Рисование в группе продлённого дня как метод коррекции проблем личностного развития ребенка.
статья (3 класс)

Илюшина Наталия Викторовна

О роли рисования в коррекции проблем личностного развития ребёнка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izoterapiya.doc33 КБ
Microsoft Office document icon risovanie_v_gruppe_prodlyonnogo_dnya.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Рисование в группе продлённого дня как метод коррекции проблем личностного развития ребенка.

Вторым видом деятельности изостудии является организация и проведение коррекционной работы, направленной на преодоление негативного поведения ребенка и коррекцию его психических состояний и эмоций. С каждым годом увеличивается контингент детей с нарушениями психосоциального развития. В педагогике выделяют пять основных проблемных групп детей, которые составляют зону риска и нуждаются в обеспечении определенных адекватных условий развития и психолого-педагогического сопровождения, предполагающего персональный подход. Зону риска составляют:

 одаренные дети,

 слабообучаемые дети ( дети с задержкой психического развития и трудностями обучения)

 дети с проблемами социального и эмоционального интеллекта ( гиперактивные, тревожные, агрессивные, леворукие, со страхами, с нарушениями речи, общения и поведения, с проблемами полоролевой идентификации и др.)

 дети с ослабленным здоровьем,

 педагогически запущенные дети.

 Психологические особенности этих детей побуждают к созданию определенных условий социального развития, которые способствуют развитию позитивных личностных качеств и преодолению негативных.

Одним из таких условий персонального подхода является изо-терапия или терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием.

В настоящее время изотерапия используется для психологической коррекции лиц любого возраста с невротическими, психосоматическими нарушениями, с трудностями в обучении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах.

Изобразительное творчество позволяет ребенку ощутить и понять самого себя; выразить свободно свои мысли и чувства, мечты и надежды; быть самим собой, а также освободиться от негативных переживаний прошлого. Это не только отражение в детском сознании окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней.

Психокоррекционные занятия с применением изотерапии способствуют изучению чувств, идей и событий, развитию межличностных навыков и отношений, укреплению самооценки и уверенности в себе.

Для изотерапии подходят все виды художественных материалов.

Изотерапия является очень результативным и приятным методом коррекции детских страхов. Данный метод особенно интересен, когда проводится вместе с родителями.

Универсальной этой технологии проявляется в том, что ее можно, использовать как для отдельной работы с проблемными детьми, так и для совместного детского и детско-родительского творчества. В основе изотворчества лежит особая «сигнальная цветовая система», когда с помощью цвета, линий и форм ребенок сигнализирует о своем эмоциональном состоянии. Изотерапия, с одной стороны, метод художественной рефлексии, с другой стороны, технология, позволяющая раскрыть художественные способности ребенка, с третьей стороны - это метод психокорекции, с помощью которого можно

корректировать эмоциональное состояние ребёнка и помогать решать его внутренние психические проблемы.

 Основными целями психолого-педагогического коррекционно-развивающего воздействия являются:

 Развитие психомоторных функций

 Коррекция нарушений в эмоциональном развитии детей этой категории

 Совершенствование моделей взаимодействия детей группы риска с родителями, учителями, сверстниками.

 Формирование познавательных процессов.

В процессе психолого-педагогиче¬ского сопровождения группы детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы решаются следующие задачи:

преодоление трудностей в развитии форм взаимодействия детей этой категории с окружающим миром;

 формирование целенаправленного поведения;

 стимуляция психической активности, направленной на взаи-модействие с взрослыми и сверстниками;

 смягчение сенсорного и эмоционального дискомфорта, чувства тревоги и страха.

Результаты изотерапии

 Сам процесс рисования оказывает на ребенка не просто развивающий эффект, но и положительное психологическое воздействие. Он помогает ему избавиться от боязней, страхов, нервных потрясений, сформировать позитивную самооценку и уверенность в своих действиях и поступках , т.к. изобразительно-игровое пространство, материал, образ в рисунке являются для проблемных детей средством психологической защиты, которое помогает им в преодолении трудных жизненных обстоятельств.

 Используемая литература:

 1. Ванечкина И.Л.. Трофимова И.С. Дети рисуют музыку. Казань, 2000.

2. Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской терапии. М, 2004

3. Выготский Л.С. Собр. соч./ Л.С. Выготский Л.С. . М., 1984. - Т. 4.

4. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия или как вернуть ребенку и подростку уверенность, истинное достоинство и здоровье. – СПб. 1994.

5. Заседателева Э.Б. Основы коррекционной педагогики. – Омск, 1999.

6. И.О. Карелина Эмоциональные нарушения в дошкольном возрасте и их коррекция. – М., 2007

7. Кошелева А.Д. Проблема эмоционального мироощущения ребенка //Психолог в детском саду. 2000.№ 2-3.

8. Психолого-педагогический словарь / Автор сост. В.А.Мижериков. – Ростов на Дону, 1998.

9. Савенков А.И. Путь к одаренности. Исследовательское поведение дошкольников. М., 2004.

10. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. М., 2008.

11. http://socpedagogika.narod.ru



Предварительный просмотр:

Рисование в группе продлённого дня как метод коррекции проблем личностного развития ребенка.

Вторым видом деятельности изостудии является организация и проведение коррекционной работы, направленной на преодоление негативного поведения ребенка и коррекцию его психических состояний и эмоций. С каждым годом увеличивается контингент детей с нарушениями психосоциального развития. В педагогике выделяют пять основных проблемных групп детей, которые составляют зону риска и нуждаются в обеспечении определенных адекватных условий развития и психолого-педагогического сопровождения, предполагающего персональный подход. Зону риска составляют:

 одаренные дети,

 слабообучаемые дети ( дети с задержкой психического развития и трудностями обучения)

 дети с проблемами социального и эмоционального интеллекта ( гиперактивные, тревожные, агрессивные, леворукие, со страхами, с нарушениями речи, общения и поведения, с проблемами полоролевой идентификации и др.)

 дети с ослабленным здоровьем,

 педагогически запущенные дети.

 Психологические особенности этих детей побуждают к созданию определенных условий социального развития, которые способствуют развитию позитивных личностных качеств и преодолению негативных.

Одним из таких условий персонального подхода является изо-терапия или терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием.

В настоящее время изотерапия используется для психологической коррекции лиц любого возраста с невротическими, психосоматическими нарушениями, с трудностями в обучении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах.

Изобразительное творчество позволяет ребенку ощутить и понять самого себя; выразить свободно свои мысли и чувства, мечты и надежды; быть самим собой, а также освободиться от негативных переживаний прошлого. Это не только отражение в детском сознании окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней.

Психокоррекционные занятия с применением изотерапии способствуют изучению чувств, идей и событий, развитию межличностных навыков и отношений, укреплению самооценки и уверенности в себе.

Для изотерапии подходят все виды художественных материалов.

Изотерапия является очень результативным и приятным методом коррекции детских страхов. Данный метод особенно интересен, когда проводится вместе с родителями.

Универсальной этой технологии проявляется в том, что ее можно, использовать как для отдельной работы с проблемными детьми, так и для совместного детского и детско-родительского творчества. В основе изотворчества лежит особая «сигнальная цветовая система», когда с помощью цвета, линий и форм ребенок сигнализирует о своем эмоциональном состоянии. Изотерапия, с одной стороны, метод художественной рефлексии, с другой стороны, технология, позволяющая раскрыть художественные способности ребенка, с третьей стороны - это метод психокорекции, с помощью которого можно

корректировать эмоциональное состояние ребёнка и помогать решать его внутренние психические проблемы.

 Основными целями психолого-педагогического коррекционно-развивающего воздействия являются:

 Развитие психомоторных функций

 Коррекция нарушений в эмоциональном развитии детей этой категории

 Совершенствование моделей взаимодействия детей группы риска с родителями, учителями, сверстниками.

 Формирование познавательных процессов.

В процессе психолого-педагогиче¬ского сопровождения группы детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы решаются следующие задачи:

преодоление трудностей в развитии форм взаимодействия детей этой категории с окружающим миром;

 формирование целенаправленного поведения;

 стимуляция психической активности, направленной на взаи-модействие с взрослыми и сверстниками;

 смягчение сенсорного и эмоционального дискомфорта, чувства тревоги и страха.

Результаты изотерапии

 Сам процесс рисования оказывает на ребенка не просто развивающий эффект, но и положительное психологическое воздействие. Он помогает ему избавиться от боязней, страхов, нервных потрясений, сформировать позитивную самооценку и уверенность в своих действиях и поступках , т.к. изобразительно-игровое пространство, материал, образ в рисунке являются для проблемных детей средством психологической защиты, которое помогает им в преодолении трудных жизненных обстоятельств.

 Используемая литература:

 1. Ванечкина И.Л.. Трофимова И.С. Дети рисуют музыку. Казань, 2000.

2. Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской терапии. М, 2004

3. Выготский Л.С. Собр. соч./ Л.С. Выготский Л.С. . М., 1984. - Т. 4.

4. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия или как вернуть ребенку и подростку уверенность, истинное достоинство и здоровье. – СПб. 1994.

5. Заседателева Э.Б. Основы коррекционной педагогики. – Омск, 1999.

6. И.О. Карелина Эмоциональные нарушения в дошкольном возрасте и их коррекция. – М., 2007

7. Кошелева А.Д. Проблема эмоционального мироощущения ребенка //Психолог в детском саду. 2000.№ 2-3.

8. Психолого-педагогический словарь / Автор сост. В.А.Мижериков. – Ростов на Дону, 1998.

9. Савенков А.И. Путь к одаренности. Исследовательское поведение дошкольников. М., 2004.

10. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. М., 2008.

11. http://socpedagogika.narod.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы диагностики недостатков личностного развития детей.

Данный документ содержит материал из опыта работы учителя начальных классов по профилактике, диагностике и коррекции недостатков личностного развития детей....

Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе. Групповая коррекция нарушения поведения и эмоциональной сферы ребенка.

Материал содержит игры, которые способствуют самовыражению, высвобождению эмоций, преодолению внутренних конфликтов, разрядке, преодолению скованности и застенчивости; созданию положительного образа с...

Эколого-краеведческая работа на уроках математики в начальной школе как аспект личностного развития ребенка

    Работая с учебниками математики для начальной школы, я обратила внимание на то, что в них мало  задач связанных с экологией и совсем нет задач по краеведению. Восполнить этот...

"Развитие творческих способностей ребенка в условиях группы продлённого дня" методические рекомендации в помощь воспитателю

 Методические рекомендации включают игры, игровые упражнения, занятия, тренинги  для развития интеллектуально-творческих способностей   детей...

«Инклюзивное образование как фактор личностного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья» (реферат)

«Инклюзивное образование как фактор личностного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья» (реферат) ...

Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Они влияют не только на развитие умственных способностей и физического з...