Рисование в группе продлённого дня как метод коррекции проблем личностного развития ребенка.
статья (3 класс)
О роли рисования в коррекции проблем личностного развития ребёнка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izoterapiya.doc | 33 КБ |
risovanie_v_gruppe_prodlyonnogo_dnya.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Рисование в группе продлённого дня как метод коррекции проблем личностного развития ребенка.
Вторым видом деятельности изостудии является организация и проведение коррекционной работы, направленной на преодоление негативного поведения ребенка и коррекцию его психических состояний и эмоций. С каждым годом увеличивается контингент детей с нарушениями психосоциального развития. В педагогике выделяют пять основных проблемных групп детей, которые составляют зону риска и нуждаются в обеспечении определенных адекватных условий развития и психолого-педагогического сопровождения, предполагающего персональный подход. Зону риска составляют:
одаренные дети,
слабообучаемые дети ( дети с задержкой психического развития и трудностями обучения)
дети с проблемами социального и эмоционального интеллекта ( гиперактивные, тревожные, агрессивные, леворукие, со страхами, с нарушениями речи, общения и поведения, с проблемами полоролевой идентификации и др.)
дети с ослабленным здоровьем,
педагогически запущенные дети.
Психологические особенности этих детей побуждают к созданию определенных условий социального развития, которые способствуют развитию позитивных личностных качеств и преодолению негативных.
Одним из таких условий персонального подхода является изо-терапия или терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием.
В настоящее время изотерапия используется для психологической коррекции лиц любого возраста с невротическими, психосоматическими нарушениями, с трудностями в обучении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах.
Изобразительное творчество позволяет ребенку ощутить и понять самого себя; выразить свободно свои мысли и чувства, мечты и надежды; быть самим собой, а также освободиться от негативных переживаний прошлого. Это не только отражение в детском сознании окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней.
Психокоррекционные занятия с применением изотерапии способствуют изучению чувств, идей и событий, развитию межличностных навыков и отношений, укреплению самооценки и уверенности в себе.
Для изотерапии подходят все виды художественных материалов.
Изотерапия является очень результативным и приятным методом коррекции детских страхов. Данный метод особенно интересен, когда проводится вместе с родителями.
Универсальной этой технологии проявляется в том, что ее можно, использовать как для отдельной работы с проблемными детьми, так и для совместного детского и детско-родительского творчества. В основе изотворчества лежит особая «сигнальная цветовая система», когда с помощью цвета, линий и форм ребенок сигнализирует о своем эмоциональном состоянии. Изотерапия, с одной стороны, метод художественной рефлексии, с другой стороны, технология, позволяющая раскрыть художественные способности ребенка, с третьей стороны - это метод психокорекции, с помощью которого можно
корректировать эмоциональное состояние ребёнка и помогать решать его внутренние психические проблемы.
Основными целями психолого-педагогического коррекционно-развивающего воздействия являются:
Развитие психомоторных функций
Коррекция нарушений в эмоциональном развитии детей этой категории
Совершенствование моделей взаимодействия детей группы риска с родителями, учителями, сверстниками.
Формирование познавательных процессов.
В процессе психолого-педагогиче¬ского сопровождения группы детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы решаются следующие задачи:
преодоление трудностей в развитии форм взаимодействия детей этой категории с окружающим миром;
формирование целенаправленного поведения;
стимуляция психической активности, направленной на взаи-модействие с взрослыми и сверстниками;
смягчение сенсорного и эмоционального дискомфорта, чувства тревоги и страха.
Результаты изотерапии
Сам процесс рисования оказывает на ребенка не просто развивающий эффект, но и положительное психологическое воздействие. Он помогает ему избавиться от боязней, страхов, нервных потрясений, сформировать позитивную самооценку и уверенность в своих действиях и поступках , т.к. изобразительно-игровое пространство, материал, образ в рисунке являются для проблемных детей средством психологической защиты, которое помогает им в преодолении трудных жизненных обстоятельств.
Используемая литература:
1. Ванечкина И.Л.. Трофимова И.С. Дети рисуют музыку. Казань, 2000.
2. Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской терапии. М, 2004
3. Выготский Л.С. Собр. соч./ Л.С. Выготский Л.С. . М., 1984. - Т. 4.
4. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия или как вернуть ребенку и подростку уверенность, истинное достоинство и здоровье. – СПб. 1994.
5. Заседателева Э.Б. Основы коррекционной педагогики. – Омск, 1999.
6. И.О. Карелина Эмоциональные нарушения в дошкольном возрасте и их коррекция. – М., 2007
7. Кошелева А.Д. Проблема эмоционального мироощущения ребенка //Психолог в детском саду. 2000.№ 2-3.
8. Психолого-педагогический словарь / Автор сост. В.А.Мижериков. – Ростов на Дону, 1998.
9. Савенков А.И. Путь к одаренности. Исследовательское поведение дошкольников. М., 2004.
10. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. М., 2008.
11. http://socpedagogika.narod.ru
Предварительный просмотр:
Рисование в группе продлённого дня как метод коррекции проблем личностного развития ребенка.
Вторым видом деятельности изостудии является организация и проведение коррекционной работы, направленной на преодоление негативного поведения ребенка и коррекцию его психических состояний и эмоций. С каждым годом увеличивается контингент детей с нарушениями психосоциального развития. В педагогике выделяют пять основных проблемных групп детей, которые составляют зону риска и нуждаются в обеспечении определенных адекватных условий развития и психолого-педагогического сопровождения, предполагающего персональный подход. Зону риска составляют:
одаренные дети,
слабообучаемые дети ( дети с задержкой психического развития и трудностями обучения)
дети с проблемами социального и эмоционального интеллекта ( гиперактивные, тревожные, агрессивные, леворукие, со страхами, с нарушениями речи, общения и поведения, с проблемами полоролевой идентификации и др.)
дети с ослабленным здоровьем,
педагогически запущенные дети.
Психологические особенности этих детей побуждают к созданию определенных условий социального развития, которые способствуют развитию позитивных личностных качеств и преодолению негативных.
Одним из таких условий персонального подхода является изо-терапия или терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием.
В настоящее время изотерапия используется для психологической коррекции лиц любого возраста с невротическими, психосоматическими нарушениями, с трудностями в обучении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах.
Изобразительное творчество позволяет ребенку ощутить и понять самого себя; выразить свободно свои мысли и чувства, мечты и надежды; быть самим собой, а также освободиться от негативных переживаний прошлого. Это не только отражение в детском сознании окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней.
Психокоррекционные занятия с применением изотерапии способствуют изучению чувств, идей и событий, развитию межличностных навыков и отношений, укреплению самооценки и уверенности в себе.
Для изотерапии подходят все виды художественных материалов.
Изотерапия является очень результативным и приятным методом коррекции детских страхов. Данный метод особенно интересен, когда проводится вместе с родителями.
Универсальной этой технологии проявляется в том, что ее можно, использовать как для отдельной работы с проблемными детьми, так и для совместного детского и детско-родительского творчества. В основе изотворчества лежит особая «сигнальная цветовая система», когда с помощью цвета, линий и форм ребенок сигнализирует о своем эмоциональном состоянии. Изотерапия, с одной стороны, метод художественной рефлексии, с другой стороны, технология, позволяющая раскрыть художественные способности ребенка, с третьей стороны - это метод психокорекции, с помощью которого можно
корректировать эмоциональное состояние ребёнка и помогать решать его внутренние психические проблемы.
Основными целями психолого-педагогического коррекционно-развивающего воздействия являются:
Развитие психомоторных функций
Коррекция нарушений в эмоциональном развитии детей этой категории
Совершенствование моделей взаимодействия детей группы риска с родителями, учителями, сверстниками.
Формирование познавательных процессов.
В процессе психолого-педагогиче¬ского сопровождения группы детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы решаются следующие задачи:
преодоление трудностей в развитии форм взаимодействия детей этой категории с окружающим миром;
формирование целенаправленного поведения;
стимуляция психической активности, направленной на взаи-модействие с взрослыми и сверстниками;
смягчение сенсорного и эмоционального дискомфорта, чувства тревоги и страха.
Результаты изотерапии
Сам процесс рисования оказывает на ребенка не просто развивающий эффект, но и положительное психологическое воздействие. Он помогает ему избавиться от боязней, страхов, нервных потрясений, сформировать позитивную самооценку и уверенность в своих действиях и поступках , т.к. изобразительно-игровое пространство, материал, образ в рисунке являются для проблемных детей средством психологической защиты, которое помогает им в преодолении трудных жизненных обстоятельств.
Используемая литература:
1. Ванечкина И.Л.. Трофимова И.С. Дети рисуют музыку. Казань, 2000.
2. Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской терапии. М, 2004
3. Выготский Л.С. Собр. соч./ Л.С. Выготский Л.С. . М., 1984. - Т. 4.
4. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия или как вернуть ребенку и подростку уверенность, истинное достоинство и здоровье. – СПб. 1994.
5. Заседателева Э.Б. Основы коррекционной педагогики. – Омск, 1999.
6. И.О. Карелина Эмоциональные нарушения в дошкольном возрасте и их коррекция. – М., 2007
7. Кошелева А.Д. Проблема эмоционального мироощущения ребенка //Психолог в детском саду. 2000.№ 2-3.
8. Психолого-педагогический словарь / Автор сост. В.А.Мижериков. – Ростов на Дону, 1998.
9. Савенков А.И. Путь к одаренности. Исследовательское поведение дошкольников. М., 2004.
10. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. М., 2008.
11. http://socpedagogika.narod.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы диагностики недостатков личностного развития детей.
Данный документ содержит материал из опыта работы учителя начальных классов по профилактике, диагностике и коррекции недостатков личностного развития детей....
КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ОСОБЕННОСТЯМИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
ОТСЛЕЖИВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД...
Эколого-краеведческая работа на уроках математики в начальной школе как аспект личностного развития ребенка
Работая с учебниками математики для начальной школы, я обратила внимание на то, что в них мало задач связанных с экологией и совсем нет задач по краеведению. Восполнить этот...
"Развитие творческих способностей ребенка в условиях группы продлённого дня" методические рекомендации в помощь воспитателю
Методические рекомендации включают игры, игровые упражнения, занятия, тренинги для развития интеллектуально-творческих способностей детей...
«Инклюзивное образование как фактор личностного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья» (реферат)
«Инклюзивное образование как фактор личностного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья» (реферат) ...
Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Они влияют не только на развитие умственных способностей и физического з...
Портфолио как средство мотивации личностного развития ребенка
Материал содержит информацию для родителей о Портфолио учащегося...