•праздники, конкурсы, викторины;

• экскурсии, походы.

Направление V. «Я в мире прекрасного»

Цель: создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.

Задачи:

  • Создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности.
  • Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям.
  • Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.
  • Использование досуговой деятельности как средство развития эстетических умений учащихся и становление этических понятий.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Я в мире прекрасного»:

1. Изучение потребностей, интересов и желания ребят в организации и проведении досуговых мероприятий.

2. Просвещение и консультация в выборе кружков, секций.

3.Представление учащимся права выбора формы участия в досуговой деятельности.

4.Изучение отношения учащихся класса к участию в досуговой деятельности и результативности участия в различных внеклассных мероприятиях.

5. Предоставление родителям учащихся класса необходимой информации об участии учеников в жизни классного коллектива, демонстрация достижений учащихся.

6. Стимулирование инициативы и активности учащихся в жизни классного коллектива и жизни школы.

Формы работы классного руководителя с классным коллективом в направлении «Я в мире прекрасного»:

• празднование памятных дат в жизни учащихся;

• празднование памятных дат календаря;

•презентации;

•конкурсы, КВН.

Содержание работы:

Направления

1 триместр

Я - концепция

Я и моё здоровье

Я – гражданин и патриот

Я и природа

День Знаний (игра) (02.09)

Правила поведения в школе (экскурсия по школе) (06.09)

Югра – Родина моя (беседа – диалог) (13.09)

Наши таланты (игра)

(20.09)

Что такое доброта (беседа-практикум) (27.09)

Режим дня детей (беседа-диалог)

(04.10)

Конкурс «Урожай года» (участие, посещение выставки) (11.10)

С любовью к России (устный журнал) (18.10)

Планета друзей (развивающая ролевая игра) (25.10)

Будь аккуратным и чистым (беседа-практикум) (08.11)

Осенние забавы (экологическая познавательная программа) ПДД (15.11)

Учимся дружить (ролевая игра) (22.11)

Россия – Родина моя (беседа) (29.11)

2 триместр

Сопереживание товарищам в радости и в горе (беседа-диалог) (06.12)

Спешите делать добро (ролевая игра) (13.12)

Советы доктора Воды (игровая программа) (20.12)

Символы России (беседа-диалог) (27.12)

Что мы знаем об окружающем мире? (экологический КВН) (17.01)

От чего зависит настроение (беседа) (24.01)

Друзья Вода и Мыло (игровая программа) (31.01)

Слава хлебу на столе! (беседа-диалог) (07.02)

В мире животных (интеллектуальная игра) (14.02)

Чистый дом – залог здоровья (беседа-диалог) (21.02)

3 триместр

Чтобы мамы наши не грустили (06.03)

Путешествие в Страну здоровья (конкурсно-игровая программа) (13.03)

Все работы хороши (беседа-диалог) (20.03)

Обычаи и традиции русского народа (диалог) (03.04)

Круглый год: как рождаются опасные ситуации на дороге (заочное путешествие) (10.04)

Россия – родина моя! (лирико-патриотический час) (17.04)

Экстремальные ситуации для человека в природной среде. Пожар в лесу (беседа-практикум) (24.04)

Праздник для всей страны (презентация) (08.05)

На лесной поляне

(конкурс) (15.05)

Правила поведения в лесу, на воде (22.05)

Направление «Я в мире прекрасного»

• Праздник «День Знаний»

• Выставка «Урожай года»

• Вот и осень пришла (экскурсия).  

• Конкурс рисунков ко дню Учителя

• Поэтический вечер ко дню Учителя

• • Елочная игрушка своими руками «В мастерской Деда Мороза»

• Новогодний утренник

• Фотоконкурс «Профессии моей семьи»

• Праздник «День Защитника Отечества»

• Праздник «Я песню милой маме пою»

• Праздник «День именинника»

• Беседы по ППД (ежемесячно)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ахмаева О.А. Программа воспитательной работы в классе. Игра-путешествие "Волгарики"

Программа патриотического воспитания школьников, в основе которой воспитание любви к своей семье, соседям, к малой Родине, месту, где ты родился и вырос...

Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)

Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)...

Программа воспитательной работы в классе составлена на основе программы профессора Щурковой Надежды Егоровны

Программа воспитательной работы в классе составлена на основе  программы профессора Щурковой Надежды Егоровны...

Программа воспитательной работы "Формирование ценностных ориентиров личности воспитанника через систему воспитательной деятельности"

Воспитание - это создание условий для развития личности. На сегодняшний момент огромную воспитательную роль в жизни ребенка играет школа.Школа - это место, где до ребенка и его проблем хоть кому- то е...

программа воспитания и социализации ( программа воспитательной работы 3 класс)

Программа воспитания и социализациии составлена в соответствии снормативно- правовой базой.Настоящая программа является программой воспитания у младших школьников духовно-нравственных основ социальной...

ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «МЫ В БУДУЩЕЕ» 4а класс. Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания «Мы - будущее» является   воспитание духовно-нравственного ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлени...