Программа воспитательной работы
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Программа воспитательной работы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитательной работы для начальных классов разработана на основе «Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» и соответствует требованиям Стандарта, Концепции и Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране (безработица, преступность, разводы, доступность и использование незаконных или вредных лекарственных средств, вплоть до наркотиков, сексуальная распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей) делает процесс воспитания еще более трудным.
Актуальность программы
Младшие школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают достаточно большой объем духовно - нравственных представлений. Они знают и понимают, как надо поступать хорошему ученику, т.е. имеют представление о нравственном поведении. Но всегда ли они так поступают? Нет, не всегда. Расхождение между представлениями о нравственном поведении и поступкам объясняется многими причинами. Одна из них состоит в том, что учителю легче объяснить детям, как надо поступать, чем приучить их к правильному поведению. Комплексный подход к воспитанию ставит перед учителем важную задачу формирования в единстве сознания и поведения младшего школьника.
Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными, насыщенными работой над осознанием общественных событий и строились на основе самых высоких нравственных отношений.
Инновационность разработанной воспитательной программы, на мой взгляд заключается в следующем:
•использование метода проектов для создания целостной основы воспитания и социализации учащихся в рамках духовно- нравственного развития;
•возможность адаптировать традиционные формы работы к современным требованиям, целям;
•наличием заинтересованности участников образовательного процесса в реализации данной программы;
• согласием многих родителей оказывать поддержку в решении поставленных задач, заинтересованностью учащихся.
Цель программы: воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Задачи:
• формировать основы морали – осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недоступном;
•формировать основы нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
•формировать способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно – оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
•развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям;
•Развивать трудолюбие, способность к преодолению трудностей.
Срок реализации программы- 4 года (1-4 класс)
Ожидаемые результаты:
• активная жизненная позиция школьника;
•приобщение к нравственным, духовным ценностям современного мира;
•патриотическое и гражданское самосознание;
•уважительное отношение к старшим, проявление заботы к младшим;
•соблюдение народных традиций, любовь к казачьему фольклору и песням;
•эмпатическое и толерантное отношение к окружающим;
•представление о семье как о высшей ценности гражданского общества.
Принципы реализации программы:
•принцип целостности учебно-воспитательного процесса;
•личностно - ориентированный подход – предоставление возможности каждому ребенку для самореализации, самораскрытия;
•принцип вариативности – создание условий для самостоятельного выбора учащимися форм деятельности;
•деятельностный подход – включение детей в реально значимые и социально значимые проекты;
•принцип мотивации деятельности учащихся – предусматривает добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;
•принцип педагогического руководства – организация совместной деятельности педагогов и учащихся на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
Нормативно-правовой и документальной основой Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Методы и формы:
•беседы и наблюдения
•классные часы
•занятия - практикумы
•экскурсии, походы
•тематические праздники и вечера
•устные журналы
•дискуссии
•конкурсы
•игры, соревнования
•родительские собрания в различных формах
Направления:
Направление I. «Я - концепция»
Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи:
- Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания.
- Формировать у учащихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Я - концепция»:
1. Развитие у учащихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
2. Знакомство учащихся нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества.
3. Формирование у учащихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
Приоритетные понятия «Я – концепция» в работе с классным коллективом:
•нравственный выбор,
•нравственная позиция,
•нравственное поведение,
•нравственные ценности,
•жизненные ценности,
•самоактуализация и самореализация.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Я - концепция»:
•тематические классные часы;
•дискуссии по нравственной тематике;
•изучение наследия своей страны;
•читательские конференции;
•организация циклов бесед «Уроки нравственности»; «Уроки мужества»;
•праздники, конкурсы;
•экскурсии, походы;
•знакомство с историями жизни людей, оставивших след в истории страны и мира.
Направление II. «Я и моё здоровье»
Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи:
- Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
- Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Я и моё здоровье»:
1. Сотрудничество с медицинским работником школы, с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса.
2. Сотрудничество с психологом школы с целью формирования у учащихся умений саморегуляции и самовоспитания.
3. Организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом.
4. Формирование собственной Я-позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.
Приоритетные понятия «Я и моё здоровье» в работе с классным коллективом:
• психическое и физическое здоровье,
• традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья,
• культура сохранения собственного здоровья,
• ответственность за здоровье других людей,
• гармония души и тела, режим дня и здоровье,
• воля и её значение в сохранении здоровья,
• самовоспитание и саморегуляция и здоровье.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Я и моё здоровье»:
•спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы;
•встречи со старшеклассниками, активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований;
•походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы;
•спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет, посвященных спортивной тематике, устные журналы;
•беседы, тематические консультации для родителей;
•обсуждения газетных и журнальных публикаций, просмотр специальных видеосюжетов и художественных фильмов по этой проблеме.
Направление III. «Я – гражданин и патриот».
Цель: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.
Задачи:
- Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития.
- Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.
- Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Я – гражданин и патриот»»:
1. Знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения учащихся к законам и правовым нормам.
2. Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся.
3. Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения.
4. Формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.
Приоритетные понятия «Я – гражданин и патриот» в работе с классным коллективом:
•право, закон,
•права и обязанности,
•правонарушения, преступления,
•ответственность,
•долг, честь, достоинство,
•личность,
•правовые нормы,
•совесть, справедливость.
Формы работы классного руководителя в направлении «Я – гражданин и патриот»:
•тематические классные часы
•встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка
•конкурсы, викторины по правовой тематике
Направление IV. «Я и природа».
Цель: воспитание ответственности за сохранение окружающей среды; воспитание этического, нравственного и практического отношения к ней; умения вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами.
Задачи:
- Развитие у младших школьников эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде.
- Формирование представления о природе как среде жизнедеятельности человека.
- Формирование представления ребёнка о своём месте в природном и социальном окружении.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Я и природа»:
1. Знакомство с законами и правовыми нормами защиты природы и формирование ответственного отношения учащихся к природе.
2. Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование ответственного отношения к природе.
3. Формирование умений руководствоваться мотивами своего поведения в ситуациях выбора.
Приоритетные понятия «Я и природа» в работе с классным коллективом:
• живая и неживая природа;
• объект природы и изделие;
• Красная книга;
• ГРИНПИС;
• заказники и заповедники.
Формы работы классного руководителя в направлении «Я и природа»:
•тематические классные часы;
•праздники, конкурсы, викторины;
• экскурсии, походы.
Направление V. «Я в мире прекрасного»
Цель: создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи:
- Создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности.
- Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям.
- Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.
- Использование досуговой деятельности как средство развития эстетических умений учащихся и становление этических понятий.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Я в мире прекрасного»:
1. Изучение потребностей, интересов и желания ребят в организации и проведении досуговых мероприятий.
2. Просвещение и консультация в выборе кружков, секций.
3.Представление учащимся права выбора формы участия в досуговой деятельности.
4.Изучение отношения учащихся класса к участию в досуговой деятельности и результативности участия в различных внеклассных мероприятиях.
5. Предоставление родителям учащихся класса необходимой информации об участии учеников в жизни классного коллектива, демонстрация достижений учащихся.
6. Стимулирование инициативы и активности учащихся в жизни классного коллектива и жизни школы.
Формы работы классного руководителя с классным коллективом в направлении «Я в мире прекрасного»:
• празднование памятных дат в жизни учащихся;
• празднование памятных дат календаря;
•презентации;
•конкурсы, КВН.
Содержание работы:
Направления | |||||
1 триместр | |||||
Я - концепция | Я и моё здоровье | Я – гражданин и патриот | Я и природа | ||
День Знаний (игра) (02.09) | |||||
Правила поведения в школе (экскурсия по школе) (06.09) | Югра – Родина моя (беседа – диалог) (13.09) | ||||
Наши таланты (игра) (20.09) | |||||
Что такое доброта (беседа-практикум) (27.09) | |||||
Режим дня детей (беседа-диалог) (04.10) | |||||
Конкурс «Урожай года» (участие, посещение выставки) (11.10) | |||||
С любовью к России (устный журнал) (18.10) | |||||
Планета друзей (развивающая ролевая игра) (25.10) | Будь аккуратным и чистым (беседа-практикум) (08.11) | Осенние забавы (экологическая познавательная программа) ПДД (15.11) | |||
Учимся дружить (ролевая игра) (22.11) | Россия – Родина моя (беседа) (29.11) | ||||
2 триместр | |||||
Сопереживание товарищам в радости и в горе (беседа-диалог) (06.12) | |||||
Спешите делать добро (ролевая игра) (13.12) | Советы доктора Воды (игровая программа) (20.12) | Символы России (беседа-диалог) (27.12) | Что мы знаем об окружающем мире? (экологический КВН) (17.01) | ||
От чего зависит настроение (беседа) (24.01) | Друзья Вода и Мыло (игровая программа) (31.01) | Слава хлебу на столе! (беседа-диалог) (07.02) | В мире животных (интеллектуальная игра) (14.02) | ||
Чистый дом – залог здоровья (беседа-диалог) (21.02) | |||||
3 триместр | |||||
Чтобы мамы наши не грустили (06.03) | |||||
Путешествие в Страну здоровья (конкурсно-игровая программа) (13.03) | Все работы хороши (беседа-диалог) (20.03) | Обычаи и традиции русского народа (диалог) (03.04) | |||
Круглый год: как рождаются опасные ситуации на дороге (заочное путешествие) (10.04) | Россия – родина моя! (лирико-патриотический час) (17.04) | Экстремальные ситуации для человека в природной среде. Пожар в лесу (беседа-практикум) (24.04) | |||
Праздник для всей страны (презентация) (08.05) | На лесной поляне (конкурс) (15.05) | ||||
Правила поведения в лесу, на воде (22.05) |
Направление «Я в мире прекрасного»
• Праздник «День Знаний»
• Выставка «Урожай года»
• Вот и осень пришла (экскурсия).
• Конкурс рисунков ко дню Учителя
• Поэтический вечер ко дню Учителя
• • Елочная игрушка своими руками «В мастерской Деда Мороза»
• Новогодний утренник
• Фотоконкурс «Профессии моей семьи»
• Праздник «День Защитника Отечества»
• Праздник «Я песню милой маме пою»
• Праздник «День именинника»
• Беседы по ППД (ежемесячно)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ахмаева О.А. Программа воспитательной работы в классе. Игра-путешествие "Волгарики"
Программа патриотического воспитания школьников, в основе которой воспитание любви к своей семье, соседям, к малой Родине, месту, где ты родился и вырос...
Программа воспитательной работы в Студёнковской ... Игра – путешествие «К новым планетам с маленьким принцем» Программа .
Игра – путешествие «К новым планетам с маленьким принцем»...
Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)
Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)...
Программа воспитательной работы в классе составлена на основе программы профессора Щурковой Надежды Егоровны
Программа воспитательной работы в классе составлена на основе программы профессора Щурковой Надежды Егоровны...
Программа воспитательной работы "Формирование ценностных ориентиров личности воспитанника через систему воспитательной деятельности"
Воспитание - это создание условий для развития личности. На сегодняшний момент огромную воспитательную роль в жизни ребенка играет школа.Школа - это место, где до ребенка и его проблем хоть кому- то е...
программа воспитания и социализации ( программа воспитательной работы 3 класс)
Программа воспитания и социализациии составлена в соответствии снормативно- правовой базой.Настоящая программа является программой воспитания у младших школьников духовно-нравственных основ социальной...
ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «МЫ В БУДУЩЕЕ» 4а класс. Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания «Мы - будущее» является воспитание духовно-нравственного ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлени...